Роль студента туристского вуза в учебной и инновационно-управленческой деятельности
Т. В. Сысоева
РОЛЬ СТУДЕНТА ТУРИСТСКОГО ВУЗА В УЧЕБНОЙ И ИННОВАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой управления персоналом в туризме Российской международной академии туризма.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ю. М. Лагусев
Анализируются и обобщаются теории и практики подготовки студентов Российской международной академии туризма к инновационно-управленческой деятельности в туристских фирмах. Предложены новые подходы к формированию методико-педагогических и теоретических механизмов формирования инновационно-управленческой деятельности специалистов для туристской индустрии.
Ключевые слова: студент, педагогическая деятельность, инновационный менеджмент, инновационно-управленческая деятельность, менеджер, туризм, исследование, актуальность, кадры, повышение квалификации.
The author analyses the ways of students' preparation in the Russian International Academy of Tourism for innovative and management work in a travel agency. The author also proposes new approaches to forming of innovative and management work in a travel agency.
Key words: student, pedagogical activity, innovative management, innovative and management activity, manager, tourism, research, topicality, staff, professional development.
Роль студента как будущего специалиста в учебной и инновационно-управленческой деятельности является одной из наиболее актуальных для рыночной экономики, социально-экономической и инновационной политики страны.
Введение в учебные планы российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Дисциплина «Инновационный менеджмент» ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам учебного плана для специальности «Менеджмент организации». Предметом изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» является процесс создания и использования инноваций.
В ходе ее изучения углубляются теоретические, методические и практические знания, полученные студентами по таким дисциплинам, как «Макроэкономика», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Управление персоналом», «Организационная культура», «Стратеги-
ческий менеджмент», «Теория организации», «Педагогика» и т. д.
Инновационный менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных процессов и преобразований.
Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах, новых туристских программах и новой технике являются основой экономического развития страны. Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа и закономерностей их развития. Для этого необходимы инновационные менеджеры-специалисты, занимающиеся различными организационными, экономическими, а также инновационно-управленческими аспектами нововведений [1, с. 4].
В Российской международной академии туризма мы готовим менеджеров разных специальностей и специализаций для туристской индустрии страны.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Менеджер в туризме должен быть творческим агентом, самостоятельно выбирающим из множества факторов, теоретически способных повлиять на эффективность его действия, наиболее существенные в конкретной ситуации. А разнообразных факторов огромное количество: от глобальных межкультурных различий до личных качеств отдельного подчиненного. Эффективность инновационного управления зависит от того, насколько управляющий ориентируется в контексте, где существует вверенный ему объект (туристская фирма), и способен выработать подходящий алгоритм поведения.
Такие широкие, многоплановые требования к обучаемым накладывают свой отпечаток на предметы и методы обучения в Российской международной академии туризма. В учебных планах Академии присутствует практически все, что может пригодиться в подготовке управленца: бухгалтерский учет, маркетинг, хозяйственное право, организационное поведение, управление персоналом, организационная культура, планирование карьеры, инновационный менеджмент, иностранные языки, компьютерные науки и т. д. В подготовке менеджера-профессионала существенную роль играет изучение алгоритмов поиска решений на примере конкретных ситуаций, возникающих в бизнес-деятельности и в инновационно-управленческой деятельности. Российский контекст придает собирательному образу менеджера весьма своеобразные черты. Прежде всего этот образ раздваивается на руководителя, действующего сейчас, и менеджера будущего.
Ключевой инновацией в деле подготовки кадров, менеджеров в области туризма, является методико-педагогическая и теоретическая разработка механизмов формирования инновационно-управленческой подготовки специалистов Академии для турин-дустрии. Ориентация на формирование и развитие творческой личности, индивидуальности, что становится совершенно необ-
ходимым в условиях развития рыночных отношений.
В научной работе рассматриваются следующие проблемы:
• модель организации подготовки менеджера туризма, основанная на компетенциях;
• система адаптации учебного процесса к возрастающим требованиям рынка труда к уровню компетенции менеджера в области инновационно-управленческой деятельности в туризма",
• основы практико-ориентированного образования в контексте международного образовательного пространства.
Для развития инновационно-управленческой деятельности студента необходимо при вузах создавать и развивать инновационно-технологические центры, а также инфраструктуру инновационной деятельности.
Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность молодых специалистов не только к адаптации к условиям социальной жизни и профессиональной деятельности, но и к их преобразованию [2, с. 85].
Исследования, проведенные И. И. Ильясовым, В. А. Якуниным, В. П. Трусовым и другими учеными, свидетельствуют о том, что студенты-первокурсники, как правило, слабо владеют учебными действиями, обеспечивающими решение разнообразных учебных задач, причем не только творческого уровня, но даже и репродуктивных. У многих не сформирована позитивная познавательная и профессиональная мотивация учения, умения и навыки самоконтроля и самоанализа, самооценки результатов дея-
Роль студента туристского вуза в учебной и инновационно-управленческой деятельности
тельности. Решение данной проблемы невозможно только на основе развития теоретического мышления студентов посредством решения творческих задач, осуществляемого в процессе изучения различных дисциплин. Необходимы новые подходы к формированию методико-педагогических и теоретических механизмов инновационно-управленческой деятельности студентов как специалистов для туристских фирм. Формирование учебной и инновационно-управленческой деятельности студентов туристской индустрии - это прежде всего проблема становления и развития личности студента как субъекта данной деятельности. Следовательно, перед педагогами туристского вуза стоит задача организации процесса обучения, обеспечивающего субъектную позицию студента. Преподаватель становится координатором, организатором деятельности учения, в процессе которой помогает осуществлять целеполагание, овладевать способами и приемами учебной и инновационно-управленческой деятельности, осуществлять самоанализ и самооценку [2, с. 25].
В процессе обучения основная задача будущих специалистов - это поиск и открытие новых знаний и способов учебной и инновационно- управленческой деятельности, перевод их в режим саморазвития и самообучения. Необходимость нового подхода в обучении менеджеров определяется также повышенным личным стремлением российских специалистов по управлению к серьезному и стабильному углублению своих знаний в Академии, прежде всего в области инновационно-управленческой деятельности в туризме, в интересах собственной карьеры [3, с. 87].
В настоящее время существует острая необходимость устранения накопившихся в этой сфере недостатков: недооценки решающей роли подготовки специалистов для эффективного функционирования фирмы на уровне, адекватном задачам, решаемым на каждом этапе ее развития, нечетко-
го определения главной цели обучения, отсутствия преемственности между различными уровнями образования, преобладания в нем пассивных методов обучения, слабого использования индивидуальных творческих возможностей обучаемых, недостаточного методического обеспечения учебного процесса и т. д. Анализ ситуации убеждает, что для российских коммерческих предприятий требуется формирование единой системы обучения кадров по содержанию, методам, формам обучения, профессионально-квалификационным требованиям. Необходимо внедрение системы регулирования процесса обучения в специальных учебных заведениях, в учебных центрах, стажировки внутри страны и за рубежом; разработка учебно-методических материалов; создание базы данных нормативно-инструктивной документации и т. д. Новые условия диктуют новые подходы. Можно выделить следующие особенности организации подготовки кадров в современных условиях:
• задачи обучения уже не могут быть сведены к получению определенной профессии или уровня квалификации. Курс на развитие производства требует непрерывного освоения новых знаний и практических навыков в течение всей профессиональной карьеры в туристской отрасли, а сам процесс обучения превращается в часть производственного процесса;
• обучение выходит за формальные рамки определенных программ и включает в себя приобретение и накопление индивидуального и, что более важно, коллективного опыта в ходе практической деятельности. Это обусловило принципиально новую роль обучающихся, которая не сводится к пассивному восприятию информации, а подразумевает творческое и инновационно-управленческое участие в разработках и создании новых продуктов и технологий в выработке ноу-хау;
• использование занятий в малых группах, видов, форм и методов обучения, моделирующих профессиональную деятель-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ность как непосредственно в учебном заведении, так и при обучении на рабочих местах; целенаправленное привлечение к педагогической деятельности высококвалифицированных специалистов [4, с. 320, 321].
Таким образом, эффективное управление организацией индустрии туризма предполагает творческое решение задач, выяв-
ление новых закономерностей, учитывающих многообразие человеческого фактора и его проявлений в разнообразных ситуациях, что возможно осуществить только при интенсивной подготовке студентов к инновационно-управленческой деятельности и дальнейшем развитии как профессиональных, так и личностных качеств будущих работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 343 с.
2. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002.288 с.
3. Уткин Э. А., Сатабаев К. Т., Сатабаева Р. К. Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия. М.: ТЕИС, 2002. 304 с.
4. ЧудновскийА. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2005. 448 с.