Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА СЕГОДНЯ: ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА СЕГОДНЯ: ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА ОРЕНБУРЖЬЯ / ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / REGIONAL PRESS / ORENBURG REGION / DEONTOLOGY / DEONTOLOGICAL NORMS / AXIOLOGICAL ASPECT / SEMANTIC ANALYSIS OF THE TEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скибина Ольга Михайловна

Статья посвящена анализу состояния региональной прессы Оренбуржья, динамике численности зарегистрированных СМИ в Оренбургской области за 2009-2019 гг., а также нарушению деонтологических норм журналистами региона. Были проанализированы номера газет города Оренбурга на предмет прямых нарушений положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста и выявлены наиболее грубые нарушения деонтологических норм оренбургскими журналистами. Кроме того, в процессе исследования был использован семантический анализ текстов, проведенный с помощью специализированной компьютерной программы Advego, в результате которого были получены показатели частотности употребления тех или иных слов в текстах. Из полученного массива мы выбрали по 25 наиболее часто встречающихся слов отдельно в каждой подгруппе, с целью выявить наличие аксиологической лексики и сравнить ее количественный состав. Выводы позволили скорректировать проведенные группой ученых Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова исследования о состоянии региональной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Скибина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PRESS TODAY: DEONTOLOGICAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS

The article presents an analysis of the current state of the local press and the dynamics of the number of mass media authorized between 2009 and 2019 in Orenburg region. It also deals with violation of deontological norms by the regional journalists. The author analyzed cases of violating provisions of the Code of journalists’ professional ethics in Orenburg newspapers and discovered the worst violations of deontological standards by local journalists. Besides, the study required semantic analysis of the texts carried out using the special software Advego, which helped to calculate indicators of frequency of using particular words. 25 most frequently used words were then selected in each sub-group, which was aimed at finding axiological vocabulary and comparing its number. The inferred data enable the author to make corrections in the results of the research into the regional press carried out previously by a group of scientists from Lomonosov’s State University.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА СЕГОДНЯ: ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

УДК 070.23

DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(1).65-75 Скибина Ольга Михайловна

Доктор филологических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, член Союза писателей России Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы, Оренбургский государственный педагогический университет, 460014, Российская Федерация, г Оренбург, ул. Советская, 19, e-mail: sskibin90@mail.ru Olga M. Skibina

Doct. habil. of Philology, Professor, Full Member of the Academy of Military

Sciences, Member of the Union of Writers of Russia, Department of Literature, Journalism and Methods of Literature Teaching, Orenburg State Pedagogical University, 19 Sovetskaya Str., Orenburg, 460014, Russian Federation, e-mail: sskibin90@mail.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА СЕГОДНЯ: ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу состояния региональной прессы Оренбуржья, динамике численности зарегистрированных СМИ в Оренбургской области за 2009-2019 гг., а также нарушению деонтологи-ческих норм журналистами региона.

Были проанализированы номера газет города Оренбурга на предмет прямых нарушений положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста и выявлены наиболее грубые нарушения деонтологи-ческих норм оренбургскими журналистами. Кроме того, в процессе исследования был использован семантический анализ текстов, проведенный с помощью специализированной компьютерной программы Advego, в результате которого были получены показатели частотности употребления тех или иных слов в текстах. Из полученного массива мы выбрали по 25 наиболее часто встречающихся слов отдельно в каждой подгруппе, с целью выявить наличие аксиологической лексики и сравнить ее количественный состав. Выводы позволили скорректировать проведенные группой ученых Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова исследования о состоянии региональной прессы.

Ключевые слова. Региональные печатные СМИ, региональная пресса Оренбуржья, деонтология, деонтологические нормы, аксиологический аспект, семантический анализ текста.

Информация о статье. Дата поступления 11 января 2020 г.; дата принятия к печати 24 февраля 2020 г.; дата онлайн-размещения 23 марта 2020 г.

REGIONAL PRESS TODAY: DEONTOLOGICAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS

Abstract. The article presents an analysis of the current state of the local press and the dynamics of the number of mass media authorized between

2009 and 2019 in Orenburg region. It also deals with violation of deontological norms by the regional journalists.

The author analyzed cases of violating provisions of the Code of journalists' professional ethics in Orenburg newspapers and discovered the worst violations of deontological standards by local journalists. Besides, the study required semantic analysis of the texts carried out using the special software Advego, which helped to calculate indicators of frequency of using particular words. 25 most frequently used words were then selected in each sub-group, which was aimed at finding axiological vocabulary and comparing its number. The inferred data enable the author to make corrections in the results of the research into the regional press carried out previously by a group of scientists from Lomonosov's State University.

Keywords. Regional press, Orenburg region, deontology, deontological norms, axiological aspect, semantic analysis of the text.

Article info. Received January 11, 2020; accepted February 24, 2020; available online March 23, 2020.

Введение

В информационном обществе СМИ небезосновательно присвоили себе функцию формирования представлений общества об окружающей жизни. С помощью различных приемов воздействия, не только формируется общественное мнение общества, но и определяются его ценностные приоритеты. В статье «Роль массмедиа в конструировании региональной идентичности: медиагеографические подходы» авторы настойчиво заявляют, что «региональные административные центры одновременно являются центрами коммуникации и региональным рекламным рынком, региональные газеты (и другие региональные масс-медиа) стабилизируют в представлениях населения пространственные ориентиры центра и его связи с территориальными (жилыми) единицами региона через селективные потоки информации. Пресса идентифицируется как важный фактор в развитии и поддержании региональной идентичности». [1, с. 485-496]. Оренбургская область не является исключением.

Характер взаимоотношений власти и прессы Оренбуржья во многом определяется особенностями приграничного региона на центрально-азиатском направлении и многонациональным характером населения. В такой ситуации важнейшей задачей государственной информационной политики становится обеспечение политического равновесия, баланса интересов и социальной стабильности. Ведь от взаимодействия информационных потоков зависит уровень развития демократии в регионах и в целом по России. Исследованиями региональной прессы занимается целый коллектив авторов проблемной лаборатории МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством профессора М.В. Шкондина [2]. «Проанализированы результаты социологического исследования, в ходе которого было опрошено 93 журналиста из 27 региональных газет России по широкому кругу тем<...>. Исследование показало, что современные региональные журналисты в значительной степени ориентированы на удовлетворение потребностей и интересов аудитории, они

достаточно адекватно и квалифицированно представляют сущность и особенности авторской и редакторской деятельности» [2, с. 679]. Не приходится сомневаться в выводах коллектива исследователей, тем более что оренбургская региональная пресса также попала под исследование. Однако город Оренбург с его периодикой не был представлен в данном исследовании, и мы считаем возможным внести некоторые коррективы.

По данным Роскомнадзора, динамика численности зарегистрированных СМИ в Оренбургской области за 2009-2019 гг. выглядит так (см. табл.).

До 2009 г. в регионе присутствовала позитивная динамика появления новых СМИ. В этом году было зарегистрировано 613 СМИ, в том числе 301 газета и 93 журнала. Однако последующие десять лет отмечена резко отрицательная динамика количества СМИ. В сентябре 2019 г. на территории Оренбургской области зарегистрировано 211 СМИ (-402), из них 101 газета (-200) и 20 журналов (-73)1. Выяснение причин обвального снижения численности газетной и журнальной периодики в отдельно взятом российском регионе не является целью нашей статьи, однако посмотреть на региональную прессу с позиций деонтологии, а также аксиологических ценностей будет весьма любопытно. Мы взяли выборку газет за 2014-15 гг., когда пресса города Оренбург была представлена наиболее квалифицированными журналистами и редакторами.

1 Управление Роскомнадзора по Оренбургской области. URL: https://56.rkn.gov.ru/ directions/p3318

Региональная пресса

с позиций деонтологии

журналистики

Журналист должен быть знаком с принципами профессиональной этики и создавать свои материалы, исходя из четких представлений о правовом поле, иначе «ему угрожает серьезная опасность попасть в ситуацию, когда вместо обеспечения информационных потребностей общества, последовательного выполнения гуманистически осмысленных функций журналистики на основе полной, достоверной и объективной информации он будет совершать недопустимые с точки зрения общества информационные проступки и даже преступления» [3, с. 7].

Ответственность перед собой, обществом, редакцией и коллегами —главное в работе любого журналиста. Важным ориентиром в решении проблемы долга является система деонтологических принципов и норм, которые существуют в виде законодательных актов и этических кодексов.

Деонтология давно уже сформировалась как самостоятельная наука, например, в медицине, где отношения между врачом и пациентом и его родственниками, а также взаимоотношения с коллегами — не просто часть корпоративной этики, а нечто большее, что определяет всю профессиональную деятельность врача. Четкое представление о деонтологии имеют и юристы. Так, Кодекс профессиональной этики адвоката, опираясь на международные стандарты, регламентирует нормы поведения адвоката, а также закрепляет основы дисциплинарного производства в отношении адвокатов, допустивших нарушения деонтологических норм.

Динамика численности зарегистрированных СМИ в Оренбургской области за 2009 - 2019 гг.*

Дина-

.о _ О. от Ю 0 1 2 3 4 5 6 7 8 .0 _ О. со ю мика чис-

rg X Ф О о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 2н 2е о ленно-сти СМИ

Всего 613 600 573 569 472 390 337 298 260 241 211 -402

Печат-

ные из- 403 386 365 351 288 233 194 173 152 137 123 -280

дания

Газета 301 293 281 267 209 173 142 128 114 109 101 -200

Журнал 93 82 75 75 74 57 48 42 35 26 20 -73

Сборник 4 2 1 2 2 1 3 2 2 1 1 -4

Альманах 1 3 1 1 1 нет 1 1 1 1 нет -1

Справочник 1 5 5 4 2 1 Нет нет нет Нет нет -1

Бюллетень 3 3 2 2 Нет нет Нет нет нет Нет нет -3

Элек-

тронные 203 214 202 212 180 157 139 123 106 102 86 -117

издания

Телепрограмма 98 99 98 105 81 56 41 24 16 16 12 -86

Радио-

програм- 102 105 100 96 42 26 16 6 3 3 2 -100

ма

Телеканал Нет нет Нет 4 20 26 29 30 29 28 26 +26

Радиоканал Нет нет Нет 3 34 46 52 62 58 55 46 +46

Видео-

програм- Нет 1 1 1 1 нет Нет нет нет нет нет -1

ма

элек-

тронное

периоди- 3 3 3 3 2 2 1 1 нет нет нет -3

ческое

издание

инфор-

мационные 7 6 6 6 4 5 4 2 2 2 2 -5

агент-

ства

* Источник: Управление Роскомнадзора по Оренбургской области. URL: https://56.rkn.gov. ru/directions/p3318.

На факультетах журналистики в высших учебных заведениях предмет «Деонтология» не изучается как самостоятельная дисциплина, лекционный курс «Профессиональная этика журналиста» сокращен до минимума, следовательно, у студентов не вырабатываются компетенции, ориентированные на деонтологиче-ские нормы закрепленных стандартов профессионального поведения журналиста.

Мы не говорим сейчас о так называемой «желтой прессе». Речь идет об изданиях, так или иначе формирующих представления читателя о регионе. Складывается впечатление, что даже журналисты «с именем» просто пренебрегают нормами профессиональной этики, и это пренебрежение не воспринимается ими как непрофессионализм. Легкомыслие же в вопросах деонтологии во многом объясняется тем, что прописанные этические нормы юридической силы не имеют, а значит — необязательны к исполнению. По мнению автора учебника по этике журналиста Г.В. Лазутиной, «разрушилась целостность профессионального журналистского сообщества, функционирование его стало определяться центробежными тенденциями» [4, с. 97].

В начале третьего тысячелетия ориентированные на развитие институтов гражданского общества городские и районные газеты в большей степени оказались заложниками чрезмерной включенности в управленческий механизм государственных и муниципальных властных структур. В таком случае проблема нарушения деонтологических норм в региональной прессе становится наиболее острой.

Оренбургские печатные

СМИ: прямые нарушения

деонтологических норм

Соблюдение журналистами деонтологических норм является «лакмусовой бумажкой» того, есть ли этика у журналистики или ее нет, упорядочена она или стихий -на, осознается журналистским сообществом или нет» [5]. Мы проанализировали все городские газеты Оренбурга за 2014-2015 гг., когда оренбургская пресса была представлена наиболее качественными материалами. Но даже здесь были выявлены наиболее распространенные нарушения деонтологических норм. Мы сгруппировали их, исходя из Кодекса профессиональной этики журналиста: 2

1. Пренебрежительное отношение к героям своих публикаций:

«В одной из палаток, где рекламировалась продукция местной организации, участвовали «в представлении» несколько женщин. Находящиеся, наверное, на последней стадии ожи -рения, они якобы занимались спортом. Проходившие мимо улыбались» [6], «Крайними в гибели деревенского пьянчуги оказались многодетный отец и его старший сын» [7].

2. Употребление оскорбительных выражений, которые в судебной практике рассматриваются как могущие нанести вред моральному и физическому здоровью людей: «Бытует народное мнение, что некоторые продукты жизнедеятельности человеческого организма не тонут. И как же верно оказывается такое

2 Кодекс профессиональной этики российского журналиста. URL:http://www.ruj. ru/_about/code_of_professional_ethics_of_ №е_о^ап_ joumalist.php.

утверждение, когда в очередной раз встречаешься с таким продуктом, облаченным в штаны и галстук» [8].

3. Нарушение презумпции невиновности: «В результате расследования одного из таких дел правоохранители вышли на заключенных, отбывающих в это время наказание. Андрей Лаевский, Александр Козлов и Андрей Мешков звонили с мобильного на домашние номера из городского телефонного справочника, представляясь родственниками и друзьями. И за пару месяцев собрали приличную сумму, за что уже к имеющемуся сроку получат дополнительно от двух до десяти лет лишения свободы» [9]. Журналист Степан Александровский в статье «Ограбление по-оренбургски. Максим, то есть Марио, идет грабить предпринимателей и бюджет!», открыто квалифицирует действия начальника Управления по наружной рекламе и управления города Оренбурга как уголовное преступление самостоятельно, в то время как в отношении данного человека даже не заведено уголовное дело [10].

4. Оглашение имени жертвы преступления и публикация материалов, ведущих к установлению личности этой жертвы Данные нормы должны исполняться с особой строгостью, ведь «журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних» 3.Текст называется «Он сказал, что я большая и мне пора» [11]. Автор текста о жертве сексуального насилия утверждает, что изменила имена жертвы и предполагаемого преступника. При

3 Кодекс профессиональной этикирос-сийского журналиста. URL: URL:http://www.

ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_ the_russian_journalist.php.

этом в публикации дана фотография и указано подлинное имя бабушки ребенка, обратившейся в редакцию, место, где проживает семья.

5. Предвзятость журналиста. Статья Марии Дубских «17 патронов, перевернувших сознание», опубликованная в № 5/2015 газеты «МК в Оренбурге», с эпиграфом из высказываний Феликса Дзержинского: «Если вы еще не сидите, то это не ваша заслуга, а наша недоработка» [12], направленая против правоохранительных органов.

6. Распространение недостоверной информации. В статье Ер-жана Утегулова «Из шести торговых центров нормам безопасности отвечает лишь один» речь идет о пожаре в торговом центре «Армада», и «лицам, ответственным за безопасность в торговом комплексе, придется ответить по всей строгости закона» [13]. Журналист, не проверив информацию в компетентных органах, сообщает о точной дате возбуждения уголовного дела (26 декабря 2014 г.), что явно противоречит вышедшему на тот момент постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту Следственного Управления Следственного Комитета России по Оренбургской области.

7. Выражение субъективного мнения, которое либо сложилось заранее, без учета деталей конкретной ситуации, либо приводится по вопросу, в котором журналист не компетентен. Так, Антон Цепилов в тексте «(НЕ) Детские сборы? Врачей обвинили в незаконных заработках» пишет о выявленных прокуратурой области нарушениях правил предоставления платных услуг в Оренбургской областной детской

клинической больнице. Автор не только выражает свое субъективное мнение о том, что «на врачей опять пытаются «повесить всех собак»», но использует в качестве аргументов неграмотные с юридической точки зрения высказывания: «Интересно, что правоохранители ищут «грешки» у врачей ООДКБ, не замечая, что сама детская больница расположена рядом с психиатрической клиникой. Между их корпусами даже нет забора. И уже не раз душевнобольные оказывались на территории, где играли и гуляли малыши, и даже заходили в приемный покой. Однако прокуратуру этот факт почему-то не заинтересовал. И нарушений в таком соседстве — нет. А вот ошибочно выписанная квитанция (за которую уже вернули деньги) — это повод для представления на уровне вице-губернатора. Или у правоохранителей задача — «поставить галочку» за коррупционера?» [14].

8. Равное значение достоверной и сомнительной информации. Журналист обязан «четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения»4. Этим страдают журналистские расследования Алины Шкатовой «Козловы — потому виноваты?» [7], Изольды Зу-бальской «Люди с улицы решили судьбу крупных казахских наркоторговцев» [15], газета «Оренбуржье», № 9-10/2014). Марины Васильевой «Как расставаться с гастарбай-терами» [16] и других журналистов, газета «Оренбуржье», № 21-22/2014.

4 Кодекс профессиональной этики российского журналиста. URL: URL:http://www. ruj.ru/_about/code_of_ professional _ethics_of_ the_russian_ journalist.php.

Между тем очевидно, что «правовые принципы органично должны распространяться и на условия этических кодексов — не на уровне принуждения, а на уровне дополнительного внимания к причинам нарушения» [17]. В Кодексе профессиональной этики журналиста четко сказано, что журналист, убедившись в том, что он опубликовал недостоверные сведения или ложный материал, обязан «исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати»5, чего в практике не встречается. Отсюда весьма частые суды по защите чести и достоинства граждан, которых вполне можно избежать, если бы журналист хотя бы изредка заглядывал в Кодекс профессиональной этики и был знаком с основами правоведения.

Аксиологическая лексика

в текстах муниципальных

периодических изданий

Исследование оренбургской региональной прессы на предмет использования аксиологической лексики также доказывает идею «региональной идентичности и концепции места», высказанную и М.М. Янгляе-вой и М.С. Яковой [1, с. 489]: «Масс-медиа участвуют в конструировании региона в разных его качествах <...> Вслед за финским исследователем масс-медиа И. Саловара-Мури, который выделяет несколько таких

5 Кодекс профессиональной этики российского журналиста. URL: URL:http://www. ruj.ru/_about/code_of_ professional _ethics_of_ the_russian_ journalist.php.

качеств, в формировании которых особую роль играют региональные газеты: «регион как дом, регион как политический процесс, регион как экономические отношения и, конечно же, регион как административная единица» [18], московские ученые говорят об огромной роли газет «в конструировании региона в разных его качествах» [1, с. 490]. На наш взгляд, одним из приемов такого воздействия является осознанное использование слов, называющих, обозначающих ту или иную ценность, «слов-ценностей» (такие слова, как безопасность, достаток, мир, порядок, закон и другие). Это понятие («слово-ценность») используется в социологии (в том числе, в исследованиях, проводимых Фондом общественного мнения). Для удобства в нашем тексте мы условно назовем его «аксиологической лексикой».

Для выявления аксиологической лексики в текстах муниципальных периодических изданий, нами был проведен анализ около семисот текстов районных газет Оренбургской области, вышедших за 9 месяцев 2015 г. Для анализа были отобраны материалы из газет «На новые рубежи» (Шарлыкский район) (из номеров, вышедших в январе, феврале, марте), «Степные огни» (Светлинский район) (в апреле, мае, июне) и «Илецкая защита» (Соль-Илецкий район) (в июле, августе, сентябре). В ходе отбора исключались рекламные тексты, объявления, поздравления, извещения и постановления. Отобранный массив текстов был условно разделен на следующие группы: тексты штатных корреспондентов (407), тексты внештатных корреспондентов (куда вошли материалы, написанные специалистами различных отраслей, не жур-

налистами) (182), письма в редакцию (37), художественные произведения читателей (37) и интервью и выступления представителей власти, госуправления (18).

В процессе исследования нами был использован семантический анализ текста (проведенный с помощью специализированной компьютерной программы А^едо), в результате которого мы получили показатели частотности употребления тех или иных слов в текстах. Из полученного массива мы выбрали по 25 наиболее часто встречающихся слов отдельно в каждой подгруппе, с целью выявить наличие аксиологической лексики и сравнить ее количественный состав.

Среди наиболее часто употреблявшейся аксиологической лексики во всем массиве проанализированных текстов можно выделить слова, ориентированные на ценности труда (работа, труд, хозяйство, количество, качество, производство), административно-государственниче-ские ценности (Россия, государство, отечество, федеральный, территория, развитие, рубль), ценность семьи (семья, ребенок, родитель, мама, сын, помощь). В результате анализа интервью и выступлений представителей власти, четко выделяется аксиологическая лексика политической и бизнес-направленности (проект, Владимир Путин, бизнес, реализация, торговля, власть, лидер). Стоит отметить, что в 607 (из 681) проанализированных текстах представлена в минимальном количестве либо полностью отсутствует аксиологическая лексика, ориентированная на духовные ценности, ценности саморазвития и самовыражения и ценности культуры. Исключение состав-

ляют проанализированные тексты писем и художественных произведений, в которых часто употреблялись такие слова, как душа, любовь, добро, радость, благодарность, вера, образование, читать, книга, библиотека, информация, успех, возможность, история, культура, музей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименьшее количество аксиологической лексики было выявлено в группе интервью и выступлений представителей власти, госуправления — 8 %. По 24 и 28 % — в группах текстов внештатных и штатных корреспондентов. Наибольшее количество — 36 и 40 % — в группах художественных произведений читателей и писем в редакцию.

Выводы

Результаты исследования деон-тологического и аксиологического аспекта Оренбургской региональной прессы привели нас к следующим выводам.

Во-первых, журналисты регулярно нарушают этические нормы,

что сопряжено с элементарной юридической неграмотностью. Авторы статей довольно часто подменяют факты фактоидами, что ведет к неточностям и ошибкам. Все это говорит о нежелании корреспондентов вникать в суть проблемы, за анализ которой они берутся.

Во-вторых, районные газеты Оренбургской области не ориентированы на сохранение и распространение духовных ценностей, а именно они сегодня больше востребованы читателем, который чаще, чем другие участники коммуникации, апеллирует к ним. Таким образом, возникает разноориентиро-ванность аудитории, журналистов и представителей власти.

К сожалению, муниципальная пресса нередко остается заложни -ком внутренней политики и теневых электоральных комбинаций действующей власти, что никак не способствует сохранению доверия жителей к ней и укреплению «чувства места» [1] у населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Янгляева М.М. Роль массмедиа в конструировании региональной идентичности: медиагеографические подходы / М.М. Янгляева, М.С. Якова. — DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(3).485-496 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 3. — С. 485-496.

2. Авторская и редакторская деятельность журналиста в российском медиа-пространстве / О.Р. Алевизаки, О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(4).679-703 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 4. — С. 679-703.

3. Правовые и этические нормы в журналистике / сост. Е.П. Прохоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект-Пресс, 2012. — 255 с.

4. Лазутина Г.В. Место редакционного коллектива в системе саморегулирования региональной прессы / Г.В. Лазутина // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Баку-лина, Е.И. Орловой, М.В. Шкондина. — Москва, 2014. — С. 97.

5. Хруль В.М. Не кодексом единым. Проблемы соблюдения этических норм в журналистской деятельности / В.М. Хруль // Правовые и этические аспекты журналистики. Ежегодник-2011. — Москва, 2012. — С. 17-39.

6. Кузаева П. Приметы Первой / П. Кузаева // Оренбуржье. — 2014. — № 9-10.

7. Шкатова А. Козловы — потому виноваты? / А. Шкатова // Оренбуржье. — 2014. — № 5-6.

8. Кораблев Н. Великий комбинатор / Н. Кораблев // МК. Оренбург. — 2015. — 8 апр. (№ 15).

9. Мартынова А. Опасные связи / А. Мартынова // Оренбуржье. — 2014. — № 21-22.

10. Александровский С. Ограбление по-оренбургски. Максим, то есть Марио, идет грабить предпринимателей и бюджет! / С. Александровский // МК. Оренбург. — 2014. — 9 июля (№ 28).

11. Давыдова С. Он сказал, что я большая и мне пора / С. Давыдова // Яикъ. — 2015. — 29 апр. (№ 17).

12. Дубских М. 17 патронов, перевернувших сознание / М. Дубских // МК. Оренбург. — 2015. — 28 янв. (№ 5).

13. Утегулов Е. Из шести торговых центров нормам безопасности отвечает лишь один / Е. Утегулов // КП-Оренбург. — 2015. — № 47.

14. Цепилов А. (НЕ) детские сборы? Врачей обвинили в незаконных заработках / А. Цепилов // АиФ в Оренбуржье. — 2015. — 4 марта (№ 10).

15. Зубальская И. Люди с улицы решили судьбу крупных казахских наркоторговцев / И. Зубальская // Оренбуржье. — 2014. — № 9-10.

16. Васильева М. Как расставаться с гастарбайтерами / М. Васильева // Оренбуржье. — 2014. — № 21-22.

17. Панкеев И.А. Журналистская деонтология: от суммы к системе / И.А. Панке-ев // Правовые и этические аспекты журналистики. Ежегодник-2012. — Москва, 2013. — С. 27-35.

18. Salovaara-Moring I.I. Media Geographies: Regional Newspaper Discourses in Finland in the 1990s / I.I. Salovaara-Moring. — Helsinki : Gummerus, 2004. — 319 p.

REFERENCES

1. Yanglyaeva M.M., Yakova T.S. The Role of Mass Media in Constructing the Regional Identity: the Media Geographic Approaches. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 485-496. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).485-496. (In Russian).

2. Alevizaki O.R., Smirnova O.V., Svitich L.G., Shkondin M.V. Journalist as Author and Editor in Russian Media Environment. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 4, pp. 679-703. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(4).679-703. (In Russian).

3. Prokhorov E.P. Pravovye i eticheskie normy v zhurnalistike [Legal and ethical norms in journalism]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2012. 255 p.

4. Lazutina G.V. The role of editorial board in self-regulation system of regional press. In Bakulin O.A., Orlova E.I., Shkondin M.V. (eds). Zhurnalistika v 2013 godu: Regiony v rossiis-kom mediaprostranstve. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsiiMoskva, 2014 g. [Journalism in 2013: Regions in the Russian media space. Materials of International Research Conference, Moscow, 2014 g.]. Moscow, 2014, pp. 97. (In Russian).

5. Khrul V.M. Not by the Code alone... Problems of compliance with ethical norms in journalistic work. Pravovyye i eticheskiye aspekty zhurnalistiki. Yezhegodnik 2011 [Legal and ethical aspects of journalism. Yearbook 2011]. Moscow, 2012, pp. 17-39. (In Russian).

6. Kuzaeva P. Tokens of the First. Orenburzhe, 2014, no. 9-10. (In Russian).

7. Shkatova A. Are they guilty because they are Kozlovs? Orenburzhe, 2014, no. 5-6. (In Russian).

8. Korablev N. The Great Schemer. MK. Orenburg, 2015, April 8, no. 15. (In Russian).

9. Martynova A. Cruel intentions. Orenburzhe, 2014, no. 21-22. (In Russian).

10. Aleksandrovskii S. The Orenburg Job. Maxim, namely Mario, is going to rob the entrepreneurs and the budget! MK. Orenburg, 2014, July 9, no. 28. (In Russian).

11. Davydova S. He said, I'm an adult and it's high time. Yaik, 2015, April 29, no. 17. (In Russian).

12. Dubskikh M. 17 Bullets that transformed consciousness. MK. Orenburg, 2015, January 28, no. 5. (In Russian).

13. Utegulov E. Only one out of six malls pass safety standards. KP-Orenburg, 2015, no. 47. (In Russian).

14. Tsepilov A. (Non)-children fees? Doctors accused of illegal earnings. AiF v Orenburzh'e, 2015, March 4, no. 10. (In Russian).

15. Zubalskaya I. Ordinary people determine fate of Kazakh drug dealers. Orenburzhe, 2014, no. 9-10. (In Russian).

16. Vasileva M. How to break a deal with migrant workers. Orenburzhe, 2014, no. 21-22. (In Russian).

17. Pankeyev I.A. Journalistic deontology: on the amount of the system. Pravovyye i eticheskiye aspekty zhurnalistiki. Yezhegodnik 2012 [Legal and ethical aspects of journalism. Yearbook 2012]. Moscow, 2013, pp. 27-35. (In Russian).

18. Salovaara-Moring I.I. Media Geographies: Regional Newspaper Discourses in Finland in the 1990s. Helsinki, Gummerus, 2004. 319 p.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Скибина О.М. Региональная пресса сегодня: деонтологический и аксиологический аспекты / О.М. Скибина. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(1).65-75 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 1. — С. 65-75.

FOR CITATION

Skibina O.M. Regional Press Today: Deontological and Axiological Aspects. Voprosy teo-rii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 1, pp. 65-75. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(1).65-75. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.