РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 330.341:338.242.4
Айдан Алиджан кызы Бабаева,
аспирант кафедры «Экономическая теория», Азербайджанский Государственный Экономический Университет Эл. почта: [email protected]
В предлагаемой статье автор показывает возросшее значение национального государства в обеспечении условий устойчивого роста инновационной экономики. Выделяются как институционально-правовые направления деятельности государства, направленные на формирование благоприятной предпринимательской среды, так и меры чисто экономического, в том числе прямого стимулирующего и финансового характера.
Ключевые слова: инновационная экономика, инновационный рост, поддержка инновационной деятельности, институционально-правовая среда.
Айдан Алиджан кызы Бабаева
Аспирант кафедры «Экономическая теория», Азербайджанский Государственный Экономический Университет E-mail: [email protected]
THE ROLE OF MODERN STATE IN PROVIDING THE GROWTH OF INNOVATION ECONOMY
In proposed article the author demonstrates the enlarged importance of national state in providing conditions of stable growth of innovation economy. The article emphasizes as legal & institutional directions of the state's activities for establishing the favourable entrepreneurial sphere, as possible measures of economic character including direct stimulating and financing.
Keywords: innovation economy, innovation growth, maintenance of innovation activities, legal & institutional sphere.
1. Введение
Окончательное преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса возможно лишь с выходом на новую траекторию долгосрочного развития, основой которого является применение новейших научно-технических достижений (инноваций).
Особенностям формирования и функционирования национальных инновационных систем, а также развитию инновационной деятельности в современных условиях исследованы в работе ряде авторов [1].
Впервые собственно термин «инновация» в качестве экономической категории ввёл в 1912 году Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития». Он всячески подчеркивал необходимость постоянного использования «новых комбинаций» в предпринимательской (читай -экономической) деятельности, которую он и трактовал как деятельность инноватора.
В дальнейшем исследователи из разных стран (в частности, американский экономист Джон Гэлбрейт, польский экономист Гжегож Колодко и другие) выделяли собственно инновационную деятельность в постоянно развивающихся процессах научно-технического прогресса. Проблемам инновационной деятельности посвятили свои работы российские экономисты, в частности, Р.С.Гринберг, А.В.Сидорович, В.Н.Черковец и другие.
Сущность инновационной деятельности исследовали и азербайджанские авторы, в частности, Ф.Ф.Муршудли, Н.М.Мустафаева и другие.
В обеспечении устойчивого роста в условиях инновационной экономики особую роль приобретает деятельность государства, конкретным направлениям которой и посвящается предлагаемая статья.
2. Новая роль государства в условиях инновационного развития
Ситуация, складывающаяся в современной мировой экономике, не преодоленные до сих пор последствия глобального финансово-экономического кризиса, пик которого пришелся на 2008-2009 годы, требуют по-новому взглянуть на роль современного государства в организации хозяйственной жизни. Так, нобелевский лауреат Дж.Стиглиц, исследуя положение, складывающееся в США и других развитых странах в условиях кризиса, в своем исследовании «Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса» особо подчеркивает, что экономике нужен баланс ролей рынка и правительства [9]. Кто-то мог бы возразить в том смысле, что поиском такого баланса практически все развитые экономики занимались все последние десятилетия, и потому, мол, ничего нового в этой идее нет. Однако, по нашему мнению, сегодня эта проблема встала особенно остро, поскольку, ликвидация последствий глобального кризиса в мировом хозяйстве по-настоящему может быть обеспечена лишь с переходом на новую траекторию роста, базирующуюся, прежде всего, на инновационных факторах.
В связи со всем вышесказанным, как нам представляется, особенность роли современного государства в обеспечении инновационного развития экономики проявляется, прежде всего, в выработке и проведении его комплексной политики, которая, в свою очередь, заключается в:
1) определении стратегических направлений развития национальной экономики на инновационной основе;
2) организации системы финансирования инновационных процессов, включая:
- бюджетное финансирование всех уровней;
- льготное кредитование научных, внедренческих и промышленных разработок;
- использование «грантовых периодов», «налоговых каникул» и других мер фискального характера для предприятий всех форм собственности, активно внедряющих инновационные способы организации производства и его продукты;
3) формировании институционально-правовой среды, содействующей инновационной деятельности и стимулирующей ее по всей цепочке звеньев от научно-исследовательских лабораторий до постановки инновационного на поток»;
4) содействии развитию патентно-лицензионной деятельности отечественных изобретателей и разработчиков инновационных продуктов на международном уровне.
Говоря об организации системы финансирования инновационных процессов со стороны государства, следует отметить, что одним из наиболее эффективных направлений государственной поддержки инновационной деятельности, по мнению автора, является содействие развитию кооперации образовательных организаций системы высшего образования, государственных научных учреждений и производственных предприятий различных форм собственности с целью развития наукоемкого производства. При этом для достижения большей эффективности и отбора по-настоящему перспективных проектов следовало бы использовать открытую конкурсную систему.
По результатам конкурсного отбора лучшие кооперационные проекты на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ могли бы получать специальную государственную субсидию. Такая практика, в принципе, представляется эффективной для большинства национальных экономик стран постсоветского пространства, входящих в СНГ.
При этом многие современные исследователи полагают, что роль государства в обеспечении инновационного развития не должна ограничиваться просто поддержкой и
даже крупным финансированием отдельных институциональных структур, влияющих на такое развитие. На сегодняшний день эта роль должна быть более активной, в частности, выражаться в прямом обеспечении материальных основ развития на стратегическую перспективу. К примеру, если вернуться к вопросу о финансировании инновационной деятельности из государственных (бюджетных) источников, необходимо, по нашему мнению, обратить внимание на такую важную деталь, как элементарное наличие подобных источников средств - как на сегодняшний день, так и в будущем.
Хорошо известно, например, что уже в течение длительного периода времени в числе прочих официальных рекомендаций экспертов международных организаций, адресованных большинству постсоветских государств, расположенных на пространстве СНГ, фигурирует совет специализироваться исключительно - или в основном - в области разработки ресурсного потенциала, причем обязательно при этом обеспечить наилучшие условия для его приватизации.
3. Эффективная государственная политика и опыт Азербайджана
В этой связи важно отметить принципиальную позицию Азербайджанского государства, которое, по свидетельству председателя Комитета по экономической политике Милли Меджлиса Азербайджанской Республики академика АН Азербайджана Зияда Самедзаде, в свое время отказалось, несмотря на значительное давление ряда международных финансовых организаций, от идеи полной приватизации стратегической сырьевой и энергетической инфраструктуры [2] .
О наличии в Азербайджане значительных энергетических ресурсов хорошо известно. Так вот, благодаря упомянутому стратегически важному решению, рассчитанному на долгосрочную перспективу, наше государство уже на нынешнем этапе своего развития смогло использовать свой сохранившийся контроль над энерго-сырьевым сектором для перехода к диверсификации всей
национальной экономики и началу новой индустриализации страны.
Свидетельством того, как государство в Азербайджане оказывает влияние на процесс строительства диверсифицированной, передовой экономики, может служить хотя бы факт значительного увеличения инвестиций в основной капитал из внутренних источников. Так, по итогам 2012 года их рост составил более 20 процентов по сравнению с 2011 годом, а в 2013 году - более 16 процентов по сравнению с 2012 годом. В то же время некоторое снижение объемов инвестирования (на 2 процента) в 2014 году по сравнению с 2013 годом свидетельствует, на наш взгляд, о пока еще наличии некоторой неустойчивости инвестиционного развития, что еще раз подчеркивает важность активного государственного участия в этих процессах.
Колебалась и доля инвестиций, направленных в ненефтяной сектор экономики Азербайджанской Республики. Так, с 2010 по 2012 годы она увеличилась с 70,1 процента до 75 процентов соответственно. Правда, в дальнейшем происходит некоторое снижение этой доли - до 71,5 процента в 2013 году и до 66,2 процента в 2014 году [11]. Последнее обстоятельство свидетельствует, по нашему мнению, об одновременном действии двух тенденций. С одной стороны, азербайджанские инвесторы действительно во все большей степени ассоциируют свое будущее с успешным развитием новых, передовых отраслей экономики, не связанных с добычей нефтью, и готовы вкладывать в них свои капиталы. С другой стороны, в условиях продолжающегося кризиса мировой экономики и неопределенности дальнейших перспектив нефть по-прежнему рассматривается в качестве надежного вложения капиталов, и потому в поведении инвесторов прослеживаются колебания. Очевидно, что такая ситуация характерна не только для Азербайджана, но и для ряда его соседей по СНГ.
Одновременно встает вопрос об источниках инвестиций с точки зрения форм собственности. Однако сказанное выше в целом доказывает
Экономика, Статистика и Информатика^И 11 №2, 2016
_
реальное действие тенденции к общему сокращению зависимости экономики Азербайджанской Республики от нефтяного фактора - причем не на словах и не опасными для стабильности в обществе «рывками», а посредством системы продуманных, последовательных и принятых обществом мер.
4. Национальная инновационная система и ее элементы
Отмечая возрастающую роль государства в обеспечении инновационной деятельности, авторы из различных стран предлагают ввести категорию «национальная инновационная система» [3], которую следует рассматривать не просто как набор отдельных, пусть важных и структурообразующих элементов. Причем это именно система взаимосвязанных, взаимодействующих институтов для создания, распространения знаний и опыта, которые определяют новые рынки и уровень конкурентоспособности национального бизнеса. По мнению ряда экспертов - и мы разделяем такую точку зрения, - под такой системой следует понимать совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий [4].
И здесь как раз необходимо подчеркнуть, что помимо указанных, важными элементами национальных инновационных систем являются институциональная среда и государственная инновационная стратегия, а также стратегия предпринимательского сектора в области инноваций. Дело в том, что современные национальные инновационные системы в развитых странах базируются на таких «классических» принципах рыночной организации экономики, как:
- открытость национальной экономики;
- безусловное законодательное закрепление и соблюдение на практике права частной собственности и права на результаты интеллектуальной деятельности;
- равноправие хозяйствующих субъектов в рамках общего законодательного и административного обеспечения конкурентной среды.
В свете сказанного выше можно утверждать, что в настоящее время Азербайджанская Республика находится пока на начальной стадии формирования собственной национальной инновационной системы, поскольку продолжаются структурная перестройка нашей национальной экономики вкупе с формированием развитой системы рыночных отношений.
В этой связи следует отметить важность опыта зарубежных государств при формировании и организации функционирования национальных инновационных систем. Национальная инновационная система строится общими усилиями государства, предпринимательского и научного сообщества. В ней сочетаются: предпринимательская конкурентная среда, субъекты которой обладают стимулами к инновациям, способностью обучения, адсорбции и адаптации знаний; исследовательская среда, обладающая высокой квалификацией, исследовательским духом, стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой; механизм взаимодействия этих двух сред, организующий, с одной стороны, трансферт знаний, их распределение и трансформацию в «предконкурентные» технологии для предпринимательской среды, а с другой стороны, ориентация исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства.
В связи со сказанным выше очень полезно посмотреть, например, на опыт, накопленный за последние несколько лет в Китае в области инновационного развития. Важно отметить, что там на основе долгосрочной программы в конце 2012 года был принят очередной, 12-й пятилетний план развития (на период с 2011 по 2015 годы). В этом документе в области экономики был сделан акцент на развитии следующих направлений:
- технологий «чистой» энергетики (в том числе использования энергии ветра);
- нового поколения телекоммуникационных техники и технологий;
- биотехнологий;
- широкой модернизации оборудования предприятий обрабатывающей промышленности;
- развития производства и применения новых материалов;
- расширения применения гибридных и электромобилей.
Все инновации, разрабатываемые и внедряемые в рамках указанных направлений, получают государственную поддержку в виде налоговых льгот, целевых субсидий и государственных контрактов [10].
Одной из важных функций деятельности государства на «инновационном» поле является пере-распределенческая. Она связана с возможным - когда возникает такая необходимость - перенаправлением финансовых потоков из прибыльных отраслей, представляющих «экономику сегодняшнего дня», в отрасли, связанные с освоением новых, передовых видов производства будущего. В Азербайджане такая ситуация связана с перенаправлением прибыли нефтяной промышленности, и на важность этого фактора в процессе формирования нового, инновационного сектора экономики указывает, например, видный азербайджанский философ и политик, руководитель администрации Президента Азербайджанской Республики Рамиз Мехтиев [6].
В этой связи следует подчеркнуть то особое значение, которое в осуществлении государственной экономической политики сегодняшнего дня играет Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР). Вот как обозначает ее роль азербайджанский экономист Г.Рустамбеков. «Объединяя в себе крупнейшие в стране нефтегазодобывающие, нефтеперерабатывающие, коксовые предприятия, объекты торговли нефтепродуктами и АЗС, она осуществляет теснейшим образом взаимосвязанную деятельность с государственными органами, иностранными компаниями и предпринимателями, разработку и подготовку долгосрочных программ по развитию не только в отраслях энергетики, но и целевые комплек-
сные научные, технические, экономические и социальные программы, имеющие общенациональное значение» [7]. Таким образом, в условиях современного Азербайджана ГНКАР играет роль важнейшего источника долгосрочного финансирования инновационных исследований и инновационной деятельности в целом.
5. Значение формирования инновационной среды
В условиях современной рыночной экономики для восприимчивости к инновациям необходимо формирование по-настоящему конкурентной среды, чего просто невозможно добиться без активных и целенаправленных действий государства. Формированию такой среды, по нашему мнению, способствуют наличие трех обязательных условий.
Во-первых, это совершенствование законодательства как в гражданско-правовой сфере, так и уголовного, а также - что особенно важно - правоприменительной практики. Необходима эффективная правовая защита субъектов инновационной деятельности, включая полное и безусловное обеспечение авторских и имущественных прав, и здесь организационно-правовая роль государства является ведущей.
Во-вторых, необходимы понятные и открытые как для участников непосредственно инновационной деятельности, так и обеспечивающих ее проведение физических и юридических лиц правила игры. Эти правила должны не меняться произвольно и гарантировать поддержку такой деятельности в общенациональном масштабе. Так, речь идет о целевом финансировании разработки и развития новых технологий, внедрении общенациональной системы контроля качества, единых правилах поддержки конкретных инновационных проектов.
В-третьих, очень важно, чтобы менталитет населения конкретного государства был подготовлен, можно сказать - сориентирован на необходимость построения именно инновационной экономики. Это и есть совокупность представлений и взглядов, находящих свое воплощение в жизни общества.
О значении совокупности таких представлений и взглядов в экономическом развитии, называемых им «этической связью» в обществе, писал известный венгерский экономист Я.Корнаи. Такая связь, по его мнению, может быть долговечной, если подкреплена традициями и обычаями, а лежащие в их основе принципы возведены в ранг моральных норм [5].
Поэтому, говоря о роли современного государства в обеспечении инновационности экономики, очень важно подчеркнуть следующую его задачу. От государства зависит разработка и предложение всему населению и предпринимательскому сообществу не просто модели устойчивого экономического роста, а именно такой модели, которая была бы привлекательной для частных инвесторов и в которую, если говорить простыми словами, поверило бы население. Иными словами, чтобы было выгодно инвестировать в собственную страну, а не выводить из нее деньги. Хорошо понятно, что даже в самой благополучной нефте-и газодобывающей стране одних государственных средств, пусть даже в значительных объемах накопленных благодаря существовавшим до недавнего времени высоким ценам на продаваемые на мировом рынке энергоресурсы, не хватит для инвестирования в индустриальные отрасли на долгосрочной основе. Необходимо привлечение крупных частных капиталов, а сформировать благоприятный инвестиционный климат способно только государство.
Далее, должен функционировать действенный механизм использования привлекаемых капиталов, то есть механизм, который бы включал в себя меры по обеспечению наиболее эффективной отдачи от используемых инвестиционных ресурсов, направляемых в отрасли несырьевого сектора, признанные наиболее перспективными с точки зрения дальнейшего распространения инновационных достижений на всю экономику. Такой механизм, естественно, должен включать в себя меры, обеспечивающие и необходимую отдачу от инвестируемых как государством, так и частными пред-
принимателями средств, и конечное выполнение поставленных перед инвесторами целей.
Отметим, что в качестве указанного выполнения целей выступает производство инновационных продуктов в промышленных объемах, а не в виде опытных образцов. Такого рода примеры имеются в ряде государств СНГ, однако подобная «лабораторная индустриализация», не охватывающее масштабное производство, не способна обеспечить подлинный инновационный рост в рамках национальной экономики.
Для становления по-настоящему масштабного инновационного производства организующая роль государства столь же необходима. Принципиальным условием становления эффективной инновационной экономики является не только обеспечение плодотворного взаимодействия научной и производственной сфер, но и их объединение в организационно-правовых формах именно инновационного бизнеса - причем как крупного, так и среднего и малого. В связи с этим можно согласиться с теми авторами, по мнению которых, в частности, национальная инновационная система, помимо благоприятных экономических и правовых условий, о которых говорилось выше, предполагает и наличие целостной инфраструктуры.
Такая национальная инновационная система включала бы в себя государственные, частные и общественные организации, в том числе технопарки и инновационно-технологические центры, стартовые, гарантийные и венчурные фонды и инвестиционные банки, научно-образовательные комплексы для подготовки и переподготовки кадров. Таким образом, подобная система как раз и призвана соединить и сбалансировать интересы государства и частного бизнеса в использовании достижений науки, обеспечить повышение общего уровня конкурентоспособности в экономике в целом и ее субъектов, в частности [8].
6. Заключение
В современных условиях для обеспечения устойчивого роста инновационной экономики необходимо
Экономика, Статистика и Информатика
13
№2, 2016
_
наличие национальной инновационной системы, предполагающей тесное взаимодействие научной и производственной сфер на всех уровнях. Создание элементов такой системы является важнейшей задачей государства.
Государство усиливает свою организующую роль в формировании инновационной среды, всячески способствующей разработке, распространению и коммерческой реализации новых знаний и технологий.
В условиях современного Азербайджана одним из наиболее перспективных направлений организующей роли государства является государственно-частное партнерство, прежде всего, в процессе дальнейшего формирования технопарков, инновационно-технологических центров, а также в развитии передовых производств в области нефте- и газопереработки.
Литература
1. Азербайджан. Тематическое приложение. - Российская газета. -2014. - 30 июня (№ 143). - С. 12.
2. Гэлбрейт Дж. Экономика невинного обмана. - М.: Европа. -
2009; Колодко Гжегож В. Мир в движении. - М.: Магистр. - 2009.
3. Бунчук М. Национальные инновационные системы: основные понятия и приложения (по материалам зарубежных авторов). - http://www. geocities.com/CollegePark/Lab/5590/ nis.htm
4. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. - М.: Наука. - 2011. - С. 48.
5. Йозеф Шумпетер. Теория экономического развития. Пер. с немецкого. - М.: Изд-во «Прогресс». -1982.
6. Корнаи Я. Бюрократия и рынок. - Вопросы экономики. - 1989. -№ 12. - С. 69-74.
7. Мехтиев Р. Десять лет, изменившие Азербайджан: 2003-2013. -М.: Гриф и К. - 2013. - С. 58-59.
8. Муршудли Ф.Ф. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности Азербайджана в условиях финансовой глобализации. - Баку: Издательский дом "East-West". - 2013.
9. Мустафаева Н.М. Теоретические проблемы развития инновационной деятелъности. ИЭ. НАНА. Научные труды. - 2014. - № 1. - С. 22-28.
10. Основы национальной экономики / Под ред. А. В. Сидоровича. -М.: Дело и Сервис. - 2009.
11. Российская социально-экономическая Система: реалии и векторы развития. / Под ред. Р.С.Гринберга и П.В.Савченко. - М.: ИНФРА-М. - 2014.
12. Рустамбеков Г.Б. Национальные экономические интересы в процессе постсоциалистической трансформации и глобализации. -Баку: Чашыоглы. - 2009. - С. 133.
13. Сафаралиев Г. К., Шле-нов Ю.В., Фридлянов В.Н., Бер-дашкевич А.П. О государственном регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации. - М.: Экономика. - 2009. - С. 88.
14. Стиглиц Дж. «Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса». Пер. с англ. - М.: Эксмо. - 2011. - С. 10.
15. Черковец В.Н. Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии. - М.: РГ -Пресс. - 2014.
16. Эксперт. - 2012. - № 12. -С. 22.
17. Statistical Yearbook of Azerbaijan. 2015. - State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. - Baku. - 2015. - P. 542.