Научная статья на тему 'РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ'

РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ / СТЕРЕОТИП / ИМИДЖ / ЭТАЛОН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нургалиев А.А.

Статья посвящена важному психологическому процессу - формированию первого впечатления о человеке. Большое значение в процессе восприятия человека человеком имеют сформировавшиеся «эталоны», закрепленные в сознании стереотипы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

государства ограничены. Ожидать инвестиционного подъема можно после отмены зарубежных санкций, окончания военных конфликтов, а также улучшения резко снизившегося уровня жизни россиян.

Использованные источники:

1. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н., Слушкина Ю.Ю., Маколов В.И. Инвестиционный менеджмента. М.: КНОРУС, 2010.

2. Ведомости. Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2015 году сократились // Электронный источник URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2016/01/21/624909-pryamie-inostrannie-investitsii (Дата обращения: 20.03.2016)

3. Информационно-аналитический портал Центр гуманитарных технологий: Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций // Электронный источник URL: http://gtmarket.ru/research/foreign-direct-investment-index/info (Дата обращения: 01.03.2016)

Нургалиев А.А. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена важному психологическому процессу - формированию первого впечатления о человеке. Большое значение в процессе восприятия человека человеком имеют сформировавшиеся «эталоны», закрепленные в сознании стереотипы.

Ключевые слова: восприятие, первое впечатление, стереотип, имидж, эталон.

В процессе общения в восприятии партнера складывается определенный наш образ. Наш образ - это наш портрет, который должен работать на нас, а не против нас. Имидж выступает как людское признание, как оценочное отношение.

К сожалению, в большинстве своем, по мнению специалистов, мы не можем оценивать себя объективно. Порой то, что нам кажется важным в своей внешности, может остаться незамеченным другими людьми, и, наоборот, то чему мы не придаем никакого значения, становится источником своеобразных сигналов, которые принимаются и оцениваются деловыми партнерами. А ведь достаточно всего 4 секунды, чтобы произвести первое впечатление, и если вдруг оно окажется негативным, то понадобятся годы, чтобы изменить ситуацию, показать себя с лучшей стороны, сформировать аттракцию [1; 2; 4]. Большую роль при познании партнерами друг друга в процессе общения играют стереотипы.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное

представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

Стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные [3; 9].

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры - педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям:

❖ К определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания [10; 11].

❖ К возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается

неприязнь [7; 8].

Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого взгляда. Недаром говорят, что у человека «никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Поэтому каждый человек (независимо от пола) должен владеть самомаркетингом, искусством создания положительного имиджа [5; 6].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Имидж как оценочное отношение. В сборнике: Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2014 Materialy X mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 70-72.

2. Игебаева Ф.А., Сафина Р.Р. Влияние перцептивной стороны делового общения на её эффективность. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. С. 81 - 82.

3. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Под ред. Н.Н. Обозова. - Л., 1990. - 268с.

4. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сб. статей 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах, Том 1. - Курск, 2013. - С.170 -173.

5. Игебаева Ф.А. «Самопрезентация» в деловом общении. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С.38-40.за 2007. С.120-122.

6. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства». В сборнике: Strategiczne pytania swiatowej nauki -2014 Materialy X mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 34-40.

7. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику // http://yurpsy.by.ru/biblio/chekin/chekin.htm.

8. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности в сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.

9. Игебаева Ф.А. Воспроизводство населения города: закономерности и тенденции в сборнике: ^ючови въпроси в съвременната наука -2014. Материали за X Международна научна практична конференция. 2014. С. 49-50.

10. Игебаева Ф.А. О некоторых закономерностях воспроизводства населения в сборнике: актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2013. с. 123-124.

11. Игебаева Ф.А. О востребованности изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете //Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 9-8. С. 5456.

Абай Атындагы К,азац ¥лттыц Педагогикалыц Университет1 6М011200 - «Химия» мамандыгыныц 2 курс магистранты Нусипакынова Маржан Бактияровна ЗЕРТХАНАЛЬЩ Ж¥МЫСТАРДЫЦ СТУДЕНТТЕР Б1Л1М1Н

ЖЕТ1ЛД1РУДЕГ1 Р0Л1 Аннотация. Химия - экспериментлк гылым. Сондьщтан студенттердщ окуга деген кабшетш арттыруда, дербестiкке баулуда, такырыпка байланысты материал iздеп тауып, бiлiмiн толтыруда eткiзiлетiн зертханалык ж^мыстын, мацызы Yлкен. Студенттердiц теориялык бiлiмi зертханалык тэжiрибелер аркылы бiр зат екiншi затпен эрекеттескенде кандай заттар тYзiлетiнiн, нэтижесшде байкалатын к^былыстын химиялык мэнiн тYсiнуге кызмет етсе гана есте жаксы сакталады. Студенттер теориялык бiлiм алу барысында гылыми дэйектермен танысканда зертханалык ж^мыстар тYрiнде етюзшетш химиялык экспериментке CYЙенедi. Химиялык эксперимент - ерекше динамикалык, ез бетшше eзгерiп отыратын кeрнекi к^рал. Зертханалык ж^мыстар бiлiм сапасынын жогарылауына кеп эсер етедi жэне студенттердiн ез бетшше ж^мыс iстеуiн калыптастырады.

Сонымен катар студенттердiн зерттеу эдiсiн пайдалана отырып зертханалык-практикалык ж^мыстар орындау барысында,эксперименталдык зерттеу машыктары жYЙесiнiн багытты тYPде калыптасу мэселелерi эдiстемелiк эдебиеттерде жеткшкл дэрежеде жарык кeрмегендiгiн атап кетсе болады.Б^л т^ргыдан А.В.Усованын студенттердi оку мен жазуды Yйретуден бастап, ез бетшше ж^мысын жоспарлауга дейiн оку енбегшщ машыктары мен дагдыларымен каруландырмай оку танымдык процестiн табысты болмайтындыгы жeнiндегi пiкiрi ете эдiл болып табылады.

Студенттердi сейлеуге, ез ойларын жеткiзе бiлуге, пiкiр таластыруга тек тестш бакылау кезiнде емес, окыту барысында, кYнделiктi сабакта, тiптi сабактан тыс ж^мыстарда да калыптастырып YЙрету кажет. ¥стаздын рeлi тек емтихан алып, бага коюмен шектелмейдi, сабакты бере бiлу мен студенттердi енбекке баулып, тэрбиелеу жэне пэнге кызыгуын арттырумен айкындалады. Ал студент бшмшщ сапасы - м^гаим бiлiмдiлiгi мен бшктшгшш, iскерлiгiнiн айнасы, нарык зандылыгына CYЙенсек, кез келген eнiмнiн сапасын eндiрушi емес, оны тугынушы аныктауы, багалауы кажет. Сондыктан м^гаимнщ берген бшмш онын eзi емес, баскалардын багалаганы жен.

Kазiргi окытудын ен манызды мiндеттерiнiн бiрi - ж^мысты орташа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.