Научная статья на тему 'Формирование у студентов ценностного отношения к своему здоровью и физически активному образу жизни'

Формирование у студентов ценностного отношения к своему здоровью и физически активному образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CENTRE / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PHYSICAL CONDITION / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / ЗОЖ / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осик Владимир Иванович, Гуляева Валентина Анатольевна, Белозерова Наталья Павловна

Health of college students is the challenging governmental problem due to specificity of educational process during higher education reformation period and age-specific peculiarities of growing body. Investigation of main risk factors among physical training and non-physical-training universities of Kuban on the basis of Кrasnodar Health Centre by express-diagnostic methods showed that average statistical height-and-weight parameters, cardiorespiratory system indices, fat and carbohydrate metabolism, and organs of vision were conforming to sex-and-age-specific norms and did not have reliable professional and sex-specific differences. Nevertheless, the individual analysis of BMI, FAR and АКD has disclosed significantly lower range of differences in students trained under educational programs of physical training universities than in future agronomists and engineers. Self-evaluation of health condition and keeping the recommendations on healthy lifestyle in students, conducted by method of questioning, showed sufficient awareness on social and biological health risk factors, hypodynamia, irrational and non-balanced diet, acute stresses and unfavorable heredity among them. The obtained results enable to conclude that the informational resource on health condition and lifestyle of college students, obtained in Кrasnodar Health Centre, permit to implement the educational programs efficiently in the sphere of physical training and sports, forming the personalized physical culture in students and the professional competence of future bachelor's degree holders in the sphere of physically-and-rehabilitation technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осик Владимир Иванович, Гуляева Валентина Анатольевна, Белозерова Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Values-Based Attitude in Students to their Health and Physically Active Mode of Life

Health of college students is the challenging governmental problem due to specificity of educational process during higher education reformation period and age-specific peculiarities of growing body. Investigation of main risk factors among physical training and non-physical-training universities of Kuban on the basis of Кrasnodar Health Centre by express-diagnostic methods showed that average statistical height-and-weight parameters, cardiorespiratory system indices, fat and carbohydrate metabolism, and organs of vision were conforming to sex-and-age-specific norms and did not have reliable professional and sex-specific differences. Nevertheless, the individual analysis of BMI, FAR and АКD has disclosed significantly lower range of differences in students trained under educational programs of physical training universities than in future agronomists and engineers. Self-evaluation of health condition and keeping the recommendations on healthy lifestyle in students, conducted by method of questioning, showed sufficient awareness on social and biological health risk factors, hypodynamia, irrational and non-balanced diet, acute stresses and unfavorable heredity among them. The obtained results enable to conclude that the informational resource on health condition and lifestyle of college students, obtained in Кrasnodar Health Centre, permit to implement the educational programs efficiently in the sphere of physical training and sports, forming the personalized physical culture in students and the professional competence of future bachelor's degree holders in the sphere of physically-and-rehabilitation technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов ценностного отношения к своему здоровью и физически активному образу жизни»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 227-232.

удк 378.016 в. и. осик, в. А. Гуляева, н. П. Белозерова

Формирование у студентов ценностного отношения к своему здоровью и физически активному образу жизни

Здоровье студенческой молодежи является актуальной государственной проблемой в связи со спецификой учебного процесса в период реформирования высшего образования и возрастными особенностями растущего организма. Изучение на базе Краснодарского Центра здоровья методами экспресс-диагностики основных факторов риска студентов физкультурного и не физкультурных вузов Кубани показало, что среднестатистические росто-весовые параметры, показатели кардиореспираторной системы, жирового и углеводного обмена и органов зрения соответствовали половозрастным нормами и не имели достоверных профессиональных и половых различий. Однако индивидуальный анализ ИМТ, ЧСС и АКД выявил существенно меньше диапазон различий у студентов, обучающихся по образовательным программам физкультурного вуза, нежели у будущих агрономов и инженеров.

Самооценка здоровья и выполнение студентами рекомендаций ЗОЖ, проведенная методом анкетирования, показали достаточную осведомленность о социально-биологических факторах риска здоровью, к которым были отнесены гиподинамия, нерациональное и несбалансированное питание, острые стрессы и неблагоприятная наследственность.

Полученные результаты позволяют заключить, что информационный ресурс о состоянии здоровья и образе жизни студенческой молодежи, полученный в Краснодарском Центре здоровья, позволяет эффективно реализовывать образовательные программы в области физической культуры и спорта, формируя личностную физическую культуры студентов и профессиональные компетенции будущих бакалавров по физкультурно-Ооздоровительным технологиям.

Ключевые слова: Центр здоровья, физическое состояние, факторы риска, ЗОЖ

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018

No. 4 (34). pp. 227-232. wi^ w«^- m r^ r,

V. I. OsiK, V. A. GuLYAEVA, N. P. BELOZEROVA

Formation of the Values-Based Attitude in Students to their Health and Physically Active Mode of Life

Health of college students is the challenging governmental problem due to specificity of educational process during higher education reformation period and age-specific peculiarities of growing body. Investigation of main risk factors among physical training and non-physical-training universities of Kuban on the basis of ^asnodar Health Centre by express-diagnostic methods showed that average statistical height-and-weight parameters, cardiorespiratory system indices, fat and carbohydrate metabolism, and organs of vision were conforming to sex-and-age-specific norms and did not have reliable professional and sex-specific differences. Nevertheless, the individual analysis of BMI, FAR and АКD has disclosed significantly lower range of differences in students trained under educational programs of physical training universities than in future agronomists and engineers.

Self-evaluation of health condition and keeping the recommendations on healthy lifestyle in students, conducted by method of questioning, showed sufficient awareness on social and biological health risk factors, hypodynamia, irrational and non-balanced diet, acute stresses and unfavorable heredity among them.

The obtained results enable to conclude that the informational resource on health condition and lifestyle of college students, obtained in ^asnodar Health Centre, permit to implement the educational programs efficiently in the sphere of physical training and sports, forming the personalized physical culture in students and the professional competence of future bachelor's degree holders in the sphere of physically-and-rehabilitation technologies.

Key words: health centre; physical condition; risk factors; healthy lifestyle

_Введение

роблематика психолого-педагогических и медико-биологических исследований ценностного отношения к своему здоровью студенческой молодежи и занятиям физической культурой и спортом направлена в сторону изучения индивидуальных особенностей и возможностей молодого человека, Это позволяет формировать у студента смысловой аспект внутренней мотивации быть здоровым и физически совершенным, выполняя рекомендации культурного и безопасного образа жизни. Реформы высшего образования в Российской Федерации значительно ограничили возможности вузов организовывать углубленные диспансеризации и медицинско-оздоровительное сопровождение при организации образовательного процесса, включающего в себя диагностику физического состояния студентов, определение его способностей и возможностей, улучшение его здоровья, развитие адаптационного потенциала и приспособляемости к учебе средствами ФК и спорта [2; 5; 6].

Актуальность научного исследования состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи обусловлена необходимостью решения основной проблемы физического воспитания в вузах - формированию личностной физической культуры, мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью и выполнения рекомендаций физически активного образа жизни [3; 7; 8]. Согласно общепринятой концепции здоро-вьеформирующее образование определяется рискоориентированной методологией, позволяющей минимизировать негативное влияние гиподинамии, нерационального питания, острых стрессов, психотропных веществ, нарушение режима труда и отдыха и других факторов риска, приводящих к нарушению обмена веществ и развитию неинфекционных заболеваний [1; 4; 5].

Государство в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации, возложив ответственность за свое здоровье на человека, основной задачей считает процесс обеспечения населения возможностями контроля за своим здоровьем и его улучшения. [10; 11]. Одним из направлений деятельности Правительства и Минздрава РФ по реализации поставленных задач явилось открыто более 800 государственных «Центров здоровья», основной целью которых является скрининг-оценка состояния здоровья и формирование здорового и безопасного образа жизни россиян. В настоящее время в Краснодарском крае функционирует 13 взрослых и 2 детских «Центра здоровья», один из которых функционирует на базе ГМУЗ ККБ № 2 Министерства здравоохранения Краснодарского края в структуре поликлиники специализированного курсового амбулаторного лечения (СКАЛ) [9; 12; 13].

Материалы исследования

В кабинетах лабораторно-инструментального обследования Краснодарского Центра здоровья производилась скрининг-оценка:

- уровня психо-физиологического и соматического здоровья студента, его функциональные и адаптационные резервы с применением комплексного оборудования (измерялся рост, вес, рассчитывался индекс массы тела (ИМТ), определялись частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное кровяное давление (АКД систолическое и диастолическое);

- экспресс-анализатором определялся уровень общего холестерина и глюкозы в капиллярной крови;

- кардиовизором производилась компьютеризированная оценка функционального состояния сердца по ЭКГ - сигналам от конечностей («Миокард» %);

- спирометром рассчитывались основные показатели внешнего дыхания (ЖЕЛ ^С) л) и форсированного ЖЕЛ / VC %);

- определялась острота зрения в диоптриях и величина внутриглазного давления (ВГД) (мм рт. ст.).

По окончании исследования проводилось анкетирования студента по вопросам о здоровье и образе жизни, после чего врач-терапевт собирал анамнез (историю болезни), анализировал и классифицировал полученные данные и давал заключение и рекомендации ЗОЖ. При подозрении на наличие какого-либо заболевания или его выявлении студент направлялся на обследование в либо СКАЛ, либо в медицинские учреждения по мету жительства.

На базе Краснодарского Центра здоровья в 2016/2017 уч. г. изучалось состояние здоровья и образ жизни студентов КГУФКСТ, обучающихся по направлению физическая культура профиль физкультурно-оздоровительные технологии в возрасте 19-25 лет (41 девушка и 40 юношей) и студентов не физкультурных вузов Кубани (Кубанский государственный агроуниверситет и Кубанский государственный технологический университет (КГАУ и КГТУ) (27 девушек и 38 юношей) в возрасте 20-28 лет.

_Результаты исследования и их обсуждение

Представленные в таблице 1 средние статистические данные показателей состояния здоровья студентов-юношей, принимавших участие в обследовании, соответствуют медицинскими половозрастным нормам, а межгрупповые различия по большинству изучаемых параметров носят незначительный характер. Достоверные различия определены по показателям ЖЕЛ и группы здоровья, которые оказались достоверно лучше у будущих бакалавров по физической культуре (ЖЕЛ больше и группа здоровья - меньше (р < 0,05)).

Таблица 1

Показатели состояния здоровья студентов физкультурного и не физкультурных вузов

г. Краснодара (М±т)

Группы Показатели Студенты КГУФКСТ (п = 39) V % Студенты не физкультурных вузов (п =36) V % t

АКД сист. мм рт. ст. 123,72±2,42 12 118,82± 2,57 13 1,38

АКД диаст. мм рт. ст. 71,88±2,11 18 69,84±1,97 17 0,70

ЧСС уд/мин 70,47±2,71 24 70,02±2,37 20 0,12

Глюкоза ммоль/л 4,35±0,14 20 4,33±0,12 17 0,10

Холестерин ммоль/л 3,83±0,17 28 3,67±0,18 29 0,66

Острота зрения, диоптр Прав. глаз 0,98±0,06 38 0,87±0,09 62 1,02

Левый глаз 0,97±0,05 32 0,82±0,11 80 1,34

Внутриглазное давление мм рт. ст. Прав. глаз 14,72±0,95 40 14,08±0,52 22 0,59

Левый глаз 15,05±0,64 26 14,24±0,51 21 0,98

«Миокард» % 14,78±1,25 52 13,34±1,71 32 0,67

ЖЕЛ ^С) л 5,48±0,21 24 4,92±0,18 * 22 2,02

Форс.ЕЛ^1^С) % 88,21±1,75 13 85,42±1,54 11 1,19

ИМТ кгм2 24,91±0,95 24 23,88±1,18 36 0,67

Группа здоровья 2,49±0,08 2 2,89±0,09 * 3 2,55

Примечание: * - Р < 0,05

Сравнительный анализ индивидуальный значений изучаемых показателей и коэффициента вариации у студентов не физкультурных вызов продемонстрировал выраженные отклонения от средних величин, характеризующих состояние органов зрения, функцию миокарда и индекса массы тела.

Изучение аналогичных характеристик состояния здоровья студенток в обеих группах, представленных в таблице 2, продемонстрировало соответствие их средних статистических показателей медицинским нормативам и отсутствие по большинству параметров достоверных различий между студентками физкультурного и не физкультурных вузов. Достоверно лучшими оказалась показатели остроты зрения и внутриглазного давления у будущих бакалавров-девушек по оздоровительным технологиям, что свидетельствует о хороших функциональных возможностях органов зрения (см. табл. 2).

Оценивая среднюю статистическую величину «Группы здоровья», определяемую по классификации 2016 года, следует отметить, что число студентов обеих полов, обучающихся в физкультурном вузе, имеют существенно меньше хронических болезней в стадии устойчивой ремиссии по сравнению с будущими выпускниками аграрного и технологического университетов Кубани. В структуре заболеваемости в обеих группах обследованных превалируют болезни органов пищеварения, кровообращения, нервной и мочеполовой

систем, органов зрения, а также болезни костно-мышечной и соединительной ткани.

Анализ результатов анонимного анкетирования студентов по самооценки состояния здоровья и образу жизни показал, что подавляющее число опрошенных студентов КГУФКСТ (95 %), считают главными факторами риска, негативно влияющими на здоровье, не оптимальную двигательную активность, нерациональное и несбалансированное питание, отсутствие навыков психогигиены и оптимизации психоэмоционального состояния, а также нарушение режима труда и отдыха в процессе учебы. Значительная часть студентов не физкультурных вузов к выше перечисленным факторам относят неблагоприятную наследственность (64 %) и вредные привычки (46 %).

На основании полученных результатов, следует заключить, что скрининг состояния здоровья и образа жизни, проведенный на базе Центра здоровья, позволяет получить объективную информацию об индивидуальных особенностях и возможностях студентов. Как показали результаты исследований, существенных отличий в средних характеристиках состояния здоровья между студентами физкультурного и не физкультурного вузов не выявлено. Достоверные различия отмечены по функциональным параметрам органов зрения и по количеству имеющихся хронических болезней («Группа здоровья»), которых значительно больше у будущих инженеров и агрономов.

Таблица 2

Показатели состояния здоровья студенток физкультурного и не физкультурных вузов

г. Краснодара (М±т)

Группы Показатели Студентки КГУФКСТ (п=41) V0/o Студентки не физкультурных вузов (п =27) V0/o t

АД сист. мм рт. ст. 110,81±2,07 12 113,32±1,83 9 0,76

АД диаст. мм рт. ст. 67, 93 ±1,34 13 67,12±1,51 12 0,34

ЧСС уд/мин 74, 53 ±1,98 17 73, 56±2,46 17 0,30

Глюкоза ммоль/л 4,23±0,11 17 4,18±0,12 15 0,31

Холестерин ммоль/л 4,14±0,18 28 4,44±0,15 18 1,21

Острота зрения, диоптр Прав. глаз 0,98±0,02 37 0,77±0,06* 54 2,50

Левый глаз 0,99±0,03 38 0, 79±0,07* 59 1,97

Внутриглазное давление мм рт. ст. Прав. глаз 16,49±0,65 25 14,08±0,50 * 19 2,94

Левый глаз 16,11±0,66 26 14,24±0,52 * 19 2,23

«Миокард» % 13,64±0,78 37 15,04±0,91 31 0,74

ЖЕЛ ^С) л 3,78±0,08 14 3,90±0,16 21 0,61

Форс.ЕЛ^1^С) % 91,15±1,45 10 90,98±1,42 8 0,08

ИМТ кг-м2 21,02±0,44 13 22,50±0,97 22 1,18

Группа здоровья 2,60±0,12 2 2,92±0,06* 4 2,13

Примечание: * - Р < 0,05

Несмотря на отсутствие достоверных межгрупповых различий между средними статистическими параметрами кардиореспира-торной системы студентов, их росто-весовых соотношений и энергетического метаболизма, индивидуальный анализ позволил выявить у 10 % будущих бакалавров по ФК и 21 % студентов не физкультурных вузов значительные превышения частоты сердечных сокращений (ЧСС) (более 90 уд/мин), артериальное кровяное давление (АКД сист.) (более 130 мм рт. ст.), индекса массы тела (ИМТ) (более 30 кг-м2) от общепринятых медицинских норм. Данное обстоятельство свидетельствует о перенапряжении и срыве адаптационных систем организма этих студентов, что требует особого внимания при реализации образовательных программ по физическому воспитанию на профильных кафедрах отмеченных вузов.

Заключение

Результаты исследований позволяют заключить, что в условиях реформирования высшего образования содержательные основы формирования у студентов ценностного отношения к здоровью и физически активному образу жизни возможно при оценке индивидуальных особенностей и

психо-функциональных возможностей молодого человека.

В Центрах здоровья, созданных в большинстве крупных городов РФ, предоставлена возможность получить методом скрининг-тестирования данные о состоянии здоровья и образе жизни студента. Индивидуальные характеристики о физическом развитии, функциональном состоянии кардиореспираторной системы, состоянии органов зрения, жировом и углеводном обмене веществ и наличие у них хронических заболеваниях позволяют реально сместить целевые ориентиры физического воспитания студентов, основным направлением которых является сохранение и улучшение здоровья обучающихся и формирование у них физически активного образа жизни.

Результаты скрининга состояния здоровья студентов физкультурного вуза, полученные на базе Центра здоровья, не вызывают оптимизма, что требует повышения результативности образовательной деятельности по профессионально-личностному развитию будущих бакалавров по физкультурно-оздоровительным технологиям. Следует обращать особое внимание на формирование у будущих педагогов личностной физической культуры и мотивации физически активный образ жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова М.А., Овчинников Ю.Д. Здоровьесберегающее образование как один из факторов сохранения красоты // Мир педагогики и психологии. 2017. № 6 (11). С. 75-80.

2. Белякова Е.В. Формирование культуры здоровья личности в процессе физического воспитания студенческой молодежи // Культура физическая и здоровье. 2012. № 5. С. 53-55.

3. Виленский М.Я. Культура здоровья как мировоззренческий феномен личности студента // Культура физическая и здоровье. 2017. № 3 (63). С. 11-14.

4. Горшенина С.Н. Содержательные основы формирования технологической компетентности у будущих учителей физической культуры / С.Н. Горшенина, Н.А. Маринкина // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 31-34.

5. Дворкина Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников // Теория и методика физической культуры. 2014. № 5. С. 24-31.

6. Егорычева Э.В. Эффективность образования по физической культуре у студенток с различным медицинским статусом // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2013. № 4. С. 66-75.

7. Здоровьесберегающее образование: современные факторы развития / Алдарова Л.М., Артемьева Н.К., Аршинник С.П., Атласова С.С., Беляев М.А., Валл К.П., Габуева О.Ш., Гакаме Р.З., Горячева А.А., Дашкевич И.С., Дворкин Л.С., Дворкина Н.И., Денисенко Н.И., Емишаева Л.А., Золотарёв А.П., Климентов М.Н., Коноплева А.Н., Лысенко В.В., Лызарь О.Г., Овчинников Ю.Д. и др. Самара, 2016.

8. Ланда Б. Х. Международный конгресс учителей физической культуры «Здоровье в школе» // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 88-95.

9. Маджуга А.Г. Здоровьесберегающее образование как базовый концепт в структуре професионально-прикладной подготовки будущего учителя // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 86-90.

10. Овчинников Ю.Д., Хорькова Л.В. Самоконтроль как резервное средство восстановления организма // Инновации в образовании. 2017. № 7. С. 76-82.

11. Перова Е.И. Студенческая молодежь: состояние здоровья и медико-социальные проблемы // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2013. № 2. С. 43-53.

12. Рябцев С.М., Русанов В.П., Гончарова М.С. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в Вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 81.

13. Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и результаты исследований: [монография] / Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко и др. M.: РАН, 2017.

REFERENCES

1. Baranova M.A., Ovchinnikov Yu.D. Health-saving education as one of the factors of preservation of beauty. World of Education and Psychology. no. 6 (11). pp. 75-80. (in Russian)

2. Belyakova E.V. Formation of the health culture of the individual in the process of physical education of student youth. Culture physical and health. 2012. no. 5. pp. 53-55. (in Russian)

3. Vilensky M.Ya. Culture of health as a worldview phenomenon of student personality. Culture physical and health. 2017. no. 3 (63). pp. 11-14. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gorshenina S.N. Substantial foundations of formation of technological competence in future teachers of physical culture / S.N. Gorshenina, N.A. Marinkina. Theory and practice of physical culture. 2017. no. 1. pp. 31-34. (in Russian)

5. Dvorkina N.I. System of formation of the basic personal physical training of preschool children. Theory and methods of physical culture. 2014. no. 5. pp. 24-31. (in Russian)

6. Egorycheva E.V. Efficiency of education in physical culture in students with different medical status. Physical education and children's and youth sports. 2013. no. 4. pp. 66-75. (in Russian)

7. Health-saving education: modern development factors / Aldarova L.M., Artemyeva N.K., Arshinik S.P., Atlasova S.S., Belyaev M.A., Vall K.P., Gabueva O.Sh., Gakame R.Z., Goryacheva A.A., Dashkevich I.S., Dvorkin L.S., Dvorkina N.I., Denisenko N.I., Emishaeva L.A., Zolotarev A.P., Klimentov M. N., Konopleva A.N., Lysenko V.V., Lysar O.G., Ovchinnikov Yu.D. and others. Samara, 2016. (in Russian)

8. Landa B. Kh. International Congress of Physical Education Teachers "Health in School". Theory and Practice of Physical Culture. 2010. no. 10. pp. 88-95. (in Russian)

9. Majuga A.G. Health-saving education as a basic concept in the structure of professional-applied training of the future teacher. Higher education today. 2009. no. 8. pp. 86-90. (in Russian)

10. Ovchinnikov Yu.D., Khorkova L.V. Self-control as a reserve means of restoring the organism. Innovations in Education. 2017. no. 7. pp. 76-82. (in Russian)

11. Perova E.I. Student youth: state of health and medical and social problems. Physical education and children's and youth sports. 2013. no. 2. pp. 43-53. (in Russian)

12. Ryabtsev S.M., Rusanov V.P., Goncharova M.S. Health-saving education in the system of professional training of specialists in the University. Modern problems of science and education. 2017. no. 3. p. 81. (in Russian)

13. Russian youth in the dynamics of decades. Statistical materials and research results: [monograph] / D.L. Konstantinovsky, G.A. Cherednichenko et al. Moscow, RAS Publ., 2017. (in Russian)

Информация об авторах Осик Владимир Иванович

(Россия, Краснодар) кандидат медицинских наук, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма E-mail: kyufkfot @ mail. ru

Information about the authors Vladimir I. Osik

(Russia, Krasnodar) PhD in Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture and Recreation Technologies Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism E-mail: kyufkfot @ mail. ru

Гуляева Валентина Анатольевна

(Россия, Краснодар) Заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий и эстетического образования Институт развития образования Краснодарского края E-mail: Valentina9258@ mail.ru

Valentina A. Gulyaeva

(Russia, Krasnodar) Head of the Department of Health-saving Technologies

and Aesthetic Education Institute of Education Development of Krasnodar Region E-mail: Valentina9258@ mail.ru

Белозерова Наталья Павловна

(Россия, Краснодар) Заведующая Краснодарским Центром здоровья, врач-терапевт поликлиники СКАЛ ГБУЗ «ККБ-2» E-mail: [email protected]

Natalia P. Belozerova

(Russia, Krasnodar) The head of the Krasnodar Center for Health, the doctor-therapist of the polyclinic «KKB-2» E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.