Научная статья на тему 'РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИСЯ КОЛЛЕДЖА'

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИСЯ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / воспитание / среднее профессиональное образование / студенческое самоуправление / организаторские способности / education / upbringing / secondary vocational education / student self-government / organizational abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крапивина Виктория Викторовна

Проблематика, связанная с развитием и воспитанием студента, на современном этапе представляет особую актуальность, в связи с тем, что студенты являются частью молодого поколения, которая является наиболее активной. У них имеется высокая степень восприимчивости к влиянию динамичных изменений в социально-культурном пространстве, а также они ориентируются на поиск перспектив в своей деятельности. В статье актуализируется вопрос формирования организаторских способностей у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования средствами студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление рассматривается в виде одного из методов организации целенаправленной жизни и деятельности обучающихся. Его сущность сводится к тому, чтобы они приобщались к работе в органах студенческого самоуправления, приобретали опыт в различных направлениях, по отношению к ним применялись бы различные меры поощрения. Это позволило бы добиться у студентов колледжей развития заинтересованной и активной жизненной позиции к различным сферам деятельности образовательного учреждения. Автор приводит обоснование актуальности процесса развития системы студенческого самоуправления, учитывая процессы модернизации, которые происходят в системе образовании России в настоящее время. Представлен краткий анализ теоретических исследований по рассматриваемой проблеме. Наряду с теоретическими аспектами в статье приводится практический опыт деятельности органов студенческого самоуправления в колледже Гжельского государственного университета. Анализируются различные подходы к выяснению сущности таких понятий самоуправление, способности, организаторские способности, рассматривается текущее состояние проблемы и различные аспекты её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крапивина Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems related to the development and upbringing of a student are of particular relevance at the present stage, due to the fact that students are part of the younger generation, which is the most active. They have a high degree of susceptibility to the influence of dynamic changes in the socio-cultural space, and they also focus on finding prospects in their activities. The article actualizes the issue of formation of organizational abilities among students of educational institutions of secondary vocational education by means of student self-government. Student self-government is considered as one of the methods of organizing the purposeful life and activities of students. Its essence boils down to the fact that they join the work in student self-government bodies, gain experience in various areas, various incentive measures would be applied to them. This would make it possible for college students to develop an interested and active life position towards various fields of activity of an educational institution. The author substantiates the relevance of the process of development of the student self-government system, taking into account the modernization processes that are taking place in the education system of Russia at the present time. A brief analysis of theoretical studies on the problem under consideration is presented. Along with the theoretical aspects, the article presents the practical experience of the student self-government bodies in the college of Gzhel State University. Various approaches to clarifying the essence of such concepts self-government, abilities, organizational abilities are analyzed, the current state of the problem and various aspects of its development are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИСЯ КОЛЛЕДЖА»

tripaliare, означавшему 'torturer avec le tripalium (instrument de torture)' - 'мучить/пытать с помощью специального инструмента', то есть, внутренняя форма этого глагола образованна на основе признака, положенного в основу первичного акта номинации. Таким признаком был инструмент для пытки tripalium. Следы этого наименования обнаруживаются в техническом термине travail = 'dispositif servant à immobiliser les grands animaux' / 'станок для фиксации животных больших размеров'. Однако этимологическое значение глагола travailler уже архаизировалось, оно уже не воспринимается носителями языка в живом функционировании данной лексической единицы. Но его следы сохраняются в многочисленных связанных значениях: 1) обрабатывать travailler le métal - обрабатывать металл, travailler le bois - обрабатывать землю, travailler le style - отделывать слог; 2) терзать мучить cela те travaille - это не дает мне покоя, cette idée те travaille - эта мысль меня терзает / мне не дает покоя; la fièvre le travaille - лихорадка треплет его; 3) волновать travailler les esprits -будоражить умы.

Выводы. Таким образом, раскрытие внутренней формы слова в ее взаимосвязи с мотивационными признаками и этимологическим значением обеспечивает более прочное усвоение языковых знаний, составляющих семантическое пространство изучаемого иностранного языка, приучая учащихся вдумываться в языковые формы, будит у них языковую догадку, расширяя возможности для качественного и количественного усвоения языковых единиц и развивая коммуникативную компетентность, где лексические единицы с легкостью могут становиться едницами речи.

Литература:

1. Блинова, О.И. Внутренняя форма слова: мифы и реальность / О.И. Блинова // Вестник Томского государственного университета. -2012. -№4-20. - С. 5-11

2. Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.; Л.: Учпедгиз, 1947. - 784 с.

3. Зимняя, И.А. Наглядность в обучении речи на иностранном языке / H.A. Зимняя // Ученые записки. - Москва, 1968. -Т.44.-С. 50-58

4. Пашкевич, С. Информация и формирование памяти / С. Пашкевич // Наука и инновации. - 2018. - №12-190. -С. 17-22

5. Потебня, A.A. Из записок по теории словесности / A.A. Потебня. - Харьков, 1905. - 652 с.

6. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума / Ю.А. Самарин. - Изд-во АПН РСФСР. Москва, 1962. - 504 с.

7. Серебренников, Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? / Б.А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - С. 70-86

Педагогика

УДК 378.2

социальный педагог Крапивина Виктория Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИСЯ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Проблематика, связанная с развитием и воспитанием студента, на современном этапе представляет особую актуальность, в связи с тем, что студенты являются частью молодого поколения, которая является наиболее активной. У них имеется высокая степень восприимчивости к влиянию динамичных изменений в социально-культурном пространстве, а также они ориентируются на поиск перспектив в своей деятельности. В статье актуализируется вопрос формирования организаторских способностей у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования средствами студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление рассматривается в виде одного из методов организации целенаправленной жизни и деятельности обучающихся. Его сущность сводится к тому, чтобы они приобщались к работе в органах студенческого самоуправления, приобретали опыт в различных направлениях, по отношению к ним применялись бы различные меры поощрения. Это позволило бы добиться у студентов колледжей развития заинтересованной и активной жизненной позиции к различным сферам деятельности образовательного учреждения. Автор приводит обоснование актуальности процесса развития системы студенческого самоуправления, учитывая процессы модернизации, которые происходят в системе образовании России в настоящее время. Представлен краткий анализ теоретических исследований по рассматриваемой проблеме. Наряду с теоретическими аспектами в статье приводится практический опыт деятельности органов студенческого самоуправления в колледже Гжельского государственного университета. Анализируются различные подходы к выяснению сущности таких понятий -самоуправление, способности, организаторские способности, рассматривается текущее состояние проблемы и различные аспекты её развития.

Ключевые слова: образование, воспитание, среднее профессиональное образование, студенческое самоуправление, организаторские способности.

Annotation. The problems related to the development and upbringing of a student are of particular relevance at the present stage, due to the fact that students are part of the younger generation, which is the most active. They have a high degree of susceptibility to the influence of dynamic changes in the socio-cultural space, and they also focus on finding prospects in their activities. The article actualizes the issue of formation of organizational abilities among students of educational institutions of secondary vocational education by means of student self-government. Student self-government is considered as one of the methods of organizing the purposeful life and activities of students. Its essence boils down to the fact that theyjoin the work in student self-government bodies, gain experience in various areas, various incentive measures would be applied to them. This would make it possible for college students to develop an interested and active life position towards various fields of activity of an educational institution. The author substantiates the relevance of the process of development of the student self-government system, taking into account the modernization processes that are taking place in the education system of Russia at the present time. A brief analysis of theoretical studies on the problem under consideration is presented. Along with the theoretical aspects, the article presents the practical experience of the student self-government bodies in the college of Gzhel State University. Various approaches to clarifying the essence of such concepts - self-government, abilities, organizational abilities are analyzed, the current state of the problem and various aspects of its development are considered.

Key words: education, upbringing, secondary vocational education, student self-government, organizational abilities.

Введение. Современное российское общество требует сегодня от среднего профессионального образования не просто высококвалифицированного специалиста, а профессионала с высоким личностным развитием, социализацией,

проявляющимися в позитивных отношениях к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций на практике. Такой специалист безусловно должен обладать и хорошими организаторскими способностями.

Неотъемлемой частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена является Рабочая программа воспитания. Одним из реализуемых модулей этой программы является модуль «Студенческое самоуправление и молодежные общественные объединения». Этот модуль реализует такую цель: поддержка самоуправления в колледже воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия, чувства собственного достоинства, предоставление возможности для самовыражения и самореализации. Среди задач, выделим наиболее существенные, направленные на формирование организаторских способностей обучающихся:

- вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общеколледжных и внутригрупповых

дел;

- формирование и организация деятельности студенческих клубов и других общественных объединений.

Школьное учреждение и семья формируют основу для формирования и развития личности студентов, в будущем

кадрового потенциала страны. Этот процесс продолжается в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. С одной из сторон, здесь рассматривается то, какое студенты занимают положение среди общей системы образования; какие запросы и требования у них существуют, учитывая процесс глобализации. С иной стороны, здесь анализируется внутренний аспект становления личности, которая может осуществлять эффективную деятельность, учитывая текущие условия. В связи с этим, особенная значимость отводится к тому, чтобы в личности будущего специалиста воспитывались ряд качеств, которые являются важными осуществления им профессиональной деятельности, в первую очередь это организаторские способности. От степени их развития будет зависеть результативность профессиональной деятельности личности будущего специалиста среднего звена.

Изложение основного материала статьи. На основании анализа многочисленных исследований можно заметить, что среди студентов колледжей происходит увеличение осознания своей значимости в обществе. Однако, часто на практике выпускники колледжей попросту не осознают то, где, каким образом они смогут использовать полученные знания. Поэтому здесь у государства стоит задача создания таких экономических, организационных и правовых условий, находясь в которых студенты смогли бы самореализоваться.

Нужно подчеркнуть, что концепции воспитания, которые существуют в настоящее время, базируются на социальных ценностях и различных цивилизационных аспектах жизнедеятельности в разнообразных сферах жизни каждого общества. В каждой из концепций существуют идеи, связанные с гуманизацией.

Помимо всего прочего, сегодня процесс гуманизации, а также демократизации в рамках ФЗ «Об образовании» прописаны в виде наиболее значимых принципов проводимой образовательной реформы. В свою очередь, самообразование - это инструмент для безопасного и более оптимального существования каждой личности в настоящей действительности, а также оно является методом для саморазвития [1].

Однозначное понимание сути и содержания различных системообразующих принципов в образовании в наше время нуждается в том, чтобы обратиться к основным принципам гуманистической педагогики и определить, что подразумевается под данным термином. Итак, на основании большого энциклопедического словаря A.M. Прохорова под гуманизмом следует понимать систему воззрений, которая меняется на протяжении всей истории, в которой наивысшая роль отводится ценности человека в виде личности, обеспечиваются его основополагающие права и так далее [10, С. 113]. Итак, гуманизм по мнению многочисленных ученых, подразумевает то, что он ориентирован на личность, на различные нужды и способности, а также потребности этой личности.

Значительный потенциал для развития личности студента в колледже имеет студенческое самоуправление.

Непосредственного благодаря тому, что студент является субъектом самоуправленческой деятельности, он попадает в положительную гуманистическую среду, в рамках которой можно добиться развития личности, которая бы формировала и развивала организаторские способности, являлась конкурентоспособной, свободной и активной в социальном плане. В процессе теоретического исследования данной проблематики удалось определить наиболее значимые плюсы системы студенческого самоуправления в колледже.

Студенческое самоуправление играет ключевую роль в развитии организаторских способностей студентов, оказывая положительное влияние на их личностный и профессиональный рост. Вот несколько способов, как студенческое самоуправление может содействовать развитию организаторских способностей:

- планирование и координация мероприятий. Студенческие совет регулярно организует мероприятия, такие как конференции, фестивали, встречи и т. д. Участие в планировании и координации таких событий требует от студентов умения разрабатывать планы, управлять временем и координировать действия команды;

- лидерство. Возможность занимать роли лидера в структурах студенческого самоуправления способствует развитию навыков управления группой, принятия решений и мотивации коллектива. Это также способствует формированию лидерской инициативы;

- управление ресурсами. Организация мероприятий и проектов часто требует управления финансами, временем и другими ресурсами. Студенты, участвующие в самоуправлении, учатся эффективно распределять ресурсы, чтобы достичь целей реализации мероприятия;

- коммуникация и взаимодействие. Участие в студенческом самоуправлении обеспечивает постоянный контакт с другими студентами, преподавателями, администрацией и внешними стейкхолдерами. Это способствует развитию навыков эффективной коммуникации;

- разрешение конфликтов. В ходе работы в студенческом совете обучающиеся могут сталкиваться с конфликтами. Умение находить конструктивные решения и управлять конфликтами становится важным аспектом их организаторских способностей;

- самомотивация и ответственность. Студенты, участвующие в самоуправлении, обычно сталкиваются с высокой степенью ответственности за свои действия и решения. Это способствует развитию самомотивации, самодисциплины;

- получение опыта. Участие в студенческом самоуправлении предоставляет студентам возможность получить практический опыт в различных областях, что является ценным для их будущей карьеры.

В целом, студенческое самоуправление стимулирует студентов к развитию широкого спектра организаторских способностей, которые могут быть полезными как в учебной, так и в профессиональной сферах их жизни.

Итак, исследуем термин «организаторские способности». В словаре С.И. Ожегова, под способностями подразумевается умение, возможность осуществлять действие; дарование или талант [9, С. 982]. В свою очередь, большой психологический словарь авторов Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко данное понятие трактует как особенности личности индивидуально-психологического характера, которые отличают ее от других людей, а также оказывают определяющее воздействие на результативность осуществления той или иной деятельности [8, С. 402]. По мнению В.Д. Шадрикова, под способностями

подразумеваются свойства функциональных психологических систем, на основании которых происходит реализация некоторых психических функций, у которых существует та или иная мера выраженности, и которые сводятся к своеобразию и результативности усвоения и использования на практике различных новых умений и навыков [12, С. 224].

Исследовав и обобщив многочисленные определения этого термина в рамках данного исследования было предоставлено собственное определение понятия «организаторские способности» - это способности и навыки, которые имеются у личности, студента, которые дают ему возможности результативного планирования, организации и координации проектов, мероприятий и процессов, деятельности в целом. Они подразумевают, что личность может принимать те или иные решения, исследовать, определять и разрешать возникающие в процессе различной деятельности проблемы.

При рассмотрении определения термина «организаторские способности студентов», а также в процессе определения основных факторов развития данных способностей, нужно обратить внимание на то, что студенты должны иметь действительные полномочия на участие в жизни образовательного учреждения в различных сферах, совместно с педагогами.

В течении длительного периода времени проблематика, связанная с развитием организаторских способностей студентов является предметом для исследования среди разнообразных научных сфер.

Вопросы, которые имеют связь с процессом формирования различных организаторских способностей, совместно с рядом иных личностных качеств, рассматривались на первоначальном этапе становления СССР. В трудах многочисленных ученых отмечается то, что организаторские способности являются важными для личности, которая будет строить совершенно новое общество. Однако, более других данный термин исследовался в трудах Архангельского Г.А., который под организаторскими способностями понимал умение личности планировать своей деятельности, а также верно ставить ту или иную задачу группе обучающихся или сокурсников, осуществлять контроль за исполнением данной задачи, грамотно распределять в группе, демонстрировать оперативную реакцию в ситуации, которая является экстремальной и сложной [6, С. 28].

Согласно точке зрения большого количества авторов, наиболее значимая организаторская способность - это способность личности к самоорганизации. Она является некоторой базой для того, чтобы своё развитие получали иные организаторские способности. Данную точку зрения разделяет также Уманский Л.И. Он говорит о том, что под организаторскими способностями следует понимать умение личности по планированию своей деятельности, а также верно ставить ту или иную задачу группе граждан, осуществлять контроль за исполнением данной задачи, грамотно распределять обязательства в группе, демонстрировать оперативную реакцию в ситуации, которая является экстремальной и сложной [11, С. 28]. В рамках данного определения можно увидеть то, что у организаторских способностей имеется коллективный характер, т.к. процесс их реализации происходит в рамках социальной среды.

В свою очередь, Белицкий A.A. [7, С. 12] считает, что организаторские качества личности - это целый перечень различных качеств, благодаря которым ученик придерживается среди коллектива деятельной позиции. Их проявление сводится к тому, что осуществляется процесс активного влияния на своих товарищей, когда они осуществляют общую деятельность для того, чтобы была достигнута совместная цель.

На основании того, что процесс интеграции коснулся сферы образования и социальной сферы, это повлияло на процессы познавательного, а также эмоционального развития студентов. Гарольд Р. проводил исследования, согласно которым удалось определить, что множество совершенно разнообразных умений, которые существуют у личности, в т.ч. и организаторские, развиваются на основании того, что студент является непосредственным участником общественной деятельности, а также проявляет свою активную позицию среди студенческих организаций. Ученый определил, что множество различных ценностей студента соответствуют сути этих студенческих организаций. Стоит разделить точку зрения Гарольда, согласно которой, данные способности приобретут особенную популярность в рамках профессиональной деятельности. Ученый считает, что организаторскими являются: способности осуществления межперсонального взаимодействия, планирования различных программ и так далее.

Исследовав множество подходов к изучению проблематики развития организаторских способностей, удалось определить наиболее важные факторы, которые в рамках этой проблематики имеют особенную значимость. Итак, к ним относятся следующие:

1. Предоставление помощи в процессах социализации и адаптации студентов начальных курсов.

2. Формирование наиболее оптимального психологического климата для того, чтобы каждый студент мог обучаться и получать всестороннее развитие.

3. Приобщение к общественной жизни и истории города и всей страны, становление среди студентов наиболее активной гражданской позиции.

4. Помощь в процессе создания студенческого климата и наиболее оптимальной среды среди академических групп.

5. Помощь в развитии творческих способностей и навыков среди студентов, уровня их познавательной мотивации благодаря тому, что они будут являться активными участниками организации досуговой деятельности и различных мероприятий.

6. Помощь в процессах развития и совершенствования организаторских способностей благодаря системе самоуправления.

На основании всех факторов, которые описаны выше, стоит заметить, что для того, чтобы добиться развития организаторских способностей обучающихся колледжей, особенная значимость отводится системе студенческого самоуправления управления в данных учреждениях. Это можно объяснить тем, что студенческое управление является инструментом для реализации задач в процессе подготовки молодых специалистов. Также стоит отметить, что здесь говорится о методе, со стороны которого оказывается определенный уровень воспитательного воздействия на самостоятельность и активную позицию студентов. Также развитие организаторских способностей происходит из-за того, что студенты самостоятельно, применяя творческий и мотивированный подход, решают те или иные проблемы, задачи, связанные с внеучебным, а также учебным процессом.

Студенты колледжа Гжельского государственного университета могут стать членами следующих студенческих клубов:

- клуб интернациональной дружбы;

- спортивный клуб;

- клуб волонтёров;

- клуб творчества и досуга;

- клуб гражданско-патриотического воспитания «Память»;

- медиацентр ГГУ;

- вузовские студенческий отряды (педагогические отряды «Время», и «Культурное Наследие», специализированный отряд «Цифровой Маяк», сервисный отряд «Гранд Сервис»);

- клуб журналистики;

- студенческое научное общество;

- кибер клуб;

- клуб весёлых и находчивых;

- старостат;

- объединенный студенческий совет общежитий ггу [5].

Членство студентов в вышеперечисленных клубах даёт им возможности участия в следующих студенческих мероприятиях (международный фестиваль национальный культур «Мы учимся в России», деятельность штаба «Мы вместе», игры КВН, студенческая школа актива «ПРОдвижение», первенства ГГУ по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, дартсу, стрельбе, плаванию, армреслингу, русскому жиму, вузовский конкурс «Студент года», международный научный форум «Образование. Наука. Культура», Школа подготовки вожатых, международный фестиваль детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели», международный научный форум обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» и многих других) [4].

Решение описанных выше проблематик приобретает особенную актуальность в связи с тем, что за последнее время можно увидеть то, что среди студенческой среды происходит актуализация значимости целого ряда аспектов, к которым относятся:

1) студенты стремятся к тому, чтобы объединяться в группы;

2) текущая система студенческого управления имеет ряд недостатков (к примеру недостаток опыта и подготовки обучающихся, недостаток ответственности, отсутствие свободного времени, потенциальные конфликты интересов). Важно отметить, что эти недостатки не всегда характерны для всех студенческих советов, и многие из них могут быть преодолены с правильным подходом и организационной поддержкой;

3) наблюдаются проблемы организационного и кадрового характера в деятельности студенческих объединений.

Выводы. Система студенческого самоуправления в колледже предоставляет обучающимся возможности для

саморазвития и самореализации, формирования организаторских способностей и лидерских качеств. Помимо всего прочего, самоуправленческая студенческая деятельность подразумевает наличие педагогического ресурса, реализация которого создает условия выпускникам колледжей для профессионального роста уже в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

3. План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р.

4. Рабочая программа воспитания ГГУ. - URL: https://www.art-gzhel.ru/download/9ukwfDsbwbnecke.pdf (дата обращения 23.11.2023)

5. Положение о студенческом совете ГГУ. - URL: https://www.art-gzhel.ru/download/03dmh2da8p65v2p.pdf (дата обращения 22.11.2023)

6. Архангельский, Г.А. Организация времени / Г.А. Архангельский. - СПб.: Питер, 2006. - 284 с.

7. Белицкий, A.A. Формирование организаторских условий обучающихся в условиях групповой работы [Электронный ресурс] / A.A. Белицкий // Известия Волгоградского государственного технического университета. - № 4. - Т. 7. - 2007. - С. 11-13. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-organizatorskihsposobnosteyobuchayuschihsyav-usloviyah" gruppovoy-raboty/ (дата обращения: 23.11.2023)

8. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007, - 672, [6] с. - (Большая университетская библиотека). ISBN 978-5-93878-232-7

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд. перераб. - М.: Мир и образование, 2014. - 1376 с.

10. Прохоров, A.M. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия; СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 2002. - 1628 е.: ил., карт.; 27 см. - ISBN 5-85270-015-0

11. Уманский, Л.И. Опыт изучения организаторских способностей учащихся / Л.И. Уманский // Вопросы психологии. -1993. -№ 1.-С. 298.

12. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

Педагогика

УДК378

доцент кафедры методик начального образования Кречетова Галина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент педагогики и методики начального обучения Саутиева Фатима Белановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Изучение и выявление характерных аспектов результативного управления образовательными системами, отличающимися поликультурными особенностями выступает в качестве цели исследования. Задачами статьи являются следующие: определение сущности образовательной системы в аспекте каждого звена; выявление места и роли поликультурного образования в системе отдельной образовательной организации; определение характерных особенностей и предпосылок для построения результативной поликультурной образовательной системы. В качестве полученных результатов обозначается необходимость повышения квалификации педагогов как обязательное условие конструирования результативной образовательной системы с поликультурным компонентом. На примере ФГБОУ ВО ЧГПУ акцентируется внимание на возможности объединения педагогического сообщества в целях совместного поиска искомых решений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.