УДК 342.3
Полякова Т.А.,
доктор юридических наук, доцент, заведующая сектором информационного права Института государства и права Российской Академии Наук, действительный государственный советник юстиции Российской
Федерации 3 класса
Афиногенов Д.А.,
доктор политических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса,
эксперт Российской Академии Наук
РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы совершенствования качества и повышения эффективности государственного управления на основе формирования нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Особое внимание уделяется формированию и оптимизации системы документов стратегического планирования, как важнейших правовых инструментов и исполнительных механизмов стратегического планирования.
На основании системного анализа изданных нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанного Федерального закона, с учетом базовых принципов стратегического планирования, обосновывается вывод о повышении его роли в государственном управлении, о необходимости наращивания усилий по информационно-аналитическому и нормативно-правовому сопровождению реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, а также о совершенствовании системы показателей национальной безопасности.
Ключевые слова: государственное управление, стратегическое планирование, система, национальная безопасность, информационная безопасность, вызовы и угрозы, мониторинг
Polyakova Т.,
Doctor of Law, Associate Professor, Head of Information Law Department of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 3rd Class Full State Counselor of Justice of the Russian Federation
Afinogenov D.,
Doctor of Political Sciences, 3rd Class Full State Counselor of the Russian Federation, Adept of the Russian Academy
of Sciences
THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN IMPROVING PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article examines the issues to improve the quality and increased efficiency of public administration through the development of normative legal acts for the application of Federal Law № 172-FL "On strategic planning in the Russian Federation". Special attention is given to the development and system optimization of the strategic planning documents as the most important legal tools and strategic planning executive mechanisms.
On the grounds of a systematic analysis of constituted normative legal acts, needed for application of the specified Federal Law, including the strategic planning fundamental principles the conclusion is substantiated to raise its role in the public administration, the necessary to increase efforts on information-analytical and normal-legal support of realization of state policy in the sphere of ensuring national security as well as improving the system of national security indicators. Keywords: public administration, strategic planning, system, national security, information safety, challenges and threats, monitoring
Вопросы совершенствования качества и повышения эффективности государственного управления в современных условиях нарастания новых вызовов и угроз национальной безопасности, имеющих комплексный характер, а также роста международной напряженности, приобретают особую актуальность. Государственное управление как универсальный инструмент реализации стратегических замыслов должно рассматриваться как важный и эффективный компонент государственной политики обеспечения национальной безопасности.
О необходимости повышения эффективности государственного управления неоднократно отмечалось в посланиях Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в ряде указов Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. Важность проблемы также подтверждается целым рядом указаний Президента России и Председателя Правительства Российской Федерации, направленных на повышение качества и оперативности государственного управления. В частности, в декабре 2015 года в послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В.Путин поставил задачу перехода к проектному управлению, что предполагает, прежде всего, развитие горизонтальных связей и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти.
Вопросы государственного управления за весь период новейшей истории России никогда не выходили из разряда самых актуальных и острых. Масштабная административная реформа, которая была предпринята в 2004 году, в значительной степени определила облик существующей системы федеральных органов исполнительной власти, дала импульс реформированию государственной службы, бюджетной системы, местного самоуправления, способствовала выработке мер по борьбе с коррупцией, а также решению задач обеспечения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.
Задачи совершенствования государственного управления затронули в полном объеме военную организацию страны и вылились в масштабную военную реформу, которая позволила сформировать новый облик Вооруженных Сил России. Качественно новый формат приобрела правоохранительная система, управление преобразованиями которой связано и с созданием нового федерального органа исполнительной власти - Росгвардии, укрупнением МВД России и ликвидацией ФСКН, созданием Следственного комитета России и целым рядом организационных преобразований в правоохранительных структурах на региональном уровне.
Вопросы совершенствования государственного управления актуальны и для других стратегических
национальных приоритетов, в том числе, связанных с обеспечением экономической и информационной безопасности Российской Федерации. Они остаются основными при реализации таких стратегических национальных приоритетов, как наука, технологии и образование, культура, обеспечение экологической безопасности и др.
При этом в управленческом процессе ключевым звеном все настойчивее становится стратегическое планирование, как важнейший инструмент решения комплексных задач обеспечения обороноспособности и суверенитета Российской Федерации, повышения конкурентоспособности ее национальной экономики, достижения высокого качества жизни российских граждан. Стратегическое планирование - одна из ключевых научно-практических задач, рассмотрение которой в контексте противодействия глобальным угрозам безопасности на принципах и методах стратегического планирования должно стать одной из основ повышения эффективности государственного управления [1].
Как справедливо отмечает академик РАН А.А.Кокошин в работе «О стратегическом планировании в политике»: «...применение стратегического планирования означает значительно более высокий уровень управления, нежели рефлексивное ситуационное управление» [2].
Особенно отчетливой в информационном обществе и электронном государстве сегодня становится актуальность вопросов, связанных с информационно-аналитическим обеспечением стратегического планирования и государственного управления в современных условиях, широкого внедрения современных информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни и деятельности современного государства и общества.
Важно отметить, что в систему документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом о стратегическом планировании входит Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации и разработанная в целях повышения прозрачности и подотчетности государственного управления и удовлетворенности граждан качеством государственного управления, эффективности и результативности приоритетных мероприятий по совершенствованию системы государственного управления, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [3].
Вместе с тем научные исследования исторических основ введения в политическую, хозяйственную и экономическую практику понятия «стратегическое планирование» показывают, что идеологические и
философские основы стратегического планирования отчетливо прослеживаются в работах великого русского мыслителя, патриота, философа и ученого И.А.Ильина. По его образному выражению, только ответственная идея государственно-исторического, государственно-национального, государственно-патриотического и государственно-религиозного переустройства может спасти Россию [4]. Это во многом является аналогом сегодняшнего понимания стратегического целеполагания в глобальном масштабе и отражает сущностное наполнение стратегического планирования.
В настоящее время под стратегическим планированием понимают процесс определения стратегических целей системы (ее функционирования и развития), выбора последовательности действий, обеспечивающих наиболее эффективное их достижение, и разработки стратегического плана.
В тоже время следует отметить, что в трудах академиков РАН А.Д.Некипелова и А.Г.Осипова стратегическое планирование понимается как важнейший инструмент обеспечения деятельности государства (организации) на долгосрочную перспективу, часть стратегического управления и особый вид управленческой деятельности государства, обеспечивающей реализацию эффективной стратегии снижения рисков и устранения негативных условий в области подготовки стратегических решений развития страны, гражданского общества России и обеспечения ее национальной безопасности [5].
Анализ зарубежного опыта показывает, что под стратегическим планированием понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации (госструктуры, коммерческой структуры, партии, движения и т.п.) в динамично и непредсказуемо изменяющихся условиях современного мира.
Наиболее полно понятие «стратегическое планирование» определено в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который стал важным шагом в развитии системы документов стратегического планирования и государственного управления. В нем стратегическое планирование понимается как деятельность участников стратегического планирования по целепола-ганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и
обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [6].
Он устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Данный Федеральный закон определяет научно обоснованный механизм государственного управления на основе стратегического целеполагания и планирования, в нем впервые сформулированы положения, направленные на координацию государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики.
Кроме того, Закон учитывает особую чувствительность для обеспечения национальной безопасности таких предметных областей, как национальная оборона, государственная и общественная безопасность, международная безопасность и обеспечение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства. Поэтому он предусматривает установление особого порядка формирования документов стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности.
Стратегическое планирование в соответствии с указанным Федеральным законом - это деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, которая направлена на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности нашей страны.
В пункте 2 статьи 3 указанного Федерального закона государственное управление определяется как деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Следует также отметить, что в этом Федеральном законе сохранена важнейшая, с точки зрения научно-практического понимания сущностного смысла государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, связь устойчивого развития и обеспечения безопасности. Это подтверждает, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью государственного управления.
Каковы же методологические, организационно-правовые основы и стратегического планирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации?
Основные положения методологии стратегического планирования развития и обеспечения безопасности Российской Федерации заключаются в выработке принципов организации стратегического планирования и определения роли и места стратегического планирования в системе государственного стратегического управления Российской Федерации [7].
В соответствии с требованиями Федерального закона № 172-ФЗ стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований и включает отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
Ключевое значение при этом приобретает вопрос формирования и реализации базовых принципов стратегического планирования [8].
Поскольку каждый участник стратегического планирования вовлечен в этот процесс в объеме тех прав и полномочий, которые определены федеральным законодательством, а также соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми Президентом и Правительством Российской Федерации, важно значение строгого соблюдения принципа единства и целостности, а также разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти и органов власти местного самоуправления при реализации положений данного закона.
В рамках данной статьи обратим внимание на принцип, особенно актуальный для государственного управления, разграничения полномочий. Этот принцип означает осуществление установленных законодательством Российской Федерации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также пути достижения этих целей и решения этих задач (пункт 3 ст. 7).
В практическом плане реализацию этого принципа можно проследить на примере государствен-
ной политики по развитию Дальнего Востока, которая реализуется Государственной комиссией по проблемам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В частности, в рамках указанной Комиссии с учетом необходимости распределения ответственности между федеральным центром, регионами России и предпринимательским сообществом в рамках реализации крупных инвестиционных проектов была проведена проработка такого эффективного инструмента развития, как территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Необходимо отметить, что сегодня практика таких территорий уже имеет место и в развитии других регионов Российской Федерации.
Что касается организационных основ стратегического планирования, то главное значение имеет выстраивание вертикали стратегического планирования. Общее руководство и управление стратегическим планированием осуществляет Президент Российской Федерации. Основные участники системы - Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации.
Поскольку круг субъектов стратегического планирования достаточно велик, необходима разработка основных функций системы управления стратегическим планированием и определение четкого алгоритма действий всех участников этого процесса. Учитывая недостаточную разработанность самого механизма стратегического планирования, сегодня актуальными являются такие функции, как формирование и осуществление государственной политики в сфере стратегического планирования, формирование государственных органов управления процессами стратегического планирования и организация государственной системы подготовки и повышения квалификации кадров в области стратегического планирования.
Научные исследования, проведенные в этой сфере, позволяют сделать вывод, что формирование государственной политики в данной области и создание государственных органов управления стратегическим планированием целесообразно возложить на Совет Безопасности России и его аппарат, а вопросы, связанные с подготовкой научных кадров в сфере стратегического планирования, на Российскую академию наук.
Решение этой задачи направлено на повышение роли и значения такой функции управления стратегическим планированием как правовое регулирование отношений в пределах компетенции, полномочий и ответственности участников стратегического планирования, а также издание нормативных документов, осуществление надзора и контроля ис-
полнения законодательства Российской Федерации в области стратегического планирования. Это подтверждается и анализом зарубежного опыта, который показывает, что в качестве одного из ключевых условий обеспечения требуемого государственного управления признается целенаправленное правовое урегулирование процесса стратегического планирования и государственного управления.
Это объемный и масштабный блок работы. Остро стоит вопрос разработки новых и модернизации действующих нормативных правовых актов в интересах обеспечения верховенства права в вопросах стратегического планирования не только государства, но и бизнес-сообщества.
Необходимо также провести мониторинг (инвентаризацию) всего нормативно-правового массива в целях унификации и исключения в нормативных правовых актах различных толкований используемых терминов и определений в области стратегического планирования.
Для решения этой задачи в целях создания механизма реализации Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрено принятие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы осуществления стратегического планирования на федеральном уровне. В настоящее время Правительством Российской Федерации принят ряд таких актов, которые направлены на повышение эффективности государственного управлении.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 утвержден Порядок государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования. С точки зрения такого принципа государственного управления, как системность (т.е. рассмотрение государственного управления как целостной системы во взаимосвязи всех ее элементов, обладающей новыми качественными характеристиками), этот подзаконный акт направлен на формирование участниками процесса стратегического планирования на основе документов стратегического планирования единой информационной базы, позволяющей получить данные об основном содержании стратегий, концепций, прогнозов, основ государственной политики в той или иной предметной области, иных документов стратегического планирования на федеральном и региональном уровне.
Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены: от 4 августа 2015 г. № 789 - Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации; от 8 августа 2015 г. № 822 -Положение о содержании составе, порядке разработ-
ки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов; от 8 августа 2015 г. № 823 - Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и др. Все эти документы направлены на реализацию, в том числе, такого важнейшего принципа государственного управления, как принцип устойчивой связи между стратегическими целями и приоритетами развития на среднесрочный период.
Кроме того, в рамках реализации Федерального закона № 172 - ФЗ Правительство Российской Федерации разработало целый ряд подзаконных актов, направленных на реализацию такого важнейшего принципа государственного управление, как непрерывность, объективность и комплексность. В частности, это постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162
«Об утверждении Правил разработки, корректировки и осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации», направлено на внедрение комплексного подхода к разработке документов стратегического планирования [9].
В этой связи также целесообразно упомянуть постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № 914 «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период» (вместе с «Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период»), который закладывает реальные возможности государства по развитию как «силовой» компоненты, так и с точки зрения бюджетного планирования социально-экономического развития России на средне и долгосрочную перспективу.
Кроме того, на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации» в России сформирована система постоянного мониторинга и анализа Правительством Российской Федерации и Администрацией Президента Российской Федерации почти 300 показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития и деятельности руководителей регионов. Это является базовой основой для подготовки важнейших управленческих решений.
В целом следует отметить, что на направлении развития и совершенствования документов стратеги-
ческого планирования в Российской Федерации организационно-структурные принципы государственного управления, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов), а также показывающие порядок формирования тех или иных документов стратегического планирования, реализованы достаточно полно.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что подзаконные нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона о стратегическом планировании, Правительством Российской Федерации в основном приняты. И в этом усматривается прямая взаимосвязь стратегического планирования с вопросами повышения эффективности государственного управления.
Не менее важным для повышения качества государственного управления представляется развертывание на базе Стратегии масштабной работы по формированию и оптимизации системы документов стратегического планирования. Документы стратегического планирования играют ключевую роль в управлении, так как именно посредством их реализуются на практике принятые управленческие решения. По сути такого рода документы - это и способ и, одновременно, форма передачи управляющего воздействия от одного субъекта стратегического планирования к другому.
Следует признать, что ситуация в этой области пока далека от совершенства. Так, до последнего времени разработка документов стратегического планирования велась на различной методологической основе в зависимости от вызовов и угроз безопасности. Некоторые документы стратегического планирования, особенно на региональном уровне, подготовлены без учета вектора общегосударственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. Нередко планирующие документы не объединены единым замыслом и методологически разрознены, сохраняется множественность документов стратегического планирования, часть которых дублирует друг друга.
Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне разработано более 250 документов стратегического планирования. В это число входят 2 долгосрочных прогноза, 7 доктрин, 28 основ государственной политики, 50 стратегий, комплекс планово-организационных документов, связанных с обороной, а также концепции, государственные и федеральные целевые программы как отраслевого, так и регионального характера (всего более 100). Разрабатывается Стратегический прогноз Российской Федерации.
Вместе с тем массив принятых документов стратегического планирования по стратегическим национальным приоритетам распределен неравно-
мерно. Сохраняется разбалансировка при подготовке основных концептуальных и программных документов устойчивого развития страны и обеспечения национальной безопасности.
Отмечается недостаточная концептуальная и программно-целевая проработка документов стратегического планирования на направлении реализации некоторых стратегических национальных приоритетов (здравоохранение, повышение качества жизни российских граждан). Это влияет на недостаточную эффективность реализации государственной политики по отдельным приоритетам, а также на степень защищенности от различного вида вызовов и угроз и соответственно на качество государственного управления.
Для исключения таких недостатков из практики государственного управления ключевое значение имеет формирование системы документов стратегического планирования, а также мониторинга их контроля и реализации, обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельность всех участников стратегического планирования по реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. Важной является типология, сущность и требования к содержанию, порядку разработки и утверждения документов в зависимости от типа и целевого назначения всех основных документов стратегического планирования концепций, стратегий, доктрин и основ государственной политики Российской Федерации в различных областях.
Рассматривая организационные принципы государственного управления, следует учитывать, что в практической работе органов государственной власти этот принцип реализуется в соответствии с п.5 статьи 10 Федерального закона № 172-ФЗ утверждением (одобрением) Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и по другим вопросам, отнесенным к его полномочиям, включая определение порядка их разработки и корректировки.
Нельзя не отметить и такой существенный вопрос, как обеспечение информационной безопасности в процессе стратегического планирования.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности информационная безопасность пронизывает всю систему национальной безопасности и исходит из принципа рациональной достаточности и эффективности, что особенно актуально в условиях мирового кризиса и политических реалий современной действительности [10].
На этом направлении по поручению Правительства Российской Федерации создана Система «Управление», которая представляет собой единую распределенную государственную информацион-
ную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления [11].
В частности, указанная система предназначена для осуществления мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и выполнения приоритетных национальных проектов [12].
Формирование такой системы, в совокупности с работами, которые ведутся на направлении совершенствования системы документов стратегического планирования, существенно повысит эффективность государственного управления.
В тоже время следует отметить, что механизм правореализации Федерального закона № 172 ФЗ завершен пока не в полной мере. Ряд необходимых актов пока еще отсутствует. В частности, не приняты акты, регламентирующие:
порядок разработки, корректировки и утверждения (одобрения) стратегического прогноза Российской Федерации, который в соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона о стратегическом планировании определяется Правительством Российской Федерации;
порядок согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Россий-
ской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации (в соответствии с частью 8 статьи 32 Федерального закона № 172-ФЗ определяется Правительством Российской Федерации);
порядок разработки и корректировки стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также порядок мониторинга ее реализации (в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона о стратегическом планировании определяется Правительством Российской Федерации).
Таким образом, проведенные исследования в данной сфере дают основания полагать, что проблематика совершенствования стратегического планирования в интересах повышения эффективности государственного управления сегодня является не просто актуальной, а неотложной государственной задачей, требующей разработки концептуальных документов для нормативного правового закрепления вопросов социально-экономического развития России и обеспечения национальной безопасности.
Особого внимания сегодня заслуживают документы стратегического планирования в информационной сфере, касающиеся развития информационного общества - Стратегия развития информационного общества 2008 года и Доктрина информационной безопасности 2000 года - которые требуют корректировки (модернизации) на основе новой Стратегии национальной безопасности и Федерального закона о стратегическом планировании [13].
Список литературы
1. АфиногеновД.А. Методологические аспекты применения принципов стратегического планирования в сфере государственного управления: Монография / М.: Триумф, 2012. С.5.
2. Кокошин А.А. О стратегическом планировании в политике. Институт проблем международной безопасности РАН, Факультет мировой политики МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Ком. Книга, 2007. С.8.
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Свод Законов РФ. 07.05.2012, № 19, Ст. 2338.
4. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: Хранитель АСТ, 2006.
5. Материалы к заседанию секции по проблемам стратегического планирования научного совета Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Научное обоснование методологии оценки и анализа показателей национальной безопасности». М., 2009 г.
6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Свод Законов РФ. 2014 № 26 (ч.1). Ст.3378.
7. Афиногенов Д.А. Методологические основы формирования государственной политики в области защиты национальных интересов Российской Федерации: Монография / М.: Триумф, 2012. С.30.
8. Полякова Т.А. «Базовые принципы обеспечения информационной безопасности» / Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Т.А.Поляковой, А.А. Стрельцова. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М.: Юрайт, 2016. С.62.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки и осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
10. Полякова Т.А. Характеристика законодательства, направленного на развитие информационно-телекоммуникационных технологий в публичном управлении / Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления: монография / колл. авторов под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. С.62.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2011 г. № 759 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088» // СПС Консультант Плюс.
12. Полякова Т.А., Афиногенов Д.А. Роль мониторинга состояния национальной безопасности в Российской Федерации в повышении эффективности государственного управления // Административное право и процесс. 2014. № 4. С.19-23.
13. Полякова Т.А. Стратегия национальной безопасности. Актуальные правовые проблемы теории и практики обеспечения информационной безопасности / Новые вызовы и угрозы информационной безопасности: правовые проблемы / Отв.ред. Т.А.Полякова, И.Л. Бачило, В.Б.Наумов / Сб. науч. работ. М.: ИГП РАН, «Канон», «Реабилитация», 2016. С. 9.
Reference list
1. Afinogenov D. Methodological aspects of applying the principles of strategic planning in public administration: Monograph / M.: Triumph, 2012. P.5.
2. Kokoshin A. On strategic planning in politics. The Institute of International Security Problems of the Russian Academy of Sciences, the Faculty of World Politics of Lomonosov Moscow State University. M.: Kom. Kniga, 2007. P.8.
3. The Decree of the President of the Russian Federation of 7th of May, 2012 № 601 "On main directions of improving the system of public administration" // Code of Laws of the Russian Federation. 07.05.2012, № 19, Art. 2338.
4. Ilyin I. The general theory of law and state. M.: Khranitel' AST, 2006.
5. Proceedings for the meeting of the section on strategic planning of the Scientific Council of the Security Council of the Russian Federation on the issue "Scientific substantiation of the assessment methodology and analysis of national security indicators". M., 2009.
6. The Federal Law of June 28, 2014 № 172-FL "On strategic planning in the Russian Federation" // Code of Laws of the Russian Federation. 2014 №. 26 (part 1). Art.3378.
7. AfinogenovD. Methodological frameworks of state policy formation in the field of national interests' protection of the Russian Federation: Monograph / M.: Triumph, 2012. P. 30.
8. Polyakova T. "Fundamental principles of information security ensuring" / Organizational and legal information security ensuring: Practical textbook for bachelor and master courses / Under the editorship of T. Polyakova, A. Strel'tsov. Series: Bachelor and Master. An academic course. M.: Yurayt, 2016. P. 62.
9. Resolution of the Government of the Russian Federation from October 29, 2015 №1162 "About approval of rules of development, adjustment and implementation of monitoring and control of implementation of sectoral strategic planning documents of the Russian Federation on issues under the jurisdiction of the Government of the Russian Federation" // Reference Legal System "Consultant Plus".
10. Plolyakova T. Characteristics of the legislation aimed at information and telecommunication technologies development in public administration / Taxonomy and keying functions and powers in the system of public administration: Monograph / Authors team, under the editorship of I. Bachilo, M. Lapina. M.: YUSTITSIYA, 2016. P. 62.
11. Resolution of the Government of the Russian Federation from 8th of September, 2011 № 759 "On amendments to Resolution of the Government of the Russian Federation of 25th of December, 2009 № 1088" // Reference Legal System "Consultant Plus".
12. Polyakova T., Afinogenov D. The role of monitoring the state of national security in the Russian Federation in improving the efficiency of public administration // Administrative Law and Process. 2014. №. 4. P. 19-23.
13. Polyakova T. The national security strategy. Actual legal issues of the theory and practice of information safety / New challenges and threats to information safety: Legal issues / Executive editors T. Polyakova, I. Bachilo, V. Naumov / Collection of scientific works. M.: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,"Kanon","Reabilitatsiya", 2016. P.9.