Научная статья на тему 'Изобразительное искусство как средство познания мира: художественное и научное обобщение'

Изобразительное искусство как средство познания мира: художественное и научное обобщение Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3192
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПОЗНАНИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калабухова Елена Вячеславовна

Данная статья рассматривает изобразительное искусство как средство познания мира, ориентируясь на объективные оценочные суждения и методологическое исследование обобщение, анализируется как с художественной так и с научной точки зрения. Актуальность данной статьи выражена в недостаточной изученности научного подхода и противоречивости оценок исследований, так как именно изобразительное искусство ближе к научному познанию, чем иные виды художественного восприятия мира. Искусству характерна социальная значимость, проявляющаяся в тесной связи с общественными запросами, аналитический подход, позволяющий адекватно познавать и исследовать закономерности духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство как средство познания мира: художественное и научное обобщение»

20. ГАКК. Ф. Р - 13. Оп. 1. Д. 561.

21. ГАКК. Ф. Р - 220. Оп. 1. Д. 1.

22. Киселев И. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков: Справочник архитектора-реставратора. М., 2005.

References

1. Zgura V.V. Society for the study of Russian manor. Moskow, 1923.

2. State archive of Krasnodar region (GAKK). F. 574. Op. 1. D. 2093.

3. Collection of information about the Caucasus. T. VIII: Lists of settlements of the Kuban region /comp. E.D. Felitsyn. Tiflis, 1885.

4. GAKK. F. 454. Op. 1. D. 236.

5. GAKK. F. 454. Op. 1. D. 3235.

6. GAKK. F. 452. Op. 1. D. 172.

7. With a scale of three versts to the inch military-topographic map of the Russian Empire. F.F. Schubert. Saint Petersburg, 1868. The number XXIX.: Tavrich. lips.

8. A brief historical and statistical review of the Tauride province // Memorable book of Taurian province. Vol. 1. Simferopol, 1867.

9. GAKK. F. 574. Op. 1. D. 1046.

10. Great Soviet encyclopedia: 30 T. Moskow, 1972. Vol. 8.

11. Diary of G.J. Zhitnikova (born in 1928), granddaughter of J. G. Vescovo (R. 1903), who lived on the estate Perovskogo. 1977 - 1978.

12. GAKK. F. R - 13. Op. 1. D. 204.

13. The Kuban regional statements. 1906. No. 90.

14. The list of landowners of Kuban's region and Black sea governorate according to district (district) for the layout of the land charges Presences in 1909 - 1911. Ekaterinodar, 1911.

15. GAKK. F. R - 60. Op. 1. D. 227.

16. GAKK. R - 59. Op. 1. D. 158.

17. Kirichenko N. Year of life of the German colonists. Description colony Eigenfeld, the Caucasus district, Kuban region to the Kuban collection.Vol. 6. Ekaterinodar, 1900.

18. GAKK. F. R - 60. Op. 1. D. 442.

19. GAKK. F. R - 60. Op.1 d. 437.

20. GAKK. F. R - 13. Op. 1. D. 561.

21. GAKK. F. R - 220. Op. 1. 1.

22. Kiselev I. Architectural details in Russian architecture of XVIII-XIX centuries: Handbook of an architect-restorer. Moskow, 2005.

УДК 908

Е.В. КАЛАБУХОВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И НАУЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Калабухова Елена Вячеславовна, аспирант Ставропольского государственного педагогического института (Ставрополь, ул. Ленина, 417а), lumka_star@mail.ru

Аннотация. Данная статья рассматривает изобразительное искусство как средство познания мира, ориентируясь на объективные оценочные суждения и методологическое исследование - обобщение; искусство анализируется как с художественной, так и с научной точки зрения. Актуальность данной статьи выражена в недостаточной изученности научного подхода и противоречивости оценок исследований, так как именно изобразительное искусство ближе к научному познанию, чем иные виды художественного восприятия мира. Искусству свойственна социальная значимость, проявляющаяся в тесной связи с общественными запросами, аналитический подход, позволяющий адекватно познавать и исследовать закономерности духовной культуры.

Ключевые слова: изобразительное искусство, познание, обобщение, история, духовная культура, преемственность, исторический подход.

UDC 908

E.V. KALABUKHOVA

FINE ART AS MEANS OF KNOWLEDGE OF THE WORLD: ARTISTIC AND SCIENTIFIC GENERALIZATIONS

Kalabukhova Elena Vyacheslavovna, postgraduate student of the Stavropol state pedagogical institute (Stavropol, Lenin's str., 417a), lumka_star@mail.ru

Abstract. This article considers the visual arts as a means of understanding the world, focusing on the objective value judgments and methodological research - synthesis, analyzed artistic and scientific point of view. The relevance of this article is expressed in lack of knowledge of the scientific approach and contradictory research evaluations of art, since art is closer to scientific knowledge than other types of artistic perception of the world. Art is characterized by social relevance, manifested in close connection with public inquiries, analytical approach that allows to adequately explore and investigate the laws of spiritual culture.

Keywords, art, knowledge, generalization, history, spiritual culture, continuity, and historical approach.

Духовная культура, являясь целостным социальным феноменом, вместе с тем представляет собой чрезвычайно сложный объект для научного исследования. Эта сложность обусловливается ее многокачественностью, неоднородностью входящих в ее состав элементов, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности [1, с. 14].

В настоящее время все в большей степени ощущается потребность в изучении изобразительного искусства в многомерных связях с совокупным духовным опытом, с общественной практикой и учетом сущности культурно-исторического процесса. Более актуальным становится познание его основ, внутренней структуры, способов и форм функционирования, зависимости темпов и направления его развития от других сфер социальной жизни и различных общественных институтов, а также обратного воздействия на них культурных факторов. Дальнейшее обогащение духовного потенциала в условиях ускорения научно-технического прогресса в целом требует аналитического осмысления искусства, изучения всех его сфер.

Исторический подход является исключительно плодотворным для понимания изобразительного искусства в его связях с человеческой природой. Изобразительное искусство содержит оценочные суждения и нормы, которые не могут являться истинными или ложными. Историзм четко высвечивает и философский ракурс осмысления роли человеческого фактора в сфере материальных и духовных ценностей искусства [1, с. 21]. Историка интересуют факты культуры в ее хронологической последовательности, в живом процессе становления и развития, которые требуют широких философских обобщений. В данной статье дается попытка исследовать изобразительное искусство более конкретно как с художественной, так и с научной точки зрения, ориентируясь не только на опыт восприятия произведения искусства, но и на объективные оценочные суждения.

Особенности современного этапа изучения искусства состоят в комплексном подходе, в стремлении исследовать его взаимоотношение со всеми сторонами и процессами жизнедеятельности общества, в рассмотрении механизмов воздействия культурных норм и ценностей на динамику общественного бытия. Изобразительное искусство выступает как сложный социальный процесс развития возможностей человека, процесс, реализующийся в конкретно-исторических формах материального и духовного производства. Изобразительному искусству характерна социальная значимость, проявляющаяся в тесной связи с общественными запросами, аналитический подход, позволяющий адекватно познавать и исследовать закономерности духовной культуры, и методологическая значимость, обеспечивающая многосторонность отражения и решения новых общественных и организационных проблем духовной жизни.

Одной из важнейших объективных закономерностей развития полного, всестороннего познания и преобразования природы и общества является взаимодействие всех сторон культурной деятельности человека. Это обнаруживается во взаимодействии научного и художественного творчества. В целях более глубоко раскрытия исследуемой темы и достижения большей ясности, целесообразно сопоставить художественное обобщение с научным. Рассмотрим для начала особенности искусства и науки как видов деятельности и их основные регуляторы.

Научно-теоретическая деятельность, ее формирование контролируются такими регуляторами, как истинность, применимость на практике, закономерность в соотношении предметов окружающего мира, в тенденциях их развития. Истина как воспроизведение действительности в смысле ее отражения, с которой мы имеем дело в науке, в художественных произведениях, заменяется художественной правдой. Она может отображаться в работах художников. Большинство работ создаются художником на основе изучения жизни, ее противоречий, встречающихся в ней характеров. Созданное художниками произведение искусства обобщается огромной массой адресатов в том смысле, что они начинают воспринимать изображенное произведение как жизнь без прикрас, как подлинную реальность, отражающую повседневную жизнь человека. В качестве наглядного примера можно привести творчество художников, деятельность которых пришлась на годы советского периода. Время, которое с неподдельной человеческой теплотой мы называем периодом социализма, уже стало историей, и произведения художников, живших в той эпохе, воспринимаются как своеобразные документы времени [2, с. 119]. И в каждую историческую эпоху «подлинное искусство» скорее чувствуется, чем определяется.

Под художественным смыслом понимается такой способ изображения, представления, выражения описываемой ситуации на основе художественно-поэтического языка, который определяется идеями, замыслами, идеалами художника, имеющими социальную природу, его мировоззренческими и психологическими установками, а также объектом изображения. Также может обусловливаться одновременным стремлением вызвать у адресата эстетические чувства, повлиять на его поведение. На этой основе осуществляется воспитательная функция искусства. Выполнение ее предполагает наличие у художника знания жизни и того, что лежит в основе реализации познавательной функции искусства. Художественный смысл в таком понимании детерминирует выбор изображаемого, его трансформацию и деформацию, развитие и интерпретацию, отношение к художественным достижениям прошлого. Так, например, художники «сурового стиля», как правило, не изображают реальную действительность, а сочиняют на тему действительности; увиденная действительность в их произведениях подчинена воображению. Они не стремятся к внешнему правдоподобию, их картины кажутся более сочиненными, чем ближе к реальности оказывается сюжет [3, с. 46]. Главным было то, что типично. Искусство развивалось, исходя из этих предпосылок. Оно в первую очередь отражало идеалы общества, идеалы государства. Личность человека государством «подстраивалась» под эти идеалы. В советском изобразительном искусстве существовали темы первоочередной идеологической важности, на фоне которых и выступала личность отдельного человека [2, с. 122].

Научное и художественное освоение мира находит свое проявление в том, что наука и искусство включают в себя некоторые общие закономерности. Уже по этой причине разделение науки и искусства на две противоположные сферы человеческой деятельности имеют относительный характер. Как говорил французский писатель и художник Жан Кокто: «Искусство - это наука, ставшая ясной» [4]. Пример тому - древнегреческая культура, история европейской мысли - ярко свидетельствует о том, что долгое время не было четкого разграничения между научным и эстетическим, исследовательским и художественным подходами к действительности в лице таких ее представителей, как Птолемей, Пифагор, Паскаль, Лейбниц, Локк, Вольтер, Монтескье.

Невозможно приблизительно назвать время, когда наука и искусство оформились в два различных самостоятельных течения. Отчетливое разделение науки и искусства во всех сферах человеческой деятельности началось в ХХ веке, когда это разделение привлекло

широкое внимание общественности и стало предметом научного исследования. «Художник может быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были ученые люди», - отмечал русский писатель А.А. Бестужев-Марлинский [5].

Поэтому необходимо найти общие точки соприкосновения науки и изобразительного искусства, используя такое методологическое исследование, как обобщение. Без обобщения не может быть познания. Обобщение - это необходимое условие повседневного и научного изучения, поскольку оно не удовлетворяется фиксацией отдельного, индивидуального на уровне чувственного познания. Именно на основе обобщения человек образует общие понятия и общие суждения, формулирует нормы, запреты, ограничения, проблемы, концепции, теории. Создавая обобщенные теории, мы получаем возможность объяснять природу фактов, которым не находили объяснения в пределах исходной, более узкой теории.

Одна из общих закономерностей науки и искусства воплощается в преемственности. Эта общая для науки и искусства черта, с одной стороны, является частным проявлением общественно-исторической практики, а с другой - следствием внутренних причин, присущих каждой из сфер духовного производства. Например, в произведениях искусства многих художников прежде всего активно выявлена морально-этическая проблематика, поиски незыблемых духовных ценностей. Формы искусства меняются - содержательный поиск продолжается в том же направлении. В этом состоит преемственность поколений на современном этапе, их истинная глубинная связь. Преемственность в развитии науки и искусства проявляется не только во внутреннем развитии, но и в том, что существует известная преемственная связь между процессами возникновения или расцвета определенного вида изобразительного искусства и процессами научно-исследовательского поиска некоторыми научными открытиями.

«Искусство требует знаний», - утверждал немецкий писатель Бертольд Брехт [6]. Научные открытия и достижения привели к совершенствованию технических приемов в графических и живописных жанрах, к улучшению качества необходимых материалов для художественных средств. На современном этапе это цифровые технологии, которые, приобретая большую популярность в обществе, сказались и на изобразительном искусстве. Появились такие новые направления в искусстве, как арте-повера, арт-брют, андеграунд, анахронизм, акционизм, гиперреализм, концептуализм и т.д. Культура эпохи формирует ее изобразительный язык, и анализ последнего дает возможность выносить суждения о породившей ее культуре.

Художественный стиль вырастает из глубин своей культуры и своеобразным образом выражает и отражает ее. Каждый человек стоит перед проблемой формирования оптимальных механизмов общения с духовными ценностями, созданными до него. Сознательное формирование системы общения с богатствами культуры позволяет ему достаточно полно ощутить связь времен, ведет к глубокому и цельному восприятию прошлой культуры, первоначально осознаваемой лишь фрагментарно и инстинктивно [2, с. 119]. Преемственность имеет также общие черты и в процессе творческого поиска, как в искусстве, так и в науке. Особенность развития искусства состоит в том, что здесь преемственность играет существенно иную роль, нежели в науке. Если каждое эпохальное по своему значению открытие заставляет подвергнуть пересмотру представления, господствовавшие ранее в данной области знаний, если каждый революционный переворот в науке превращает определенную сумму старых знаний в достояние исторического архива; то произведения подлинного искусства живут вечно.

Второй закономерностью можно считать методы. По методам в своих специфических характеристиках наука и искусство обнаруживают много общего: характер постепенного приближения результата к наибольшему соответствию поставленной цели; переходы от единичного к общему и закономерному, от явления к сущности, от цельного к анализу. Как и научные, методы искусства включают анализ и синтез. Увеличение количества наблюдений, разнообразие условий, в которые ставится объект, пристальное внимание к деталям приводят в науке к увеличению степени адекватности его отображения, в искусстве - к наиболее полному выражению типичного в художественном образе.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительное искусство - это вид конструктивной деятельности. В изобразительном искусстве, например в живописи, конструктивная деятельность сливается с изображением самой жизни или с такими элементами этого изображения, которые почерпнуты из жизни, из различных представлений о людях. Изобразительное искусство не детерминировано объективными фактами и законами. Однако не все жанры изобразительного искусства подходят под описание «научное познание», так как большие, социально-значимые темы раскрываются не столько через изображение конкретных событий, сколько через воплощение самой атмосферы жизни и углубленное раскрытие личности человека наших дней.

Если говорить о языке, используемом в науке и в искусстве, то он развился в столь различных отношениях, что можно говорить о языке науки и о языке искусства как о феноменах, отличных друг от друга. Для языка науки характерны - точность, объективность, логика, адекватность суждения. Для «языка искусства» характерны эмоции, образность, субъективность суждения, длительные эстетические переживания. Художник пытается донести в зрительном образе некие постоянные, устойчивые состояния действительности, и потому вполне логичным выглядит его стремление противопоставить динамике реального течения жизни статику изобразительного языка [3, с. 46].

Изобразительное искусство ближе к научному познанию, чем иные виды художественного восприятия мира. Например, лирическое описание картины можно отобразить и научным языком - учесть замысел художника, отражение исторической реальности в картине. Есть глубокая закономерность в том, что истинно великие исторические события отражаются в предметно-изобразительной среде, которая навсегда запечатлевается в памяти человечества как символически значимая и художественно-выразительная. Это превосходно понимали те художники, на долю которых выпало запечатлеть в искусстве исторические моменты, которые уникальны и неповторимы, а искусство, рожденное определенным временем, ничем нельзя заменить.

Рассмотрим вопрос об индивидуализации в видах обобщения в искусстве. Общий принцип правильной индивидуализации объектов науки формируется так: в различных научных отображениях объекты являются правильно индивидуализированными, так как они воспроизводят объективные характеристики существующих в изучаемой области предметов, для которых эти характеристики являются специфическими, отличительными. В изобразительном искусстве этот принцип не выполняется, за исключением портретной живописи, а также пейзажной, изображающей памятные места, так как каждая ситуация в реальной действительности, каждый ее фрагмент уникальны. Отображенные в указанных жанрах живописи, и притом с достаточной точностью и требуемым мастерством лица и фрагменты действительности будут в какой-то мере отвечать сформулированному научному принципу индивидуализации. Здесь существенна достоверность описания, аналогичная той, с которой мы сталкиваемся и в науке.

В искусстве новое открытие не перечеркивает накопленных ценностей. Художественные произведения, созданные в одни исторические эпохи, далее в процессе общественного развития необходимо вступают в связь с новой действительностью, начинают активно участвовать в социальных коллизиях новых поколений людей, обнаруживают какие-то ранее известные грани и возможности, приобретают иное звучание и все в более полной мере раскрываются в неисчерпаемом богатстве.

В процессе общественного развития, конечно, не могут не меняться как содержание, так и методы художественного творчества, но каждое произведение искусства, будучи однажды созданным, не теряет своей эстетической ценности. Эта особенность, отличающая искусство не только от науки, но и от всех форм общественного сознания, есть проявление его уникальности, ценностного отношения человека к миру. При всех коренных революционных изменениях в искусстве основным его средством всегда остается художественный образ, объединяющий типическое в жизни с индивидуально-неповторимым.

Различия между наукой и искусством не носят абсолютного характера, их нельзя противопоставлять друг другу, так как между художественно-образной и научно-логической

формами отражения материального мира нет непроходимой границы. В едином, цельном процессе познания и практической деятельности человечества они связаны неразрывно. Цели науки и искусства всегда имеют общечеловеческое звучание, всегда воплощают стремление и к красоте, и к истине. Научные методы все чаще применяются для анализа произведений искусства. С другой стороны, ученые все в большей степени начинают сознавать эстетическую сторону своей деятельности, которая, оказывая большое влияние на научную мысль, развивает силу воображения, дает ощущение порядка и красоты, стимулирует творческую активность. Научный поиск отмечен высоким напряжением, открытие подчиняется строгой логике только после того, как оно уже сделано. Настоящий ученый невозможен без игры фантазии, интуиции и воображения; искусство развивает в нем способность к гибкому, образному, ассоциативному мышлению. Как говорил Анатоль Франс: «Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять» [7]. Философское знание воспитывает и дает художнику и ученому целостное представление о мире, которое направляет работу мысли.

Стремление к углубленному, исследовательскому познанию мира, соединенное с определенным рационализмом, умозрительностью, интеллектуальностью искусства, -именно это качество объединяет разнообразные направления и стилевые ответвления современной живописи.

Современное искусство ищет новые пути развития, стремится зафиксировать устойчивые жизненные ценности. Искусство ценно лишь в том случае, если оно является выражением нравственности. В наши дни такая связь становится заметной. Искусство складывается под воздействием культуры своей эпохи, а не под влиянием тех или иных ее ведущих идей, тенденций, абстрактно взятого мировоззрения.

Литература

1. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука, 1989.

2. Калабухова Е.В. Роль Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в сохранении культурного наследования регионов // Культурная жизнь Юга России. № 1 (60). 2016.

3. Советское изобразительное искусство и архитектура 60-х - 70-х годов. М., 1979.

4. Биография Жана Кокто. URL: http://www.biografguru.ru/about/kokto/?q=3359.

5. Бесmyжев-Mapлинский А.А. Словарь афоризмов русских писателей. URL: http:// www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post381505826/

6. Брехт Б. URL: http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_brecht.html

7. Цитаты Анатоля Франса. URL: http://millionstatusov.ru/aut/frans.html

References

1. Efimov Yu.I., Gromov I.A. Human Factors and culture // [Efimov YU.I., Gromov I.A. CHelovecheskij faktor i kul'tura.]. Leningrad, 1989.

2. Kalabuhova E.V. Role of the Stavropol regional museum of fine arts in the preservation of the cultural inheritance regions // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. № 1 (60). 2016.

3. The Soviet art and architecture of the 60s-70s. // [Sovetskoe izobrazitel'noe iskusstvo i arhitektura 60-h - 70-h godov]. Moskow, 1979.

4. Biografiya Zhana Kokto [Biography of Jean Cocteau]. URL: http://www.biografguru.ru/ about/kokto/?q=3 359.

5. Bestuzhev-Marlinsky A.A. : Dictionary of Russian writers of aphorisms [Aleksandr Aleksandrovich Bestuzhev-Marlinskij: slovar' aforizmov russkih pisatelej]. URL: http:// www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post381505826^

6. Brecht Berthold [Brekht Bertol'd]. URL: http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/ a_brecht.html

7. Quotes by Anatole France [Citaty Anatolya Fransa]. URL: http://millionstatusov.ru/aut/ frans.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.