Научная статья на тему 'НОВОЕ В МЕДИАЛОГИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИИ: НИКОЛАЙЧУК И.Н., ЯНГЛЯЕВА М.М., ЯКОВА Т.С. УПРАВЛЕНИЕ ПРОШЛЫМ. МАССМЕДИА, МИФОТВОРЧЕСТВО, ИДЕНТИЧНОСТЬ; СИЛУЭТЫ НАЦИЙ. ВЗГЛЯД МЕДИОЛОГА)'

НОВОЕ В МЕДИАЛОГИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИИ: НИКОЛАЙЧУК И.Н., ЯНГЛЯЕВА М.М., ЯКОВА Т.С. УПРАВЛЕНИЕ ПРОШЛЫМ. МАССМЕДИА, МИФОТВОРЧЕСТВО, ИДЕНТИЧНОСТЬ; СИЛУЭТЫ НАЦИЙ. ВЗГЛЯД МЕДИОЛОГА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Скибина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ В МЕДИАЛОГИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИИ: НИКОЛАЙЧУК И.Н., ЯНГЛЯЕВА М.М., ЯКОВА Т.С. УПРАВЛЕНИЕ ПРОШЛЫМ. МАССМЕДИА, МИФОТВОРЧЕСТВО, ИДЕНТИЧНОСТЬ; СИЛУЭТЫ НАЦИЙ. ВЗГЛЯД МЕДИОЛОГА)»

Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10. № 3

РЕЦЕНЗИИ. ОТКЛИКИ НА ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА COMMENTS AND REVIEWS ON ARTICLES PUBLISHED IN THE JOURNAL

УДК 070

DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(3).573-577 Скибина Ольга Михайловна

Доктор филологических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, член Союза писателей России Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация, e-mail: sskibin90@mail.ru

Olga M. Skibina

D.Sc. in Philology, Professor, a Valid Member of Academy of Military Sciences, Member of the Union of Writers of Russia Department of Literature, Journalism and Methods of Literature Teaching, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russain Federation, e-mail: sskibin90@mail.ru

Новое в медиалогии

(Рецензия на монографии: Николайчук И.Н., Янгляева М.М., Якова Т.С. Управление прошлым. Массмедиа, мифотворчество, идентичность; Силуэты наций. Взгляд медиолога)

New in Medialogy (Review of the Monographs: Nikolaychuk I.N, Yanglyaeva M.M, Yakova T.S Management of the Past. Mass Media. Myth-making. Identity; Sil-houettes of Nations. The View of a Mediaologist)

Исследование о современном человеке часто предполагает ответы на вопросы из области онтологии и гносеологии одновременно. Что есть «человек информационный, который живет в одном пространстве, а мыслит категориями другого» [1, с. 5], как строится современная система национальной самоидентификации в разных странах [2] и как осуществляется поиск новой российской идентичности в условиях общественной фрустрации? В «Вопросах теории и практики журналистики» авторы новых книг

«Управление прошлым. Массмедиа. Мифотворчество. Идентичность» и «Силуэты наций. Взгляд медиолога» уже представляли свой взгляд на процессы, связанные с трансформацией общественного сознания в условиях медиатизации [3; 4]. Здесь же перед нами попытка с новых методологических позиций разобраться в самой сложной, особенно для политиков целого ряда стран, теме — проектирования и строительства надэтниче-ской национально-государственной идентичности.

© Скибина О.М., 2021

573

Монография «Управление прошлым. Массмедиа, мифотворчество, идентичность» посвящена самой обсуждаемой в научной среде сегодня проблеме — проблеме исторической памяти. Тема эта максимально политизирована, споры вокруг событий и фигур прошлого фактически раскалывают общество. История активно используется как объект политической конъюнктуры, институты, которые занимаются политикой памяти, получают мощное государственное финансирование (из европейских стран особенно в Польше), а также в США — именно они финансируют большинство антироссийских проектов в Европе, связанных с пересмотром прошлого, при этом сами сегодня страдают от агрессивности чернокожего населения и сноса памятников отцам-основателям американской нации. Поэтому «Управление прошлым» не только своевременная книга — выход работ, в которых предпринимаются попытки выстроить новую систему самоидентификации в условиях кризиса идентичности, — необходимость, особенно в России, где после распада СССР необычайно возрос интерес к вопросам культурно-информационного пространства для сохранения этнической идентичности различных наций и народностей.

Проблема поиска «новой российской идентичности», (подобные проблемы, как утверждают авторы, «носят сегодня глобальный характер»), — тема, которая находится в мейнстриме этнологической и социологической проблематики большинства стран» [2, с. 29]. Чтобы это доказать, авторы обратились к интернет-статистике (системы Google и Яндекс), отражающей социальные

интересы массового пользователя и, опираясь на подходы анализа больших данных (bigdata), позволяющие максимально точно выявить интерес аудитории к теме, провели исследование российского ментального ландшафта и его морфоскульптур.

Авторы пытаются «развести по разным углам» общественной практики историю как науку и производство исторических мифов для целей сегодняшнего дня, вписав их в политический дискурс (авторы называют такую деятельность «клиопедией»). Несмотря на абсолютную новизну такого подхода, он может считаться оправданным, особенно в контексте такого явления практики, как развитие и использование для достижения различных целей исторической политики. В книге «Управление прошлым» тщательно прописана роль современных медиа в манипулировании исторической памятью, которая, по существу, является ключевой.

Авторы монографии «Управление прошлым» не только представляют новый взгляд на происходящие в трансформации пространства смыслов процессы. Они впервые применяют медиагеографический подход, используя разные методы анализа (политическую медиаме-трию, ранговый анализ, такой метод снижения размерности, как факторный анализ и пр.), что дает новый и интересный ракурс оценки фигур прошлого и настоящего, а также возможность спрогнозировать будущее. Теоретические новации удачно дополняются примерами использования комплекса авторских методик для решения ряда важных практических задач: оценки потенциала сепаратизма российских регионов, состояния ментального поля жителей

Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 3. С. 573-577

Украины по конкретным областям, критический анализ примеров попыток формирования национальной идентичности путем производства телепередач про национальных героев и конкурсов по выяснению, «кто самый великий человек в истории», путем голосования телезрителей, выявление новых тенденций в области развития «русского мира» и пр.

Книга «Силуэты наций» [1] под редакцией М.М. Янгляевой увидела свет в 2021 г. и, по сути, является дополнением к исследовательской базе и результатам, изложенным в «Управлении прошлым». Теперь каждая политическая сила, находящаяся у власти, хочет построить свою нацию. Однако, если в истории этот процесс занимал десятилетия и века, и моделей нациестроитель-ства было много, то сегодня все свидетельствует о скорости процесса: модель складывается не постепенно, ее хотят сложить очень быстро, в результате работы разных институтов. Для нациестроительства в любой стране нужен лояльный электорат. Вопрос, кто или что сегодня этот лояльный электорат, с кем или с чем он себя отождествляет, существует. Авторы пытаются разобраться на примере разных стран, начиная с России, что есть россиянин, «российскость» — «воображаемое сообщество», которое существует благодаря тому, что все участники сохраняют в своем сознании ментальный образ сходства, хотя на самом деле не имеют представления о том, сколько конкретно человек причисляют себя к этому сообществу»? [там же, с. 6]. На чем базируются эти представления? Книга «Силуэты наций» — первое обзорное и одновременное комплексное исследование

самоидентификации современного человека, находящегося в зависимости от современных медиа.

В ситуации, когда меняются границы, переписывается история, глобализируется культура, исчезают ценности, — силуэты наций становятся расплывчаты, остается сам человек. Авторы «Силуэтов наций» пытаются разобраться, в какой системе координат это происходит, и рассматривают проблему сохранения (и/или конструирования) в комплексе: в книге представлены 17 стран: Россия, страны Западной и Центрально-Восточной Европы, Австралия, США и ЮАР. В основе анализа снова интернет-статистика: bigdata позволяют отследить динамику и интерпретировать данные, в результате которых и определяются индивидуальные характеристики (именно силуэты наций) для конкретной страны. Традиционный национализм, основанный на исто-рико-этнической модели, пока сохраняется, но поскольку национальная идентичность формируется в новых конкретных исторических условиях (когда меняется карта мира, появляются и исчезают государства, система международных отношений меняется, обсуждается переустройство мира после коронавируса и т.п.) мы имеем дело с генезисом абсолютно иных реалий, отличных от процессов десяти-двадцатилетней давности. Процесс формирования национальной идентичности в разных странах мира очень динамичный — и авторы монографии это убедительно доказывают. В определенной степени эта книга — перспективный шаг в методике морфологических исследований подобного рода. Еще одно, на мой взгляд, главное достоинство данной книги: в процесс исследования во-

влечены молодые исследователи — студенты, магистранты и аспиранты факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заинтересованные, со свежим, не замыленным взглядом, которым пока не свойственно подчиняться конъюнктурным запросам.

Мне представляется, что можно говорить о рождении новой научной школы, нового научного направления, основой которому служит медиа-география — именно она позволяет анализировать различный опыт в разных сферах жизни современного человека, который не так давно перестал мыслить категориями только физического пространства [5, с. 32]. Разрабатывая новую дисциплину для гуманитарной науки России, авторы монографий вводят в научный оборот понятие «ментального ландшафта», «морфоскульптур» и «опорной плиты ментального ландшафта», наглядно демонстрируют прикладную роль ме-диагеографии в выявлении взаимосвязей и взаимозависимости всех субъектов политической, экономической, культурной жизни разных стран мира.

В «Управлении прошлым» и «Силуэтах наций» использован максимально объективистский подход; эти две монографии отличает новое

видение предмета исследования, что, безусловно, расширяет чисто этнографическую и социологическую базу; а сравнительный анализ полученных в ходе исследования больших данных результатов дает новые возможности для формулирования нетрадиционных выводов. Один из них — идентичность формируется не сама по себе, а в результате политики находящихся у власти элит. Разница только в темпах, взятых элитными группами, и пропагандистских практиках, с опорой на культуру, историю, этнический фактор. А здесь как раз и важны границы зон памятного и забытого на ментальном ландшафте страны, понимание того, к кому сегодня приходит Дед Мороз, а к кому Санта-Клаус, и кто такой «гений места». Мне, как филологу, привыкшему разбираться в новой терминологии, книги интересны еще и сопряжениями таких понятий, как «клиопедия» и «менеджмент мифотворчества», а название монографий — «Управление прошлым», «Силуэты наций» — ближе и понятнее иных научных статей по теории журналистики, где порой приходится пробираться к смыслу долгими путями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Силуэты наций. Взгляд медиолога / под ред. М.М. Янгляевой. — Москва : ИКАР, 2021. — 307 с.

2. Николайчук И.Н. Управление прошлым. Массмедиа. Мифотворчество. Идентичность / И.Н. Николайчук, М.М. Янгляева, Т.С. Якова. — Москва : ИКАР, 2020. — 340 с.

3. Янгляева М.М. Роль массмедиа в конструировании региональнй идентичности: медиагеографические подходы / М.М. Янгляева, Т.С. Якова. — DOI: 10.17150/23086203.2019.8(3).485-496. // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 3. — С. 485-496.

4. Николайчук И.А. Поиск новой российской идентичности: медиагеографические исследования ментального ландшафта / А.Ю. Николайчук, Т.С. Якова, М.М. Янгляева. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).642-659 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 642-659.

5. Якова Т.С. Медиагеография / Т.С. Якова, М.М. Янгляева. — Москва : ИКАР, 2019. — 188 с.

Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10, № 3. С. 573-577

REFERENCES

1. Yanglyaeva M.M. Silhouettes of nations. Mediologist's view. Moscow, IKAR Publ., 2021. 307 p.

2. Nikolaichuk I.N., Yanglyaeva M.M., Yakova T.S. Management of the past. Mass media. Myth-making. Identity. Moscow, IKAR Publ., 2020. 340 p.

3. Yanglyaeva M.M., Yakova T.S. The Role of Mass Media in Constructing the Regional Identity: the Media Geographic Approaches. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 485-496. DOI: 10.17150/23086203.2019.8(3).485-496. (In Russian).

4. Nickolaichuk I.A., Yakova T.S., Yanglyaeva M.M. In Search for a New Russian Identity: Media-Geographical Studies of the Mental Landscape. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 4, pp. 642-659. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).642-659. (In Russian).

5. Yakova T.S., Yanglyaeva M.M. Media Geography. Moscow, IKAR Publ., 2019. 188 p.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Скибина О.М. Новое в медиалогии // О.М. Скибина. — DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).573-577 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 3. — С. 573-577. Рец. на монографии: Николайчук И.Н., Янгляева М.М., Якова Т.С. Управление прошлым. Массмедиа, мифотворчество, идентичность; Силуэты наций. Взгляд медиолога.

FOR CITATION

Skibina O.M. New in Medialogy. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 3, pp. 573-577. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).573-577. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.