Научная статья на тему 'Формирование компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристической индустрии'

Формирование компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристической индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ТУРИЗМА / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / BACHELOR OF TOURISM / COMPETENCES IN THE FIELD OF INNOVATION ACTIVITIES / COMPETENT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурикова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается проблема формирования компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристской индустрии в рамках обучения по дисциплине «Инновации в сфере туризма», относящейся к вариативной части профессионального блока дисциплин. В процессе проектирования содержания и ожидаемых результатов обучения по данной дисциплине, а также отбора средств и форм обучения применены идеи компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурикова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Competences Formation of the Future Specialists in Tourism Industry

The paper reveals the problem of developing the Innovation competence of the future professionals in tourism industry in the framework of teaching Innovations in the Tourism Sector, which is related to the elective component of the professional disciplines unit. The ideas of competent ap-proach were applied in the process of designing the content and expected learning outcomes in the discipline, as well as the selection of means and forms of training.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристической индустрии»

деятельности студента, формирования ак- и умений, а постоянное обогащение опыта

тивного, творческого отношения к собствен- творчества, формирование механизма само-

ному профессиональному образованию. совершенствования и самореализации лич-

Главная цель использования технологий - ности каждого студента в сфере будущей

не накопление профессиональных знаний профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модуль ного обучения. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. 156 с.

2. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография / О. П. Морозова, В. А. Сластенин, Ю. В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.

3. Старчакова И.В. Технология преподавания географии: практикум /И.В. Старчакова.Чита: изд-во ЗабГГПу, 2001. 36с.

4. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Сов. педаго гика. 1990. № 1. С. 55-58.

УДК 33 ББК У9 (2) 49

Т. В. Сурикова

г. Чита

Формирование компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристической индустрии

В статье рассматривается проблема формирования компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристской индустрии в рамках обучения по дисциплине «Инновации в сфере туризма», относящейся к вариативной части профессионального блока дисциплин. В процессе проектирования содержания и ожидаемых результатов обучения по данной дисциплине, а также отбора средств и форм обучения применены идеи компетентностного подхода.

Ключевые слова: бакалавр туризма, компетенции в сфере инновационной деятельности, компетентностный подход.

T. V. Surikova

Chita

Innovation Competences Formation of the Future Specialists in Tourism Industry

The paper reveals the problem of developing the Innovation competence of the future professionals in tourism industry in the framework of teaching "Innovations in the Tourism Sector", which is related to the elective component of the professional disciplines unit. The ideas of competent ap-proach were applied in the process of designing the content and expected learning outcomes in the discipline, as well as the selection of means and forms of training.

Keywords: Bachelor of Tourism, competences in the field of innovation activities, competent approach.

В настоящее время во всех сферах деятельности актуальным становится решение теоретических и практических вопросов перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, что определило стратегическое направление развития в Российской Федерации. Сегодня восприим-

чивость хозяйствующих субъектов к инновациям обусловливает совершенствование хозяйственного механизма страны в целом.

Характерной чертой инновационных процессов является высокий уровень неопределенности и риска, сложность прогнозирования результатов, концентрация

управленческих усилий, необходимость постоянного контроля на промежуточных этапах внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ [5, с. 12].

Рыночная экономика, несмотря на ее положительные моменты, не может автоматически регулировать инновационную деятельность, поэтому необходимы проводники инновационной деятельности. От специалиста-новатора требуется владеть не только компетенциями в сфере бизнеса, но, например, такими, как способность брать на себя ответственность, работать в команде, стремление к новизне, готовность идти на риск, административные способности и др. Таким образом, подготовка специалистов, способных инициировать и осуществлять инновационную деятельность, - необходимое условие инноваций.

Для выявления и формирования компетенций в рамках профессиональной подготовки бакалавров туризма к осуществлению инновационной деятельности необходимо прояснить ряд теоретико-методологических вопросов.

В официальной терминологии инновационная деятельность определяется как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям [1, с. 3]. Применительно к деятельности сотрудников предприятия - это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств, т. е. новых знаний, технологий, приемов, подходов для получения результата, который широко востребован в обществе.

Понятие «компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [4, с. 8].

В общеевропейском проекте «TUNING» «...понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое зна-

ние академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [2, с. 7].

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 100400Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») (2009 г.), выпускник должен качественно выполнять пять видов деятельности: проектную, производственно-технологическую, организационно-управленческую, сервисную и научно-исследовательскую [6, с. 3]. Для осуществления этих видов деятельности ФГОСом ВПО определены компетенции, составляющие компетентностную модель бакалавра туризма, которые включают общекультурные и профессиональные компетенции.

Важную роль в становлении компетенций играет единство теоретической и практической подготовки, осуществляемой на предметах основной и вариативной частей образовательной программы, в ходе учебноисследовательской и производственных практик, научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов. Рассмотрим на примере ФГОСа ВПО содержание и требования к подготовке выпускников. - бакалавров туризма [6]. В соответствии с данным стандартом выбор профиля специальных дисциплин устанавливается вузом. На специальной дисциплине профессионального цикла (вариативная часть) «Инновации в туризме», разработанной нами, у студентов углубляются знания, продолжают формироваться умения и компетенции в сфере инновационной деятельности, полученные в ходе изучения общепрофессиональной дисциплины инвариантной части стандарта «Экономика туристского рынка».

В Забайкальском институте предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации (г. Чита) проходила апробация разработанной нами программы дисциплины «Инновации в туризме» и учебно-методического обеспечения к ней. Основой проектирования дисциплины «Инновации в туризме» послужили

идеи компетентностного подхода. Нами на основе анализа компетенций, определенных ФГОСом ВПО второго поколения как требования к подготовке бакалавров туризма, были отобраны те компетенции, которые являются актуальными для реализации инновационной деятельности. По нашему мнению, изучение дисциплины «Инновации в туризме» может способствовать формированию следующих компетенций:

- способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (общекультурная компетенция - ОК);

- готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (профессиональная компетенция -ПК).

- готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК);

- готовность к реализации проектов в туристской индустрии (ПК);

- способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК) [6].

Особенность подготовки к инновационной деятельности студента бакалаврита связана с тем, что область профессиональной деятельности бакалавра туризма включает множество взаимосвязанных отраслей - гостиничные, транспортные, развлекательные, экскурсионные и иные предприятия. Исходя из этого, бакалавр туризма должен быть подготовлен к множеству видов профессиональной деятельности (сервисной, производственно-технологической, организационной), содержание профессиональных компетенций имеет интеграционный характер.

Целью изучения дисциплины «Инновации в туризме» является содействие формированию готовности студентов работать в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, уметь оценивать, анализировать и эффективно использовать современные инновационные технологии в сфере туризма. Для достижения этой цели актуально развивать компетенции, связанные с осуществлением инновационной деятельности, представленные в ниже следующей таблице.

Таблица1

содержательное наполнение компетенций в контексте инновационной деятельности

Структура компетенций Компетенции Содержание компетенций (ожидаемые результаты обучения)

Теоретическое знание предметной области Способность знать и понимать суть инновационных процессов в практике современного туризма - Имеет представление об инновациях как об экономической категории; - знает характерные особенности инновационных процессов, технологий, продуктов в туризме; - умеет классифицировать инновации

Практическое и оперативное применение полученных знаний при решении конкретных задач Способность анализировать инновации в туризме с точки зрения экономической эффективности - Умеет анализировать проблемы туристского предприятия; - умеет определять необходимость инновационного решения проблем; - умеет инициировать инновации; - умеет аргументировать выбор альтернативных инноваций; - умеет оценивать инновации с точки зрения экономической эффективности

Способность оценивать и интегрировать полученные знания и умения в междисциплинарном контексте Способность разрабатывать программу внедрения инновационных проектов в деятельность предприятий туризма и организовывать работу по её реализации Готов разрабатывать инновационный проект и организовывать работу исполнителей для реализации проекта на практике

Уровень сформированности компетенций у студентов оценивается по уровню достижения ожидаемых результатов обучения, которые А. А. Виландеберк и

Н. Л. Шубина определяют как описание показателей того, что должен знать, понимать и/или быть в состоянии выполнить студент по завершении процесса обучения [2]. Результаты обучения должны сопровождаться соответствующими критериями оценки. Осуществляя поэтапный дифференцированный процесс формирования компетенций, необходимо выделить три уровня сформированности компетенций -пороговый, стандартный и эталонный. Так, например, способность знать и понимать сущность инновации как экономической категории выражается при достижении студентами порогового уровня в знании теоретических основ инноватики. При достижении стандартного уровня студент выявляет и анализирует инновационную деятельность в различных отраслях турбизнеса и в разных видах производственной деятельности - менеджменте организации, маркетинговых мероприятиях, организации обслуживания и т. д. Эталонный уровень предполагает, что студент ориентируется в новейших методах и технологиях инновационной деятельности и способен использовать их на практике.

Апробация образовательной программы дисциплины «Инновации в туризме» и учебно-методического комплекса к ней проходила в течение 2007-2010 гг. в группах студентов Забайкальского института предпринимательства Сиб УПК, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и по направлению подготовки «Бакалавр туризма». Для оценки уровня сформированности компетенций нами разработаны диагностические карты остаточных знаний, технологические карты дисциплины, контрольно-измерительные материалы.

При организации учебной деятельности по дисциплине нами учтено несколько моментов. Во-первых, разработанная учебная дисциплина носит интегриро-

ванный характер, потому для успешного её освоения необходимо активизировать межпредметные связи с дисциплинами «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика туристского рынка» и с циклом специальных дисциплин, изучающих организацию производства различных туристских услуг. Во-вторых, необходимо включить в рабочую программу дисциплины элементы научно-исследовательской работы студентов как необходимое условие достижения стандартного и эталонного уровня.

Формирование компетенций в сфере инновационной деятельности у бакалавров туризма, наряду с учебными дисциплинами и научно-исследовательской деятельностью студентов, продолжается в ходе производственной практики. Также проектирование инноваций является неотъемлемой частью выпускной квалификационной работы, поэтому компетенции в области инновационной деятельности, в частности готовность разрабатывать инновационный проект и организовывать работу исполнителей, окончательно формируются в процессе написания выпускной квалификационной работы.

Систематизирующим компонентом учебной деятельности студентов по дисциплине должны стать занятия в форме практикума по теме «Технология создания инновационного проекта». К данному практикуму нами разработано учебное пособие, включающее алгоритм работы, следуя которому студенты смогут найти, аргументировать и спланировать наиболее эффективное инновационное решение проблемы в сфере туризма. Алгоритм разработки инновационного проекта спроектирован с учётом технологии учебных вопросов, в рамках которой формируется умение задавать вопросы как одно из базовых умений, которое необходимо как для образования в течение всей жизни человека, так и для профессиональной деятельности [3].

В процессе апробации организационнометодических материалов студентами были предложены различные формы учебной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Формы учебной деятельности, способствующие формированию компетенций в сфере инновационной деятельности

Содержание компетенций (ожидаемые результаты обучения) Аудиторные занятия Производственная практика Выполнение выпускной квалификационной работы

- Имеет представление об инновациях как об экономической категории; - знает характерные особенности инновационных процессов, технологий, продуктов в туризме; - умеет классифицировать инновации Лекции, семинары, контрольное тестирование Сбор материала и написание отчёта по практике Анализ инновацион-ных направлений в развитии объекта исследования

- Умеет анализировать проблемы туристского предприятия; - умеет определять необходимость инновационного решения проблем; - умеет инициировать инновации; - умеет аргументировать выбор альтернативных инноваций; - умеет оценивать инновации с точки зрения экономической эффективности Тренинг, работа с информационной базой дисциплины, практикум в рамках дисциплины Проведение анализа производственных проблем (SWOT-анализ) Оценка эффективности предмета исследования и обоснование инновацион-ных изменений

Готов разрабатывать инновационный проект и организовывать работу исполнителей для реализации проекта на практике Зачётное задание «Защита инновационного проекта» Формулирование инновационных предложений или участие в инновационной деятельности предприятия туризма Разработка инновационной программы решения производственной проблемы

В рамках практикума решаются практические задачи по улучшению различных аспектов функционирования объектов (или субъектов) туризма. Непосредственное исследование объекта (субъекта) туризма проводится под руководством преподавателя. Так, в 2007/08 учебном году был исследован субъект туризма открывающийся отель «Марка», а в 2008/09 учебном году по приглашению инициативной группы Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского студенты участвовали в мероприятиях по защите туристического объекта - памятника природы мезозойской эры «Красная Горка» (г. Чита). Исследование туристического объекта проходило в форме участия в мероприятиях по природоохранной защите «Красной Горки», таких, как обсуждение проблемы на заседании Круглого стола; создание и распространение листовок, установка щитов; участие в акции по очистке территории памятника.

В процессе исследования данной проблемы был осуществлен сбор необходимой

информации и предложен алгоритм анализа проблемы. Студентами были рассмотрены два возможных сценария развития событий - сохранение памятника природы и его уничтожение при разрешении на этой территории производственной деятельности. В первом случае студенты разработали план организации экологической тропы, музея под открытым небом, площадки для познавательной деятельности студентов и школьников и тематического парка мезозойского периода. При реализации второго сценария были рассмотрены возможности расширения экспозиции в краеведческом музее и сооружения панорамного объекта показа. Впоследствии ряд предложений был реализован в студенческих инновационных проектах. Исследования, начатые в рамках дисциплины, были продолжены и завершились научными докладами и выступлениями на научно-практической конференции студентов.

Анализ проведенных занятий позволил сделать вывод, что при выборе реально существующих объектов (субъектов) в качестве площадки для инициации инноваций сту-

денты отбирают жизнеспособные инноваци- деятельности показал, что данный про-

онные идеи с точки зрения реалистичности цесс необходимо осуществлять в единстве

их воплощения. При этом в инновационных формирования у них фундаментальных и

проектах учитывается множество факторов практико-ориентированных знаний в рам-

внешней и внутренней среды предприятия, ках учебных дисциплин профессиональ-

которые при теоретических построениях но цикла (базовой и вариативной части),

студентами не берутся в расчет. организации производственных практик,

Анализ учебной деятельности по раз- научно-исследовательской деятельности

витию у студентов бакалавриата компе- студентов и выполнения выпускной квали-

тенций по осуществлению инновационной фикационной работы.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 304 с.

2. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование): метод. пособие для преподавателей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 168 с.

3. Игумнова Е. А. Применение технологии учебных вопросов при работе с учителями по биологии // Биология в школе. 2010. № 4. С. 26-33.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Электронный ресурс] / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. URL: http://www.let.rug.nl (дата обращения: 10.02.2010).

5. Новиков В. С. Инновации в туризме: учеб. для вузов. М.: Академия, 2008. 204 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионально образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»). М., 2009. 16 с.

УДК 372.21 ББК Ч411.382

А. И. Улзытуева

г. Чита

интерференция на словообразовательном и грамматическом уровнях при развитии раннего двуязычия в детском саду

Статья посвящена лингвистическим основам развития раннего двуязычия в детском саду, причинам появления ошибок интерференционного характера. В ней содержится краткий сравнительно-сопоставительный анализ словообразовательной и грамматической систем бурятского и русского языков. Сравниваются способы словообразования в бурятском и русском языках. Выделяются различия морфологического и синтаксического строя сопоставляемых языков, которые влияют на усвоение и развитие русской речи детьми. Рассматриваются отдельные методы и приемы, способствующие развитию раннего двуязычия в детском саду.

Ключевые слова: двуязычие, интерференция, словообразование, морфология, синтаксис, методы и приемы обучения.

A. I. Ulzytueva

Chita

Interference in Word Formation and Grammar Standards under the Early Bilingualism

Development in the Kindergarten

The article is devoted to the linguistic basis of early bilingualism development in the kindergarten, and to the reasons for interference mistakes. It contains brief comparative analysis of the word formation and grammar systems in the Buryat and Russian languages, some differences influen-cing learning and development of the Russian speech by children are also highlighted. Distinctions of the morphological and syntactic systems of compared

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.