Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности школьников на третьем уроке физической культуры средствами бального танца'

Развитие познавательной активности школьников на третьем уроке физической культуры средствами бального танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ 12-13 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE ACTIVITY / CHILDREN OF 12-13 YEARS OLD / PHYSICAL HEALTH / BALLROOM DANCING / ACTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удод Валерий Максимович, Борисенкова Екатерина Сергеевна

В статье представлены методические аспекты развития познавательной активности школьников 12-13 лет средствами бального танца, разработана программа работы с детьми на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе, показана необходимость в повышении двигательной активности детей школьного возраста с целью укрепления их физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удод Валерий Максимович, Борисенкова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cognitive activity of student at the third lesson of physical culture by means of ballroom dancing

The article presents methodological aspects of development of cognitive activity of students of 12-13 years old by means of ballroom dancing. The program of work with children of 12-13 years old at the third lesson of physical culture in a general secondary school is elaborated, cover the necessity of physical activity increase for children, strengthening their physical health.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности школьников на третьем уроке физической культуры средствами бального танца»

УДК 371.037.1:793.3 ББК 74.200.54:85.325.6

Удод Валерий Максимович

заведующий кафедрой теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Борисенкова Екатерина Сергеевна кандидат педагогических наук кафедра теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Udod Valery Maximovich Head of Department of theory and methodics of dance sport and ballet pedagogics Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk Borisenkova Ekaterina Sergeevna Candidate of Pedagogics Chair of Theory and methodics of dance sport and ballet pedagogics Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk ekboris24@mail.ru Развитие познавательной активности школьников на третьем уроке физической культуры средствами бального танца Development of cognitive activity of student at the third lesson of physical culture by means of ballroom dancing В статье представлены методические аспекты развития познавательной активности школьников 12-13 лет средствами бального танца, разработана программа работы с детьми на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе, показана необходимость в повышении двигательной активности детей школьного возраста с целью укрепления их физического здоровья.

The article presents methodological aspects of development of cognitive activity of students of 12-13 years old by means of ballroom dancing. The program of work with children of 12-13 years old at the third lesson of physical culture in a general secondary school is elaborated, cover the necessity of physical activity increase for children, strengthening their physical health.

Ключевые слова: познавательная активность, школьники 12-13 лет, физическое здоровье, бальный танец, деятельностный подход.

Key words: cognitive activity, children of 12-13 years old, physical health, ballroom dancing, active approach.

В последнее время всё больше людей разного возраста проявляют интерес

к бальным танцам. Бальные танцы охватывают самую массовую аудиторию и являются одной из популярных форм досуга, поскольку притягательная сила танца очень велика. Занимаясь танцем, человек развивает не только физические качества, но и психические процессы - такие как память, внимание, мышление. Наравне с приобретением осанки, танцевальных навыков, умения ритмично двигаться, слушать и понимать музыку, танец способствует развитию трудолюбия, ответственности и других нравственных качеств. Через смысловое содержание танца, через танцевальную культуру происходит расширение кругозора знаний занимающихся.

В условиях реформирования всей системы образования, процесс обучения в общеобразовательной школе невозможен без целостного изучения познавательной активности учащихся, рассмотрения сфер деятельности, способствующих эффективному развитию познавательной активности учащихся. Причём, сегодня уже существует немало инструментария для развития познавательной активности обучающихся. Однако, в условиях постоянного увеличения объёма теоретической информации школьников, фундаментализации предлагаемых знаний, следует отметить, что происходит снижение двигательной активности учащихся, которое отнюдь не способствует укреплению здоровья школьников, и, как следствие, отмечается потеря интереса к учению. Поэтому следует искать новые, наиболее эффективные пути развития познавательной активности школьников, повышения уровня их любознательности. В связи с обозначенными аспектами, данная тема представляется высоко актуальной в современном образовательном социуме.

М.В. Антропова в своём исследовании «Образование и здоровье школьников» пишет, что работоспособность детей среднего школьного возраста, напрямую зависит от такого фактора, как уровень двигательной активности. Должно происходить рациональное сочетание теоретической и практической

учебной деятельности [1, с. 41-43]. Если школьник 12-13 лет достаточно подвижен, происходит регулярная смена деятельности, то функционирование всех систем организма улучшается, а значит, повышается активность в учении.

Двигательная активность человека - одно из необходимых условий поддержания его оптимального функционального состояния, это естественная биологическая потребность человека, обеспечивающая физическое здоровье. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человеческого организма возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на организм взрослого, и уж тем более на формирующийся организм ребенка. Следовательно, из-за усталости от однообразной деятельности, характеризующейся только накоплением теоретических знаний, сведений и фактов снижается и активность учащихся в познании.

Исследования показали, что сегодняшние школьники более двух третей времени находятся в статическом положении, т.е. сидят за партой или учебным столом, что приводит к негативным последствиям в молодом организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряженном умственном труде, - это активный отдых от учебных занятий или организованная физическая деятельность. Хронический дефицит двигательной активности школьников, сложная экологическая обстановка тормозят нормальное физическое развитие детей, угрожая их здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Исходя из этих предпосылок, Министерство образования России инициировало введение третьего урока физкультуры в общеобразовательных учреждениях. Однако, на сегодняшний день, отмечается недостаточность программ по организации и проведению дополнительного урока физкультуры.

Вместе с тем, даже те, имеющиеся два урока физической культуры не находят должного интереса у школьников, так как утвердившаяся практика про-

ведения уроков далека от действительности современной жизни. Дети стали более прагматичны, им хочется получать знания и умения, которые в последствие ими будут использованы в повседневной жизни. Исходя из этого, построение урока физической культуры на материале бального танца для детей 12-13 лет представляется наиболее предпочтительным.

Более того, исходя из реалий практической деятельности, видно, что третий урок физической культуры «не входит» в расписание, поскольку во многих школах лишь один спортивный зал. А занятия бальным танцем можно проводить и в актовом зале школы, который зачастую пустует.

Сегодня в нашем обществе термин «танец» ассоциируется с художественным произведением, построенным по законам драматургии и с филигранной техникой исполнения танцевальных элементов. Но ведь всем известно, что «высокая» хореография базируется на утилитарной, повседневной хореографии, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Любой человек, однажды начавший двигаться под музыку (танцевать) может сказать, что это изменило его жизнь. Изменило не только манеру двигаться, пластику, но и отношение к жизни, к себе. Вселило уверенность в своих действиях.

В современной жизни такая активность становится востребованной и популярной. Поэтому, согласно представленной нами программе развития познавательной активности школьников 12-13 лет на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе средствами бального танца, мы обращаем внимание на:

- содержание и историю бальных танцев;

- характерные костюмы для каждой программы бального танца;

- музыкальное сопровождение конкретного танца;

- известных исполнителей бальных танцев;

- способы перемещения по «танцполу» с использованием элементарных двигательных действий;

- то, как приглашая на танец даму и благодаря её за танец, молодые люди воспитывают в себе уважительное отношение друг к другу;

- освоение элементарных правил поведения в обществе.

Сегодня, в век стремительно развивающейся коммуникации, детям 12-13 лет хочется всё осваивать быстро, легко, непринужденно, красиво и с наименьшими затратами. И все же, основное преимущество танцев над занятиями физической культурой заключаются в том, что, танцуя, учащиеся среднего звена общеобразовательной школы отдыхают душой и телом, избавляются от стресса и пасмурного настроения, даже снижают уровень агрессивности по отношению к окружающим, заряжаются позитивными эмоциями, начинают смотреть на мир «по-другому». Танцы, в отличие от общеразвивающих и специальных упражнений физической культуры, укрепляют мышцы тела, не перегружая их, улучшая координацию движений, развивая гибкость и подвижность, поддерживая нормальный вес. И учитывая тот фактор, что бальный танец находится на стыке спорта и искусства, он является прекрасным средством разностороннего развития личности школьника на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе.

В.А. Беликов в своих работах указывает на то, что деятельностный подход является наиболее значимым в развитии познавательной активности учащихся, когда чётко прослеживается последовательность от осознания поставленной цели деятельности до оценки полученного результата [2].

Обобщая опыт ряда учёных, покажем, какие виды познавательной активности выделяют [2; 4; 5]:

- воспроизводящую активность, проявляющуюся в стремлении обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу;

- интерпретирующую активность, характеризующуюся в стремлении выявить смысл изучаемого материала, проникнуть в его сущность, овладеть способами применения полученных знаний на практике в изменённых условиях;

- творческую активность, определяющую новые пути и способы получения, объяснения и применения знаний в деятельности.

Эти виды познавательной активности нашли своё отражение в программе работы с детьми на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе.

Разработанная нами авторская программа состоит из следующих разделов по бальному танцу:

- теоретическая подготовка детей среднего звена общеобразовательной школы по бальному танцу;

- изучение танцев европейской программы;

- изучение танцев латиноамериканской программы.

Данная программа предусматривает изучение предложенного материала в течение трёх лет (5, 6, 7 классы). Учебно-тематический план рассчитан на 28 дополнительных уроков физической культуры в год (по одному часу в неделю).

Таблица 1 - Учебно-тематический план программы работы с детьми среднего звена общеобразовательной школы на третьем уроке физической культуры

Разделы программы 5 класс 6 класс 7 класс

Теоретическая подготовка 2ч 4 4ч

Изучение танцев европейской программы 12ч 10ч 10ч

Изучение танцев латиноамериканской программы. 14ч 14ч 14ч

Итого за учебный год: 28ч 28ч 28ч

Теоретическая подготовка школьников 12-13 лет подразумевает формирование определённых знаний по специфике и терминологии танцевальноспортивного искусства.

Разделы «изучение танцев европейской и латиноамериканской программы» включают в себя овладение практическими умениями и навыками по следующим танцам: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп, ча-ча-ча, самба, мамба, румба, пасодобль, джайв.

Следует отметить, что изучение элементов бальных танцев способствует эффективному формированию двигательной и музыкально-ритмической координации школьников, формирует мировоззрение учащихся.

Непосредственными методами развития познавательной активности учащихся 12-13 лет на третьем уроке физической культуры в общеобразовательной школе являются:

- рефлексивно-двигательные методы;

- идеомоторные методы;

- музыкально-ритмические методы.

Как видно из содержания разработанной программы, овладение широким спектром двигательной деятельности, изучение теоретических основ бальных танцев способствует развитию познавательной активности учащихся за счёт вида деятельности, активных форм организации учебных занятий.

Данная программа предусматривает и подготовку к школьным мероприятиям, приуроченным к празднованию Дня Учителя, Нового года, Международного женского дня и 23 февраля, а также Дня Победы в Великой отечественной войне.

Изучив труды ряда исследователей по данному вопросу [1-6], а также обобщив опыт собственной практической деятельности, следует отметить, что третий урок физической культуры является оптимальной организационной формой развития познавательной активности учащихся 12-13 летнего возраста. А эффективным средством развития познавательной активности является использование бального танца, поскольку он сочетает в себе физическое и духовное совершенство, и является прекрасным средством гармонизации личности учащегося среднего звена общеобразовательной школы.

Библиографический список

1. Антропова, М.В. Образование и здоровье школьников: метод. рек. [Текст] / М.В. Антропова. - М. - 1998. - 131 с.

2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография [Текст] / В.А. Беликов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 357 с.

3. Культура здоровья: учеб. пособие для специалистов по оздоровительной физической культуре [Текст] / сост. В.И. Осик, А.В. Плешкань, Н.И. Дворкина и др.; Кубанский ГУФК. - Краснодар: Кубанский ГУФК, 2007. - 144 с.

4. Найн, А.Я. Моделирование готовности учителя к формированию познавательной активности обучающихся [Текст] / А.Я Найн // Обучаться, учиться. - 1999. - №3. - С. 12-17.

5. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под. ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский дом «Восток», 2003. - 274 с.

6. Соковикова, Н.В. Учитель танцев - это деятельность искусства или образования? [Текст] / Н.В. Соковикова // Сибирский педагогический журнал. -2005. - №5. - С. 203-208.

Bibliography

1. Antropova, M.V. Education and health of school students: methodological recommendations [Text] / M.V. Antropova. - Moscow. - 1998. - 131 p.

2. Belikov, V.A. Philosophy of personality education: activity aspect: monograph [Text] / V.A. Belikov. - Moscow: VLADOS, 2004. - 357 p.

3. Health culture: teaching guide for specialists in the area of health-improving physical culture [Text] / author V.I. Osik, A.V. Pleshkan, N.I. Dvorkina and others; Kuban State University of Physical Culture. - Krasnodar: Kuban State University of Physical Culture, 2007. - 144 p.

4. Nein, A.Ya. Modeling of the teacher's preparedness to formation of cognitive demands among students [Text] / A.Ya. Nein // Study, learn. - 1999. - №3. - P. 12-17.

5. Pedagogical Encyclopedia: actual concepts of the modern pedagogics [Text] / edited by N.N. Tulkibaeva, L.V. Trubaichuk. - Moscow: Publishing House “Vostok”, 2003. - 274 p.

6. Sokovikova, N.V. Dance teacher - is it artistic or educational activity? [Text] / N.V. Sokovicova // Siberian Pedagogical Magazine. - 2005. -№5. - P. 203-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.