Научная статья на тему 'Реформирование денежно-кредитных отношений как фактор создания инновационно-ориентированной экономики'

Реформирование денежно-кредитных отношений как фактор создания инновационно-ориентированной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / MONETARY AND CREDIT RELATIONS / GOVERNMENT FUNDING / LENDING / INVESTMENT / HIGH-TECH INDUSTRY / VENTURE CAPITAL FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эминов Назим Октай Оглы

В статье выявлены приоритетные формы и методы бюджетной политики в высокотехнологическом секторе как главной сфере структурных преобразований в экономике Азербайджана. Предложены направления и инструменты реформирования денежно-кредитных отношений как фактора обеспечения структурных преобразований азербайджанской экономики. Рекомендованы пути осуществления инновационно-ориентированной инвестиционной политики государства, способствующей реализации научного и технологического потенциала трансформируемой экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING OF MONETARY AND CREDIT RELATIONS AS A FACTOR OF CREATING INNOVATIVE-ORIENTED ECONOMY

The article identifies the priority forms and methods of fiscal policy in the high tech sector as the main area of structural reforms in the economy of Azerbaijan. The directions and the tools reforming monetary and credit relations as a factor to ensure the structural transformations of the Azerbaijani economy are given. The ways of implementation of innovation-oriented investment policy that promotes the implementation of scientific and technological potential of the transformed economy of the country are recommended.

Текст научной работы на тему «Реформирование денежно-кредитных отношений как фактор создания инновационно-ориентированной экономики»

УДК 336.7 Эминов Назим Октай оглы

кандидат экономических наук, доцент, директор центра

«Дистанционное и дополнительное образование» Азербайджанского государственного экономического университета тел.: (99412) 492-65-64

РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ

Eminov Nazim Oktay ogly

Candidate of Economics, associate professor, director of the Centre “Distant and Supplementary Education” of Azerbaijan State Economic University tel.: (99412) 492-65-64

REFORMING OF MONETARY AND CREDIT RELATIONS AS A FACTOR OF CREATING INNOVATIVE-ORIENTED ECONOMY

Аннотация:

В статье выявлены приоритетные формы и методы бюджетной политики в высокотехнологическом секторе как главной сфере структурных преобразований в экономике Азербайджана. Предложены направления и инструменты реформирования денежно-кредитных отношений как фактора обеспечения структурных преобразований азербайджанской экономики. Рекомендованы пути осуществления инновационно-ориентированной инвестиционной политики государства, способствующей реализации научного и технологического потенциала трансформируемой экономики страны.

Ключевые слова:

денежно-кредитные отношения, бюджетное финансирование, кредитование, инвестиции, высокотехнологичные отрасли, венчурное финансирование.

The summary:

The article identifies the priority forms and methods of fiscal policy in the high tech sector as the main area of structural reforms in the economy of Azerbaijan. The directions and the tools reforming monetary and credit relations as a factor to ensure the structural transformations of the Azerbaijani economy are given. The ways of implementation of innovation-oriented investment policy that promotes the implementation of scientific and technological potential of the transformed economy of the country are recommended.

Keywords:

monetary and credit relations, government funding, lending, investment, high-tech industry, venture capital funding.

Финансовая инфраструктура инновационной деятельности в индустриально развитых странах сложилась на базе высокоразвитых финансово-кредитных механизмов современного фондового и денежного рынков, обеспечивающих предпринимательский сектор финансовыми ресурсами. Сформировавшаяся в условиях трансформационных рыночных преобразований система финансирования инновационной деятельности восполняет ограниченность бюджетного финансирования привлечением частных средств, внебюджетных фондов, международных организаций. Вместе с тем, очевидно, что возникновение множественности источников финансирования лишь в незначительной степени компенсирует катастрофическое сокращение бюджетного финансирования научно-исследовательской сферы, объем которого стал увеличиваться только в последние годы.

Изменения бюджетного финансирования влияют на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство инноваций. Ориентирование бюджетного процесса на развитие высокотехнологичных отраслей может быть достигнуто на основе реализации таких принципов финансирования, как базовое финансирование по смете, программное и грантовое [1].

Анализ организации бюджетного финансирования высокотехнологичных отраслей в Азербайджане свидетельствует о том, что оно не всегда осуществляется с учетом долговременной стратегии развития государства. Бюджетные средства рассредоточиваются по нескольким фондам, которые не осуществляют координацию деятельности по реализации ряда инновационных проектов и программ министерств и ведомств, продвигающих в целях получения бюджетного финансирования собственные проекты и программы. По нашему мнению, в ближайшее время необходимо изменить подходы к бюджетному финансированию высокотехнологичных отраслей, с тем чтобы разработки данных отраслей были доведены до воплощения в инновации. Используя же денежно-кредитные механизмы, государство имеет возможность воздействовать на формирование основного капитала в инновационно-ориентированных отраслях экономики с помощью выполнения целенаправленных инвестиционных программ.

Проведенный анализ функционирования банковского сектора показывает, что наиболее активно кредитные учреждения предоставляют деньги предприятиям экспортоориентированных отраслей. Это означает, что данный сектор экономики нацелен на «замораживание» нынешней сырье-

- 285 -

вой структуры азербайджанской экономики, а не способствует ее прогрессивному изменению в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. По названной причине кредитная активность банковской системы сконцентрирована преимущественно в торговле и добывающей промышленности. Другие же отрасли, такие как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь, испытывают недостаток заемных средств, что связано, в первую очередь, с низкой конкурентоспособностью производимой продукции и предлагаемых услуг.

Среди причин, препятствующих расширению кредитования товарного сектора экономики, наиболее существенными являются:

- завышенные банковские процентные ставки и неэффективные механизмы поддержания ликвидности предприятий банковским сектором;

- узкий спектр финансовых инструментов в национальной валюте;

- высокий риск кредитования отечественной промышленности и высокотехнологичных отраслей, а также сложности оценки экономической конъюнктуры из-за деформированной структуры экономики.

В настоящее время существует острая необходимость в такой форме банковского кредитования высокотехнологичных отраслей экономики Азербайджана, которая была бы наиболее адаптированной к сложным условиям изыскания средств. Одна из таких форм - проектное финансирование. При его использовании целесообразно применять софинансирование процентной ставки по кредиту со стороны государства. Это значит, что компания, реализующая проект, получает деньги под разницу процентных ставок коммерческого банка и Центрального Банка Азербайджана (ЦБА).

Не менее важную роль в реформировании денежно-кредитных отношений должен играть механизм гарантий: ЦБА может предоставлять гарантии поддержания ликвидности тех коммерческих банков, которые направляют средства на финансирование приоритетных проектов по развитию высокотехнологичных отраслей. Представляется необходимым, чтобы для всех инвестиционных проектов размером свыше 50 млн. манат [2], особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, республиканские и местные бюджеты могли бы предоставлять предприятиям государственные гарантии в объеме до 50 % кредитной заявки.

Для развития денежно-кредитных отношений с целью формирования инновационной экономики в Азербайджане необходимо ввести в практику страхование инновационных рисков, что позволит повысить заинтересованность предпринимательского сектора в освоении наукоемких технологий. Кроме того, необходимо создание единого специализированного экспертного органа, в сферу деятельности которого вошли бы все процедуры по формированию перечня приоритетов научнотехнологического развития, а также преемственность по финансированию стадий инновационного процесса. Считали бы целесообразным снижение банковских процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал может быть осуществлено при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение компании.

Наряду с этим, для продвижения наукоемкой продукции важным представляется создание крупных инновационно-маркетинговых центров на базе существующих азербайджанских компаний, имеющих международный опыт работы на рынках высокотехнологичной продукции. Указанные центры совместно с государственными органами, контролирующими внешнеэкономическую деятельность, могли бы обеспечивать более широкое продвижение такой отечественной продукции на мировых рынках. Одновременно следовало бы ввести государственные гарантии возвратности целевых инвестиционных вкладов населения в банках и инвестиционных фондах, предназначенных для высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей промышленности.

Следующим институциональным фактором, влияющим на мобилизацию и перераспределение финансовых ресурсов, является фондовый рынок. Привлечение инвестиций высокотехнологичными компаниями с помощью рынка ценных бумаг может осуществляться путем размещения акций или облигаций, в том числе проведения IPO (первичное публичное размещение ценных бумаг на биржах). В 2010 г. ни одна азербайджанская компания из высокотехнологичного сектора экономики не вышла на IPO. Это связано с тем, что публичное размещение акций подходит не для каждого инновационного проекта. Во-первых, рынку должна быть предложена достаточная для формирования доля уставного капитала (от 10 % до 50 %); во-вторых, осуществить выход на фондовый рынок могут только успешные, прибыльные венчурные проекты; в-третьих, на фондовый рынок могут выходить проекты с достаточно большой для венчурного проекта капитализацией.

Для стимулирования отечественных наукоемких компаний к проведению IPO в Азербайджане, по-нашему мнению, необходимо построить эффективную инфраструктуру азербайджанского фондового рынка, в том числе создать единый депозитарий. Кроме того, необходимо способствовать развитию институциональных инвесторов - паевых, страховых и пенсионных фондов, а также завершить формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой проведение IPO будет результативным для эмитентов и привлекательным для инвестора. В процессе реформирования денежно-кредитных отношений особое внимание необходимо уделить венчурному финансированию, которое способствует финансированию научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности.

Недоиспользование потенциальных возможностей инвестирования для развития инновационных отраслей экономики отчасти связано со слабостью фондового рынка, его отрывом от производства, слабым развитием биржевой торговли ценными бумагами венчурных предприятий и системы

электронных торгов. Это представляет серьезную проблему для обращения венчурного капитала, так как доход венчурного инвестора образуется при продаже возросшего в цене пакета акций инновационного предприятия, создает трудности для инвесторов на стадии выхода из венчурных фирм.

К проблемам, сдерживающим развитие системы венчурного финансирования инновационных предприятий в Азербайджане, следует отнести:

- неразвитость инфраструктуры, которая обеспечивает появление в научно-технической сфере республики новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических предприятий, способных стать привлекательными объектами для венчурного инвестирования;

- низкая ликвидность венчурных инвестиций, обусловленная в значительной мере недостаточной развитостью фондового рынка;

- закрытость научных учреждений, отсутствие информации об их перспективных проектах и разработках;

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;

- низкий авторитет венчурной деятельности в области малого и среднего бизнеса.

Учитывая вышеизложенное, представляется актуальным изучение и использование положительного опыта государственной поддержки венчурного бизнеса в экономически развитых странах, где апробированы меры прямого и косвенного государственного участия.

Анализ венчурного финансирования в Азербайджане показывает, что для его развития представляется важным:

- улучшение бухгалтерского учета, которое необходимо для точного отражения финансового положения предприятия в финансовой отчетности, а также для того, чтобы предприятие могло относить на себестоимость продукции затраты на НИОКР, внутренние инвестиции и т.д. [3];

- развитие информационной среды, позволяющей инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями;

- оказание финансовой поддержки в форме целевых грантов, а также предоставление налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах формирования идей и изготовления опытных образцов [4].

Для совершенствования государственного регулирования структурных преобразований в азербайджанской экономике необходимо дальнейшее ориентирование бюджетного процесса на нужды структурных преобразований.

Совершенствование бюджетного процесса предполагает:

- повышение эффективности организации форм государственного финансирования и проведение контроля за целевым использованием денежных ресурсов с одновременным стимулированием использования внебюджетных денежных средств;

- выделение бюджетного финансирования предприятиям частного бизнеса на условиях контрактации НИОКР в научных организациях государственного сектора и вузах;

- изменение подходов к бюджетному финансированию высокотехнологичных отраслей, с тем чтобы разработки данных отраслей были доведены и воплощены в инновации.

В этих целях представляется необходимым:

- пересмотреть механизмы реализации целевых программ, шире распространить условия контрактной системы, расширить круг участников и прозрачность конкурсного отбора инновационных проектов;

- выделить институт посредников технологий (консалтинговые службы, центры трансферта технологий), что будет способствовать достижению баланса между спросом частного сектора на продукты НИОКР и их предложением со стороны государства и сектора науки.

Эффективный переход азербайджанской экономики к инновационному типу развития в значительной степени зависит и от интенсивности изменения структуры инвестиций в пользу отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Анализ источников инвестиций для становления инновационно-ориентированной экономики показывает, что одним из них выступают сбережения населения. Однако в настоящее время происходит недоиспользование инвестиционного потенциала - сумма сбережений значительно превышает объем инвестиций в основной и оборотный капитал.

Для стимулирования трансформации временно свободных средств в инвестиции необходимо создание условий для инвестирования пенсионных накоплений, которые выступают в качестве второго источника средств. Здесь одной из возможных мер является снижение высоких требований к структуре инвестиционного портфеля частных управляющих компаний. Для этого разрешенные инструменты инвестирования необходимо дополнить акциями и облигациями азербайджанских частных эмитентов, иностранными ценными бумагами, а для остальных управляющих компаний - снять требование о государственных гарантиях по ипотечным ценным бумагам [5].

Третий источник ресурсов в инвестиционной политике - это государственные инвестиции. За счет них могут поддерживаться перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные, высокотехнологичные секторы экономики, а также отрасли, от которых зависит осуществление структурных преобразований.

Анализ структуры инвестиций по источникам финансирования показывает, что 2010 г. по сравнению с 2007 г. в ней наблюдалось повышение доли бюджетных средств в финансировании инвестиционных расходов на 8,1 процентных пункта. Принципиально новым моментом в указанный период стал сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий к расширению участия привлеченных средств. Это говорит о качественных изменениях механизма инвестиционного развития, ориентированного на рационализацию потоков инвестиционных ресурсов. По итогам 2010 г., на долю привлеченных средств приходилось 49,1 % общего объема инвестиций. Развитие этого процесса обеспечивалось повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения и интенсивным притоком иностранного капитала.

Важную роль в привлечении денежных ресурсов для диверсификации отечественной экономики могут сыграть средства иностранных инвесторов. Структура иностранных инвестиций в Азербайджане имеет узкоотраслевую направленность. В настоящее время такой капитал идет преимущественно в финансово-кредитную сферу. До сих пор 60-80 % иностранных инвестиций направляются в торговлю и сырьевые отрасли. Подобная отраслевая деформация не случайна и в значительной степени отражает реальное положение Азербайджана в международном разделении труда. Зарубежные инвесторы практически не направляют инвестиции в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, их сдерживает низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению большинства средних и крупных предприятий республики [6].

Для становления в Азербайджане инновационной экономики необходимо дальнейшее совершенствование инвестиционной политики, ориентированной на структурные преобразования. С этой целью представляется целесообразным:

- сформировать приоритеты развития наукоемких отраслей, системно cвязанных между собой и распределенных по определенным этапам с целью последовательной технологической модернизации не только наукоемкого сектора, но и некоторых традиционных отраслей обрабатывающей промышленности;

- добиться того, чтобы для всех инвестиционных проектов размером свыше 50 млн. манат, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, республиканский бюджет мог автоматически гарантировать до 50 % от общей суммы заявленного кредита;

- наряду с финансированием производственной и социальной инфраструктуры, части НИОКР и отдельных нуждающихся в государственной поддержке депрессивных отраслей, важными являются централизованные вложения в технологическую перестройку народного хозяйства. Государственная структурно-инвестиционная политика может стать одним из важнейших рычагов оздоровления экономики, а присущий государственным капитальным вложениям достаточно высокий уровень управляемости со стороны правительства Азербайджана делает возможным использование их для поддержания сбалансированности структурных преобразований;

- повысить воздействие государства на инвестиционный процесс, направленное на стимулирование сбережений и создание условий для трансформации накоплений в инвестиции. Это предполагает снижение уровня инфляции, поддержание в стране стабильной политической ситуации, сокращение правонарушений, создание благоприятного правового климата.

Совершенствование государственного регулирования структурных преобразований на основе вышеизложенных предложений может способствовать реальным структурным сдвигам, ведущим к становлению и развитию инновационно-ориентированной экономики Азербайджана.

Ссылки и примечания:

1. Егудкин Б.А. Вопросы методического обеспечения инновационной деятельности предприятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 14 (37).

2. Манат - национальная валюта Азербайджана.

3. Алексеев В.Ю. Особенности учета и стоимостной оценки интеллектуального капитала в современных условиях // Вестник Чувашского университета.

2006. № 3.

4. Карпенко В.А. Управление интеллектуальной собственностью на предприятии // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Том 5. № 4. Часть 2.

5. Зюбан Е.В. Влияние конкурентоспособности на объем инвестиций в сотовую связь // Российское предпринимательство. 2007. № 11. С. 50-55.

6. Котилко В.В. Риски и кризисы на пространстве СНГ. М., 2007.

References (transliterated) and notes:

1. Egudkin B.A. Voprosy metodicheskogo obespecheni-ya innovatsionnoy deyatel'nosti predpriyatiya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. Aspir-antskie tetradi. 2007. No. 14 (37).

2. Manat is Azerbaijan's national currency.

3. Alekseev V.Y. Osobennosti ucheta i stoimostnoy otsenki intellektual'nogo kapitala v sovremennykh usloviyakh // Vestnik Chuvashskogo universiteta.

2006. No. 3.

4. Karpenko V.A. Upravlenie intellektual'noy sobstven-nost'yu na predpriyatii // Ekonomicheskiy vestnik Ros-tovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. Vol. 5. No. 4. Part 2.

5. Zyuban E.V. Vliyanie konkurentosposobnosti na ob"em investitsiy v sotovuyu svyaz' // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2007. No. 11. P. 50-55.

6. Kotilko V.V. Riski i krizisy na prostranstve SNG. M.,

2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.