Научная статья на тему 'Роль современных коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий в развитии творчества студентов-педагогов '

Роль современных коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий в развитии творчества студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии / творчество студентов-педагогов / будущие учителя-словесники / методика обучения литературе / методика подготовки и проведения коммуникативно-интерактивной лекции / communicative and interactive lecture strategies / crea-tivity of student teachers / future teachers of literature / methods of teaching literature / methods of preparing and delivering a communicative and interactive lecture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храброва Валерия Евгеньевна, Медведева Ольга Анатольевна

Актуальность представленного в статье исследования обусловлена значительными трансформациями, происходящими в современной системе образования РФ, в том числе и в педагогическом образовании. Необходимость инновационной подготовки творческих учителей-словесников, способных постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, расширять усвоенный социальный опыт и создавать новый, подчеркнута особой ролью школьного курса литературы как общественно значимого предмета, формирующего мировоззрение, патриотизм, эстетические чувства и творческие начала школьников. Сложившиеся социокультурные условия требуют от будущих педагогов готовности показать высокий уровень творческой активности не только на лабораторно-практических, но и на лекционных занятиях. Реализации этого требования способствует применение в процессе обучения коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий. Цель исследования: показать возможности использования коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий на занятиях по методике обучения литературы, направленных на формирование творческой составляющей студентов-педагогов. В статье определены ведущие подходы к исследованию проблемы: коммуникативный, личностно ориентированный, практико-ориентированный, компетентностный, а также интерактивный метод обучения. В работе раскрыта сущность понятия «коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии», показаны их основные отличительные черты, исходя из их коммуникативной природы и интерактивной формы, а также охарактеризованы особенности и структура проведения коммуникативно-интерактивных лекций по методике обучения литературе для студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык и литература»). В исследовании предложена авторская методика проведения коммуникативно-интерактивных лекций на конкретных примерах наиболее значимых для освоения курса методики обучения литературе тем, рас-смотрены различные приемы взаимодействия преподавателя со студентами, формы организации занятий, а также разноплановые задания, нацеленные на развитие и проявление в обучении творческих качеств будущих учителей литературы. Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации материалов по использованию коммуникативно-интерактивных лекций в подготовке будущих учителей-словесников и описании методики проведения таких занятий. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной методики проведения коммуникативно-интерактивных лекций в педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в ходе разработки курса по методике обучения литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храброва Валерия Евгеньевна, Медведева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of modern communicative and interactive lecture strategies in the development of creativity among student teachers

The relevance of the research presented in the article is due to the significant transformations taking place in the modern education system of the Russian Federation, including pedagogical education. The need for innovative training of creative teachers of literature, who are able to constantly improve their professional qualities, expand the acquired social experience and create a new one, is emphasized by the special role of the school literature course as a socially significant subject that forms the worldview, patriotism, aesthetic feelings and creative principles of schoolchildren. The prevailing socio-cultural conditions require future teachers to be ready to show a high level of creative activity not only in laboratory and practical classes, but also in lecture. The implementation of this requirement is facilitated by the use of communicative and interactive lecture strategies in the learning process. The purpose of the study is to show the potential of using communicative and interactive lecture strategies in classes on literature teaching methods aimed at developing the creative component of student teachers. The article identifies the leading approaches to the study of the problem: communicative, student-centered, practice-oriented, competence-based approaches, as well as interactive teaching methods. The work reveals the essence of the concept of communicative interactive lecture strategies, shows their main distinctive features, based on their communicative nature and interactive form, and also describes the specific features and structure of delivering communicative interactive lectures according to the methodology of teaching literature for students of the training area 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles) ("Russian language and literature"). The study proposes the original methodol-ogy for delivering communicative and interactive lectures with specific examples of the most important topics for learning the course of literature teaching methods, considers various methods of interaction between the teacher and students, forms of organization of classes, as well as various assignments aimed at the development and manifestation of creative qualities of future literature teachers. The theoretical significance of the article consists in the systematization of materials on the use of communicative and interactive lectures for training future teachers of literature and in the description of the methodology of such classes. The practical significance of the study lies in the possibility of using the proposed methodology for delivering communicative and interactive lectures in the pedagogical activity of university teachers during the development of a course on the methodology of teaching literature.

Текст научной работы на тему «Роль современных коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий в развитии творчества студентов-педагогов »



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241047 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11047 УДК 378.147

Роль современных коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий в развитии творчества студе нтов- педагогов

The role of modern communicative and interactive lecture strategies in the development of creativity among student teachers

Авторы статьи

I

Authors of the article

L

Храброва Валерия Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры дидактики, методик и технологий обучения ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Российская Федерация veh62@mail.ru ORCID: 0000-0003-4215-8749

Медведева Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дидактики, методик и технологий обучения ФГАОУ Во «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Российская Федерация omedvedeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-2742-8870

Конфликт интересов

L

Valeria E. Khrabrova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Didactics, Teaching Methods and Technologies, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation veh62@mail.ru ORCID: 0000-0003-4215-8749

Olga A. Medvedeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Didactics, Teaching Methods and Technologies, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation omedvedeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-2742-8870

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Храброва В. Е., Медведева О. А. Роль современных коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий в развитии творчества студентов-педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. - С. 119-137. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241047.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2024-11047

V. E. Khrabrova, O. A. Medvedeva, The role of modern communicative and interactive lecture strategies in the development of creativity among student teachers // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 04. - P. 119-137. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241047.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11047

Поступила в редакцию Received 06.02.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.03.24

Принята к публикации Accepted for publication 13.03.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Храброва В. Е., Медведева О. А., 2024

Аннотация

Актуальность представленного в статье исследования обусловлена значительными трансформациями, происходящими в современной системе образования РФ, в том числе и в педагогическом образовании. Необходимость инновационной подготовки творческих учителей-словесников, способных постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, расширять усвоенный социальный опыт и создавать новый, подчеркнута особой ролью школьного курса литературы как общественно значимого предмета, формирующего мировоззрение, патриотизм, эстетические чувства и творческие начала школьников. Сложившиеся социокультурные условия требуют от будущих педагогов готовности показать высокий уровень творческой активности не только на лабораторно-практических, но и на лекционных занятиях. Реализации этого требования способствует применение в процессе обучения коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий. Цель исследования: показать возможности использования коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий на занятиях по методике обучения литературы, направленных на формирование творческой составляющей студентов-педагогов. В статье определены ведущие подходы к исследованию проблемы: коммуникативный, личностно ориентированный, практико-ориентированный, компетент-ностный, а также интерактивный метод обучения. В работе раскрыта сущность понятия «коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии», показаны их основные отличительные черты, исходя из их коммуникативной природы и интерактивной формы, а также охарактеризованы особенности и структура проведения коммуникативно-интерактивных лекций по методике обучения литературе для студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык и литература»). В исследовании предложена авторская методика проведения коммуникативно-интерактивных лекций на конкретных примерах наиболее значимых для освоения курса методики обучения литературе тем, рассмотрены различные приемы взаимодействия преподавателя со студентами, формы организации занятий, а также разноплановые задания, нацеленные на развитие и проявление в обучении творческих качеств будущих учителей литературы. Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации материалов по использованию коммуникативно-интерактивных лекций в подготовке будущих учителей-словесников и описании методики проведения таких занятий. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной методики проведения коммуникативно-интерактивных лекций в педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в ходе разработки курса по методике обучения литературе.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the research presented in the article is due to the significant transformations taking place in the modern education system of the Russian Federation, including pedagogical education. The need for innovative training of creative teachers of literature, who are able to constantly improve their professional qualities, expand the acquired social experience and create a new one, is emphasized by the special role of the school literature course as a socially significant subject that forms the worldview, patriotism, aesthetic feelings and creative principles of schoolchildren. The prevailing socio-cultural conditions require future teachers to be ready to show a high level of creative activity not only in laboratory and practical classes, but also in lecture. The implementation of this requirement is facilitated by the use of communicative and interactive lecture strategies in the learning process. The purpose of the study is to show the potential of using communicative and interactive lecture strategies in classes on literature teaching methods aimed at developing the creative component of student teachers. The article identifies the leading approaches to the study of the problem: communicative, student-centered, practice-oriented, competence-based approaches, as well as interactive teaching methods. The work reveals the essence of the concept of communicative interactive lecture strategies, shows their main distinctive features, based on their communicative nature and interactive form, and also describes the specific features and structure of delivering communicative interactive lectures according to the methodology of teaching literature for students of the training area 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles) ("Russian language and literature"). The study proposes the original methodology for delivering communicative and interactive lectures with specific examples of the most important topics for learning the course of literature teaching methods, considers various methods of interaction between the teacher and students, forms of organization of classes, as well as various assignments aimed at the development and manifestation of creative qualities of future literature teachers. The theoretical significance of the article consists in the systematization of materials on the use of communicative and interactive lectures for training future teachers of literature and in the description of the methodology of such classes. The practical significance of the study lies in the possibility of using the proposed methodology for delivering communicative and interactive lectures in the pedagogical activity of university teachers during the development of a course on the methodology of teaching literature.

Key words

коммуникативно-интерактивные лекционные страте- communicative and interactive lecture strategies, crea-

гии, творчество студентов-педагогов, будущие учи- tivity of student teachers, future teachers of literature,

теля-словесники, методика обучения литературе, ме- methods of teaching literature, methods of preparing

тодика подготовки и проведения коммуникативно- and delivering a communicative and interactive lecture интерактивной лекции

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность заведующему кафедрой «Русская филология и русский язык как иностранный» Института общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Л. А. Моря за обсуждение результатов исследования.

The authors express their gratitude to L. A. Morya - the head of the Department "Russian Philology and Russian as a Foreign Language" at the Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University for discussing the results of the study.

Введение / Introduction

Современный период развития отечественной системы образования отмечен значительными трансформациями, обусловленными глобальными вызовами российскому обществу. Президент Российской Федерации В. В. Путин, говоря о важности внедрения единых обязательных подходов к воспитанию, особо подчеркнул роль общественно значимых предметов, к которым отнес русский язык, литературу, историю, обществознание, географию и окружающий мир [1].

Школьный курс литературы несет в себе особую значимость для учащихся, ибо он способствует их духовно-нравственному развитию, формированию моральных убеждений, призывает к патриотическим чувствам, пробуждает эстетическое чувство, развивает творческие способности и улучшает коммуникативные навыки.

В связи с вышеизложенным возрастает значение теоретической и практической подготовки будущего учителя, ориентации его на творческое выполнение функций учителя-предметника.

Одной из традиционных и доминирующих форм образовательного процесса в высшей школе пока остается лекция (лат. lectio - чтение) - устное системное и последовательное изложение учебного материала, любого вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки [2]. В течение многих десятилетий в высшей школе была абсолютно распространена классическая лекция-информация, цель которой - передача студентам готовых знаний через монологическую форму общения. Она имеет безусловные достоинства, поскольку позволяет в краткое время изложить основные теоретические положения изучаемой темы; презентовать современное научное видение проблемы; экономно передать значительный объем материала; максимально учитывать уровень развития конкретной аудитории; передать личное отношение преподавателя к предмету изучения и пр.

Но в современном динамично изменяющемся мире в условиях информационного бума и массмедийного пространства учебная лекция, по мнению Л. Б. Эрштейн, «утрачивает свое основополагающее значение как базовый источник информации, нуждаясь в определенной модификации» [3], так как доминирование лекции-информации, ориентированной только на передачу материала и на репродуктивно-воспро-изводящую деятельность студентов, не обеспечивает условия для развития их творческого потенциала, инициативности и самостоятельности в решении проблем. Кроме этого, еще одним существенным недостатком традиционной лекции является слабая обратная связь с обучающимися. Поэтому возникает потребность не просто в передаче знаний, а в привлечении студентов к их получению, что возможно в форме диалогического интерактивного общения. Под интерактивным обучением мы понимаем «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [4].

Это обусловливает появление лекционных стратегий, направленных на сотворчество, совместную коммуникацию, соразмышления лектора и аудитории - двух субъектов, каждый из которых выступает носителем познавательной активности и предполагает ее в своих собеседниках, то есть коммуникативно-интерактивных лекций. Эти лекции особенно востребованы при подготовке будущих учителей-словесников при изучении таких учебных дисциплин, как «Методика обучения литературе», «Инновационные технологии обучения литературе», «Методика подготовки к государственной итоговой аттестации в школе (по литературе)», включенных в учеб-

ный план направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык и литература») в Севастопольском государственном университете. Однако при организации и проведении коммуникативно-интерактивных лекционных занятий по указанным курсам наблюдаются определенные противоречия:

1) между острой потребностью привлечения актуальных интерактивных и диалоговых образовательных технологий, направленных на подготовку востребованных выпускников, и ограниченным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса;

2) между личностным подходом, необходимым для формирования творческих педагогических качеств, и недостаточным учетом индивидуально-личных особенностей каждого студента;

3) между творческим характером процесса изучения литературы как особенного школьного предмета, связанного с художественным творчеством, и господствующим нормативно-регламентирующим аспектом в профессионально-методической подготовке будущих учителей.

Актуальность проблемы обусловила основные задачи исследования:

1) раскрыть сущность понятия «современные коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии»;

2) охарактеризовать особенности и структуру проведения лекционных коммуникативно-интерактивных занятий по методике обучения литературе для студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык и литература»);

3) рассмотреть предложенную методику проведения коммуникативно-интерактивных лекций на конкретных примерах занятий с применением указанных стратегий.

Обзор литературы / Literature review

Развитие творческого потенциала будущих учителей-словесников обусловливает необходимость трансформации учебной деятельности студентов в соответствии с требованиями времени. Это же в полной мере касается и лекционной составляющей образовательного процесса вуза. Так, рассуждая о современной лекции, Т. А. Аста-шова пишет, что «лекционное занятие принято считать одним из главных звеньев дидактического цикла обучения, определяя его цель как формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала» [5]. Чтобы это усвоение было максимально эффективным, а также оказывало существенное воздействие на развитие творческой составляющей личности, необходимо использовать при проведении лекций интерактивные методы, поскольку они направлены не только на разум, но и на чувства, стремления, действия субъектов обучения.

В современной научно-методической и педагогической литературе рассматриваются особенности подготовки и проведения коммуникативно-интерактивных лекций. Основным отличием таких занятий от традиционной лекции является чувство полного погружения в лекционный процесс, а приоритетной задачей преподавателя становится установление налаженного взаимодействия с аудиторией. Как отмечает М. О. Леонова, «в процессе интерактивной лекции студенты должны прийти к выводу, что преподавателя можно и нужно спрашивать» [6], ответы будут получены на все возникшие вопросы, разъяснены все непонятные аспекты. Анализируя отличительные особенности интерактивной лекции, автор выделяет ряд ее неоспоримых

преимуществ по сравнению с традиционной лекцией. Во-первых, это возможность для преподавателя, используя разнообразные интерактивные виды деятельности, сконцентрировать внимание студентов на учебном материале. В свою очередь студенты в процессе обсуждения новой информации, уточнения отдельных особо сложных моментов активно усваивают получаемые знания. Во-вторых, формат проведения интерактивной лекции позволяет преподавателю оперативно получать обратную связь от студентов и тем самым определять степень усвоения учебного материала, темп его изложения, используемые примеры. В-третьих, возникающее в процессе проведения интерактивной лекции взаимодействие преподавателя со студентами, предполагающее активное общение, получение удовольствия от самого процесса передачи или освоения новых знаний, создает атмосферу сотрудничества, которая имеет большое значение для достижения качественных результатов в образовательном процессе.

На осуществление совместной деятельности при реализации интерактивного обучения обращает внимание Ж. Ш. Бактыбаев [7]. По мнению автора, в процессе совместной деятельности обучающиеся обмениваются знаниями, идеями, способами деятельности по освоению учебного материала. Они вовлечены в процесс познания, а также имеют возможность рефлексировать по поводу степени освоения новой информации, что наряду с атмосферой доброжелательности и взаимной поддержки стимулирует познавательную деятельность студентов.

Интерактивную лекцию как фактор стимулирования мыслительной деятельности студентов рассматривают авторы учебного пособия «Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе» [8]. В отличие от традиционной лекции, где необходимая информация передается «под запись», по мнению авторов пособия, интерактивная лекция активизирует процесс познания, способствует формированию интереса к науке, пониманию теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитию критического мышления студентов, овладению образцами научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогнозирования.

Кроме этого, по утверждению Е. В. Коротаевой, интерактивный подход через систему организации активного взаимодействия участников образовательной ситуации, позволяет решить ряд задач: учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих, социально-ориентационных [9]. Для решения этих задач используют соответствующие интерактивные методы обучения, которые позволяют формировать важные профессиональные навыки будущих педагогов: умение осуществлять коммуникативное взаимодействие, совместно находить решение проблемы, оценивать действия других и свое собственное поведение.

Интерактивные методы обучения, как отмечается в работе Е. А. Челноковой (соавторы А. А. Лебедева и Е. А. Алешугина), предполагают активизацию групповой деятельности обучающихся, применение интерактивных форм организации учебного процесса, осуществление оценки усвоенной обучающимися учебной информации [10]. Их применение на лекции побуждает учащихся к мыслительной активности, к проявлению творческого подхода и поиску новых идей для решения задач, познавательной рефлексии.

Однако, как отмечает в своем исследовании Т. В. Федотова, проведение такого рода лекции требует более высокого уровня подготовки преподавателя, так как «в ос-

нове успешности его деятельности лежит не только владение традиционными методиками преподавания, но и умение модернизировать их в соответствии с базовыми знаниями учащихся, спецификой темы, современными достижениями науки» [11]. При проведении интерактивных лекций преподаватель может выступать в роли консультанта, помощника (фасилитатора), независимого эксперта. Зачастую на таких лекциях преподаватель выступает как модератор, задачей которого является организация группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы для обеспечения усвоения обучающимися нового материала в процессе совместной деятельности.

Для того чтобы интерактивная лекция была проведена эффективно, необходимо соблюдение ряда условий. В работе О. А. Мишуриной (соваторы Э. Р. Муллина и О. В. Ершова) среди таких условий выделяются: «четкое продумывание и сообщение слушателям плана лекции; логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них; доступность, наглядность и абсолютная ясность излагаемого; обучение студентов фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т. д.; итоговая беседа по теме лекции» [12]. Также авторы рекомендуют тщательно продумывать объем материала лекции с учетом возможностей для его усвоения студентами, целесообразность использования конкретного вида интерактивной лекции с учетом места учебного материала в структуре содержания дисциплины.

В исследовании Л. В. Щегловой (соавторы Н. Н. Плужникова и Н. Р. Саенко) подчеркивается тот факт, что создание интерактивной среды обмена знаниями и практиками между преподавателями и студентами возможно только в условиях реализации «синхронной модели» обучения, когда сам педагог помимо профессионализма обладает высокой мобильностью, коммуникативностью, способностью к самообучению и переобучению, взаимодействию со студентами на равных, давая им право выбора и возможность самостоятельно проявлять себя на занятиях, а сам студент становится активным транслятором знаний [13].

Анализирует необходимые условия проведения интерактивной лекции и Н. М. Новичкова, делая особый акцент на необходимости использования интеракции на протяжении всего учебного занятия [14]. По ее мнению, организация интерактивной работы обучающихся лишь на одном из этапов занятия, как бы «автономно» от других этапов, минимально продуктивна и не реализует весь потенциал интерактивной деятельности обучающихся. Все этапы работы на занятии, начиная с этапа целеполагания и заканчивая этапом оценивания, должны иметь интерактивное наполнение, что соответствует сущности интерактивного обучения и делает применение интерактивных методов педагогически целесообразным, оправданным и продуктивным.

В данном исследовании мы рассматриваем коммуникативно-интерактивную разновидность лекции, поэтому особенно важно подчеркнуть именно коммуникативный аспект лекционного занятия. Как отмечают И. Л. Федотенко и З. В. Лукашеня, чрезвычайно необходимо, чтобы «бакалавры и магистры познакомились как с техникой реализации диалога, так и с приемами диалогизации учебного материала, способами выделения противоречий и конкретизации проблемы» [15].

В работе Е. В. Коротаевой и А. С. Андрюниной также рассматривается приоритетность коммуникативной составляющей лекционного занятия, так как интерактивное обучение в силу своей природы тесно связано с необходимостью полилога в образовательном процессе, формируя и совершенствуя у участников информативные,

собственно интерактивные и перцептивные компетенции, что является одной из важнейших задач при обучении поколения Z [16]. Именно коммуникация между учащимися в процессе решения учебной задачи способствует преодолению социальной изолированности, сосредоточенности на личном пространстве, выработке на практике навыков командного взаимодействия у поколения 2.

Продолжает тему обучения поколения Z М. И. Шарко, рассматривая такие особенности проведения коммуникативно-интерактивной лекции, как изменение приоритета ее функций, придание интерактивного характера за счет системы заданий, геймификации, организации коммуникации на занятии [17]. На примере проведения лекции «сюжет в сюжете», построенной на основе использования конструктора историй (созданного по принципу карточек В. Я. Проппа и игры Рори О'Коннора «Кубики историй»), исследователь демонстрирует способ вовлечения учащихся в процесс учебной деятельности не только на уровне реципиентов, но и как творцов контента занятия.

В работе мы рассматриваем еще один чрезвычайно важный аспект в подготовке будущего педагога - развитие творческой составляющей, иначе - креативности. Ряд научных работ последних лет у зарубежных ученых посвящен именно этой проблеме.

Одним из центральных аспектов в зарубежных исследованиях стал поиск места творческого начала в деятельности человека XXI века. Так, С. Грейфф, К. Нипель, С. Вюстенберг в исследовании, посвященном определению главных навыков XXI века у школьников и студентов, наряду с умением совместного решения проблем, грамотностью в области информационно-коммуникационных технологий, основываясь на предложенной ими диалогической теории совместного творчества в цифровой среде, обозначили креативность одним из главных навыков XXI века [18].

В работе П. Дж. Сильвии креативность называется основным культурным капиталом XXI века [19]. Свое суждение автор подтверждает исследованием творческих действий молодых людей в повседневной жизни, таких как рисование, чтение художественной литературы, музицирование, приготовление пищи и др., которые служат ключом к психологическому здоровью человека, развивают его психологическую устойчивость и силу.

Важными для данного исследования являются статья «Творчество и образование будущего: обучение в эпоху цифровых технологий» А. Крафт, где креативность названа ключевым понятием образования, а креативное обучение позволяет сделать сложный материал доступным, заинтересовать обучающихся, формировать их открытость к новым идеям [20], а также работа «Представления преподавателей о творчестве студентов в высшей школе» И. Янке (соавторы Т. Хертель и Й. Вильдт), в которой творчество определено ключом к эффективному высшему образованию в XXI веке, поэтому преподавателю вуза необходимо уметь определять креативные способности студентов, для чего автор предлагает использовать шестигранную модель, включаюшую: 1) саморефлексию учащихся; 2) независимые решения; 3) любопытство и мотивацию; 4) создание чего-либо; 5) многоперспективность; 6) разработку новых оригинальных идей [21].

В исследовании Й. Ниссима (соавторы Э. Вайсблют, Л. Скотт-Уэббер, Ш. Амар) большое значение отводится развитию мотивации и творчества как основы для формирования у будущих учителей педагогических навыков XXI века, где особую роль играет стимулирующая образовательная среда, которая включает в себя не только оснащение аудиторий, но и методы, приемы и формы учебной деятельности [22].

Обладание креативностью как важное качество выпускника вуза отмечают в своем исследовании Ж. Рамперсад и Ф. Патель [23]. При этом ученые рассматривают творчество не только как художественную, сложную черту одаренных людей, но и как целенаправленный совместный процесс, умение работать в команде.

Взаимосвязь мотивации к обучению и креативности также исследует Б. Хеннеси, которая изучает значение внутренней мотивации для развития творчества обучающихся и исследует мотивационную синергию, объединяющую внутреннюю и внешнюю мотивацию как основной фактор, который способствует более полному проявлению индивидуальной креативности [24].

В совместной работе Б. Хеннеси и Т. Амабайл подчеркивается, что более высокая креативность в обучении не всегда проявляется в вознаграждаемой деятельности, главное - мотивационная составляющая этой деятельности [25]. Кроме этого Т. Ама-байл в другом своем исследовании отмечает, что мотивация к выполнению заданий является неотъемлемым компонентом модели креативности [26].

Продолжает исследование указанной проблемы Ш. Дойл, анализируя различные классификации креативности и проблемы развития креативности, возникающие в процессе обучения студентов, в том числе «4Р»-модель творчества [27]. Особую роль в развитии креативности учащихся автор отводит преподавателям. Только креативные преподаватели, являясь творческими наставниками, способны воспитать творческих обучающихся, используя для этого необходимые ресурсы по всему образовательному спектру.

Таким образом, наибольшую продуктивность в развитии профессионально-творческих качеств студентов демонстрируют инновационные интерактивные технологии, среди которых важную роль играют коммуникативно-интерактивные лекции. Такие лекции активизируют мыслительные процессы обучающихся, способствуют развитию их творческого мышления, коммуникативных навыков, позволяя активно взаимодействовать с учебным материалом, формировать новые идеи и решения, а также применять их на практике. Кроме этого возможность активного участия и включения в процесс обучения создает положительную образовательную среду, что способствует повышению мотивации и, как следствие, развитию креативности и творческого потенциала будущих педагогов.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии основываются:

- на понятии «интерактивность», которое возникло в «символическом интерак-ционизме» (Г. Блумберг, Дж. Г. Мид, Р. Сире), рассматривающем взаимодействие людей «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них» [28];

- интерактивном методе обучения, который, по определению А. Н. Иоффе, включает в себя «все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося» [29];

- рассмотрении позиции обучающегося как субъекта образовательной деятельности в жизненном и профессиональном контексте [30];

- коммуникативном [31], личностно ориентированном [32, 33], практико-ориентиро-ванном [34, 35] и компетентностном [36] подходах, так как «обозначенные принципы дают возможность более глубокого осмысления тех обстоятельств улучшения процесса профессионального обучения, которые реализуются в современной системе российского образования» [37].

Результаты исследования / Research results

Основной целью использования коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий является развитие творческих способностей студентов и их готовности к применению инновационных методов обучения в своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, такой подход к подготовке будущих учителей позволяет активизировать познавательные процессы и интеллектуальные способности обучающихся, формируя у них навыки критического мышления, творческого подхода к решению проблем, самостоятельности и оригинальности мышления.

В современной дидактике высшей школы выделяют следующие коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии: проблемную лекцию, лекцию-диалог, «лекцию вдвоем», лекцию-консультацию, лекцию с заранее запланированными ошибками, лекцию-визуализацию, лекцию-дискуссию, лекцию-деловую игру и др. Рассмотрим некоторые из них.

Использование проблемной лекции дает возможность активизации познавательной деятельности студентов и развития их творческого отношения к учебному материалу. Такая лекция предполагает привлечение студентов к творческому сотрудничеству с преподавателем. В ходе занятия лектор создает одну или несколько проблемных ситуаций и выдвигает гипотезы, ведя слушателей к поиску истины. Проблемные вопросы побуждают реципиентов к размышлениям, сопоставлению различных мнений, дискуссии.

Характерной чертой проблемной лекции является общение в системе «преподаватель - студент», которое может осуществляться в двух формах: а) двусторонней, когда преподаватель открыто обращается с вопросами к аудитории; б) односторонней, когда внутренний диалог лектора с самим собой побуждает обучающихся к размышлениям, сотрудничеству, сотворчеству. Происходит информационно-эмоциональное воздействие на аудиторию, ее включение в заочный диалог и сопереживание. Таким образом, совершается не механическая передача готовых знаний, а их совместное получение в ходе логических размышлений.

Проблемную лекцию целесообразно использовать, например, при изложении темы «Учитель-словесник и его профессиональные качества».

План лекции:

1. Творческая природа работы учителя-словесника.

2. Профессиональные качества и профессиональные умения учителя литературы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Творческие качества учителя-словесника, профессионально значимые для осуществления его деятельности.

4. Повышение квалификации и усовершенствование мастерства учителя.

Ключевые понятия: творческая профессиональная деятельность учителя-словесника, методическое творчество, творческая личность словесника, профессионально значимые творческие качества, педагогическое мастерство.

Активизации познавательной деятельности обучающихся способствует постановка проблемных вопросов:

- Согласны ли вы с мыслью, что литература - особенный школьный предмет?

- Почему можно утверждать, что учитель литературы «обречен» на творчество?

- Какими специфическими качествами они должен обладать?

- Может ли начинающий учитель быть творческим педагогом или для этого нужен опыт?

- Существует ли корреляция между понятиями «учитель-мастер» и «учитель-творец»?

- Прокомментируйте слова А. Дистервега о том, что учитель лишь до тех пор способен действительно учить и воспитывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.

К этой лекции студенты могут подготовить индивидуальные опережающие задания - исследовательский проект на тему «Портрет творческого учителя литературы», используя работы современных методистов, материалы профессиональной периодической прессы (например, об учителях - победителях конкурсов «Учитель года» и др.). Приветствуются собственные размышления и наблюдения об особенностях обучения литературе.

Лекция-диалог (или беседа), кроме активной учебной деятельности преподавателя, предусматривает включение в ее проведение студентов. Особенностью диалога на этом занятии является то, что он осуществляется после постановки проблемных вопросов и предусматривает многоальтернативный подход, что может состояться только при условии партнерского отношения педагога к студентам, уважения к высказываемым ими мнениям. Такая лекционная стратегия требует развитых импровизационных умений преподавателя, свободного владения учебным материалом, быстрой реакции на реплики и выступления слушателей. В ходе лекции-диалога особое внимание уделяется способности педагога организовать свободный обмен мнениями в интервалах между изложением отдельных блоков информации. Лекция-беседа способствует развитию дивергентного мышления студентов, критичности, нонконформизму, умения искать альтернативные решения.

В качестве примера приведем фрагмент лекции-беседы по теме «Методы изучения художественных произведений». Эта тема вызывает интерес студентов тем, что нет единого подхода к классификации методов и часто ее выбор обусловливает особенности изучения того или иного произведения. Остановимся на классификации методов Н. И. Кудряшова как на одной из самых известных и часто употребляемых, в частности, на его методе творческого чтения. Метод чтения художественного произведения - это тот самый первый, едва ли не самый главный метод, без которого невозможно себе представить урок литературы. Само название метода побуждает преподавателя сформулировать вопросы для беседы:

- Как вы понимаете, что такое творческое чтение?

- Возможно ли чтение не творческое? Если да, то какое?

- Согласны ли вы с утверждением, что задача учителя состоит в том, чтобы привлечь учеников к чтению, которое одновременно и дарило бы им эстетическое наслаждение, и побуждало бы к аналитической деятельности? Если да, то как это сделать?

Далее на занятии, когда речь идет о воплощении этого метода в различных методических приемах: выразительного чтения, чтении мастеров художественного слова, обучении выразительному чтению учеников, комментированного чтения, выборочного чтения, чтения по ролям и других, преподаватель может создать проблемную ситуацию, требующую активной работы обучающихся. Так, например, перед выразительным чтением стихотворения В. В. Маяковского «Лиличке!» преподаватель говорит о том, что у каждого настоящего и великого поэта есть такие строчки: если напишешь что-то подобное, то можно быть уверенным в том, что ты недаром прожил свою жизнь. Есть такие строчки и у В. В. Маяковского, в том числе и в стихотворении, предлагаемом вниманию студентов. После прочтения стихотворения «Лиличке!» необходимо определить, что это за строчки.

Использовав на лекции проблемный подход, мы достигаем сразу несколько целей: активизация внимания присутствующих на лекции, внимательное слушание стихотворения, параллельная аналитическая работа, выполнение задания, более глубокое понимание этого произведения, а главное, привлечение студентов к эвристической беседе по теме лекции.

Вообще, успех подобной лекции зависит еще и от правильной техники постановки вопросов, стимулирующих творческую активность обучающихся: «Что Вы можете сказать по поводу...», «Что будет, если...», «Представьте ситуацию и смоделируйте ее последствия.», «Видите ли Вы другие способы решения этой проблемы?» и др. Преподаватель должен поддерживать высказывания студентами альтернативных точек зрения, желание нестереотипно решить поставленную проблему.

«Лекция вдвоем» проводится двумя преподавателями близких дисциплин, например методики обучения литературе и теории литературы, педагогики и психологии и др. Ее цель - углубить восприятие студентами конкретного педагогического явления благодаря межпредметным связям. Подготовка такой лекции предусматривает следующие этапы:

- каждый лектор ищет путь решения, при котором уточняется наиболее оптимальный вариант темы, формулируются проблемы, моделируются индивидуальные планы их решения с учетом предусмотренных действий партнера;

- вербальное общение лекторов с целью конструирования будущей лекции, уточнения ее отдельных фрагментов, обсуждение примеров, согласование иллюстративного материала;

- предварительное чтение лекции, включающее моделирование ее структуры (плана, рекомендованной литературы) и содержания (терминологии, логики раскрытия вопросов двумя лекторами);

- определение времени на раскрытие каждого блока лекционного материала, прогнозирование возможных реакций слушателей и ответа на это преподавателей;

- чтение лекции в студенческой аудитории и импровизационная коррекция спроектированной модели с целью исправления недочетов и усиления воздействия на внимание и активность реципиентов;

- посткоммуникативная доработка лекции, усовершенствование ее содержания и структуры.

Приведем пример подобного занятия на тему «Литературно-критические работы в теории литературы и в школьном изучении».

План лекции:

1. Значение теории литературы и литературно-художественной критики в литературном образовании школьников.

2. Процесс формирования теоретико-литературных понятий.

3. Изучение элементов теории литературы в основной школе. Этапы усвоения теоретико-литературных понятий.

4. Система теоретико-литературных понятий в средней школе.

5. Особенности изучения литературно-критических статей.

Ключевые понятия: теоретико-литературные понятия, термины, статья, эссе, аннотация, рецензия, творческий портрет, биографическая справка, план, тезисы, конспект.

Объясняя указанную тему, преподаватель теории литературы подчеркивает мысль, что теория литературы - это своеобразный компас аналитического осмысления литературного произведения, поскольку глубокое понимание художественных образов, тонкое прочувствование поэтической идеи невозможно без знания законов искусства. Преподаватель методики обучения литературы объясняет этапы усвоения теоретико-литературных понятий в школе: 1) первичное наблюдение учениками художественных закономерностей литературных явлений в процессе изучения произ-

ведения; 2) внимание к ним во время анализа других произведений; 3) выявление самых существенных признаков и определение закономерностей этих явлений; 4) теоретическое определение понятия, оперирование им в новых условиях; 5) расширение и углубление понятий.

«Лекция вдвоем» может проводиться не только в форме диалога лекторов между собой, но и как проблемный диалог двоих коммуникаторов (как «представителей разных научных течений»). В ходе дискуссии каждый преподаватель презентует свою позицию относительно заявленной темы лекции, а студенческая аудитория принимает участие в ее обсуждении. Такая разновидность лекционного изложения способствует глубокому осмыслению материала благодаря представлению разных точек зрения и привлечению слушателей к активному поиску, развивает такие творческие качества, как критичность мышления, способность к ассоциированию, нахождение аналогий и др.

Лекция-консультация эффективна при изучении тем с ярко выраженной практической направленностью. Возможно использование разных вариантов методики проведения таких занятий: а) лекция-пресс-конференция по самостоятельно обработанным студентами материалам и заранее собранным вопросам по определенной методической проблеме; б) пресс-конференция в режиме онлайн - на основе прямых вопросов, поставленных обучающимися в ходе проведения лекции; в) лекция по полученному опорному конспекту.

Первый тип лекции-консультации (по модели пресс-конференции) предусматривает предварительное ознакомление студентов с рекомендованными или самостоятельно подобранными научными источниками по теме будущего обсуждения и постановку вопросов, направленных на конкретизацию ее содержания. Осмыслив материал, студенты подают в письменной форме свои вопросы, нацеленные на выяснение непонятого, уточнение определенных фактов, подчеркивание перспектив дальнейшего рассмотрения проблемы и т. п. При изложении материала педагог стремится наиболее полно ответить на поставленные вопросы, а в конце занятия оценивает их. Таким образом, он имеет возможность увидеть уровень осмысления обучающимися учебного материала, четко представляет сложности в его восприятии и понимании, может заполнить пробелы в знаниях студентов.

После изложения материала целесообразно провести обмен мнениями по основным положениям, обговорить дополнительные вопросы и в конце подвести итоги. Преимущество лекции-консультации состоит в том, что учебная деятельность слушателей приобретает личностный характер, способствует формированию умения ставить вопросы (что особенно важно для будущих учителей), а также дает возможность преподавателю на их основе сделать выводы об уровне подготовки каждого студента, степени овладения учебным материалом, особенностях его мышления и широте интересов.

Разновидность лекции-консультации целесообразно использовать при изучении темы «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». Заранее студенты знакомятся с ее планом и работают над предложенными источниками.

План лекции:

1. Важность внеклассной работы по литературе и ее место в школьной практике словесников.

2. Виды и формы внеклассной работы. Организация внеклассного чтения учеников.

3. Литературные кружки в школе.

4. Школьная литературная пресса, школьные интернет-журналы, экскурсии, веб-квесты, посещение кино, театра, просмотр учебных телепередач, методика их организации и проведения.

5. Литературное краеведение. Организация школьного литературного музея.

Ключевые понятия: литературный кружок, литературная газета, альманах, викторина, предметная олимпиада, литературный вечер, литературное краеведение, литературный сайт, веб-квест.

Обычно студенты ставят преподавателю такие вопросы:

- Как неформально и интересно организовать внеклассную и внешкольную работу по литературе? Как преодолеть скуку и схоластичность «обязательных мероприятий»?

- Какие инновационные виды и формы работы могут послужить этому?

- Какие виды литературных вечеров можно использовать в системе внеклассной работы?

- Какими средствами можно оживить внеклассное чтение современной молодежью, «захваченной» смартфонами, соцсетями, Интернетом?

- Как сделать литературное краеведение личностно значимым для современных школьников?

- Смогут ли способствовать организации внеклассной работы методические рекомендации, написанные ранее, где не учитываются реалии современной жизни?

К обсуждению вопросов, кроме преподавателя, может подключиться студенческая аудитория, актуализируя передовой педагогический опыт, материалы профессиональной периодики и собственные воспоминания о своих учителях литературы. Такой полилог, организованный в рамках лекции, поможет поддержать интерес каждого из его участников, сделать личностно значимым процесс овладения студентами теоретическими знаниями по методике обучения литературе.

Другой тип лекции-консультации в режиме онлайн предусматривает подачу и обсуждение материала непосредственно в ходе занятия. Вопросы, поставленные в «прямом эфире», могут породить дискуссию и обмен мнениями. Такая форма требует быстрой реакции как преподавателя, так и студентов, их сконцентрированного внимания, умения формулировать вопросы, вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение. Преимущество лекции-консультации в режиме онлайн: способствует развитию дивергентного мышления (легкости, гибкости и скорости генерирования идей) субъектов учебного взаимодействия.

Третьей разновидностью лекции-консультации является лекция по полученному опорному конспекту, которая позволяет концентрированно обозначить большой массив учебного материала, направить студентов на самостоятельное изучение рекомендованных научных источников. Занятие проводится в форме развернутого комментария опорного конспекта, ответов на поставленные вопросы и свободного обсуждения проблемы. В опорном конспекте должны быть отражены следующие моменты:

- тема, план, основная и дополнительная литература, рекомендованная для работы, ключевые теоретические понятия;

- фамилии, имена, отчества методистов, писателей, учителей, наименования их работ, перечень основных фактов, которые будут рассматриваться на лекции;

- главные положения, формулировки, на которые необходимо обратить внимание;

- задания, активизирующие познавательную деятельность студентов на лекции и способствующие их самостоятельной работе.

Преимущества такой формы лекции: экономное использование учебного времени, развитие скорости мышления студентов, умение выделять проблемы, сравнивать варианты их решения, выработка навыков критической обработки научно-методических источников и т. п.

Лекция с запланированными ошибками. Ее особенность состоит во введении в содержание материала определенного количества ошибок фактологического, методического и поведенческого характера, которые являются типичными для студентов и молодых учителей. В начале занятия перед аудиторией ставится задача отметить в конспекте все неточности и ошибки, допущенные лектором. В течение последних 10-15 минут лекции осуществляется разбор замеченных ошибок. Преимущества такой интерактивной лекционной стратегии: повышение интереса аудитории к излагаемому материалу; тренировка внимания, восприятия; развитие критического мышления и формирование важных для будущих учителей умений идентифицировать ошибки на слух.

Лекция-визуализация направлена на одновременное задействование в ходе лекции слуховой и зрительной памяти с помощью метода демонстрации наглядности. По результатам исследований визуализация лекционного материала дает возможность запомнить от 14 до 38% услышанного. Если к работе привлекается одновременно слуховая и зрительная память, то активизируется большое количество индивидов с разным способом восприятия материала. Лекция-визуализация предусматривает использование электронных и мультимедийных средств для демонстрации различного учебного материала. Особенностью данного демонстрируемого материала должна быть концентрация информации (схемы, таблицы, опорные конспекты). Использование репродукций картин, портретов, видеофрагментов должно не просто иллюстрировать изложенный материал, а служить пробуждению мышления студентов, направлять на поиски вариантов решения проблем.

Эту лекционную стратегию можно использовать при изучении темы «Наглядность как эстетико-воспитательный аспект уроков литературы».

План лекции:

1. Наглядность как один из дидактических принципов обучения.

2. Виды наглядности.

3. Методика использования разных видов наглядности.

4. Комплексное использование наглядности в условиях кабинетной системы.

Ключевые понятия: дидактический принцип наглядности, предметно-образная,

словесно-образная, условно-схематическая, динамическая и синтетическая наглядность.

Само содержание учебного материала обусловливает необходимость его активной визуализации, иллюстрирование изложения лекции зрительными, слуховыми и условно-схематическими образами. Для проведения лекции-визуализации используются современные технические средства обучения - мультимедийная панель, электронная доска, проектор и т. п., с помощью которых преподаватель наглядно раскрывает методику использования каждого вида наглядности на уроке литературы.

Особенности вышеназванных коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий в том, что при подаче материала преподаватель помогает студентам создавать новые знания, формулировать проблемные вопросы, предлагать варианты их решения, делать собственные открытия, то есть, по терминологии А. В. Хуторского, «создавать новый образовательный продукт» [38] и одновременно развивать индивидуальный творческий потенциал.

Заключение / Conclusion

При подготовке будущих учителей-словесников большую роль играют коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии, которые, в отличие от традиционных репродуктивно-информационных лекций, направлены не только на развитие логических операций мышления, но и на стимулирование творческих процессов психической деятельности личности: воображения, вдохновения, эмпатии, антиципации, собственно творчества, то есть способствуют развитию профессионально-творческих качеств студентов-педагогов, наиболее востребованных в современной системе образования.

В статье раскрыта сущность понятия «коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии», показаны их основные отличительные черты, исходя из их коммуникативной природы и интерактивной формы. Охарактеризованы особенности и структура проведения коммуникативно-интерактивных лекций по методике обучения литературе для студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык и литература»).

В исследовании предложена авторская методика проведения коммуникативно-интерактивных лекций на конкретных примерах наиболее значимых для освоения курса тем, рассмотрены различные приемы взаимодействия преподавателя со студентами, формы организации занятий, а также разноплановые задания, нацеленные на развитие и проявление в обучении творческих качеств будущих учителей литературы.

Исходя из актуальности темы, ее важности в профессиональной подготовке педагогов, материалы статьи могут быть использованы учеными-методистами, преподавателями вузов для работы и последующего анализа проблемы.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в рассмотрении других аспектов, связанных с проблемой развития творческого потенциала будущих учителей-словесников, которые еще ждут своего решения, в частности, при проведении педагогической практики, организованной на принципах сотворчества, индивидуально-дифференцированном подходе и поэтапном увеличении продуктивного компонента в методической деятельности студентов-практикантов, выявлении наиболее эффективных методов, приемов, видов учебной деятельности, используемых на практике в образовательном учреждении, а также в разработке методического инструментария для ее эффективного проведения.

Ссылки на источники / References

1. Стенограмма встречи В. В. Путина с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года» от 05.10.2022. - URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-putina-s-laureatami-i-finalistami-konkursa-uchitel-goda-05-10-2022.html

2. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 224 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1919472

3. Эрштейн Л. Б. Активная лекция как способ повышения качества образования в вузе и аспирантуре // Вестник высшей школы Alma mater. - 2013. - № 10. - С. 114.

4. Ступин С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. - Саратов: Наука, 2009. - С. 17.

5. Асташова Т. А. Современная лекция глазами студентов // Открытое образование. - 2017. - Т. 21. - № 4. - С. 35.

6. Леонова М. О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции // Вестник КАСУ. - 2008. - № 2. -С. 163. - URL: https://www.vestnik-kafu.info/journal/14/538/

7. Бактыбаев Ж. Ш. Использование интерактивных технологий обучения в процессе учебной деятельности // Ярославский психологический вестник. - 2018. - № 3. - С. 13-16.

8. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. архитектурно-строительного ун-та, 2013. - С. 24.

9. Коротаева Е. В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 4. - С. 13.

10. Челнокова Е. А., Лебедева А. А., Алешугина Е. А. Интерактивная лекция как современная форма обучения в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 3 (32). - С. 199-202.

11. Федотова Т. В. Интерактивные технологии в преподавании русского языка и культуры речи как средство повышения эффективности учебного процесса (на примере интерактивной лекции) // Мир русского слова. -2020. - № 1. - С. 47.

12. Мишурина О. А., Муллина Э. Р., Ершова О. В. Использование современных технологий и методов обучения в вузе как условие повышения качества профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 2 (21). - С. 99.

13. Щеглова Л. В., Плужникова Н. Н., Саенко Н. Р. Интерактивные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: в поисках современной модели обучения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2017. - Т. 11. - № 2. - С. 76.

14. Новичкова Н. М. Интерактивное сопровождение процесса усвоения при изучении педагогических дисциплин в педвузе // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3 (64). - С. 74.

15. Федотенко И. Л., Лукашеня З. В. Использование элементов коучинга в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС ВО: материалы XLV науч .-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 18-19 декабря 2018 года). - Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2018. - С. 386.

16. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 4. - С. 26-33.

17. Шарко М. И. Интерактивная лекция «сюжет в сюжете» с использованием конструктора историй // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2023. - № 1. - С. 20-31.

18. Greiff S., Niepel C., WQstenberg S. 21st century skills: International advancements and recent developments // Thinking Skills and Creativity. - 2015. - Vol. 100. - № 18. - P. 2. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.04.007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Silvia P. J., Beaty R. E., Nusbaum E. C. et al. Everyday creativity in daily life: An experience-sampling study of "little c" creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. - 2014. - Vol. 8. - № 2. - P. 183. - URL: http://doi.org/10.1037/a0035722

20. Craft A. Creativity and education futures: Learning in a digital age. - Staffordshire: Trentham Books Ltd., 2010. - 208 p.

21. Jahnke I., Haertel T., Wildt J. Teachers' conceptions of student creativity in higher education // Innovations in Education and Teaching International. - 2017. - Vol. 54. - № 1. - P. 88-89. - URL: https://doi.org/10.1080/14703297.2015.1088396

22. Nissim Y., Weissblueth E., Scott-Webber L., Amar S. The Effect of a stimulating learning environment on pre- service teachers' motivation and 21st century skills // Journal of Education and Learning. - 2016. - Vol. 5. - № 3. - P. 3536. - URL: http://doi.org/10.5539/jel.v5n3p29

23. Rampersad G., Patel F. Creativity as a desirable graduate attribute: Implications for curriculum design and employ-ability // Asia-Pacific Journal of Cooperative Education. - 2014. - Vol. 15. - № 1. - P. 8. - URL: https://www.re-searchgate.net/publication/259695662

24. Hennessey B. A. Motivation and creativity // The Cambridge handbook of creativity. - Cambridge: Cambridge University Press, 2019. - P. 374-395. - URL: https://doi.org/10.1017/9781316979839.020

25. Hennessey B. A., Amabile T. M. Reward, intrinsic motivation, and creativity // American Psychologist. - 1998. -Vol. 53. - № 6. - P. 675. - URL: https://doi.org/10.1037/0003-066X.53.6.674

26. Amabile T. M. Componential theory of creativity // Encyclopedia of Management Theory. - London: Harvard Business School, 2013. - P. 135. - URL: http://doi.org/10.4135/9781452276090

27. Doyle C. L. Speaking of creativity: Frameworks, models, and meanings // Creativity Under Duress in Education? -Cham: Springer, 2019. - P. 41-62. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-90272-2_3

28. Шапарь В. Б., Рассоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. -С. 172-173.

29. Иоффе А. Н. Активная методика - залог успеха // Гражданское образование: материалы международного проекта. - СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2000. - С. 144.

30. Кларин М. В. Трансформирующее обучение // Народное образование. - 2016. - № 1. - С. 85-94.

31. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 432 с.

32. Бондаревская Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - № 5. - С. 41-66.

33. Якиманская И. С. Построение модели личностно-ориентированного обучения. - М.: КСП+, 2001. - 128 с.

34. Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов. Теория и методика профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - Т. 2. - № 1. - С. 47-52.

35. Климов К. А., Мешкова Л. Л., Смирнов В. В. и др. Практико-ориентированный подход в системе высшего образования: монография. - Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. - 144 с.

36. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентность^ подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

37. Пухаева Е. Г. Дистанционные формы создания единой образовательной среды на уровне образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 143.

38. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 296.

1. Stenogramma vstrechi V. V. Putina s laureatami ifinalistami konkursa "Uchitel' goda" ot 05.10.2022 [Transcript of Vladimir Putin's meeting with the laureates and finalists of the Teacher of the Year competition dated 05.10.2022]. Available at: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-putina-s-laureatami-i-finalistami-konkursa-uchitel-goda-05-10-2022.html (in Russian).

2. Andriadi, I. P., & Temina, S. Yu. (2023). Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary], INFRA-M, Moscow, 224 p. Available at: https://znanium.com/catalog/product/1919472 (in Russian).

3. Ershtejn, L. B. (2013). "Aktivnaya lekciya kak sposob povysheniya kachestva obrazovaniya v vuze i aspiranture" [Active lecture as a way to improve the quality of education at university and postgraduate school], Vestnik vysshej shkoly Alma mater, № 10, p. 114 (in Russian).

4. Stupin, S. B. (2009). Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshej shkole [Interactive learning technologies in higher education]: ucheb.-metod. posobie, Nauka, Saratov, p. 17 (in Russian).

5. Astashova, T. A. (2017). "Sovremennaya lekciya glazami studentov" [A modern lecture through the eyes of students], Otkrytoe obrazovanie, t. 21, № 4, p. 35 (in Russian).

6. Leonova, M. O. (2008). "Lekcionnyj metod prepodavaniya. Interaktivnye lekcii" [Lecture method of teaching. Interactive lectures], Vestnik KASU, № 2, p. 163. Available at: https://www.vestnik-kafu.info/journal/14/538/ (in Russian).

7. Baktybaev, Zh. Sh. (2018). "Ispol'zovanie interaktivnyh tekhnologij obucheniya v processe uchebnoj deyatel'nosti" [The use of interactive learning technologies in the learning process], Yaroslavskij psihologicheskij vestnik, № 3, pp. 13-16 (in Russian).

8. Muhina, T. G. (ed.) (2013). Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole [Active and interactive learning technologies (forms of conducting classes) in higher education]: ucheb. posobie, Izd-vo Nizhegorod. gos. arhitekturno-stroitel'nogo un-ta, N. Novgorod, p. 24 (in Russian).

9. Korotaeva, E. V. (2022). "Interaktivnost' sovremennogo obucheniya: kak yavlenie i kak ponyatie" [Interactivity of modern learning: as a phenomenon and as a concept], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 4, p. 13 (in Russian).

10. Chelnokova, E. A., Lebedeva, A. A., & Aleshugina, E. A. (2020). "Interaktivnaya lekciya kak sovremennaya forma obucheniya v vuze" [Interactive lecture as a modern form of university education], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, № 3 (32), pp. 199-202 (in Russian).

11. Fedotova, T. V. (2020). "Interaktivnye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka i kul'tury rechi kak sredstvo povysheniya effektivnosti uchebnogo processa (na primere interaktivnoj lekcii)" [Interactive technologies in teaching the Russian language and speech culture as a means of increasing the effectiveness of the educational process (using the example of an interactive lecture)], Mir russkogo slova, № 1, p. 47 (in Russian).

12. Mishurina, O. A., Mullina, E. R., & Ershova, O. V. (2015). "Ispol'zovanie sovremennyh tekhnologij i metodov obucheniya v vuze kak uslovie povysheniya kachestva professional'noj podgotovki" [The use of modern technologies and teaching methods at a university as a condition for improving the quality of professional training], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya, № 2 (21), p. 99 (in Russian).

13. Shcheglova, L. V., Pluzhnikova, N. N., & Saenko, N. R. (2017). "Interaktivnye tekhnologii v prepodavanii gumani-tarnyh disciplin: v poiskah sovremennoj modeli obucheniya" [Interactive technologies in teaching humanities: in search of a modern teaching model], Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa, t. 11, № 2, p. 76 (in Russian).

14. Novichkova, N. M. (2017). "Interaktivnoe soprovozhdenie processa usvoeniya pri izuchenii pedagogicheskih disciplin v pedvuze" [Interactive support of the assimilation process when studying pedagogical disciplines at a pedagogical university], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 3 (64), p. 74 (in Russian).

15. Fedotenko, I. L., & Lukashenya, Z. V. (2018). "Ispol'zovanie elementov kouchinga v processe prepodavaniya psi-hologo-pedagogicheskih discipline" [Using elements of coaching in the process of teaching psychological and pedagogical disciplines], Razrabotka uchebno-metodicheskogo obespecheniya dlya vnedreniya innovacionnyh metodov obucheniya pri realizacii FGOS VO: materialy XLV nauch.-metod. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov, soiskatelej TGPU im. L. N. Tolstogo (Tula, 18-19 dekabrya 2018 goda), Izd-vo Tul'skogo gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, Tula, p. 386 (in Russian).

16. Korotaeva, E. V., & Andryunina, A. S. (2021). "Interaktivnoe obuchenie: aspekty teorii, metodiki, praktiki" [Interactive learning: aspects of theory, methodology, practice], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 4, pp. 26-33 (in Russian).

17. Sharko, M. I. (2023). "Interaktivnaya lekciya "syuzhet v syuzhete" s ispol'zovaniem konstruktora istorij" [Interactive lecture "plot within a plot" using a story constructor], Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze, № 1, pp. 20-31 (in Russian).

18. Greiff, S., Niepel, C., & Wustenberg, S. (2015). "21st century skills: International advancements and recent developments", Thinking Skills and Creativity, vol. 100, № 18, p. 2. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.04.007 (in English).

19. Silvia, P. J., Beaty, R. E., Nusbaum, E. C. et al. (2014). "Everyday creativity in daily life: An experience-sampling study of "little c" creativity", Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, vol. 8, № 2, p. 183. Available at: http://doi.org/10.1037/a0035722 (in English).

20. Craft, A. (2010). Creativity and education futures: Learning in a digital age, Trentham Books Ltd., Staffordshire, 208 p. (in English).

21. Jahnke, I., Haertel, T., & Wildt, J. (2017). "Teachers' conceptions of student creativity in higher education", Innovations in Education and Teaching International, vol. 54, № 1, pp. 88-89. Available at: https://doi.org/10.1080/14703297.2015.1088396 (in English).

22. Nissim, Y., Weissblueth, E., Scott-Webber, L., & Amar, S. (2016). "The Effect of a stimulating learning environment on preservice teachers' motivation and 21st century skills", Journal of Education and Learning, vol. 5, № 3, pp. 3536. Available at: http://doi.org/10.5539/jel.v5n3p29 (in English).

23. Rampersad, G., & Patel, F. (2014). "Creativity as a desirable graduate attribute: Implications for curriculum design and employability", Asia-Pacific Journal of Cooperative Education, vol. 15, № 1, p. 8. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/259695662 (in English).

24. Hennessey, B. A. (2019). Motivation and creativity, The Cambridge handbook of creativity, Cambridge University Press, Cambridge, pp. 374-395. Available at: https://doi.org/10.1017/9781316979839.020 (in English).

25. Hennessey, B. A., & Amabile, T. M. (1998). "Reward, intrinsic motivation, and creativity", American Psychologist, vol. 53, № 6, p. 675. Available at: https://doi.org/10.1037/0003-066X.53.6.674 (in English).

26. Amabile, T. M. (2013). Componential theory of creativity, Encyclopedia of Management Theory, London: Harvard Business School, p. 135. Available at: http://doi.org/10.4135/9781452276090 (in English).

27. Doyle, C. L. (2019). Speaking of creativity: Frameworks, models, and meanings, Creativity Under Duress in Education? Springer, Cham, pp. 41-62. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-319-90272-2_3 (in English).

28. Shapar', V. B., Rassoha, V. E., & Shapar', O. V. (2009). Novejshij psihologicheskij slovar' [The latest psychological dictionary], Feniks, Rostov n/D., pp. 172-173 (in Russian).

29. Ioffe, A. N. "Aktivnaya metodika - zalog uspekha" [Active methodology - the key to success], Grazhdanskoe obra-zovanie: materialy mezhdunarodnogo proekta, St. Petersburg Izd-vo Rossijskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 2000, p. 144 (in Russian).

30. Klarin, M. V. (2016). "Transformiruyushchee obuchenie" [Transformative learning], Narodnoe obrazovanie, № 1, pp. 85-94 (in Russian).

31. Zimnyaya, I. A. (2001). Lingvopsihologiya rechevoj deyatel'nosti [Linguistic psychology of speech], Izd-vo Mosk. psi-hol.-soc. in-ta, Moscow; MODEK, Voronezh, 432 p. (in Russian).

32. Bondarevskaya, E. V. (1999). "Koncepcii lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya i celostnaya pedagogicheskaya teoriya" [Concepts of student-centered education and holistic pedagogical theory], Shkola duhovnosti, № 5, pp. 41-66 (in Russian).

33. Yakimanskaya, I. S. (2001). Postroenie modeli lichnostno-orientirovannogo obucheniya [Building a model of student-centered learning], Moscow KSP+, 128 p. (in Russian).

34. Bajborodova, L. V. (2015). "Praktiko-orientirovannyj podhod k podgotovke budushchih pedagogov. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya" [Practice-oriented approach to training preservice teachers. Theory and methodology of vocational education], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, t. 2, № 1, pp. 47-52 (in Russian).

35. Klimov, K. A., Meshkova, L. L., Smirnov, V. V. et al. (2016). Praktiko-orientirovannyj podhod v sisteme vysshego obrazovaniya [Practice-oriented approach in the higher education system]: monografiya, Izd-vo Pershina R. V., Tambov, 144 p. (in Russian).

36. Zeer, E. F., & Symanyuk, E. E. (2005). "Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya" [Competence-based approach to modernization of vocational education], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 4, pp. 23-30 (in Russian).

37. Puhaeva, E. G. (2020). "Distancionnye formy sozdaniya edinoj obrazovatel'noj sredy na urovne obrazovatel'noj organizacii" [Distance forms of creating a unified educational environment at the level of an educational organization], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 69-2, p. 143 (in Russian).

38. Hutorskoj, A. V. (2007). "Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak harakter-istika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov" [Determination of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the design of educational standards], Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovaniya: sb. nauch. tr., Moscow INEK, p. 296 (in Russian).

Вклад авторов

В. Е. Храброва - постановка проблемы, разработка концепции статьи, обзор отечественной литературы по теме исследования, описание методологической базы и результатов исследования.

О. А. Медведева - обзор зарубежной литературы по теме исследования, формулирование общих результатов работы, рекомендаций и дальнейших перспектив разработки тематики исследования.

Contribution of the authors

V. E. Khrabrova - formulation of the problem, development of the article concept, review of domestic literature on the research topic, description of the methodological basis and results of the study.

O. A. Medvedeva- review of foreign literature on the research topic, formulation of the general results of the work, recommendations and further prospects for developing the research topic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.