Научная статья на тему 'РОЛЬ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / НАГРУЗКА / СПОРТ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахметова Г.Н., Переверзева Н.В., Гасанов Е.К., Фадеева О.Ю., Джакипбаева Р.А.

Понятие «образ жизни» - многогранно, поскольку оно характеризует все стороны человеческой жизнедеятельности, главные ее аспекты: общественно-исторический, социально-классовый, индивидуальный. Образ жизни - это способ создания условий жизни, более общее, нежели жизнедеятельность людей, понятие, имеющее выраженную социальную направленность. Его следует рассматривать как процесс производства жизни определенного социального типа личности, ее развития. Каждое средство, применяемое в определенных условиях, оказывает нагрузку на организм. В зависимости от вида и характера спортивных упражнений, методов и количества работы, условий, в которых она выполняется, нагрузка может быть большей или меньшей, воздействовать на весь организм в целом или только на некоторые органы, системы и мышечные группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPORTS IN THE MODERN LIFESTYLE OF STUDENTS

The concept of "way of life" is multifaceted, since it characterizes all aspects of human life, its main aspects: socio-historical, socio-class, individual. Lifestyle is a way of creating living conditions, more General than the life of people, the concept that has a pronounced social orientation. It should be considered as a process of production of life of a certain social type of personality, its development. Each tool used in certain conditions, has a load on the body. Depending on the type and nature of exercises, methods and amount of work, the conditions in which it is performed, the load may be greater or less, affect the entire body as a whole or only some organs, systems and muscle groups.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

УеБШк КагЫМУ №3-2020

УДК 304.3

Роль спорта в современном образе жизни студентов

Г.Н. Рахметова, Н.В. Переверзева, Е.К. Гасанов, О.Ю. Фадеева, Р.А. Джакипбаева, А.Ж. Камбарова, Ф. Кален, Ж. Бауыржан

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Кафедра физической культуры

Понятие «образ жизни» — многогранно, поскольку оно характеризует все стороны человеческой жизнедеятельности, главные ее аспекты: общественно-исторический, социально-классовый, индивидуальный. Образ жизни — это способ создания условий жизни, более общее, нежели жизнедеятельность людей, понятие, имеющее выраженную социальную направленность. Его следует рассматривать как процесс производства жизни определенного социального типа личности, ее развития. Каждое средство, применяемое в определенных условиях, оказывает нагрузку на организм. В зависимости от вида и характера спортивных упражнений, методов и количества работы, условий, в которых она выполняется, нагрузка может быть большей или меньшей, воздействовать на весь организм в целом или только на некоторые органы, системы и мышечные группы. Ключевые слова: образ жизни, личность, нагрузка, спорт, активность

Актуальность

Основной чертой образа жизни выступает свободная, активная деятельность членов общества, которая стремится перейти на киберуровень. Важнейшими чертами современного образа жизни студентов являются спортивное развитие, интеллектуальная и научная деятельность, демократия, интернационализм, оптимизм. Именно для всестороннего развития личности студента необходимо в виде единой системы осуществлять разные виды воспитания: спортивное, научное, нравственное и эстетическое. Причем современные авторы, исследующие данную проблему, отмечают, что чем лучшие условия современное общество создает для всестороннего развития личности студентов, тем шире возможности для проявления их индивидуальности: содержание и критерии всестороннего развития личности определяющие структуру, направление и главную цель спортивного и физического воспитания [1]. Цели и задачи исследования

Выяснить значение спорта в образе жизни студентов и современной молодежи.

Задачи: 1) Провести анкетирование субъектов, с последующим расчетом статистических показателей; 2) Провести полунатурный эксперимент среди студентов, обучающихся дистанционно на кафедре физической культуры НАО КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова (далее КазНМУ); 3) Вывести корреляционную зависимость между

дистанционным образованием и спортивным образом жизни у студентов.

Материал и методы исследования

С целью выяснения значения спорта в образе жизни современной молодежи первоочередно было проведено анкетирование 137 студентов КазНМУ с различных факультетов, которые обучаются на 1, 2 и 3 курсах соответственно. Для проведения полунатурного эксперимента был использован метод эмпирического исследования, а также были выделены две группы студентов: опытная (24) и контрольная (12). Далее с помощью гипотетико-дедуктивного метода эксперты и лекторы кафедры физической культуры вывели корреляционную зависимость. Результаты исследования

В анкетировании приняли участие 137 студентов, из которых 35 представителей мужского пола и 102 женского. Необходимо отметить, что средний возраст опрошенных составил 19 лет - наиболее активный период жизни человека. Из 137 опрошенных студентов 92% положительно отнеслись к занятиям спортом, причем подавляющее большинство (85%) считают, что они необходимы студентам во все периоды жизнедеятельности. Однако, нами было зафиксировано, что в период дистанционного образования спортивная активность студентов значительно снизилась. Наблюдаемая картина показала полиномиальную регрессию физической активности студентов, в частности 3 курса обучения (см. результаты на рисунке 1).

Рисунок 1 полиномиальная регрессия физической активности студентов

Учитывая расчет Т-критерия Стьюдента и анализ прочих статистических коэффициентов нами были получены следующие данные: Стандартное отклонение составило 36.76; Дисперсия по общепринятой формуле расчета отклонения

имела значение 135.1; Т-критерий Стьюдента составил 0,765. Таким образом полученные коэффициенты регрессии являются статистически значимыми. Все результаты были интегрированы в рисунке 2:

Вестник КазНМУ №3-2020

ТЕг/ ■¡ш?

1 26.965 1 23.084

«зэ «ЕВ

<3»

1 90.2 1

образец

население

данные1 данные2

максимальная со

данныеЗ

Рисунок 2 Результаты коэффициентов регрессии

Это позволяет нам говорить о положительной корреляции и соответственно высокой значимости спорта в жизнедеятельности студентов. Нами также было выявлено, что занятия массовыми формами спорта не мешают учебе, поскольку студенты-спортсмены успешно справляются с учебным планом. Исходя из результатов полунатурного эксперимента эмпирическим методом, который включал в себя целенаправленное наблюдение, фиксацию и анализ сведений, можно говорить о том, что опытная группа, состоящая из 24 студента (полная учебная группа), которая

ежедневно занималась стандартными физическими упражнениями в течение семестра показала на промежуточной аттестации более высокие баллы. В частности, они получали от 85 и выше. А контрольная группа, состоящая из 12 студентов (полная учебная подгруппа), которая не занималась даже утренней зарядкой не показала высоких результатов, то есть их баллы не только не изменились, но и несколько ухудшились. Во втором случае они не получали выше 90 баллов, что является единичным показателем. Эти данные интегрированы в рисунке 3:

¡Текущие баллы ■Аттестация ■ Диф.зачет Рисунок 3 Влияние спорта на академическую успеваемость

То есть, спорт непосредственно влияет на всестороннее развитие личности студента, повышает его академическую успеваемость и формирует социальную активность. Поэтому в ряде других исследований из ближнего зарубежья спорт характеризуется как фактор социальной активности и формирования социального облика современной молодежи [2]. Также нами было отмечено, что студенты из опытной группы чаще занимали места на различных конкурсах и конференциях, что в очередной раз доказывает высокий уровень положительной корреляционной зависимости между дистанционным образованием и спортивным образом жизни у студентов. Тем не менее, зарубежные авторы отмечают в своих исследованиях появление у таких студентов творческой активности [3]. Выводы и перспективы

Полученные в ходе нашего исследования данные имеют статистическое значение, не только дополняя отечественные

и зарубежные разработки в этой области, а также раскрывают возрастные изменения адаптации к спортивным мероприятиям. Нами было выявлено, что одним из условий проявления активности личности являются и двигательные потребности, формирующие спортивную активность молодежи в свободное от учебной деятельности время, а также, что физическая активность студентов данной возрастной группы положительно влияет на академическую успеваемость. Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что спорт занимает важнейшее и постоянное место в образе жизни студентов и молодежи в целом. В перспективе необходимо выделить отдельное место участию в различных научных конференциях и спортивных соревнованиях, где студенты, занимающиеся специализированными спортивными упражнениями могут показать высокие результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Epifanov V.A. Medical physical culture. - М: GEOTAR-Media, -2016. - №4. - Р. 346-342.

2 Михайлова A.A., Петрова М.С., Петрова В.В. Технологии контроля за состоянием организма спортсменов и лиц,

активно занимающихся спортом // Здоровая семья — здоровое поколение. - 2011. - №1. - С. 49-61. Petrova V.V, Fomkin P.А., Mikhailova А.А., et al. Modern approaches to monitoring the condition of organism of students engaged in sports activities, //IN: - Rehabilitation and sanatorium treatment. - 2017. - №2. - 88 р.

3

Г.Н. Рахметова, Н.В. Переверзева, Е.К. Гасанов, О.Ю. Фадеева, РА Джакипбаева, A.Ж. Камбарова, Ф. Кален, Ж. Бауыржан

СТУДЕНТТЕРД1Н, КДЗтП 0М1Р СAЛТЫНДAFЫ СПОРТТЫН, Р0Л!

Тушн: "0мiр салты" yFымы теп кырлы, eйткенi ол адам eм¡р¡н¡н, барлык жактарын, онын басты аспектшерЫ сипаттайды: KOFамдык-тарихи, элеуметтiк-таптык, жеке. 0мiр салты-бул адамдардын eмiр сYруiне караFанда, eмiр суру жаFдайын жасау тэсЫ, айкын элеуметтiк баFыттаFы уFым. Оны тулFанын белгiлi б i р элеуметтк тYрiнiн eмiр суру процеа, онын дамуы ретiнде карастыру керек. Белгл б i р жаFдайларда

колданылатын эрбiр курал денеге жуктеме бередi. ЖаттыFулардын тYрi мен сипатына, жумыс эдiстерi мен санына, орындалатын жаFдайларFа байланысты жуктеме улкен немесе аз болуы мYмкiн, бYкiл аFзаFа немесе тек кейбiр аFзаларFа, жуйелер мен булшыкет топтарына эсер етуi мYмкiн. ТYЙiндi сeздер: eмiр салты, жеке тулFа, жуктеме, спорт, белсендшк

G.N. Rakhmetova, N.V. Pereverzeva, E.K. Gasanov, O.Yu. Fadeeva, R.A. Djakypbaeva, A.J. Kambarova, F. Kalen, J. Bauyrzhan

THE ROLE OF SPORTS IN THE MODERN LIFESTYLE OF STUDENTS

Resume: The concept of "way of life" is multifaceted, since it characterizes all aspects of human life, its main aspects: socio-historical, socio-class, individual. Lifestyle is a way of creating living conditions, more General than the life of people, the concept that has a pronounced social orientation. It should be considered as a process of production of life of a certain social type of personality,

its development. Each tool used in certain conditions, has a load on the body. Depending on the type and nature of exercises, methods and amount of work, the conditions in which it is performed, the load may be greater or less, affect the entire body as a whole or only some organs, systems and muscle groups. Keywords: lifestyle, personality, load, sport, activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.