Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
685
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕСУРС / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермолаева Светлана Юрьевна, Шведова Анастасия Сергеевна

В данной статье рассматривается роль медиа в образовании. Автор анализирует основные моменты, необходимые для определения роли медиа в образовании, такие как информационное общество, «рынок» и т.п. На основе проведенного анализа делается вывод о важности формирования медиакультуры, которая бы закрепила критическое отношение к информации у обучающихся и ввела медиа в рамки современной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN MEDIA IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article changes the role of media in education. The author analyzes the main factors necessary to determine the role of media in education, such as the information society factor, the "market" factor, etc. Based on the analysis, a conclusion is made about the importance of forming a media culture that would consolidate a critical attitude to information among students and introduce media into the framework of the modern educational system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51814

ЕРМОЛАЕВА Светлана Юрьевна доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический Государственный университет E-mail: Syu.ermolaeva@mpgu.su

ШВЕДОВА Анастасия Сергеевна, магистрант кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет E-mil: shvedova-nastya9@mail.ru

Роль современных медиа в образовательном процессе

В данной статье рассматривается роль медиа в образовании. Автор анализирует основные моменты, необходимые для определения роли медиа в образовании, такие как информационное общество, «рынок» и т.п. На основе проведенного анализа делается вывод о важности формирования медиакультуры, которая бы закрепила критическое отношение к информации у обучающихся и ввела медиа в рамки современной образовательной системы.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, образование, информация, ресурс, СМИ.

Новые медиа - термин, который означает компьютерные, цифровые технологии и сетевые коммуникаций. Их массовость и доступность напрямую связаны с компьютеризацией общества и дальнейшей цифровой грамотностью. С развитием технологий и появлением интернета наблюдается стремительная трансформация медиа.

Термин «медиа» - в современном мире является синонимом понятия средств массовой информации. К медиа мы относим газеты, фотографии, радио, кинематограф, телевидение, видео, всемирную сеть «Internet» и пр. Всё это, помогает

расширить кругозор человека, ведь в настоящее время без новых медиа никуда.

Для определения роли медиа в образовательном процессе нужно принимать во внимание ряд факторов, создающих современную образовательную повестку:

1) Информационное общество. Новые средства коммуникации, такие как Всемирная сеть «Интернет», обуславливают продуктивность использования мультимедийных технологий в учебном процессе [10]. Информированность учащихся относительно современных реалий (социальных, экономических, политических и т.д.) имеет свои нюансы. С одной стороны, эта информированность существенно расширяет горизонт восприятия личности, открывая доступ к новым знаниям, с другой - необъятный поток информации может сформировать зависимость учащихся от медиасреды, негативно воздействовать на их психологическое здоровье [5, с. 23]. Кроме того, само обращение обучающихся с информацией часто носит некритический, спонтанный характер [4, с. 16], что вызывает риск манипуляции личностью ученика [3, с. 29]. Важной мерой противодействия негативистскому влиянию медиа является формирование у учащихся медиакультуры, норм «восприятия и передачи информации» [6, с. 30], способности анализировать, оценивать информацию, а также заниматься медиатворчест-вом, адаптироваться к меняющейся медиасреде» [6, с. 30].

2) Переход от «парадигмы развития» к «парадигме саморазвития» [2, с. 207]. Возможность моментального обращения к информации является признаком разрушения классического института образования, где знание как социальный феномен институционализировано, локализовано в конкретных учебных заведениях. Медиасреда формирует альтернативный, конкурирующий с классическим [7, с. 288], путь к знанию, идет «процесс цифровизации образования, перехода его на интернет-платформы в виде различных форм дистанционного обучения, с использованием разнообразных медиа-ресурсов» [13, с. 266]. Возникает эффект «параллельной школы», «опасный» тем, что, например, на работу с информационными ресурсами, средний ученик затрачивает больше времени, чем на само обучение [14, с. 134]. Это означает фактическое «расслоение» образовательного процесса, его дефундаментализацию [13, с. 266].

3) Деперсонализация образования [13, с. 267]. Напрямую связан с предыдущим пунктом. Данный фактор заключается в отходе от традиционной модели обучения, где учитель, как

авторитарная фигура, является главным действующем звеном образовательного процесса. Появление современной ме-диасферы, базирующейся на понятиях интерсубъекта и «коллективного разума» [12, с. 62], размывает эту схему обучения, представляя учителя и учеников как равных соучастников, формирующих знания. Современный учитель только направляет учеников на «правильный» поиск информации, но не является её единственным медиумом, поскольку в открытом информационном мире это фактически невозможно.

4) Рынок. В современной медиасфере образование представляет собой некий продукт, который имеет определенную рыночную стоимость. Для рынка характерно стремление к специализации производства [13, с. 266] и введения инноваций, в то время как в классической «советской» модели обучения основное внимание уделяется универсализму образования и традиционным воспитательные целям (формированию патриотизма, культурного «кода», определенных норм поведения молодежи) [7, с. 299]. Эти два подхода противоречат друг другу, при этом сосуществуя в российской системе образования [7, с. 299], что вызывает ряд противоречий и в медиаисточни-ках, связанных с образовательными вопросами.

Учет вышеприведенных факторов необходим, чтобы понять ту действительно колоссальную роль, которую играют современные медиа в образовательном процессе. Не всегда эта роль сводится к положительному подкреплению образования. Медиа могут выполнять и чисто негативистские функции, деперсонализируя обучение, подменяя традиционные знания и конкурируя с классическими институтами - школами и вузами. Действительно продуктивный подход использования медиа в образовании заключается в формировании у обучающихся медиакультуры, умений критической обработки поступающей информации. Он требует от учителя методологической подкованности, функционалисткого «взгляда», встраивающего средства медиа в образовательный процесс в зависимость от их продуктивных функций. Это может быть функция моделирования изучаемых явлений, компьютерная визуализация тех или иных объектов, помогающих усвоить передаваемую информацию, функция интерактивного управления смоделированных процессов (когда ученики принимают виртуальное участие в визуализированных явлениях), функции, связанные с текущим и итоговым контролем, функция эмоцио-

нального закрепления [10] (средства информации могут придать красок, экспрессии, объема абстрактным понятиям, терминам, математическим объектам).

В качестве встраивания медиасредств в образовательный процесс может использоваться формат электронного учебника, в котором помимо подаваемой информации содержаться различные ссылки на медиаресурсы, рисунки, видеоматериалы, обучающие игры и т.п. Разработка электронных учебников является важной частью медиа-образования, соответствующая его основным задачам: «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» [11, с. 241].

Кроме информационных технологий, вроде компьютера и его продуктов, а также информационных профессиональных и медийный ресурсов, например, специальных порталов и СМИ, современное образование использует частные медийные проекты, такие как образовательные каналы блогеров. В последнем случае высока вероятность субъективности получаемой информации, поскольку подобные блоги не аффилированы образовательной системой, а являются индивидуальной инициативой отдельных лиц [7, с. 296]. Однако не учитывать их в системе образования все же не стоит, поскольку для учеников фигура блогера может подменять авторитет учителя. В этой ситуации необходимо обратить внимание на выработку умений, связанных с медиакультурой. Общая грамотность по части медиасреды поможет обучающимся критично подходить к получаемой информации, минимизировав зависимость от авторитета отдельных персон.

Мультимедийные технологии, применяемые при обучении, облегчают процесс запоминания за счет создания экспрессии, динамики, иллюзии соприсутствия, сопереживания [1, с. 10.]. Все эти средства обучения являются продуктивными в том случае, если разработана соответствующая методика, основанная «на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в

творческую деятельность» [8, с. 23-24]. И, разумеется, достижение подобных целей невозможно без качественного обращения с используемой информацией.

Таким образом, роль современных медиа в образовательном процессе очень значима в наше время. Конечно, как и у любого явления у новых медиа есть как плюсы, так и минусы. Использование интернет-ресурсов очень удобно, любую информацию мы можем найти прямо у себя в телефоне, компьютере и тп. Но, тем самым, померкли бумажные источники, к которым привыкли многие. Также, с появлением социальных сетей органам внутренней безопасности стало легче составлять базы данных населения, но одновременно уменьшилась возможность контроля информации, подаваемой пользователям.

Переход СМИ на новый уровень, был неизбежен. Ведь, чтобы двигаться в ногу со временем, нужно постоянно развиваться, усовершенствоваться и приспосабливаться под новые рамки. Сейчас стоит лишь ожидать новые интернет источники, потому что процесс глобальной компьютеризации уже запущен и неотвратим, подобно бомбе с часовым механизмом.

Литература

1. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность / Под ред. А.В.Федорова, Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та 2009. с. 10.

2. Мультимедийная журналистика / Под общей редакцией Кач-каевой А.Г., Шомовой С.А., 2-е издание (электронное), М., Издательский дом ВШЭ, 2018.

3. Геруля M. Возможности и опасности развития информации в современном обществе. Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Международной научно-практической конференции: В 2 т. Белгород: БелГУ, 2008; Т. I: 22 - 31.

4. Горячев М.Д. Формирование идейной убежденности старшеклассников средствами массовой информации Автореф дисс. канд. пед. наук: 13 00.01 М., 1989.

5. Калмыков A.A. E learning как инструмент медиаобразования. Высшее образование в России. 2009; 10: 29 - 32.

6. Кирия И.В. Российская реформа образования в культуре популизма российской медиасферы / И.В. Кирия // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 288-311

7. Киселев Ш. Информационные технологии в педагогическом образовании. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.

8. Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков; Ред. П.И. Пидкасистый. Ростов: Феникс, 1998.

9. Якушина Е.В. Интернет в аспекте медиаобразования // Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы перехода к 12-летней системе обучения». М. ИОСО РАО, 2000. С. 134-139

ERMOLAEVA S.Yu. Associate Professor of the Department of Journalism

and Media Communications, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University

SHVEDOVA A.S.

Master's student of the Department of Journalism and Media Communications of the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow State Pedagogical University

The role of modern media in the educational process

This article changes the role of media in education. The author analyzes the main factors necessary to determine the role of media in education, such as the information society factor, the "market" factor, etc. Based on the analysis, a conclusion is made about the importance of forming a media culture that would consolidate a critical attitude to information among students and introduce media into the framework of the modern educational system.

Keywords: media, media culture, education, information, resource, mass media.

Literature

1. Bondarenko E.A. Media education in a modern school from the point of view of educational standards // Media education and media competence / Edited by A.V.Fedorov, Taganrog: Publishing House of Taganrog. state Pedagogical Institute 2009. p. 10.

2. Multimedia Journalism / Edited by Kachkaeva A.G., Shomova S.A., 2nd edition (electronic), Moscow, HSE Publishing House, 2018.

3. Gerulya M. Opportunities and dangers of information development in modern society. Journalism and Media education-2008: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes Belgorod: BelSU, 2008; Vol. I: 22-31.

4. Goryachev M. D. Formation of ideological conviction of high school students by mass media Abstract. Candidate of Pedagogical Sciences: 13 00.01 M., 1989.

5. Kalmykov A.A. E learning as a tool of media education. Higher education in Russia. 2009; 10: 29 - 32.

6. Kiria, I.V. The Russian reform of education in the culture of populism of the Russian media sphere/ I.V. Kiria// Education issues. 2020. No. 4. pp. 288-311

7. Kiselev Sh. Information technologies in pedagogical education. Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co.", 2014.

8. Psychological and pedagogical dictionary / Comp. V. A. Mizherikov; Ed. P.I. Pidkasisty. Rostov: Phoenix, 1998.

9. Yakushina E.V. Internet in the aspect of media education // Collection of materials of the scientific and practical conference of young scientists "Problems of transition to a 12-year system of education". M. IOSO RAO, 2000. pp. 134-139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.