МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
М.М. Бреева
Breeva M.M. Methodological basis of transboundary defense of merchandise containing the subjects of intellectual property. The inclusion in Customs Code some clauses concerning intellectual property is one of the most significant innovations in Russian Tariff legislation. Thereby Russia surmounts one more obstacle on the way of joining World Trade Organization. The other very important trend of effective opposition to infringing goods distribution is application of the Risk management system, within limits of which custom authorities apply methods of risk analysis for checking goods, documents and persons liable to control, as well as the extent of the control. These key moments defined by the new version of Customs Code of the Russian Federation, were considered together for the first time, in the light of the requirements of Development conception of Russian custom authorities for 2006-2010 and of international standards of World Trade Organization.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию перед российской таможенной службой стоит двоякая задача: оказание всемерного содействия развитию внешней торговли, а также осуществление жесткого таможенного контроля за перемещением товаров, транспортных средств и физических лиц через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Эффективность работы на этапе таможенного оформления и таможенного контроля является одним из решающих факторов успешного выполнения таможенными органами задачи по предотвращению оборота контрафактной продукции и, как следствие, обеспечению выполнения таможенной службой главенствующей задачи - пополнения доходной части федерального бюджета страны.
В последнее время приобрела особую актуальность проблема защиты потребительского рынка от контрафактной продукции, представляющей реальную угрозу национальной и экономической безопасности страны. Масштабы подделок на внутреннем рынке принимают угрожающий характер. По имеющимся оценкам - это величины, сопоставимые с 20 % ВВП. Продолжается процесс вытеснения отечественных товаров с внутреннего рынка страны, доля большинства которых значительно ниже пороговых значений, обеспечивающих экономическую безопасность государства.
Статистика объемов реализуемой на потребительском рынке России контрафактной продукции свидетельствует о недостаточном уровне таможенного контроля в сфере защиты прав интеллектуальной собственности: по средствам массовой информации, подделками являются: 60 % алкогольной продукции, 40 % одежды, по 50 % фармацевтическая и косметическая продукция; от 50 до 90 % занимает рынок пиратского программного обеспечения (видеопродукция - 68 %, аудиопродукция - 64 %, БУБ - 78 %, программное обеспечение - 88 %). В результате страна теряет свой интеллектуальный потенциал, являющийся ее стратегическим ресурсом; теряет свою репутацию как делового и торгового партнера на мировом рынке, не дополучает миллиарды таможенных платежей.
Регулированию деятельности таможенных органов, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена глава 38 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которой таможенными органами принимаются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных. Алгоритм действий, применяемых таможенными органами в отношении объектов интеллектуальной собственности, включенных в таможенный Реестр Федеральной таможенной службы России (далее ФТС РФ), приведен на рисунке 1.
С внесением объектов интеллектуальной собственности в таможенный Реестр ФТС России, правообладатели предупреждают бесконтрольный ввоз товаров, имеющих признаки контрафактных, обеспечивают за-
Меры, применяемые таможенными органами, не препятствуют другим средствам защиты прав, ст. 393 п. 2
Меры, связанные с приостановлением выпуска, не применяются таможенными органами к товарам, перемещаемым физическими лицами не для коммерческих целей, ст. 400
Право на подачу заявления о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принадлежит правообладателю или его законному представителю ст. 394.1
X
Основания для приостановления выпуска товаров, содержащих признаки контрафактных, включенных в таможенный реестр ОИСст.393.1
Таможенный реестр ОИС ведет Федеральная таможенная служба
Решение о приостановлении принимается начальником таможенного органа в письменной форме ст. 397.1
Выпуск товаров приостанавливается на 10 дней, который может быть продлен еще на 10 дней по заявлению правообладателя
Решение о приостановлении выпуска товаров полежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если правообладатель обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров; ОИС исключен из таможенного реестра ОИС ст.399.2
Правообладатель несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, в результате приостановления выпуска товаров, если не будет определено, что товары являются контрафактными ст. 397.3
Ж
Внесение обеспечения или договор страхования риска ответственности на сумму 500000 рублей, ст. 394 п. 4
Правообладатель не признал товар контрафактным
Правообладатель должен обратиться в уполномоченные органы (Суд, МВД, Прокуратура, ФТС) за защитой прав правообладателя, в противном случае на основании ст.395.3. ОИС подлежит исключению из таможенного реестра ОИС
На основании статьи 7.12; 14.10 КоАП должностным лицом таможенного органа в течение 2-х дней составляется протокол об административном правонарушении, в случае необходимости информация передается в орган дознания
Решение уполномоченного органа после изъятия или ареста товаров, о конфискации .или уничтожении данных товаров Если до истечения срока приостановления выпуска товаров от уполномоченного органа не будет получено решение об изъятии, наложении ареста или конфискации товара, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене ст. 399.1 Протокол передается в отдел административных расследований
-О-
Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа в письменной форме. После отмены решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном главой 16 ТК РФ
Рис. 1. Алгоритм действий, применяемый таможенными органами в отношении ОИС, включенных в таможенный реестр ОИС
щиту российских потребителей от оборота на территории России некачественной продукции, а также защищают свой собственный бизнес.
В соответствии со ст. 393 ТК РФ таможенными органами принимаются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя либо его уполномоченного представителя. Отсутствие в таможенном законодательстве РФ положений реализации принципа «ехоШею», предусматривающего по аналогии со странами Запада наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателей на этапе таможенного оформления и таможенного контроля, свидетельствует о недостаточном уровне таможенных услуг по защите прав интеллектуальной собственности.
Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на срок до 20 дней в отношении не всех объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с действующим российским законодательством. В перечне, определенным статьей 393 ТК РФ, не указаны изобретения, полезные модели и промышленные образцы, охраняемые Патентным законом, что является пробелом в действующем законодательстве.
Правообладатель вправе подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска только тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, в отношении которых у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что их перемещение через таможенную границу или совершение с ними иных действий при их нахождении под таможенным контролем может осуществляться с нарушением его исключительных прав в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности.
Основным требованием ВТО к России по-прежнему остается: пресечение оборота контрафактной продукции и обеспечение надежной защиты прав интеллектуальной собственности в административном и судебном
аспектах на базе эффективной правоприменительной практики. Основополагающая роль в решении обозначенной проблемы принадлежит внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля. Система управления рисками является основным базисным принципом методов таможенного контроля, которая дает комплексную основу для совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности в процессе таможенного администрирования.
Для дальнейшего совершенствования деятельности таможенных органов по предотвращению риска ввоза контрафактных товаров, автором разработана методика определения эффективности действий таможенных органов по защите прав владельцев интеллектуальной собственности, отличающаяся введением мониторинга доказанных судебными органами выявленных контрафактных товаров (рис. 2).
Автор предлагает ввести два показателя итогов деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности: количество выявленных контрафактных товаров, признанных судебными органами контрафактными (в тыс. штук) и количество разработанных проектов профилей риска по защите прав ОИС.
Расчет выполнения показателей эффективности деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав ПС производится по формуле:
Е П ] пк
К]п =-7^--------* 100%, ] = 1, 2,
Е ( Е П ]Пк)
г=1 к=1
где К]„ - коэффициент эффективности
/-показателя п-й таможни Регионального таможенного управления, ] = 1, 2;
П]пк - /-показатель эффективности деятельности п-й таможни по обеспечению защиты прав ПС по направлениям деятельности К (таможенного оформления и таможенного контроля, ревизионных, оперативнорозыскных мероприятий); К = 1, 2, 3;
г - количество таможен в Региональном таможенном управлении.
В случае доведения РТУ установленного для каждой таможни контрольного показате-
ля эффективности деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, Щп* рассчитывается по формуле:
Е П ]пк
К * ]п = ^-X100%, ] = 1, 2 ,
Р]П*
где К]п* - коэффициент выполнения
^-показателя п-й таможни Регионального таможенного управления, ] =1, 2;
Р]п* - установленный РТУ для п-й таможни контрольный у-показатель эффективности деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности*, распределяемый между таможнями Регионального таможенного управления в зависимости от общего объема Р, доведенного до РТУ Федеральной таможенной службой России.
Ежемесячно проводимый региональным таможенным управлением на основе метода экспертной оценки с учетом ранжирования сравнительный анализ коэффициентов эф-
фективности деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав ИС позволит оперативно проконтролировать обстановку в таможнях, своевременно выявить «узкие» места и определить методы их устранения.
Как свидетельствует практика, на этапе таможенного оформления и таможенного контроля К]п = 0, несмотря на постоянный контроль, осуществляемый таможенными органами за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Первопричиной является таможенное оформление продукции, имеющей товарные знаки, не внесенные в таможенный реестр ФТС России, в отношении которой 38 глава Таможенного кодекса РФ по вопросу приостановления выпуска товаров не действует. Для решения данной проблемы предлагается схема трансграничной защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, при перемещении через таможенную границу РФ (рис. 3).
Рис. 2. Методика определения эффективности действий таможенных органов по защите прав владельцев интеллектуальной собственности
Анализ по направленным товарам
Включенные в таможенный реестр
А
Товары, содержащие ОИС, обладающие признаками контрафактных
Не включенные в таможенный реестр
Формирование подразделениями ТН и ТО срочного проекта профиля риска - СППР
Проверка факта регистрации товарного знака в Роспатенте либо во Всемирной организации интеллектуальной собственности__________
Работа в рамках требований 38 главы Таможенного кодекса Российской Федерации
При выявлении фактов АП - составление протокола об АП по ст. 7.12; 14.10 КоАП; принятие решения об изъятии товаров, наложении ареста либо их конфискации; передача материалов дела по итогам его рассмотрения в Арбитражный суд
л
Вынесение решений Арбитражными судами о признании товаров контрафактными и их обращении в федеральную собственность
Проверка подразделениями ТН и ТО факта регистрации товарного знака в Роспатенте
Проверка подразделениями ТН и ТО по базе ФИПС подконтрольного наименования товарного знака на возможность сходства до степени смешения обозначения по отношению к зарегистрированным товарным знакам (в отношении определенного класса МКТУ)
Получение информации от правообладателей и их представителей о наличии лицензионных, субли-цензионных договоров о передаче полномочий об использовании товарного знака
При отсутствии полномочий на использование товарного знака - проверка подразделениями ОТИ, ОРО ФХД предприятия в форме специальной таможенной ревизии на этапе пост-контроля
Осмотр помещения; составление протокола об АП; изъятие товара либо наложение ареста; получение заключения от правообладателя, подтверждающего факт незаконного использования прав владельца ПС; конфискация контрафактного товара, передача материалов дела по итогам его рассмотрения об АП в Арбитражный суд____________________________________
\ /
Безвозмездная передача по письменному согласованию с правообладателями изъятой по делам об АП контрафактной продукции (спортивной обуви, одежды и других предметов обихода) в детские дома при условии соблюдения требований безопасности в отношении изъятых товаров, с учетом требований процедуры приема-передачи
/ \
Рис. 3. Схема трансграничной защиты товаров, содержащих ОИС
В целях контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности функциональными подразделениями торговых ограничений и экспортного контроля таможенных органов должен ежедневно проводиться мониторинг по направленным товарам. Проводимый по полу-
ченным данным анализ обеспечит оперативное выявление поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обладающих признаками контрафактных.
Данная схема позволит до момента начала таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты ин-
теллектуальной собственности, в режиме реального времени отреагировать на конкретную ситуацию и предотвратить риск ввоза и реализации контрафактной продукции.
Принимая во внимание, что в регионе деятельности таможенных органов находятся детские дома, которые являются муниципальными образовательными учреждениями для содержания, обучения, воспитания де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учитывая низкое материальное обеспечение детских домов и отсутствие у них собственных средств, автор предлагает: таможенным органам при вынесении Арбитражными судами решений об обращении контрафактных товаров в федеральную собственность, осуществлять по письменному согласованию с правообладателями безвозмездную передачу изъятой по делам об АП контрафактной продукции (спортивной обуви, одежды и других предметов обихода) в детские дома при условии соблюдения требований безопасности в отношении изъятых товаров и процедуры приема-передачи. Некачественная изъятая контрафактная продукция должна подлежать уничтожению.
Совершенствование деятельности таможенных органов в указанных направлениях позволит внести определенный вклад в сокращение части огромных потерь, которые
несет государство от недопоступления таможенных платежей из-за ввоза контрафактной продукции, в решение проблемы качества и безопасности импортируемых товаров, а также в защиту легального бизнеса от недобросовестной конкуренции.
1. Об утверждении Концепции развития таможенных органов Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 2225-р.
2. Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Приказ ГТК РФ от 27.10.2003 г. № 1199.
3. ПауковА.А., Макрусев В.В. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности: моногр. М., 2005.
4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003.
5. Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (AGREEMENT ON TRADE-RELATED ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS). Источник в сети Интернет: http://www.wto.ru.
6. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2003.
7. Kyoto Convention. General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls. 1999.
Поступила в редакцию 23.Q9.2QQ6 г.
ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ИНВЕСТИЦИЯХ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИЗ-ЗА РУБЕЖА
Чан Дык
Chan Dyk. The evaluation of financing requirement and possibilities of capital formation from abroad. According to the author, the strategy of foreign capital formation of any country, including Vietnam, should be based first of all on the study of the potential and interests of foreign investors and possibilities of the satisfaction of their needs on the basis of cooperation with national organizations for the sake of economic development of the country.
Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление получить максимальную прибыль и благоприятные условия для ее последующей реализации. Этот мотив вполне сочетается с интересами вьетнамской стороны, поскольку получаемая от реализации инвестиционных проектов
прибыль распределяется между сторонами-партнерами.
В соответствии с курсом на развитие открытой рыночной экономики вьетнамское правительство уделяет большое внимание расширению внешней торговли и экономического сотрудничества на взаимовыгодных
2Q3