Научная статья на тему 'Роль студента и преподавателя по физической культуре в осуществлении студентом здорового образа жизни'

Роль студента и преподавателя по физической культуре в осуществлении студентом здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗОЖ / STUDENT / TEACHER / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Н. С.

В статье представлено описание результатов исследования роли студента и преподавателя в здоровом образе жизни студента. В ходе исследования было изучено отношение студентов к занятиям физической культурой. Определено, что большинство студентов нейтрально или негативно относится к занятиям физкультурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of the study of the role of the student and the teacher in a healthy lifestyle of the student. During the study, the attitude of students to physical education was studied. It is determined that the majority of students neutral or negative attitude to physical education.

Текст научной работы на тему «Роль студента и преподавателя по физической культуре в осуществлении студентом здорового образа жизни»

SCIENTIST№1 (1) 2018

РОЛЬ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТУДЕНТОМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Сидоров Н.С.

В статье представлено описание результатов исследования роли студента и преподавателя в здоровом образе жизни студента. В ходе исследования было изучено отношение студентов к занятиям физической культурой. Определено, что большинство студентов нейтрально или негативно относится к занятиям физкультурой.

Ключевые слова: студент, преподаватель, физическая культура, ЗОЖ.

The article describes the results of the study of the role of the student and the teacher in a healthy lifestyle of the student. During the study, the attitude of students to physical education was studied. It is determined that the majority of students neutral or negative attitude to physical education. Key words: student, teacher, physical education, healthy lifestyle.

Физическая культура является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Но в настоящее время имеет место далеко не лучшее отношение студентов к физической культуре, что проявляется в нежелании студентов посещать занятия по предмету. Эта проблема со стороны преподавателя решается обязательностью посещения студентом дисциплины «физическая культура» и системой отработок, т.е. в целом директивными методами. Но положительное эмоциональное состояние является необходимым условием эффективной физической нагрузки, способствующей укреплению здоровья человека [3]. Статья носит научно-методический характер. Цель исследования: предложить наиболее эффективные социально-педагогические рекомендации для реализации программ здорового образа жизни студентов. Задачи: 1) на базе эмпирических методов определить отношение студентов к занятиям физической культурой; 2) предложить теоретико-методические рекомендации по согласованному взаимодействию студента и преподавателя физической культуры в процессе реализации студентом здорового образа жизни (ЗОЖ).

Материалы и методы

Материал: социальная группа из 50 студентов АГМУ 1-3 курса лечебного факультета.

Эмпирические методы: 1) наблюдение за отношением студентов к занятиям по физической культуре; 2) опрос студентов.

ЯСЖШЯТ№1 (1) 2018

Теоретико-педагогический метод: на базе принципов философского мировоззрения и здорового образа жизни обобщить полученный материал и предложить сделать и теоретико-методические рекомендации по формированию ЗОЖ студентов.

Результаты и обсуждение

Теоретический смысл исследования заключается в том, что человек по праву рождения наделён сознанием, а сознание придаёт человеку активность, которая, с одной стороны, вредит ему, когда человек идёт против положительного на него действия, а с другой - помогает, если такая внутренняя активность субъекта согласована с внешним положительным влиянием на него. Образно говоря, активность человеческого сознания - это жизненная сила, качество (влияние) которой зависит от ее вектора (направления) [5].

В процессе тренировки на занятиях по физической культуре главным участником-исполнителем комплексов упражнений и тренировок является студент [2; 4]. Преподаватель физической культуры не может ни заставить студента качественно выполнять все комплексы упражнений, ни вести за него здоровый образ жизни, потому что студент - не пассивная система (подобно куску дерева или мрамора), которую можно изменять внешним усилием (например, сделать скульптуру), а человек - как активное осознающее и действующее существо.

Опрос и наблюдения показали, что большинство студентов (71 %) относятся к занятиям по физической культуре нейтрально или отрицательно, что объясняется недостаточной мотивацией к занятиям.

Для реализации принципов ЗОЖ в вузе, по нашему мнению, необходимо следующее.

Переосмыслить роли студента и преподавателя на занятиях по физической культуре. Преподаватель по физкультуре лишь показывает правильный путь к здоровью, а шагает сам студент. Поэтому первым обязательным элементом физической культуры студента должна быть психологическая подготовка, заключающаяся в желании и готовности студентом заниматься физической культурой. Без этого будет срабатывать открытый И.П. Павловым безусловный рефлекс свободы, заключающийся в преодолении/освобождении от создаваемого препятствия.

При этом физическая культура, включающая физкультурно-спортивную подготовку, является довольно сложной дисциплиной со своими особыми методами [1; 3; 4]. Преподаватель по физической культуре должен обеспечить теоретическую базу для студента, активизировать мотивационный компонент ЗОЖ, обеспечить эффективные методы тренировки, провести студента через опасные моменты физической культуры, в том числе предупредить травмы. Теоретические работы по проблемам формирования ЗОЖ довольно полно раскрывают методы

ЯСЖШГЯТ№1 (1) 2018

эффективного взаимодействия преподавателя и студента в формировании ЗОЖ. Однако на практике часто желаемое и действительное не совпадают.

Выводы. Студент должен быть активным участником формирования своего здорового образа жизни. А преподаватель физической культуры должен использовать для этого весь арсенал теоретических, методических и воспитательных методов в учебном процессе, лишь помогая при этом студенту, восполняя его недостаток знаний методик физической культуры. Необходимо сочетание теоретико-педагогических воспитательных методов, условий для их реализаций в вузе для того, чтобы для большинства студентов реализовать возможность формирования и укрепления ЗОЖ во время обучения в вузе.

Список литературы:

1. Воронцов П.Г., Ушакова Е.В. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительные практики студенческой молодёжи: учебно-методическое пособие. - Барнаул : Изд-во ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России. 2017. -148 с.

2. Кулибина О.В., Аминова О.С., Матвеева М.И. Особенности гигиенического воспитания и формирования навыков здорового образа жизни у студентов медицинского университета // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2015. - № 4. - С. 46.

3. Максимов Д.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Физическая подготовка единоборцев (самбо и дзюдо). - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 160 с.

4. Мелоян М.Ж., Бровиков Д.В. Здоровый образ жизни студента. Роль физической культуры в ЗОЖ студента // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 31. - С. 133-137.

5. Семилет, Т. А. Культурвитализм - концепция жизненных сил культуры. -Барнаул: АлтГУ, 2004. - 156 с.

6. Федоров С.А., Решетников В.Н. Здоровый образ жизни и развитие личности студента / Физическая культура, спорт и туризм - территория здоровья и формирования личности: Мат-лы науч.-практ. конф. Сб. статей. -Ставрополь: Изд-во Ставролит, 2016. - С. 201-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.