Научная статья на тему 'Роль стимулирования в учебной деятельности студентов вуза'

Роль стимулирования в учебной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1243
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль стимулирования в учебной деятельности студентов вуза»

ляет последующие траектории социальных передвижений молодых специалистов. В качестве стартовой основы и важного этапа потенциальных перемещений оно рассматривается не только самими выпускниками, но и большинством работодателей. Последние с некоторыми параметрами успешности первого трудоустройства связывают положительную предсказуемую динамику социальной мобильности. Факт первого трудоустройства, по сути, находит выражение в таком требовании работодателей, как опыт работы.

В большинстве случаев успешность первого трудоустройства определяется рядом формальных характеристик:

1) трудоустройство по специальности;

2) трудоустройство в престижное учреждение;

3) трудоустройство без предшествующего периода безработицы после окончания вуза.

Что касается явления увольнения с работы, то также возможно его отнесение к процессам социальной мобильности, поскольку при регулировании занятости рынком труда оно способно сопровождаться последующим фактом безработицы определенной длительности. Это указывает на нисходящую направленность смены социального положения.

В российском социуме наблюдается тенденция видоизменения функций ос-

новных социальных институтов, утрачивающих свою эффективность в отношении регулирования общественных процессов. Так, институт образования, не выполняющий в должной мере роль канала социальных перемещений, начинает проявлять себя в несвойственных ему функциях, в частности функции социальной защиты.

Под влиянием тех или иных факторов и социальных институтов социальная мобильность индивидов может характеризоваться определенными типами, различно проявляющими себя в перемещениях выпускников вузов и молодых специалистов. Типология социальных перемещений вышеуказанных групп включает восходящую, нисходящую, переменную или неустойчивую мобильность. В соответствии с типологией мобильности определяется и типология выпускников вузов и молодых специалистов. Ее составляют следующие типы социальных деятелей: успешные (с состоявшимся достигаемым статусом), неуспешные (с несостоявшимся социальным статусом и отсутствием перспектив), с неустойчивым статусом (характерна хаотичная нерезультативная перемена сфер деятельности).

Таким образом, институциональный подход позволяет глубже изучить социальные изменения, происходящие в социальной структуре современного российского общества.

Поступила 20.11.06.

РОЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Е. А. Агафонова, аспирант кафедры педагогики, методист учебно-методического управления Вятского государственного гуманитарного университета

Качество образовательной деятель- формированием у студентов положительности обусловлено многими факторами: ной мотивации к обучению, степенью

уровнем организации учебного процесса, взаимодействия преподавателей и сту-

0 Е, А. Агафонова, 2006

дентов с целью передачи знаний и способа реализации задач профессиональной подготовки.

Выполнение «программы качества образования в высшем учебном заведении складывается как комплекс двух взаимосвязанных процессов: с одной стороны, формирование образовательных потребностей студентов, с другой — создание условий для их реализации»1. Отсюда стимулирование учебной деятельности студентов выступает как основное средство повышения качества образования в вузе.

Нами была осуществлена диагностика изучения мотивов учебной деятельности студентов, в результате чего были установлены основные из 15 предложенных мотивов. 1-е ранговое место у первокурсников факультета психологии занимает желание стать высококвалифицированным специалистом (88,6 %), 2-е — приобрести глубокие и прочные знания (77,3), далее — обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (75,0 %). Из этого следует, что современные студенты ориентированы на качественную составляющую выбранной специальности, испытывают потребность в реализации своего потенциала. Между тем в ходе данного исследования выяснился и тот факт, что для студентов совершенно неактуальны мотивы быть постоянно готовыми к очередным занятиям, выполнять педагогические требования, избегать осуждения и наказания за плохую учебу (все — по 4,5 %). Кроме того, большинство обучающихся в ходе интервьюирования и опроса отметили, что учиться им мешает личная неорганизованность. Все это означает, что только желания учиться для студентов I курса бывает, к сожалению, недостаточно. Требуется внешний фактор с целью побуждения их к получению новых знаний, которым является стимул.

Из вышеизложенного следует, что одной из важнейших задач преподавателя высшей школы является научить студентов учиться, формируя положитель-

ную мотивацию к обучению и стимулируя их познавательный интерес.

Переход российских вузов к введению в образовательную практику системы зачетных единиц позволяет на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента. В работе вуза это составляет основу организации учебного процесса, так как рейтинговая система за счет накопительного характера повышает личную мотивацию студентов к обучению в вузе, улучшает качество усвоения учебных дисциплин. Стимулирование учебной деятельности студентов происходит за счет:

— формирования студентами индивидуальных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов (далее — ГОС), типовых и рабочих учебных планов;

— выделения специальных часов в расписании учебных занятий для различных видов индивидуальной работы преподавателей и методистов по консультированию студентов;

— увеличения роли регулярных самостоятельных занятий студентов (в процессе которых происходит освоение различных способов поиска и сбора необходимой информации по изученным дисциплинам, методов ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний);

— сокращения времени, отводимого на экзаменационные сессии, за счет уменьшения количества аттестаций в конце семестра, с использованием модульной структуры учебных курсов.

Преподаватель при рейтинговой технологии легко отслеживает качество усвоения материала каждым студентом.

Независимо от приоритетов в образовательном процессе для активизации учебной деятельности студентов успешно применяется метод мониторинга знаний и умений. На сегодняшний день существуют разные способы оценки качества образования в высшей школе. Наиболее известными и уже апробиро-

ванными на практике являются матрица содержательной 10-баллыюй оценки знаний, умений и творческих способностей студентов, предложенная В. И. Андреевым; квалитативный подход В. П. Па-иасюка; мониторинг качества образовательного процесса С.И. Григорьева и Л. Д. Демина; концепция уровня усвоения информации, разработанная В. П. Беспалько; оценка профессиональных знаний и умений студентов с применением показателя традиционной 5-балльной оценки, полученной по итогам рефератов и экзаменов, Г. Г. Диркса.

Для более качественного усвоения содержания дисциплин необходимо применять и другие средства и методы контроля усвоения учебного материала. К ним по праву можно отнести ставшие уже традиционными контрольные работы, тесты, задачи, а также совершенно новые формы контроля знаний студентов, такие, как аттестационные педагогические измерительные материалы, контрольные срезовые задания разного уровня сложности, тесты с развернутыми ответами, Интернет-экзамен. Кроме того, технология последнего может быть использована и в сфере менеджмента качества образования с целью создания единой системы независимой объективной оценки соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям ГОС.

Большинство разработчиков методики мониторинга убеждены, что выявленные данные необходимо систематически доводить до самих студентов. По мнению Г. Г, Диркса, «это должно, в первую очередь, послужить мощным стимулом к активизации их учебно-познавательной деятельности. Кроме того, результаты рейтинга могут использоваться при периодической аттестации студентов, их трудоустройстве, выдаче разного рода поощрений»2. Гласность и наглядность дают моральный стимул и вносят элемент соревновательности. Но нельзя забывать и о том, что для объективной оценки качества обучения студентов не-

обходимо использовать диагностический подход, т. е. проведение систематической диагностики уровня обученности как показателя эффективности процесса преподавания и усвоения знаний студентами.

В последнее десятилетие на снижение качества обучения значительно повлияла неуверенность студентов в возможности найти работу по специальности после окончания вуза. Тревожным является и тот факт, что многие студенты не удовлетворены уровнем своей профессиональной подготовки. Для решения данной проблемы в рамках учебного процесса при формировании содержания образования целесообразно уделять особое внимание прикладному аспекту знаний, а также качественному преподаванию дисциплин фундаментального характера, которые дают студентам знания, востребованные в профессиональной деятельности. Главное —подготовить специалиста конкретной сферы, а не человека «вообще образованного».

Качественной характеристикой образовательной деятельности является внедрение преподавателями в целостный образовательный процесс интерактивных методов обучения, современных образовательных технологий, а также применение информационных ресурсов. Студент активно вступает во взаимодействие с целенаправленно-организованным образовательным процессом, создающим условия для творческой самореализации человека в профессии. Таким образом формируются разносторонние компетенции выпускников вуза, обеспечивающие им конкурентоспособность на рынке труда и возможность ее повышения в ходе самосовершенствования.

Кроме того, преподавателям следует обращать особое внимание на содержание и организацию студенческой практики как важнейшего средства реализации теоретических знаний и получения практических умений и навыков по профилю специальности. При этом орга-

низаторам практики необходимо идти в ногу со временем, ежегодно пополняя спектр уже имеющихся баз и создавая программу практики с использованием интегрированного подхода.

Интересным и значимым для студентов старших курсов явился опыт проведения на базе Вятского государственного гуманитарного университета «Ярмарки вакансий». Знакомство с рынком труда, востребованными профессиями, с требованиями, предъявляемыми к ним, а также с самими работодателями позволило будущим выпускникам уже на студенческой скамье задуматься о своих профессиональных перспективах.

На современном этапе значительно возросла роль самостоятельной работы студентов, но она не увеличивается по количеству часов учебного плана, а изменяется по содержанию и формам ее организации. От лекции к лекции студента необходимо стимулировать учиться, задавать конкретные задания для самостоятельного выполнения, прорабатывая тот или иной фрагмент учебного материала. Задача каждого преподавателя — постараться убедить студентов в значимости тех знаний, которые им предстоит изучить.

Нельзя упускать из виду и тот факт, что с каждым годом увеличивается число выпускников вузов, желающих продолжить свое обучение в аспирантуре. Данным показателем необходимо умело вос-

пользоваться в ходе управления качеством образовательного процесса в вузе и тем самым стимулировать активность студентов — дать им возможность реализовать существующие резервы, помочь раскрыть творческий потенциал и задатки научной деятельности. Формы научно-исследовательской работы студентов могут быть различными: участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного ранга, в студенческих проектах и грантах, в днях студенческой науки.

Для оценки качества обучения студентов используются такие показатели, как мотивация к учебной деятельности, ценностные ориентации студентов, их знания и умения. Рассчитывать на высокие показатели в своей работе может только тог вуз, который ставит перед собой цель — дать качественное вариативное образование, изменив при этом содержание образовательной деятельности и подходы к нему, создавая условия для развития личности каждого студента как субъекта своего профессионально-личностного становления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кощеева И. К. Качество образования как социологическая проблема :; дис. ... канд. со-циол. наук / И. К. Кощеева. Екатеринбург, 2003.

2 См.: Петров Н. Н. Педагогические условия управления качеством образования в вузе : дис. ... канд. пед. наук I Н. Н. Петров. М., 2003.

Поступила 23.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.