Научная статья на тему 'Роль спортивного танца в обеспечении двигательной активности школьников'

Роль спортивного танца в обеспечении двигательной активности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Спортивные танцы / физическая культура / двигательная активность / образовательный процесс / физическая нагрузка.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Елена Геннадьевна

Проблема гипокинезии школьников очень актуальна для современного подрастающего поколения. Большую часть своего бодрствования школьники вынуждены проводить, сидя за письменным столом. На наш взгляд, одним из способов решения данной проблемы – введение в школьную программу уроков по спортивным танцам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль спортивного танца в обеспечении двигательной активности школьников»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

11. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://tolkslovar.ru/ie2403.html. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 19.08.2015 г.)

12. Словарь иностранных слов. Происхождения, значение и описание слов - Режим доступа http://www.megaslov.ru/html/k/kompetentn3v.html. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 19.08.2015 г.)

© Д.В. Малова, 2015

УДК 796.035

Монахова Елена Геннадьевна

канд.пед.наук, доцент кафедры физической культуры Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

г. Новокузнецк, РФ E-mail: monakhova.lena2011@yandex.ru

РОЛЬ СПОРТИВНОГО ТАНЦА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Проблема гипокинезии школьников очень актуальна для современного подрастающего поколения. Большую часть своего бодрствования школьники вынуждены проводить, сидя за письменным столом. На наш взгляд, одним из способов решения данной проблемы - введение в школьную программу уроков по спортивным танцам.

Ключевые слова

Спортивные танцы, физическая культура, двигательная активность, образовательный процесс, физическая

нагрузка.

Жизнь современного школьника характеризуется высоким удельным весом гиподинамии и гипокинезии. А ведь давно доказано, что основная причина многих болезней - недостаточная двигательная активность. Согласно статистике, 85% времени своего бодрствования школьники проводят за партой. Например, каждый день учащиеся 9-11 классов вынуждены сидеть по 6-7 уроков. Кроме этой обязательной школьной нагрузки, большинство старшеклассников посещают факультативные курсы и индивидуальные занятия (в основном по подготовке к ЕГЭ), что явно не способствует увеличению двигательной активности школьников. В процессе длительных учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память. В результате длительного поддержания статической позы, нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

Обеспечить двигательную активность школьников призваны уроки физической культуры. В настоящее время учебным планом предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Казалось бы, что проблема гипокинезии школьников должна быть решена. Но, на наш взгляд, здесь есть явное противоречие. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает освоение учащимися основ различных видов спорта, сдачу нормативов. Ориентирована учебная программа на здорового школьника. А, как известно, таковыми могут считаться лишь 17-20% учащихся. Как же быть с остальными 80% школьников? Для решения этой проблемы во многих школах введены занятия лечебной физкультурой. Не отрицая их полезности, необходимо отметить, что при их проведении уровень двигательной активности сравнительно невысок.

245

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

Решить данную проблему мы предлагаем путем введения в школьную программу в качестве третьего урока физкультуры занятия спортивными танцами.

О положительном влиянии танца на организм человека было известно ещё в античные времена. Ещё в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии детей и подростков. Особенностью танца является гармоничное развитие тела без гипертрофии тех или иных групп мышц. В древней Элладе танцы применялись как эффективное средство раскрепощения тела от двигательных стандартов. Сократ считал танец едва ли не единственным средством для достижения высшей красоты движения и благородной осанки. Его ученик Платон полагал, что . .тот, кто не упражняется в хороводах -человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан" [6, с.412]. Древнегреческий литератор Лукиан в своем трактате «О пляске» писал: «Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. ...Детей прежде всего надо обучать именно пляске» [3, с.582].

В образовательный процесс танец стал включаться в эпоху Возрождения. Одним из первых включил танец в систему общего образования Витторино-де-Фельтре. Он был сторонником нового воспитания, основанного на античном принципе "калокагатии" и поэтому ввел в программу воспитания не только физические упражнения, которые способствуют развитию выносливости, силы и так далее, но и танцы, развивающие грацию, гибкость, красоту тела [5].

В эпоху Просвещения танец занял достойное место в педагогической системе Д.Локка. Согласно его педагогической логике будущего "джентльмена" необходимо обучать танцам, так как "танцы сообщают детям на всю жизнь изящество движений и - что важнее всего - осанку и приличную уверенность в себе" [1, с.593].

Особый интерес представляет педагогическая теория Н.Фурье. Он предложил комплексную систему воспитания, формирующую одновременно и тело и душу. Для «телесного» воспитания его система предполагала систематические занятия танцами с последующими выступлениями на сцене.

Танцу отводилось важное место в системе М.Монтессори, где одной их важнейших задач являлось «пробуждение в детях чувства ритма». Её программа танцевания детей исключала чопорные канонные салонные танцы с медленным размеренным темпом. По её мнению танец должен скорее походить на вольные, веселые, простые движения [4].

В России особое внимание к использованию танца стало уделяться во время правления Петра I. В это время возрастает престиж занятий искусствами: в аристократических семьях детей учат музицировать, петь и танцевать. Первым местом исполнения иноземных танцев стали учрежденные указом Петра I Ассамблеи. Согласно этому указу, придворные были обязаны устраивать у себя дома открытые собрания, на которых можно было побеседовать, поиграть в шахматы, а главное - потанцевать. Обучение танцам в аристократических кругах было обязательным. [9].

В XIX веке искусству танца дворянских детей начинали обучать с 5-6 лет. Обучению танцам, носившему длительный характер, придавалось в аристократическом обществе большое значение, так как "длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло на психический строй человека." [2, с.92].

В начале 20-х годов XX века в Советской республике была выработана концепция эстетического воспитания. А.Луначарский, возглавлявший разработку педагогической концепции, находясь под впечатлением знаменитой А.Дункан, мечтал ввести в школах предмет «Свободный танец». Однако в "Положении о единой трудовой школе" говорится лишь о занятиях ритмикой, а не собственно танцами [8]. Причину такой подмены мы видим в следующем. Обучение танцам развивает в человеке индивидуальность танцующего, его эстетические вкусы, с чем не могли согласиться идеологи того времени. Обучение же ритмике было направлено на то, чтобы человек осознал себя членом коллектива, умел двигаться согласованно с другими.

246

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

Кроме того, роль танца сильно ограничивалась из-за "особого тлетворного влияния Запада" на неокрепшие души отечественной молодежи (как, впрочем, и футбол). На одном из совещаний Наркомпроса по вопросу танцев говорилось: "Надо срочно урегулировать вопрос, так как рабочая молодежь делает западный танец своей профессией и после работы до 4 часов утра танцует и приходит к 8 часам негодными работниками на работу. Под флагом западного танца скрываются чуждые люди, и в их руках находится воспитание нашей молодежи, они занимаются бытовым разложением нашей молодежи. Надо мобилизовать внимание общественности, привлекать печать, комсомол, профсоюзы на развенчание фокстрота" [7, с.217].

С течением времени уроки танцев были вытеснены из школьных образовательных программ. И единственным предметом, обеспечивающим возможность школьникам подвигаться, стали классические уроки физической культуры.

Как видно из краткого исторического обзора, уроки танцев присутствовали в различных образовательных системах практически во все исторические эпохи.

В современных условиях нам представляется возможным и необходимым введение в школьную программу такого предмета как «Спортивные танцы». Освоение спортивного танца связано с определенной тренировкой тела. Поэтому урок должен предусматривать специальную тренировочную часть, построенную на основных положениях, позициях и элементах изучаемого танца, которая дает значительную спортивнофизическую нагрузку. Систематическая тренировка движений разной направленности благоприятно сказывается на физическом самочувствии учащихся. В результате регулярных занятий танцами создается мышечный корсет, исправляются недостатки осанки. При исполнении латиноамериканских танцев в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, введение уроков спортивного танца в образовательных учреждениях поможет решить проблему гипокинезии школьников и связанных с этим отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения. Занятия танцами дают идеальную возможность увеличения двигательной активности, которая оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, физических качеств, на функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы школьников. Танец развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движение, способствует развитию спонтанности и свободы движений, повышает умственную активность и работоспособность. Поэтому, на наш взгляд, танцу необходимо придать право равноправного школьного предмета, включив его в школьную урочную систему.

Список использованной литературы:

1. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т.: Пер. с англ. и лат. Т.3 / Ред. и сост., авт. примеч. А. Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988. - 668с.

2. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1994. - 399с.

3. Лукиан. Избранная проза. - М.: Правда, 1991. - 719с.

4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Сост. и авт. вступ. ст. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. - М.: Издательский дом "Карапуз", 2000. - 273с.

5. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV - XVII в.в.) / Сост., вступ. статья и коммент. Н. В. Ревякиной, О. Ф. Кудрявцева. - М.: Издательство УРАО, 1999. - 400с.

6. Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е. И. Темнова. - М.: Мысль, 1998. - 798с.

7. Революция - искусство - дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Материалы и документы: Кн. для учителя: В 2-х частях. Ч.2 (1924-1929г.г.) / Сост. Н. П. Старосельцева. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1988. - 366с.

8. Суриц Е. А. Хореографическое искусство 20-х годов / Е. А. Суриц. - М.: Искусство, 1979. - 388с.

9. Юности честное зерцало. Факсимильное издание. - М.: Художественная литература, 1976. - 88с.

© Е.Г.Монахова, 2015

247

международный научный журнал «символ науки» УДК 378

№8/2015

ISSN 2410-700Х

Мудриченко Ольга Михайловна

ст. преподаватель СПбГИКиТа г. Санкт-Петербург, РФ dragon13. strelec@mail.ru

МЕТОДЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ » (КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Аннотация

В статье рассматриваются методы педагогических компетенций, которые могут использоваться при преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам технических специальностей.

Ключевые слова

Компетентностная модель, интериоризация ценностей, методы педагогических компетенций, деловая

игра, портфолио, «кейс-стади»

Как отмечается в научной литературе, «в широком плане современного инженера характеризует целая совокупность следующих качеств...физиологические, психологические, социальные, нравственно-мотивационно-целевые... Выявление профессионально важных качеств личности инженера необходимо потому, что позволяет построить компетентностную модель специалиста, раскрыть особенности инженерной деятельности, важные для понимания специфики подготовки к ней» [5].

Выявление профессиональных компетенций (оценка интеллектуального продукта деятельности будущего инженера) осуществляется, безусловно, в первую очередь выпускающей кафедрой. Комплексная же задача преподавателя русского языка и культуры речи (далее РЯ и КР), участвующего в данном процессе на протяжении всего одного семестра на 1 курсе - помочь студентам реализовать свой потенциал и поднять уровень речевой культуры личности [4].

Реализация указанных задач [4] будет способствовать интериоризации ценностей будущего специалиста, поскольку она «заключается в становлении у индивида значимости правил, инструментов и целей социального участия» [5] в целом, а в нашем случае - в знании и освоении правил общения вообще и правил речевой коммуникации, её инструментов - в частности.

Для продуктивной реализации данных задач необходимо использовать те методы «педагогических компетенций», которые могли бы заинтересовать студентов технических специальностей при изучении курса РЯ и КР, т.е. в результате - повышение мотивации при обучении в целом.

1. При стандартизированном методе (для студентов любой специальности) желательно вводить ретроспективно-прогностический вид контроля, так как многие вчерашние российские школьники часто считают свою точку зрения единственно возможной. Анализировать же собственные действия мало кто из них умеет. Поэтому оценка ими своей деятельности должна предшествовать оценке преподавателя. Ответы на вопросы: «Выполню ли я задание? В какой степени? Насколько хорошо, точно? Почему?» - должны быть зафиксированы письменно.

После проведения любого вида теста/контрольной работы проводится обязательно не просто объяснение преподавателем допущенных ошибок, но и выявление других возможных путей выполнения заданий при опоре на зафиксированные ранее ответы студента. Возможен и другой вариант в зависимости от уровня подготовки группы: студент сам оценивает уже выполненную, но не проверенную

преподавателем работу. При таком виде контроля должны быть разработаны карточки/листы, где фиксируются заданные параметры работы, а также обозначаются те умения, которые необходимы студенту для выполнения конкретного вида работы. Заполняются студентами. Точность и правильность заполнения обязательно проверяются преподавателем.

Например: Лексические нормы

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.