А. Н. Екимовская*
РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ПО ДЕЛАМ О НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Ключевые слова: уголовное процессуальное право, специалист, допрос несовершеннолетнего потерпевшего, психолог, педагог, насильственные преступления сексуального характера.
Аннотация: статья посвящена исследованию проблем участия специалиста при производстве допроса несовершеннолетнего, раскрывается значение использования знаний в области психологии и педагогики при получении показаний потерпевшего по делам о насильственных преступлениях сексуального характера, предложены рекомендации по организации совместной работы со специалистом на каждой стадии допроса в целях наиболее эффективного применения его навыков и умений.
Key words: criminally procedural right, the specialist, interrogation of a minor victim, a psychologist, educator, violent crimes of sexual character.
Summary: The article is devoted to the research of problems of participation of the specialist by manufacture of interrogation of the minor, disclose value of use of knowledge in the field of psychology and pedagogic at reception of indications of the victim on affairs about violent crimes of sexual character, offered recommendations about the organization of teamwork with the specialist at each stage of interrogation with a view of the most effective application of its skills and abilities.
Основу доказательственной базы по делам о преступлениях, совершенных с применением сексуального насилия, составляют, прежде всего, показания потерпевшего. При отсутствии биологических следов или телесных повреждений, именно допрос является ключевым следственным действием при расследовании таких дел. Особую сложность представляет собой его проведение в отношении несовершеннолетнего.
Трудности такого допроса обусловлены спецификой преступного посягательства, связанного с вопросами интимной жизни; возрастными особенностями допрашиваемого; используемой в допросе терминологией и необходимостью максимально точного фиксирования полученных показаний; а также необходимостью побуждения у потерпевшего желания подробно рассказать о произошедшем1. Наиболее скрытой формой сексу-
* Аспирантка кафедры уголовного процесса и криминалистики Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
1 Печерский В. В., Ревтова С. Ю. Допрос несовершеннолетней потерпевшей на предварительном следствии и в суде. Изнасилование. Гродно, 2003. С. 17-18.
ального насилия является насилие в семье. Сбор доказательств по уголовным делам о таких преступлениях усложняется следующими факторами:
- закрытостью семьи от внешнего контроля, влекущей длительный характер инцестных отношений и позднее их выявление;
- отсутствием следов физического насилия в связи с возможностью взрослого манипулировать ребенком, использовать его доверие;
- зависимостью ребенка от взрослых членов семьи, их возможностью влиять на его показания.
Получение от ребенка информации о насилии - сложный процесс, неоценимую помощь в котором может оказать соответствующий специалист. Законодатель установил требование об обязательном участии специалиста в допросе несовершеннолетнего потерпевшего. В то же время считаем необходимым отметить недостатки действующих процессуальных норм. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего до 14 лет УПК РФ не оставляет за следователем права выбора специалиста и содержит указание на обязательное участие педагога (ч. 1 ст. 191 УПК РФ). Полагаем, что законодатель в данном положении не учел в должной мере специфику допроса несовершеннолетнего и тот вид специальных знаний, в которых может возникнуть необходимость. По действующей редакции УПК РФ, в процессуальном статусе педагога может участвовать любой школьный педагог, в том числе учитель старших классов, у которого явно недостаточно специальных знаний и навыков общения для допроса детей дошкольного возраста. На нецелесообразность участия педагога в допросе малолетних детей указали 72% опрошенных нами специалистов (психологов и социальных педагогов). Ни один из респондентов не ответил, что лицу, получившему образование по специальности «педагог», достаточно только теоретических знаний в области психологии детей дошкольного возраста для проведения эффективного допроса ребенка до 7 лет. Небольшая часть специалистов указала на возможность участия педагога, но лишь при условии его высокого уровня профессионализма. Аналогичной позиции придерживаются и исследователи проблемы допроса несовершеннолетней потерпевшей по делам об изнасиловании. По мнению В. В. Печерского, по данной категории дел в большей степени возникает необходимость в использовании знаний психологии, а не педагогики2.
В связи с изложенным, полагаем необходимым внести изменения в УПК РФ и включить указание на альтернативное участие педагога или
2 Там же. С. 82.
психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего, изложив часть 1 статьи 192 в следующей редакции: «Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет проводится с участием психолога. Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием психолога или педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель». Такая новелла позволит расширить круг специалистов, привлекаемых к допросу несовершеннолетних, и максимально эффективно использовать знания в области психологии.
В настоящее время в крупных городах имеются учреждения, специализирующиеся на психологическом сопровождении детей, пострадавших от насилия. Сотрудники таких учреждений постоянно работают с данной категорией детей, помогая им выйти из сложного душевного состояния. Среди них имеются сотрудники, получившие педагогическое образование. Полагаем, что именно таких специалистов наиболее целесообразно приглашать к участию в допросе малолетнего.
При условии грамотной организации совместной работы приглашенный специалист окажет существенное содействие расследованию. Обладая знаниями в области детской психологии и владея навыками общения с несовершеннолетними, он сформулирует вопросы так, чтобы они были правильно поняты ребенком, с помощью дополнительных вопросов поможет получить максимально полную информацию о произошедшем событии. Психолог укажет верную тактику допроса, поможет создать атмосферу доверия, преодолеть скованность и стеснение несовершеннолетнего, его возможный негативный настрой к самой ситуации допроса3. Наконец, специалист подскажет, как построить допрос таким образом, чтобы повторно не нанести моральный вред ребенку, ставшему жертвой преступления.
Травмирующая ситуация, пережитая потерпевшим, причиняет ему глубокий стресс. Воспроизведение в памяти негативных событий может усугубить его психическое состояние и привести к дистрессу. Предварительная беседа специалиста с ребенком позволит профессионалу установить его интеллектуальный уровень, эмоциональное состояние и определить, не навредит ли психике несовершеннолетнего проведение допроса в настоящее время. Например, с помощью цветового теста Люшера
3 Васильев В. Л., Мамайчук И. И., Смирнов В. П. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии: Учебное пособие. СПб., 1997. С. 8-9.
специалист выявит уровень тревожности, подавленности, а также определит характер отношения ребенка к конкретному человеку (подозреваемому). Специалист может дать указания на соблюдение определенного режима для выхода из стресса, определит период времени, по истечении которого потерпевшего можно будет допросить. Кроме того, предварительная беседа профессионала с малолетним поможет установить с ним доверительные отношения, снизить его возможные страхи и тревоги. Специалист объяснит на языке, понятном ребенку, цели и задачи допроса, расскажет, кем является следователь, какая процедура предстоит, тем самым создаст благоприятную атмосферу для допроса. На необходимость в исследовании ребенка психологом до начала проведения допроса указали 75% опрошенных специалистов. При этом 83% респондентов ответили, что следователи не предоставляют им возможности провести предварительную беседу с несовершеннолетним .
После беседы специалиста с ребенком следователю необходимо обсудить с первым полученные им результаты и выводы об эмоциональном состоянии ребенка и возможность в настоящее время проводить допрос, а также уточнить формулировку предполагаемых вопросов с учетом сложившегося у специалиста мнения о малолетнем.
Непосредственно в самом допросе роль грамотного специалиста сложно переоценить. Анализ изученных нами материалов уголовных дел показал, что в 100% случаев следователи не отражают в протоколе допроса роль специалиста, в том числе и заданные им вопросы, а лишь фиксируют сведения, полученные от допрашиваемого, в форме свободного рассказа. В то же время интервьюирование специалистов выявило, что в действительности в большинстве случаев допрос малолетнего потерпевшего проходит следующим образом: специалист берет на себя функции допрашивающего, а следователь лишь фиксирует полученную информацию. Некоторые специалисты, участвовавшие в анкетировании, указали на непрофессионализм следователей, отметив, что они часто задают ребенку наводящие вопросы, тем самым сбивая его с самостоятельного воспроизведения информации.
Считаем недопустимым со стороны следователя перекладывать на специалиста свои обязанности по установлению с потерпевшим психологического контакта, по выяснению обстоятельств произошедшего. Следователь в любом случае должен сохранять за собой руководящую роль в следственном действии. Если допрашиваемый идет на контакт и готов подробно рассказать следователю о совершенном в отношении него насилию, то роль специалиста заключается в том, чтобы следить за соблюдени-
ем следователем вышеизложенных правил, корректировать поставленные им вопросы, уводить от наводящих вопросов, задавать дополнительные вопросы.
Нередко случается, что ребенку сложно вспомнить и воспроизвести пережитую ситуацию. В таком случае специалисту приходится брать на себя инициативу ведения допроса. Он может ориентировать потерпевшего на дачу показаний в невербальной форме, например, предложить ребенку представить ситуацию со стороны, воспроизвести ее с позиции наблюдателя, при этом продемонстрировать происходившие события с помощью подходящих кукол. Речь ребенка в раннем возрасте бывает непонятна вне конкретной ситуации, он обладает бедным словарным запасом, зачастую речь дополняет жестами. Он испытывает трудности при объединении отдельных предложений в рассказ. Высказывания детей 3-5 лет нередко требуют толкования специалиста, основанного на знании особенностей детской речи. Но и после 5 лет у ребенка сохраняются трудности в словесной передачи воспринятой им информации. Задача профессионала - правильно задать ему вопрос так, чтобы получить достоверную информацию. Затем специалист подскажет, как правильно зафиксировать полученную информацию, стараясь максимально сохранить используемые ребенком выражения. Полагаем, что в такой ситуации вполне допустима более активная роль специалиста, чем следователя.
УПК РФ основным назначением уголовного судопроизводства определяет защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Результаты проведенного анкетирования показывают, что этот принцип не всегда соблюдается. Исследователи проблемы также отмечают, что процесс расследования уголовного дела может причинить ребенку дополнительную психическую травму. При этом основное психотравмирующее воздействие от участия в уголовном процессе они связывают с недостатком опыта и профессионализма следователей, прокуроров и судей4. Именно грамотное использование потенциала высококвалифицированного специалиста поможет максимально смягчить негативное воздействие, оказываемое на несовершеннолетнего потерпевшего в ходе предварительного следствия по делам о насильственных преступлениях сексуального характера.
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы. При проведении допроса несовершеннолетнего потерпевшего обязательным
4 Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: Учебное пособие. М., 2007. С. 99.
является участие специалиста. Нормы действующего законодательства, предписывающие участие педагога, требуют доработки, поскольку знаний привлекаемого специалиста в области педагогики зачастую бывает недостаточно. При проведении допроса и оценке его результатов необходимо учитывать особенности детской психики, а также влияние перенесенной травмы. Следователь должен владеть необходимым минимумом знаний об особенностях формирования, сохранения и воспроизведения информации несовершеннолетними, при построении и ведении допроса учитывать рекомендации по формулировке вопросов, данные специалистами. При грамотной организации работы специалист играет существенную роль на каждой стадии допроса, в том числе:
- в ходе подготовки к допросу специалист определит психологические особенности ребенка, его интеллектуальный уровень и эмоциональное состояние; установит с ним контакт; поможет построить план допроса и выработать тактику его проведения, подскажет способы формулирования вопросов, наиболее приемлемую терминологию;
- непосредственно на стадии допроса специалист подскажет наиболее верную линию поведения в зависимости от складывающейся ситуации;
- на стадии фиксации результатов допроса специалист поможет максимально полно отразить ход следственного действия, в том числе заданные вопросы и полученные ответы в форме, наиболее приближенной к языку ребенка.