Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА В ПРОДВИЖЕНИИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОЕКТА ВВС "100 ВЕЛИЧАЙШИХ БРИТАНЦЕВ")'

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА В ПРОДВИЖЕНИИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОЕКТА ВВС "100 ВЕЛИЧАЙШИХ БРИТАНЦЕВ") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОРФОСКУЛЬПТУРА / МЕНТАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ / ГОСУДАРСТВО / МАСС-МЕДИА / BBC / "100 ВЕЛИЧАЙШИХ БРИТАНЦЕВ" / NATIONAL IDENTITY / MORPHOSCULPTURE / MENTAL LANDSCAPE / STATE / MASS MEDIA / "100 GREATEST BRITONS"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Янгляева Марина Михайловна

Автор анализирует эффективность медиапроектов в решении государственной задачи формирования национальной идентичности. На примере проекта BBC «100 величайших британцев» и его распространения в разных странах мира автор акцентирует внимание на деталях создания ментального ландшафта и сложности выбора опорных морфоскульптур для консолидации нации. Автор также представляет данные по соотношению стран мира, где был реализован проект «100 величайших…», с популярностью темы национальной идентичности в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Янгляева Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN MASS MEDIA IN PROMOTING MODELS OF NATIONAL SELF-IDENTIFICATION (A CASE STUDY OF THE BBC "100 GREATEST BRITONS" PROJECT)

The author of the paper analyzes the role of media projects in solving the state task of shaping national identity and supporting the nation’s consciousness. The author relies on the concept of mental landscape that emerged as a result of the transformation of the spiritual and material world of man, social ideology and the symbols of the state. In a broad sense of the word, the mental landscape acts as a semantic center in creating a hierarchy of identity (national, regional, local) and generates a sense of belonging and territorial identity, which is particularly strong in some countries (for example, in Spain, Portugal, etc.). The mental landscape is a key point that should be considered when implementing various public projects, including the solution of political tasks. The phenomenon of “mass identity” is also referred to in the paper. By the example of the BBC “100 Greatest Britons” project and its distribution in different countries of the world, the author focuses on the details of creating a mental landscape and the diThculty of choosing supporting morphosculptures to consolidate the nation. The author compares the data on the ratio of the countries where the “100 Greatest Britons” project was realized with the popularity of the topic of national identity on the Internet.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА В ПРОДВИЖЕНИИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОЕКТА ВВС "100 ВЕЛИЧАЙШИХ БРИТАНЦЕВ")»

Роль современных массмедиа в продвижении моделей национальной самоидентификации

(на примере телепроекта ВВС«100 величайшихбританцев») Марина Янгляева

Автор анализируетэффективность медиапроектов в решении государственной задачи формирования национальной идентичности. На примере проекта BBC «100 величайших британцев» и его распространения в разных странах мира автор акцентирует внимание на деталях создания ментального ландшафта и сложности выбора опорных морфоскульптур для консолидации нации. Автор также представляетданные по соотношению стран мира, где был реализован проект«100 величайших...», с популярностьютемы национальной идентичности в Интернете. Ключевые слова: национальная идентичность, морфоскульптура, ментальный ландшафт, государство, массмедиа, BBC, «100 величайших британцев».

Сегодня человечество живет в условиях постмодернистской реальности, когда на первый план выходят процессы, создающие новые смысловые и символические морфоструктуры, новую «местность обитания сознания» (Додонов, 1999)1. Происходит слом так называемой традиционной мен-тальности. Проектирование и планирование трансформаций, целе- и смысло-полагание, а также конкретная работа по изменению массового сознания лежат на средствах массовой информации и коммуникации. Именно они обеспечивают узнаваемость ментального ландшафта, «воздвигают» оригинальные рельефы, важнейшей частью которого является своеобразная, присущая только этому ландшафту система морфоскульптур (Николайчук, Янгляева, Якова, 2018). Более того, при помощи различных приемов, включая вербальную репрезентацию фоновых знаний, глобальные медиа формируют глобальную ментальность (Игнатьева, 2009).

© Янгляева Марина Михайловна

кандидат филологических наук,

доцент кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Кризис идентичности: роль государства в создании морфоскульптур

При конструировании национальной идентичности с позиций государства в настоящее время используются методы,

разработанные Стивеном Манном (1992, ную идентичность (и товаров массового 1997) для реализации внешней политики потребления на индивида) стали одной в условиях хаоса. Такие методы обычно из самых дискуссионных тем в гумани-объединяются понятием «мягкая сила» тарной науке. Библиография под данно-(softpower). И эта сила, основанная на свя- му вопросу настолько обширна, что не зи рекламы и пропаганды (подр. см.: представляется возможным даже просто Николайчук, Янгляева, Якова, 2018), подра- перечислить работы ведущих зарубежных зумевает в первую очередь коммуника- и российских специалистов. Укажем толь-тивное воздействие. При этом поведение, ко на труды П. Шилдса (1996), Ф. Типтона которое навязывается извне, восприни- (2009), П. Ланта и С. Ливингстон (1992), мается индивидуумом как собственный В.О. Коротина (2014), посвященные мои добровольный выбор. Идентичность делям и моделированию идентичности в индивида является важной характери- разных странах и обществах. стикой личности. Однако в современной Государство, региональные или мест-действительности более значимой для ные власти в различных странах мира, обеспечения многих социальных функций формируя соответствующую идентичность, государства, в том числе и построения применяют технологии конструирования надежной системы национальной без- консенсусных образов через дискурсив-опасности, является задача формирова- ные средства, предлагая реципиенту «при-ния массовой идентичности. Этому воп- влекательность культуры и образов жиз-росу уделяли внимание российские ис- ни, политической идеологии, если более следователи в разных областях (Жаде, приземлено, то развлекательные шоу, 2007; Фарукшин, Зазнаев, 2009; Евдокимов, культурные акции, общественные пер-2010; Мансуров, 2011)2. С начала - сере- формансы и гуманитарные практики... дины прошлого века в связи с развитием Государство - это мощный "идентифика-массовой культуры индивидуальное из- тор" не потому, что может создавать иден-мерение человека, познание отдельной тичность, а потому, что обладает ресурс-личности отошло на второй план, сохра- ной базой, позволяющей насаждать ка-нив свои позиции в основном в культуре. тегории» (Берсенева, Соколов, 2018: 357). В общественной практике вместо осмыс- Следует, однако, признать, что государ-ления сущности «потерявшегося индиви- ство не всегда охотно включается в про-да» важными стали более общие процес- цессы формирования национальной иден-сы. Фордизм заставил говорить филосо- тичности, поскольку власть строит свою фов и политиков о массах, социальные легитимность на достижении максималь-технологии развились в новые направле- ного общественного консенсуса. В усло-ния, в названии которых так или иначе виях отсутствия устойчивых мифов, когда присутствует прилагательное «массовый». любая потенциальная морфоскульптура О кризисе массовой идентичности писа- ментального ландшафта может оказаться ли в американских журналах3, массовую спорной, дискуссионной, людям предла-идентичность пытались рассмотреть с раз- гается самим выбрать реальные объеди-ных сторон ученые и переосмыслить Жана нительные символы. Бодрийяра (Francesco (ed.), 2006); тема Роль продуцента смыслов государство национальной самоидентификации и на- вынуждено делегировало прослойке лояль-ционального самосознания в информа- ных, вернее, системных интеллектуалов, ционном обществе, а также вопросы, свя- которые часто позиционируются не как занные с влиянием медиа на националь- научные авторитеты, а как лидеры общест-

венного мнения, медийные персоны. Масс- ния сплотиться вокруг ряда образов, способ-медиа транслируют их мнения в социум ных занять это место»4. Символично, что и в полном соответствии с современными причина провала была якобы обусловле-рекламными технологиями начинают ак- на неверным выбором формы. Именно тивно заниматься продвижением продук- использование всеобщего голосования та, причем победителем в конкурентной в вопросе выбора национальных симво-борьбе оказывается не «духовно-личност- лов названо «не самым удачным ходом», ной конструкт» или «гений места», кото- приведшим к скандалам. Авторы доклада рый отличается высоким социальным ка- выдвигают заведомо невыполнимое в сов-чеством, а тот продукт, рекламная кампа- ременных условиях предложение: «При-ния по социальному тиражированию ко- оритетность национальных символов торого оказалась наиболее эффективной. должна определяться просвещенной ча-В рамках подобной деятельности ста- стью общества, наиболее авторитетными ли популярными мультимедийные про- людьми страны - теми, кто своей жизнью екты, так или иначе стимулирующие сво- и работой действительно заслужили пра-бодный выбор читателями, радиослуша- во задавать обществу моральные нормы»5. телями, телезрителями и интернет-поль- Излишне говорить, что подобное может зователями значимых персоналий, мар- существовать только в традиционных об-кирующих идентичность. Выбор осуществ- ществах. В постмодернистком обществе ляется путем голосования. Трудно пере- сначала необходимо сформировать (без оценить важность подобных передач для особой надежды на успех) мифы о конкрет-популяризации исторических знаний. ных «авторитетных» людях, которым, в Однако попытки как-то использовать их свою очередь, можно доверить создавать для формирования национальной иден- мифы об образах. тичности, т.е. выстроить новые мифы-мор- Поставим во главу угла функцию госу-фоскульптуры на ментальном ландшаф- дарства по укреплению национальной те страны наталкиваются на ряд препят- идентичности и разберем, какой менталь-ствий. Основным из них является систем- ный ландшафт создает властная элита и ная несовместимость журналистов, вы- обеспечивающие их деятельность жур-полняющих госзаказ с фрагментирован- налисты в зарубежных странах. ной аудиторией социальных сетей, где

уровень экспрессии и агрессии самовы- Проект ВВС«100 величайших ражения задают незримые коллективы - британцев» и рейтинг программ «клубы фанов». В этой связи аналитики данного формата в разных странах почти всегда делают вывод, что проекты Родоначальником проектов по выбо-не достигли своей цели, т.е. не консоли- ру значимых персоналий явилась теле-дировали общество. и радиопрограмма «100 величайших бри-

Наиболее четко такие оценки были танцев» (100 Greatest Britons), вышедшая высказаны в докладе Международного в 2002 г. на телеканале и радиостанции дискуссионного клуба «Валдай» «Нацио- BBC. Программа была посвящена выбору нальная идентичность и будущее России». ста величайших личностей в истории Прямо указывалось на то, что подобные Великобритании. В рамках программы проекты («Имя России» (2008) и «Россия 10» проводилось специальное голосование (2013)) «продемонстрировали не только среди жителей страны. После частных де-отсутствие пока единых для российского батов надо было выбрать «величайшего общества символов, но и нехватку жела- представителя королевства»6. Толчком

163

к реализации подобного проекта стали девиза из пяти (максимум) слов. Победителем проблемы с определением национальной был признан слоган «Пожалуйста, ника-идентичности гражданами Великобритании. ких девизов, мы - британцы»10. Белое население Соединенного Королевства Медиаистеблишмент Британии при-традиционно сильно расколото по этни- знал результаты проекта «100 величайших ческому признаку. Всего треть белых ре- британцев» провальными. С одной сто-спондентов при опросах называют себя роны, в список, который предполагал нали-британцами. Остальные записываются чие только благодетельных с точки зрения англичанами, шотландцами, валлийцами, государства британцев, зрители включи-что несет определенную угрозу обостре- ли этнически контрастных ирландцев и ния национализма. Например, популяр- шотландцев, которые в общественном созна-ность «самого великого британца в исто- нии закреплены как враги Британии. Напри-рии» Уинстона Черчилля в Северной Ир- мер, в список вошел сэр Уильям Уоллес ландии в 1,6 раза ниже, чем в Уэльсе. Но (1270-1305), шотландский рыцарь и вое-это еще полбеды. Цветное население начальник, предводитель шотландцев в Великобритании, прибывающее из стран войне за независимость от Англии, и даже Содружества наций, постоянно увеличи- Джеймс Коннолли (1868-1916), ирландский вается. Однако «британцами» (этого от националист и социалист, лидер ирланд-них и ожидают в контексте проблемы са- ского восстания 1916 г., казненный по при-моидентификации) именуют себя всего говору британского суда. Эти две персона-треть таких «не-белых» иммигрантов. лии занимали в списке 48-е и 64-е места Стремление связать себя с местной исто- соответственно. А, например, великий рической региональной, а не общенацио- империалист и государственник Редьярд нальной идентичностью демонстрируют Киплинг в списке не значился. В списке 87% граждан, родившихся в смешанных нет также ни одного этнического еврея -браках, 85% выходцев из государств не только великих финансистов, создав-Карибского бассейна, 80% пакистанцев, ших мировое экономическое могущество 78% бывших граждан Бангладеш7. Причем Великобритании, но даже такой крупней-подобные граждане из-за своей относи- шей политической фигуры в истории тельной многочисленности уже заметны Соединенного Королевства, как Бенджамин в Лондоне и других крупных городах. Дизраэли. Великий политик, хотя и был Возникает этническая напряженность по евреем (он, впрочем, принял христиан-сюрреалистической линии «настоящий ство в 13 лет, т.е. «стал англичанином», за-шотландец - афрошотландец» и пр. тем без проблем в 1876 г. получил титул Вот почему Правительство Ее Величества «Первый граф Биконсфилд», был награ-реально озаботилось созданием менталь- жден Орденом Подвязки и пр.), впервые ного ландшафта «британственности»8 для поставил вопрос о приоритете врожден-формирования полноценной консенсус- ных прав англичанина перед правами че-ной государственной идентичности. После ловека. Дизраэли даже утверждал, что появления на BBC «100 величайших бри- «упадок расы неизбежен <...> если только танцев»9 креативные акции «по насажде- она. не избегает всякого смешивания нию британственности» были продолже- крови»", а величие Великобритании бы-ны. Наиболее интересная из них - конкурс ло для него вопросом доминирования газеты The Times, редакция которой в но- высшей расы. Нет в списке и европейцев ябре 2007 г. попросила читателей опре- или представителей других континентов делить понятие британственности в виде из нового и новейшего времени, которые

бы считались достойными, чтобы их дея- государственников. На первом месте -

ния признали великим благом для Британии. Рональд Рейган. Считают своим амери-

Разумеется, такая толерантность жи- канцы и швейцарца немецкого происхож-

телей Туманного Альбиона плохо соотно- дения Альберта Эйнштейна (14-я позиция

силась с задачей создания единой систе- в рейтинговом списке). В Финляндии «че-

мы национальной идентичности с учетом ловеком номер один» стала спорная для

активной миграции. Формирование «пан- россиян фигура барона Густава Маннер-

теона великих британцев» прекратилось. гейма - маршала и Президента Финляндии.

Однако с медийной точки зрения цикл В богатой национальными морфоскульп-

передач оказался успешным. Программа турами Франции на первой позиции ге-

получила высокий рейтинг, была прояв- нерал Шарль де Голль. Наполеон только

лена значительная активность зрителей, на 16-м месте. Выше даже комик Фернандель.

британская пресса смогла превратить те- Так называемых варягов нет совсем.

лешоу в полноценный (по форме) нацио- Напомним, что футболист Зинедин Зидан,

нальный диспут. И главное заключается хотя и имеет алжирские корни, родился

в том, что высококачественная работа и все-таки во Франции. У него 21-е место в

креативный подход британских тележур- списке. В Германии вся тройка «великих» -

налистов стимулировали телекомпании вызов Франции: Конрад Аденауэр (враг

других стран купить у BBC права на фор- Де Голля), Мартин Лютер (враг католиков,

мат этого ток-шоу. отец гугенотов), Карл Маркс (враг барона

Список стран, где были реализованы Джеймса Ротшильда) (слово «враг» здесь

подобные телепроекты, включает поми- стоит понимать как «политический или

мо Великобритании 27 государств. Это идеологический оппонент»).

Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Внимание привлекает тот факт, что спи-

Бразилия, Германия, Греция, Израиль, Индия, сок стран, где был реализован упомянутый

Ирландия, Испания, Италия, Канада, телепроект, совпадает с перечнем стран,

Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, где при запросах в сети Интернет относи-

Россия, Румыния, США, Уэльс (на валлий- тельно популярны темы национальной

ском языке), Финляндия, Франция, Хорватия, идентичности и национального самосоз-

Чехия, Чили, ЮАР, Япония. нания (см. табл.).

Для исследователей особенностей массового сознания в списках «великих лич- Методология исследования ностей» той или иной страны есть много Методика измерения популярности интересного. Например, в Аргентине в тем основана на подсчете процентного номинации «Великий аргентинец ХХ ве- соотношения двух, трех и т.д. тем в маска» победил Эрнесто Че Гевара. В Болгарии - сиве запросов в массмедиа со стороны полная победа тех персон, которые по- интернет-пользователей, интересующих-читались как национальные герои и при ся этим вопросом (подр. см.: Николайчук, коммунистах: Васил Левски, Христо Ботев, Янгляева, Якова, 2018). Технически это по-Иван Вазов, даже Тодор Живков и прори- зволяют сделать сервисы современных цательница Ванга (они имеют одинаковый поисковых систем. Например, в Мексике рейтинг). В Испании на первой строчке, 97% запросов были посвящены теме конечно же, здравствующий король Хуан «Национальная идентичность» и только Карлос I, и только потом Мигель де Сервантес; 3% теме «Национальное самосознание» третий - «мигрант» генуэзец Христофор из общего массива вхождений в систему Колумб. В США полная победа жестких Google по данным проблемам с террито-

165

Таблица. Соотношение приоритетных тем национальной самоидентификации и программы «Великие национальные герои»

Ранг Страна Доля от общего количества запросов, % Причина приоритета темы Программа «Великие национальные герои»

Тема «Национальная идентичность»

l Аргентина 96 Рост национализма «El gen argentino» (август-октябрь 2007 г.)

2 Франция 92 Рост национализма «Le Plus Grand Français de tous les temps» (март-апрель 2005 г.)

B Бразилия 9l Рост национализма «O Maior Brasileiro de Todos os Tempos» (июнь-октябрь 2012 г.)

4 Россия 88 Поиск идентичности «Имя Россия» (май-декабрь 2008 г.)

S Польша 86 Рост национализма Нет

6 Греция 76 Интерпретировать сложно, вероятно проблема мигрантов «MEyáAoi 'EAAr|VEç» (апрель 2008 - май 2009 г.)

7 Испания 7B Защита государственной целостности «El español de la historia» (май 2007 г.)

8 Португалия 70 Осмысление истории «Os Grandes Portugueses» (октябрь 2006 - март 2007 г.)

9 Израиль 69 Защита государственной целостности «200 Greatest Israelis», сайт программы более не поддерживается

l0 Германия 68 Недовольство миграционной политикой А. Меркель «Unsere Besten» (2003-2008 гг.; разоблачение подтасовок в 2014 г.)

Тема «Национальное самосознание»

l Япония 96 Моноэтничность 100», (май-сентябрь 2007 г.)

2 Чехия 9l Моноэтничность «Nejvetsi Cech» (январь-июнь 2005 г.)

B США 8S Англосаксонская либеральная модель "The Greatest American» (январь-июнь 2005 г.)

4 ЮАР 7S Англосаксонская либеральная модель «Great South Africans» (июнь-октябрь 2005 г.)

S Норвегия 7S Экономические причины нет

6 Канада 7B Англосаксонская либеральная модель «The Greatest Canadian» (октябрь-ноябрь 2004 г.)

7 Венгрия 72 Моноэтничность Нет

8 Швеция 72 Моноэтничность Нет

9 Италия 7l Моноэтничность «И piu grande» (январь-февраль 2010 г.)

l0 Новая Зеландия 66 Англосаксонская либеральная модель «New Zealand's Top 100» History Makers (октябрь-ноябрь 2005 г.)

ll Великобритания 6l Англосаксонская либеральная модель «100 Greatest Britons» (2002 г.)

l2 Австралия S8 Англосаксонская либеральная модель «The Greatest Australians» (2013 г.)

Источник: Расчеты автора

рии этой страны. Выбор темы, а также ее формулировка зависят от автора.

Причины, по которым может определяться приоритет той или иной темы, выявляются путем отбора автором основных характеристик самосознания той или иной нации в соответствии с экспертными оценками журналистов и специалистов-стра-новедов, опубликованных в научных и научно-популярных изданиях (см., напр.: Шимов, 2005; Сапрыкина, 2015; Чугров, 2016 и др.). Публикации по проблемам идентичности и самосознания в контексте миграции и мультикультурализма в массмедиа Германии, Франции, Италии, США и пр. сегодня находятся в открытом доступе. Хорошо разработана тема национальной идентичности японцев (Чугров, 2016). Продолжает оставаться актуальным вопрос об идентичности и для португальцев (Сапрыкина, 2015). Вопросы, связанные с образованием новых европейских наций после распада Австро-Венгерской империи, являются поводом для исследований мировой политики (Шимов, 2005), а сама национальная специфика Австро-Венгрии - одним из научных направлений исследовательских институтов (Хаванова (ред.), 1997). В контексте рассматриваемых проблем по идентичности современной Греции уделяется внимание и вкладу гре -ческого государства в гомогенизацию страны (Koumandaraki, 2002).

Анализ хода реализации проектов и клонирования шоу BBC по популяризации персон, могущих олицетворять государственные символы в различных странах,

дает основания утверждать, что государственные (или общественные, а в некоторых случаях и коммерческие) массмедиа, обладающие преимуществами в использовании массовых каналов коммуникаций, играют главную роль в решении задачи формирования национальной идентичности или продвижения моделей национальной самоидентификации. Как показывает опыт, такая работа пока не отличается высокой эффективностью, поскольку «неконтролируемые» выборы опорных морфоскульптур ментального ландшафта населением отличаются стихийностью, воздействием случайных обстоятельств и стремлением устроителей получить желаемый результат. В странах, где ранее велась кропотливая работа с национальными символами в форме знаковых персоналий, где не было частых и фрустрирующих сознание нации переоценок истории (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Болгария, Франция, Израиль и ряд других) удается создать одну-три консенсусных фигуры, вокруг которых можно консолидировать общество. Рейтинги остальных «великих людей» управляются ситуативными факторами. Их индексы популярности во многом зависят от того, как эти персоны используются в качестве инструментария в рамках элитных конфликтов и как проведена рекламная кампания в СМИ по их популяризации. При этом следует иметь в виду, что национальные ориентиры эли-тариев и широких слоев населения в значительном числе стран мира сегодня могут часто и драматическим образом не совпадать.

Примечания

1 Подобное предположение некоторыми исследователями ставится во главу угла при попытках создать целостную междисциплинарную теорию ментальности.

2 Так, например, научное сообщество России активно работает над проблемой стабильности административных и политических границ субъектов РФ. Причем

167

речь идет даже об исторической зрелости и контрастности границ. Некоторые исследователи идут еще дальше, утверждая, что «региональная идентификация предполагает <...> предотвращение угроз, вызовов и рисков региональной и национальной безопасности государства» (цит. по: Мансуров (2011: 186)).

3 Miller J. (2015) America's Mass Identity Crisis. Omtimes Magazine, July 18. Режим доступа: https://omtimes.com/2015/07/americas-mass-identity-crisis/

4 Национальная идентичность и будущее России. Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай», 2014. С. 64. Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ valdai/doklad_identichnost_RUS_ISBN.pdf

5 Там же.

6 BBC Reveals 100 Great British Heroes. BBC News. 2002. August 22. Режим доступа: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/entertainment/2208532.stm. Интересно, что передачу готовила редакция развлекательных программ.

7 Social Trends No39-2009 Edition. Office for National Statistics. Режим доступа: https:// webarchive.nationalarchives.gov.uk/20160108204515/http://www.ons.gov.uk/ons/ rel/social-trends-rd/social-trends/social-trends-39/index.html

8 Оксфордский словарь определяет этот термин следующим образом: Britishness. The Quality or State of Being British or of Embodying British Characteristics («Обладать статусом или положением британца; соответствовать характерным чертам британца» [перевод наш. - М.Я.]).

9 Цикл передач включал программы, посвященные конкретным персонам, вошедшим в первую десятку списка величайших британцев, и дебаты со зрителями, имевшими дополнительные возможности для голосования после каждой программы. Итоговый рейтинг готовился по результатам голосования и дебатов.

10 На языке оригинала No Motto Please, We're British (цит. по: Lyall S. (2008) Searching for a Definition of Britishness: Fine, but «No Motto, Please». The New York Times. January 25. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2008/01/25/world/ europe/25iht-motto.4.9509741.html). Укажем, что в данном случае имела место самоирония британской аудитории и журналистов. Выражение «Мы - британцы» стало популярно в связи с известным британским анекдотом второй половины XX в., характеризующим «особые» черты британца. Анекдот связывают с реакцией жителей Великобритании на события 1968 г. во Франции и мотивы «сексуальной свободы».

11 Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма // Научно просветительский журнал «Скепсис». Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_2069.html

Библиография

Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика / отв. ред. О.В. Хаванова. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1997. (Посвящается 1000-летию Австрии и 1100-летию Венгрии).

Берсенева Н.В., Соколов Г. А. Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект // Молодой ученый. 2018. № 23 (209). С. 356-360.

Додонов Р.А. Теория ментальности: учение о детерминантах мыслительных автоматизмов. Запорожье: Тандем-У, 1999.

Евдокимов С.И. Оценка устойчивости политических и административных границ Псковского региона: дис. .канд. геогр. наук. Псков, 2010.

Жаде З.А. Векторы геополитической идентичности. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игнатьева И.Г. Формирование глобальной ментальности: опыт анализа вербальных репрезентаций фоновых знаний в медиаиздании The Ecomonist// Язык и мен-тальность. Междунар. конф. «Ахановские чтения» под эгидой МАПРЯЛ (материалы докладов и сообщений). Т. 1 / науч. ред. Э.Д. Сулейменова. Алматы: Казак университету 2009. С. 271-275.

Коротин В.О. Модели национальной идентичности в современном обществе // Вестн. ПАГС. 2014. № 4 (43) С. 128-133.

Мансуров Т.З. Теоретико-методологические подходы к проблеме региональной идентичности в политической науке // Ученые записки Казанск. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 1. С. 181-190.

Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Национальная идентичность как мор-фоскульптура и фактор ментального общественного ландшафта в контексте национальной безопасности. Медиагеографический подход // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. C. 141-157.

Сапрыкина О.А. Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме // Stephanos. 2015. №. 2 (10). С.173-179.

Фарукшин М.Х.,Зазнаев О.И. Политическая идентичность в контексте политической культуры. Казань: Центр инновационных технологий, 2009.

Чугров С.В. Идентичности России и Японии в постбиполярный период (1991-2015 гг.) // Япония. Ежегодник. 2016. С. 353-375.

Шимов Я. Австрия и Венгрия: идентичность на развалинах // Россия в глобальной политике. 2005. № 6. Режим доступа: https://globalaffairs.ru/number/n_5966

Francesco P. (ed.) (2006) Mass Identity Architecture: Architectural Writings of Jean Baudrillard. Wiley Academy, Great Britain.

Koumandaraki A. (2002) The Evolution of Greek Identity. In: Studies in Ethnicity and Nationalism, vol 2, no 2, pp. 39-53. DOI: 10.1111/j.1754-9469.2002.tb00026

Lunt P.L., Livingstone S.M. (1992) Mass Consumption and Personal Identity. Everyday Economic Experience. Open University Press: Buckingham, Philadelphia.

Mann S.R. (1992) Chaos Theory and Strategic Thought. In: Parameters (US Army War College Quarterly), vol. XXII, Autumn, pp. 54-68.

Mann S.R. (1997) The Reaction to Chaos. In: Alberts D.S., Czerwinski T.J. (eds.) Complexity, Global Politics, and National Security. National Defence Univerity. Washington, D.C. Режим доступа: http://www.dodccrp.org/files/Alberts_Complexity_Global.pdf

Schields P. (1996) State, National Identity and Media. Peace Review. A Journal of Social Justice 8: 89-96.

Tipton F.B. (2009) Modeling National Identities and Cultural Change: The Western European, Japanese, and United States Experiences Compared. International Journal of Cross Cultural Management 9 (2): 145-168. DOI: 10.1177/1470595809335722

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.