Роль социальных сетей в жизни молодежи Белгородской области The role of social networks in the life of youth of the Belgorod region
Захарова Анастасия Сергеевна
Студент 3 курса
Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com
Zakharova Anastasia Sergeevna
Student 3 term
Institute of Social Sciences and Mass Communications
Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com
Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород
Scientific adviser Kisilenko Anastasia Vladimirovna
candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of .sociology and youth work organization
Belgorod State University Russia, Belgorod
Аннотация.
Социальные сети все прочнее обосновываются в нашей жизни. Молодые люди, реализуя в обществе инновации, являются их основными пользователями. Нами было проведено исследование среди молодежи Белгородской области, в ходе которого мы попытались выявить роль и влияние социальных сетей на современную молодежь Белгородчины.
Annotation
Social networks are gaining ground in our lives. Young people, implementing innovations in society, are their main users. We conducted a study among the youth of the Belgorod region, during which we tried to identify the role and influence of social networks on the modern youth of the Belgorod region.
Ключевые слова: молодежь, социальные сети, интернет, социализация.
Key words: youth, social networks, internet, socialization.
Нельзя поспорить с тем, что в последние годы всемирная сеть стала неотъемлемой частью нашей жизни, а вместе с ней - социальные сети. Созданные для общения на расстоянии, они все в большей степени заменяют нам живое общение. Молодые люди знакомятся в социальных сетях, читают новости, развлекаются, выставляют напоказ свою личную жизнь и наблюдают за жизнью других людей. В сети каждый может быть кем захочет, создавая «видимость» и приоткрывая лишь определенную сторону своей жизни. Но как влияет подобная активность в социальных сетях на поведение в реальной жизни? На «живое» общение, взаимоотношения с окружающими людьми и поведение человека вообще?
Изучают влияние социальных сетей на нашу жизнь различные ученые. Но они так и не пришли к однозначному выводу, является это влияние позитивным или негативным. Мнения по данному вопросу
полярные: одни считают, что социальные сети способствуют социализации молодежи, другие - напротив -убеждены в том, что, замещая собой реальное общение, они обеспечивают десоциализацию индивида.
Для того, чтобы разобраться, какую роль играют социальные сети в жизни молодежи, нами было проведено социологическое исследование среди молодых людей, проживающих на территории Белгородской области.
Проблема исследования состоит в противоречии между возможностью виртуального общения в социальных сетях и ограничением молодежи от реального мира социальными сетями.
Объект социологического исследования - молодёжь города Белгорода.
Предмет социологического исследования - роль социальных сетей в жизни молодежи.
Цель исследования - изучение роли социальных сетей в жизни молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, сколько времени молодежь проводит в социальных сетях.
2. Определить, какими социальными сетями чаще всего пользуются молодые люди.
3. Выяснить, какие цели использования социальных сетей чаще всего преследует молодежь.
4. Выявить положительное и отрицательное влияние социальных сетей на молодежь. Гипотезы социологического исследования:
1. Большинство молодых людей уделяет социальным сетям более 4 часов в день.
2. Социальные сети являются средством самовыражения и самопозиционирования молодежи.
3. Главной целью использования социальных сетей молодежью является общение.
Опрос был проведен среди молодежи Белгородской области в количестве 100 человек. 97% опрошенных зарегистрированы в социальных сетях. Среди них 100% зарегистрированы в социальной сети ВКонтакте, 93% - в Instagram, 79% - на YouTube (Рисунок 1). В использовании самыми популярными остаются эти же ресурсы, но уже с несколько иным распределением: ВКонтакте - 93%, Instagram - 93%, YouTube - 48%.
ВКонтакте
¡п^авгат 93%
79%
55% 55%
48%
38%
ТитЫг 10%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?»
Абсолютное большинство респондентов (82%) ежедневно проводят в социальных сетях более двух часов, 51% - более четырех часов (Рисунок 2). 64% респондентов не смогли бы отказаться от использования социальных сетей. Таким образом, социальные сети занимают значимую часть в жизни молодежи. Но с чем это связано?
По данным опроса самой популярной целью использования социальных сетей является общение с друзьями и родственниками ее указали 90% опрошенных. На втором месте располагаются развлечения (просмотр
Вопросы студенческой науки
Выпуск №1 (41), январь 2020
фото, видео, фильмов), (86%). Почти половина респондентов (48%) используют социальные сети, чтобы наблюдать за жизнью знакомых (Рисунок 3).
52%
10%
7%
31%
- Менее часа
1-2 часа
2-4 часа
Более 4 часов
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Как много времени вы проводите в социальных сетях?»
Общение с друзьями, родственниками
Для развлечения (смотрю фото, видео, фильмы)
| 90% 86%
Наблюдаю за жизнью знакомых 48%
В качестве средств массовой информации ¿1%
По работе 24%
Для поиска работы В 7% Для поиска второй половинки | 3% Новые знакомства | 3%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100%
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «В каких целях вы используете социальные сети чаще
всего?»
Несмотря на то, что новые знакомства не являются основной целью использования социальных сетей молодежью, 59% респондентов заявили, что знакомятся в социальных сетях. При этом 7% опрошенных утверждают, что в виртуальной жизни они имеют больше друзей, чем в реальной (такой ответ дали респонденты в возрасте до 19 лет) (Рисунок 4).
7%
7%
34%
л:
52%
■ Да, в виртуальной жизни у меня больше друзей, чем в реальной
- Если человек кажется мне интересным -почему бы и нет?
■ Иногда. Стараюсь избегать знакомства в социальных сетях
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Знакомитесь ли вы в социальных сетях?»
90% опрошенных делают публикации в социальных сетях (92% из них выкладывают фото, 85% публикуют истории ВКонтакте и в Instagram). 69% респондентов обосновывают это тем, что им нравится делиться моментами своей жизни с публикой, при этом 15% признаются, что таким образом хотят получить одобрение общества (Рисунок 5).
Нравится делиться моментами своей жизни в фото и видео
Нравится делиться своими мыслями с публикой
Люблю заниматься фотографией/обработкой фото, веду аккаунт для души
Хочу получить общественное одобрение
69%
39%
31%
15%
По работе
15%
Хочу привлечь внимание противоположного пола
4%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «В каких целях вы делаете публикации в социальных
сетях чаще всего?»
Таким образом, первая гипотеза исследования подтвердилась распределением ответа на вопрос «Как много времени Вы проводите в социальных сетях?», где абсолютное большинство респондентов, а именно 52%, указали вариант ответа «Более 4 часов в день». Нельзя не обратить внимание на то, что социальные сети занимают достаточно много времени в нашей жизни, на то есть разные причины: общение с близкими, поиск информации, работа.
39% респондентов утверждают, что делают публикации в социальных сетях, потому что им нравится делиться своими мыслями с публикой, и это является способом самопозиционирования. 31% опрошенных самовыражаются, занимаясь фотографией и обработкой фото, а затем публикуя свои работы в социальных сетях. Кроме того, 15% респондентов с помощью публикаций в социальных сетях пытаются завоевать одобрение окружающих. Итак, вторая гипотеза о том, что социальные сети являются средством самовыражения и самопозиционирования молодежи, нашла подтверждение.
90% респондентов используют социальные сети для общения с друзьями и родственниками, что подтверждает третью гипотезу исследования.
Таким образом, социальные сети оказывают на молодых людей как положительное, так и отрицательное влияние. К негативным факторам относятся:
1. Большое количество времени, уделяемое социальным сетям. В большинстве случаев их использование не несет в себе необходимости, а лишь является способом занять свободное время, которое можно уделить чтению книг, спорту, прогулкам на свежем воздухе, общению с семьей.
2. Среди молодежи имеет место быть ситуация, когда общение в реальной жизни замещается виртуальным. Как показал опрос, 7% молодых людей имеют больше друзей в социальных сетях (характерно для респондентов до 19 лет). Этой проблемы можно избежать, если ограничивать подростков в использовании
социальных сетей, но не запретом, а попыткой подобрать хобби, увлечение, предоставить возможность общаться со сверстниками.
К положительному влиянию социальных сетей на жизнь молодежи можно отнести возможность общения по всему миру, получения новой информации, реализации своего творческого потенциала. Для многих сегодня жизнь неразрывна связана с социальными сетями. Сегодня все популярнее становятся профессии, позволяющие зарабатывать деньги с помощью продвижения личных аккаунтов, размещения рекламы в социальных сетях и т.д.
Таким образом, нельзя однозначно определить, какой характер несет влияние социальных сетей, но одно известно точно: их роль в жизни молодежи очень велика. Главное - уметь разумно ими пользоваться.
Список используемой литературы:
1. Викторова, А. С. Социальные сети и молодежь [Электронный ресурс] / А.С. Викторова, И.А. Свертков // Территория науки. 2013. №3. URL: https://cvberleninka. га
2. Губанов, Д. А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили. - М. : Физматлит, 2010. - 228 с.