Научная статья на тему 'Качество образовательного процесса в КГТУ с позиций удовлетворенности студентов'

Качество образовательного процесса в КГТУ с позиций удовлетворенности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовчан Н. И., Мингазова Д. Н., Романова Р. Г., Сопин В. Ф.

С целью выявления удовлетворенности студентов как потребителей образовательных услуг, предоставляемых КГТУ, проведены анонимное анкетирование и письменный опрос студентов пятого курса, выпускающихся на кафедре АХСМК по специальности «Стандартизация и сертификация». Анализ и обобщение результатов позволяют выделить основные направления совершенствования учебного процесса для повышения качества подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образовательного процесса в КГТУ с позиций удовлетворенности студентов»

Н. И. Мовчан, Д. Н. Мингазова, Р. Г. Романова,

В. Ф. Сопин

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КГТУ С ПОЗИЦИЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

С целью выявления удовлетворенности студентов как потребителей образовательных услуг, предоставляемых КГТУ, проведены анонимное анкетирование и письменный опрос студентов пятого курса, выпускающихся на кафедре АХСМК по специальности «Стандартизация и сертификация» Анализ и обобщение результатов позволяют выделить основные направления совершенствования учебного процесса для повышения качества подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

Качество образования в настоящее время является одним из актуальнейших вопросов современности. Эта проблема касается всех и каждого в отдельности, она не имеет государственных или национальных границ (хотя не исключает и некоторой национальной специфики, связанной с традициями или условиями социально- экономического характера). Вопросы «где, чему и как следует учиться и надо ли учиться» сопровождают всю жизнь человека, начиная с осознанного восприятия жизни ребенком до глубокой старости, когда накапливается жизненный опыт, который передается потомкам. Но даже в младенческом возрасте, когда ребенок еще не может ставить таких вопросов, он бессознательно учится, копируя навыки, умения и привычки. Успешность молодого специалиста в условиях формирования рыночных отношений в России во многом определяется не только объемом усвоенных в вузе знаний, но и активной жизненной позицией. Последнее предполагает, что он должен быть в курсе последних достижений, уметь видеть перспективы развития, применять на практике имеющиеся знания, выявлять, добывать и осваивать недостающие элементы знаний, уметь работать в коллективе единомышленников и, в конечном итоге, достигать поставленной цели. Естественно, любое образовательное учреждение, чувствующее свою ответственность за успешность своих выпускников, анализирует свою деятельность через призму вопросов «чему и как мы учим». Примечательно, что эти вопросы волнуют и обсуждаются практически всеми слоями населения, однако, высказывания, в основном, носят критический характер.

В настоящее время для всех выпускных специальностей сформулирован перечень дисциплин и объем часов, приходящихся на их изучение, которые закреплены в Г осудар-ственных образовательных стандартах Высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Эти документы достаточно жестко регламентируют вопрос «чему учить», сформированный специалистами - профессионалами, что не всегда полностью отражает требования потребителей образовательных услуг и рынка труда. Следует признать, что ГОС ВПО являются системообразующим фактором в управлении качеством образовательных услуг высшей школы, но, в тоже время, обладают рядом недостатков, которые обсуждаются в публикациях, посвященных качеству образования. По мнению авторов [1] стандарты лишь нацеливают на установленный свыше (УМО) фиксированный результат, но не содержат механизмов по его достижению и не дают вузу простора для принятия более масштабных решений, которые могли бы вытекать из его перспективных стратегических намерений. Зачастую содержащиеся в ГОС

309

ВПО нормативные требования устаревают и часто изначально отстают от требований жизни [2]. Среди причин, по которым образовательные стандарты не могут в полной мере выполнить предназначенную им роль целевой основы при определении содержания подготовки кадров, разработки учебных планов и программ, авторы работы [3] отмечают декларативность, неконструктивность и недиагностичность задаваемых в ГОС ВПО квалификационных требований, а также принятую в них модель задания требований в виде блоков: «специалист должен знать» и «специалист должен уметь», формально закрепляющую приоритет изжившего себя информационного подхода к подготовке кадров в высшей школе над деятельным подходом, при котором знания призваны выполнять функцию основного средства деятельности будущего специалиста, а не конечной цели подготовки в вузах.

Современные подходы к стандартизации в Российской Федерации базируются на добровольности использования национальных стандартов на всех стадиях жизненного цикла продукции и обязательном выполнении требований технических регламентов, связанных, прежде всего, с обеспечением безопасности. Таким образом, производитель продукции получил определенную степень свободы для предпринимательской деятельности, что обеспечивает конкуренцию производителей и приводит к созданию более качественной и конкурентоспособной продукции, обеспечивающей более полное удовлетворение требований потребителей. Хотелось бы, чтобы и в сфере предоставления образовательных услуг вузы получили большую свободу при формировании учебных программ, ориентированных на запросы, как работодателей, так и обучающихся. По мнению работодателей [4], вузы, традиционно ориентирующиеся на знания и в этом качестве способные добиваться значительных результатов, необходимо нацелить еще и на повышение конкурентоспособности выпускников в рыночной среде. Поэтому критерием востребованности учебной программы должен быть не перечень включенных в нее дисциплин и видов нагрузки, а качество усвоенных знаний и готовность выпускника к профессиональной деятельности. Опыт общения с руководителями предприятий позволил авторам публикации [5] сформировать представление о том, кого «не любят» работодатели, а именно: выпускников - «теоретиков», прослушавших курс фундаментальных «правильных» дисциплин, однако очень далеких от реальной экономики, и дилетантов, которые знают обо всем понемногу, но ничего достаточно глубоко, т.е. специалистов узкого профиля, если этот профиль (специализация) не соответствует интересам фирмы. Таким образом, актуальной задачей системы высшего образования является не просто формирование квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, а специалиста конкурентоспособного на рынке труда, владеющего своей профессией, арсеналом информационных технологий, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и активности. Для этого учебные программы должны, с одной стороны, давать студенту достаточно фундаментальные знания, а с другой - соответствовать практическим требованиям, предъявляемым к профессионалам при приеме на работу.

Именно практическая направленность образования, как стимулирующий фактор, в настоящее время уже очень четко прослеживается в поведении и мотивации студентов при их обучении в вузе. Как показывает опыт общения со студентами, многие из них начинают задумываться о своем трудоустройстве, начиная с первых курсов, на пятом - 44% студентов совмещают свою учебу с работой. К сожалению, в большинстве случаев эта работа не связана с выбранной специальностью, а является лишь способом зарабатывания денег, и, чаще всего, негативно отражается на учебе. Опрос студентов, выпускающихся по специальности «Стандартизация и сертификация» на кафедре АХСМК, по удовлетворенности получаемым в КГТУ образованием, показал, что четкое представление о специальности сформировалось у 52% пя-

310

тикурсников, 41% затруднились с ответом, и только 7% не имеют представления о выбранной специальности (следует заметить, что во время опроса студенты еще не приступали к выполнению выпускной квалификационной работы, но темы уже известны и утверждены). За период обучения в вузе в выбранной специальности разочаровались 15% студентов, при этом практически все они ответили, что не имеют четкого представления о выбранной специальности. Хотят устроиться на работу по специальности 70% пятикурсников, сомневаются - 19%, а 11% - предпочли бы что-нибудь другое (например, работу менеджера, частного предпринимателя). Эти цифры напрямую связаны с другим вопросом анкеты: «Нравится ли Вам, учиться», на который 63% студентов ответили, что учиться им нравится, потому что это интересно. Но выявились и 15% студентов, которые хотели бы заниматься чем-нибудь другим (к 22 годам они еще не определились: чем именно), а 11% - учиться не хотят (не интересно).

В целом, эти данные говорят о том, что большинство студенческой аудитории удовлетворено своим образованием и осознает свое место в обществе, но есть проблемы, над которыми еще следует поработать. Возможно, это усиление профориентационной работы в школе; введение психологического тестирования при подаче заявления в вуз для выявления способностей и предрасположенности абитуриента к выбранной специальности; более четкое представление специальности и направлений деятельности молодого специалиста данного профиля в информационных публикациях; индивидуальный подход к студенту (кураторство); вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, начиная с младших курсов; разработка и использование более действенной системы стимулирования учебных достижений, чем оценка в зачетной книжке. На вопрос «важна ли Вам оценка на экзамене» 67% респондентов ответили, что «да», причем основная часть студентов считает, что это оценка их труда, которая позволяет сравнивать свои знания со знаниями других, 22% стараются получить хорошие оценки из-за стипендии; а 11% - не хотят расстраивать родителей. Получается, что оценка стимулирует тех студентов, кому хочется и нравится учиться и кто собирается работать по данной специальности.

Интересно, что только 26% опрошенных за пять лет обучения не имели неудовлетворительных оценок. С целью совершенствования образовательного процесса, приводящего к такому высокому количеству «брака», мы попросили студентов анонимно в свободной форме ответить на вопрос: «Какими причинами было обусловлено получение Вами неудовлетворительной оценки (или оценки, которая не удовлетворяла Вас)». От 21 студента были получены 44 ответа, которые были проанализированы и представлены в виде диаграммы причина - следствие (рис.1). Оказалось, что самым влиятельным фактором, обуславливающим получение неудовлетворительной оценки, является деятельность преподавателей (38,6% ответов). Почти 2/3 претензий к преподавателям опрошенные объясняют необъективностью оценивания их знаний (27,2%), отмечая сильное влияние на оценку личных взаимоотношений между преподавателями и студентами и настроение, с которым преподаватель пришел на зачет или экзамен. При этом студенты выделяют и тот факт (9,1%), что зачастую лектор не в состоянии доступно и интересно изложить учебный материал, поскольку не заинтересован в результате своей деятельности. Следует отметить, что при анализе причин неудовлетворительных оценок, студенты были в достаточной степени самокритичны: поскольку в 31,8 случаях признали неудовлетворительный результат следствием своей неподготовленности и, даже, лени, а 11,2% связали это с нехваткой времени из-за совмещения учебы с работой. Несомненный интерес вызывает и другой вопрос, взаимосвязанный с первым: «Что необходимо сделать в вузе для повышения качества образования». Отвечая на этот вопрос, от студентов поступило 46 предложений, которые представлены на рисунке 2.

311

Для анализа полученной информации мы свели в таблицы 1 и 2 студенческие ответы в последовательности, отражающей весовые коэффициенты (значимость) всех названных факторов и корректирующих действий, и представили их в виде зависимостей на рис. 3 и 4.

Таблица 1 - Факторы, влияющие на формирование неудовлетворительной оценки студентов

Номер фактора Фактор* % Ответов Сумма %

1 1.1 Неподготовленность студентов 2G,5 2G,5

2 2.1 Необъективность оценивания со стороны преподавателей 15,9 36,4

3 3.1 Совмещение учебы с работой 11,4 47,8

4 1.2 Не хочу «зубрить» 6,8 54,6

5 2.2 Неумение преподавателя доступно и интересно излагать материал 6,8 61,4

6 4.1 Недостаточно времени на подготовку к экзамену во время сессии 6,8 68,2

7 2.3 Влияние личных взаимоотношений преподавателя со студентами 6,8 75

8 1.3 Не хватает усидчивости, лень заниматься 4,5 79,5

9 2.4 Влияние на оценку настроения преподавателя 4,5 84

1G 5. 1 Есть дисциплины, не соответствующие специальности 4,5 88,5

11 2.6 Некорректная формулировка вопросов в билетах 2,3 9G,8

12 2.5 У преподавателя нет заинтересованности донести знания 2,3 93,1

13 4.2 Большой объем материала выносится на экзамен 2,3 95,4

14 5.2 Отсутствие профессиональной направленности дисциплин на первых курсах 2,3 97,7

15 3.2 Проблемы личного характера у студентов 2,3 1GG

* нумерация факторов в графе 2 соответствует рисунку 1

Такой способ представления причин возникновения «дефектов» в статистических методах управления качеством называют диаграммой Паретто. Этот подход позволяет выделить основные факторы, вызывающие 80% несоответствий, управляя которыми можно снизить количество отказов (в нашем случае - неудовлетворительных оценок). Сгруппировав отдельные факторы (пп. 1^9 из табл.1) в укрупненные блоки, мы получили, что причины неудовлетворительных оценок в 43,2% случаев кроются в студентах. Они сами при

314

Таблица 2 - Мероприятия, которые следует осуществить в КГТУ в целях повышения качества образовательного процесса

Номер фактора Мероприятие* % ответов Сумма, %

1 3.1 Совершенствование учебного процесса 1G,9% 1G,9

2 3.2 Усиление профессиональной направленности обучения 1G,9% 21,8

3 1. 1 Стимулирование учебных достижений 8,7% 3G,5

4 4.1 Увеличить количество занятий в форме деловых игр, дискуссий 8,7% 39,2

5 5.1 Увеличение и обновление учебного фонда библиотеки 8,7% 47,9

6 1.2 Повышение стипендии 6,5% 54,4

7 1.3 Нужно желание учиться 6,5% 6G,9

8 2.1 Повысить объективность оценивания 6,5% 67,4

9 4.2 Повысить наглядность обучения 6,5% 73,9

1G 1.4 Мероприятия по сплочению студенческого коллектива 4,3% 78,2

11 2.2 Находить индивидуальный подход к студенту 4,3% 82,5

12 5.2 Увеличение числа компьютеров и компьютерных классов 4,3% 86,8

13 5.3 Улучшение материально-технического оснащения лабораторий, приобретение нового оборудования 4,3% 91,1

14 2.5 Нужно увеличить зарплату преподавателям 4,3% 95,4

15 2.3 Любить и в совершенстве владеть предметом 2,2% 97,6

16 2.4 Искоренить взятки 2,2% 99,8

* - нумерация мероприятий соответствует рисунку 2

знают, что занимаются недостаточно: не интересно, лень и т. д. Соответственно для устранения этой причины студенты предлагают провести ряд мероприятий (табл.2), способствующих повышению их интереса к учебе. Прежде всего, это совершенствование учебного процесса, выражающееся в увеличении занятий в форме деловых игр и дискуссий, в усилении профессиональной направленности обучения, в большем использовании наглядных и технических средств обучения, в том числе и компьютеров. Поскольку в ряде случаев (9,1%) неудовлетворительная оценка была получена из-за большого объема учебного материала, вынесенного на экзамен, и обусловлена нехваткой времени на подготовку к экзамену во время сессии, то студенты предлагают усилить стимулирование их работы во время семестра. В этом плане разработка и внедрение в учебный процесс КГТУ рейтинговой

315

о

т

о

&

т

о

a4

12G

1GG

8G

6G

4G

2G

G

U

Факторы

Рис. 3 - Расположение факторов, влияющих на формирование неудовлетворительной оценки, по их значимости

о

т

е

&

т

о

а4

12G

1GG

8G

6G

4G

2G

G

О

Мероприятия

Рис. 4 - Мероприятия, которые необходимо осуществить для повышения качества образовательного процесса в КГТУ (по оценке студентов)

системы оценок очень актуальна и своевременна, поскольку необходимость этого стали ощущать не только преподаватели, но и студенты.

Повышению качества учебного процесса, по мнению студентов, может способствовать также составление более удобного расписания: занятия должны быть без больших перерывов (окон); желательно, чтобы лекции не начинались в 8 часов утра; хорошо бы сделать пятиминутный перерыв во время лекции, т.к. сидеть один час двадцать минут тяжело. Интересно, что в ответах, прозвучали и такие непопулярные в студенческой среде меры как «ужесточить сроки отчисления неуспевающих студентов». С этим нельзя не согласиться, это тоже действенный дисциплинирующий стимул: только четкое выполнение учебного графика в установленные сроки может способствовать усвоению материала дисциплин. Не секрет, что, порой, по объективным или субъективным причинам некоторые студенты, имеющие академическую задолженность по дисциплине, учатся с ней несколько семест-

316

ров, а иногда и до выполнения выпускной квалификационной работы. Эти факты студентам известны и, естественно, негативно сказываются на их отношении к учебе.

Опрос показал, что «желание учиться» у студентов возникает и поддерживается тогда, когда в группе складываются хорошие межличностные взаимоотношения, когда формируется дружный коллектив единомышленников, поддерживающих друг друга. Поэтому необходимо организовать досуг студентов, содействовать проведению мероприятий, способствующих «сплочению коллектива». Может быть, в этом направлении следовало бы вспомнить старую практику студенческих строительных отрядов и шире ее использовать. Очень хорошо, что в КГТУ возродилось кураторство на младших курсах.

Студенты считают (17,3%), что повышение материально-технического оснащения учебного процесса (а это увеличение и обновление учебного фонда библиотеки, увеличение числа компьютеров и компьютерных классов, приобретение нового оборудования для лабораторий) способно существенно сказаться на качестве предоставляемых образовательных услуг в КГТУ.

Поскольку, как отмечалось ранее, деятельность преподавателей является наиболее значимым фактором в организации учебного процесса, то, по мнению студентов, необходимо работать и в этом направлении. Прежде всего, следует повысить объективность преподавателя. Этого можно достичь с помощью тестовых технологий, которые в настоящее время достаточно широко внедряются в учебный процесс КГТУ, и воспринимаются студентами очень хорошо, но в то же время опрошенные хотят говорить: «нужно дать студенту возможность говорить на семинарских занятиях, участвовать в дискуссиях, а не слушать нудные доклады». Студентам очень не нравится, когда преподаватель делит студентов на «умных» и «бездарных» и соответственно к ним относится. Лучший результат достигается, когда между преподавателями и студентами устанавливаются ровные и доброжелательные отношения (и студенты это ценят, это вызывает уважение), но еще лучше, когда преподаватели приобретают в лице студентов единомышленников и соучастников процесса обучения. Несомненно, совершенствование методов и методик преподавания («чтобы было интересно учиться», а для этого «нужно любить и знать предмет»), - одно из основных направлений деятельности преподавателя, которую нужно, по мнению студентов, стимулировать, в том числе и повышением зарплаты преподавателей.

Студенты отмечают недостаточность стимулирования и их учебной деятельности (15,2%), для преодоления этого предлагают, например, вести рейтинг студентов в течение семестра. Наверное, следовало бы открыть общедоступный университетский сайт, где с периодичностью 1 -2 раза в месяц отражались бы учебные достижения студентов по всем предметам. Студенты считают, что хорошим стимулом для учебы является повышение стипендии, и ее зависимость от полученных оценок. Очевидно, градация по трем категориям: повышенная стипендия, обычная стипендия, или ее отсутствие, не удовлетворяет студентов.

Но наиболее действенным стимулом для повышения активности студентов и их интереса к учебе следует считать усиление профессиональной направленности обучения (13,1%), включая и заключение договоров с предприятиями для последующего трудоустройства (распределения) выпускников. Именно эти положения были положены в основу организации образовательной деятельности кафедры АХСМК КГТУ, выпускающей специалистов по направлениям «Стандартизация и сертификация» и «Управление качеством»: максимальная ориентация процесса обучения на запросы производителей продукции и услуг, являющихся потенциальными «потребителями» наших выпускников. Опыт работы в этом направлении показал, что наиболее эффективным инструментом осуществления тесного взаимодействия «вуз - предприятие», является долговременное стратегическое парт-

317

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нерство на основе хоздоговоров и договоров о творческом сотрудничестве. При этом устанавливаются взаимовыгодные отношения. Предприятие получает возможность решить свои производственные проблемы и повысить квалификацию своих сотрудников путем привлечения преподавательского состава вузов (чтение лекций, консультации, участие в разработке новой продукции, содействие разработке и внедрению на практике современных научно-технических решений в производство, в том числе и через студентов, выполняющих курсовые, дипломные и аспирантские работы на конкретном материале по проблеме производителя). Кроме того, предприятие становится соучастником обучения и формирования специалиста «под себя», тем самым получает возможность обоснованно решать вопросы, связанные с приемом на работу молодых квалифицированных кадров. Вуз также заинтересован в таком партнерстве: это и дополнительный источник дохода, и решение проблемы трудоустройства выпускников, и возможность преподавателей пополнить читаемую дисциплину практическими примерами, направить научную деятельность на решение производственных проблем и внедрить свои научные разработки. При этом повышается качество учебного процесса, и как его результат - качество выпускника. Как бывает приятно видеть на защите выпускной квалификационной работы по тематике предприятия студента-выпускника, демонстрирующего не только усвоенные знания, а свое умение творчески их переработать и применить на практике. При этом сразу четко прослеживается и самостоятельность мышления, и глубина рассмотрения проблемы, и возникший в ходе выполнения работы интерес, который направляет деятельность студента для достижения поставленной цели, и честолюбие, желание выделиться для того, чтобы представители предприятия заметили и пригласили к себе на работу. В такие моменты становится ясно: мы научили его главному - научили учиться, человеку стало нравиться это делать, а, следовательно, он будет учиться всю жизнь.

318

This PDF was created using the Sonic PDF Creator.

To remove this watermark, please license this product at www.investintech.com

Рис. 1 - Факторы, влияющие на получение неудовлетворительной оценки (по результатам опроса студентов)

This PDF was created using the Sonic PDF Creator.

To remove this watermark, please license this product at www.investintech.com

Рис. 2 - Мероприятия, которые следует осуществить в КГТУ в целях повышения качества образовательного процесса (по результатам опроса студентов)

Литература

1. Кабаков В.С. Стратегические аспекты системного управления качеством образовательных услуг. Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования//Учеб.-метод. конф. 24-26 янв.2001 г.: Тез. докл. СПб.:СПбГИЭУ, 2001. С.22-27.

2. Федюкин В.К. О качестве образования. Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования// Учеб.-метод. конф. 24-26 янв.2001 г.: Тез. докл. СПб.:СПбГИЭУ, 2001. С.64-67.

3. Рейх А. К. Квалификационная характеристика - целевая основа для определения качества подготовки специалиста. Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования// Учеб.-метод. конф. 24-26 янв.2001 г.: Тез. докл. СПб.:СПбГИЭУ, 2001. С.51-56.

4. Соболев А.Б., Богатова Т.Ф. Модели подготовки специалистов и итнеграционные процессы в современном образовании. ВУЗЫ РОССИИ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС// Сб. материалов межд. научно-практ. конф., посвященной 85-летию Уральского государственного технического университета УПИ, 18 - 19 октября 2005 года. Екатеринбург: изд-во УМЦ УПИ, 2005. С. 16-21.

5. Боголюбов В.С. Проблемы соответствия дисциплин специализации требованиям реальной эко-

номики. Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования// Учеб.-метод. конф. 24-26 янв.2001 г.: Тез. докл.

СПб.:СПбГИЭУ, 2001. С.90-92.

© Н. И. Мовчан - канд. хим. наук, доц. каф аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КГТУ; Д. Н. Мингазова - студ. КГТУ; Р. Г. Романова - канд. хим. наук, доц. каф аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КГТУ; В. Ф. Сопин - д-р хим. наук, проф., зав. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КГТУ.

321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.