УДК374.7
О.А.Калимуллина
РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье говорится о кризисе современной культуры. О молодежной аудитории подверженной «переходности» в культуре. Об инновационном творческо-образовательном проекте по формированию творческого потенциала молодежи средствами культуры» Молодежь-Студенчество-Универсиада».
Ключевые слова: молодежь, культура, современность, творчество.
O.Kalimullina The role of social and cultural creativity in shaping the worldview oftoday's youth.
The article says about the crisis of modern culture. On the youth audience exposed to the "transitional" in culture. About innovative creative and educational project to build the creative potential of youth through Culture "Youth-Student-Student."
Keywords: youth, culture, modernity, creativity.
Сегодня современное студенчество стоит перед лицом неопределенности в системе представлений о мире и о месте молодого человека в нем. В своем видении этого мира они составляют картину социокультурной реальности, пытаясь понять закономерности ее формирования и прогнозировать, какова она может стать в будущем, чтобы суметь позитивно повлиять на процесс социокультурного развития, современная молодежь должна понять и почувствовать всю важность современной культуры.
Становление любой культуры связано не только с рождением нового, но и немыслимо без отбора культурного наследия, часть которого, трансформируясь, обретает иные смыслы, включается в новый социальный контекст и образует новые ценностные поля. Переход инноваций в традиции занимает, как правило, длительное время, ибо отбор выступает сложным процессом, характерным для периодов поиска динамического равновесия между устойчивостью и неустойчивостью, стабильностью и нестабильностью культуры как системы и молодого человека в этой системе. В сегодняшнем обществе продвижение новых форм и инновационных факторов в культуре требует преодоления сопротивления со стороны молодых людей, поэтому проходит определенный период (иногда занимающий жизнь целого поколения или даже более того), прежде чем часть из них либо отомрет, либо будет принята и адаптирована к новым условиям и, наконец, перейдет в традиционный пласт, выполняющий функции сохранения преемственности в культуре. Сегодня, когда налицо определенный кризис в культуре, который охватил большую часть молодежной аудитории, очень важно проанализировать и понять причины данного процесса и, конечно же, по-возможности стараться преодолевать проблемы "не знания и не понимания" культуры современными молодыми людьми. Противоречивость и конфликтность этих свойственных современной молодежи проблем, получивших определение "переходных", связаны с радикальностью изменений во всех подсистемах культуры. Проблема переходности в культуре находится в центре внимания исследователей разных направлений социально- культурной науки. В частности, в отечественной культурологии наметились несколько линий ее интерпретации, предполагающих опору на парадигмальные установки системно-синергетического подхода, положения циклическо-волновой теории, методы теоретической истории и исторической антропологии, концепцию Универсальной истории и др.
Изменения связаны с поиском новых форм культуры и подготовкой смены норм, ценностей, стилей, в связи с чем возможны регрессивные движения - снижение смыслов традиций и идеалов. Основные изменения концентрируются вокруг ценностно-смыслового ядра культуры - в современном обществе активизируются процессы выстраивания новой иерархии ценностей, которая на ранних стадиях еще не выполняет своей интеграционной функции, а в ряде случаев даже напротив, усиливает социокультурную дифференциацию, приводит к кризису идентичностей, маргинализации современной молодежи.
В переходные периоды в обществе сосуществуют несколько типов культуры, поддерживаемых разными социокультурными группами, поэтому предлагаемые ими "культурные политики" не направлены на сопряжение социокультурных интересов и удовлетворение потребностей всего населения и, в частности, так интересующую нас молодежную аудиторию. Концепции государственной культурной политики выглядят в этих условиях исключительно как идеальные модели, не всегда учитывающие состояние "переходности" социокультурной ситуации, поэтому нецелесообразно полагаться лишь на процессы самоорганизации в культуре, допустимо использовать приемы коррекции путем мягких, управленческих воздействий, упорядочивающих саморазвитие системы, сглаживающих
явные противоречия и снижающих риски разрастания социокультурных конфликтов. Причем, от правильности решений зависит будущее системы, ибо переходные периоды - это еще и фазы инициирования новых культурных форм, время адаптации к разного рода новациям и преобразованиям, время инициатив и проявления социокультурного творчества.
Современное молодежное общество находится в эпицентре "переходности": в нем одновременно присутствуют традиционные формы культуры (изучение социокультурных дисциплин, сохранение семейных этнотрадиций), появляются некие синтезирующие образцы, присутствует блок информационного типа культуры, достаточно широко представлены "эклектичные" и маргинальные образцы культуры. Эта картина усложняется поиском нового социального порядка - очевидны процессы становления гражданского общества и его социо-культурных институтов, формируется правовое государство на демократических основах. Механизмы самоорганизации в разных слоях культуры получают слабую поддержку со стороны управленческих структур. При этом вполне очевидно разветвление старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств культуры, т.е. идет кристаллизация доминантных признаков будущего типа культуры. Осмысление всей совокупности изменений, сопутствующих переходный период - это сложная междисциплинарная задача, выполнение которой невозможно без участия специалистов разных научных направлений современного образовательного процесса.
В заключение хотелось бы привести пример такой образовательно-творческой интеграции в области привития современной молодежи образцов культуры. С этого учебного года Татарская государственная филармония им. Г.Тукая и в, частности, Государственный оркестр народных инструментов под управлением народного артиста РФ А.Шутикова, разработал и открыл для студентов г. Казани музыкально-просвети-тельский цикл «Культура-Студенчество-Универсиада».
Данный цикл направлен на привлечение современной молодежи к духовному и нравственному преодолению и росту, на развитие творческого потенциала как всей молодежной аудитории, посещающей данные мероприятия, так и каждого молодого человека в отдельности. Становление нового и грамотное переосмысление старого в культуре и рождает ту новую парадигму в системе современного образовательного поля, которая сегодня так необходима современной молодежи.