Научная статья на тему 'Роль совладающего поведения в формировании социально-психологической компетентности студентов'

Роль совладающего поведения в формировании социально-психологической компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берестнева О. Г., Дубинина И. А., Жаркова О. С.

Рассмотрены вопросы формирования социально-психологической компетентности студентов с точки зрения особенностей адаптации к новым условиям жизнедеятельности и личностного развития. Представлена модель совладающего поведения на начальном этапе профессионального становления и результаты исследования роли интеллектуального ресурса человека в продуктивном копинге, полученные на базе данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COPING BEHAVIOR IN FORMATION OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS

The questions of students' social-psychological competence formation from the point of view of adaptation features to new conditions of vital functions and personal development are examined. The model of coping behavior at the initial stage of professional becoming and results of the research regarding the role of an intellectual resource of the person in the productive coping, received on the basis of the given model, is presented.

Текст научной работы на тему «Роль совладающего поведения в формировании социально-психологической компетентности студентов»

14. Демидов В.В. Национальные секции Сиббюро ЦК РКП(б) и их деятельность (декабрь 1919 - март 1921 г.) // Партийное строительство в Сибири в период борьбы за построение социализма: Сб. науч. трудов. - Новосибирск, 1974. - С. 10-20.

15. Замарянов В.Г. Научная организация труда в партийном аппарате в 20-годы // Вопросы истории КПСС. - 1973. - № 4. -С. 66-77.

16. Малейко Л.А. Партийный аппарат: становление и развитие (1917-1941 гг.). - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1981. - 135 с.

17. Мельников В.П. Сиббюро ЦК РКП(б) - руководящий орган партийных организаций Сибири в 1919-1924 гг. // Двенадцатая итоговая научная конференция. Сб. матер. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. высш. парт. школы, 1971. - С. 3-24.

18. Молетотов И.А. Сибкрайком: партийное строительство в Сибири. 1924-1930 гг. - Новосибирск: Наука, 1978. - 366 с.

19. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии в России. - М.: РОССПЭН, 1997. - 640 с.

20. Антология мировой политической мысли: В 5 т. - Т. II. Зарубежная политическая мысль в XX в. - М.: Мысль, 1977. -С. 190.

21. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. - 675 с.

22. Дюверже М. Политические партии / Пер. с фр. - М.: Академический проект, 2002. - 650 с.

Поступила 05.11.2008 г.

УДК 004.81:159.9

РОЛЬ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

О.Г. Берестнева, И.А. Дубинина, О.С. Жаркова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассмотрены вопросы формирования социально-психологической компетентности студентов с точки зрения особенностей адаптации к новым условиям жизнедеятельности и личностного развития. Представлена модель совладающего поведения на начальном этапе профессионального становления и результаты исследования роли интеллектуального ресурса человека в продуктивном копинге, полученные на базе данной модели.

Ключевые слова:

Стратегии совладающего поведения, социально-психологическая компетентность, интеллектуальный ресурс.

Проблема формирования социально-психологической компетентности студентов не может не затрагивать вопросы преодоления стрессовых ситуаций, переживание которых проходит через эмоциональный, поведенческий и когнитивный уровни. В студенческом возрасте формируются основные формы адаптации к новым условиям жизнедеятельности и личностного развития. Успешную или неуспешную адаптацию так же определяют соответственно конструктивные и неконструктивные ко-пинг-стратегии [1, 2]. Понятие «копинг» рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как сильно напрягающие ресурсы личности [3, 4].

Научной проблемой, на решение которой направлено данное исследование, является изучение индивидуально-психологических особенностей и ресурсов совладающего (coping) поведения в юношеском возрасте. В различных работах понятие «coping» охватывает слишком широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций, включая все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего

и внутреннего характера. В итоге на сегодняшний день не существует единой классификации способов преодоления эмоционально-трудных жизненных ситуаций, их выделение осуществляется, как правило, на достаточно произвольной основе. Кроме того, исследований, посвященных изучению совладающего поведения в студенческом возрасте и роли интеллектуального ресурса в формировании копинг-поведения в студенческом возрасте, явно недостаточно.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тремя факторами. Во-первых, необходимостью изучения того, каким образом молодым людям (прежде всего, студентам) удается справляться с разнообразными трудностями, как они решают свои проблемы. Творческая уникальность человека максимально сильно раскрывается именно в поворотных, стратегически важных, кризисных событиях его жизни. Именно сложные, стратегически значимые обстоятельства жизни проявляют индивидуальное своеобразие и глубину личности человека.

Во-вторых, специальный интерес представляет уточнение представлений о структуре совладающе-го поведения, его динамике в процессе становле-

ния профессиональной компетентности и критериях эффективности совладающего поведения.

В-третьих, на сегодняшний день актуальной является задача поиска адекватных математических методов для описания особенностей совла-дающего поведения.

Решение всех трех актуальных задач позволит разработать модель совладающего поведения на начальном этапе профессионального становления и выявить роль интеллектуального ресурса человека в продуктивном копинге. Данная модель имеет практическое значение для совершенствования современных инновационных образовательных технологий становления профессиональной компетентности.

Для выявления особенностей совладающего поведения использовался опросник «Юношеская ко-пинг-шкала» (ЮКШ). Набор стратегий и стили со-владания у разных людей в разных ситуациях различ-ныю. В адаптированном опроснике австралийских психологов ASC (Adolescent Coping Scale (ACS) -Юношеская копинг-шкала (ЮКШ) [5] содержится 18 стратегий, выявленных Frydenberg& Lewis у нескольких тысяч подростков (подробное описание используемых ниже обозначений приведено в [6, 7]).

Эти стратегии категоризированы авторами методики в три стиля [5]:

• продуктивное совладание - решение проблемы, работа и достижения, позитивный фокус, духовность (S2+S3+S14+S15);

• непродуктивный копинг или несовладание - игнорирование, уход в себя, мечты о чуде, отвлечение, активный отдых, разрядка, беспокойство, самообвинение, несовладание (S4+S7+S8+S9+S11+S12+S13+S17+S18);

• социальный копинг — обращение к помощи других: поиск социальной поддержки, друзья, чувство принадлежности, общественные действия, поиск профессиональной помощи (S1+S5+S6+S10+S16).

На основе проведенных исследований МА. Холодной было предложено выделять не З, а 4 стиля совладающего поведения [6, 7]:

• эмоционально-доминантный (S4+S7+S8+S9+S12+S14);

• социотропный (S1+S5+S6+S17);

• проблемно-ориентированный (S2+S3+S10+S16);

• мобилизационный (S11+S13+S15+S18). Экспериментальный материал включал в себя

результаты исследований среди студентов младших курсов технического университета. В эксперименте приняли участие 169 юношей, обучающихся на военной кафедре Томского политехнического университета, среди которых было выделено З группы в соответствии с академической успеваемостью:

• l группа - «неуспешные» - испытуемые, имеющие средний балл, равный З (22 человека);

• 2 группа - «успешные» - испытуемые, имеющие средний балл, равный 5 (2З человека);

• З группа - испытуемые, не вошедшие в вышеперечисленные группы (124 человека).

На первом этапе был проведен статистический анализ данных с целью проверки гипотез о достоверности различий (средних, медиан, дисперсий и распределений) в выделенных группах для определенных стилей совладания.

Были рассмотрены 2 варианта:

• З стиля совладающего поведения в соответствии с методикой ЮКШ;

• 4 стиля в соответствии с классификацией МА Холодной.

В табл. 1-З приведены средние значения ко-пинг-стратегий для трех стилей ЮКШ.

Таблица 1. Средние значения для продуктивного стиля со-владания

№ Стратегия 1 группа 2 группа S группа Общая

S1 Соц. поддержка 61,0 62,2 60,3 60,7

S5 Друзья 56,0 55,5 56,6 56,4

S6 Принадлежность 59,8 54,7 58,3 58,0

S10 Общ. действия 42,6 36,6 40,9 40,6

S16 Проф. помощь 58,5 58,4 55,7 56,4

Таблица 2. Средние значения для непродуктивного стиля со-владания

№ Стратегия 1 группа 2 группа S группа Общая

S4 Беспокойство 70,1 66,9 67,0 67,4

S? Чудо 49,4 50,2 50,9 50,6

SS Несовладание 45,6 42,9 43,9 44,0

S9 Разрядка 43,1 43,1 43,6 43,5

S11 Игнорирование 48,3 52,3 49,1 49,4

S12 Самообвинение 51,5 56,6 53,1 53,3

SS Уход в себя 46,5 53,2 49,8 49,8

S1? Отвлечение 46,9 49,3 50,6 50,0

S1S Активный отдых 28,4 31,5 30,8 30,6

Таблица S. Средние значения для социального стиля совла-дания

№ Стратегия 1 группа 2 группа S группа Общая

S2 Решение проблемы 80,3 79,3 80,7 80,4

SS Работа, достижения 75,7 76,0 76,9 76,6

S14 Духовность 39,1 40,7 37,5 38,2

S15 Позит. фокус 63,5 61,6 64,3 63,8

Как видно из таблиц, отличники имеют самые высокие значения по 812, 813, 818 (непродуктивные стратегии) и самые низкие по 810 (продуктивная стратегия). В соответствие же с 4 стилями М.А. Холодной, для группы 2 (отличников) характерны стратегии мобилизационного и эмоционально-доминантного стилей.

Для двух «крайних» групп (1 и 2) была оценена достоверность различий: средних (критерий Стью-дента), медиан (критерий Манна-Уитни), дисперсий (/-критерий), распределений (критерий Колмогорова-Смирнова) по каждой стратегии в группах «успешных» и «неуспешных». Полученные ре-

зультаты представлены в табл. 4 (приведены значения для случаев р<0,1).

Таблица 4. Результаты проверки достоверности различий (значения уровней значимости)

Копинг-стратегии Статистические критерии

Стью- дента Манна- Уитни F-кри- терий Колмогоро- ва-Смирнова

52. Решение проблемы - - 0,04 -

5б. Принадлежность 0,1 - - -

510. Общ. действия 0,09 0,1 0,08 0,08

512. Самообвинение - 0,1 - 0,04

513.Уход в себя 0,06 - - -

514. Духовность - - 0,04 -

515. Позит. фокус - - 0,02 -

518. Активный отдых 0,1 - 0,01 0,06

Применение статистических методов позволило выявить достоверные различия в исследуемых группах, однако для выявления скрытых закономерностей в совладающем поведении необходимо использовать другую группу методов. В нашем случае были использованы продукционные модели.

Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа Если (условие), то (действие) [8]. В качестве инструментария для построения продукционных моделей были использованы методы Data Mining (в частности, метод логического перебора Бонгарда [9]).

С помощью системы WizWhy [10] было получено 8 логических правил, два из которых (закономерности, характерные для группы 2 - «успешные) приведены ниже.

1) If S12 is 55... 80 (average = 66.00)

and S18 is 28... 35 (average = 31.80)

Then

uspex5 is 1

Вероятность правила: 1

Правило подтверждается на 10 объектах.

Уровень значимости правила: < 0,001

2) If S13 is 45... 65 (average = 55.00) and S18 is 28... 35 (average = 32.20)

Then

uspex5 is 1

Вероятность правила: 0.8

Правило подтверждается на 12 объектах.

Уровень значимости правила: < 0,01

Таким образом, для отличников характерны высокие значения по двум непродуктивным стратегиям S12 и S13 в сочетании S18 ^активный отдых), что подтверждает результаты, полученные с помощью статистических методов.

Полученные данные подтверждают гипотезу о необходимости рассматривать стратегии совлада-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния как многомерное и динамичное свойство. Измерения отражают внутреннюю динамику стратегий совладания различных групп в зависимости от: 1) индивидуального личного опыта (переживание успеха и неудач, связанных с интеллектуальными достижениями); 2) внутренней «картины мира», актуализирующей образ «критических ситуации».

Для группы «успешных» молодых людей характерны эмоционально-доминантый ^4+з7+з8+з9+з12+з14) и мобилизационный (^11+^13+^15+^18) стили со-владания. Они отражают когнитивную оценку или «образ» критической ситуации соответственно как неудачи (ситуация трудноразрешимая, «не смог справиться») или как вызова (ситуация трудноразрешимая, «смог справиться»).

В случае неудачи они берут ответственность и вину на себя (812). В перспективе такие профессионалы «смотрят в зеркало», а не в окно, когда речь идет об ответственности за неудовлетворительные результаты, никогда не списывает вину на коллег, на внешние обстоятельства или невезение. И они же «смотрят в окно», а не в зеркало, когда речь идет об успехе, приписывая заслугу другим сотрудникам, внешним факторам и чистому везению.

Ситуация «вызова» в свою очередь переживается как опыт, связанный с мобилизации внутренних ресурсов: здесь требуется не только ум, но и мужество встретить ситуацию «один на один», «помериться силами» (813). Действовать в такой ситуации следует в спокойной, последовательной манере, добиваться высокого качества работы, соблюдать высокие стандарты. Для этого необходимо поддерживать «рабочую форму», уметь отдыхать и собираться с силами для преодоления ситуации в оптимальном состоянии свежести, бодрости и готовности к действию (818).

Отсутствие выраженности проблемно-ориентированного (з2+з3+з10+з16) и социотропного (з1+з5+з6+з17) стилей совладания в группе успешных говорит о меньшей значимости для группы успешных образа критической ситуации как «разрешимой проблемы» и как «задачи для других» (или «задачи совместно с другими») соответственно. Эти стратегии совладания временно отходят на второй план как менее значимые на данном этапе становления личности.

Для творческой профессиональной самореализации и саморазвития успешному человеку необходима способность к осмыслению, переосмыслению и преобразованию своего прошлого опыта. На данном возрастном этапе такая способность (рефлексия как самоосознание и самоосмысление) в свою очередь формирует умение выйти за рамки общественных стереотипов, общепринятых заблуждений, социальных шаблонов и найти свое место в мире. Человек как минимум становится творцом собственной неповторимой судьбы. Целостный жизненный путь может стать для человека творческой задачей на выявление своей особой миссии в мире.

Реальное управление жизнью и решение психологических проблем происходят именно через определение ценностей и смыслов. Определение главных ценностей расчищает сознание человека, ему становится ясно: что для него интересно, важно и ценно, а что совсем не заслуживает внимания. Создав или выбрав однажды главные смыслы своего бытия, личность получает основные ориентиры в

жизни, которые не дадут сбиться с пути и станут главными критериями выбора в сложных ситуациях. Большинство проблем, которые обычно ставят в тупик, будут решены. Человек развивающийся ставит перед собой разнообразные и все более сложные задачи, соответствующие его смыслу жизни.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 06-06-00582а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С.43-48.

2. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. -Т 18. - № 5. - С. 20-29.

3. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. - N.Y., 1984.

- 445 р.

4. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, в университете, на работе // Иностранная психология.

- 1999. - № 11. - С. 19-27.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. - 344 с.

6. Холодная М.А., Берестнева О.Г, Муратова Е.А. Онтологические основания совладающего поведения // Известия Томско-

го политехнического университета. - 2006. - Т. З09. - № З. -С. 210-215.

7. Холодная МА., Берестнева О.Г., Муратова E.A. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала» // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 14З-156.

8. http://big.spb.ru/publications/other/km/predst_znan_v_intel_she-mah.shtml.

9. Бонгард М.М. Проблема узнавания. - М.: Наука, 1967. - З20 с.

10. Дюк В., Эммануэль В. Информационные технологии в медикобиологических исследованиях. - СПб.: Питер, 200З. - 528 с.

Поступила 29.09.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.