Научная статья на тему 'Практика как организационная форма развития готовности будущего менеджера по туризму к инновационной деятельности в КНР'

Практика как организационная форма развития готовности будущего менеджера по туризму к инновационной деятельности в КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕНЕДЖЕР ПО ТУРИЗМУ / ПРАКТИКА / ЗАДАНИЯ / ЭТАПЫ / TOURISM MANAGER / PRACTICE / READINESS FOR INNOVATION / JOB STEPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мэн Сяньлинь

Прохождение практики является важнейшей составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, наиболее благоприятной организационной формой развития готовности будущего менеджера по туризму к инновационной деятельности. Выявлены профессиональные и общекультурные компетенции инновационной деятельности, которыми студенты овладевают на практике, сформулированы задания на практику и этапы их выполнения. Автор указывает на необходимость реализации и оценки созданного студентом инновационного проекта на предприятии. Особое внимание уделяется педагогическому сопровождению студентов для успешного и безопасного прохождения практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AS AN ORGANIZATIONAL FORM FOR FORMATION OF THE FUTURE TOURISM MANAGERS’ READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF CHINA

The article substantiates that practice as the most important com-ponent of training highly qualified specialists is the most favorable organizational form for forming future tourism managers’ readiness for innovative activities. Thus, the professional and common cultural competencies of innovative activities that students acquire in practice are identified, with the practice tasks and stages of implementation being developed. The author highlights the need to implement and evaluate students’ innovative projects in the company, and a particular attention is paid to the pedagogical support for students’ successful and safe practice.

Текст научной работы на тему «Практика как организационная форма развития готовности будущего менеджера по туризму к инновационной деятельности в КНР»

УДК 378

С. Мэн

аспирант,

Южно-Уральский государственный университет E-mail: oliya803@yandex.ru

ПРАКТИКА КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КНР

Прохождение практики является важнейшей составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, наиболее благоприятной организационной формой развития готовности будущего менеджера по туризму к инновационной деятельности.

Выявлены профессиональные и общекультурные компетенции инновационной деятельности, которыми студенты овладевают на практике, сформулированы задания на практику и этапы их выполнения.

Автор указывает на необходимость реализации и оценки созданного студентом инновационного проекта на предприятии. Особое внимание уделяется педагогическому сопровождению студентов для успешного и безопасного прохождения практики.

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, менеджер по туризму, практика, задания, этапы

Для цитирования: Мэн, С. Практика как организационная форма развития готовности будущего менеджера по туризму к инновационной деятельности в КНР / С. Мэн // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. —№ 2 (42). - С. 207—213.

Проблема формирования готовности будущих менеджеров по туризму к инновационной деятельности актуальна как для России, так и для КНР. Если рассматривать данную тему по отношению к российскому образованию, то можно отметить следующее.

По мнению многих авторов (В. А. Сла-стенин и Л. С. Подымова [15], С. И. Железня-кова [3], И. О. Котлярова [5], А. К. Костин [4] и др.) приоритетным направлением в образовании является формирование готовности будущих специалистов среднего звена к инновациям.

Особое значение имеют для нашего исследования работы С. В. Буцыка [1], В. С. Елагиной и Г. Я. Гревцевой [2] А. М. Митяевой [8], Е. Б. Манузиной [6], Т.М.Сидоренко [11], Г. Н. Серикова [10], Ю. В. Тягунова [13] и др.

С. И. Железнякова справедливо указывает, что инновации в образовании - это не любые изменения, а лишь те, которые ведут к гармоничному развитию личности в процессе обра-

зования путем создания гуманистически ориентированных моделей образования [3]. С. В. Буцык отмечает необходимость информатизации высших учебных заведений, рассматривая данный процесс как одну из составляющих инновационного развития российского образования [1, с. 13].

Заслуга А. К. Костина в том, что он определил региональную специфику инновационной деятельности учителя и ее социально-педагогические условия [4]. Практическая значимость его исследования состоит в том, что разработанная модель инновационной деятельности учителя может быть использована при создании обобщающих трудов по истории становления и развития регионально-национального образования и оказания практической помощи в поиске новых подходов социокультурного развития региона. Проблема инновационной деятельности относится к числу междисциплинарных. Каждая отрасль науки вносит собственную лепту в теоретиче-

207

ское и практическое обоснование, понимание и объяснение этого явления.

Не углубляясь в сопоставительный анализ процесса организации практики студентов, остановимся на значимых, с нашей точки зрения, аспектах проблемы.

Сегодня социокультурная среда деятельности менеджера расширяется, меняется и его назначение. Решению проблемы формирования готовности будущих специалистов среднего звена к инновациям способствует интеграция теоретических знаний и практики на различных предприятиях туротрасли, в учреждениях любых организационно-правовых форм.

Практика в туристском образовании является важнейшей составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с основными образовательными программами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям). Практика предоставляет возможность будущему специалисту моделировать собственные научные исследования, призванные помочь в развитии инновационных технологий. Такой подход способствует развитию готовности к инновационной деятельности, возникновению желания использовать новации в выбранной профессии.

В Китайской Народной Республике требования к практике прописаны в Постановлении Министерства образования КНР от 20 февраля 2009 г. № 3, где указано, что практика необходима для ускорения реформы высшего профессионального образования в стране, стимулирования выпускников высших профессиональных учебных заведений к быстрому трудоустройству, усиления развития практической деятельности, повышения компетенций.

Подготовка кадров и образование в целом должны быть тесно связаны с развитием экономики государства и общества, с будущей профессией. В содержании Постановления указано, что высшие профессиональные учебные заведения (аналоги организаций профессионального образования в РФ) обязаны выполнить новые требования и вовремя (по требованию предприятий) регулировать

распределение набора на специальности и направления, создавать новые предметы и практические проекты, расширять компетенции студентов для конкурентоспособности к трудоустройству. Вузы обязаны совместно с предприятием создавать подготовительные курсы к прохождению практики, составлять учебные планы, планы практической части и контролировать их выполнение; назначить руководителя практики и осуществлять педагогическое сопровождение студентов для успешного и безопасного прохождения практики.

При прохождении практики студентами вузы используют новые правила «Два диплома», которые предполагают получение студентами по окончании практики двух документов: диплома и профессионального сертификата.

Вузы совместно с предприятиями развивают структуру специальности; основные предметы по специальности и учебное содержание должны соответствовать требованиям будущей профессии; учебный процесс следует выстраивать по принципу: практика в учебной деятельности, учебная деятельность в практике. Вузы должны поставить задачу перед студентами в получении профессиональных сертификатов до диплома об окончании.

Практика служит организационной формой, в которой студенты могут в условиях непосредственно профессиональной деятельности проявить, сформировать и оценить свою готовность к инновационной деятельности. Чтобы проявить готовность к инновационной деятельности, нужны задания, которые содействуют развитию определенных профессиональных компетенций, в том числе способности к инновационной деятельности.

На практике студенты могут повысить готовность к инновационной деятельности, выполняя задания преподавателя и специалистов предприятия. На предприятии происходит реализация и оценка эффективности созданного студентом инновационного проекта или продукта.

Рассмотрим этапы выполнения заданий в ходе практики студентов вузов в Китае.

208

Первый этап — пропедевтический (подготовка к практике). Цели: подготовить студентов к практической деятельности, в том числе:

1) обеспечить знаниями, необходимыми студентам для прохождения практики на данном предприятии и для инновационной деятельности во время практики;

2) психологическая подготовка к прохождению практики и к инновационной деятельности во время нее;

3) создать благоприятные условия для инновационной деятельности во время прохождения практики.

Учебным заведением создаются базы для прохождения практики студентами. Организуется доступность контроля руководителем практической деятельности и преподавателем института, их взаимодействие друг с другом и студентами. Предметы, на которых идет подготовка к практической деятельности в учебном процессе: базовый русский язык, гостиничный сервис, туристический русский язык, торгово-экономический русский язык.

Преподаватели вуза разрабатывают темы для изучения по данным предметам, проводят консультации со специалистами туристических компаний и гостиниц. Подготовка к практике идет на практических занятиях, они занимают 50 % образовательного процесса. На занятиях изучаются рабочие ситуации, организовываются поездки на предприятия, ведется наблюдение за рабочим процессом, опытными работниками проводятся беседы со студентами. Организуются внеклассные мероприятия, развивающие мышление студентов, способность к творчеству и инновационной деятельности. Подготовка в течение двух лет постоянная, на занятиях преподаватели должны объяснять, как важна практика для будущей профессии [6].

В третьем семестре осуществляется чтение лекций «Важность практики в будущей профессиональной деятельности» (8 недель, 16 часов). Происходит встреча с выпускниками - отличниками прохождения практики. Студенты заранее готовятся к встрече, планируют обсуж-

дение по интересующим вопросам. В институт приглашаются специалисты организаций (туристических компаний, гостиниц) для проведения бесед о пользе прохождения практики, для ознакомления с будущей деятельностью в компании. В институте планируется открытие учебной базы (стойка администрации, гостиничный номер), где будут проходить практические занятия.

Основанием, по которым мы определяем, включать задание или не включать, являются компетенции инновационной деятельности, т. е. содержание задания должно соответствовать одной или нескольким осваиваемым компетенциям [см. также: 9].

Менеджер туризма должен владеть следующими компетенциями на этом этапе: способностью к реализации инновационного туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий; способностью взаимодействовать с тураген-тами по реализации и продвижению инновационного туристского продукта; организацией продвижения инновационного туристского продукта на рынке туристских услуг; умением организовать процесс обслуживания потребителя. На основе этой систематизации разработана следующая совокупность заданий, которые выполняются на пропедевтическом этапе:

1. Использование опыта работы иностранных туристических компаний:

а) изучение сайтов иностранных туристических компаний, работы иностранных туроператоров и менеджеров;

б) их анализ совместно с педагогами и составление плана для внедрения в практику.

2. Изучение работы гостиниц, проведение маркетинговых исследований и предложение мер по сбережению ресурсов (например, энергосбережению).

3. Изучение главных функций и задач службы приема и размещения гостей:

а) служба бронирования и ее обязанности;

б) порядок регистрации и размещения гостей;

в) служба обслуживания, безопасности и эксплуатации номерного фонда; г) отдел маркетинга и связей с общественностью [7].

209

Второй этап предполагает выполнение студентами заданий на практике.

1. Исследование и анализ конкурентного рынка: исследование существующих маршрутов (объем продаж туров, стоимость туров, спрос на туристском рынке); исследование по внедрению иностранного опыта и отчет по результатам исследования; выявление недостатков и преимуществ в работе гостиничных служб; исследование политики государств в отрасли туризма; исследование туристического рынка других стран; исследование традиций и этикета других стран (праздники, праздничные дни, новогодние, рождественские, школьные каникулы и т. д.).

2. Разработка (проектирование) новых маршрутов в существующих туристических, природных, экологических, спортивных и других существующих ресурсах: туристическая линия (достопримечательности, обзорные экскурсии, горные виды туризма и др.); красная линия (по памятным и историческим местам, местам военных действий); спортивная линия (водные, пляжные и др. виды спорта); развлекательная линия (приключенческий туризм для детей и взрослых); деловой туризм (организация конференций, собраний).

3. Создание инновационного туристического продукта: организация оказания услуг на новом туристическом маршруте; улучшение работы старых маршрутов с оказанием новых услуг; выявление нового природного ресурса (источник, горный маршрут, рыбалка); создание нового развлекательного вида деятельности; создание новых видов ресторанного обслуживания (новые блюда, новый подход в обслуживании); поиск новых местных сувениров и местных продуктов.

Студенты выполняют работу на следующих предприятиях: гостиницы, рестораны, турфирмы, торгово-экономические компании. Занимаемые ими должности: менеджер по туризму, менеджер по продажам, гид-переводчик, секретарь. Виды деятельности выпускников: исследовательская, проектная.

Третий этап - контрольно-оценочный. Цель: оценить готовность студентов к новов-

ведениям. На этом этапе необходимо дать задания, которые помогут оценить компетенции студентов в отношении применения нововведений. Значит, нужно разработать две системы заданий: на развитие готовности студентов к нововведениям во время практики и для оценки этой же готовности.

Для оценки готовности к нововведениям студент выполняет задания: описание процесса практической деятельности; исследовательская работа на предприятии; создание авторских и инновационных проектов; введение проектов в работу предприятия; анализ результатов и выводов о проведенной работе.

Выпускник должен обладать как профессиональными, так и общекультурными компетенциями, которые могут дать содержательное наполнение ожидаемой готовности выпускника к инновационной деятельности. Перечислим эти компетенции соответственно видам деятельности (организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской, проектной, производственно-технологической, научно-исследовательской).

В организационно-управленческой деятельности: способность проектировать инновационную организационную структуру; готовность к разработке процедур и методов контроля протекания инновационных процессов; способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций в процессе инновационной деятельности; способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента; готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций.

В информационно-аналитической деятельности: умение применять количественные

210

и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и построении инновационных экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей; иметь представление о методах инновационной реорганизации бизнес-процессов; умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте, осуществлять соответствующие нововведения.

В предпринимательской деятельности: умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею о возможных нововведениях; способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития инновационных направлений деятельности, продуктов.

В проектной деятельности: владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов инновационного проектирования в туризме; способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта.

В производственно-технологической деятельности: готовность к разработке инновационного туристского продукта на основе современных технологий.

В научно-исследовательской деятельности: способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий,

полезную для осуществления нововведений; способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг с целью поиска требуемых новаций для решения проблем свой фирмы; готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме на всех этапах инновационной деятельности; готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности.

Прохождение практики включает в себя не только выполнение заданий предприятия, но и написание дипломной работы по производственной практике. По окончании представителя предприятия готовит отзыв о работе студента.

Оценка или дифференцированный зачет по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся. Итоги практики обсуждаются на итоговых конференциях факультетов/институтов, с привлечением специалистов предприятий/организаций, являющихся базами практики.

В заключение необходимо сказать, что формирование компетенций готовности к инновационной деятельности у студентов связано непосредственно с прохождением практики. Специфика туристической отрасли, учет требований рынка труда обеспечивают выпускнику возможность удовлетворить запросы работодателей на новых, креативных, конкурентных специалистов. На практике происходит всестороннее профессиональное становление будущих специалистов в единстве с образовательным процессом.

1. Буцык, С. В. Информатизация вузов культуры и искусств: проблемы и перспективы современного периода/ С. В. Буцык//Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. —2012. — № 4 (32).-С. 13-17.

2. Елагина, В. С. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения / В. С. Елагина, Г. Я. Гревцева, Е. Ю. Немудрая // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/99-4927.

3. Железнякова, С.И. Ориентация и установка учителей на инновационную деятельность: автореф. дис. .. канд. социол. наук / С. И. Железнякова. - Екатеринбург, 1997.

4. Костин, А.К. Инновационная деятельность учителя как фактор социокультурного развития региона: автореф. дис. ...канд. пед. наук/А. К. Костин. - Иркутск, 1998.

211

5. Котлярова, И. О. Непрерывная подготовка студентов технических направлений к инновационной деятельности / И. О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. - № 26 (285). - Вып. 17. - С. 15-19.

6. Манузина, Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в условиях педагогической практики // Сибирский педагогический журнал / Е. Б. Манузина. - 2012. - № 7. - С. 116-119.

7. Методические рекомендации по проведению практики для студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : viepp.ru/wp-content/uploads/Praktika.rtf (дата обращения 1.02.2014).

8. Митяева, А. М. Направленность содержания многоуровневого высшего образования на развитие учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров / А. М. Митяева // Управление общественными и экономическими системами / Орловский государственный университет. - 2007. - № 1 -С. 23-27.

9. Мэн, С. Компетенции инновационной деятельности в образовательных стандартах как основание проектирования образовательного процесса по подготовке менеджеров туризма / С. Мэн // Вестник Юж-но-Уральского государственного университета. - 2013. - Т. 5, № 4. - С. 61-66.

Ю.Сериков, Г. Н. Знаниево-компетентностная концепция модернизации образования в университете / Г. Н. Сериков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - № 24 (241). - Вып. 13 - С. 8-21. П.Сидоренко, Т. М. Совершенствование организации экономической практики с целью развития профессиональных компетенций [Электронный ресурс] / Т. М. Сидоренко. - Режим доступа: http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija_obrazovatelnogo_uchrezhdenija (дата обращения 4.03.2014).

12. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — Москва, 1997.-224 с.

13.Тягунова, Ю. В. Понятие и явление проектирования образовательно-научного процесса в вузе / Ю. В. Тягунова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. - Вып. 12. - № 4 (236). - С. 50-55.

X. Meng

post-graduate student, South Ural State University E-mail: oliya803@yandex.ru

PRACTICE AS AN ORGANIZATIONAL FORM FOR FORMATION OF THE FUTURE TOURISM MANAGERS' READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF CHINA

Abstract. The article substantiates that practice as the most important com-ponent of training highly qualified specialists is the most favorable organizational form for forming future tourism managers' readiness for innovative activities. Thus, the professional and common cultural competencies of innovative activities that students acquire in practice are identified, with the practice tasks and stages of implementation being developed.

The author highlights the need to implement and evaluate students' innovative projects in the company, and a particular attention is paid to the pedagogical support for students' successful and safe practice.

Keywords: readiness for innovation, tourism manager, practice, job steps.

For citing: Meng, X. Practice as an organizational form for formation of the future tourism managers' readiness for innovative activities / X. Meng // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], - 2015. -№ 2 (42). - P. 207-213.

212

Reference

1. Butsyk, S. V. Informational support of higher education institutions of culture and arts: problems and prospects of our times // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], -2012. - № 4 (32). - P. 13-17.

2. Elagina, V. S. Formation of students' pedagogical competence in conditions of the project-based learning technology / V. S. Elagina, G. Ya. Grevtceva, E. Yu. Nemudraia // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], - 2011. № 5. - URL: http://www.science-education.ru/99-4927 (accessed 01.07.2015).

3. ZHelezniakova, S. I. Orientatsiya i ustanovka uchiteley na innovatsionnuyu deyatel'nost' [Teachers' orientation and aiming at innovative activities] / S. I. ZHelezniakova. - Ekaterinburg, 1997.

4. Kostin, A. K. Innovatsionnaya deyatel'nost' uchitelya как faktor sotsiokul'turnogo razvitiya regiona [The teacher's innovative activity as a factor of socio-cultural development of the region] / A. K. Kostin. - Irkutsk, 1998.

5. Kotliarova, I. O. Nepreryvnaya podgotovka studentov tekhnicheskikh napravleniy к innovatsionnoy deyatel'nosti [Continuous preparation of students of technical directions for innovation] /1. O. Kotliarova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». [Bulletin of the South Ural State University. Series. Education and pedagogical science]. -2012.-26 (285) Vol. 17.-P. 15-19.

6. Manuzina, E.B. Pedagogical support of students in teachers practice / E. B. Manuzina // Sibirskiy pedagog-icheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. - 2012. - № 7. - P. 116-119.

7. Guidelines for the practice for students [Electronic resource]. - Mode of access: viepp.ru/wp-content/uploads/Praktika.rtf (date accessed 01.02.2014).

8. Mitiaeva, A. M. Orientation of content-tiered higher education on the development of teaching and research competence of bachelors and masters / A. M. Mitiaeva // Upravlenie obshchestvennymi i ekonomicheskimi sistemami [Managing social and economic systems]. - 2007. - № 1. - P. 23-27.

9. Meng, X. Competencies innovation in educational standards-minute design as the basis of the educational process for the preparation of managers of tourism / X. Meng // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series. Education and pedagogical science]. - 2013. - Vol. 5. - № 4. - P. 61-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Serikov, G. N. Znanievo-Competence concept of modernization of education at the University / G. N. Serikov // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series. Education and pedagogical science], - 2011. - № 24 (241).-Vol. 13.-P. 8-21.

11. Sidorenko, Т. M. Improvement of economic practice in order to develop the professional competencies [Electronic resource] / Т. M. Sidorenko. - Mode of access http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija_ obrazovatelnogouchrezhdenija (date accessed -03.04. 2014).

11. Slastenin, V. A. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovative activity] / V. A. Slastenin, L. S. Podymova. - Moscow, 1997. - 224 p.

14. Tiagunova, Yu. Ponyatie phenomenon and designing educational and scientific process at the university / Yu. Tiagunova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series. Education and pedagogical science]. -2012. - Vol. 12. - № 4 (236). - P. 50-55.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.