Научная статья на тему 'Качества личности специалиста ключ к успеху в инновационной деятельности в сфере туризма'

Качества личности специалиста ключ к успеху в инновационной деятельности в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ТУРИЗМА / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / BACHELOR OF TOURISM / COMPETENCES IN THE FIELD OF INNOVATIVE ACTIVITIES / PERSONALITY QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурикова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается процесс подготовки специалистов в сфере туризма к инновационной деятельности в рамках обучения по дисциплине «Инновации в сфере туризма», относящейся к вариативной части профессионального блока дисциплин. Одним из важных направлений подготовки к инновационной деятельности является формирование личностных качеств будущего специалиста. Способы развития этих качеств представлены в реализации практикума «Технология создания инновационного проекта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Characteristics of a Professional as the Key to Innovative Activity Progress in Tourism Sector

The paper addresses the process of training professionals in tourism industry for innovative activity according to "Innovations in Tourism Sector" academic subject belonging to the elective component of the professional subjects unit. One of the important directions of training for the innovative activity is to form personality qualities of the future professional. The practical training session "Technology of Innovative Projecting" presents ways to develop these qualities.

Текст научной работы на тему «Качества личности специалиста ключ к успеху в инновационной деятельности в сфере туризма»

УДК 33 ББК У9 (2) 49

Т. В. Сурикова

г. Чита, Россия

Качества личности специалиста - ключ к успеху в инновационной деятельности в сфере туризма

В статье рассматривается процесс подготовки специалистов в сфере туризма к инновационной деятельности в рамках обучения по дисциплине «Инновации в сфере туризма», относящейся к вариативной части профессионального блока дисциплин. Одним из важных направлений подготовки к инновационной деятельности является формирование личностных качеств будущего специалиста. Способы развития этих качеств представлены в реализации практикума «Технология создания инновационного проекта».

Ключевые слова: бакалавр туризма, компетенции в сфере инновационной деятельности, качества личности.

T. V. Surikova

Chita, Russia

Personal Characteristics of a Professional as the Key to Innovative Activity Progress in Tourism Sector

The paper addresses the process of training professionals in tourism industry for innovative activity according to “Innovations in Tourism Sector” academic subject belonging to the elective component of the professional subjects unit. One of the important directions of training for the innovative activity is to form personality qualities of the future professional. The practical training session “Technology of Innovative Projecting” presents ways to develop these qualities.

Keywords: Bachelor of Tourism, competences in the field of innovative activities, personality qualities.

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, которая стабильно развивается в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. Россия вступила в новую фазу развития туризма в начале 1990-х гг.. и, по оценкам ВТО (Всемирной туристкой организации), имеет шансы к 2020 г. занять девятое место в мире по количеству туристских посещений [6]. Стратегической целью развития туризма в Российской Федерации на современном этапе является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения [6]. Достижение этой цели возможно при условии поиска новых форм использования богатых ресурсов страны в туристской индустрии, в том числе и активной адаптации опыта ведущих лидеров в сфере туризма на мировом рынке.

Одной из главных проблем, сдерживающих развитие туризма в стране, специалисты называют низкий уровень подготовки кадров для сферы туризма, в том числе и невысокую способность молодых выпускников к инновационной деятельности.

Процесс модернизации высшего профессионального образования обусловлен, наряду с вызовами информационного общества, в определяющей степени запросами экономической практики, в том числе потребностью в реализации инноваций и современными требованиями к специалистам. Одним из ведущих направлений в реформировании высшего образования является введение общеобразовательных стандартов третьего поколения, спроектированных на компетентностной основе. Анализ требований Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (степень бакалавр) показал, что одним из результатов обученности выпускника является такая профессиональная компетенция, как готовность выпускника к применению инновационных технологий в туристской деятельности.

Продемонстрируем на примере Забайкальского института предпринимательства - филиала Новосибирского университета потребительской кооперации (г. Чита), как осуществляется подготовка специалистов в сфере туризма к инновационной деятельности. Сфера приложений инноваций в туристском бизнесе многогранна, т. к. область профессиональной деятельности бакалавра туризма включает множество взаимосвязанных отрас-

© Сурикова Т. В., 2011

161

лей, производящих гостиничные, транспортные, развлекательные, экскурсионные и иные услуги. Исходя из этого, бакалавр туризма должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности - сервисной, производственнотехнологической, организационной. Таким образом, особенностью инновационной деятельности будущих бакалавров туризма является её интегрированный и полифункциональный характер. Формирование компетенции в сфере инновационной деятельности реализуется через включение студентов в различные формы учебной и квази-профессиональной деятельности: изучение дисциплин обязательного и вариативного компонента основной образовательной программы ФГОС ВПО, проведение научно-исследовательской работы студентов и производственных практик, написание выпускной квалификационной работы. Важную роль в этом процессе занимает учебная дисциплина вариативного компонента «Инновации в туризме», разработанная нами и реализуемая с 2006/2007 учебного года [11].

Целью изучения данного курса является содействие формированию готовности студентов работать в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, уметь оценивать, анализировать и эффективно использовать современные инновационные технологии в сфере туризма. Формой итогового контроля, направленного на выявление у студентов сформированно-сти компетенций к инновационной деятельности, является защита инновационного проекта.

Для методического обеспечения этой учебной дисциплины нами разработано учебное пособие «Технология создания инновационного проекта» [4]. В данном практикуме представлена пошаговая технология разработки проекта путём выполнения заданий, которая призвана способствовать приобретению студентами умений, навыков и компетенций инновационного проектирования в сфере туризма. В результате выполнения серии разноплановых заданий студенты создают собственный инновационный проект, который подлежит аргументированной защите и оцениванию в группе.

Одним из условий разработки любого, в том числе и учебного инновационного проекта, является максимальная степень самомотивации деятельности. Это обстоятельство объясняется тем, что инновационная деятельность является, по определению И. В. Афонина, «человекоёмкой», т. е. ее результат преимущественно зависит от целеустремленности, внутренней устойчивости и ответственности инноватора за результат. Кроме того, инновационная деятельность всегда коллективна, но невосприимчива к контролю жёсткого механистического менеджмента [1, с. 25]. По

мнению Н. И. Лапина, инновационную деятельность можно рассматривать как метадеятельность, которая направлена не только на преобразование внешней среды, но и на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта [5, с. 24]. Именно личностные средства субъекта (знания, навыки, ценности, убеждения, цели, мотивы и качества личности) обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё.

Учитывая особенности инновационной деятельности как метадеятельности, мы считаем, что в процессе реализации практикума одним из важных направлений деятельности является развитие личностных качеств будущего специалиста как руководителя, участника и инициатора инновационного процесса.

В программе практикума выделена тема «Качества личности специалиста - ключ к успеху в инновационной деятельности в сфере туризма». Целью изучения темы стало выявление личностных качеств, необходимых специалисту-новатору в самооценке студентами их готовности к инновационной деятельности в сфере туризма. Авторы практикума предлагают студентам проводить самооценку готовности в начале изучения дисциплины «Инновации в сфере туризма» и по окончании курса.

Структура представления учебного материала в практикуме включает описание цели учебной деятельности студентов, методическую подсказку, содержащую трактовку смыслов основных понятий темы и выявление их взаимосвязи, а также серию заданий по теме и требования к результатам освоения темы. Так, студент после освоения темы должен знать примеры проявления личностных качеств специалистов в сфере туризма, достигших успеха в инновационной деятельности. Студент должен уметь выявлять личное ценностное отношение к инновационной деятельности; выявлять у себя качества, необходимые для успеха в инновационной деятельности; оценивать по степени значимости характерные личностные черты специалиста-новатора; определять собственную позицию по отношению к инновационной деятельности; характеризовать личностный потенциал человека, обеспечивающий успешность в инновационной деятельности. Студент должен владеть методикой проведения самооценки ценностных ориентаций личности; методикой самоанализа личностных качеств специалиста; методикой проведения социологического опроса, связанной с готовностью коллег осуществлять инновационную деятельность.

На занятиях, выполняя различные задания и проводя мини-исследования, анализируя их, сту-

дент выявляет личностные качества, необходимые специалисту-новатору, и оценивает свою готовность к инновационной деятельности в сфере туризма. Итогом рефлективного поиска, по нашему мнению, является «активно сконструированное знание», которое основано на осмыслении значимого для обучающихся знания (собственного, других студентов, преподавателя и т. п.) [9].

В «методическую подсказку» в практикуме по данной теме включены понятия психологии, связанные с личностью и деятельностью, такие, как цели, ценности, убеждения, мотивы, качества личности и креативность как базовое качество инновационной деятельности. Студентам предлагается подготовить сообщение об известных деятелях, достигших успехов в инновационной деятельности в сфере туризма, используя информацию, представленную в списке литературы, и определить, что способствовало их достижениям. Выполнение этого задания даёт возможность на практических примерах выявить основные характеристики личности инноваторов.

На одном из занятий рекомендуем использовать методику «Ценностные ориентации» М. Рокича [7]. Студенты должны проранжировать терминальные и инструментальные ценности, а затем выявить, какие из ценностей, стоящих у них на 1-5 месте по значимости, могут способствовать инновационной деятельности. Аргументация своей точки зрения в группе будет способствовать формированию личного ценностного отношения к инновационной деятельности.

Определяя мотивы овладения профессией по методике К. Замфир в модификации А. Реана, студенты оценивают значимость предложенных мотивов деятельности по пятибалльной шкале [10]. В ходе выявления соответствия ведущих мотивов профессиональной и инновационной деятельности студенты определяют, насколько они мотивированы на инновации в профессиональной сфере и получают первое представление о феномене сопротивления изменениям и его причинах.

В одном из заданий предлагается определить степень готовности студентов старших курсов к инновационной деятельности. Каждый студент группы проводит социологический мини-опрос, используя вопрос и варианты ответов к нему ведущего немецкого специалиста в области техник креативности М. Нёльке: «Как вы поступаете, когда испытываете затруднения при решении какой-либо проблемы?» [8]. Данные опроса позволяют сформировать убеждение, что для осуществления инновационной деятельности необходимо овладевать методиками креативного мышления.

Актуальным является выполнение студентами заданий, направленных на выявление такого важного качества у студентов, как уверенность

в своём творческом потенциале. Одним из важнейших качеств личности, способной осуществлять инновационный процесс, является креативность, т. е. творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей [2]. По мнению Ж.-М. Дрю, сегодня нужны «сильные» бизнес-идеи, необходим «творческий прорыв», чтобы опередить конкурентов [5, с. 32]. В современных условиях экономически значимыми оказываются не только знания и опыт, но и воображение, интуиция, гибкость мышления, способность генерировать новые идеи, решать нестандартные задачи и т. п.

Развитие творческих навыков может проходить только при условии самомотивации. Одним из способов мотивации студентов на решение творческих задач, на взгляд авторов учебного пособия, является приобретение уверенности в своих способностях. Студентам было предложено оценить наличие собственных творческих способностей и свой творческий потенциал, выделив в списке предложенных им качеств те черты творческой личности, которые им свойственны. С этой целью был использован перечень личностных качеств творческого человека, выявленный английской исследовательницей инновационного менеджмента Э. Дандон. Она рассматривает способность к творчеству как комплексное качество, включающее в себя: стремление изменить статус-кво, получение удовольствия от всего, что сложно, любознательность, разносторонний круг интересов, склонность к риску, повышение заинтересованности при постановке новых задач, воображение, интуицию, способность улавливать связи и закономерности, способность разглядеть новые возможности, наблюдательность, наличие мотивации, гибкость, склонность к сотрудничеству, вдумчивость, аналитические способности, любовь к игре, терпение, толерантность в отношениях с незнакомцами, настойчивость и способность к обучению и саморазвитию [3].

В 20010/2011 учебном году нами были обобщены результаты самооценки личностных качеств студентов. Были проанализированы ответы 28 студентов бакалавриата туризма 3-го курса в начале изучения дисциплины «Инновации в туризме». Анализируя результаты выполнения задания, нами выявлено, что все респонденты считают, что имеют богатое воображение и разносторонний круг интересов (100 %). Аналитические способности, терпение и настойчивость выявили у себя 16 человек (57 %). Вдумчивость, гибкость, наблюдательность, способность разглядеть новые возможности характеризует 32 % студентов.

Студентам было предложено составить «Стену личностных качеств специалиста-новатора»,

которые обеспечивают, по их мнению, успешность инновационной деятельности. Эта методика предложена голландскими педагогами в рамках проекта «Инновации в подготовке учителей» и адаптирована авторами в целях помочь студентам в осознании значимости личностных качеств для инновационной деятельности [9]. Для этого студенты выбрали шесть наиболее важных качеств из предложенной Э. Дандон совокупности творческих качеств, описанной выше. В задании требовалось вписать выбранные качества в «Стену» следующим образом: в нижний ряд - три самых значимых качества, затем надстроить «Стену» выше менее важными качествами.

При анализе ответов выявлено, что студенты определили как базовые следующие качества специалистов-новаторов: воображение (100 %), способность улавливать связи и закономерности (78 %), способность разглядеть новые возможности (64 %). Наличие мотивации сочли важным 25 % респондентов. Таким образом, эти качества, по мнению опрошенных, являются основой деятельности инноватора.

Качества «настойчивость» и «вдумчивость» 67 % студентов расположили во втором ряду «Стены качеств», определив, что, эти качества важны. В ходе беседы студенты уточнили, что с помощью

В то же время качества «идеального» инноватора в сфере туризма значительно отличаются от актуально достигнутого уровня развития этих качеств у студентов, отмеченных ими в результате самооценки. По мнению студентов, у них недостаточно развита способность разглядеть новые возможности, получать удовольствия от всего, что сложно, склонность к сотрудничеству и наличие мотивации, которую у себя студенты оценивают на довольно низком уровне. Такая самооценка говорит о недостаточной сформированности у будущих бакалавров туризма профессиональной направленности личности.

этих качеств происходит проектирование уже имеющейся инновационной идеи. Завершает стену выбор таких качеств, как аналитические способности, гибкость, склонность к сотрудничеству, т. е. качества, способствующие внедрению инноваций в практику в ходе командной работы. Таким образом, студенты с помощью данной методики создали собственную модель качественных характеристик специалиста, способного осуществлять инновационную деятельность.

Сопоставив сумму выборов студентами творческих качеств «идеального» инноватора и их самооценку собственного творческого потенциала, мы сделали сравнительный анализ творческих качеств по результатам рефлексии. Результаты анализа представлены в диаграмме на рис. 1.

Анализ проведённого исследования показал, что модель творческих качеств «идеального» инноватора и обобщённая характеристика качеств студента совпадают по одному параметру - «воображение». Это качество, по мнению студентов, является самым значимым. Студенты отметили ряд качеств творческой личности, характерных как для модели «идеального» инноватора, так и для самих студентов - это аналитические способности, терпение, настойчивость, способность улавливать связи и закономерности (рис. 1).

Анализ результатов исследования показал, что выявилось противоречие между необходимостью формирования личностных качеств будущего специалиста-инноватора и актуальным уровнем их развития у студентов. Также нами выявлено отсутствие методического обеспечения, связанного с развитием личностных качеств будущего специалиста, необходимых для осуществления инициации инноваций и их реализации на практике. Результатом данного противоречия является низкая мотивация студентов к инновационной деятельности.

Рис. 1. Сравнительный анализ качеств «идеального» инноватора и самооценки качеств студентом

Нами в практикуме предложена пошаговая разработка инновационного проекта с целью решения проблемы в выбранной социальноэкономической ситуации в сфере туризма. Таким

Причиной низкой мотивации студентов к инновационной деятельности, на наш взгляд, является недостаточное внимание педагогов к проблеме подготовки агентов инновационных изменений в сфере туризма, пессимистическое отношение будущих бакалавров к перспективам развития внутреннего регионального туризма и отсутствие навыков инновационной деятельности в рамках аудиторной работы.

образом, формирование качеств личности специалиста в рамках данного практикума осуществляется по трём направлениям: мотивирование студентов на достижение личных результатов обучения, получение ими опыта работы в команде и организация научного поиска новых возможностей для совершенствования туристского бизнеса. Применение интерактивных методик и приёмов на занятиях из технологии развития критического мышления и проектного обучения стимулирует развитие личностных качеств у студентов, которые способствуют им в осуществлении инновационного поиска.

Список литературы

1. Афонин И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ГАРДАРИКИ, 2005. 224 с.

2. Википедия. ШЬ: http://ra.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82% D0%B8%D0%B2 (дата обращения 20.01.2011).

3. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / пер. с англ. С. Б. Ильина; под общ. ред. М. Б. Шифрина. М.: Вершина, 2006. 340 с.

4. Игумнова Е. А., Сурикова Т. В. Технология создания инновационного проекта: практикум для бакалавров туризма. Чита: ЗИП Сиб УПК, 2010. 56 с.

5. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 192 с.

6. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2016 годы): утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р» // Федеральное агентство по туризму Минспорттуризма России. ЦЯЬ: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140221 / (дата обращения 15.11.2010).

7. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича // Психология. ИКЬ: http://azps.ru/tests/tests_ rokich.html (дата обращения 12.10.2009).

8. Нёльке М. Техника креативности / пер. с нем. М. Э. Рёш. 2-е изд. стер., М.: Омега-Л, 2007.

9. Пискунова Е. В. Профессиональная деятельность учителя в европейском измерении: монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 101 с.

10. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учеб. для вузов, 2002 // Русский гуманитарный интернет-университет. ЦЯЬ: http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihologija_i_ pedagogika (дата обращения 12.10.2009).

11. Сурикова Т. В. Инновации в туризме: учеб. программа. Чита: ЗИП Сиб УПК, 2007. 16 с.

С. 9-10.

Рукопись поступила в издательство 24 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.