Научная статья на тему 'Роль специальных видов фанерной продукции в развитии отрасли'

Роль специальных видов фанерной продукции в развитии отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль специальных видов фанерной продукции в развитии отрасли»

локнистые плиты средней плотности (МДФ), являющиеся эффективным конструкционным материалом столярно-строительных изделий и производства мебели (фасадные элементы, погонаж, столешницы и др.). Производство этих плит в России началось сравнительно недавно и осуществляется на данный момент лишь на 2 предприятиях. На сегодняшний день потребность отечественной, в том числе и башкирской мебельной промышленности в плитах МДФ более чем на 90 % удовлетворяется за счет импорта.

В соответствии с соглашением между Республикой Башкортостан и Провинцией Ляонин Китайской Народной Республики «О торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве в 1999 - 2000 годах» начата реализация совместного проекта с фирмой «Шеньянская корпорация тяжелого машиностроения» по организации производства древесноволокнистой плиты средней плотности (МДФ) с годовым объемом 38,8 тыс. м3. При этом решение о размещении этого производства в ОАО «Уфимский фанерно-плитный комбинат» (также входящего в структуру холдинговой компании) не нарушает существующих коммуникационных и технологических связей действующих про-

изводств фанеры и ДВП. Получение первой продукции плит МДФ намечено на конец 2001 г. Строительство этого современного высокотехнологичного комплекса не только повысит эффективность работы лесопромышленной отрасли (путем вовлечения в оборот более 100 тыс. м3 низкотоварной древесины), но и даст импульс для экономического развития мебельного производства в Башкортостане. По предварительным расчетам годовая потребность мебельных предприятий республики в этом материале оценивается в 10 - 12 тыс. м3.

Таким образом, развитие деревообрабатывающей промышленности с увеличением объемов выпуска фанеры и древесных плит, а также выпуска новых специализированных производств, отвечающих современным требованиям по качеству и ассортименту, является первостепенной задачей для лесопромышленного комплекса республики, решение которой повлечет за собой увеличение товарооборота, даст импульс к восстановлению платежеспособности предприятий, приведет к снижению оттока из Республики Башкортостан финансовых, в том числе валютных, средств.

РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ ФАНЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ В РАЗВИТИИ ОТРАСЛИ

М.В. БИРЮКОВА, аспирант кафедры экономики и организации обрабатывающих отраслей

промышленности

К специальным видам фанерной продукции относятся: фанера большеформатная, фанера огнезащищенная, ламинированная, опалубочная, бакелизированная, декоративная, гнутоклееные и плоскоклееные заготовки, столярные плиты и другие клеёные слоистые материалы со специальными свойствами. Однако эти виды фанерной продукции занимают незначительный удельный вес в общем объеме продукции, выпускаемой фанерными предприятиями [1]. Рассмотрим, является ли

экономически обоснованной такая структура выпускаемой фанерной продукции, в которой наибольший удельный вес занимает фанера общего назначения.

Работа ряда фанерных предприятий, выпускающих фанерную продукцию специального назначения, показывает, что такая продукция является высокорентабельной. Так, например, рентабельность большеформатной и огнезащищенной фанеры составляет около 30 %, а рентабельность гнутоклее-

ных заготовок и столярных плит достигает 40 ... 50 %'. Реализация такой фанерной продукции является эффективной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Например, стоимость столярных плит превышает стоимость деловой древесины в 15 раз.

Повышение удельного веса таких материалов в структуре выпускаемой продукции фанерных предприятий особенно актуально в связи с тем, что одной из главных проблем лесопромышленного комплекса является неразвитость глубокой переработки древесины. В валютной выручке России доля круглого леса составляет третью часть. Это свидетельствует о несовершенной внутриотраслевой структуре производства лесопромышленного комплекса и неразвитости химической и химико-механической переработки древесины. Структура экспорта ЛПК остается неудовлетворительной - доля круглого леса в валютной выручке с 1990 года увеличилась с 28,4 % до 32,4% [2], то есть ЛПК в основном поставляет на внешний рынок лесопродукцию низкой переработки. Фанера, которая является продукцией достаточно глубокой технологической переработки древесины, пользуется устойчивым спро-

сом на внещнем рынке, и хотя её доля в общей валютной выручке невелика, но имеет тенденцию к увеличению, то есть она увеличилась с 4,5 % (1990 г.) до 7,9 % (1998 г.).

Невысокий удельный вес фанерной продукции в общей валютной выручке ЛПК связан прежде всего с тем, что за прошедший 10-летний период не произошло положительных изменений в структуре производства этих видов клееных материалов. Так, в настоящее время доля большеформатной фанеры составляет 16% (1999 г.) при общем объеме 1319 тыс. м3, в то время как в 1990 г. доля выпуска составляла 26,3 %, при общем объеме 1597 тыс. м3 [1]. Мало производится и других специальных видов фанерной продукции.

Структура выпускаемой клееной слоистой продукции представлена на рисунке (данные ЦНИИФ).

Как видно из графика, доля специальных видов продукции низкая - большеформатная фанера составляет 23,1 %, огнезащищенная 1,1 %, а ламинированная, бакелизиро-ванная и другие специальные виды фанеры в сумме составляют всего лищь 0,3 %.

Фанера общего назначения 75.5%

Бакелизированная фанера 0,1%

Ламинированная и другие виды 0,2%

Большеформатная

фанера

23,1%

Огнезащищенная

фанера

1,1%

Рисунок. Структура выпускаемой продукции фанерными заводами России за 1998 г.

Фанера по своим физико-механическим и эксплуатационным свойствам является материалом конструкционного назначения. Поэтому наиболее эффективная сфера её применения - строительство, судостроение, транспортное машиностроение, причем для этих отраслей промышленности нужны специальные клееные материалы больших форматов. Однако в настоящее время в России фанерная продукция используется в строительстве всего лишь 7 %, в производстве мебели 38 % и в производстве тары 25 %. То есть сфера её применения крайне неэффективна, так как в производстве мебели и в производстве тары целесообразно использовать другие материалы, например ДВП. Для сравнения, в России производят 1 млн. м . фанеры, причем в строительстве, как отмечалось, используется 7 %, в то время в США выпускают более 20 млн. м3 (в основном вся фанера большеформатная), и на нужды строительства идет около 85 % всей произведенной фанеры. В Европе производят 2,5 млн. м3. фанеры и еще столько же импортируют. Практически вся эта продукция используется как конструкционный материал.

Следует отметить, что по оценкам специалистов, объемы производства специальной фанерной продукции в России не соответствуют существующему высокому спросу на данные виды продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Причем, особенно в машиностроении наблюдается тенденция увеличения спроса на специальные виды фанерной продукции. Связано это с тем, что в 1999 г. производство продукции машиностроения в целом (по оценке к уровню 1998 г.) увеличилось на 14 %. Возрос выпуск таких видов техники, где особенно используются высококачественные пиломатериалы, фанера и плиты. Это грузовые и пассажирские вагоны, грузовые и легковые автомобили. Ориентация на выпуск большеформатной, водостойкой и огнезащищенной фанеры позволит значительно разнообразить удовлетворение конструкторских запросов, а также повысить качество отделки многих видов продукции машиностроения и повысить пожаробезопасность транспортных средств и строительных объектов.

Выпуск фанерной продукции специальных видов требует наличия специальной технологической оснастки или специального оборудования (прессы с плитами большого размера, металлические полированные прокладочные листы, пропиточное оборудование и др.). Однако из-за тяжелого финансового состояния у большинства предприятий нет достаточных средств на замену изношенного и приобретение нового оборудования, необходимого для производства такой продукции. Тем более, что это оборудование является дорогостоящим. Проблема осложняется тем, что у предприятий нет средств даже просто на обновление оборудования для производства фанеры общего назначения обычных форматов (1525 х1525 мм и 1525 х 1220 мм). В настоящее время основной объем фанеры производится на оборудовании выпуска до 1993 г. К 1998 г. основное технологическое оборудование достигло почти полного износа. Оборудование, превышающее амортизационные сроки эксплуатации, по состоянию на 1 января 1998 г. составляло: лущильные станки - 86,3 %, сушильные станки - 92,3 %, клеильные прессы 92,8 %, шлифовальные станки - 84,6 % [2].

В таких условиях для фанерных предприятий особенно актуальными становятся инвестиционные проекты, не требующие больших капитальных вложений. К таким проектам относятся производство гнутоклееных и плоскоклееных заготовок и столярных плит, ранее (до 1950- 1960 гг.) являющихся традиционной продукцией фанерных предприятий. Однако за последние десятилетия эти традиции были утрачены. Анализ показывает, что такая продукция пользуется высоким спросом на мировом рынке и отличается повышенной рентабельностью (40 ... 50 %), по сравнению с другими видами клееных слоистых материалов. Из гнутоклееных деталей собирают мебель для отдыха, офисную мебель, фасады для кухонь и корпусной мебели, детскую и школьную мебель, мебель для гостиниц и общественных зданий. Данная мебель имеет широкое распространение на рынках Западных стран. По данным Центра по развитию мебельной промышленности срок окупаемости капитальных вложений в

такие проекты составляет около полутора лет. И особенно важно, что в настоящих экономических условиях эти производства могут быть, организованы; на фанерных предприятиях на отечественном оборудовании и сырье, причем требуемое оборудование недорогостоящее (ваймы, пресс-формы и др.).

Таким образом, из приведенных данных ясно, что тенденция развития фанерных предприятий должна быть направлена на выпуск специальных видов фанерной продукции,, особенно продукции конструкционного назначения (большеформатной фанеры, огнезащищенной фанеры, гнутоклееных заготовок, столярных плит и др.). Инвестиционные проекты для организации производства больш^форматной фанеры, огнезащищенной фанеры и других специальных видов фанеры требуют крупных капиталовложений, поэтому не могут быть реализованы предприятия-

ми без государственной поддержки. В. то же время, организация производства гнутоклееных заготовок и столярных плит может быть осуществлена за счет собственных финансовых ресурсов предприятий.

Таким образом, переориентация фанерных предприятий на специальные виды фанерной продукции позволит повысить в целом эффективность фанерной отрасли и экспортного потенциала лесопромышленного комплекса.

Литература

1. Кржижановская С.Г. Задачи по повышению эффективности производства и экспорта фанеры //Деревообрабатывающая промышленность. - 1999. -№ 3.

2. Лесопромышленный комплекс: Состояние, проблемы, перспективы / Бурдин Н.А., Шлыков В.М., Егорнов В.А., Саханов В.В. - М.:МГУЛ, 2000.

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ФАКТОРА В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Т.Ю. БОЛОТОВА, доцент кафедры экономики и организации обрабатывающих отраслей промышленности

В рыночной экономике изменилась роль как перевозчика (железной дороги), так и грузовладельца в перевозочном процессе по сравнению с директивной (плановой) экономикой. При плановой экономике в условиях монополии внешней торговли государство, по существу, осуществляло функцию вывоза продукции на экспорт и ввоз её из-за рубежа (импорт). Эту функцию осуществляли Минв-нешторг с его разветвленной сетью, а также Госснаб и Госплан. Таким образом, промышленные предприятия в этих условиях совершенно не интересовались размером транспортных затрат. Эти вопросы в глобальном плане рассматривались государством.

В настоящее время ответственность, причём материальную, за транспортные расходы несут сами предприятия. Особенностью лесопромышленного комплекса является то,

что при огромной территории и слаборазвитой транспортной инфраструктуре большинство лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий сильно удалены от потребителей, что определяет значимость тран- < спортной составляющей в конечной цене промышленной продукции предприятий.

Высокий уровень , железнодорожных тарифов и качество транспортного обслуживания грузоотправителей существенньм образом повлиял на экономику предприятий лесопромышленного комплекса России. Снижение рентабельности производства лесопродукции в значительной степени связано с ростом транспортно-заготовительных расходов по сырью, материалам и топливу, в составе которых оплата железнодорожного тарифа занимает значительную долю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.