Научная статья на тему 'Роль спортивного клуба в совершенствовании подготовки современного учителя'

Роль спортивного клуба в совершенствовании подготовки современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова А. В.

В статье в контексте современных задач подготовки учителя рассматриваются возможности её совершенствования в условиях самодеятельных студенческих объединений. Одним из них является спортивный клуб. Представлены классификация и основные принципы деятельности спортивных клубов. Раскрыто содержание их работы на примере студенческого спортивного клуба «Олимпия» Мурманского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль спортивного клуба в совершенствовании подготовки современного учителя»

РОЛЬ СПОРТИВНОГО КЛУБА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

© Кириллова А.В.*

Мурманский государственный педагогический университет, г. Мурманск

В статье в контексте современных задач подготовки учителя рассматриваются возможности её совершенствования в условиях самодеятельных студенческих объединений. Одним из них является спортивный клуб. Представлены классификация и основные принципы деятельности спортивных клубов. Раскрыто содержание их работы на примере студенческого спортивного клуба «Олимпия» Мурманского государственного педагогического университета.

Ведущим фактором экономического и социального прогресса человечества является уровень его духовного развития, состояния культуры, науки, просвещения. Известно, что материальное благосостояние общества, его экономическая мощь, социальная стабильность определяются уровнем духовности и нравственности его членов, развитостью их гражданского сознания.

Как свидетельствует проведённое исследование, в настоящее время обострилась наметившаяся в предыдущие годы негативная тенденция снижения духовной, нравственной составляющей личности, понижения интереса к учению, интеллектуальному развитию. В этой связи становится очевидной необходимость обратить особое, первостепенное внимание к проблемам образования и воспитания молодежи и к деятельности учителя, к его профессиональной подготовке.

В научно-педагогической литературе отмечается, что, несмотря на модернизацию системы высшего педагогического образования, по-прежнему немало тех, кто считает, что главное в подготовке будущего учителя

- сообщить ему сумму знаний, составляющих содержание того предмета, который он будет преподавать. При этом в значительно меньшей степени уделяется внимание вопросам становления личности будущего учителя, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общепедагогическими знаниями и умениями на серьезной психологической и физиологической основе [3, с. 59].

В действительности же содержание учебного предмета реализуется в школе только через личность учителя. В решении вопросов его подготовки в современных условиях акцент сделан на компетентностных формах этой ра-

* Ассистент кафедры Теории и методики физического воспитания и спорта

боты. Однако реальное положение дел свидетельствует о том, что зачастую выпускники педагогических вузов не готовы к решению профессиональных задач, на что, в первую очередь, ориентирован компетентностный подход.

Это обусловлено рядом причин, среди которых и сокращение времени на различные виды практики студентов педагогических вузов. Перестала, в частности, проводиться непрерывная педпрактика, прекратила своё существование общественно-педагогическая практика, имевшие место ещё в недавнем прошлом отечественного педагогического образования. В этой ситуации уповать на те несколько уроков и мероприятий, которые проводит студент во время учебно-воспитательной и стажёрской видов практик, выглядит по меньшей мере необоснованным. И по-прежнему актуальной является задача поиска путей совершенствования профессиональнопедагогической подготовки будущего учителя.

Как показывают имеющиеся исследования [6], значительные возможности для формирования профессиональной культуры будущего педагога заложены в сфере досуга студентов педагогического вуза. Её справедливо называют ресурсом совершенствования профессионально-педагогической подготовки. При этом под ресурсом досуговой сферы для повышения качества профессионально-педагогической подготовки понимаются те средства, виды досуговой деятельности, возможности и источники внеучебной активности студентов педагогического вуза, которые способствуют развитию профессионально значимых качеств личности будущего учителя [6, с. 24]. Эта точка зрения разделяется и в данной работе, где в качестве одной из форм организации студенческого досуга ниже рассматривается спортивный клуб.

Идея клубной работы увлекала многих передовых педагогов как в прошлом (П.П. Блонский, Ф.Ф. Королев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко), так и в настоящем времени (Ю.Ю. Бойцов, Л.Г. Брылеева, В.В. Воробьев, Т.И. Лагутина, В.И. Плоткин, Е.В. Сазонов, Б.А. Терехова, В.И. Столяров, А.А. Перевозников и др.). В их исследованиях раскрыт воспитательный потенциал клубных форм работы, способствующих творческому развитию детей на основе самовыражения, самореализации и самоутверждения.

Обращение к истории самого понятия «клуб» свидетельствует о его динамике и определённой степени трансформации. В самом начале ХХ века, как свидетельствует словарь В.И. Даля (1905 г.), клуб - это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении, для беседы и увеселений; есть и политические клубы, общества, товарищества. В словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.И. Шведовой (1999 г.) понятие «клуб» рассматривается как общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий. Полонский В.М. в словаре по образованию и педагогике пишет: клуб

- учреждение дополнительного образования, в деятельности которого

преобладают образовательные программы, объединяющие на добровольной основе различные группы детей для совместной деятельности и общения, отдыха и развлечений (клубы туристов, юных моряков, семейные клубы и т.д.), самодеятельные объединения школьников и студентов в различных учебных заведениях, также клубы по месту жительства [4, с. 125].

При всех отличиях в толковании понятия сохраняется, тем не мене, понимание основного значения клубов - реализация интересов, потребностей личности.

Следует отметить, что единой классификации клубов не существует. В исследовании В.В. Воробьева представлена классификация клубов на основе двух признаков: 1. принадлежности к образовательному учреждению и возрасту обучающихся (детско-юношеский, молодежный и студенческий клубы); 2. уставных задач, функций и содержания работы клуба (физкультурно-спортивный, спортивный и спортивно-технический клубы) [1, с. 60]. Из данной классификации клубных форм работы нас интересует деятельность, прежде всего, студенческого спортивного клуба.

Толковый словарь спортивных терминов трактует понятие «спортивный клуб» следующим образом: «это общественная или частная организация, объединяющая спортсменов, физкультурников, любителей спорта. Существуют клубы, культивирующие большинство наиболее распространенных в стране видов спорта, и клубы, специализированные по одному или нескольким родственным видам спорта» [5, с. 152].

Таким образом, студенческий спортивный клуб (ССК), являясь общественной организацией, осуществляет физкультурно-спортивную работу в вузе во внеучебное время. Причем проводит эту работу не только со студентами, но и с преподавателями, аспирантами, сотрудниками вуза. Спортивный клуб организует и ведет занятия в секциях общей физической подготовки, группах здоровья, спортивных секциях по отдельным видам спорта, а также участвует в общеинститутских и межвузовских спортивно-массовых мероприятиях [2, с. 3].

Анализ имеющихся исследований по проблеме позволил нам выделить основные принципы, на которых строится вся деятельность ССК:

1. Принцип общественной значимости, осуществление которого реально лишь тогда, когда в каждом мероприятии, занятии планируется конкретный результат.

2. Принцип самодеятельности. Важным проявлением этого принципа является организация всей клубной деятельности на основе самоуправления.

3. Принцип индивидуального подхода отражает специфическую особенность клуба как добровольного воспитательного учреждения, организующего студентов в свободное время.

4. Принцип занимательности предполагает организовать досуг студентов, создав при этом атмосферу заинтересованности и эмоциональности.

5. Принцип насыщенной клубной деятельности, реализация которого предполагает создание реальных возможностей для развития студентов.

Рассмотрим деятельность ССК на примере СК «Олимпия» Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ). Спортивный клуб в Мурманском государственном педагогическом, на тот момент, институте был организован при участии коллектива физкультуры в 1956 г. Однако паспорт ССК получил только 4 января 1964 г. Основателем и первым председателем ССК был заведующий кафедрой физического воспитания МГПИ Владимир Иванович Мазуревич, чье имя спортивный клуб носил вплоть до 25 мая 2005 г. Впоследствии на заседании совета спортивный клуб МГПУ имени В.И. Мазуревича был переименован в СК МГПУ «Олимпия».

Целью работы СК МГПУ «Олимпия» является формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, к здоровому образу и стилю жизни, физическому самосовершенствованию и самовоспитанию, к потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Основными задачами деятельности клуба являются: пропаганда здорового образа и стиля жизни среди студенческой молодежи; организация досуга студентов; развитие и популяризация видов спорта; предоставление возможности самореализации через спортивную деятельность. Эти положения отражены в Уставе ССК.

СК МГПУ «Олимпия» осуществляет такие формы деятельности, как учебно-методическая, спортивная работа, пропаганда здорового образа жизни, привитие методических и гигиенических навыков, создание и развитие материальной базы, подготовка квалифицированных педагогических кадров. СК организует работу секций по следующим видам спорта: лыжные гонки, баскетбол (юноши, девушки), волейбол (юноши, девушки), настольный теннис, фитнесс-аэробика, оздоровительная аэробика, плавание, легкая атлетика, футбол, атлетическая гимнастика, шахматы. В этих секциях занимается ежегодно более 320 студентов МГПУ, причем не только обучающихся на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности, но и на других факультетах нашего университета.

Для популяризации спорта и проведения активного досуга студенческой молодежи СК МГПУ «Олимпия» организует и проводит большое количество спортивных мероприятий внутри вуза: личное первенство среди студентов по легкой атлетике, настольному теннису, силовому многоборью, лыжным гонкам; Кубок первокурсников; Первенство МГПУ по баскетболу, волейболу, мини-футболу; соревнования среди факультетов

по общей физической подготовке; товарищеские встречи между преподавателями и студентами по видам спорта, «День здоровья» для студентов первого курса и др. Важным условием работы спортивного клуба, активно влияющим на формирование профессионально значимых качеств личности будущих учителей, является то, что все мероприятия организуются при непосредственном и деятельном участии самих студентов. При этом сохраняется доверительный, равноправный стиль взаимоотношений педагогов и обучающихся.

Таким образом, студенческий спортивный клуб представляет собой добровольное, открытое, самоуправляемое, вариативное по своему содержанию объединение, которое не только создает оздоровительно-воспитательную среду, но и является для студентов одной из культурных ниш, включающих в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное и информационное окружение.

В спортивном клубе создаются условия для роста, становления, интеграции и реализации в процессе занятий в секциях, организации и проведения студентами спортивно-массовых мероприятий, участия в соревнованиях различного ранга профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, а также происходит преобразование будущем учителем своего внутреннего мира. И хотя студенческий спортивный клуб не ставит в качестве задачи своей деятельности развитие основных профессионально значимых качеств личности педагога, тем не менее, активно способствует формированию педагогической культуры будущих учителей.

Список литературы:

1. Воробьев В.В. Клубы, какие они есть // Физическая культура в школе. - 1998. - № 6. - С. 60-61.

2. Никулин А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук : 13.00.01 / А.В. Никулин. - М., 2008. - 25 с.

3. Пискунов А. И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 59-63.

4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.

5. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Около 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М.: СпортАка-демПресс, 2001.

6. Черник В.Э. Студенческий досуг как ресурс и форма скрытого образования в подготовке учителя // Наука и Школа. - 2009. - № 2. - С. 24-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.