Научная статья на тему 'Моделирование копинг-стратегий студентов технического университета'

Моделирование копинг-стратегий студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Бионика»

CC BY
441
83
Поделиться

Аннотация научной статьи по биологии, автор научной работы — Берестнева О. Г., Муратова Е. А.

Статья посвящена актуальной проблеме моделирования стратегий психологического совладания со стрессовой ситуацией. Построены классификационные и факторные модели, отражающие стили копинг-поведения, характерные для студентов младших курсов технических университетов. Продемонстрирована эффективность применения классификационных моделей для решения задачи исследования особенностей копинг-стратегий как факторов формирования социально-психологической компетентности студентов.

Похожие темы научных работ по биологии , автор научной работы — Берестнева О.Г., Муратова Е.А.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Моделирование копинг-стратегий студентов технического университета»

УДК 612.821.11.35

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова

Томский политехнический университет E-mail: ogb@rambler.ru; muratova@tpu.ru

Статья посвящена актуальной проблеме моделирования стратегий психологического совладания со стрессовой ситуацией. Построены классификационные и факторные модели, отражающие стили копинг-поведения, характерные для студентов младших курсов технических университетов. Продемонстрирована эффективность применения классификационных моделей для решения задачи исследования особенностей копинг-стратегий как факторов формирования социально-психологической компетентности студентов.

Введение

В последние годы понятие социально-психологической компетентности студентов стало предметом частого обсуждения в отечественной литературе. Однако понимание социально-психологической компетентности различными авторами не является однозначным. Наиболее распространен подход, где социально-психологическая компетентность рассматривается как аналог коммуникативной компетентности: знание правил социального поведения, овладение коммуникативным репертуаром и умение на этой основе взаимодействовать с другими людьми.

Проблема формирования социально-психологической компетентности студентов не может не затрагивать вопросы преодоления стрессовых ситуаций в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности в первые годы обучения в вузе, переживание которых проходит через эмоциональный, поведенческий и когнитивный уровни. Успешную или неуспешную адаптацию определяют конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии [1, 2]. Понятие «копинг» рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как сильно напрягающие ресурсы личности [3, 4].

Основной задачей настоящего исследования было выявление особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов технического университета на основе классификационных и факторных моделей. Для построения моделей были использованы результаты экспериментальных исследований, проведенных в Томском политехническом университете и Томском университете систем управления и радиоэлектроники.

Методы исследования и характеристика

экспериментального материала

В проведенном экспериментальном исследовании была использована адаптированная ТЛ. Крюковой [5, 6] методика диагностики стилей психологического совладания (копингов) у подростков Adolescent Coping Scale (Юношеская копинг-шкала) (далее ЮКШ), в которой содержится 18 интегральных стратегий (табл. 1), выявленных австралийскими

психологами у нескольких тысяч подростков. Общая форма ЮКШ выясняет, как индивид справляется с беспокойством и трудностями вообще (обычно) в напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

Приведенные в табл. 1 стратегии категоризиро-ваны в три определяющих стиля копинг-поведения:

1) продуктивное совладание: решение проблемы, работа и достижения, позитивный фокус, духовность (¿2, ¿3, ¿14, ¿15);

2) непродуктивный копинг или несовладание: игнорирование, уход в себя, мечты о чуде, отвлечение, активный отдых, разрядка, беспокойство, самообвинение, несовладание (¿4, ¿7, ¿8, ¿9, ¿11, ¿12, ¿13, ¿17, ¿18);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) социальный копинг - обращение к помощи других: поиск социальной поддержки, друзья, чувство принадлежности, общественные действия, поиск профессиональной помощи (¿1, ¿5, ¿6, ¿10, ¿16).

Таким образом, стиль совладающего поведения - это тенденция человека действовать определенным и последовательным образом в специфических ситуациях, выбирая определенные паттерны социального поведения.

В качестве испытуемых выступали студенты младших курсов в возрасте от 17 до 19 лет Томского политехнического университета и Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Общая выборка составила 343 человека (186 юношей и 159 девушек).

Методы анализа экспериментального материала

Основная цель исследования - построение математических моделей, отражающих стили копинг-по-ведения, характерные для студентов младших курсов технических университетов. Для реализации поставленной цели был проведен кластерный и факторный анализ собранного экспериментального материала, в результате чего были построены классификационные и факторные модели копинг-стратегий.

Кластерный анализ предназначен для разбиения множества объектов на некоторое (заданное или неизвестное) число кластеров на основании некоторого математического критерия качества классификации, характеризуемых каким-либо общим свой-

Таблица 1. Обозначение и описание копинг-стратегий ЮКШ

Название Обозначение Описание

Социальная поддержка 51 Поиски общественной (социальной) поддержки - стремление поделиться своей проблемой с другими, заручиться их поддержкой, одобрением, советами.

Решение проблемы 52 Фокусирование на решении проблемы - систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения.

Работа, достижения S3 Упорная работа и достижения - добросовестное отношение к (учебе) работе и высокие достижения.

Беспокойство 54 Беспокойство - беспокойство о будущем вообще, и о своем будущем в особенности.

Друзья 55 Ставка на близких друзей - общение с близкими и друзьями и приобретение новых друзей.

Принадлежность 56 Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают другие и действия, нацеленные на получение их одобрения.

Чудо 57 Надежда на чудо - надежды на лучшее, на то, что все само по себе уладится, что случится чудо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несовладание 58 Несовладание - отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния.

Разрядка 59 Разрядка - улучшение самочувствия за счет «выпускания пара», вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, курение, наркотики.

Общественные действия 510 Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем; посещение собраний, действия совместно с другими людьми.

Игнорирование 511 Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы, как будто ее не существует.

Самообвинение 512 Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему.

Уход в себя 513 Уход в себя - замкнутость, не посвящение других людей в свои заботы.

Духовность 514 Поиски духовной опоры - молитвы о помощи и наставлении, чтение священного писания.

Позитивный фокус 515 Фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на вещи; напоминание себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддержание бодрости духа.

Профессиональная помощь 516 Обращение за помощью к профессионалу - обсуждение своей проблемы с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Отвлечение 517 Стремление отвлечься и отдохнуть - отвлечение от проблемы, использование таких способов релаксации как чтение книг, телевизор, развлечения в обществе.

Активный отдых 518 Активный отдых - занятия физкультурой и спортом.

ством и представляющих собой естественные скопления объектов. Критерий качества кластеризации выражает стандартную концепцию компактности классов разбиения. Кроме того, узловым моментом в кластерном анализе считается выбор метрики (или меры близости объектов), от которого решающим образом зависит окончательный вариант разбиения объектов на группы при заданном алгоритме разбиения. В каждой конкретной задаче этот выбор производится по-своему, с учетом главных целей исследования, физической и статистической природы используемой информации и т. п. Функционалы качества и конкретные алгоритмы автоматической классификации достаточно полно и подробно рассмотрены в специальной литературе [7].

Наилучшей классификацией будем считать ту (исходя из информационной теории Шеннона), которая наиболее равномерно распределяет исследуемые объекты между классами, т.е. имеет максимальную энтропию:

Н_„ = 1се2 I, (1)

где I - количество кластеров. Энтропия классификации N объектов, разбиваемых на I классов, определяется как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н = 1см2 N - NX N. 1см2 N., (2)

I=1

где N1 - количество объектов, попавших в /-ый класс (кластер).

Основное предположение факторного анализа формулируется следующим образом: явления в определенной области исследований, несмотря на свою разнородность и изменчивость, могут быть описаны относительно небольшим числом функциональных единиц, параметров или факторов. Факторный анализ не признает произвольных решений о важности тех или иных признаков, не ограничивается утверждением, что изменение одного признака связано или не связано с изменением и направлением другого, а идет дальше, пытаясь определить меру этой связи; не ограничивается сопоставлением изменений, лежащих на поверхности явлений, а стремится обнаружить основные влияния, лежащие в основе этих изменений [7, 8].

На первом этапе в факторном анализе рассчитываются корреляции между всеми исследуемыми признаками, что дает возможность выделить полный и безызбыточный набор признаков путем объединения сильно коррелирующих. Дальнейший анализ полученных корреляций позволяет сформировать факторы, являющиеся линейными комбинациями исходных признаков, вбирающих в себя большую часть общей изменчивости наблюдаемых данных, и тем самым передавать большую часть информации, заключенной в первоначальных наблюдениях.

Основная модель факторного анализа записывается следующей системой равенств:

*,■=Еhfl+е<; 1=l’P; m - p- (3) j=i

То есть полагается, что значения каждого признака х могут быть выражены суммой простых факторов f, количество которых (р) меньше числа исходных признаков (m), и остаточным членом st с дисперсией ст2(е;), действующей только на х, который называют специфическим фактором. Коэффициенты l. называются нагрузкой i-ого признака на j-ый фактор или нагрузкой j-ого фактора на i-ый признак. В самой простой модели факторного анализа считается, что факторы f взаимно независимы и их дисперсии равны единице, а случайные величины е;тоже независимы друг от друга и от какого-либо фактора f

На каждом этапе исследования проводится содержательный анализ полученных результатов. Отсутствие качественной интерпретации на каком-либо из этапов свидетельствует либо о необходимости выбора другого метода анализа, либо о невозможности построения классификации по имеющимся экспериментальным данным.

Разнообразные процедуры кластерного и факторного анализа входят в состав практически всех современных пакетов прикладных программ для статистической обработки многомерных данных. В контексте данной работы для анализа экспериментального материала использовались прикладные статистические пакеты Statgraphics и Statistica.

Кластерный анализ копинг-стратегий

На первом этапе исследования психологического совладания был проведен кластерный анализ 18 стратегий (табл. 1), на базе прикладного статистического пакета Statgraphics. В качестве метода кластеризации был выбран метод Ward (направлен на объединение близко расположенных кластеров, и является наилучшим с точки зрения чувствительности к зашумле-нию и способности к восстановлению структуры данных) при этом были использованы метрики CityBlock и Squared Euclidean. Качество полученных классификаций оценивалось по величине энтропии, вычисленной по формуле (2). В табл. 2 представлены значения энтропии полученных кластеризаций.

Таблица 2. Кластеризация 18 стратегий ЮКШ (метод Ward)

Используемая метрика 1 кластер 2 кластер 3 кластер

Squared Euclidean Я S5, S6, S14, S15, S17, S18 S2, S3, S10, S16 S4, S7, S8, S9, S11, S12, S13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

City Block Я S5, S6, S14, S15, S17, S18 S2, S3, S10, S16 S4, S7, S8, S9, S11, S12, S13

Базовые копинг-стили ЮКШ Я S5, S6, S10, S16 S2, S3, S14, S15 S4, S7, S8, S9, S11, S12, S13, S17, S18

Стиль Социальный Совлада- ние Несовладание

Приведенные данные в табл. 2 демонстрируют различие базовых копинг-стилей от полученных авторами.

На рисунке изображена дендрограмма (графическое представление структуры кластеров) для 18 стратегий, построенная при использовании метода Ward и метрики City-Block.

1

Г Ь. Г 1

Рисунок. Дендрограмма 18 копинг-стратегий (метод Ward, метрика City Block)

Анализ дендрограммы демонстрирует внутреннюю структуру выделенных кластеров, вследствие чего была осуществлена дальнейшая кластеризация 18 стратегий с выделением 4 кластеров. Состав

1 и 2 кластера не изменился, а 3 кластер, названный нами «копинг несовладания», распался на 2 подгруппы копинг-стратегий.

Что же касается «социального копинга», то первоначально в один кластер были объединены стратегии, носящие социальную направленность и потребность в помощи со стороны: ¿1, S5, S6, S14, S15, S17 и S18. На рисунке хорошо просматривается внутреннее строение «социального копинга». С этой целью была осуществлена дальнейшая кластеризация 18 стратегий с выделением 5 кластеров вместо 4, но этот шаг не дал никакого эффекта. Состав стратегий поменялся, и не представлял интерес со стороны исследователей. Тогда была осуществлена кластеризация только среди стратегий, вошедших в «социальный копинг». Было выделено

2 кластера. В первый кластер вошли стратегии S1, S14 и S15, во второй кластер вошли стратегии S5, S6, S17 и S18.

Ниже представлена табл. 3 с результатами произведенных кластеризаций с указанием энтропии полученной классификации и максимально возможной для определенного количества кластеров.

Таблица 3. Результаты вычисления энтропии выделенных кластеров

Разбиение Энтропия Максимальная энтропия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовые стили ЮКШ 0,75 1,58

3 кластера 1,34 1,58

4 кластера 1,71 2,00

5 кластеров 1,98 2,32

Таким образом, применение кластерного анализа позволило выявить 5 специфических особенностей копинг-поведения у студентов технических вузов. Ниже представлена таблица со сводной ин-

формацией по выделенным четырем и пяти интегральным стратегиям («социальный копинг» разбит на два кластера), табл. 4.

Таблица 4. Статистика для выделенных 4 и 5 интегральных стратегий

№ кластера Стратегии Час- тота % № кластера Стратегии Часто- та %

1 Я S5, S6, S14, S15, S17, S18 83 24 1 S1, S14, S15 42 12

2 S2, S3, S10, S16 186 54 2 S5, S6 , S17, S18 78 23

3 S4, S11, S12, S13 57 17 3 S2, S3, S10, S16 164 48

4 S7, S8, S9 17 5 4 S4, S11, S12, S13 49 14

5 S7, S8, S9 10 3

Табл. 4 демонстрирует эффективность выделенных интегральных стратегий. При этом разбиение «социального копинга» на 2 кластера позволило отнести к нему 35 % студентов, а в случае одного кластера «социального копинга» - 24 % студента.

Кластерный анализ разделил продуктивный стиль на два субполюса. Первый субполюс: «активное проблемно-ориентированное совладание», который включает действия субъекта как по анализу трудной ситуации и поиску средств ее преодоления, так и по повышению собственной самоэффективности через достижения в ведущем виде деятельности и конструктивные формы привлечения опыта других людей к решению возникшей проблемы. Второй субполюс: «опора на внутренние ресурсы в терминах единства «духа и тела»» (чувство надежды, которое трансформируется в веру в высшие божественные силы; оптимистическую жизненную позицию; физическое здоровье как важнейшая предпосылка дальнейших усилий по решению проблемы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, эти два субполюса выделились неслучайно: по сути дела, это стратегии совладания для разных типов ситуаций. Первый субполюс характеризует объективно разрешимые ситуации, второй - объективно неразрешимые (смерть близкого человека, развод, невозвратные материальные потери в связи со стихийным бедствием и т.д.). Для объективно неразрешимых ситуаций проблемноориентированный копинг вряд ли эффективен. Более эффективной совладающей стратегией в этих случаях, видимо, является выход за пределы ситуации в область позитивной категоризации произошедшего. Однако если проблема разрешима, то данную стратегию - если она оказывается единственной - следует признать неэффективной.

С целью подтверждения достоверности полученных результатов исследования была построена факторная модель стилей копинг-поведения студентов.

Факторная модель стилей копинг-поведения

На втором этапе исследования психологического совладания была построена факторная модель стилей копинг-поведения студентов по общей выборке (343 человека) на базе прикладного статистического пакета Б^ййка. Этапы построения факторной модели подробно изложены в [8-11]. Для выделения факторов использовался метод главных компонент с дальнейшим Уапшах-вращением. Согласно графику собственных значений главных компонент по имеющейся совокупности значений выделено 5 факторов, чьи собственные значения больше 1 (критерий остановки факторизации). На 5 факторов приходится 58 % общей дисперсии, из которых 21 % забирает на себя 1 фактор (табл. 5).

В табл. 5 представлены результаты факторизации и вращения (т.н. 1у - нагрузкиу-ого фактора на /-ый признак согласно формуле (1)), в которой отмечены цветом нагрузки ¡¡р вес которых больше 0,4. Это нагрузки с относительно большим весом [9].

Анализируя структуру выделенных факторов, можно отметить, во-первых, полученные факторы не соответствуют трем авторским стилям совлада-ния (что подтверждает результаты кластерного анализа) и, во-вторых, состав стратегий в выделенных факторах неоднозначен с точки зрения содержательной интерпретации.

Таблица 5. Значения факторных нагрузок (весов переменных)

Копинг-стратегии (неза- Фактор Фактор Фактор Фактор Фактор

висимые переменные) 1 2 3 4 5

Б1 0,37 0,27 0,28 -0,52 0,28

Б2 -0,11 -0,14 0,78 -0,02 0,14

Б3 0,04 -0,31 0,63 0,19 0,09

Б4 0,18 0,40 0,61 0,00 -0,05

Б5 0,74 0,05 0,13 -0,22 0,10

Б6 0,63 0,32 0,35 -0,11 -0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б7 0,46 0,64 -0,01 -0,09 0,07

Б8 0,01 0,77 -0,13 0,05 0,04

Б9 0,07 0,67 -0,04 -0,14 0,01

Б10 -0,08 0,14 0,22 -0,03 0,66

Б11 -0,16 0,56 -0,04 0,31 0,20

Б12 0,19 0,52 0,25 0,34 -0,02

Б13 0,03 0,14 0,15 0,86 0,02

Б14 0,26 0,28 -0,08 -0,18 0,42

Б15 0,28 -0,12 0,00 0,09 0,63

Б16 -0,47 0,08 0,46 -0,13 0,47

Б17 0,81 0,13 -0,12 0,02 0,01

Б18 0,63 -0,13 -0,14 0,27 0,26

Фактор 1 может быть обозначен как «Социо-тропия». Однако содержательно сюда не вписывается стратегия активный отдых £18, которая входит в этот фактор с большим весом (0,63).

Фактор 2 «Препятственно-доминантное реагирование» как вариант непродуктивного копинга (трудная ситуация на фоне отказа от ее разрешения вызывает набор неконструктивных эмоциональ-

ных переживаний в виде веры в чудесное избавление от проблемы; отчаяния и склонностью заглушать его алкоголем, курением; обвинением себя за возникновение трудной ситуации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактор 3, казалось бы, можно обозначить как «Продуктивный копинг», однако в его состав с высоким весом входит стратегия Беспокойство £4 (0,61). Данное обстоятельство можно объяснить следующим образом. Во-первых, известно, что использование проблемно-ориентированного ко-пинга в объективно неподдающейся контролю ситуации оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы личности, что сопровождается ростом тревоги в виде чувства беспокойства. Во-вторых, такая связь стратегий может объясняться культурной спецификой российской выборки, а также спецификой проблем данного возраста, а именно, в условиях современной социально-экономической нестабильности в стране юноши и девушки с активной жизненной и профессиональной позицией испытывают беспокойство перед объективно неопределенным и угрожающим их интересам будущим.

Фактор 4 «Уход в себя» характеризует частную стратегию совладания, сочетающуюся с отказом от социальной поддержки.

Фактор 5 амбивалентен, поскольку в его состав входят альтернативные стратегии: активные формы социального копинга (общественные действия и поиск профессиональной помощи) и опора на внутренние ресурсы как проявление продуктивного копинга.

Таким образом, можно сделать вывод, что процедура факторизации данных не подтвердила концептуальную валидность опросника ЮКШ. Во-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 43-48.

2. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. -Т. 18. - № 5. - С. 20-29.

3. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. - N.Y., 1984.

- 445 р.

4. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, в университете, на работе // Иностранная психология.

- 1999. - № 11. - С. 19-27.

5. Крюкова Т.Л. О диагностике совладающего (копинг) поведения у современной молодежи // Психология на рубеже веков / Ред. Е.Е. Сапогова. - Тула: Изд-во Тульского гос. ун-та, 2000. -С. 98-100.

6. Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения //

первых, три исходных стиля не были обнаружены, напротив, сложилось впечатление, что таких «стилей» больше, чем три (данный факт подтверждают результаты кластерного анализа). Во-вторых, применительно к российской выборке можно говорить о содержательных изменениях понятий «продуктивный копинг» и «непродуктивный копинг». В целом, с помощью факторного анализа не возможно сделать выводы о том, какие именно способы совладания с трудной ситуацией выявляются посредством опросника ЮКШ.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные классификационные и факторные модели позволили выявить гендерные особенности психологического совладания у студентов младших курсов. Анализ структуры копинг-стратегий на основе построенных моделей показал необходимость выделения не трех (как предложено авторами [1, 2]), а как минимум четырех стилей копинг-поведения. Прогнозируя профили копинг-стратегий, можно помочь молодым людям лучше осознать, какие стратегии им действительно стоит развивать, а от каких отказаться. Это может, в свою очередь, привести к изменениям в реальном социальном поведении в направлении, определяемом самим субъектом.

Результаты исследований легли в основу: 1) разработки программ психологической поддержки студентов младших курсов, имеющих проблемы личностной адаптации, 2) организации профилактической антистрессовой терапии для иногородних студентов.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 03-06-80128.

Психология и практика: Сб. научных трудов / Отв. ред.

B.А. Соловьева. - Кострома: Издательство КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - С. 70-82.

7. Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. - М.: Статистика, 1974. - 200 с.

8. Окунь Я. Факторный анализ. - М.: Статистика, 1974. - 198 с.

9. Берестнева О.Г, Марухина О.В. Методы многомерного анализа данных в задачах оценки качества образования // Радиоэлектроника. Информатика. Управление. - 2002. - № 1. -

C. 15-26.

10. Дюк В.А. Обработка данных на ПК в примерах: Статистические расчеты. Построение графиков и диаграмм. Анализ данных. - СПб.: Питер, 1997. - 240 с.

11. Берестнева О.Г., Муратова Е.А., Уразаев А.М. Компьютерный анализ данных. - Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - 204 с.

12. Берестнева О.Г., Лебедев А.Н., Муратова Е.А. Компьютерная психодиагностика. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 155 с.