Научная статья на тему 'Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала'

Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРЕСС / ВЛИЯНИЕ СТРЕССА / СТУДЕНЧЕСТВО / СПОРТ / LEADERSHIP / LEADERSHIP POTENTIAL / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY / PERSONAL DEVELOPMENT / STRESS / STRESS EFFECT / STUDENT / SPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каминская Элина Александровна, Волк Марина Игоревна, Сичкарь Елена Владимировна

Авторами представлен анализ лидерства как психологического феномена, а также описывается пилотажное исследование. Лидерство как совокупность интеллектуальных способностей, личных качеств, ценностных ориентаций, поведенческих паттернов и функциональных компетенций во многом определяет успешность человека в любой сфере жизнедеятельности. Тем не менее неизвестно, какие условия способствуют проявлению лидерства, а в каких условиях лидерство может остаться не проявленным, хотя оно и есть. В статье представлено исследование, в котором мы сравнили группу спортсменов и группу студентов в трёх ситуациях с нарастающим уровнем стрессового воздействия: отсутствие стресса, средняя выраженность стресса и максимальный уровень стресса. Хотя в начале обе группы показали одинаковую выраженность лидерских качеств, тем не менее далее у спортсменов лидерство проявлялось с возрастающей тенденцией, а у студентов проявление лидерства, наоборот, снижалось. Так, в фазах «нарастания стресса» и «пик проживания стресса» у спортсменов уровень выраженности лидерских способностей выше, чем у студентов. Также в группе спортсменов обнаружено нарастание выраженности проявления лидерских качеств от фазы «отдыха» к фазе «нарастания стресса» и от фазы «нарастания стресса» к фазе «пик проживания стресса». А в группе студентов выявлено наличие обратной тенденции: от фазы «:отдыха» через фазу «нарастания стресса» к фазе «пик проживания стресса» наблюдается снижение эксплицитности качеств и свойств, присущих лидеру. В одинаковых по уровню стрессового воздействия ситуациях проявление лидерского потенциала может как возрастать, так и уменьшаться у разных типов студентов. Таким образом, стрессовое воздействие неоднозначно ведёт к раскрытию лидерского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каминская Элина Александровна, Волк Марина Игоревна, Сичкарь Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of stress conditions in the manifestation of leadership potential

Leadership as a set of intellectual abilities, personal qualities, value orientations, behavioral patterns and functional competencies largely determines the persons’ success in any sphere of life. Nevertheless, it is unknown what conditions contribute to the expression of leadership, and in what conditions leadership can remain unrevealed, although it exists. In our study, we compared a group of athletes and a group of students in three situations with different levels of stress: lack of stress, the average severity of stress and the maximum level of stress. Although at the beginning both groups showed the same expression of leadership qualities, however, further among athletes’ leadership was manifested with an increasing trend, and among students the manifestation of leadership, on the contrary, decreased. Thus, in the phases of "increasing stress" and "peak stress residence" athletes have a higher expression of leadership abilities than students. Also in the group of athletes the expression of leadership qualities increases from the phase of "rest" to the phase of "increasing stress" and from the phase of "increasing stress" to the phase of "peak stress residence". And in the group of students revealed the reverse trend: from the phase of "rest" through the phase of "increasing stress" to the phase of "peak stress residence" there is a decrease in the expression of the qualities and properties inherent in the leader. In the same level of stress situations, the expression of leadership potential can both increase and decrease among different types of students. Thus, stress is leads to uncovering leadership potential ambiguously.

Текст научной работы на тему «Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/99PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 14.02.2019; опубликована 05.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Каминская Э.А., Волк М.И., Сичкарь Е.В. Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/99PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kaminskaya E.A., Volk M.I., Sichkar E.V. (2019). The role of stress conditions in the manifestation of leadership potential. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/99P SMN 119.pdf (in Russian)

УДК 159.923 ГРНТИ 15.21.51

Каминская Элина Александровна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Старший преподаватель кафедры «Социальной и дифференциальной психологии»

E-mail: kaminskaya.elina@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=735110

Волк Марина Игоревна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Доцент кафедры «Социальной и дифференциальной психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: Volk-mi@rudn.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=289933

Сичкарь Елена Владимировна

X5 Retail Group, Санкт-Петербург, Россия

Бизнес-тренер Магистр психологии E-mail: adidy@mail.ru

Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала

Аннотация. Авторами представлен анализ лидерства как психологического феномена, а также описывается пилотажное исследование. Лидерство как совокупность интеллектуальных способностей, личных качеств, ценностных ориентаций, поведенческих паттернов и функциональных компетенций во многом определяет успешность человека в любой сфере жизнедеятельности. Тем не менее неизвестно, какие условия способствуют проявлению лидерства, а в каких условиях лидерство может остаться не проявленным, хотя оно и есть. В статье представлено исследование, в котором мы сравнили группу спортсменов и группу студентов в трёх ситуациях с нарастающим уровнем стрессового воздействия: отсутствие стресса, средняя выраженность стресса и максимальный уровень стресса. Хотя в начале обе группы показали одинаковую выраженность лидерских качеств, тем не менее далее у спортсменов лидерство проявлялось с возрастающей тенденцией, а у студентов проявление лидерства, наоборот, снижалось. Так, в фазах «нарастания стресса» и «пик проживания стресса» у спортсменов уровень выраженности лидерских способностей выше, чем у студентов.

Также в группе спортсменов обнаружено нарастание выраженности проявления лидерских качеств от фазы «отдыха» к фазе «нарастания стресса» и от фазы «нарастания стресса» к фазе «пик проживания стресса». А в группе студентов выявлено наличие обратной тенденции: от фазы «отдыха» через фазу «нарастания стресса» к фазе «пик проживания стресса» наблюдается снижение эксплицитности качеств и свойств, присущих лидеру. В одинаковых по уровню стрессового воздействия ситуациях проявление лидерского потенциала может как возрастать, так и уменьшаться у разных типов студентов. Таким образом, стрессовое воздействие неоднозначно ведёт к раскрытию лидерского потенциала.

Ключевые слова: лидерство; лидерский потенциал; психология личности; личностное развитие; стресс; влияние стресса; студенчество; спорт

Введение

Лидерство - одна из центральных академических проблем, к которой приковано внимание достаточного числа авторов из практически всех отраслей психологической науки. Однако заметим, что, в первую очередь, большинство исследователей проявляют интерес к лидерству как к социально-психологическому явлению, относительно мало концентрируясь на нем как на личностном феномене.

В тоже время как раз в разрезе индивидуальной жизни человека лидерство приобретает особое значение как фундамента его достижений, эффективности в решении личных и профессиональных задач, создания его конкурентоспособности. Лидер, обладая определенной совокупностью интеллектуальных способностей, личностных качеств, ценностных ориентаций, поведенческих паттернов и функциональных компетенций, получает существенно больше возможностей и перспектив, обретает доступ к наибольшему количеству ресурсов и бонусов. Соответственно, это позволяет индивиду добиваться успеха и побед в любой сфере жизнедеятельности, вести за собой людей к поставленным целям с высокой степенью результативности. Поэтому в настоящее время, когда особенно остро в нашем социуме чувствуется дефицит истинных лидеров, требуется понимание закономерностей формирования и самореализации лидерского потенциала. Но недостаточность и неоднозначность имеющих к настоящему времени данных о том, какие именно факторы оказывают существенное воздействие и влияние на развитие лидерства, и задает проблемную область проводимого нами исследования.

Краткий анализ литературы

Для начала внесем ясность в используемый в нашей работе понятийный аппарат, дав определение ключевому для нас понятию «лидерский потенциал». Заметим, что указанный концепт на сегодняшний момент времени только начинает набирать обороты в научной терминологии, постепенно становясь общеупотребительным. В тоже время до сих пор отсутствует достаточно четкие и единообразные толкование и описание лидерского потенциала как отдельной методологической категории.

Чаще всего исследователи исходят из структурного содержания потенциала как такового и в обобщенном виде трактуют «лидерский потенциал» как готовность и наличие возможностей у индивида к продуктивному и эффективному лидерскому поведению. Подобная интерпретация не позволяет в полной мере судить о смысловой нагрузке и значении изучаемого психологического явления.

Мы разделяем взгляды Е.Л. Гуничевой и И.В. Дрыгиной на определение данной дефиниции. Лидерский потенциал - это системное, интегративное личностное образование,

включающее интеллектуальные, мотивационные, эмоционально-волевые, ценностные черты, личностные способности, внутренние потребности, а также умения, навыки и компетенции, которые, в свою очередь, способствуют формированию соответствующего поведения и продуктивности жизнедеятельности (по Е.Л. Гуничевой [2]). Лидерский потенциал - это качественная характеристика личности, представляющая собой совокупность внутренних потребностей, смысложизненных ориентаций, ценностных аттитюдов и отношений, содействующих формированию такого уровня интеграции компетентности, ответственности, активности и коммуникативности индивида, который дает возможность занимать ведущую позицию в группе и оказывать влияние на ее участников при совместном решении задач в различных областях жизни и деятельности (по И.В. Дрыгиной [3]).

Итак, лидерский потенциал - это личностное образование, определенный набор психологических особенностей и компетенций: личностных черт, дающих индивиду определенность и осмысление себя в этой роли, способностей, позволяющих успешно реализовывать лидерские функции, операциональных умений и навыков, помогающих выстроить стратегию деятельности.

Потенциального лидера можно описать как обладателя таких признаков, как дальновидность, рассудительность, энергичность, выносливость, решительность, справедливость, восприимчивость, гибкость, инициативность и т. д.; список довольно широк. Но существенным замечанием будет то, что наличие всей совокупности подобных качеств и свойств не является гарантом лидерства вообще и его эффективности в частности. В действительности наличие перечисленных выше характеристик лишь способствует проявлению соответствующих задатков и процессу становления лидера в тех или иных ситуациях.

Таким образом, возникает вопрос: какие особенности социально-психологической среды, в которой индивид проживает процесс становления личности, детерминируют проявления лидерского потенциала? Какие факторы вызывают личностную трансформацию, следствием которой будет образование такой комбинации индивидуально-личностных качеств, способностей и компетенций, становящихся фундаментом истинного лидерства.

С нашей точки зрения наиболее полно дает ответы на перечисленные нами вопросы теория «лидерства как функции ситуации». Согласно данной концепции лидерство представляет собой «результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций» [5, с. 7].

Наибольшее разнообразие и разнородность ситуативных факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие лидерского потенциала, свойственно образовательному пространству высшего учебного заведения. Кроме того, именно здесь предоставляются возможности при использовании целенаправленного комплекса педагогических воздействий и психотехнологий специально создавать благоприятные условия для развития лидерства. Озвученного мнения придерживается достаточное число исследователей. Так, например, И.В. Воробьева, О.Н. Шахматова [1] указывают, что в информационно-культурной среде образовательного процесса становление лидерского потенциала как личностной структуры приобретает адресный, направленный и управляемый характер. Н.Е. Жданова, О.В. Кружкова [4] отмечают, что ВУЗ является той «площадкой», которая предоставляет условия для активного генезиса лидерских компетенций, организационно-управленческих умений через систему социально-профессионального обучения и воспитания, выработки культуры межличностного взаимодействия. А.В. Зорина [6] утверждает, что процесс вхождения личности в студенческую общность обязательно должен контролироваться со стороны профессорско -преподавательского состава и должен отвечать таким условиям, чтобы не препятствовать поступательному развитию качеств лидера.

Однако в системе высшего профессионального образования на сегодняшний момент только намечены основные направления эффективного моделирования лидеров, между тем как система спортивного воспитания «обладает» определенным опытом в технологиях «лидерской подготовки». Подтверждение можно найти в результатах различных эмпирических исследований, которые, в свою очередь, ратифицируют следующий постулат: «люди, не занимающиеся спортом, обладают лидерскими качествами на порядок ниже, чем спортсмены».

Учебно-тренировочный процесс отличают использование техник спортивно-физических упражнений, нагрузок, общего и специального психологического тренинга, тактической подготовки, что позволяет выработать у индивида умения сохранять самообладание и работоспособность, регулировать и контролировать эмоциональное состояние, рационально оценивать себя и свои возможности, быстро и адекватно ориентироваться в изменяющихся условиях деятельности, развивать такие качества личности, как активность, целеустремленность, вовлеченность, решительность и др. Таким образом, спорт становиться той деятельностью, где наиболее успешно закладываются основы лидерского потенциала.

Образовательную и спортивную среды объединяет то, что в них обоих проектируется специально организованная деятельность, направленная на личностную самореализацию и раскрытие личностных резервов, в том числе и лидерского потенциала. И там, и там важную роль в воспитании лидера принадлежит педагогу - преподавателю или тренеру, который служит прообразом лидера и образчиком его поведения, формирует, поддерживает и закрепляет лидерские умения и компетенции, мотивирует на развитие и дальнейшую реализацию лидерских качеств. Диагностика особенностей проявлений лидерских способностей личности позволит определить основные формы и методы в развитии лидерского потенциала у современных студентов и спортсменов [7; 8; 9; 10].

Еще одним интегрирующим фактором для данных пространств выступает наличие ситуации оценивания - экзамена и соревнования. Обе данные ситуации, схожие в своей сути, накладывают отпечаток на состояние и поведение индивида, т. к. обладают «стрессовым зарядом», становясь причиной возникновения психоэмоционального напряжения, высокой тревоги, выгорания, иных отрицательных эмоций. На наш взгляд, в столь психологически сложных условиях личностные резервы раскрываются наиболее полно и объемно. Поэтому считаем, что экзаменационный или соревновательный стресс в силу своей специфики может быть рассмотрен как один из индикаторов проявления лидерского поведения и качеств.

Целью представленного в статье исследования стало изучение влияния стресса на активизацию способности быть лидером в образовательной и спортивной среде. Для решения поставленной цели нами были выделены две задачи:

1. провести межгрупповое сравнение самооценок лидерских качеств студентов и спортсменов;

2. провести внутригрупповое сравнение в самооценках лидерских качеств на разных этапах проживания стресса.

Методы (методики)

В пилотажном исследовании приняли участие 30 студентов 1-2 курса РУДН и 30 спортсменов, занимающихся разными видами спорта не менее 5 лет; возраст респондентов равен 17-19 лет (К = 60). Средний возраст испытуемых - 18 лет (ББ = 0,75).

Выборка формировалась случайным образом: респондентов пригласили принять участие в дистанционном опросе путем on-line тестирования, на добровольной основе и анонимно.

«Пилотаж» проводился в течение полугода. Организация процедуры исследования включила три этапа, условно определенные нами как:

1. фаза «отдыха» - начальный период семестрового обучения для студентов и период восстановления после соревнований для спортсменов;

2. фаза «нарастания стресса» - период зачетной недели для студентов и период тренировочного процесса при подготовке к соревнованиям для спортсменов;

3. фаза «пик проживания стресса» - период экзаменационной сессии для студентов и период участия в соревнованиях для спортсменов.

На каждом этапе изысканий респондентам предлагался опросник «Тест диагностики лидерских способностей» Е. Жариковой, Е. Крушельницкого. Данный диагностический инструмент состоит из 50 пунктов самоотчетного типа, направленных на оценку выраженности лидерских качеств.

Результаты и их обсуждение

Ведение расчетов осуществлялось нами при помощи пакета статистических программ SSPS 17.0.

Первоначально для корректного выбора математико-статистического критерия мы провели проверку распределений изучаемых параметров на нормальность. С этой целью нами был проведен расчет коэффициентов асимметрии (А = 0.296; 0.792; 0.417 соответственно) и эксцесса (Е = -0.181; 0.973; -0.357 соответственно), показатели которых свидетельствуют о нормальности нашего распределения. Таким образом, результаты и выводы, сделанные нами на основании изучения данных испытуемых нашей выборки, могут иметь место и при отражении особенностей генеральной совокупности, отвечающей тем же описательным характеристикам.

В процессе дальнейшего анализа полученных эмпирических сведений нами использовалось сравнение средних по критерию t-Стьюдента для независимых и зависимых выборок.

При оценке межгрупповых различий в степени выраженности качеств лидера в разные периоды переживания стресса 1 выяснилось, что в фазах «нарастания стресса» (t = 2.632; p = 0.011) и «пик проживания стресса» (t = 5.581; p = 0.000) у спортсменов уровень выраженности лидерских способностей выше, чем у студентов.

Отсутствие межгрупповых различий в самооценках лидерских качеств респондентов в фазе «отдыха» дает нам возможность говорить о том, что в период относительной нормализации психического состояния и наличия минимального психологического давления обнаружение качеств лидерского потенциала равноценно для представителей, как студенческой, так и спортивной среды.

Однако при нарастании стрессового воздействия и психических нагрузок картина оценки выраженности лидерских качеств изменяется. Спортсмены в отличие от студентов в

1 Критерий равенства дисперсий F-Фишера для каждого из трех исследуемых параметров статистически незначим (0,673; 0,678; 0,640 соответственно); следовательно, применение t-критерия корректно.

https://mir-nauki.com

подобных ситуациях мобилизуются, их лидерские качества актуализируются, а именно повышается уровень психологической устойчивости, адаптации к новым обстоятельствам, личной активности и организованности, решимости, нацеленности на результат, самоанализа и др. Наиболее вероятным объяснением интенсификации лидерского потенциала, на наш взгляд, является изменение режима жизни спортсменов, который характеризуется ужесточением требований дисциплины, возрастанием степени осознанности действий, созданием особого эмоционального, ментального и морального настроя. Также мы полагаем, что «яркость» лидерских качеств спортсменов на этапе соревнований детерминирована и спецификой учебно-тренировочного процесса, физического воспитания и формирования духовной культуры в течение довольно длительного периода времени, предполагающие подготовку индивида к плодотворной деятельности в сложных условиях, в том числе и условиях оценки (соревнований).

Студенты, как мы считаем, в ситуациях оценивания их достижений (экзамена) склонны занимать эгоистичную позицию, ориентируясь на личные интересы и потребности, строя свое поведение так, чтобы получить пользу и выгоду для себя. Кроме того, вероятно, в сложных обстоятельствах студенты теряют уверенность в себе, эмоциональную стойкость, концентрированность на задаче, рациональность самооценки и т. д. Но данное предположение требует дополнительной апробации.

Далее нами в каждой исследуемой группе респондентов было проведено сопоставление степени выраженности лидерских качеств на разных фазах проживания стресса. В группе спортсменов обнаружено нарастание выраженности проявления лидерских качеств от фазы «отдыха» к фазе «нарастания стресса» (1 = -3.730; р = 0.001) и от фазы «нарастания стресса» к фазе «пик проживания стресса» (1 = -3.523; р = 0.011).

В группе студентов выявлено наличие обратной тенденции: от фазы «отдыха» через фазу «нарастания стресса» (1 = 3.486; р = 0.002) к фазе «пик проживания стресса» (1 = 3.798; р = 0.001) наблюдается снижение эксплицитности качеств и свойств, присущих лидеру.

Выявленные внутригрупповые различия подтверждают сделанные нами ранее выводы о воздействии стресса на проявление лидерского потенциала у представителей студенческой и спортивной среды.

Т. е. на стадии апогея оценивания (соревнований) формируется высокоактивное отношение к результату деятельности и происходит эскалация психических возможностей личности спортсмена, в том числе и качеств, связанных с лидерством. Считаем важным сделать уточнение, что необходимо понимание индивидуального стрессового порога спортсмена, который будет являться для него оптимальным с точки зрения активации психологических резервов его личности.

Студентам, наоборот, свойственно лидерское поведение в ситуациях, характеризующихся психоэмоциональной стабильностью, отсутствием нервного напряжения и перегрузок.

Итак, лидерство как психологическое качество, детерминирующее возможность оказывать влияние, у спортсменов и студентов характеризуется разной мерой проявления. Спортсмены в противовес студентам склонны занимать ведущую, первенствующую позицию, особенно в тех ситуациях, которые вызывают возникновение психологического напряжения и требуют от индивида демонстрации силы воли и высокого самоконтроля.

Выводы и заключение

Также исследуемые нами категории респондентов отличаются восприятием и оценкой стресса. Стресс для спортсменов выступает катализирующим фактором, подстегивающим проявление особенностей и черт лидера, содействующих успешному выполнению спортивных задач. В то время как для студентов стресс - источник дезорганизации и затухания лидерских свойств.

Кроме того, полученные результаты дают нам косвенные доказательства того, что спортивная среда позволяет «воспитать» более успешных лидеров. Однако данное утверждение требует дальнейшей эмпирической проработки и построения новых исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева И.В., Шахматова О.Н. Психотехнологии развития личности. -Екатеринбург: РГППУ, 2006. - 102 с.

2. Гуничева Е.Л. Формирование лидерского потенциала студенческого актива // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 53, Т. 22. - С. 294-299.

3. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе ВУЗа: дис. ... к.пед.н. - Красноярск, 2004. - 198 с.

4. Жданова Н.Е., Кружкова О.В. Психологические компоненты лидерского потенциала студентов в образовательном пространстве высшего учебного заведения // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 32-37.

5. Зайченко Е.А. Концептуальный анализ формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности // Мир науки. Научный интернет-журнал. - 2017. - Т.5, № 3. - Режим доступа: https://mir-nauki .com/PDF/62PDMN317.pdf.

6. Зорина А.В. Формирование лидерских качеств у студентов в вузе: результаты эксперимента // Известия Волгоградского педагогического университета. - 2009.

- С. 126-129.

7. Каминская Э.А. Лидерские способности и их развитие у молодежи в высшей школе // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы материалы IX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва, РУДН, 21-22 апреля 2016 г. / науч. ред. В.И. Казаренков, М.А. Рушина. - Москва: РУДН, 2016.

- с. 560-563.

8. Каминская Э.А., Мисковец К.О. Лидерство как психологический феномен в спортивной психологии // Психологическая наука и практика: материалы Международной молодежной конференции молодых ученых. Москва, РУДН, 1516 ноября 2018 г. / под ред. С.И. Кудинова, О.Б. Михайловой, С.С. Кудинова. -Москва: РУДН, 2018. - с. 384-388.

9. Михайлова О.Б., Каминская Э.А. Особенности лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 28-34.

10. Федорова Ольга Владимировна, Фоминова Елена Николаевна Лидерство в спорте // ППМБПФВС. 2009. №10. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/liderstvo-v-sporte (дата обращения: 10.02.2019).

Kaminskaya Elina Aleksandrovna

Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia E-mail: kaminskaya.elina@yandex.ru

Volk Marina Igorevna

Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia

E-mail: Volk-mi@rudn.ru

Sichkar Elena Vladimirovna

X5 Retail Group, Saint-Petersburg, Russia E-mail: adidy@mail.ru

The role of stress conditions in the manifestation of leadership potential

Abstract. Leadership as a set of intellectual abilities, personal qualities, value orientations, behavioral patterns and functional competencies largely determines the persons' success in any sphere of life. Nevertheless, it is unknown what conditions contribute to the expression of leadership, and in what conditions leadership can remain unrevealed, although it exists. In our study, we compared a group of athletes and a group of students in three situations with different levels of stress: lack of stress, the average severity of stress and the maximum level of stress. Although at the beginning both groups showed the same expression of leadership qualities, however, further among athletes' leadership was manifested with an increasing trend, and among students the manifestation of leadership, on the contrary, decreased. Thus, in the phases of "increasing stress" and "peak stress residence" athletes have a higher expression of leadership abilities than students. Also in the group of athletes the expression of leadership qualities increases from the phase of "rest" to the phase of "increasing stress" and from the phase of "increasing stress" to the phase of "peak stress residence". And in the group of students revealed the reverse trend: from the phase of "rest" through the phase of "increasing stress" to the phase of "peak stress residence" there is a decrease in the expression of the qualities and properties inherent in the leader. In the same level of stress situations, the expression of leadership potential can both increase and decrease among different types of students. Thus, stress is leads to uncovering leadership potential ambiguously.

Keywords: leadership; leadership potential; psychology of personality; personal development; stress; stress effect; student; sport

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.