Научная статья на тему 'Виртуальные социальные сети как молодежная реальность'

Виртуальные социальные сети как молодежная реальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
997
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черткова Анастасия Владимировна,

Статья посвящена исследованию вопроса влияния социальных сетей на молодежь. В тексте приводятся результаты поискового социологического исследования, отражающие наиболее популярные в молодежной среде социальные сети, цели регистрации молодых людей в виртуализированных социальных средах, степень зависимости молодежи от веб-сайтов, предназначенных для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные социальные сети как молодежная реальность»

Виртуальные социальные сети как молодежная реальность Virtual social networks as youth reality

Черткова Анастасия Владимировна

студентка 2-го курса кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ БелГУ РФ, г. Белгород. e-mail: chertilnana@gmail. com

Chertkova Anastasia Vladimirovna

2nd year student of the Department of Sociology and Youth Work Organization,

Belgorod State University RF, Belgorod. e-mail: chertilnana@gmail. com

Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ» РФ, г. Белгород e-mail: kisilenko@bsu.ru

Scientific adviser Kisilenko Anastasia Vladimirovna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Organization of Work

with Youth, BSU RF, Belgorod. e-mail: kisilenko@bsu.ru

Аннотация.

Статья посвящена исследованию вопроса влияния социальных сетей на молодежь. В тексте приводятся результаты поискового социологического исследования, отражающие наиболее популярные в молодежной среде социальные сети, цели регистрации молодых людей в виртуализированных социальных средах, степень зависимости молодежи от веб-сайтов, предназначенных для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

Annotation.

Article is devoted to a research of an issue of influence of social networks on youth. The results of a basic sociological research reflecting the social networks, the purposes of registration of young people, most popular in young people, in the virtualized social environments, degree of dependence of youth on the websites intended for creation, reflection and the organization of social relationship are given in the text.

Ключевые слова: социальные сети, интернет, молодежь.

Key words: social networks, Internet, youth.

Актуальность темы исследования вызвана тем, что в наши дни редко можно встретить молодого человека, который не имеет личной страницы хотя бы в одной из социальных сетей, ведь молодое поколение уже привыкло контактировать посредством Интернет-ресурсов, являющихся привычными «спутниками» их повседневной жизни.

Социальная сеть - это интерактивный веб-сайт, где можно активно общаться, опубликовывать и просматривать информацию других зарегистрированных пользователей ресурса.

Количество веб-серферов разных социальных сетей в мире уже превысило миллиард человек. Многие даже не покидают своего аккаунта, поскольку для них интернет становится максимально персонализированным: помнит о предпочтениях, формирует максимально аутентичную индивидуальным потребностям среду. Благодаря социальным сетям молодежь находится в курсе последних событий, общается с друзьями, развлекается, генерирует и получает необходимую информацию, справляется с одиночеством. В интернет-

12

сообществах можно найти единомышленников, разделить душевные переживания, попросить совета. Однако социальные сети могут способствовать не только трансляции собственного Я, самореализации и преодолению возможных жизненных проблем, но и оказывать весьма негативное влияние на психику, восприятие, социальные установки и поведение молодежи, что неоднократно подчеркивается в теоретических и эмпирических исследованиях интернет-зависимости.

В целях определения степени зависимости современной молодёжи от социальных сетей было проведено поисковое социологическое исследование.

Объектом исследования выступает молодёжь города Белгорода в возрасте 14-35 лет, предметом -социальные сети. Выборочная совокупность составила 100 человек. Респондентами выступали пользователи персонального компьютера с подключением к сети Интернет.

В ходе исследования выяснилось, что в социальных сетях зарегистрировано 100% опрошенных, при этом 32% респондентов используют в интернет-среде псевдоним («ник»), позволяющий им презентовать себя, привлечь внимание или напротив скрыть настоящую личность, обеспечить анонимность.

Пользуетесь ли вы социальными сетями?

100 ответов

• Да

Рисунок 1. Использование социальных сетей респондентами

Используете ли вы псевдоним в социальных сетях?

10О ответов

__• Да

Рисунок 2. Использование псевдонимов в социальных сетях респондентами Третий вопрос, полузакрытого типа, «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?» позволил определить социальные сети, наиболее популярные в молодежной среде. Ответы распределились следующим образом. Самой востребованной социальной сетью оказалась «ВКонтакте» (100%), на втором месте - Instagram (89%), «Одноклассники» (41%) и Facebook (25%) заняли третье и четвертое места, соответственно.

Рисунок 3. Наиболее востребованные социальные сети Молодежь тратит значительную часть времени на виртуальные социальные сети: так 47% опрошенных проводят более 4 часов день в социальных сетях, 32% - 2-4 часа, 17% - 1-2 часа, и всего 4% меньше часа. Возникает вопрос, «Для чего молодым людям нужны социальные сети?», как проводит время в социальных сетях молодежь? Общение для молодых людей основная функция социальных сетей. Благодаря виртуализированной социальной среде можно легко удовлетворить эту традиционную потребность, особенно если человек испытывает некоторые затруднения при построении непосредственных коммуникаций в реальной жизни и испытывает коммуникационный дефицит.

Рисунок 4. Время, проводимое в социальных сетях

Рисунок 5. Цели использования социальных сетей

Социальные сети представляя собой глобальный коммуникационный канал дают возможность пользователям не только взаимодействовать, но достигать образовательные цели. Так 76% респондентов, утверждают, что социальные сети помогают им в учебе.

Рисунок 6. Мнение относительно ользы социальных сетей в обучении Тенденция замены реальной жизни виртуальной, когда можно встречаться, болтать или смотреть файлы других пользователей, не выходя из дома может приводить к тому, что молодые люди начинают испытывать затруднения в восприятии объективной реальности. Многие пользователи, однажды зарегистрировавшись в социальной сети буквально «подсаживаются на нее». Некоторые сознательно отменяют встречи с друзьями, говоря, что сильно заняты, а сами проводят время в онлайн-играх. Часть молодежи готова даже платить, чтобы получить рейтинги и голоса или же меняет реальные деньги на монеты в приложениях. И далеко не все могут осознать свою зависимость. Среди опрошенных 39% считают себя интернет зависимыми, 18% не могут ответить точно, 43% отрицают такую возможность.

Рисунок 7. Зависимость респондентов от социальных сетей «Лайки», комментарии, наблюдаемые в социальных сетях, иногда могут казаться непоследовательными на первый взгляд, однако они несут очень важный смысл, поскольку заявляют о предпочтениях. Поскольку наша активность в виртуализированных социальных средах задействует личные пристрастия, желания, тревоги и

15

радости. Поэтому опрошенные могут переживать в социальных сетях весь диапазон эмоций. Чаще всего молодые люди говорили о чувстве радости, которое сопровождает их времяпрепровождение в Интернет-среде.

Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Оцените в баллах.

I 0-никогда

I 1 - редко

I 3 - постоянно

40

1 I I I

Радость

Агрессия

Нервозность

Рисунок 8. Эмоции, получаемые в социальных сетях В большинстве своем молодые пользователи поддерживают отношения в социальных сетях с реальными людьми, с которыми они общаются и в повседневной жизни: у 62% опрошенных круг общения совпадает, 29% респондентов в реальной жизни контактируют лишь с частью виртуальных собеседников, 9% вообще не переносят виртуальные социальные контакты в реальность.

Рисунок 9. Круг общения в социальных сетях Многие респонденты (63%) не имея доступа к социальным сетям, спокойно занимаются другими делами, 29% чувствуют скуку, 14% желание найти способ выхода и 9% раздражение.

Рисунок 10. Эмоции при отказе от социальных сетей Хотя большинство пользователей (60%) по их самооценке не перестали делать успехи в учебе, долгое «просиживание» в социальных сетях может повлечь проблемы с успеваемостью, так как на образовательную подготовку остается меньше времени и сил.

Рисунок 11. Взаимосвязь успешности в учебе и социальных сетей Молодые люди переживают, что, лишившись доступа к интернету, пропустят что -то очень важное, а масса оповещений делает невозможным прекратить использование виртуальной среды. Некоторые становятся настолько зависимыми от интернета, что не представляют без него свою жизнь. Только 18% опрошенных готовы полностью отказаться от интернет-ресурсов и социальных сетей. При этом 41% респондентов считает, что на их жизнь социальные сети не оказывают никакого влияния.

Рисунок 12. Готовность отказаться от использования социальными сетями А вот для оптимистов социальные сети - это возможность похвалится своими достижениями и успехами, посмеяться над каким-нибудь юмористическим постом, они улучшают настроение, повышают самооценку, добавляя в жизнь больше позитива, 30% людей считают, что социальные сети оказывают положительное влияние на их образ жизни.

Как социальные сети влияют на ваш образ жизни?

100 ответов

в лоложитель

Рисунок 13. Влияние социальных сетей Судя по ответам 55% опрошенных, социальные сети не оказывают большого влияния на работу по дому, они скорее отвлекают, заставляя делать перерыв, 17% ответили, что пренебрегают делами ради социальных сетей.

Рисунок 14. Пренебрежение делами ради социальных сетей 28% молодых людей считают, что они могут отказаться от использования социальных сетей, если за них придется платить, так как считают эту трату денег бессмысленной, при этом 48% готовы тратить определенные средства при условии умеренной цены, 21% затрудняются ответить.

Будете ли Вы пользоваться социальными сетями, если они станут платными?

100 ответов

# Да. независимо от цены

Ф Да, если цена будет умеренной

# Нет, не собираюсь тратить деньги на всякую ерун...

# Затрудняюсь ответить

Рисунок 15. Готовность использовать социальные сети в различных ситуациях Социальные сети вызывают определенное привыкание. Больше половины респондентов признают (61%), что как только проснуться сразу же проверяют персональную страницу в социальных сетях.

Рисунок 16. Частота использования социальных сетей У 31% молодежи изменился режим сна после регистрации в социальных сетях, что ведет к ухудшению здоровья. Вместо отдыха молодые люди предпочитают проверять перед сном ленту новостей в «ВКонтакте» и Instagram, а это отрицательно влияет на качество сна.

Рисунок 17. Изменения режима сна при использовании социальных сетей В ходе исследования выяснилось, что целью пребывания молодежи в социальных сетях - является желание пообщаться, послушать музыку, найти нужную информацию. Зависимость существует, несмотря на отрицание респондентов, поскольку факты говорят сами за себя. Только 18% молодых людей готовы полностью отказаться от социальных сетей, при этом 39% признают себя зависимыми. Почти половина респондентов проводят в виртуализированных социальных средах более 4 часов в день.

Это только малая часть глобальной проблемой. Что принесут нам социальные сети в будущем? Как они будут менять нашу жизнь в дальнейшем? Покажет только время и внимательное научное изучение данной темы.

Список используемой литературы:

1. Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ekoncept.ru/2017/770093 .htm

2. Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mnvnauka.ru/2018/04/Nikolaeva.pdf

3. Социальные сети и их влияние на психологическое состояние подростков. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/13/tema-sotsialnye-seti-i-ikh-vliyanie-na-psikhologicheskoe-sostoyanie

4. Журнал «Мир науки. Педагогика и психология» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ovv.esrae.ru/pdf/2012/12/948.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.