УДК 34«395/1453»:34.028.5
Д. А. Макаров
Роль и значение города в системе территориальной организации публичной власти в Византийской империи
В статье рассмотрены основные проблемы правового статуса представителей городских сословий в Византийской империи. Изучается специфика места и роли городских общин в административной системе Византийской империи. Рассматривается эволюция территориальной организации государственной власти при становлении феодального общества и права.
In the article the basic problems of legal status of representatives of city estates in the Byzantine Empire. Studied the specifics of the place and role of the urban communities in the administrative system of the Byzantine Empire. Examines evolution of territorial organization of the state power in the formation of feudal society and law.
Ключевые слова: город, закон, Византия, император, коллегии, Константинополь, курия, полис, Сенат, плебс.
Key words: city, law, Byzantium, Emperor, collegiums, Constantinople, the Curia, polic, Senate, plebs.
Города играли важнейшую роль в жизни Византийской империи, они занимали исключительное положение в структуре имперского государства. Городскую общину составляли местный нобилитет в лице сословия куриалов и плебс, простые свободные полноправные граждане этого города. Сословие куриалов (ordo curialis) занимало особое положение в империи. В эллинистический период и эпоху принципата оно считалось почётным и объединяло в себе лиц уже занимавших магистратуры, а также представителей городского нобилитета. Существование этого сословия было непосредственно связанно с процветанием общины. С потерей городом значительной части доходов и исчезновением привилегий членства в общине, принадлежность к сословию куриалов утрачивает свою привлекательность, оно не даёт ни экономических, ни реальных политических привилегий. Местный нобилитет стремится закрепиться в высших сосло-
© Макаров Д. А., 2014
виях империи. Данное обстоятельство расходилось с интересами фиска. После административной реформы Диоклетиана на сословие куриалов была возложена обязанность уплаты поземельной подати. Многие курии разорились, представители местной знати стали извлекать преимущества не из муниципальной, а из государственной службы. Сокращение числа куриалов увеличивало налоговое бремя для остающихся. В 325 г. император Константин издаёт рескрипт, согласно которому статус куриала становился пожизненным и наследственным. Куриал не мог быть освобожден от своего положения решением своей общины, запрещалось занятие гражданских и военных должностей. Лица, уже находящиеся на государственной службе, должны её оставить и вернуться в общину. Исключение было сделано лишь для лиц, уже достигших высоких званий, например звания сенатора, всадника, наместника провинции и т. п.
В 364 г. императоры Валентиниан и Валент обязали куриалов, принимающих духовный сан, оставлять имущество своим родственникам, с тем, чтобы они могли занять его место. Императоры Аркадий и Гонорий своим актом 398 г. запретили декурионам вступать в духовное сословие. В 439 г. Феодосий I запретил куриалам достигать сенаторского звания. Куриалы превращаются в неполноправное податное сословие, их правовое положение фактически было близко положению приписных колонов. Например, устанавливается правило о том, что в случае смерти куриала, часть его имущества, определённая в зависимости от факта наличия и правового положения наследников, переходит к курии. К курии насильственно приписывались лица, обладавшие земельными участками в размере не менее 25 югеров, в интересах фиска он не полежал отчуждению. В законодательстве закрепляется идея о том, что «куриалы рабы республики»1. В VII в. многие города империи подверглись разрушению, в большинстве оставшиеся представители сословия исчезли. Новые и возрождённые города, начиная с IX в., приобретают иную сословную структуру.
Наиболее многочисленным сословием свободных было плебейское -ordo plebius. В него включались мелкие самостоятельные земельные собственники, торговое население городов, ремесленники, представители иных, в основном городских, профессий. В отношении лица, имеющего данный статус, могли применяться любые уголовные наказания в полном объёме, включая телесные и позорящие. В обязанности плебса входила
1 Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства / под общ. ред. М. А. Морозова. СПб., 2003. С 133.
66
уплата специальных налогов в связи с осуществляемой ими деятельностью. В поздней Римской империи представители промышленных и торговых профессий объединялись в корпорации, коллегии, как правило, на принудительной основе. В отличие от Западной Европы они не были орудием представительства и защиты профессиональных интересов. Правительство ставило перед собой задачу мобилизации торговли и промышленности с целью обеспечения интересов фиска. Византийские коллегии 1У-УП вв. как и цехи последующих эпох представляют собой группы лиц тех или иных профессий, объединённые на основе круговой поруки по исполнению государственных повинностей2. При императоре Аврелиане (270-275) принудительно к коллегиям были прикреплены представители профессий навикуляриев, хлебопёков, оружейников, ткачей и многие другие. В дальнейшем номенклатура профессиональных корпораций только расширялась. Изначально членство в коллегии было обусловлено фактом занятия определённым видом деятельности и имущественным цензом. С потерей того или другого лицо покидало коллегию. Начиная с IV в. коллегии начали становиться наследственными и замкнутыми. Эдиктами императора Ва-лентиниана III запрещалось покидать коллегию, принимать духовный сан и переходить в иное сословие.
Византийские профессиональные корпорации после VIII в. имеют некоторые отличия от периода поздней Римской империи. Следует отметить, что нормативный материал, характеризующий правовое положение городского населения этого периода, достаточно фрагментарен. Торговому и ремесленному населению, практически всем категориям свободных производителей, купцов и т. п. предписывалось объединяться в цехи, имевшие статус юридических корпораций. В принципе, членом некоторых корпораций мог быть и лично не свободный человек. Корпоративные требования устанавливались государственной властью, которая таким образом регулировала доступ в сословие. Но важнейший и единственный из дошедших до наших дней в целостном виде кодифицированный свод цеховых уставов -Книга эпарха - не содержит норм о насильственном и пожизненном прикреплении к ремесленному или торговому сословию. Более того, в этом своде и других императорских постановлениях содержатся запрещения ди-натам принадлежать к этим сословиям3.
2 Петрушевский Д.М. Указ. соч. С. 190-198.
3 Сюзюмов М.Я. Борьба за пути развития феодальных отношений в Византии // Византийские очерки. М., 1961. С. 48.
Самостоятельную территориальную единицу оставляла столица государства Константинополь вместе с отнесённой к нему областью. Высшим административным лицом являлся Эпарх, он обладал всей полнотой военной, гражданской и судебной власти. Должность Эпарха столицы была очень почётна, как правило, этот чиновник совмещал председательство в Сенате, хотя формально Василевс - это принцепс, первый сенатор. В его компетенцию входило обеспечение безопасности дворца и всех государственных учреждений, а также управление делами столицы. Значение высшего учреждения государственного управления в Византии неразрывно связано с существованием столицы государства. Константинопольский Сенат лишь в соответствии со своим названием отражал интересы столичного мегаполиса. Это учреждение на протяжении веков своего существования в большей или меньшей степени отстаивало интересы всего византийского нобилитета, борьбу центральной чиновной и провинциальной знати. Падение значения Сената во многом связано с поражениями империи, общими изменениями общественно-политического строя. Константинополь своим значением многократно превосходил все остальные политические центры Византии УШ-ХУ вв. Роль столичного синклита при принятии императорских решений иногда во многом превосходила Сенат. В XI в. была исключительно высока вероятность изменения общей системы взаимоотношений центральных и местных органов власти, общеимперские органы государственной власти фактически подменялись столичными. Императоры, по сообщениям Скилицы, Атталиата, Псела и многих других современников буквально зависели от Константинопольского синклита и были вынуждены заручаться согласием его членов. В этот период резко возрастает политическая активность населения мегаполиса. Такой исследователь, как М. Я. Сюзюмов, отмечает, что история Византии могла пойти по пути развития торгово-ремесленных городов Средиземноморья, например Венеции. Финансовая знать столицы осуществляла модель управления провинциями, во многом аналогичную Венецианской олигархии4.
Местное территориальное управление играло огромную роль по причине обширности и многонациональности империи. Следует отметить, что в развитии византийской системы территориальной организации государственной власти прослеживаются три основных этапа. В ранней Византийской империи ГУ-УГГ вв. ключевую роль в организации управления играли города, городские общины с территориально подчинённой им окру-
4 Сюзюмов М. Я. Указ. соч. М., 1961. С. 44-45.
68
гой. В последующем в VIII - начале XII в. территориальные единицы представляют собой области, округа, в состав которых входят и городские поселения. Изменение политической роли городов выступает важнейшим фактором разложения основ античной империи и становления средневекового феодального государства. В ХП-ХУ вв. в связи со значительным сокращением государственной территории и развитием пронии и экскуссии, византийских аналогов института феодального иммунитета, резко падает значение государственного территориального управления.
В основе политической организации государственной власти изначально лежала полисная система. Постепенно она видоизменялась в соответствии с потребностями управления обширными территориями и превратилась в аппарат, принципиально не связанный с управлением городом Римом. Она представляла собой надстройку над уже имеющимися многочисленными политическими структурами, которыми на территории Византийской империи были в соответствии с эллинистической государственно-правовой традицией полисы. Соответственно возникает противоречие принципов централизованного, «унитарного» государства в котором основным носителем власти являлся римский император, восточный деспот-царь в соответствии с волей которого учреждались все властные, в том числе и территориальные структуры и принципов децентрализации, размытости государственного суверенитета среди многочисленных полисов, своеобразных городов-государств. Можно говорить о наличии значительных элементов местного самоуправления в ранней Византийской империи или даже о том, что она была своеобразной «федерацией» полисов. Императоры проводили целенаправленную политику по нивелированию политического статуса городской общины. Функции всех публичных учреждений не должны иметь собственной народной делегации, они про-изводны от полномочий императора. Уже в III в. складывается единообразная провинциальная система, но строится она на основе существующих политических центров.
Римляне в своих завоеваниях неизменно опирались на представителей местного эллинизированного нобилитета. Д. М. Петрушевский отмечает, что каждая провинция Римской империи представляла собой совокупность городских общин. Эти городские общины сохраняли все основные черты городских государств, гражданских общин, республик, ка-
кими их знал греко-италийский мир в классическую пору их процветания5. Они являлись административными, религиозными, торгово-промышленными и военными центрами. Именно выходцы из таких общин получали в первую очередь права римского гражданства. В отличие от рождавшихся средневековых государств Западной Европы, города, а не родовые и племенные общины, были основой самого существования государства. Именно процесс превращения прежде независимых гражданских общин в монолитное государство знаменует собой переход от античных форм государственной власти Византии к средневековым. Византийский город изначально представляет собой в первую очередь особую политическую организацию, во многом существовавшую помимо общеимперской государственной власти. В муниципиях поздней Римской империи важнейшими институтами самоуправления были народное собрание, сенат и выборные магистраты. Народные собрания играли важную роль лишь в первые два века империи, но после реформ Диоклетиана, Феодосия II и других императоров их значение резко снижается. Должностные лица избирались, как правило, на один год и составляли особые коллегии. Высшая административная власть, суд и распоряжение материальными средствами принадлежала дуумвирам, консулам. Они решали вопросы распоряжения городским имуществом, сдачи в аренду земли и строений, организация общественных работ, строительства и благоустройства города и т. п. Эдилы выполняли функции поддержания общественного порядка, обеспечения города продовольствием, регулирования рыночных цен. Квесторы возглавляли финансовое ведомство. Финансовую основу муниципия составляли прибыли от сдачи аренду муниципальных земель, доходов от налогов и пошлин, всевозможных судебных взысканий и добровольных пожертвований. Муниципальные должностные лица должны были согласовывать свои действия с членами муниципального сената - советом декурионов, курией. Последняя имела в греческом мире название буллэ. В эллинистический период и период принципата сословие куриалов считалось почётным и объединяло в себе лиц, уже занимавших магистратуры, а также представителей городского нобилитета. Важно отметить, что все выборные или связанные с принадлежностью к сословию куриалов должности по управлению городом не были оплачиваемыми. Сами куриалы должны были вносить значительные суммы в городскую казну, это служило залогом
5 Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства / под общ. ред. М. А. Морозова. СПб., 2003. С. 119.
70
последующего избрания и сословной принадлежности. Выгоду они извлекали из самого служебного положения и правомерного или откровенно преступного использования городской казны.
Данная политическая организация городского самоуправления, основанная на античной полисной системе общественного устройства, постепенно разрушается и в своих основных чертах исчезает к У в. Можно выделить две основные тесно взаимосвязанные группы воздействовавших факторов на эволюцию позднеримского города - это смена общественно-экономического строя и фактическая ликвидация политической организации общины, её растворение в административном аппарате империи. Город теряет экономическую основу своего существования - муниципальное землевладение. В это же время политическая власть сосредоточивается в руках императорских официалов. Частые гражданские войны, заканчивавшиеся конфискациями земель в пользу фиска, иноземные вторжения и прямое расхищение земель приводили к сокращению муниципального землевладения и сказывались на состоянии общины. Многие из этих земель были в последующем возращены городам, но уже на иной основе, доходы с этих земель должны были обеспечить строительство
фортификационных сооружений, а также содержание территориального и
6
центрального чиновничьего аппарата .
Имперская бюрократия фактически заменяет собой прежние полисные органы государственной власти. Сами города становились своеобразными землевладельцами государства, они могли рассчитывать лишь на часть доходов с государственных, а не муниципальных, как прежде, иму-ществ. К VIII в. земельная собственность города фактически исчезает или утрачивает прежнее экономическое значение. Налоговое обложение горожан за пользование землёй и жителей сельской округи уравнивается вне зависимости от принадлежности к городской общине. Исчезает деление собственников на муниципальных и частных как одна из важных общественно-политических стратификаций. Город теряет основные источники прежних доходов и как особая политическая организация землевладельцев прекращает своё существование.
Правительство изначально было заинтересовано поставить города под свой пристальный контроль, в первую очередь с целью удовлетворения фискальных интересов. При императоре Траяне в некоторых городах
6 Курбатов Г. Л. Разложение античной городской собственности в Византии IV-VII вв. // Византийский временник. 1973. Т. 38. С. 56-66.
71
учреждается особая должность муниципальных кураторов. Контроль за финансами сделал это должностное лицо влиятельной фигурой среди магистратов. Император Диоклетиан возложил ответственность за сбор поземельных налогов на самих куриалов, и контроль за этим процессом осуществляла провинциальная администрация, должность куратора стала выборной. В 364 г. император Валентиниан Г учредил должность дефенсо-ра с целью защиты непривилегированных слоёв населения провинций от злоупотребления чиновников различных ведомств и «динатов»7. В Г-У вв. постепенно в Средиземноморье складывается единая политическая общность, основанная на гражданстве империи. Постепенно исчезает прежнее политическое значение принадлежности тому или иному полису, местный партикуляризм не исчезает, но во многом теряет своё значение. С потерей городом значительной части доходов и исчезновением привилегий членства в общине, принадлежность к сословию куриалов утрачивает свою привлекательность, оно не даёт ни экономических, ни реальных политических привилегий. Местный нобилитет стремится закрепиться в высших сословиях империи. В законодательстве закрепляется идея о том, что «куриалы рабы республики»8. Политика императоров была последовательно направлена на снижение роли и значения местного самоуправления, поскольку оно создавало серьёзную угрозу императорской власти. На смену муниципальному управлению приходят принципы централизации. Власть в городе сосредотачивается в руках императорских чиновников и церковной организации. Курия из органа управления городом превращается в сословное собрание лиц, связанных круговой порукой по уплате налогов.
С упадком муниципального строя политическое значение города начинает основываться на присутствии в нём императорских должностных лиц, а также церковных иерархов. Управление городом сосредоточивается в руках нескольких должностных лиц - наместника территориальной единицы, где расположен данный город, епископа и городского совета из представителей местной знати. Законодательство, начиная с У в., начинает возлагать функции городского управления, в первую очередь на церковных иерархов. В этом есть некоторая последовательность, ведь и полисы представляли собой помимо политического ещё и религиозное объединение, основанное на поклонении тому или иному языческому культу города. Так, епископ вместе с первыми гражданами города наблюдал, чтобы начальни-
7 Успенский Ф. И. История Византийской империи: в 3 т. М.: Мысль, 1996. Т. 1.
С. 358.
8 Петрушевский Д. М. Указ. соч. С. 133.
72
ки провинции не препятствовали гражданам в совершении разных юридических актов. Епископ мог принимать жалобы на начальника провинции и делал ему об этом представления, а в случае невнимания к этому - мог доводить дело до императора. Вместе с первыми гражданами города мог представлять императору кандидатов на должность начальника провинции. Местный церковный иерарх надзирал за тюрьмами, наблюдал за выдачей хлеба солдатам, заботился о беспризорных детях, о предупреждении незаконного обращения в рабство и т. п. Епископ вообще защищал все интересы города, участвовал в избрании должностных лиц городского управления, в ревизии его деятельности. Император Юстиниан I прямо
9
рассматривал епископов в качестве ответственных перед ним чиновников . Функции градоначальников во многих городах выполняли епископы либо экзархи. Город жёстко привязывается к территориальным органам государственной власти. Отличием подавляющего большинства византийских городов от многих городов Европы до начала второго тысячелетия является то, что они существовали, как особые административные структуры изолировано от земельных владений церковных и светских магнатов. Город не был объектом собственности. Теория расщеплённого суверенитета государственной власти, распространённого на сложную систему вассальных отношений, не завоевала господствующего положения в империи. Епископы и представители светской знати не выступали в качестве сюзеренов по отношению к городам. Они исполняли роль государственных чиновников, представляя интересы императора.
В VII-VIII вв. империя переживает тяжелейший экономический и политический кризис, разрушается позднеримская сословная система и изменяется организация городского управления. Многие провинциальные города были уничтожены. Вновь отстроены больше укреплённые крепости, главным предназначением которых было военное доминирование над округой. Некоторые исследователи, например. А. П. Каждан, основываясь на данных археологии, утверждает, что за исключением немногих сохранившихся крупных центров, возрождение городской жизни в IX в. происходит на принципиально новой основе10. В свою очередь, Е. А. Липшиц указывает на то, что в целом византийские города даже после поражений
9 Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М.: Облиздат, Алир, 1998. С. 166-167.
10 Каждан А. П. Византийские города в V[I-IX вв. // Сов. археология. 1954. Вып. 21.
С. 187.
этой эпохи сохраняют преемственность с древними полисами11. В новых или продолжающих развиваться древних городах, начиная с этого периода система управления изменяется. В византийских городах утверждается цеховая организация. Важным законодательным памятником, затрагивающим вопросы городской жизни, является Книга эпарха, законодательный свод, включающий в себя правила, регламентирующие хозяйственную деятельность профессиональных корпораций Константинополя. Следует отметить, что до настоящего времени не известны столь значительные нормативные акты, относящиеся к другим городам империи вплоть до её падения. Сведения об организации городского управления достаточно фрагментарны. Городской нобилитет был представлен императорскими чиновниками, церковными иерархами, землевладельческой и торгово-ремесленной верхушкой, связанной цеховой организацией. Происходит постепенное подчинение территориальных органов гражданской власти представителям военного командования. После УГГГ в. сведения о самоуправлении городских общин становятся отрывочными, оно не играло существенной роли. Кроме того, существовал немаловажный и идеологический фактор, самоуправление не могло иметь места «как несоответствующее порядку вещей, когда обо всём печётся император»12.
В этот период происходит реформа территориального управления в связи с утверждением фемного строя. Изменение системы управления было связанно с потерей военного могущества страны. Империя оказалась финансово не в состоянии содержать сильную наёмную профессиональную армию, потеря морской гегемонии привела к изоляции многих территориальных владений. Происходит некоторая децентрализация государственного управления, но уже не основе автономии городских общин. Византия окончательно превращается в «территориальное» государство. Она состоит из нескольких фем, округов-областей, своим учреждением принципиально не связанных с определённым политическим центром. Глава фемы обладает всей полнотой военной и гражданской власти, он подчинен непосредственно императору. Исчезает принцип централизованного комплектования армии, вооружённые силы страны фактически состоят из объединения фемных войск и личной гвардии императора. Появившаяся территориальная организация просуществовала до начала XII в.
11 Липшиц Е. Э. К вопросу о городе в Византии в УШ-Х! вв. // Византийский временник. 1953. Т. 6. С. 113-131.
12 Горянов Б. Т. Византийский город в ХШ-ХУ вв. // Византийский временник. 1958. Т. 13. С. 179.
В правление династии Комнинов фемное устройство приходит в упадок и перестаёт служить основой военной и административной организации. В связи с разложением фемного строя и развитием феодальных отношений система территориального управления добавляется институтом пронии. Лицо на условиях исполнения военной, гражданской службы или иных обязанностей перед государством получает право на исполнение отдельных публично-правовых функций на передаваемой ему населённой территории. В первую очередь данное положение относится к сбору налогов, осуществлению контроля за исполнением других повинностей, организации обороны и содействию экономическому развитию подведомственной области13. В XII-XV вв. наблюдаются некоторые элементы феодального распада государства. Но ситуация неоднозначна, с одной стороны, происходит резкое сокращение государственной территории, что снижает значение местного территориального управления по сравнению с центральным, с другой стороны, императоры сами передают принадлежащие им полномочия по государственному управлению частным лицам. Местное управление сосредотачивается в руках светских и церковных магнатов.
13 Арушинова - Фидонян В. А. Административные перемены на востоке Византии в X-XI вв. (к вопросу о «кризисе» фемного строя) // Византийский временник. 1983. Т. 44. С. 68-80.