Научная статья на тему 'Роль сверстников в формировании делинквентного поведения несовершеннолетних в трактовке зарубежных ученых'

Роль сверстников в формировании делинквентного поведения несовершеннолетних в трактовке зарубежных ученых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНЫЕ СВЕРСТНИКИ / ДЕЛИНКВЕНЦИЯ / ГОМОФИЛИЯ / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ОТВЕРЖЕННОСТЬ / ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ / ANTISOCIAL PEERS / DELINQUENCY / HOMOPHILIA / NEGATIVE IMPACT / BEING OUTCAST / PROTECTIVE FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Елена Николаевна

Рассмотрены некоторые подходы концептуализации и объяснения механизмов влияния связей с асоциальными сверстниками на формирование делинквентного поведения несовершеннолетних по материалам зарубежных исследований. Определены наиболее важные факторы защиты против воздействия групп делинквентных сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEERS IN THE FORMATION OF JUVENILE DELINQUENCY from the standpoint OF FOREIGN SCIENTISTS

Some approaches to conceptualization and explanation of the mechanisms of influence of interaction with antisocial peers on the formation of juvenile delinquency based on foreign studies have been considered. The most important factors of protection against the influence of delinquent peer groups are identified.

Текст научной работы на тему «Роль сверстников в формировании делинквентного поведения несовершеннолетних в трактовке зарубежных ученых»

УДК 37.013

Романова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной языковой подготовки Владимирского юридического института ФСИН России editor@hist-edu.ru

РОЛЬ СВЕРСТНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТРАКТОВКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

Рассмотрены некоторые подходы концептуализации и объяснения механизмов влияния связей с асоциальными сверстниками на формирование делинквентного поведения несовершеннолетних по материалам зарубежных исследований. Определены наиболее важные факторы защиты против воздействия групп делинквентных сверстников.

Ключевые слова: асоциальные сверстники, делинквен-ция, гомофилия, негативное влияние, отверженность, защитные факторы.

Romanova Elena Nikolaevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Professional Language Training, Vladimir Law Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia editor@hist-edu.ru

THE ROLE OF PEERS IN THE FORMATION OF JUVENILE DELINQUENCY FROM THE STANDPOINT OF FOREIGN SCIENTISTS

Some approaches to conceptualization and explanation of the mechanisms of influence of interaction with antisocial peers on the formation of juvenile delinquency based on foreign studies have been considered. The most important factors of protection against the influence of delinquent peer groups are identified.

Key words: antisocial peers, delinquency, homophilia, negative impact, being outcast, protective factors.

Хорошо известно, что связи со сверстниками являются одним из самых сильных предикторов проблемного поведения несовершеннолетних, включающего злоупотребление алкогольных напитков и наркотиков, агрессию и делинквенцию. Как показало проведенное американскими и австралийскими учеными межнациональное исследование факторов риска и защитных факторов употребления несовершеннолетними алкогольных напитков и наркотиков, это воздействие последовательно отмечается во многих странах [1]. Актуальной данная проблема остается и в России. Действительно, есть свидетельства того, что связи со сверстниками могут быть тем механизмом, посредством которого социальное неблагополучие и семейные конфликты влияют на такие нежелательные жизненные исходы несовершеннолетних, как криминальное поведение, сексуальный промискуитет и ранняя беременность. Мало кто будет оспаривать тот факт, что общение с неблагополучными сверстниками увеличивает риск делинквенции, злоупотребления алкогольных напитков и наркотиков, опасного сексуального поведения. Однако существует ряд подходов концептуализации и объяснения таких отношений, изучение которых будет полезно для создания и корректировки отечественных программ превенции делинквентности несовершеннолетних. Каждое из этих объяснений по-разному видит смысл того, как развивается негативное влияние сверстников и как оно, в свою очередь, влияет на делинквенцию. Рассмотрим некоторые из представленных в зарубежных научных периодических изданиях подходы к объяснению этого многопланового феномена. Например, действительно ли асоциальные сверстники являются причиной вовлечения и развития делинквентного поведения? Или асоциальные несовершеннолетние просто ищут друг друга как способ создания сети поддержки рискованного поведения? Выбирают ли несовершеннолетние сами связь с неблагополучными сверстниками или же существует личностная предрасположенность и генетическое влияние, руководящие выбором сверстника? Существуют ли эволюционные процессы, которые каким-либо образом усиливают адаптативность к делинквентным сообществам сверстников?

Классические криминологические теории контроля такие, как, например, теория самоконтроля М. Годфредсона и Т. Хирши постулируют девиантных сверстников просто как корреляты личной девиантности или склонности к нарушению норм. Например, связь с асоциальными сверстниками рассматривается среди других характеристик как низкий уровень самоконтроля. Таким образом, несовершеннолетний может просто выбирать сверстников, похожих на себя самого. Анализ данных Национального долгосрочного исследования здоровья несовершеннолетних показал, что, скорее всего, курящие сверстники выберут друзей среди других курильщиков, чем связь с курящими сверстниками побудит несовершеннолетнего начать курить [2]. Изучение групп шведских несовершеннолетних показало, что большинство асоциальных несовершеннолетних выбирают так называемых «лучших друзей», демонстрирующих делинквентное поведение [3]. Такой тип

действия выбора сверстника известен как «гомофилия». Иными словами, подобные выбирают себе подобных.

С другой стороны, социальные теории научения, такие как теория дифференциальной ассоциации Е. Сазерленда, постулируют девиантных сверстников как возбудителей развития делин-квенции несовершеннолетних. Несовершеннолетние, попавшие в плохую компанию могут начать проявлять асоциальное поведение, которое ранее не было очевидным. Например, исследования показали, что в позднем подростковом возрасте (17-18 лет) количество времени, проведенного с делинквентными друзьями, явилось предвестником вовлечения в кражи и вандализм [4]. В то же время исследование Л. Стайнберга и др. показало, что несовершеннолетние, находящиеся под серьезным родительским контролем, более устойчивы к такому влиянию сверстников [5]. Есть экспериментальные свидетельства того, что под влиянием соучастников использующих шпаргалки, 38% студентов колледжа, позже сообщали о своей готовности к списыванию, в то время как в контрольной группе таких студентов не было. Эти данные говорят о том, что и связь с делинквентными сверстниками, и подверженность влиянию таких сверстников является предикторами делинквентного поведения. Объяснение с позиций гомофилии, так же как и объяснение с позиций влияния не исключают друг друга. Многие исследования показали взаимный эффект, когда вовлеченность в рискованное поведение приводила к воздействию на сверстников и наоборот [6]. Однако есть и другие данные, указывающие на более сильное влияние гомофилии, а не воздействия, как в примере с курением. Важно отметить, что нельзя делать однозначных выводов, поскольку есть свидетельства о том, что есть типы делинквентного поведения, предикторами которого является воздействие, в то время как на другие влияет гомофилия. Например, П. Файт и Ч. Колдер утверждают, что проактивная агрессия - асоциальное поведение, намеренно инициированное для достижения специфических целей - ведет к гомофилии сверстников, а реактивная агрессия - ответ на фактическую или кажущуюся угрозу - является ответом на поведение сверстников [7]. Более того, определенные группы несовершеннолетних тяготеют к асоциальным сверстникам, в то время как другие могут подвергаться асоциальному влиянию сверстников на более ситуативной основе. Агрессивные несовершеннолетние, отвергнутые своими сверстниками, могут примкнуть к асоциальным группам как способу приспособления к друзьям-единомышленникам, и эти асоциальные группы усугубляют негативное поведение несовершеннолетних. Такие несовершеннолетние часто заводят дружбу, основанную на делинквентной деятельности. Другие могут временно присоединяться к этим асоциальным группам как способу «экспериментирования» с делинквентным поведением, но прекращают такое поведение по мере взросления. Тем не менее, несовершеннолетние, отвергнутые сверстниками и придерживающиеся «стойкого жизненного пути» по делинквентной траектории, повзрослев, чаще всего продолжают проявлять асоциальное поведение [8].

Очевидно, что роль сверстников в делинквенции несовершеннолетних достаточно сложна. Некоторые несовершеннолетние сами предпочитают приобщаться к делинквентным группам сверстников, для других на выбор общения с делинквентными сверстниками влияет асоциальное поведение последних. Процессы выбора и воздействия происходят одновременно и могут влиять друг на друга через обратную связь. Поэтому контекст сверстников в делинквенции динамичный и многоплановый. Тем не менее, вопрос, является ли предрасположенность несовершеннолетних к связям с асоциальными сверстниками их самостоятельным выбором или это влияние социума, остается актуальным.

Исследования показывают, что семейные процессы, особенно близость с родителями и родительский контроль, являются наиболее важными факторами защиты против воздействия групп делинквентных сверстников [9]. Когда родители поддерживают теплые и заинтересованные отношения с несовершеннолетними детьми, у них больше возможностей их контролировать, и дети не склонны скрывать информацию от родителей. Поэтому у родителей больше шансов вмешаться в процесс вовлечения их детей в общение с делинквентными сверстниками. С другой стороны, при конфликтных и напряженных отношениях с родителями несовершеннолетние в большей степени подвержены влиянию асоциальных друзей. Несовершеннолетние, активно выбирающие асоциальных друзей, обычно имеют серьезные и постоянные семейные проблемы. Отмечено, что лица из неблагополучных районов, испытывавшие высокий уровень семейных конфликтов в раннем детстве, имеют склонность выбирать делинквентных сверстников в подростковом возрасте [10]. Несовершеннолетние, подвергавшиеся таким травмам, как физическое и сексуальное насилие или постоянно становившиеся свидетелями насилия, находятся в зоне повышенного риска совершения насильственных преступлений в компании делинквениных сверстников. Родители, злоупотребляющие алкогольными напитками и наркотиками, являются причиной предрасположенности их несовершеннолетних детей к выбору асоциальных сверстников.

Биологические показатели также могут прогнозировать связь с асоциальными сверстниками и последующую делинквентность. Есть свидетельства того, что несовершеннолетние с определенной генетической предрасположенностью больше тяготеют к асоциальным сверстникам и в большей степени подвержены их влиянию [11]. Несовершеннолетние с определенными генетическими чертами более склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, если они общаются с друзьями их употребляющими. Мальчики с повышенным уровнем тестостерона и недостатком нейроко-гнитивных способностей регулировать свое поведение в большей степени склонны к вовлечению в делинквентное поведение со сверстниками [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главную роль в связи с делинквентыми сверстниками играют гомофилия/самостоятельный выбор сверстников и влияние сверстников. Они сосуществуют и влияют друг на друга. Важная роль в этом процессе принадлежит также генетическим и нейробиологическим особенностям, травмирующему и жестокому окружению в детстве и отверженности сверстниками. Несовершеннолетние, чье делинквентное поведение является непостоянным или случайным, семейные конфликты и слабый родительский контроль становятся причиной их подверженности большему влиянию асоциальных сверстников. В любом случае, друзья являются мощным коррелятом делинквентного поведения, и для сокращения вероятности связи несовершеннолетнего с асоциальными сверстниками необходимо задействовать процессы в других сферах, и особенно семье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Beyers J.M., Toumbourou J.W., Catalano R.F., ArthurM.W. & Hawkins J.D. A cross-national comparison of risk and protective factors for adolescent substance use // The United States and Australia. Journal of Adolescent Health. 2004. № 35.

2. Hoffman B.R., Monge R.P., Chou C.-P. & Valente T.W. Perceived peer influence and peer selection in adolescent smoking // Addictive Behaviors. 2007. № 32.

3. Kiesner J., Poulin F. & Nicotra E. Peer relations across contexts: Individual-network homophily and network inclusion in and after school // Child Development. 2003. № 74.

4. Regnerus M.D. Friends' influence on adolescent theft and minor delinquency: A developmental test of peer-reported effects // Social Science Research. 2002. № 31.

5. Steinberg L., Blatt-Eisengart I. & Cauffman E. Patterns of competence and adjustment among adolescents from authoritative, authoritarian, indulgent, and neglectful homes: A replication in a sample of serious juvenile offenders // Journal of Research on Adolescence. 2006. № 16.

6. Simons-Morton B. Social influences on adolescent substance use // American Journal of Health Behavior. 2007.

№ 31.

7. Fite P.J. & Colder C.R. Proactive and reactive aggression and peer delinquency: Implications for prevention and intervention. Journal of Early Adolescence. 2007. № 27.

8. Light J.M. & Dishion T.J. Early adolescent antisocial behavior and peer rejection: A dynamic test of a developmental process // New Directions for Child and Adolescent Development. 2007. № 118.

9. Ingoldsby E.M., Shaw D.S., Winslow E., Schonberg M., Gilliom M. & Criss M.M. Neighborhood disadvantage, parent-child conflict, neighborhood peer relationships, and early antisocial behavior problem trajectories // Journal of Abnormal Child Psychology. 2006. № 34.

10. Beaver, K. M., Wright, J. P., & DeLisi, M. Delinquent peer group formation: Evidence of a gene x environment correlation // Journal of Genetic Psychology . 2008. № 169.

11. Kiesner J., Poulin F. & Dishion T.J. Adolescent substance use with friends: Moderating and mediating effects of parental monitoring and peer activity contexts // Merrill Palmer Quarterly. 2010. № 56.

12. Tarter R.E., Kirisci L., Kirillova G.P., Gavaler J., Giancola P. & Vanyukov M.M. Social dominance mediates the association of testosterone and neurobehavioral disinhibition with risk for substance use disorder // Psychology of Addictive Behaviors. 2007. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.