Научная статья на тему 'Хореография как средство реабилитации слепых и слабовидящих детей'

Хореография как средство реабилитации слепых и слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1947
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ХОРЕОГРАФИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ И АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ / TECHNIQUE OF ADAPTIVE CHOREOGRAPHY / PHYSICAL DEVELOPMENT / TESTING AND QUESTIONING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / INTERACTION WITH WORLD AROUND

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна, Хмелевская Кристина Игоревна

Раскрывается важность развития физических способностей слабовидящих детей посредством хореографических упражнений. Проведены анализ психической и эмоциональной сфер учащихся, оценка самочувствия и настроения после занятий хореографией, а также произведено тестирование уровня физической подготовленности слабовидящих детей. Данный метод может быть использован на уроках физической культуры для улучшения адаптации детей в окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choreography as means of rehabilitation of blind and visually impaired children

The importance of development of physical abilities of visually impaired children by means of choreographic exercises is revealed. The analysis of mental and emotional spheres of pupils, an assessment of health and mood after classes is carried out by choreography, and also testing of level of physical fitness of visually impaired children is made. This method can be used at lessons of physical culture for improvement of adaptation of children in world around.

Текст научной работы на тему «Хореография как средство реабилитации слепых и слабовидящих детей»

УДК 373:793.3:796:364.4-053.2

Т. В. САБАНЦЕВА К. И. ХМЕЛЕВСКАЯ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ_

Раскрывается важность развития физических способностей слабовидящих детей посредством хореографических упражнений. Проведены анализ психической и эмоциональной сфер учащихся, оценка самочувствия и настроения после занятий хореографией, а также произведено тестирование уровня физической подготовленности слабовидящих детей. Данный метод может быть использован на уроках физической культуры для улучшения адаптации детей в окружающем мире.

Ключевые слова: методика адаптивной хореографии, физическое развитие, тестирование и анкетирование, педагогический эксперимент, взаимодействие с окружающим миром.

Актуальность. Двигательная активность имеет немалое значение в жизни человека. В укреплении здоровья, увеличении продолжительности жизни и повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды важная роль принадлежит систематической мышечной деятельности человека. Для людей же с ограниченными возможностями здоровья, и особенно детей, физические нагрузки тем более важны.

Значительные исследования роли двигательной активности в жизни слепых и слабовидящих детей были проведены во второй половине XIX века и в начале XX века. Ещё в начале прошлого века русский тифлопедагог, врач-офтальмолог А. И. Скребицкий [1] писал, что ребёнок, лишившийся зрения, поражает в большей части случаев своим болезненным видом. Кости, связки, мышцы слабы; походка неуверенная; осанка всего тела, в особенности способ держания головы, крайне не красивы; во всём заметны робость, нерешимость, вялость.

В настоящее время в тифлопедагогике существует большое количество работ, исследуемых физические возможности и потенциал развития слепых и слабовидящих людей, многие из них направлены на изучение и совершенствование физического развития именно детей школьного и дошкольного возраста. В исследованиях [2 — 8] указывается на то, что основной причиной отставания детей является следующий фактор — зрительный дефект на ранних этапах развития ребёнка усложняет и тормозит процесс активного познания окружающего мира, связанный в основном с двигательной деятельностью. Слепые и слабовидящие дети испытывают страх перед передвижением в неизвестном пространстве, что очень сильно ограничивает их в двигательной деятельности по сравнению со зрячими сверстниками и приводит к дефициту движения. Многие авторы [2, 5, 6], занимавшиеся изучением физического развития детей с нарушениями зрения, отмечают, что такие дети отличаются

плохим равновесием, нечёткостью координации движений, меньшим темпом их исполнения. Дети меньше двигаются, испытывают трудности ориентации в пространстве, имеют недостаток ловкости, ритмичности, точности движений. Формирование понятий об основных движениях вследствие нарушений зрения также осложнено, что затрудняет двигательную активность и тем самым сдерживает развитие естественных двигательных потребностей ребёнка. Слепые дети чаще других подвержены простудным и другим вирусным заболеваниям. Общий объём суточной двигательной активности детей-инвалидов по зрению более чем в 3 раза уступает объёму активности здоровых учащихся массовых школ. Этот дефицит (гипокинезия) сказывается на всех системах организма. Потеря зрения неблагоприятно сказывается на моторике слепого, отрицательно влияет на состояние высшей нервной деятельности человека и вегетативные функции организма, развитие и функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к изменению обменных процессов и развитию различных заболеваний внутренних органов. Кроме этого, у слепых и слабовидящих детей затрудняется процесс формирования новых движений и переключения с одного вида деятельности на другой, так как процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга значительно нарушены. Общая задержка моторной сферы детей с тяжёлыми зрительными патологиями вызывает возникновение у них «навязчивых» (стереотипных) движений, что является одной из важных особенностей физического развития таких детей. Экологические катастрофы, войны, криминогенная обстановка, отягощённая наследственность, заболевания и травмы увеличивают число детей с нарушениями зрения из года в год, делая проблему их социальной адаптации всё более и более актуальной.

В связи с нарушением зрительного анализатора у детей отмечается отставание в физическом развитии: росте, массе тела, жизненной ёмкости лёгких,

о

от

Е

Т

объёме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдается нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия. У многих детей недостаточно развиты пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей с нарушениями зрения являются уроки хореографии.

Эти занятия очень специфичны: они сочетают в себе средства музыкального, пластического, физкультурного, эстетического и художественного развития и образования. Занятия гармонично развивают фигуру, способствуют развитию музыкальной памяти, улучшению пространственной ориентировки, развивают координацию движений, закрепляя привычку двигаться раскованно и красиво, придают внешнему облику человека собранность и элегантность.

Сегодня идет поиск новых форм, методов, используемых в физическом воспитании детей с нарушениями зрения. Как утверждают М. В. Садовски и О. П. Асафайло [9], а также Т. В. Смурова [10], хореография оказывают благотворное действие не только на общую двигательную сферу, но и на органы зрения. Занятия улучшают кровообращение в тканях глаза, что способствует активизации обменных и трофических процессов и препятствует обострению и прогрессированию глазных патологических процессов.

Таким образом, проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о структуре и содержании процесса специаль-

ной физической подготовки детей с нарушениями зрения.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей с нарушениями зрения.

Предмет исследования: содержание методики адаптированной хореографии в процессе физического воспитания детей с нарушениями зрения.

Цель исследования: повышение физической и психологической подготовленности и адаптивных возможностей детей с глубокими нарушениями зрения средствами хореографии.

Задачи исследования.

1. Выявить роль и значение средств хореографии в процессе физической реабилитации слепых и слабовидящих детей.

2. Определить уровень физической подготовленности детей с нарушениями зрения.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику адаптированной хореографии, направленную на улучшение уровня физической и эмоциональной подготовленности детей с нарушениями зрения.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; тестирование; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе союза добровольцев России г. Омска. В педагогическом эксперименте принимали участие 10 школьников начальных классов, составляющих экспериментальную группу. Занятия проходили 3 раза в неделю по 45 минут каждое.

Результаты исследования. На основе всех исследований, проведенных ранее, нами была разработана методика адаптированной хореографии, включающая в себя три раздела, разработка

Методнка адаптированной хореографии

г РАЧДЕЛ1- 1

Темп; Изучен к ггэСлкн

ТЯНЦСЕДЛЬНЫХ ДВИЖСШП!

Основы ПСТОрНКО-бЫТоВОГО таща

Цель Ознжсмлоие с ¡наш

танцевального

искусства; рпгшпне навыков

ориентировки в пространств*

развтгше навыков общ«« в

коллективе

Задачи: постановка

корпуса, рук. ног м головы:

ЮУ1(»ТС танцецапгьнм:ч

двнжен и11 кторико-Зыяовых

танцев.

Средства: элементы классического и историк»-бытового ганца.

/Г РАЗДЕЛ II. ^

Пчученне ачоуш танцевальные двн+ении ОСНОВЫ РУССКОГО НарОДНОГО танца.

Цель: реввтптте координационным навыков; рянптк навыков ориентировки в пространстве рянтк мышечной силы; развитие чувства доверия к окружающие

Зздт: тучение танцевали«» днгамА русского народного танца «Ручеек». Средств«: элементы классического п русского вар ОДНОГО танцев

^ РАДЕЛ III, >

Тема: Изучена гно;кп танцевальных дв1<ж сн й. Основы эстрадного танца Цель: развитие координационные навыков чувства ритма, ловкости н точности дв1 «сенрвэвнп к вестибулярного аппарата. Зядяча: изучение танцевальных движений эстрадного танца, постановка номера кНарру» Средства: элементы классического и эстрадного танцев

Тестирование СОСТОЯНИЯ ДВНГОКЛЫЮП и ЭЬНИДОН&ПЬНОЙ у

обу чающимся

Рис. 1. Методика адаптированной хореографии для детей с нарушениями зрения

%

so

70 60 50 40 30 20 10 О

51,7

40,2

41,2

;

пышечная cima равновесие точность гтй кость коордшицж

двикенй

■ после эксперимента □ до эксгерименга

Рис. 2. Оценка уровня физической подготовленности детей с нарушениями зрения до и после педагогического эксперимента

Рис. 3. Оценка эмоционального состояния детей с нарушениями зрения после педагогического эксперимента

содержания каждого из которых учитывала следующие факторы:

— низкая степень физической подготовки учащихся;

— специфика детей с нарушениями зрения;

— небольшой срок обучения (6,5 недели — одна четверть);

— современные веяния культуры;

— медицинские ограничения физических нагрузок, связанные с конкретными зрительными патологиями;

— интересное для обучающихся наполнение.

Методика обучения адаптированной хореографии детей с глубокими нарушениями зрения разработана на основе педагогического опыта выдающихся педагогов-хореографов: А. Я. Вагановой [11], Н. П. Базаровой [12], М. В. Васильевой-Рождественской [13], Т. Б. Нарской [14], Д. В. Курникова [15] и других педагогов, также на опыте преподавания физической культуры слепым и слабовидящим детям — Р. Н. Азаряна [2 — 3], В. И. Никитина и Г. В. Поповой [16], а также Б. Г. Ивченкова [17].

Таким образом, учитывая все эти факторы, были подобраны адекватные методы и принципы обучения, представленные в методике адаптированной хореографии для слабовидящих детей (рис. 1).

Первоначально для оценки эффективности методики адаптивной хореографии для детей с нарушениями зрения нами была разработана группа тестов, оценивающая различные показатели учащихся.

Для оценки физической подготовленности были применены следующие тесты:

— изменения устойчивости (равновесия) и точности — проба Ромберга;

— изменения мышечной силы — показания динамометров;

— изменения моторики — показания автоматизированного комплекса оценки состояния, оценивающего время простой зрительно-моторной реакции, время реакции начала движения, время одиночного движения.

После внедрения в учебный процесс детей с нарушениями зрения методики адаптированной хореографии были получены значительные изменения в оценке уровня физической подготовленности испытуемых.

Результаты тестов показали значительное улучшение таких физических показателей, как мышечная сила, равновесие, точность движений, гибкость и координация (рис. 2).

Из полученных результатов видно, что время реакции начала движения снизилось с 0,06 с до 0,05 с, что свидетельствует об улучшении двигательной реакции. До педагогического эксперимента показатели устойчивости у 80 % испытуемых оценивались как «удовлетворительно», а после внедрения в учебный процесс методики адаптированной хореографии показатели значительно улучшились, у 76,7 % — оценка «хорошо», у 13,3 % — «отлично».

Для оценки изменений в психоэмоциональной сфере применялось анкетирование, включающее в себя вопросы, выявляющие отношение испытуемых к занятиям хореографией, их мнение о влиянии занятий адаптированной хореографией на улучшение общения с окружающими и навыков пространственной ориентировки и отражающие субъективную оценку самих занимающихся относительно данных сфер и их изменения в результате занятий (рис. 3).

о

от

Е

Т

В эмоциональной сфере также произошла положительная динамика — после проведения занятий происходило постоянное улучшение настроения обучающихся, они стали чувствовать себя увереннее и оценили свои навыки как значительно улучшившиеся. Так, у 71,1 % занимающихся улучшилось настроение после занятий адаптированной хореографией, интерес занятий отметили 69,8 % испытуемых, а положительное отношение к хореографии проявили 51,7 % опрошенных.

Выводы. Таким образом, анализируя полученные результаты, мы можем констатировать, что методика адаптированной хореографии для детей с глубокими нарушениями зрения является результативным и эффективным методом для развития и совершенствования двигательной и социокультурной реабилитации детей с нарушениями зрения, средством профилактики дефицита двигательной активности, катализатором социальной раскрепощённости. Данную методику можно использовать в течение всего учебного года, адаптируя под учебный процесс в рамках урока «Физическая культура».

Библиографический список

1. Скребицкий, А. И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе / А. И. Скребицкий. — СПб., 1903. — 124 с.

2. Азарян, Р. Н. Опыт внеклассной работы по физической культуре со слабовидящими школьниками / Р. Н. Азарян. — М. : ВОС, 1979. - 140 с.

3. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня / Р. Н. Азарян. — М. : ВОС, 1987. — 115 с.

4. Анисимова, Н. В. К вопросу адаптации, социализации и физической реабилитации воспитанников коррекционных образовательных учреждений / Н. В. Анисимова, Г. А. Сугробо-ва, Г. И. Сергеева // Известия ПГДИ им. В. Г. Белинского. — 2011. — № 24. — С. 531—534.

5. Ишмуратова, Р. М. Развитие физических качеств слабовидящих школьниц 11 — 12 лет / Р. М. Ишмуратова // Вестник ЮурГУ. — 2006. — № 3. — С. 24 — 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сермеев, Б. В. Физическое воспитание слабовидящих детей / Б. В. Сермеев. — М. : Просвещение, 1983. — 96 с.

7. Смурова, Т. С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подго-

товки и обучения танцам : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Смурова. — М., 2003. — 24 с.

8. Столбова, О. Г. Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние слабовидящих школьников 7—9 лет / О. Г. Столбова //Физическая культура. — Челябинск, 2001. — № 3. — С. 49 — 52.

9. Садовски, М. В. Танцтерапия как один из эффективных способов социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Садовски, О. П. Асафайло // Вестник ЮурГУ. — 2013. — № 2, т. 6. — С. 61—63.

10. Смурова, Т. С. Эффективность танцевальных занятий для повышения уровня физической подготовленности инвалидов по зрению // Теория и практика физической культуры / Т. С. Смурова. — 1998. — № 1. — С. 54 — 55.

11. Ваганова, А. Я. Основы классического танца /

A. Я. Ваганова. — М. : Искусство, 2011. — 192 с.

12. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова, В. П. Мей. — СПб. : Лань, 2006. — 240 с.

13. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Васильева-Рождественская. — М. : ГИТИС, 2005. — 387 с.

14. Нарская, Т. Б. Историко-бытовой танец : моногр. / Т. Б. Нарская. — Челябинск, 1996. — 124 с.

15. Курников, Д. В. Современная хореография как средство саморазвития личности / Д. В. Курников // Вестник НГПУ. — 2012. — № 2. — С. 87 — 90.

16. Никитин, В. И. Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников /

B. И. Никитин, Т. В. Попова. — Екатеринбург, 2001. — 96 с.

17. Ивченков, Б. Г. Эстетическое воспитание слабовидящих учащихся на занятиях ритмикой / Б. Г. Ивченков. — М. : ВОС, 1989. — С. 46 — 51.

САБАНЦЕВА Татьяна Виталиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры хореографии.

ХМЕЛЕВСКАЯ Кристина Игоревна, студентка гр. КНС-935-З-07 факультета культуры и искусств. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.03.2015 г. © Т. В. Сабанцева, К. И. Хмелевская

Книжная полка

ББК 75/Ш37

Шевелева, И. Н. Физическая культура студенток в профилактике нарушения репродуктивного здоровья : монография / И. Н. Шевелева, Ж. Б. Сафонова ; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 147 с. -ISBN 978-5-8149-1887-1.

В монографии представлен теоретико-методический материал по использованию средств физической культуры с целью профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток в процессе организованных и самостоятельных занятий. Рассмотрены анатомо-физиологические особенности женского организма, механизм оздоровительно-профилактического действия физических упражнений, представлены методы врачебно-педагогического контроля и оценки эффективности профилактической программы в контексте сохранения репродуктивного здоровья лиц женского пола. Для преподавателей физической культуры высших и средних учебных заведений и специалистов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.