Научная статья на тему 'Модель и организационно-педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности'

Модель и организационно-педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ТУРИЗМУ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DEVELOPMENT OF READINESS TO INNOVATION ACTIVITIES OF THE FUTURE TOURISM MANAGERS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ТУРИСТСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / TOURIST TRAINING CENTER / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мэн Сяньлинь

В статье охарактеризована модель формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, включающая последовательность теоретического и инновационно-праксиологического бизнес-подпроцессов, каждый из которых содержит инновационно-направляющий, инновационно-содержательный, туристско-практический, ана­литико-корректировочный компоненты, и организационно-педагогические условия ее реали­зации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model, organizational and pedagogical conditions for the development of readiness for innovation activities in the future tourism managers

The article presents a model of the readiness for innovation activities of the future tourism managers development, including the sequence of theoretical and innovation and praxeological business sub-processes, each of which contains innovation-guide, innovative and informative, tourist and practical, analytical and correction components, as well as organizational and pedagogical conditions for its implementation.

Текст научной работы на тему «Модель и организационно-педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

удк 796.02 ббк 75.4

С. Мэн

модель и организационно-педагогические

условия формирования готовности

будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности

В статье охарактеризована модель формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, включающая последовательность теоретического и инновационно-праксиологического бизнес-подпроцессов, каждый из которых содержит инновационно-направляющий, инновационно-содержательный, туристско-практический, ана-литико-корректировочный компоненты, и организационно-педагогические условия ее реализации.

Ключевые слова: модель, формирование готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, организационно-педагогические условия, туристский учебный центр, социальное партнерство, педагогическое сопровождение.

X. Meng

model, organizational and pedagogical conditions for the development of readiness for innovation activities in the future tourism managers

The article presents a model of the readiness for innovation activities of the future tourism managers development, including the sequence of theoretical and innovation and praxeological business sub-processes, each of which contains innovation-guide, innovative and informative, tourist and practical, analytical and correction components, as well as organizational and pedagogical conditions for its implementation.

Key words: model, development of readiness to innovation activities of the future tourism managers, organizational and pedagogical conditions, tourist training center, social partnership, educational support.

В современном информационном обществе только страны с развитой инновационной экономикой имеют шансы стать конкурентоспособными. Для этого необходимы специалисты, способные участвовать в инновациях. Взяв курс на подготовку будущих специалистов к инновационной деятельности [9], Китай вышел на одно из ведущих мест в мире в сфере научных исследований и разра-

боток. Туризм также в существенной мере подвержен инновационным процессам, это стимулирует развитие различных инноваций в данной сфере (инноваций-процессов, инноваций-турпродуктов, инноваций-сервисов) и позволяет поддерживать конкурентоспособность туристских организаций. Однако проведенное нами констатирующее исследование показало, что будущие менеджеры

н о о

X

о

H

о

I

о

О

по туризму не обладают достаточной готовностью к инновационной деятельности (на низком уровне находятся 33,33 % выпускников профессиональных организаций, на средней - 51, 85 %, на высоком лишь 14, 82 %). Это актуализирует проблему формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности и побудило нас к разработке модели и выявлению условий ее формирования.

Модель разработана в соответствии с методологией взаимно дополняющих системно-праксиологического и процессного подходов. Выбор данных подходов определяется проблематикой исследования, его целями и задачами, а также методологическим потенциалом самих подходов.

Системно-праксиологический подход трактуется нами как ориентация исследования на представление его предмета в качестве системы, отражающей наиболее значимые связи и отношения между компонентами образовательного процесса, в которой акцентируется внимание на практических аспектах формирования и на постепенном переходе от репродуктивного знания к знанию действия. Использование положений системно-праксиологического подхода [4; 6] привело нас к выводу о наличии специфических системных свойств процесса формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности: обусловленность инновациями в сфере туризма, праксиологическая направленность, сочетание квазиинновационной и инновационной деятельности студентов.

Процессный подход [1; 5; 7] трактуется нами как ориентация на исследование формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности (как главного процесса) и составляющим его подпроцессам. Процессный подход предполагает не только реализацию процесса, но и управление (самоуправление) исследуемым процессом. Современные ученые подчеркивают, что важна систематичность действий как главных составляющих процесса. Поэтому про-

цессный подход дополняется использованием системно-праксиологического подхода.

С позиций системно-праксиологического и процессного подходов формирование готовности будущих менеджеров по туризму следует рассмотреть в следующих аспектах, которые нашли отражение в разработанной нами модели:

1) это система, которая имеет определенный состав (компоненты), структуру (связи между компонентами), функции (компонентов и системы в целом);

2) это процесс осуществления практической квазиинновационной или инновационной деятельности студентов по достижению того уровня готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, который приводит к повышению конкурентоспособности самого человека и организации турбизнеса, в которой он работает.

С учетом предмета исследования и обоснованной целесообразности укрепления праксиологической составляющей образовательного процесса выделяем следующие компоненты модели: инновационно-направляющий, инновационно-содержательный, туристско-практический, аналитико-кор-ректировочный.

Инновационно-направляющий компонент выражает интеграцию целей и задач представителей работодателей, педагогических работников, руководителей практик, студентов при формировании готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности; выполняет функции целеполагания, ориентации участников формирования, координации их деятельности. Во взаимодействии они руководствуются как общими принципами обучения и воспитания, известными в педагогике, так и специфическими: развиваемости, взаимосвязи процессов, учета социально-экономических и культурных особенностей страны, взаимного учета интересов предприятий турбизнеса и института, поощрения самостоятельности мышления студентов.

Инновационно-содержательный компонент модели выполняет когнитивную и

содержательно-организующую функции; включает теоретический (зания об инновациях в сфере туризма) и праксиологический (задания на осуществление квазиинновационной и инновационной деятельности, на подготовку к ней) элементы, соответствующие структуре и этапам формирования готовности.

Туристско-практический компонент, выполняющий функции взаимодействия и праксиологическую, включает методы и организационные формы образовательного процесса. В качестве ведущих выбраны адекватные методы: информационный (работа в информационных сетях), исследовательский (проведение исследований для турфирм), творческий (разработка новаций), интерактивные (работа в стационарных и выездных лабораториях), проектный (разработка инновационных проектов, внедряемых в работу турфирм). Среди форм преобладают: практические занятия, занятия в лабораториях туристического учебного центра (ТУЦ), практики.

Аналитико-корректировочный компонент модели включает критерии сфор-мированности готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, шкалу уровней готовности, показатели уровней, методики оценки готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, достигнутые результаты.

Формирование осуществляется в ходе последовательной реализации теоретического и инновационно-праксиологического бизнес-подпроцессов образовательного процесса. На «входе» теоретического бизнес-подпроцесса -начальный уровень готовности студентов; заказ организаций турбиз-неса на инновации и специалистов, готовых к их созданию. На «выходе» инновационно-праксиологического бизнес-подпроцесса - достигнутый уровень готовности; выполненный заказ работодателей. Информационный, практический, рефлексивный, интерпреобра-зующий, поведенческий, инновационно-преобразующий этапы внутреннего подпроцесса выявлены на основе теории П.Я. Гальперина [2].

Модель формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности связывает системное и процессное его представления посредством единообразных компонентов, которые наполнены специфическим содержанием в рамках каждого выявленного бизнес-подпроцесса, а также через постановку и решение задач инновационного развития туристического бизнеса (рис. 1 и 2). Для обеспечения практической возможности реализации модели формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности необходимы организационно-педагогические условия, которые сочетают возможности педагогического и административного управления образовательным процессом. Нами обоснована необходимость создания совокупности следующих организационно-педагогические условий: а) организация туристического учебного центра (ТУЦ); б) социальное партнерство организаций профессионального образования и туристских организаций; в) регламентация взаимодействия субъектов педагогического сопровождения при формировании готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности.

Первое условие выражается в создании комплекса оборудованных учебных лабораторий (институтская, стационарная туристическая учебная лаборатория и выездная туристические учебные лаборатории), объединенных в ТУЦ, воссоздающих особенности деятельности реальных туристических центров. В стационарных лабораториях проходят практические занятия: встреча посетителей за стойкой, рекомендация туристической продукции; рассказ о живописных пейзажах разных мест по мультимедийному проектору; проведение деловых переговоров с партнёрами и др. В выездных учебных лабораториях, которые функционируют на специализированных базах, приближенных к курортным местам, выполняются исследовательские работы: «Гид туристической фирмы», «Разработка новации», «Виноградный рай» и др.

н о о

X

ш

о н о

(О о СО о 2 1

15

0 к

К ^ °

Й 1 2 1 ^ о

<и го ^ со ьг о

ё!

1 ^

ГО 2

^ 5

О I-

1е = 5 Й

со Ф ? *

ГО ф

„ X

£ i

^ г

Методологиче- Профессионально- Социально- Образовательно- Личностные: начальный

ские: практические: требо- педагогиче- педагогические: уровень готовности буду-

системно- вания работодателей к ские: требо- теории педагогики, щих менеджеров по туриз-

праксиологиче- инновационнои дея- вания стан- сложившиеся усло- му к инновационной дея-

ский и процесс- тельности менеджеров дартов (ФГОС вия образовательно- тельности, профессиональ-

ный подходы по туризму; виды ин- и профессио- го процесса в про- ная квалификация профес-

новации в туризме нальных стан- фессиональной ор- сорско-преподавательского

дартов) ганизации состава

кг

и и ы а о оЕ ч

0 в

1

и и

в

го В и

в

ЬЙ

о ы В В н ы

Ои

О

и н

ЭТАПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО БИЗНЕС-ПОДПРОЦЕССА

Освоение теоретических аспектов инновационной деятельности менеджера по туризму

Изучение опыта инновационной деятельности менеджера по туризму

Осмысление передового опыта инновационной деятельности менеджера по туризму

Выполнение квазиинновационной деятельности

Начало разработки

инновационного

проекта

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

информационный

практический

> рефлексивный

Инновационно-направляющий компонент:

- специальные принципы проектирования процесса формирования готовности будущих менеджеров к инновационной деятельности: развиваемое™, взаимосвязи процессов, учета социально-экономических и культурных особенностей страны, взаимного учета интересов предприятий турбизнеса и института, поощрения самостоятельности мышления студентов;

- интегрирование целей формирования готовности будущих менеджеров к инновационной деятельности со стороны государства, работодателей, преподавателей, студентов при постановке целей образовательного процесса;

- задачи формирования готовности к инновационной деятельности: приоритетной является задача формирования когнитивной и психологической составляющих готовности

Функции инновационно-направляющего компонента: целеполагание, ориентация участников формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, координация их деятельности

Инновационно-содержательный компонент:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- модули: «Обучение инновационной деятельности в будущей профессии для студентов профессиональных вузов», «Руководство по инновации в будущей профессии для студентов профессиональных вузов», «Инновации и будущая профессия», «Инновации», «Основы инновации в специальности»;

- задания: изучение теоретического материала; изучение инноваций в практике туризма; изучений проблем туристских организаций; подбор инноваций для решения проблем

Функции инновационно-содержательного компонента: когнитивная и содержательно-организующая

Туристско-практический компонент:

- организационные формы: лекции, практические занятия, лабораторные работы в стационарных туристических учебных центрах, самостоятельная работа студентов;

- методы: информационный, исследовательский, творческий, интерактивные, проектный;

- средства: стационарная база ТУЦ, информационная среда, сайты турорганизаций, задания для квазиинновационной деятельности

Функции туристско-практического компонента: взаимодействия и праксиологическая

Аналитико-корректировочный компонент:

- критерии оценки готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности: когнитивный, психологический, конативный; »

- шкалы и уровни готовности к инновационной деятельности: низкий, средний, высокий;

- методики диагностирования уровней готовности к инновационной деятельности: тест на психологическую готовность к инновациям, интеллект, гибкость мышления, склонность к творчеству; вопросник на выявление знаний об инновациях и инновационной деятельности в сфере туризма; проведение конкурсов гидов, менеджеров по туризму, проверка инновационных проектов;

- достигнутые студентами уровни готовности к инновационной деятельности;

- аналитическое сравнение начального ожидаемого и достигнутого уровней готовности к инновационной деятельности

Функции аналитико-корректировочного компонента: стандартизации, контрольная, оценочная, аналитическая, корректирующая

О

Рис. 1. Модель формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности (теоретический бизнес-подпроцесс)

и

и &

о

0 в

1

и и В

м

¡2!

И

«

В В

и и

(-4

о ч

0 в

и и с

Он

в

1

о в в

0

1

^

м о в в в

ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННО-ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕС-ПОДПРОЦЕССА

Изучение проблем и инноваций в туристских организациях

и

Выбор варианта новации Оценка проекта

+ *

Апробация проекта Оформление проекта

* *

Коррекция проекта Продвижение новации

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

рефлексивный

► интерпреобразующий

поведенческим, инновационно-преобразующий

Инновационно-направляющий компонент:

- специальные принципы проектирования процесса формирования готовности будущих менеджеров к инновационной деятельности: развиваемости, взаимосвязи процессов, учета социально-экономических и культурных особенностей страны, взаимного учета интересов предприятий тур-бизнеса и института, поощрения самостоятельности мышления студентов;

- интегрирование целей формирования готовности будущих менеджеров к инновационной деятельности со стороны государства, работодателей, преподавателей, студентов при постановке целей образовательного процесса;

- задачи формирования готовности к инновационной деятельности: приоритетной является задача формирования психологической и конативной составляющих готовности

Функции инновационно-направляющего компонента: целеполагание, ориентация участников формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности, координация их деятельности

Инновационно-содержательный компонент:

- поиск темы, объекта, выявление проблем, поиск инновационной идеи (инновация-процесс, инновация-турпродукт, инновация-сервис);

- выполнение инновационного проекта

Функции инновационно-содержательного компонента: когнитивная и содержательно-организующая

Туристско-практический компонент:

- организационные формы: практические занятия, лабораторные работы в выездных туристических учебных центрах;

- методы: исследовательский, творческий, интерактивные, телекоммуникационный, проектный;

- средства: выездные базы ТУЦ, инновационные проекты для турбизнеса

Функции туристско-практического компонента: взаимодействие и праксиологическая

Аналитико-корректировочный компонент:

- критерии оценки готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности: когнитивный, психологический, конативный;

- шкалы и уровни готовности к инновационной деятельности: низкий, средний, высокий;

- методики диагностирования уровней готовности к инновационной деятельности: тест на психологическую готовность к инновациям, интеллект, гибкость мышления, склонность к творчеству; вопросник на выявление знаний об инновациях и инновационной деятельности в сфере туризма; проведение конкурсов гидов, менеджеров по туризму, проверка инновационных проектов;

- достигнутые студентами уровни готовности к инновационной деятельности;

- аналитическое сравнение начального и достигнутого, ожидаемого и достигнутого уровней готовности к инновационной деятельности;

- критерии оценки инновационного проекта

Функции аналитико-корректировочного компонента: стандартизация, контрольная, оценочная, аналитическая, корректирующая

о

0

1

ш о ь

о §

ГО о ш о о I

15 £

0 к к > ^

Я 1

о I ^ о

ф го ^ т

^ о £ ^

2 Г

го 3 ш ^

1 ^

О I-§ 2

^ Ш

р

Го ф

и

- х

Рис. 2. Модель формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности (инновационно-праксиологический

бизнес-подпроцесс)

Инновационная деятельность студентов и подготовка к ней являются предметом заинтересованности как профессиональных образовательных организаций, так и организаций турбизнеса, чем и вызвана необходимость введения второго условия. «Социальное партнерство в профессиональном образовании нацелено на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса» [3, с. 80]. Социальное партнерство организаций профессионального образования и туристских организаций осуществляется в формах совместного проведения конкурсов, ярмарок, реализации образовательных программ, разработки и продвижения инноваций для туристской индустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно нашей модели разработан и внедрен регламент взаимодействия между двумя группами партнеров, со-

провождающих процесс формирования (третье условие): между студентами, студентами и преподавателями, преподавателями; и социальное партнерство между субъектами профессиональной образовательной или туристической организации (турпредприятия) [8].

Модель и организационно-педагогические условия были апробированы в эксперименте, в котором приняли участие четыре группы. В контрольной группе (КГ) обучение велось без реализации разработанной модели формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности и без организационно-педагогических условий. В экспериментальных группах реа-лизовывались модель и условия: первое (ЭГ-3), первое и второе (ЭГ-2), все три условия (ЭГ-1). Сравнительные достижения отражены на диаграмме (рис. 3).

Рис. 3. Сравнение результатов начального и итогового диагностических срезов уровня сформированности готовности будущих менеджеров по туризму

к инновационной деятельности

Это подтверждает истинность предположения о том, что разработанная модель и выявленные организационно-педагогические условия позволят осуществлять формирование

готовности будущих менеджеров по туризму на уровне, который обеспечит конкурентоспособность и инновационное развитие туристской организации.

Библиографический список

1. Адлер, Ю. Процессно-ориентированный подход [Текст] / Ю. Адлер, С. Щепетова // Стандарты и качество. - 2002. - № 2. - С. 66-69.

2. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 914 с.

3. Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования [Текст] / Т.М. Глушанок // Современные проблемы науки и образования. - 2008. -№ 6. - С. 80-83.

4. Григорьев, Б.В. Праксеология или как организовать успешную деятельность [Текст] / Б.В. Григорьев, В.И. Чумаков. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 144 с.

5. Данилов, И.П. Процессный подход в высшем образовании [Текст] / И.П. Данилов, Р.В. Сюров // Качество. Инновации. Образование. - 2002. - № 3. - С. 39-41.

6. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология [Текст] / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. -М.: Академия, 2005. - 256 с.

7. Матвеева, H.H. Процессный подход в управлении качеством образовательного процесса как средство повышения качества образовательных результатов [Текст] / H.H. Матвеева // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 4(14). - С. 27-32.

8. Мэн, Сяньлинь. Проблема педагогического сопровождения становления готовности выпускников высшей школы Китая к нововведениям [Текст] / С. Мэн // Вестник ЮУрГУ. - Сер. Образование. Педагогические науки. - 2012. - Вып. 17. № 26(285). - С. 97-102.

9. Об усилении выдвижения инноваций, готовности студентов к будущей профессии в высших образовательных учреждениях КНР [Электронный ресурс]. - http://www.moe.gov.cn/publicfiles/ business/htmlfiles/moe/s5672/201105/xxgk_120174.html

References

1. Adler Y., Shepetova S. Process-oriented approach. Standarty i kachestvo, 2002. № 2. P. 66-69. [in Russian].

2. Galperin, P.Y. Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions. Study of thinking in Soviet psychology. M .: Directmedia Publishing, 2008. [in Russian].

3. Glushanok T.M. Social partnership as a means of improving the quality of vocational education. Sovremennyieproblem nauki i obrazovania, 2008. № 6. P. 80-83. [in Russian].

4. Grigoriev B.V., Chumakov V. Praxeology, or how to organize a successful activity. M.: School Press, 2002. P. 144. [in Russian].

5. Danilov I.P., Syurov R.V. Process approach in higher education. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie, 2002. № 3. P. 39-41. [in Russian].

6. Kolesnikova I.A., Titov E.V. Educational praxeology. M.: Akademia, 2005. P. 256. [in Russian].

7. Matveeva H.H. The process approach to quality management of the educational process as a means of improving the quality of educational outcomes. Obrazovanie i samorazvitie, 2009. № 4 (14). P. 27-32. [in Russian].

8. Meng Xianlin. The problem of pedagogical support of formation of readiness of graduates of the higher school in China for innovation. Vestnik ofSUSU. Ser. Education. Jurisprudence, 2012. Vol. 17. number 26 (285). P. 97-102. [in Russian].

9. Strengthening the extension of innovation readiness of students for their future profession in higher educational institutions of China. Available at: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ s5672/201105/xxgk_120174.html [in Chinese].

Сведения об авторе: Мэн Сяньлинь,

магистр педагогики, декан факультета западных языков, Хэбэйский профессиональный внешнеторговый экономический институт, г. Циньхуандао, КНР. Е-тай: alekcei3008@ mail.ru

Information about the author: Meng Xianlin,

Master of Pedagogy,

Dean, Faculty of Western Languages,

Hebei Institute of International Business

and Economics,

Qinhuangdao, China.

E-mail: alekcei3008@ mail.ru

I-

o о

X

ca о

I-

o

то S3 m о 2 1

is

0 K -tt-q 5 ,s

^ о Й 1 2 1 ^ о

J

<u ro

S CÛ

ü о

Si

1 Ï (0 s

s

О I-

ie = s Й

£

to Ф ? *

го ф

„ X

£ i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.