Научная статья на тему 'РОЛЬ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ) В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

РОЛЬ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ) В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
682
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ) / ПАРТИКУЛЯРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРАВОВОЙ СТРУКТУРЫ / ИМПЕРИЯ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / EUROPE / HOLY ROMAN EMPIRE (GERMAN NATION) / PARTICULAR NATURE OF LEGAL STRUCTURE / EMPIRE / MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеева Инесса Валерьевна

В статье затрагивается тема поиска истоков Европейского Союза в контексте роли Священной Римской империи (германской нации) в истории формирования современной Европы. Автор выделяет как характерную особенность партикулярный характер права Священной Римской империи (германской нации) и приходит к выводу, что период Средневековья является периодом возникновения и формирования современной Европы. Основное внимание в работе акцентируется на исторической преемственности правовых традиций Запада, в частности Священной Римской империи (германской нации), которые во многом определяют тенденции развития Европы в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Holy Roman Empire (German nation) in formation of modern Europe. The origins of the European Union

The article touches on the topic of finding the origins of the European Union in the context of the role of the Holy Roman Empire (German nation) in the history of the formation of modern Europe. The author singles out as a characteristic feature the particular nature of the right of the Holy Roman Empire (German nation) and concludes that the Middle Ages period is a period of the origin and formation of modern Europe. The work focuses on the historical continuity of the legal traditions of the West, in particular the Holy Roman Empire (German nation), which largely determine the trends in the development of Europe today.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ) В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

РОЛЬ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ) В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА СЕРГЕЕВА Инесса Валерьевна,

аспирант Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: inna.sergeeva1@mail.ru

Краткая аннотация: В статье затрагивается тема поиска истоков Европейского Союза в контексте роли Священной Римской империи (германской нации) в истории формирования современной Европы. Автор выделяет как характерную особенность партикулярный характер права Священной Римской империи (германской нации) и приходит к выводу, что период Средневековья является периодом возникновения и формирования современной Европы. Основное внимание в работе акцентируется на исторической преемственности правовых традиций Запада, в частности Священной Римской империи (германской нации), которые во многом определяют тенденции развития Европы в настоящее время.

Abstract: The article touches on the topic of finding the origins of the European Union in the context of the role of the Holy Roman Empire (German nation) in the history of the formation of modern Europe. The author singles out as a characteristic feature the particular nature of the right of the Holy Roman Empire (German nation) and concludes that the Middle Ages period is a period of the origin and formation of modern Europe. The work focuses on the historical continuity of the legal traditions of the West, in particular the Holy Roman Empire (German nation), which largely determine the trends in the development of Europe today.

Ключевые слова: Европа, Священная Римская империя (германской нации), партикулярный характер правовой структуры, империя, Средневековье.

Keywords: Europe, Holy Roman Empire (German nation), particular nature of legal structure, empire, Middle Ages.

Современная эпоха, характеризующаяся такими политическими, экономическими, идеологическими, культурными явлениями, которые можно рассматривать как кризисные для переживающего процессы глобализации мирового сообщества, порождает множество вопросов, касающихся поисков истоков современного состояния государственности как правового явления в связи с процессами ее трансформации, связанными с одной стороны, с упадком национально-территориальной государственности, и, с другой стороны, со стремлением отдельных этносов и народов к получению максимальной автономии и политической независимости. В этом свете представляется актуальной проблематика формирования Европейского Союза в историческом контексте, которая позволяет выявить предпосылки существующих в Европе центростремительных и центробежных течений. Несомненна огромная роль как исторически предшествующего Европейскому союзу государства, Священной Римской империи (германской нации), с которой связаны культурные, идеологические и этнические предпосылки формирования современной Европы.

Тысячелетняя история Священной Римской империи (германской нации) яркий пример закономерности существования в Европе одновременно стремления к объединению и, что обусловлено во многом существованием с момента появления империи в ней множества разноязыких племен, стремлением к обособлению ее отдельных земель, народов и групп населения. Центростремительные и центробежные течения в Европе в разное время породили такие формы государственности как империи, национальные государства как основная политическая форма существования наций и народов, Европейский союз национальных государств. Сложившаяся за тысячелетия привычка - общие культура, историческая память и территориальная обусловленность являются связующим фактором Европейского союза, но, в отсутствии связующих идеологических факторов, каким была, например, христианская вера для Священ-

ной Римской империи (германской нации), породившая понятия Европы как «христианского» мира, рост центробежных течений в существующем в течении десятилетий Европейском союзе возрастает и, в силу относительной слабости связующих факторов, при наличии этнического и языкового разнообразия, возникает вопрос европейской идентичности.

Священная Римская империя (германской нации), ее правовая и политическая история, правовая структура и культура, безусловно является важным фактором формирования современной Европы, одним из истоков Европейского Союза, изучение права которой может раскрыть многое в европейских ментальности и правосознании в контексте идентичности понятия «европеец».

Священная Римская империя (962-1806), с 1512 года Sacrum Imperim Romanum Nations Germanica!, как очевидно следует из самого названия этого государства, является наследницей Римской империи, а точнее Западной Римской империи, императором которой, после долгого периода политического хаоса, войн, разрушений, возникновения и существования на территории бывшей Западной Римской империи различных государственных образований в виде варварских королевств, в 800 году был коронован франкский король Карл Великий.

В отличие от империи Карла Великого, которая после его смерти распалась, после раздела территории на три части его наследниками, одна из этих частей, включающая территории к востоку от Рейна, послужила ядром для образования существовавшей на протяжении тысячелетия империи, вовлекавшей в разное время в свою орбиту разные территории с населявшим их неоднородным как по своему происхождению, так и по культуре, традициям и языкам населением. Это - Священная Римская империя, созданная одним из германских королей Оттоном I в 962 г. (с 16 в. - Священная Римская империя германской нации), которая просуществовала до 1806 г.

Современные западные историки, социологи и куль-

турологи в настоящее время находят именно период Средневековья периодом возникновения и формирования современной Европы как некоей культурной, цивилизационной и даже политической общности и видят ее первоначальные истоки в Римской империи и, в чистом виде, во Франкской империи Карла Великого. Об этом свидетельствует, в частности, само название труда французского историка Ж.Л. Гоффа «Рождение Европы» (Родилась ли Европа в Средневековье? - дословный перевод названия с французского языка).

Почему же истоки формирования Европы в ее современном виде коренятся именно в том времени, а также в более раннем периоде так называемых «темных веков», разделивших Средневековье и античный период истории Европы? В какой степени связано становление Европы как цивилизационной общности с идеалами христианской веры населения Западной Римской империи и в какой степени с возникшей тогда необходимостью единства правосознания, что можно считать одной из предпосылок политического объединения и образования государства в форме империи?

На развалинах Западной Римской империи, ставшей, как вследствие официального принятия христианства, так и в силу исторических причин, метафизическим царством для последующих поколений, вокруг «вечного Рима» в ипостаси центра христианства, возникает «христианский мир» - именно так позиционировало себя с периода темных веков и, во многом, до наших дней общество бывшей Западной Римской империи, европейское общество. При этом, в собственном представлении этого общества, оно является единственным христианским миром на земле, а также, часто, единственным европейским миром в цивилизационном смысле, что обусловлено в немалой степени территориальной локализацией этого общества. «Христианским обществом» или «христианским миром» западноевропейское средневековое общество называют многие историки не только в силу того, что роль церкви в жизни этого общества была всеобъемлющей, но также в силу самоидентификации и позиционирования западного общества той эпохи, возникшего вследствие организующего характера христианства на всех уровнях как общественной жизни в условиях слабости или просто гибели государственных институтов Западной Римской империи, так и в жизни и душевных устремлениях каждого принявшего христианскую веру человека той эпохи от рождения до смерти.

Многие историки видят роль церкви и христианской доктрины в становлении средневековой цивилизации Запада положительной, отмечая заботу церкви о бедных, больных, сиротах и стариках, развитии образования и производства книг, поддержке института брака. Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины, и, как следствие, с

изменением отношения человека к природе. Именно вдохновляемое христианскими идеалами познание мира породило многообразную культуру средневекового Запада, в котором личность человека в целом ценилась выше, чем в античности. Именно Церковь западного мира после политической гибели Западной Римской империи была обладательницей и носительницей идеи translation imperii. При этом теперь империя понималась как такая форма государственного устройства общества, в котором империя является как универсальное государственное образование, призванное объединить весь европейский христианский мир.

Именно сочетание этих двух тенденций развития западного общества: общей христианской веры людей и исторического, почти сакрального наследия Римской империи, создало европейский мир Средневековья, и, в конечном итоге, современную Европу. При этом католической церкви принадлежит первенство в провозглашении идеи уникальности, единства и особой миссии Европы, в рождении европейской идеи. В настоящее время Европу объединяет политически такое образование как созданный в 1992 году Европейский союз, политическое и экономическое объединение ряда суверенных государств, которые ради идеи объединенной Европы отказались от многих атрибутов суверенности и которое можно рассматривать сейчас как надгосударственное политическое образование с признаками федеративного устройства. При этом не вызывает сомнений, что Евросоюз в своем нынешнем устройстве имеет своим истоком во многом традиции Священной Римской Империи германской нации.

При необходимости проследить эти истоки их можно видеть в сочетании христианства и древних традиций выборности властей, неуклонно существовавших в германских законах и обычаях, которым продолжали следовать в варварских королевствах Западной Европы и которые во многом были унаследованы правовой традицией Священной Римской империи, что, при наличии иных исторически существовавших причин, обусловило традицию выборности императоров этого государства. Сочетание этих правовых традиций с вытекающими из христианского миропонимания требованиями устройства и правления, подкрепленное безусловно существовавшей в Западной Европе имперской традицией, транслируемой в период Средневековья церковными институтами, породило, в частности, жизненно необходимую для существования империи традицию коронации императоров Священной Римской империи римскими папами.

Можно ли рассматривать Европейский союз как современную империю? Империя часто выступает как государственно-территориальная форма локальной цивилизации, представляющей собой исторический организм или исторически-культурный тип, то есть такую общность наций и народов, которая занимает определенный географический ареал, «часть све-

та», имеет общую историю, традиции, организацию быта, менталитет, социально-нравственные ценности и установки, образ жизни и, тем самым, принадлежит к единой исторически сложившейся культуре и в ней существует. [6, стр. 21].

Этот вопрос можно рассматривать в контексте идущей в настоящее время дискуссии как об актуальности, так и о правовом содержании формы государственного устройства в виде империи. На основании изложенного можно сделать вывод том, что Евросоюз является если не имперским образованием в безусловном смысле этого понятия, то таким образованием, которое призвано положительно решить вопрос реализации общности европейских государств, путем их экономического, правового, идеологического, культурного и, в конечном итоге, политического объединения, одной из предпосылок которого во многом является существовавшие тысячелетиями традиций такого их объединения, в частности, в исторический период существования Священной Римской империи, объединявшей на протяжении полутора тысяч лет как большую часть западной европейской территории, так и территории европейских колоний. Правовая структура Священной Римской империи имела партикулярный характер, выражавшийся в существовании в ее рамках разных правовых систем как для отдельных групп населения в связи с сословным принципом средневекового общества, так и для отдельных земель (нем. Land - земля, страна) этой империи. Священная Римская империя представляла собой своего рода союз различных групп европейского населения, идеологическим наполнением которого служили универсалистские традиции Римской империи в форме распространения основ своей цивилизации и трансляции этих традиций на вновь вовлекаемые в орбиту империи народы, а также универсалистская идея объединения всех католиков.

Европейская идея, которая заключается в идее объединения всех европейских народов, принимала в последующем гуманистическое, пацифистское, либеральное, националистическое, европоцентристское и иные толкования. Но европейские народы и в наше время называют христианским миром - как носителей традиционных христианских культур или «идеи единого христиански-европейского человечества». При этом именно в лоне этого западного христианского мира возникло и обрело форму «новое варварство», в частности в виде национал-социализма. С. Франк отмечал: «Христианский мир, как целое, ответственен за происшедшую в нем моральную катастрофу». Современное европейское общество несомненно вступило в пору кризиса, корни которого лежат в его историческом прошлом, особенно, во многом неразрешенных до сих пор, мировых конфликтах 20 века, которые в свою очередь были порождением исторически сложившихся тенденций развития западного общества в предыдущие столетия, и, возможно, были закономерно обусловлены предпосылками существования это-

го общества в известных исторически формах, возникших в самих его истоках.

В поисках этих истоков, в процессе рассмотрения Священной Римской империи как предшественника такого государственно-территориального объединения как Европейский Союз, наряду с возникновением закономерного вопроса о форме государства- империи, также возникает вопрос о правовой структуре Священной Римской империи, роли и мере влияния на формирование этой правовой структуры в исторически сложившемся в Средние века виде как применявшихся на заре ее существования тевтонских (германских) законов, так и римских законов, регулирующих жизнь галльских и латинских народов, последующей рецепции римского права, и, в частности, влияния римского права на каноническое право, которым также регулировалась не только непосредственно церковная жизнь, но и многие общественные отношения, такие как, например, брак, а также обратного процесса влияния канонов на процесс рецепции в период Средних веков в империи. «Историк западного общества, пытаясь проследить его корни, должен сосредоточить свое внимание на истории церкви с одной стороны, и на истории варваров - с другой», отмечал А.Тойнби.

Можно признать, что современные проблемы Европейского Союза и всего западного общества связаны с восприятием процессов глобализации как современной формы единого «европейского христианского демократического» человечества и, при этом, с рассматриванием либеральной демократии как конца истории. В то же время становление Западной Европы как цивили-зационной общности в немалой степени было обусловлено проекцией в жизнь населявших ее людей при безусловном наличии каждодневных межчеловеческих отношений, требований и представлений, продиктованных идеалами христианской веры, одновременно транслируемых на религиозном, властном и «идеологическом» уровнях, как духовными и светскими властями, так и духовными авторитетами, а также носителями философского, религиозного и правового знания эпохи Средних веков, что послужило основной тенденцией для центростремительных течений западноевропейского общества. Одновременно, не в последнюю очередь в силу объективно существующей традиции государственного устройства, заложенной в Римской империи, центростремительные стремления западноевропейского общества, в период Средних веков вылившиеся в закономерную форму империи, носящей имя «Римская», приводят к формированию, в том числе на современном этапе развития Западной Европы, политических образований, призванных не только объединить исторически сложившееся пространство западного христианского мира, но и распространить это пространство, представляющееся в силу формировавших «цивилизацию» центростремительных тенденций единым, не только цивилизационно и идеологически, но также и территориально, в приемлемых на современном этапе

формах, если не государственного образования, то политического объединения.

Корни Европейского Союза, части современной «империи» западного мира как глобального универсального государства без границ, естественно стремящейся к бесконечному расширению и к известной унификации вовлеченных в ее орбиту государств на основе единых идеологических представлений, связаны со Священной Римской империей (германской нации), универсальным государством христианского западноевропейского мира, распространявшим свое влияние на обширные территории в силу тенденций имперской формы, но при этом, как в силу иных аспектов имперской формы, так и в известной мере в силу сложившихся в результате закономерностей исторического развития тенденций децентрализации, которые обрели в Священной Римской империи формы одновременного существования как стратификационных, так и территориальных партикулярных Библиография:

1. Бабурин С.Н. Мир империй. Территория государства и мировой порядок. М, 2005

2. Исаев И.А. Топос и номос: пространства правопорядков - М.: Норма, 2007

3. Каспэ С.И. Империя и модернизация. Общая модель и российская специфика - М.:РОССПЭН, 2001

4. Блок Марк Феодальное общество. - М, Издательство им. Сабашниковых, 2003

5. Жак Ле Гофф «Рождение Европы» (Родилась ли Европа в Средневековье?), «Александрия», 2008

6. Грачев Н.И. Империя как форма государства: понятие и признаки, Вестник Волгоградского университета, Сер. 5, Юриспруд. 2012 № 2 стр. 18-28

7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., Искусство, 1972

8. Миллер А.И. Империя и современный мир - некоторые парадоксы и заблуждения -политическая наука: Современные империи сб. науч.тр. ред. И сост. А.И.Миллер - М.:ИНИОН РАН, 2004

9. Тойнби, А. Дж. Постижение истории - М.: Прогресс, 1991

10. Хангтинтон, С. Столкновение цивилизаций - М.: АСТ, 2003

11. Хард, М Империя/ М.Хард, А.Негри. - М.:Праксис, 2004

12. Thomas Wetzstein. Im Europa-Raum. Rechtsgeschichte, 3, 2003, 202-205

правовых систем, с традицией многообразия.

«Империя перерастает рамки особой формы организации государственной территории или даже самого государства. Империя выступает как государственно-территориальная форма цивилизации, преодолевающая как крайность государственно-правового универсализма, уничтожения национальных организмов с их самобытностью и неповторимостью, так и крайность обособления, самоизоляции этносов в своих этнических стандартах и границах». [1]. В связи с чем, рассматривая истоки современной европейской цивилизации, корни Европейского Союза в контексте исторических предпосылок, возникших в Священной Римской империи (германской нации), в свете тенденций развития и кризиса процесса глобализации, можно вспомнить замечание А. Тойнби и согласиться с ним: «Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.