Научная статья на тему 'Роль средств массовой коммуникации в решении проблем овертуризма в особо охраняемых природных территориях'

Роль средств массовой коммуникации в решении проблем овертуризма в особо охраняемых природных территориях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
овертуризм / средства массовой коммуникации / особо охраняемые природные территории / ландшафтный памятник природы / туризм / рекреация / overturism / mass media / specially protected natural territories / landscape natural monument / tourism / recreation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наумова Наталья Николаевна, Масальцева Татьяна Николаевна

Данная статья посвящена рассмотрению различных аспектов влияния средств массовой коммуникации на развитие туризма в особо охраняемых природных территориях на примере ландшафтного памятника природы «Каменный город», находящегося в Гремячинском районе Пермского края. С одной стороны, средства массовой коммуникации (особенно интернет-реклама) способствуют формированию устойчивых туристских потоков, что может положительно сказаться на экономическом развитии территории. Однако неконтролируемый туризм может привести к необратимой деградации уникальных природных экосистем, вызвать эффект «овертуризма». Опасность овертуризма в условиях агрессивной рекламы достаточно велика, поскольку в настоящий момент памятник природы не располагает надежными механизмами регулирования туристских потоков. С другой стороны, именно средства массовой коммуникации могут сформировать общественное мнение, привлечь внимание к данной проблеме и ускорить объединение усилий всех сторон, заинтересованных в развитии устойчивого туризма и рекреации в данной особо охраняемой природной территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Наумова Наталья Николаевна, Масальцева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of mass media in solving problems of overtourism in especially protected natural territories

This article is devoted to the consideration of various aspects of the influence of mass communication media on the development of tourism in specially protected natural areas on the example of the landscape natural monument "Kamenny Gorod", located in the gremyachinsky district of the Perm territory. On the one hand, mass media (especially Internet advertising) contribute to the formation of sustainable tourist flows, which can have a positive impact on the economic development of the territory. However, uncontrolled tourism can lead to irreversible degradation of unique natural ecosystems and cause the effect of "overtourism". The danger of overt tourism in the conditions of aggressive advertising is quite high, because at the moment the natural monument does not have reliable mechanisms for regulating tourist flows. On the other hand, it is the mass media that can form public opinion, draw attention to this problem and accelerate the integration of efforts of all parties interested in the development of sustainable tourism and recreation in this specially protected natural area

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой коммуникации в решении проблем овертуризма в особо охраняемых природных территориях»

Роль средств массовой коммуникации в решении проблем овертуризма в особо охраняемых природных территориях

Наумова Наталья Николаевна,

д.п.н., профессор кафедры коммерции и гостеприимства, института туризма и предпринимательства Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. nnnaumova@list.ru

Масальцева Татьяна Николаевна

к.ф.н., доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национального исследовательского университета, alba@mail.ru

Данная статья посвящена рассмотрению различных аспектов влияния средств массовой коммуникации на развитие туризма в особо охраняемых природных территориях на примере ландшафтного памятника природы «Каменный город», находящегося в Гремячинском районе Пермского края. С одной стороны, средства массовой коммуникации (особенно интернет-реклама) способствуют формированию устойчивых туристских потоков, что может положительно сказаться на экономическом развитии территории. Однако неконтролируемый туризм может привести к необратимой деградации уникальных природных экосистем, вызвать эффект «овертуризма». Опасность оверту-ризма в условиях агрессивной рекламы достаточно велика, поскольку в настоящий момент памятник природы не располагает надежными механизмами регулирования туристских потоков. С другой стороны, именно средства массовой коммуникации могут сформировать общественное мнение, привлечь внимание к данной проблеме и ускорить объединение усилий всех сторон, заинтересованных в развитии устойчивого туризма и рекреации в данной особо охраняемой природной территории. Ключевые слова: овертуризм, средства массовой коммуникации, особо охраняемые природные территории, ландшафтный памятник природы, туризм, рекреация.

о см о см

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

В первые десятилетия ХХ! века ряд мировых дестина-ций столкнулся с проблемой неконтролируемого туризма или так называемого овертуризма. Понятие «овертуризм» предложил в 2016 году основатель компании ЭШ Рафат Али для описания негативных последствий современного массового туризма.[11] В немногочисленных литературных источниках анализирующих проблемы овертуризма, речь идет о том, что стечение ряда обстоятельств, таких как удешевление авиаперелетов, повышение престижности туризма как времяпрепровождения, усиленное рекламирование «топовых» мест, привело к тому, что толпы туристов заполнили улицы, площади и парки Венеции и Рима, Барселоны и Парижа и многих других популярных туристских центров, и это создало большие проблемы для экологии этих городов и для их жителей. [1,11,12] Специалисты, изучая феномен овертуризма, обычно рассматривают урбанизированные территории, но наш взгляд, эта проблема очень значима для особо охраняемых природных территорий (ООПТ), поскольку при их рекреационном использовании достаточно сложно регулировать туристские потоки, а превышение предельно допустимых нагрузок создает угрозу для устойчивости уникальных экосистем. [5,9]

Между тем в условиях современного кризиса выездного туризма, переживаемого в связи с пандемией коро-навируса, резко увеличится поток внутренних туристов, в том числе следует ожидать увеличения интереса к различным формам природного туризма, а это означает увеличение нагрузок на аттрактивные и относительно доступные территории, такие как национальные парки, заказники и памятники природы. При этом резко возрастает роль средств массовой коммуникации, и прежде всего наиболее воздейственных и агрессивных, таких как пиар и реклама. Доказано, что реклама в сфере туризма активно участвует в процессе формирования системы ценностей российского общества «охоты к перемене мест» с помощью корпоративных сайтов турфирм, рекламы в социальных сетях, рекламы в СМИ (ТВ, радио, газеты и журналы), внешней (баннеры, билборды) и печатной рекламы (буклеты, проспекты, листовки). [3,10,18] Кроме того именно туристская реклама формирует в потенциальном потребителе рекламных услуг стремление к саморазвитию, предлагая получить новые знания о мире, в том числе о заповедных территориях, получить возможность заниматься спортом в «экологически чистых ландшафтах», жить в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и т.д.[2]

Средства массовой коммуникации в отношении особо охраняемых территорий способны сыграть двойственную роль, с одной стороны стимулировать приток туристов и создать ситуацию овертуризма, с другой стороны, способствовать установлению надлежащего и оптимального для данной территории режима природопользования. Рассмотрим данное предположение на примере ландшафтного памятника природы «Каменный

город», расположенного в Гремячинском районе Пермского края недалеко от поселка Усьва.

Памятник природы «Каменный город» создан постановлением правительства Пермского края от 28.03.2008 с целью охраны редких геологических образований -массива скальных выходов (мелкозернистых песчаников нижнекарбонового возраста) на высоте 526 м хребта Рудянский спой на западном горном поясе Среднего Урала.[7] Высота отдельных скал - до 12метров, между ними существуют удобные для пешеходов проходы. [6] У останцов есть имена, которые они приобрели за сходство с определенными животными: Крыса, Большая и Малая Черепахи, Тюлень и др. Это место идеально для экскурсионного туризма, для проведения специальных мероприятий, привлекающих как участников, так и зрителей (соревнований по скалолазанию, театрального фестиваля «Тайны горы Крестовой»). Однако поскольку это территория регламентированного природопользования, проведение ряда туристских мероприятий связано с определенными ограничениями. На территории памятника природы запрещены все виды деятельности, которые могут привести к деградации уникальной экосистемы, в том числе строительство, рубки леса (за исключением санитарных), проезд вне основных дорог, разведение костров за исключением специально оборудованных рекреационных стоянок. [8]

Анализ документов, связанных с регламентированием деятельности данной особо охраняемой территории показал, что полномасштабное рекреационное использование данного памятника природы затруднено, поскольку не определены величины предельно допустимых рекреационных нагрузок и рекреационной емкости ландшафта. Между тем, уже на момент образования памятника природы в документах указывалось, что рекреация оказывает определенное негативное воздействие на данный природный комплекс. [6,16] Использованию «Каменного города как полноценного туристского объекта препятствовал и сам статус памятника природы, поскольку данный вид ООПТ предполагает акцент именно на природоохранных мероприятиях, а не на рекреационном природопользовании.

С момента образования памятника природы начинается рекламная кампания, направленная как на неорганизованных туристов, так и на привлечение внимания к данному объекту крупных туроператоров, специализирующихся на приключенческом, экстремальном и природном туризме. Активному продвижению аттрактивной туристской дестинации способствовала также направленность правительства Пермского края на развитие туризма во всех районах. В соответствии с Постановлением правительства Пермского края 2017 года «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма» [14] предполагалось активное освоение турист-ско-рекреационного потенциала Пермского края с внедрением инноваций как в туристскую сферу вообще, так и в представление туристских продуктов Пермского Края внутренним и внешним потребителям туристских услуг. В данном документе утверждалось, что по результатам SWOT-анализа Пермский Край обладает значительным потенциалом для развития ранее не являющимися популярными видов туризма, таких как сельский туризм, спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, горно-пешеходный туризм, экологический, паломнический туризм. Планировалось появление новых уникальных туристских продуктов, сопровождающихся яркой и

действенной рекламой. Одним из таких привлекательных для различных категорий потребителей продуктов заявлен проект экологического туризма «Пермский парк», предполагающий развитие различных видов туризма (спортивного, экологического, горно-пешеходного и др.) в трех сопредельных районах Пермского края: Чу-совском, Гремячинском, Красновишерском. Согласно данному проекту территория памятника природы «Каменный город» входит в состав парка и путешествия по останцам становятся составной часть планируемого туристского продукта. С момента начала публичного обсуждения проекта в прессе начинается полномасштабная рекламная кампания, причем ведущее место отводится сообщениям, посвященным обсуждению туристских возможностей «Каменного города». Во многом благодаря широкому обсуждению необходимости создания в крае ООПТ, направленной на сочетание природоохранных задач с туристской деятельностью, правительство Пермского края принимает решение о создании природного парка «Пермский» общей площадью 124821 га. Постановление о создании парка вышло 31.01.2018 года и памятник природы «Каменный город» заявлен в составе рекреационной зоны парка. [13]

В настоящее время информация о ландшафтном памятнике природы Каменный город представлена на нескольких десятков туристских сайтов, в том числе на сайтах, специализирующихся на позиционировании Урала для туристов, путешественников, интересующихся открытием новых мест. Согласно экспертной оценке сайта «Наш Урал», Каменный город в ходит в «десять чудес Пермского края» [4], Pikabu.ru позиционирует памятник природы как одну из главных достопримечательностей края. [17] Анализ контентов показал, что большинство сайтов содержат однотипную информацию, включающую следующие рубрики: описание ландшафтного памятника, историю происхождения урочища, легенды с ним связанные, сведения о том, как добираться для индивидуальных туристов и требования к экипировке. Далеко не все площадки интернета, предназначенные для туристов, предлагают развернутые описания и изложение впечатлений от Каменного города. Так туристский сайт «Маршруты: Сообщество путешествующих людей» предлагает информацию «Каменный город - Чертово городище» только в виде развернутого фотоальбома путешествия по туристическому объекту (62 фотографии), включающего возможность их комментирования пользователями.

Большой рекламный эффект, из года в год усиливающий приток туристов к памятнику, оказывают сайты, содержащие восторженные отзывы посетителей ландшафтного памятника. Красочные фотографии и видео, которые сопровождают подобные сообщения, оказывают мощное воздействие на аудиторию, побуждая ее последовать за «первопроходцами». Ряд видеороликов («Доступный Урал № 5. Каменный город», «Усьвинские столбы и Каменный город» и др.) размещенны в на самых разных площадках интернета (сервисах YouTube, «В контакте) и неоднократно демонстрировались пермским телевидением (телеканал «Ветта»). Информацию о Каменном городе, привлекающую внимание посетителей можно встретить не только на туристских сайтах. Например, один из самых популярных развлекательно-информационных сайтов рунета - Пикабу, по сути дела зарабатывающий именно размещением рекламных текстов, опубликовал объемную статью имиджевого характера «Туристические места Пермского края - Каменный

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

город», вызвавшую не менее активные обсуждения пользователей.[17] Активно обсуждается тема Каменного города и в блогосфере. Так эмоциональным опытом его посещения поделился с аубиторией блогер Дмитрий Солодянкин (1^01^1^!), Поскольку он посетил Каменный город 23 февраля 2018 года, его задачей было с помощью ярких фотографий и эмоционального комментария создать у посетителей страницы «Живого журнала» ощущение «вау! ледяной сказки», с чем блогер, судя по статистике посещений, успешно справился.

Изучение наполнения контента туристских сайтов, блогов, анализ содержания размещенных видео показало, что главная цель этих сообщений заключается в мотивации потенциальных туристов к путешествию, они не содержат эколого-просветительской информации, не способствуют формированию чувства ответственности за сохранность данной уникальной территории. Только на двух сайтах (101 mesto.com и Destinata.ru) размещена информация о том, что данный туристский объект является памятником природы, и поэтому рекреационная деятельность путешественников ограничена определенными правилами, но и эти сайты не содержат прямого обращения к туристам с позиции побуждения их к активным природоохранным действиям.

В последнее десятилетие пермские туроператоры активно продвигают направление природный туризм, особой популярностью пользуются туры выходного дня и однодневные экскурсионные туры. Информация об автобусных экскурсиях, организуемых в «Каменный город», размещена на сайтах пермских туроператоров. В контенте, предлагаемом посетителю сайтов, также не содержится информации, о том, что Каменный город является памятником природы, входит в состав природного парка «Пермский» и поэтому посещение его уникально и требует соответствующего настроя и поведения.

Благодаря интенсивному продвижению средствами массовой информации в течение последних десяти лет памятник природы Каменный город стал одним из самых популярных туристских объектов Среднего Урала. До 2000 года этого туристского объекта не было ни в одном путеводителе по Пермскому краю. Увеличению туристского потока способствовала и хорошая транспортная доступность, от Перми до Каменного города можно добраться на машине за 2.5-3 часа. Безусловно, для близлежащих населенных пунктов (прежде всего для п. Усьва) усиление туристской активности означает появление новых возможностей, оживление экономической жизни. Жители окрестных поселков оказывают услуги по перевозке туристов, их размещению, организуют питание, экскурсии, обеспечивают сувенирами.

Однако есть и обратная сторона у позитивного процесса освоения новой туристской дестинации, связанная с проблемами овертуризма: бесконтрольные потоки туристов приводят к быстрому и зачастую необратимому процессу деградации экосистем Каменного города. Специалисты отмечают, что за десять лет интенсивной рекреации наблюдается изменения почвенного покрова, вызванные вытаптыванием и разжиганием костров; под влиянием переуплотнения почвы меняется видовой состав растений, наблюдается дигрессия фито-ценозов. [16] Поскольку нет хорошо оборудованных туристских стоянок (с мусорными контейнерами), посетители памятника складируют мусор по всей территории, изменяют эстетику скальных комплексов, оставляя

надписи и рисунки. В хорошую погоду к Каменному городу одновременно может подъезжать несколько десятков больших автобусов, часто экскурсоводы не сопровождают туристов во время их перемещения по территории памятника, поэтому образуются неуправляемые потоки людей, что конечно вызывает определенный психологический дискомфорт у посетителей. В соцсетях советуют туристам, планирующим посещение памятника, приезжать как можно раньше и не в праздничные дни, «иначе из-за спин ранее прибывших экскурсантов не увидишь ни каких природных достопримечательностей». Налицо одна из главных проблем овертуризма -нарушение целостности восприятия потенциально аттрактивного туристского объекта, а так же возникновение стрессового синдрома из-за постоянных плотных контактов с посторонними людьми.

«Раскрученность» и эксклюзивность места привлекает к нему не только внимание туристов, но и представителей киноиндустрии. Большой резонанс в средствах массовой информации вызвало поведение съемочной группы фильма «Сердце Пармы», отмечалось, что они рубили деревья, разжигали костры по всей территории. Позднее было выяснено, что съемки вообще не должны были проходить на территории памятника природы, поскольку не было получено соответствующее разрешение Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского Края.

Изучение литературных источников, посвященных проблемам овертуризма, показывает, что единого алгоритма действий по их решению не существует, каждая дестинация сама определяет комплекс мер по предотвращению последствий сверхтуризма. [1,14] Однако в любом случае решение проблемы комплексное и включает не только действия властных структур, но и обязательно участие средств массовой коммуникации, поскольку данный социальный институт обладает мощнейшей возможностью изменять общественный менталитет, «формировать аксеологическую картину соци-ума».[15]

Важнейшим и первым шагом к решению проблемы овертуризма в ландшафтном памятнике Каменный город является разработка системы регулирования туристских потоков, которая включает функциональное зонирование территории, определение величин предельно допустимых рекреационных нагрузок, пропускной способности, обустройство экологических троп и рекреационных площадок, подготовку гидов для обязательного сопровождения групп по маршруту.

Создание достаточно сложной рекреационной инфраструктуры требует вложения средств. Решить эту задачу возможно привлечением как заинтересованных в изменении своего статуса спонсоров, так и общественных организаций, консолидирующих волонтеров, желающих помочь территории. Деятельность спонсоров и волонтеров, отраженная в средствах массовой информации, будет способствовать привлечению интереса широкой общественности к данной форме непотребительского взаимодействия с природным памятником, следовательно, станет стимулом к развитию экологической культуры населения. Рекреационное обустройство территории памятника, предполагающее введение системы запретов, создаст определенные неудобства для индивидуальных туристов и здесь очень важна правильная подача информации в различных средствах коммуникации, прежде всего в социальных сетях, постах блогеров и иных интернет-СМИ. При этом в разработке контента

должны принимать участие не только специалисты по связям с общественностью, но и экологи-профессионалы.

Проведенные исследования показали, что проблема овертуризма достаточно актуальна для ландшафтного памятника Каменный город, и в ее решении существенную роль могут сыграть средства массовой коммуникации, поскольку именно они формируют общественное мнение, обладают возможностью привлечь внимание к данной проблеме и ускорить объединение усилий всех сторон, заинтересованных в развитии устойчивого туризма и рекреации в данной особо охраняемой природной территории.

Литература

1. Афанасьев О.Е. «TOURISTS-GO HOME!» Факторы и проблемы овертуризма // Современные проблемы туризма и сервиса. 2019. №4. С. 5-7.

2. Басанец Л.П., Калиневская Т.А. Основы и опыт сотрудничества туристских компаний и особо охраняемых природных территорий в России // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2009.№ 2. С. 209-214.

3. Воробьева Д.В., Шагбанова Ю.Б. Развитие внутреннего туризма средствами рекламы и связей с общественностью: региональный аспект // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2017. № 17. С. 138-141.

4. Десять чудес Пермского края: самые известные памятники природы и архитектуры// https://nashural.ru/interesnoe/10-chudes-permskogo-kraya/.

5. Заганшин И.И., Иванов Д.В. Проблемы развития устойчивого туризма на особо охраняемых территорий и пути их решения на региональном уровне//Вестник российских университетов. Математика. 2017.№ 5-1. С.891-894.

6. Зайцев А.А. О возможности организации геопарка в долине реки Усьва// Известия Самарского научного центра РАН.2014.№ 1(6). С. 1752-1754.

7. Зырянов А.И., Слащев Д.Н. Виды туристско-рекре-ационной деятельности на особо охраняемых территориях Пермского края.// Вестник Удмуртского университетам Серия «Биология. Науки о Земле»». №3. С.314-318.

8. Информация об ООПТ «Каменный город»// http://oopt.aari.ru/oopt/Каменный город (дата обращения 03.05.2020).

9. Кузнецов В.С. Комплексный подход к развитию туризма на особо охраняемых природных территориях //А и С. 2016. № 23. С. 80-95.

10. Момотова О.Н., Долженко И.В. Особенности рекламы в туризме //Кант. 2013.№ 2 (8). С.23-25.

11. Наумова И.В., Савельев И.И. Овертуризм: сущность и пути решения проблемы // Современные проблемы туризма и сервиса. 2019. №4. С. 27-34.

12. Новичкова А.В., Новичков Н.В. Овертуризм: локальные проблемы и глобальные решения // Современные проблемы туризма и сервиса. 2019. №4. С. 36-444.

13. Об особо охраняемой природной территории регионального занчения - природном парке «Пермский» [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/446617663

14. Постановление правительства Пермского края «Об утверждении государственной программы «Разви-

тие туризма» (с изменениями на: 10.11.2017): [Электронный ресурс] // URL docs.cntd.ru>document/424077418 (дата обращения: 24.03.2020).

15. Руденко А.М., Котлярова В.В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное обще-ство//Медиаобразование.2017. № 3. С.134-141.

16. Санников П.Ю. Актуальные проблемы сети охраняемых природных территорий Пермского края// Географический вестник. 2012. № 4.

17. Туристические места Пермского края - Каменный город // https://pikabu.ru/story/turisticheskie_mesta_permskogo_kr aya_kamennyiy_gorod

18.Южакова Ю.А., Корнеева Ю.В. Проблема рекламы российского туризма // Теоретические и практические проблемы развития современной науки XIlI Международная научно-практическая конференция. Махачкала, 2017. С. 70-72.

The role of mass media in solving problems of overtourism in

especially protected natural territories Naumova N.N., Masaltseva T.N.

Ph Institute of tourism and entrepreneurship of Vladimir state

University, Perm state national research University This article is devoted to the consideration of various aspects of the influence of mass communication media on the development of tourism in specially protected natural areas on the example of the landscape natural monument "Kamenny Gorod", located in the gremyachinsky district of the Perm territory. On the one hand, mass media (especially Internet advertising) contribute to the formation of sustainable tourist flows, which can have a positive impact on the economic development of the territory. However, uncontrolled tourism can lead to irreversible degradation of unique natural ecosystems and cause the effect of "overtourism". The danger of overt tourism in the conditions of aggressive advertising is quite high, because at the moment the natural monument does not have reliable mechanisms for regulating tourist flows. On the other hand, it is the mass media that can form public opinion, draw attention to this problem and accelerate the integration of efforts of all parties interested in the development of sustainable tourism and recreation in this specially protected natural area. Keywords: overturism, mass media, specially protected natural territories, landscape natural monument, tourism, recreation. References

1.Afanasyev O.E. "TOURISTS-GO HOME!" Factors and problems of overtourism // Modern problems of tourism and service. 2019. №4. S. 5-7.

2. Basanets L.P., Kalinevskaya T.A. Fundamentals and experience

of cooperation between tourism companies and specially protected natural territories in Russia // Samarskaya Luka: problems of regional and global ecology. 2009.No 2.P. 209-214.

3. Vorobeva D.V., Shagbanova Yu.B. The development of domestic

tourism through advertising and public relations: a regional aspect // PR and advertising in a changing world: regional aspect. 2017. No. 17. S. 138-141.

4. Ten wonders of the Perm region: the most famous monuments of

nature and architecture // https://nashural.ru/interesnoe/10-chudes-permskogo-kraya/.

5. Zaganshin I.I., Ivanov D.V. Problems of sustainable tourism

development in specially protected areas and ways to solve them at the regional level // Bulletin of Russian universities. Mathematics. 2017.No 5-1. S.891-894.

6. Zaitsev A.A. On the possibility of organizing a geopark in the Usva

river valley // Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 1 (6). S. 1752-1754.

7. Zyryanov A.I., Slashchev D.N. Types of tourist and recreational

activities in specially protected areas of the Perm Territory. // Bulletin of the Udmurt University. Series "Biology. Earth Sciences. " Number 3. S.314-318.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

8. Information about the protected areas "Stone City" // http://oopt.aari.ru/oopt/ Stone City (date of access 03.05.2020).

9. Kuznetsov V.S. An integrated approach to the development of

tourism in specially protected natural areas // A and C. 2016. No. 23. P. 80-95.

10. Momotova O.N., Dolzhenko I.V. Features of advertising in tourism // Kant. 2013.No 2 (8). S.23-25.

11. Naumova I.V., Savelyev I.I. Overtourism: the essence and ways of solving the problem // Modern problems of tourism and service. 2019. №4. S. 27-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Novichkova A.V., Novichkov N.V. Overtourism: local problems and global solutions // Modern problems of tourism and service. 2019. №4. S. 36-444.

13. About the specially protected natural territory of regional inclusion - the Permsky nature park [Electronic resource] // http://docs.cntd.ru/document/446617663

14. The Decree of the Government of the Perm Territory "On approval of the state program" Tourism Development "(as amended on: 11/10/2017): [Electronic resource] // URL docs.cntd.ru> document / 424077418 (accessed: 24.03.2020).

15. Rudenko A.M., Kotlyarova V.V. The impact of mass media on modern society // Media Education. 2017. No. 3. S.134-141.

16. Sannikov P.Yu. Actual problems of the network of protected natural territories of the Perm Territory // Geographical Bulletin. 2012. No. 4.

17. Tourist places of the Perm Territory - Stone Town // https://pikabu.ru/story/turisticheskie_mesta_permskogo_kraya _kamennyiy_gorod

18. Yuzhakova Yu.A., Korneeva Yu.V. The problem of advertising Russian tourism // Theoretical and practical problems of the development of modern science XIII International scientific-practical conference. Makhachkala, 2017.S. 70-72.

o

CS

o

CS

in

O HI

m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.