Научная статья на тему 'ГОРОДСКОЕ ПРАВО СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ XIV - НАЧАЛА XVI ВВ. КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ'

ГОРОДСКОЕ ПРАВО СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ XIV - НАЧАЛА XVI ВВ. КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРАВО / ПАРТИКУЛЯРНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / СОСЛОВНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОЖАН / URBAN LAW / PARTICULAR LEGAL SYSTEM / HOLY ROMAN EMPIRE / CLASS SOCIETY / LEGAL SITUATION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Инесса Валерьевна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования правового положения горожан в сословном феодальном обществе в процессе формирования правовых систем городского права в Священной Римской империи в XIV - начале XVI вв. Особое внимание обращается на присущую членам городских общин личную свободу и роль городского права как партикулярной правовой системы, формирующей основы правового положения жителей городов. На основании анализа процесса формирования правовых систем городского права Священной Римской империи, автор раскрывает содержание этих партикулярных правовых систем как собирательных систем правовых норм, обеспечивающих, в частности, личную свободу членов городских общин, что послужило к развитию правовых идей Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

City Law of the Holy Roman Empire of the 14th - early 16th centuries. as a means of exercising the legal freedom of the individual

The article is devoted to the urgent problem of the formation of the legal situation of citizens in the class-deed feudal society in the process of forming legal systems of urban law in the Holy Roman Empire in the 14th and early 16th centuries. Particular attention is paid to the personal freedom inherent in members of urban communities and the role of urban law as a particimate legal system that forms the basis of the legal situation of urban dwellers. Based on an analysis of the process of forming the legal systems of the city law of the Holy Roman Empire, the author reveals the contents of these particular legal systems as collective systems of legal norms, providing, in particular, personal freedom members of urban communities, which served to develop the legal ideas of the New Age.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКОЕ ПРАВО СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ XIV - НАЧАЛА XVI ВВ. КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ»

ГОРОДСКОЕ ПРАВО СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ XIV - НАЧАЛА XVI ВВ. КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

СЕРГЕЕВА Инесса Валерьевна,

аспирант Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). inna.sergeeva1@mail.ru

Судить слугу иль господина Для наших судей - все едино.

Ганс Сакс,

Похвальное слово городу Нюрнбергу

Краткая аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования правового положения горожан в сословном феодальном обществе в процессе формирования правовых систем городского права в Священной Римской империи в XIV - начале XVI вв. Особое внимание обращается на присущую членам городских общин личную свободу и роль городского права как партикулярной правовой системы, формирующей основы правового положения жителей городов. На основании анализа процесса формирования правовых систем городского права Священной Римской империи, автор раскрывает содержание этих партикулярных правовых систем как собирательных систем правовых норм, обеспечивающих, в частности, личную свободу членов городских общин, что послужило к развитию правовых идей Нового времени.

Abstract: The article is devoted to the urgent problem of the formation of the legal situation of citizens in the class-deed feudal society in the process of forming legal systems of urban law in the Holy Roman Empire in the 14th and early 16th centuries. Particular attention is paid to the personal freedom inherent in members of urban communities and the role of urban law as a particimate legal system that forms the basis of the legal situation of urban dwellers. Based on an analysis of the process of forming the legal systems of the city law of the Holy Roman Empire, the author reveals the contents of these particular legal systems as collective systems of legal norms, providing, in particular, personal freedom members of urban communities, which served to develop the legal ideas of the New Age.

Ключевые слова: городское право, партикулярная правовая система, Священная Римская империя, сословное общество, правовое положение горожан

Keywords: urban law, particular legal system, Holy Roman Empire, class society, legal situation of citizens.

Предметом исследования в рамках данной статьи выступает процесс формирования партикулярных правовых систем городов Священной Римской империи в Х!У-ХУ! вв. как правовой системы, регулирующий общественные отношения в рамках обладающих определенным юридическим статусом городов. Автор акцентировал свое внимание на проблеме правового положения личности в феодальном сословном обществе Священной Римской империи, в частности, на роли исторического процесса формирования правосубъектности горожан в процессе возникновения, складывания и развития партикулярных систем городского права, существовавших в Священной Римской империи в этот период. Используя сравнительно-правовой метод, исторический метод, а также метод анализа исследований, проведенных европейскими специалистами в области городского средневекового права, автор установил, что вопрос о реализации свободы воли индивида в рамках стремления к достижению общего блага являлся ключевым для понимания вектора становления и развития системы городского права в феодальном сословном обществе Священной Римской империи в рассматриваемый период. В связи с этим данному городскому праву присуще, что в немалой степени обусловлено влиянием канонического права и рецепцией римского права, равенство субъектов перед законом и судом, а также личная свобода членов городских общин, что послужило толчком для развития правовых идеалов Нового времени.

Актуализация проблематики развития современного гражданского общества, как в нашей стране, так и в странах Европейского союза, а также проблемы влияния на становление современного европейского конституционализма, в том числе в области прав человека и гражданина, средневекового европейского права и, прежде всего, как наиболее актуального в данном аспекте, городского средневекового права, являющиеся предме-

том разработки научных концепций последних десятилетий в современной отечественной и западной правовой доктрине, побуждают к исследованию истоков формирования права современных европейских стран, в том числе Германии, что с одной стороны предполагает выявление корней данной проблематики, а с другой стороны позволяет выявить тенденции развития европейского права. В последние десятилетия в рамках отечественной юридической доктрины стали разрабатываться проблемы установления правового положения человека по средневековому городскому праву Западной Европы. Но при этом можно заключить, что иные аспекты правовой системы Средневековья, которое во многом является временем формирования современного правосознания, по-прежнему изучаются в рамках медиевистики, оставляя за бортом историко-правовой науки такую проблематику как партикулярный характер средневекового европейского права, характерным примером чего является право Священной Римской империи, в том числе в период Х!У-начало XVI вв.

При этом многие авторы, обращаясь к теме развития городского права Европы и актуализируя аспект его роли в формировании коллегиальных форм управления, судов присяжных, предпосылок особого отношения к ценностям прав человека, особого статуса горожан, рассматривают городское право как разновидность местного (территориального), либо как право корпораций, а не в качестве правовой системы, характерной для сословия горожан, в то время как другие, выделяя городское право как право сословия, не отмечают партикулярности его характера, относя партикуляризм средневековья только к такому явлению, как жизнь в каждой отдельной местности в то время по своим обычаям. В средневековом обществе, которое характеризуется как феодальное, то есть в исторический период, который был также охарактеризован в эпоху Возрождения как период средних веков между античностью и Новым временем, в партикулярности

сложившихся правовых систем обеспечивалось защита определенных прав и свобод индивида, несущего свои обязанности перед обществом, определяя его роль в этом обществе.

В Средние века в Европе вместо существовавшей в античности поляризации между правосубъектностью свободного человека и бесправного раба складывается более детализированная и разветвленная структура правового положения отдельных персон общества и их правового общения в соответствии с сословно-иерархическими принципами строения и функционирования феодального строя в целом. Следует заметить, что в литературе нет единого подхода к понятию «феодализм», но при этом он нередко характеризуется как период политической раздробленности и феодальной иерархии с определенным статусом церковных органов. Разумеется, можно отметить, что в согласии с политической и правовой значимостью сословного деления в феодальном обществе права человека стали определяться его сословной принадлежностью. При этом различные социальные статусы или «круги», обусловливают разные уровни прав-привилегий (иммунитетов) людей в пирамиде феодальной системы иерархии собственности. Права человека в феодальном обществе, которые приобретались по рождению или путем получения от феодальных сеньоров, различны по объему прав-привилегий членов разных сословий, или как их тогда называли «свобод». Таким образом, возникновение коммун городов в период раннего средневековья на месте опустевших городов Римской империи или небольших поселений при крепостях-бургах изначально было возможно при получении льгот и вольностей от феодальных сеньоров (королей, герцогов, архиепископов), на нормативном материале которых основывались первичные положения городского права.

Сложившееся в процессе развития этих общин-коммун в обладающие определенным юридическим публичным статусом города-корпорации городское право, Stadrecht (нем.), представляет собой важнейший признак самоуправления и свободы горожан. Этимологически немецкое слово Stadt (город) производится из слова, обозначающего определенное место, территорию бытия. Таким образом горожане или Stadleute (нем.), они же жители бурга - Burgerschaft (нем.), это люди, проживающие на определенной территории, взаимодействующие в рамках юрисдикции города.

Городское право в нормативном смысле являет собой совокупность правовых местных обычаев и вольностей, требований городских статутов (вильюров), жалованных сеньорами грамот (хартий), правовых прецедентов в виде решений городских судов и городских советов, а также уставов цехов и гильдий, городских законов, индивидуальных актов по юридическим сделкам, в основном это писаное право. Это право общины выбирать собственные властные учреждения, издавать законы и предписания, осуществлять суд над жителями и поддерживать порядок

с помощью собственных сил полиции и ополчения, а также монопольное право исполнения смертной казни и телесных наказаний. Как отмечают В.Б. Романовская и О.Б. Квачадзе, «под городским правом Западной Европы как юридическим явлением прошедшим становление и развитие в течение всего периода Средневековья понимается особая правовая система, нормы которой регулировали различные виды общественных отношений (как публичного, так и частноправового характера), возникших в процессе организации городского управления и решения горожанами вопросов городского значения в пределах территории города, обладающего особым юридическим статусом» [8]

Можно считать, что в условиях полной или частичной несвободы части людей (рабы, крепостные) право и пользование конкретной правовой формой представляют собой привилегию, по отношению к тем, кто вне круга субъектов определенного права. В этом случае индивид как субъект права-привилегии воспринимается не в качестве человека вообще, существа человеческого рода, а в качестве определенным образом и для определенного круга отношений выделенного и избранного, маркированного привилегий человека (исторически исконный афинян, римлянин, член рода, сословия, группы, обладающий имуществом и т.д.). Перед нами на протяжении пути формирования положения человека как обладающей правами личности предстает «частичный», ограниченный привилегией человек. Последним типом такого ограничения, существующего и в наше время, можно считать различный объем правоспособности человека-гражданина и лиц без гражданства.

Исторически неотчуждаемые личные права человека, как известно, впервые были декларированы в 1789 году - в «Декларации прав человека и гражданина». Интересно, что в русском языке этимологически права гражданина - это права горожанина. Буржуазное право (право бурга - города) родилось из городского права, которое изначально распространялось на свободных горожан как членов общины-коммуны (исключая поденных рабочих, подмастерьев и прислугу), но впоследствии в большинстве городов распространилось и на ранее неполноправных жителей, с возобладанием принципа aequitas (здесь понимаемого как принцип равенства всех перед законом).

Правовые идеи о свободе личности или неприкосновенности личности, понимаемой как индивидуальная свобода, физическая, психическая, нравственная и личная безопасность человека, и в этой связи идея общей свободы и безопасности в обществе (городской мир), получили дальнейшее развитие в законодательстве Нового времени. В период перехода к Новому времени многие функции городских общин переходят к публичной власти.

Следует отметить как характерную черту правосознания эпохи символизм, присущий сознанию средневекового человека, обязывающего его к поддержанию традиций в связи с

общепринятым представлением о Божественном происхождении мира, права и суда. Результатом Божественного права является свобода, равенство и справедливость как общее благо. Таким образом, достижение общего блага является объективно необходимым всеобщим условием для возможного совместного бытия и согласованного существования членов общества в качестве свободных в рамках дозволенного и формально равных субъектов. В данной связи общее благо не отделено и не противостоит благу каждого. Круг свободных и равных лиц, охватываемых концепцией общего блага, исторически изменялся, но в любом варианте общий для всех членов круга принцип правовой справедливости как правового равенства в правоспособности и правосубъектности, единство правопорядка, являлся правовой основой законности.

В средние века город мыслился горожанами как святое пространство, модель града Божьего. В русле такого подхода в христианской Европе развились и утвердились идеи всеобщей свободы и правового равенства всех людей, неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина, правового закона и правового государства, господства права. Это говорит не только о влиянии канонического права на развитие городского средневекового права, но и также о наличии в правовых системах городов положений рецепиированного римского права. В частности, в Магдебургском праве активная рецепция римского и канонического права, как отмечает А.Л.Рогачевский, происходит начиная со второй половины XV века. [7]

Христианско-этические взгляды на правовые отношения и нормы как по своему содержанию, так и по форме выражения правовых норм в каноническом праве, оказали мощное просветительское влияние на всю систему европейского права. В то же время основные правовые идеи буржуазия почерпнула из времен Рима-республики. Бургомистры или члены магистрата часто назывались консулами, городской магистрат сенатом. Например, на городских воротах Любека еще и сегодня можно прочесть аббревиатуру S.P.Q.L - Senatus Populusque Lubecensis (Сенат и народ Любека).

В результате развития городского сословия в качестве идеала бюргерства понимается всеобщее и равное для всех горожан право. Идеал равного права для всех вел к отрицанию личной зависимости людей. По отношению к бытовавшему в рассматриваемый исторический период на землях Священной Римской империи крепостному праву и иным сеньориально-вассальным отношениям, в городах стало действовать правило: «Городской воздух дает свободу».

Первоначально субъект городского права имеет расплывчатый характер и привязку прежде всего к месту проживания, а горожан связывает общее проживание, а не какие-либо иные отношения. Так, долгое время в документах нет термина для обозначения жителя города, используются понятия «муж-

чины и женщины», «народ» или описательно «те, кто живет и будет жить в этом месте» и т.п., что говорит как об отсутствии выделения жителей города в виде особой страты, так и, с другой стороны, обеспечивает включение в сферу действия конкретной правовой нормы представителей разнородного населения. Городская община как совокупность равноправных лиц-горожан возникает позднее, но при этом существует явление дробности прав внутри города по разным группам - моноэтническим, конфессиональным, привилегированным слоям, клирикам, ремесленным цехам, религиозным братствам, оборонительным объединениям и иным общностям внутри города. Своеобразие городского права, и, прежде всего, его светский характер, возникли в результате его эволюции и во многом связаны с регламентацией торговли и ремесла. Городское право, с одной стороны, несет в себе общие для средневекового права черты партикуляризма, а также черты включенности в систему феодальной иерархии, возникающей в виду схемы получения городом как носителем публичной власти иммунитета сеньоров, с другой стороны, содержит ряд правил, обеспечивающих личную свободу горожан, свободу брака, свободу владения частной собственностью, что ставило город как субъект права вне феодальной иерархии: в идеале город замкнут на себя и не является вассалом, что способствовало консолидации горожан (третье сословие Нового времени) и фиксацию их ценностей в правовых нормах системы городского права.

Таким образом, партикулярная система городского права являла собой способ выражения и осуществления свободы человека как личности, то есть как индивида, обладающего свободой выбора, через реализацию его свободной воли, обеспечивая ему защиту и охрану свобод, в том числе свободу воли, правовыми средствами.

Одновременно полагаем, что стратификацию как средневекового общества, так и городской общины, можно рассматривать в виде определенного способа защиты прав индивида. Рассматривая роль городского права в политическом, экономическом и культурном аспектах, мы выделяем значимость данной правовой системы для средневекового города-корпорации, изначально возникшего на основе разделения труда в средневековом обществе в целом, и существовавшего в период расцвета городов Священной Римской империи в Х!!!-XIVвв. как система городских общин.

Активно развивавшееся торговое, морское, вексельное и цеховое право подразумевало обязательность для осуществления торговли, финансовых операций, мореплавания, производства и ремесла вступление в корпорацию (коммуну, общину), обеспечивающую соблюдение принципа талиона при посягательстве на личность своих членов, улаживание споров между членами. Члены общины обязывались соблюдать «городской мир», а также ограничивающую внутреннюю конкурен-

цию «заповедную милю». Разделение городской общины осуществлялось на основе разделение труда в городах: по образцу торговых и ремесленных союзов создавались союзы врачей и аптекарей, юристов, землекопов, извозчиков, художников, артистов и даже воров и нищих. Такие городские братства, в том числе цеха, гильдии, представляли собой общественные корпорации «ипК/еге^» (термин XN-XШ вв., получивший обоснование в трудах специалистов по каноническому праву), в основе которых лежала взаимная присяга формально равных между собой лиц. На присяге, клятве основывалось существование и самой городской общины. Городские братства предусматривали согласие своих членов, как метод экономического и политического выживания и некоторой культурной автономии.

Здесь можно заметить, что ранние средневековые авторы, воспринимали фактическое неравенство членов общества в библейском понимании его разделения на «молящихся, воющих, пашущих». Феодальная схема включает деление всего населения на разряды, различные по объему прав, свобод и привилегий. Внутри каждого сословия, не исключая сословия горожан, возникают различные группы и страты, каждая со своим статусом. К. Маркс трактовал феодализм как общественно-экономическую формацию, выделяя три периода, связанных с уровнем развития феодального производства. Городское право колыбель возникновения и развития торгового (купеческого) права в рамках сотрудничества городов, таких как Великая немецкая Ганза в позднем средневековье, международного торгового права, которое зародилось на крупных рынках во время функционирования рыночных судов. Развитие городского права, стимулом для которого был экономически возросший потенциал Европы, одновременно благоприятно сказывалось на экономической жизни общества, обеспечивая потребности в совершенствовании финансово-кредитной деятельности, торговли и мореплавания. «Едва ли еще найдется в европейской истории период, в котором с такой отчетливостью можно было бы проследить взаимосвязь между экономическими и юридическими успехами, как в период Средневековья».[4]

В городах с ремесленными цехами, торговлей, мореплаванием, мануфактурами, в отличие от деревни с ее аграрным хозяйством, правовые формулы решения различных обществен-

ных проблем, прежде всего экономических, складывалось либо на основании римских законов, либо самостоятельно, как например в Северной Германии, которая не находилась в таком тесном контакте с римским правом, как города на западе и юге Священной Римской империи. Тем не менее повсеместно взлет городов, рост численности их населения, сопровождался активной рецепцией римского права, что объясняется не только потребностями экономической жизни средневекового общества и развитием городских отношений в частноправовой сфере по договорам и причинению вреда, но и как особенностями правосознания лично свободных горожан, так и влиянием политико-юридической мысли периода Х^-начала XVI веков. Особое городское право было главной чертой и завоеванием, придающим средневековому городу его уникальность, при этом главным фактором являлось развитое правосознание жителей города. Например, «Соборная распря» в Ростоке 1487-1491 гг. в ходе которой вооруженные восставшие во главе с Гансом Рунге лезут в окна ратуши только затем, чтобы вынудить магистратов дать письменное обещание рассмотреть их петицию. [10] Можно также отметить такую характерную черту горожан как то, что выход из конфликтов виделся им в третейском (арбитражном) суде.

Городское право Священной Римской империи в XIV-начале XVI вв., как и в других странах Западной Европы, сыграло роль определенного связующего звена между установлениями античного мира, в частности, Римской империи, и правовыми идеалами Нового времени, пройдя путь развития от бытовавших на территориях германских племен местных обычаев языческого времени, в том числе включенных в орбиту цивилизации Рима, под влиянием морали Нового Завета, до формулирования в своих основных положениях принципов всеобщего равенства, а также свободы и неприкосновенности личности, при всем сохранении его средневекового характера, так как его субъектами являлись только жители городов империи. Рассматриваемое городское право было глубоко укорено в рамках правовых традиций сословного средневекового общества, но при этом его нормы носят собирательный характер заимствований из других правовых систем, рецепций римского права. Эту способность к аккумуляции Берман Г.Дж. называл «системной

10. 11.

целостностью городского права».[2] Библиография:

Аннерс Э.. История европейского права (пер. со швед.)/ Институт Европы. - М.: Наука, 1994. С. Берман Г.Дж. Западная традиция права. Эпоха формирования. - М.: Норма 1998 Ле Гофф Ж. Рождение Европы Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада

Колесницкий Н.Ф. Священная Римская империя: притязания и действительность, М., 2005 Пирени А., Средневековые города и возрождение торговли, Горький, 1941

Рогачевский А.Л. Меч Роланда. Правовые взгляды немецких горожан 13-17 вв., С-Петербургский университет, 1996

Романовская В.Б., Квачадзе О.Б. Европейский город и личность: конфликт и консенсус. Опыт высокого средневековья. - М, Юрлитинформ, 2016 Сванидзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. в 4 т./под ред. А.А.Сванидзе. Т. 1. Феномен средневекового урбанизма. М.: Наука, 1999 Сванидзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т./под ред. А.А.Сванидзе. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М.: Наука, 2000

Право в средневековом мире. Сборник статей. Российская академия наук. Институт всеобщей истории. - М, Государственная публичная историческая библиотека России, 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.