Научная статья на тему 'Роль Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в сохранении культурного наследования региона'

Роль Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в сохранении культурного наследования региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / ХУДОЖНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калабухова Елена Вячеславовна

Данная статья рассматривает функциональный аспект деятельности музея изобразительных искусств как механизм наследования культуры. Объектом исследования является изобразительное искусство. При изучении данной темы был применен опыт работы в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в сохранении культурного наследования региона»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (60), 2016

ИСКУССТВО НАРОДОВ СЕВЕРОГО КАВКАЗА

УДК 908

Е.В. КАЛАБУХОВА

РОЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНА

Калабухова Елена Вячеславовна, аспирант Ставропольского государственного педагогического института (г. Ставрополь, ул. Ленина, 417а), [email protected]

Аннотация. Данная статья рассматривает функциональный аспект деятельности музея изобразительных искусств как механизм наследования культуры. Объектом исследования является изобразительное искусство. При изучении данной темы был применен опыт работы в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

Ключевые слова: изобразительное искусство, музей изобразительных искусств, духовные ценности, культура, художественное наследие, художники.

UDC 908

E.V. KALABUKHOVA

THE ROLE OF THE STAVROPOL REGIONAL MUSEUM OF FINE ARTS IN PRESERVING THE CULTURAL INHERITANCE OF THE REGION

Kalabukhova Elena Vyacheslavovna, postgraduate student, Stavropol state pedagogical Institute (Stavropol, Lenin str., 417a), [email protected]

Abstract. This article analyzes the functional aspect of the Museum of fine arts as a mechanism for the inheritance of culture. As the object of study is fine art. In the study of this subject was applied experience in the Stavropol regional Museum of fine arts.

Keywords: fine art, Museum of fine arts, spiritual values, culture, artistic heritage and artists.

Ставропольский край, как и все исторически сложившиеся центры России, располагает богатым художественным наследием. В 2016 году Ставропольский краевой музей изобразительных искусств отмечает свой 55-летний юбилей. Музей изобразительных искусств является самым крупным хранилищем художественных ценностей в крае, проводя научно-исследовательскую и научно-просветительскую работу, организует выставки художников и коллекционеров. Предметы из музейной коллекции со временем становятся «символом эпохи», отражая события времени и вызывая интерес для научного исследования.

Тематические выставки исторического характера можно рассматривать как конструирование исторической реальности. В музейных фондах есть содержательные художественно-изобразительные доминанты, отражающие наиболее важные этапы культурного движения человечества. Музей изобразительного искусства представляет богатый материал для изучения художественной культуры переломных кризисных эпох, когда происходили глубокие перемены в жизни страны. Историческая действительность отразилась в творческих работах художников, рассматривая те образы, которые приобрели социальную значимость. О культурной жизни края, о музеях Ставрополья написано немало. Так, в книге Б.А. Бендика «Художники Ставрополья» рассматривается художественная жизнь Ставропольского края, начиная с первого десятилетия ХХ века и заканчивая началом 60-х годов. Книга под редакцией П.А. Шацкого «Ставропольский край в истории СССР» (1975) и иллюстрированное издание «Памятники истории и культуры Ставрополья» (1971) дают представление о развитии учреждений культуры в Ставропольском крае. Большую плодотворную работу по сбору, систематизации и изучению материалов по истории искусств проделали искусствоведы, сотрудники Ставропольского краевого музея изобразительных искусств - З.А. Белая, О.Б. Бендюк,

С.И. Валуева, Н.А. Киракозова, Л.В. Волошенко и т.д. Ими подготовлены и изданы многочисленные статьи, сборники и каталоги [2, с. 13]. Все исследования в области изобразительного искусства помогают в изучении социальной жизни Ставрополья на примерах художественных образов, формируют мировоззрение человека, развивают его эмоционально.

Анализируя функциональный аспект деятельности художественного музея как механизма социального наследования культуры, мы избрали в качестве объекта исследования изобразительное искусство, а время исследуемого периода - период существования советского государства.

Развитие искусства обусловливается тем, насколько современный человек способен перевести в сферу самосознания индивидуальную неповторимость своих предшественников во всем многообразии их воздействия на прошлую и современную культуру [2, с. 15]. Изучение каждого историко-культурного периода следует начинать с постановки вопроса, какое место занимает и какую роль выполняет человек по отношению к исторической эпохе и выработанным практикой культурной деятельности духовным ценностям страны. Созданное художниками произведение искусства обобщается огромной массой адресатов в том смысле, что они начинают воспринимать изображенное произведение как жизнь без прикрас, как подлинную реальность, отражающую повседневную жизнь человека на своей малой и большой Родине.

В настоящее время все в большей степени ощущается потребность в изучении изобразительного искусства советского периода, в ее многомерных связях с совокупным духовным опытом, с общественной практикой и учетом сущности культурно-исторического процесса. Время, которое с неподдельной человеческой теплотой мы называем периодом социализма, уже стало историей, и произведения художников, живших в той эпохе, воспринимаются как своеобразные документы времени. Тематическая картина - самый главный жанр социалистического реализма, четко ориентированного на идеологическую установку. Бесспорен факт влияния идеологии на процесс наследования культуры в любом обществе [1, с. 19]. Можно привести примеры: это и стиль соцреализма в искусстве, и «суровый стиль». Однако правильным ориентиром этого процесса, рассчитанным на историческую перспективу, может быть только объективная реальность, опирающаяся на знание законов общественного развития. Единство и многообразие советской живописи тесно связано с широким диапазоном ее жанров, сюжетно-тематических решений при единстве идейного содержания.

Понимание человека определенной эпохи или определенного общества окажется заведомо полным, если принять во внимание те идеи и дела, которые направляли деятельность людей данного общества. Как справедливо отмечал Рихард Вагнер, «Искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя» [7]. Соответственно, человек всегда разделяет ценности своего времени и, в частности, идеи, связанные с истолкованием произведений искусства.

Ценностно-ориентирующая мировоззренческая функция культурного наследия тесно связана с его познавательной функцией, с определением научных критериев оценки тех или иных феноменов культуры прошлого. Каждое новое поколение в своей деятельности опирается на духовный опыт предшествующих поколений. Так, на разных исторических этапах, с разной мерой интенсивности в изобразительном искусстве развивались все жанры: исторический, историко-революционный, портретный, бытовой и др.

Бытовой жанр рассматривал современные темы: темы труда и быта советских людей, создавая таким образом яркие образы современников. Работы пятигорского народного художника РФ К.Г. Казанчана, заслуженных ставропольских художников Е.Ф. Биценко, Г.А. Киракозова, А.Е. Соколенко, В.М. Чемсо тесно связаны с людьми Ставропольского края и Северного Кавказа. Постоянный поиск художников направлен на воплощение лучших черт современника, на образное раскрытие героического в повседневном. Разнообразны композиционные приемы, цветовой строй, эмоциональное состояние в картинах, посвященных рабочему классу, колхозному крестьянству и интеллигенции. Создается полноценный образ труженика, раскрывается характер трудовой деятельности, как в работе кисловодского художника А.С. Бочарова «Портрет асфальтировщика Мокшанова Д.В. на сконструированном им

"Культурная жизнь Юга России" 120 ;

№ 1 (60), 2016

катке» (1961), «Портрет электросварщика Зеленко И.А.». Внимание художника постоянно направленно на прославление труда рабочих в работах кисловодской художницы Л.П. Гольце-вой: «Строительница Люба Клочкова» (1972). Складывается своя творческая манера: «серийность» в сюжетном решении темы. Показательными в этом плане являются этюдные работы Е.Ф. Биценко к картине «Ученическая бригада» (1960) [2, с. 36]. Именно от таких этюдов отталкивается в дальнейшей работе художник, создавая художественный образ. Одной из основных задач при этом становятся поиски простоты, естественности и не приукрашенной ежедневности, в которых и проявляется героизм.

Искусство портрета по своей общественной значимости всегда занимало почти столь же важное место, как и тематическая картина. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох - это ожившая история. В одних случаях портрет призван увековечить облик выдающихся людей, его определяющими качествами становятся точность передачи и внешняя сдержанность, представительность: в картине художника Соколенко «Портрет рационализатора завода «Красный металлист» Н. Сидельникова» (1965), в работах кисловодских художников М.И. Эйзерикова «Герой гражданской войны Гайварон-ский» (1985) и Л.Ф. Попандопуло «Портрет дояра Георгия Кабаидзе» (1985).

В работах художника К.Г. Казанчана «Девушка в шубке» (1956) и «Сын чабана Ислам Толеков» (1982) переданы устойчивые черты характера, соотношение индивидуальных и типических для многих людей качеств - можно назвать эти произведения социальным или психологическим портретом. Безусловно, время меняло отношение художника к образному строю, к восприятию цветовой палитры, но главное - верность натуре и жизненной правде -оставалось всегда.

Художник-портретист - это пытливый и наблюдательный мастер. Он показывает своих героев в действии, в окружении привычной, обжитой ими среды, раскрывает психологию портретируемого, его настроение - «Портрет врача Эйдельмана. Пятигорск» (1969), «Доярка из Учкекена Земфира Семенова» (1971), «Кузнец Керим» (1974), «Скотник П. Нарижный» (1979) [3, с. 58].

Художественные средства предельно лаконичны, своеобразный крупный план помогает автору создать запоминающийся образ, это конкретный человек, но в то же время типичный образ передового рабочего. Главным средством раскрытия является изображение человека крупным планом, как в картине В.М. Чемсо «Этюд женской головы», в работах ставропольского художника М.П. Толстикова «Пенсионер» (1966) и «Портрет повара» (1974).

Заслуженный кисловодский художник РФ Л.Ф. Попандопуло создает интересные композиции с тщательным отбором деталей, с умелым средоточием всего арсенала художественных средств на самом главном, самом характерном, часто представленном в картине крупномасштабно, на переднем плане. Таковы его картины «Чабаны» (1967), «Будни (Геологи)» (1968), «Красный пахарь» (1969). Своеобразным продолжением историко-героической темы является большая серия портретов, сделанных кисловодским художником А.А. Поповым -серия «Портреты лучших людей Адыгеи» (1951), серия «Участники гражданской войны на Северном Кавказе» (1967).

Такая историческая преемственность - объективная закономерность прогресса культуры. Изобразительное искусство выступает как сложный социальный процесс развития возможностей человека, процесс, реализующийся в конкретно-исторических формах материального и духовного производства. Каждый человек стоит перед проблемой формирования оптимальных механизмов общения с духовными ценностями, созданными до него. Сознательное формирование системы общения с богатствами культуры позволяет ему достаточно полно ощутить связь времен, ведет к глубокому и цельному восприятию прошлой культуры, первоначально осознаваемой лишь фрагментарно и инстинктивно.

Общение с культурой прошлого выступает как способ развития человеком своей индивидуальности и как важнейшая духовная потребность. Этот уровень достигается в ходе ситуативного и константного, личностного и функционально-ролевого, непосредственного и опосредованного общения человека с культурным наследием [9, с. 83]. Причем каждый способ взаимодействия уникален по-своему. Преимущество ситуативного общения - в бесспор-

ной значимости «первой встречи» с картиной, в обжигающей силе ее воздействия, которое сообщает человеку импульс к дальнейшему познанию культурного наследия. В интимно-личностной форме общения взаимосвязь между культурами и народами окрашивается в тона, соответствующие внутренним интересам и природным склонностям индивида. Функционально-ролевое общение с культурным наследием является одним из главных перекрестков его личной судьбы и деятельности общества по раскрытию смысла культурных богатств прошлого.

Художники общаются с нами через сложный подтекст собственных переживаний, который отразился в их работах. Картинное пространство становится «полем борьбы» добра и зла, любви и ненависти, разума и глупости, красоты и безобразия, борьбы и смирения, жестокости и доброты, варварства и бессмертия [3, с. 24]. Художник является летописцем своего времени, своей эпохи.

Содержательная часть механизмов наследования культуры преломляется через сложную призму интеллекта, чувств, потребностей, интересов и, особенно, идеалов индивида. Чем более высокие идеалы имеет в виду человек, тем тоньше, изысканнее, «притязательнее» эти механизмы [9, с. 85]. При этом в «высоте» идеалов кристаллизуется не только культура запросов индивида, воспитанная наличными социальными институтами, но и те нравственные запросы личности, которые формируются под влиянием противоречивых требований эпохи. Именно по этой причине связывают сознательный выбор поведения человека как со спецификой его социальной среды, так и с проекцией имеющих общеисторическую значимость культурных традиций прошлого на представления личности о будущем [3, с. 27].

Анализируя наследие художественной культуры, а именно в данном исследовании -изобразительного искусства, необходимо выработать в себе оценочные знания, чтобы не допустить погрешности этического плана в суждениях о произведениях художественного творчества [4, с. 39]. Для того чтобы объективно оценить художественное творчество, недостаточно «любить или не любить творчество» какого-либо художника - это дело вкуса и внутренних пристрастий. Главное в том, что человек со сложившимся стилем наследования культуры не позволит себе легкомысленной и поверхностной оценки. Его мнение будет вырабатываться через большое интеллектуальное и эмоциональное усилие, серьезно и самостоятельно, вне зависимости от противоположных суждений. Нужно видеть картину как предмет. Судьба творения культуры будет решаться в грядущие дни по неизвестным нам сегодня высшим критериям оценки духовных богатств, полагаясь на суд времени, который проведет точное размежевание между подлинным и мнимо ценным. Такие произведения изобразительного искусства, выдержавшие проверку временем, называют шедевром.

Таким образом, изобразительное искусство характеризуется разнообразием и разнородностью стилистических поисков, что свойственно каждой переломной эпохе. Непременным компонентом развития является формирование богатого, тонкого, всесторонне развитого чувства преемственной связи современного человека с культурой своих предшественников. Укрепление и дальнейшее обогащение этого чувства - непременный фактор поступательного развития современной культуры [4, с. 21].

Велика значимость изобразительного искусства как механизма культурного наследия, посредством которого современный человек соприкасается с миром отношений между рядовыми людьми прошлых эпох. В конкретно-историческом смысле произведения художников характеризуют процесс реализации людьми в данных исторических условиях накопленного человечеством культурного потенциала, относящегося к духовному производству. Личность художника рассматривается как субъект культурно-исторического процесса, развитие которого определяется активным участием в деятельности, направленной на достижение высоких общественных целей. Изобразительное искусство в таком случае помогает раскрыть творческий потенциал, интеллектуальные и нравственные возможности личности. Причем оно находится в постоянном развитии и движении, обогащая человека на всем его жизненном пути. Картины - реакция художников на события. На примере ставропольских художников мы можем отметить как жанровое разнообразие художников, так и широту взглядов на окружающую жизнь.

"Культурная жизнь Юга России" 122 ;

№ 1 (60), 2016

В период социализма декларировалось преимущество общественного над личным. Человек эпохи социализма жил прежде всего для общества - интересы личности, ее индивидуальные проявления были на втором плане. Главным было то, что типично. Искусство развивалось, исходя из этих предпосылок. Оно в первую очередь отражало идеалы общества, идеалы государства. Личность человека государством «подстраивалась» под эти идеалы. В советском изобразительном искусстве существовали темы первоочередной идеологической важности, на фоне которых и выступала личность отдельного человека.

Таким образом, смысл исследовательской музейной работы во многом зависит от понимания места музея в культуре и истории, от общего отношения к культурно-историческим ценностям, традициям, эпохе, обществу и т.д. Необходимо учесть и роль музея как уникального гуманитарного учреждения, который таит в себе огромные возможности для духовного развития в области культуры и искусства, истории, литературы, этики, религии. Любой музей как учреждение - сложный, специфический организм. Искусствовед и филолог Л.И. Новожилова отмечала: «Музей-хранитель, музей-памятник не охватывает всех жизненных явлений. Дом широких культурно-социальных контактов и творческой деятельности, центр и средоточие широкого духовного общения, непосредственного соприкосновения с культурой прошлого и настоящего - вот будущее музея» [12, с. 39]. Музей позволяет отдельному человеку, личности выйти из сложившейся системы отношений определенного социума, «погрузиться» в иное историко-культурное пространство, может помочь осознать свое место в общем историческом процессе, осознать свою ответственность за судьбу страны, земли, цивилизации, за свою собственную судьбу [1, с.18].

Ставропольский краевой музей изобразительного искусства является уникальным учреждением, хранящим произведения искусства. Исследования, проведенные в музее, показали, что главной темой в искусстве всегда оставался человек с его делами и помыслами. Именно изобразительное искусство развивает пространственное и колористическое видение мира, помогает глубже постичь историю общества и сложный внутренний мир человека.

Фонды Ставропольского краевого музея изобразительных искусств дают представления о разных художниках, имеющих широкую известность не только в крае, но и в нашей стране (П.М. Гречишкин, К.Г. Казанчан, В.М. Чемсо и др.). Хранящиеся и экспонирующиеся уникальные произведения являются фактом отражения действительности посредством работ художников. Сегодняшний музей накануне своего 55-летнего юбилея - это живой организм, способный реагировать на меняющиеся условия, откликаться на современные требования времени. Возможности музея не ограничены той коммуникативной ролью, которая отводится ему в современном обществе. Наличие подлинных художественно-культурных ценностей, сопутствующая научная информация делают его настоящим культурно-информационным центром, открытым и доступным как для традиционно-досугового, так и для научного исследования, внедрения и апробирования инновационных программ.

Литература:

1. ГБУК СК "СКМИИ", научный архив, д. 334. л. 251.

2. ГБУК СК "СКМИИ", научный архив, д. 335. л 37.

3. ГБУК СК "СКМИИ", научный архив, д. 337. л. 46.

4. ГБУК СК "СКМИИ", научный архив, д. 339. л. 42.

5. Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. 348 с.

6. Бендик Б.А. Художники Ставрополья. Л.: Художник РСФСР, 1963. 84 с.

7. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. 225 с.

8. Вагнер Р. Искусство и революция (перевод И. Ю-са, 1908). URL: http://www.wagner.su/ node/348 (дата обращения: 22.02.2016).

9. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, 1987. 174 с.

10. Никитина И.П. Философия искусства. М.: Омега-Л, 2008. 506 с.

1 Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

№ 1 (60), 2016

"Искусство народов Северного Кавказа

11. Салова Ю.Г. Научно-исследовательская работа в музеях Центральной России: метод. указания. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 52 с.

12. Ставропольский край в истории СССР. Ставрополь: Книжное издательство, 1975. 271 с.

References:

1. SBIC SK "SGMII", scientific archives, d. 334. l. 25.2

2. SBIC SK "SGMII", scientific archive, d. 335. l 37.

3. SBIC SK "SGMII", scientific archive, d. 337. l. 46.

4. SBIC SK "SGMII", scientific archive, d. 339. l. 42.

5. Arnoldov A. I. Kultura, chelovek i kartina mira [The culture, people and picture of the world]. M.: Nauka, 1987. 348 pp.

6. Bendik B. A. Hudozhniki Stavropol'ja [Artists of Stavropol]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1963. 84 pp.

7. Baller E. A., Social'nyj progress i kul'turnoe nasledie [Social progress and cultural heritage]. M.: Nauka, 1987. 225 pp.

8. Wagner R. Iskusstvo i revoljucija [Art and revolution (translated by I. Yu., 1908)]. URL: http://www.wagner.su/node/348 (reference date: 22.02.2016).

9. Kuchmaeva I. K. Kul'turnoe nasledie: sovremennye problemy [Cultural heritage: current problems]. M.: Nauka, 1987. 174 pp.

10. Nikitina I.P. Filosofija iskusstva [The Philosophy of art]. M.: Omega-L, 2008. 506 pp.

11. Salova Y.G. Nauchno-issledovatel'skaja rabota v muzejah Central'noj Rossii: metod. ukazanija [Research work in the museums of the Central Russia: method. Instructions]. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2012. 52 pp.

12. Stavropol'skij kraj v istorii SSSR [Stavropol territory in the history of the USSR]. Stavropol: publishing house, 1975. 271 pp.

2 State budgetary institution of culture of Stavropol territory «Stavropol regional Museum of fine arts»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.