Научная статья на тему 'Элементы медиаобразования в системе профессиональной подготовки журналистов'

Элементы медиаобразования в системе профессиональной подготовки журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
574
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ИНФОРМАЦИЯ / МЕДИАИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ МЕДИАИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ / ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ / ОСНОВЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA / INFORMATION / MEDIA-INFORMATIONAL PROFILE / CONCEPT OF MEDIA- INFORMATIONAL LITERACY / MEDIA-INFORMATIONAL LITERACY / GLOBAL VILLAGE / THE BASICS OF MEDIA CULTURE / MEDIAEDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилавская Ирина Владимировна

В статье раскрывается понятие «медиаинформационный профиль» в системе журналистского образования, его роль и место в ученом процессе, структура и содержание, методическое обеспечение. Автор акцентирует внимание читателей на формировании современной концепции медиаинформационности, конвергенции понятий «медиа» и «информация», прослеживает логику введения новых дисциплин в образовательные программы будущих профессионалов в области масс-медиа. Большое место в статье уделяется разнообразным технологиям, которые применяются на кафедре журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of mediaeducation in the system of professional training of journalists

In article the author discloses the notion of «media-informational profile» in the system of journalistic education, structure and content, methodological support, role of such notion and place in the educational process. The author focuses on the formation of modern conception of media-informational literacy, convergence of such notions as «media» and «information». The author also traces the logic of insertion of new disciplines in the educational programs that are used by future professionals in mass media. Important place is given to the various technologies that are used in the department of journalism and media education MSHU M.A. Sholokhov.

Текст научной работы на тему «Элементы медиаобразования в системе профессиональной подготовки журналистов»

УДК 378:070 ББК 74.48

Жилавская Ирина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,

111123, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, 7, e-mail: [email protected]

Zhilavskaya Irina Vladimirovna

Ph.D., Head of the department of journalism and media education, Faculty of Journalism,

Moscow State Humanitarian University of M.A. Sholokhov, 111123, Moscow, 3rd Vladimirskaya St., 7, e-mail: [email protected]

ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ профессиональной подготовки журналистов

В статье раскрывается понятие «медиаинформационный профиль» в системе журналистского образования, его роль и место в ученом процессе, структура и содержание, методическое обеспечение. Автор акцентирует внимание читателей на формировании современной концепции медиаинформационности, конвергенции понятий «медиа» и «информация», прослеживает логику введения новых дисциплин в образовательные программы будущих профессионалов в области масс-медиа. Большое место в статье уделяется разнообразным технологиям, которые применяются на кафедре журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова.

Ключевые слова: медиа, информация, медиаинформационный профиль, концепция медиаинформационной грамотности, глобальная деревня, основы медиакультуры, медиаобразование.

elements of mediaeducation in the system of professional training of journalists

In article the author discloses the notion of «media-informational profile» in the system of journalistic education, structure and content, methodological support, role of such notion and place in the educational process. The author focuses on the formation of modern conception of media-informational literacy, convergence of such notions as «media» and «information». The author also traces the logic of insertion of new disciplines in the educational programs that are used by future professionals in mass media. Important place is given to the various technologies that are used in the department of journalism and media education MSHU M.A. Sholokhov.

Keywords: media, information, media-informational profile, concept of media-informational literacy, media-informational literacy, global village, the basics of media culture, mediaeducation.

Одной из характеристик совре- онных процессов. Информация стала

менного информационного общества не просто предметом обмена в со-

является интенсификация информаци- циальных отношениях, сегодня она

представляет собой основную движущую силу процесса глобализации. Появились новые способы производства, превращающие информацию в экономическую категорию. Несоизмеримо увеличилась роль знаний в жизни общества. Выросло количество людей, занятых в сфере информационных технологий, коммуникаций и производства информационных продуктов и услуг. Сформировалось медиапространство, в котором происходит информационное взаимодействие людей, осуществляется доступ к мировым информационным ресурсам.

При этом очевидно, что существование информации, как содержания информационных процессов невозможно без каналов, по которым это содержание транслируется, без медиа, которые позволяют донести информацию до аудитории. Феномен медиаинформационности заключается в неразрывном единстве медиа и информации, этих искусственно расчлененных составляющих коммуникативного акта. Некие сведения, данные только тогда становятся информацией, когда они начинают процесс перемещения по каналам медиа от источника к потребителю. Как танец неотделим от танцора, так медиа без информации не имеют смысла и информация вне медиа не существует.

Следует отметить, что такое понимание нерасторжимости медиа и информации открывает простор для более глубокого изучения процессов восприятия медиатекстов, медиаповедения, коммуникации в целом. Дробление коммуникативного акта на составляющие (по Лассуэллу) — кто говорит, что говорит, по какому каналу, кому говорит и с каким эффектом — модель, основанная на концепции системного анализа, предполагающего линейные взаимосвязи, сегодня в эпоху сетевой революции представляется не в полной

мере соответствующей реальности. Она удобна для изучения процессов коммуникации, для понимания их структурной организации, но не всегда раскрывает сложные процессы современного конвергентного мира.

В настоящее время мы переживаем интеграционный этап в развитии коммуникационной культуры. Он выражается в слиянии различных видов медиа, форматов и жанров, способов доставки информации, профессиональных компетенций. Поэтому ставшее сегодня крайне актуальным совмещение двух видов грамотности — медиа и информационной — отражает объективный процесс эволюции научных знаний.

Новое понимание единства ме-диаинформационного пространства означает, что в ближайшее время ученым и специалистам в области медиа и информации придется пересмотреть некоторые принципы и подходы к тому, что мы именуем информационной и медиаграмотностью, и осмыслить понятие «ме-диаинформационная грамотность» (МИГ) как новую грамотность XXI в.

Идея интеграции медиа и информационных концептов нашла отражение на международном уровне и стала предметом обсуждения I Международного Форума по медийной и информационной грамотности, который состоялся в июне 2011 г. в Марокко (г. Фес). В декабре 2011 г. в Москве по инициативе Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» состоялось Международное совещание экспертов по вопросам адаптации для России Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для учителей и преподавателей. Разработчики программы, предложенной ЮНЕСКО, опираются на современные тенденции конвергенции радио, телевидения,

Интернета, газет, книг, электронных архивов, библиотек и предлагают инновационный подход к профессиональной подготовке современных специалистов. Предложенная программа впервые использует единый системный и комплексный подход к осмыслению вопросов медиаинфор-мационной грамотности и создана в целях ее интеграции в официальные программы подготовки учителей и преподавателей. Итогом совещания стало решение сформировать рабочую группу, способную подготовить для России адаптированный вариант программы по медиаинформацион-ной грамотности и провести научнопрактическую конференцию по проблеме медиаинформационности.

Конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», которая прошла в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», состоялась 24—28 июня 2012 г. в Москве. На ней была принята Московская декларация о медиа- и информационной грамотности. Ее основной пафос заключается в повышении осознания важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на политическом уровне, в сферах образования, массовой коммуникации и информации, а также среди широкой общественности, в определении политических и профессиональных стратегий и содействии наращиванию усилий по продвижению медиа-и информационной грамотности на международном и национальном уровнях. Автор этих строк являлась участником работы экспертной группы и данной конференции.

На основе принятой идеологии, на кафедре журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного универси-

тета им. М.А. Шолохова в рамках общей образовательной программы подготовки бакалавров и магистров в настоящее время разрабатывается медиаинформационный профиль, призванный сформировать у молодого поколения современные коммуникационные компетенции.

Молодежь, которая ежечасно оказывается в море противоречивой информации, разнообразных медиатекстов и медиаобразов, нуждается в профессиональной поддержке, квалифицированном сопровождении и приобретении новых качеств медиапотребления. В этом смысле меди-аинформационные образовательные технологии являются эффективным инновационным инструментом в формировании высокопрофессиональных, медиакомпетентных специалистов. В связи с этим в системе про-филизации российского образования представляется весьма перспективным и востребованным развитие ме-диаинформационного профиля.

17 ноября 2008 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Среди приоритетных направлений в Концепции отмечено и медиаобразование. Этот факт свидетельствует о том, что задача повышения уровня медиаин-формационной грамотности и меди-аинформационной компетентности населения в России становится все более актуальной.

Курс на модернизацию, провозглашенный российскими политиками невозможен без медиакомпетент-ной личности, которая обладает всей полнотой информации о происходящих событиях, умеет управлять этой информацией, ее оценивать, интерпретировать и с ее помощью организовать профессиональную деятельность. Это ключевой навык, который

необходим практически во всех специальностях и может быть сформирован в рамках медиаинформацион-ного образовательного профиля.

В целом «профиль» (от англ. Profile — краткая характеристика, основные параметры) в словаре Д.Н. Ушакова трактуется как «совокупность знаний и навыков, требуемых для какой-нибудь профессии. Профиль специалиста» [1].

Организация образования в высшей школе на основе профи-лизации — это возможность дифференциации и индивидуализации обучения, которые, в свою очередь, позволяют за счет изменений в организации, структуре и содержании образовательного процесса учитывать интересы и способности студентов, создавать условия для их обучения в соответствии с потребностями будущих профессионалов. Профильное обучение обусловлено личностноориентированной технологией, где конечной целью является личность

с приобретенными знаниями, умениями и навыками, набором компетентностей, которые способны обеспечить самореализацию человека в реальных экономических условиях.

Разработанный на кафедре ме-диаинформационный профиль, как иерархически организованная структура на основе учебных модулей и различных видов занятий, включает в себя несколько взаимосвязанных дисциплин, каждая из которых расширяет представления студента о предмете изучения, позволяет увидеть рассматриваемые проблемы под разным углом зрения. Медиаин-формационные модули охватывают систему подготовки бакалавров и магистров (табл.).

У кафедры журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова уже есть опыт реализации образовательных программ меди-аинформационной направленности. С сентября 2011 г. бакалаврам читается курс «Основы медиакультуры».

Структура медиаинформационного профиля, разработанного на кафедре журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова

(автор канд. филол. наук И.В. Жилавская)

Название модуля Бакалавры Mагистpы

Курс Се- местр Количество часов Курс Се- местр Количество часов

Вариативная часть

Основы медиаинформационной грамотности 1 1-2 72

Основы медиакультуры 2 3 Зб

История российского медиаобразования 3 5 Зб

Медиаобразовательные технологии СМИ 7 1 00 72

Модули по выбору

Mедиаобpазование и Интернет/ Mеди-аобразование в школе и вузе 2 4 1б

Mедиаобpазование за рубежом/Правовые основы медиаобразования 3 б 1б

Основной курс

Медиаобразование и общество 1 1 Зб

Теория и история медиа 1 2 Зб

Медиаменеджмент 2 З Зб

Теория и практика медиаповедения 2 4 Зб

1S7

Цель курса — дать представление студентам о медиакультуре и основных ее характеристиках в условиях современной России, раскрыть медиаобразовательный потенциал журналистики. Задачи, которые стоят перед студентами и преподавателем: рассмотреть специфику медиакультуры как знаковой системы; определить социальные функции медиакультуры; описать медиасреду современной России; познакомить с основными направлениями медиаобразования и системой медиаобра-зовательных технологий СМИ.

Данный образовательный модуль предполагает изучение следующих тем: «Медиа и медиакультура современного мира», «Медиакультура как знаковая система», «Социальные функции медиакультуры», «Истоки и теоретическая основа медиаобразования», «Медиаобразовательная деятельность СМИ», «Вызовы информационной эпохи», «Реклама в пространстве медиакультуры» и др. В рамках курса изучаются такие понятия как «глобальная медиасреда», «манипулятивные технологии СМИ», «мифологичность медиа», «интерактивность», «виртуальная реальность», «вестернизация», «телекра-тия», «клип-культура», «Галактика Интернет» и пр.

Формами и методами освоения материала являются использование инновационных практик учебной работы, интерактивных методов обучения, форм контекстного обучения. Медиаобразование — это педагогическая система, нацеленная на раскрытие высшего «Я» педагога и учащегося через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия действительности. Особо отметим идею введения в систему медиаобразования личности учителя, педагога, тьютора как равноправного участника меди-аобразовательной деятельности, в

такой же степени вовлеченного в процесс раскрытия внутреннего «Я», как и учащийся. Это ключевой момент теории медиаобразования, пренебрежение которым практически разрушает саму концепцию.

Для успешного освоения модуля «Основы медиакультуры» кафедра журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова располагает компьютерными классами, необходимыми для проведения медиаобра-зовательной деятельности; доступным для студентов выходом в Интернет; специально оборудованной аудиторией для мультимедийных презентаций, необходимой аудио- и видеотехникой, монтажными программами для создания собственных медиапродуктов.

В целом дисциплины профиля направлены на формирование следующих компетенций: умение оперативно создавать медиапродукт с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической и т.п.), в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах — печатных, вещательных, онлайновых, мобильных; способность ориентироваться в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере масс-медиа, в том числе, понимание процессов конвергенции.

Обучение студентов в рамках ме-диаинформационного образовательного профиля будет мало эффективным без медиаактивности учащихся. В сентябре 2011 г. силами кафедры журналистики и медиаобразования и факультета экологии и природопользования МГГУ им. М.А. Шолохова был реализован медиаобразователь-ный проект Школа экологической журналистики «Глобальная деревня», который позволил апробировать но-

вые методы работы и стал традиционным. Открыт постоянно действующий круглый стол «Журналистика и виртуальная реальность», на одном из заседаний которого состоялось обсуждение творчества гениального исследователя масс-медиа Маршала Маклюэна. В феврале 2012 г. на кафедре был открыт научный семинар «Медиаповедение в обществе нестабильности», на котором с темой «Человек в электронном окружении» выступил доктор социологических наук, профессор кафедры философии МГИМО В.П. Терин. Важным этапом в развитии кафедры стало создание и запуск электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация».

В сентябре 2012 г. открыт Центр мультимедийной журналистики, где студенты самостоятельно могут создавать медийный контент. Сегодня запущен процесс разработки пакета теле- и аудиопрограмм для студенческой аудитории, модернизации студенческой электронной газеты «Импульс-М», в целом формируется система работы медиа-центра.

Тесные связи установились у кафедры журналистики и медиаобразования с Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институтом ЮНЕСКО по развитию информационных технологий в образовании. В рамках сотрудничества с институтом студентами и магистрами кафедры был осуществлен неофициальный перевод на русский язык книги экспертов ЮНЕСКО Тапио Варис (University of Tampere, Финляндия) и Хосе Мануэль Перес Торнеро (Autonomous University of Barcelona, Испания) «Медиаграмотность и новый

гуманизм». Монография посвящена результатам исследования цифровой и медиаграмотности в контексте образовательных коммуникаций и нового гуманизма, идея которого стала новым кредо ЮНЕСКО. Как утверждает нынешний генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, «новый контекст требует пересмотра условий, необходимых для взаимопонимания и содействия укреплению мира. Изменения, происходящие в мире, способствуют развитию нового гуманизма не столько в теории, сколько на практике, не столько фокусируясь на поиске ценностей (что также заслуживает внимания), сколько на выполнении конкретной программы, которая даст ощутимый результат». С опорой на образование — отмечает директор Бюро ЮНЕСКО в Москве Дендев Бадарч, — новый гуманизм предлагает формирование более инклюзивного общества, в котором все его члены будут иметь возможность получать знания, качественное образование, а каждое мнение, голос будут услышаны в ходе международного диалога [2].

Интенсивная медиаобразова-тельная среда, созданная на кафедре, позволяет студентам повысить их уровень медиаинформационной грамотности — как системы знаний и навыков, которые помогают выстраивать информационно-коммуникационные отношения в обществе на всех уровнях медиаактивности. Разнообразные медиапроекты кафедры способствуют раскрытию творческих способностей бакалавров и магистров, и помогают им эффективно подготовиться к своей будущей профессиональной деятельности.

список использованной литературы

1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия) URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-60026.htm.

2. Хосе Мануэль Перес Торнеро, Тапио Варис. Медиаграмотность и новый гуманизм. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.