УДК 316.346.32-053.6(574)
УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА НА ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
О.В. Калдыбаева1, Ф.М. Мусатаева2, Г.Е. Окасова2
1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Республика Казахстан 2 Научно-исследовательский центр «Молодежь», Астана, Республика Казахстан, е-таИ. [email protected], [email protected], [email protected]
В статье поднимается проблема исследования социальной активности среди современной молодежи, от степени которой во многом зависит эффективность реализации многих государственных программ. Выводы основаны на результатах социологического исследования, реализованного Научно-исследовательским центром «Молодежь» во второй половине 2017 г. в Республике Казахстан. Исследование проводилось методом анкетирования по репрезентативной выборке объемом 2000 человек во всех регионах страны. Проводится анализ таких показателей социальной активности молодежи, как значение ценности активной жизни в сознании молодежи, связь социальной активности в сознании молодежи с благополучием, степень интереса молодежи к политическим и экономическим событиям в стране, уровень активности молодежи в Интернете, уровень и мотивация членства молодежи в молодежных организациях, отношение молодежи к волонтерству и мотивация участия в нем, участие молодых людей в выборах, трактовка современной казахстанской молодежью понятия патриотизма, уровень готовности молодежи к конкретным действиям ради своей страны и приемлемые формы защиты молодежью своих интересов в случае нарушения ее прав. Данные показатели анализируются сквозь призму таких социально-демографических признаков, как возраст молодежи, регион проживания, уровень дохода, этническая принадлежность, пол.
Ключевые слова: социальная активность, молодежь, волонтерство, молодежные организации, выборы, патриотизм.
INSTALLATIONS OF THE YOUTH OF MODERN KAZAKHSTAN TO IMPLEMENT SOCIAL ACTIVITY
O.V. Kaldybayeva1, F.M. Mussataeva2, G.Ye. Okassova2
1L.N.. Gumilyov Eurasian National University, Astana Kazakhstan, 2Scientific Research Center "Youth", Astana, Kazakhstan, e-mail: '[email protected], 2 [email protected], [email protected]
In the article the issue of research the problem of the study of social activity among modern youth, from which the effectiveness of the implementation of programs depends. The conclusions in this article based on the results of sociological survey by Scientific Research Center "Youth", which was in the second half of 2017 in the Republic of Kazakhstan. The study conduct using the questionnaire method with representative sample of 2000 people in all regions of the country. The article analyzes such indicators of social activity of youth as the weight of values of activity life in the minds of young people, social activity in the mind of young people with well-being, the degree of youth's interest in political and economic life in the country, the level of motivation of youth membership in youth organizations, the attitude and motivation toward volunteering, the participation of young people in elections, attitudes of youth towards patriotism, the level of youth's readiness for concrete action for their country, the level of protection interest. Information on the level analyzed through the prism of such socio-demographic characteristics as the age of the youth, the region of residence, income level, ethnicity, gender.
Key words: social activity, youth, volunteerism, youth organization, elections, patriotism.
Социально-политическая активность молодежи сегодня представляет одно из важнейших направлений в развитии государства, гражданского общества, правового государства, в обеспечении динамики и стабильности политической системы. Общественно-политические и социально— экономические преобразования объективно диктуют необходимость непосредственного включения молодых людей в эти процессы (Шаукенова (Ред.): 4-5).
Социальная активность молодежи понимается как деятельное отношение миру, способность совершать общественно значимые преобразования в нем, проявляясь в творческой деятельности, общении, реализуясь в виде полезных действий под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых — социально значимые потребности.
Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного Научно-исследовательским центром «Молодежь» в 2017 г. посредством массового социологического опроса по репрезентативной выборке объемом 2000 человек во всех регионах Казахстана.
Изучение установок на социальную активность проводилось в рамках данного исследования через анализ ответов на вопросы, касающиеся общего уровня
активности молодых людей, не включающие в себя конкретных действий в форме членства в институциональных структурах. Установки понимались в данном случае больше как намерение действовать, нежели как сами действия, как большая или меньшая степень актуальности для молодежи ценности активной жизни.
Интересны в этой связи ответы, полученные на вопрос «Как Вы считаете, от чего в большей степени зависит Ваше благосостояние?». По данным проведенного исследования, более половины опрошенной молодежи (53%) считают, что их благосостояние, главным образом, определяется собственной целеустремленностью и активностью. Среди молодых мужчин этот показатель несколько выше, чем среди девушек и женщин (55,7% против 50,2% соответственно) (рис. 1).
■ От Вас самих, Вашей целеустремленности, активности
□ От условий жизни и Ваших собственных усилий в равной степени
НОт положения дел в обществе, условий жизни в обществе
■ Другое
Рисунок 1 — Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, от чего в большей степени зависит Ваше благосостояние?», %
Второе место по частоте упоминаний занимает вариант ответа «От условий жизни и Ваших собственных усилий в равной степени», его выбрали 23,8% молодых респондентов. Практически каждый пятый опрошенный молодой человек (20,8%) считает, что от него самого ничего не зависит, благосостояние определяется положением дел в обществе, условиями жизни в обществе. Предпочтение большинством молодых людей варианта ответа, согласно которому собственное благосостояние зависит от самого человека и его активности, может свидетельствовать о важном значении ценности активной жизни в сознании молодежи современного Казахстана, а также указывать на то, что активность в сознании молодежи напрямую связана с благополучием, в том числе материальным.
Наибольший процент убежденных о том, что благополучие человека определяется его собственными активными усилиями, — среди жителей Астаны (77,2%) и Актюбинской области (70,3%), при среднем значении по стране 53%. Наименьшая доля понимающих важность собственных активных усилий для благополучия
наблюдается среди молодых жителей Жамбылской (33,6%) и Мангистауской (37%) областей.
Рассмотрев корреляции в разрезе дохода, мы видим, что ценность активности, убежденность в том, что от нее во многом зависит собственное благополучие, растет с увеличением величины дохода респондентов. Так, среди тех, кому не хватает денег даже на питание, только 26,3% убеждены в существовании такой зависимости, тогда как в категории не испытывающих материальных затруднений таких насчитывается 63,8%.
Степень интереса молодежи к событиям в стране
Одним из косвенных измерений степени социальной активности молодежи является показатель степени интереса молодежи к событиям политической и экономической жизни страны. Согласно данным исследования, на вопрос анкеты «Интересуетесь ли Вы тем, как развиваются события в политической жизни нашей страны?» 33,4% ответили, что внимательно следят за развитием событий и новостей (рис. 2).
■ Слежу за развитием событий, ио мне это не очень интересно
□Да, внимательно слежу за развитием событий и новостей
И Нет, меня это не интересует
■Другое
Рисунок 2 — Распределение ответов на вопрос: «Интересуетесь ли Вы тем, как развиваются события в политической жизни нашей страны?», %
39,1% молодых людей ответили, что следят за развитием событий, но им это не очень интересно. Чуть больше четверти опрошенных (25,7%) заявили, что их это не интересует. Наибольшее число тех, кто внимательно следит за политическими событиями, происходящими в стране, проживает в Атырауской области (55,9 от всей молодежи данного региона), наименьшее число составляет молодежь Мангистау-ской (11%) и Павлодарской (19,2%) областей. Соответственно наибольшее число
тех, кого подобные события не интересуют вообще, — среди молодого населения Мангистауской (50,7%) и Акмолинской (43%) областей.
Похожие ответы были получены на вопрос анкеты «Интересуетесь ли Вы тем, как развиваются события в экономической жизни нашей страны?». Согласно полученным данным, внимательно следит за развитием экономических событий в стране почти треть молодежи страны (30,8%). 42,4% опрошенных заявили, что следят за развитием событий, но им это не очень интересно, четверть молодежи (25,3%) ответили, что вообще не следят за экономическими событиями в стране, поскольку не испытывают по отношению к этому интереса.
Как и в случае с интересом к политическим событиям в стране, лидером по количеству активно интересующейся молодежи оказалась Атырауская область (52,9%), аутсайдером — Мангистауская область (52,1%).
■ Слежу за развитием событий, но мне это не очень интересно
□ Да, внимательно слежу за развитием событий и новостей
Ш Нет, меня это не интересует
■ Затрудняюсь ответить
□ Слежу, но не так часто
Рисунок 3 — Распределение ответов на вопрос: «Интересуетесь ли Вы тем, как развиваются события в экономической жизни нашей страны?», %
Одним из измерений социальной активности молодежи является ее активность в Интернете, включая общение посредством социальных сетей. Для выявления степени социальной активности молодежи Казахстана в Интернете в анкету был внесен вопрос «Скажите, пожалуйста, в каких социальных сетях у Вас есть свой аккаунт, страница?». Результаты исследования показали, что 72,2% молодежи страны имеют аккаунт в сети «ВКонтакте». На втором месте стоит Instagram (52,3%), на третьем — Facebook (23,4%). На четвертом месте по степени распространенности среди современной казахстанской молодежи расположилась социальная сеть «Мой мир» (21,5%), на пятом — «Одноклассники» (21,8%), на шестом — Twitter (8,4%). 8,1% опрошенной молодежи заявили, что не имеют собственного аккаунта в социальных сетях.
Анализ ответов по данному вопросу показал, что существуют некоторые различия в предпочитаемых социальных сетях в зависимости от этнической принадлежности молодежи. Так, в первую тройку наиболее предпочтительных социальных сетей для казахов входят «ВКонтакте» (72,6% от всех казахов), Instagram (55,6%) и Facebook (25,1%). У русских и представителей других национальностей первая двойка лидеров выглядит таким же образом, как и у казахов, однако различия наблюдаются в третьей позиции — ее место занимает социальная сеть «Одноклассники», ею пользуются 40,1% русских и 34,5% представителей других национальностей, тогда как среди казахов этот показатель составил 14,2%.
Региональный анализ показал, что наибольшее число пользователей социальной сети «ВКонтакте» наблюдается в Мангистауской области, городах Алматы и Астана и в Акмолинской области. Сеть Facebook наиболее популярна среди населения Астаны и Алматы (59,4% и 39,9% соответственно). Наибольшее число молодых людей, имеющих свой аккаунт в сети Instagram, наблюдается в Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Актюбинской областях и г. Алматы. Наибольшее число молодых пользователей сети «Одноклассники» проживает в жамбылской и Коста-найской областях.
Мотивация членства молодежи в молодежных организациях
■ Нет, не являюсь потому что у меня нет времени участвовать в общественной деятельности
Нет, не являюсь, потому что мне это не интересно
■ Спортивная организация
■ Молодежная организация
■ Клуб по интересам (автолюбители, защита животных и др.)
Культурно-национальное объединение
Рисунок 4 — Распределение ответов на вопрос: «Являетесь ли Вы членом какой-либо организации?», %
В отличие от установок на социальную активность, выделим ряд переменных, характеризующих конкретные действия молодежи в обществе, демонстрирующих проявление социальной активности напрямую. К таким переменным мы отнесли членство молодежи в каких-либо организациях, включая молодежные, отношение молодежи к волонтерству и участие молодых людей в выборах. Рассмотрим особенности членства молодежи Казахстана в каких-либо организациях и мотивацию данного членства.
Согласно полученным данным, почти половина всех опрошенных молодых респондентов (49,2%) не является членом ни одной организации, потому что у них на это нет времени. Если добавить к этому числу тех, кто не входит ни в одну организацию, потому что это не интересно (19,4%), то получится, что около 70% молодых людей Казахстана не имеют никакой мотивации к членству в организациях (рис. 4).
Среди молодежи, заявившей о своем членстве в какой-либо организации, большая часть (11,4%) входит в какую-либо спортивную организацию, далее по степени распространения в молодежной среде идет членство в молодежной организации (8,2%), на третьем месте — членство в культурно-национальном объединении (4,4%), на четвертом — членство в клубах по интересам (3,5%), на пятом — в поли-
Затрудня юсь ответить
Нет мотиваций, не принимаю участия
■ Стремление продвинуться по карьерной лестнице
■ Стремление получить более высокий социальный статус
■ Желание занять руководящую должность
Получить опыт работы, в целом опыт в жизни
■ Желание быть полезным обществу, людям
Рисунок 5 — Распределение ответов на вопрос: «Что служит для Вас мотивацией к участию в
молодежных организациях?», %
Если рассматривать полученные данные в разрезе регионов Казахстана, то мы увидим, что наибольшее число членов молодежных организаций насчитывается в Карагандинской (18,8%) и Атырауской областях (13,2%). Максимальный процент
членства молодежи в политических объединениях, партиях мы видим в городе Ал-маты и Алматинской области (7,2% и 6,6% соответственно). Наибольшее значение членства молодежи в культурно-национальных объединениях — в Кызылординской области (9%); в спортивных организациях — в Жамбылской (21,3%) и Кызылор-динской (16,9%) областях; в клубах по интересам — в Кызылординской (11,2%), Жамбылской (9,8%), Павлодарской областях и городе Алматы (по 9%).
Важным вопросом в данном исследовании был вопрос о мотивах членства молодежи в молодежных организациях. Согласно полученным данным лидирует среди мотивов членства молодежи желание быть полезным обществу, людям (39,4%) (рис. 5).
На втором месте стоит мотив получения опыта работы, в целом опыта в жизни (32,9%), на третьем — стремление получить более высокий социальный статус (11,1%). Далее следуют по мере убывания такие мотивы членства молодежи в молодежных организациях, как стремление продвинуться по карьерной лестнице (10,4%) и желание занять руководящую должность (9,3%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом степень социальной активности молодежи Казахстана в форме членства в молодежных организациях невысока. Доминирующими мотивами участия части молодежи в деятельности молодежных организаций являются желание принести пользу обществу и получение социального и жизненного опыта.
Отношение молодежи к волонтерству и мотивация участия в нем
Волонтерство представляет собой широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо общества в целом или его отдельных социальных групп. Волонтерство представляет собой одну из форм социальной активности молодежи.
■ Да, слышал об этом, но никогда не участвовал
□ Нет, впервые слышу
ЕЯ Да, был ( а) активным участником-волонтером/сейчас я являюсь волонтером ■ Затрудняюсь ответить
Рисунок 6 — Распределение ответов на вопрос: «Вы знаете или слышали о волонтёрах?», %
В ходе проведенного исследования волонтерству было посвящено три вопроса. Первый из них касался измерения степени информированности молодежи Казахстана о феномене волонтерства. Второй вопрос был адресован только самим волонтерам и касался выявления мотивов занятия волонтерством. Третий вопрос был направлен на определение наличия желания молодежи заниматься волонтерской деятельностью.
Согласно полученным в ходе социологического опроса данным, 67,8% молодежи Казахстана в той или иной степени информировано о волонтерстве, сами при этом в нем участия не принимали. Практически каждый пятый молодой человек (21,1% опрошенной молодежи) никогда не слышал о волонтерстве в Казахстане. Каждый десятый опрошенный молодой человек (9,5%) был активным участником-волонтером в прошлом и/или является им сейчас (рис. 6).
Наибольшее число активных молодых участников волонтерского движения наблюдается в г. Алматы (19,3% от всех респондентов из этого региона) и в Карагандинской области (17,4%). В свою очередь, максимальное значение ничего не слышавших о данном движении — в Костанайской и Кызылординской областях (37,5 и 34,8% соответственно). Количество волонтеров среди городской молодежи почти в два раза превышает данный показатель по сельской местности (11,7% и 6,4% соответственно).
В ходе анализа мотивов молодежи к занятию волонтерской деятельностью было выявлено, что доминирует среди них желание помочь другим (59,6%), желание приобрести жизненный опыт (21,6%), наличие чувства ответственности за происходящее вокруг (16,6%). Кроме того, значимыми для молодежи оказались такие мотивы волонтерства, как желание изменить мир (9,2%) и желание немного подзаработать (7,3%) (рис. 7).
Затрудняюсь ответить
Желание изменить мир
■ Желание немного подзаработать
■ Желание приобрести жизненный опыт
Чувство ответственности за происходящее вокруг
59 6%в Желание помочь другим
Рисунок 7 — Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, что побудило Вас стать волонтером?», %
Значение такого мотива волонтерской деятельности, как наличие чувства ответственности за происходящее вокруг, растет с увеличением возраста молодежи. Так, если в категории молодежи от 14 до 18 лет его указали 14,5% молодых людей, то в более старших возрастных категориях — 17,1% в возрасте от 19 до 23 лет и 17,2% в возрасте от 24 лет и старше. Данный мотив в большей степени свойствен девушкам, нежели юношам (19,3% и 13,1% соответственно).
Анализ мотивов занятия молодежью волонтерской деятельностью показал, что для казахов и представителей других национальностей (помимо казахов и русских) в первую тройку доминирующих мотивов входят желание помочь другим, желание приобрести жизненный опыт и наличие чувства ответственности за происходящее вокруг. У русских в тройку важнейших мотивов волонтерства вошли желание помочь другим, желание приобрести жизненный опыт и желание изменить мир.
На вопрос анкеты «Хотели бы Вы заниматься волонтерской деятельностью?» большинство опрошенных (41,9%) ответили, что хотели бы, но нет на это свободного времени. Этот вариант ответа доминировал во всех возрастных группах молодежи, при этом частота выбора респондентами данного ответа возрастала с увеличением возраста (32,3%, 40,6% и 47,8% в трех возрастных группах молодежи соответственно) (рис. 8).
Рисунок 8 — Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы заниматься волонтерской
деятельностью?», %
Второй по частоте — ответ «Да, хотел бы заниматься волонтерской деятельностью, но не знаю, куда обратиться» — 18,2% опрошенных. На третьем месте сто-
ит вариант «Нет, потому что это не интересно» (16,5%), на четвертом — «Да, если будет вознаграждение» (9,1%). Замыкает пятерку лидеров вариант ответа «Нет, потому что это пустое дело» (6,3%). Менее одного процента (0,6%) опрошенной молодежи заявили, что уже являются волонтерами.
В целом мы видим, что большинство опрошенной молодежи (69,1% в сумме по первым трем вариантам ответа) хотели бы в той или иной степени заниматься волонтерской деятельностью, однако не всегда имеют свободное для этого время и в достаточной степени осведомлены, где и каким образом это можно сделать. Некоторые молодые люди, судя по полученным ответам, имеют несколько искаженное представление о волонтерстве, ожидая за него получение вознаграждения.
Участие молодежи в выборах
Еще одним из измерений степени социальной активности молодежи является уровень ее участия в выборах. Результаты проведенного социологического исследования показали, что подавляющее большинство опрошенных молодых людей (66,9%) демонстрируют высокую степень участия в выборах — в сумме ответов «Всегда, не пропускаю ни одни из них» (32,7%) и «Стараюсь принять участие, если позволяет время» (34,2%) (рис. 9).
Рисунок 9 — Распределение ответов на вопрос: «Принимаете ли Вы участие в выборах?», %
12,1% молодежи заявили, что участия в выборах не принимают — в сумме ответов «Никогда, потому что считаю это бессмысленным, все куплено» (6%) и «Никогда, потому что мне это не интересно» (6,1%). Помимо этого, имеется 17,4%, которые не принимают участие в выборах по причине, что им еще не исполнилось 18 лет.
Региональный анализ показателей степени участия молодежи Казахстана в выборах показал, что наиболее активна в этой сфере молодежь Северо-Казахстан-ской и Атырауской областей (83,6% и 82,4% в сумме ответов «Всегда, не пропускаю ни одни из них» и «Стараюсь принять участие, если позволяет время» соответственно). Наименьшую степень мотивации молодежи к участию в выборах демонстрируют такие регионы Казахстана, как Мангистауская (47,9%), Западно-Казахстанская область (56,3%) и город Алматы (57,4%).
Отметим наличие незначительных различий в уровне участия молодежи Казахстана в выборах, обусловленные этнической принадлежностью. Так, наибольшая степень активности участия в выборах фиксируется среди казахов (в сумме двух положительных вариантов ответа 69,6%), далее идут русские — 62,3% и представители других национальностей — 57,1%.
В целом мы видим, что молодежь современного Казахстана демонстрирует достаточно высокую степень участия в выборах. Значимых различий по полу, возрасту, уровню дохода и другим социально-демографическим показателям (за исключением этнической принадлежности) выявлено не было. Однако мы можем выделить регионы Казахстана, молодежь которых в большей степени мотивирована на участие в выборах: Северо-Казахстанская и Атырауская области.
Трактовка современной казахстанской молодежью понятия патриотизма
В общем понимании, доминирующем в литературе, патриотизм трактуется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Несмотря на достаточную универсальность такой трактовки, данный термин понимается каждым человеком по-разному. Одной из задач настоящего социологического исследования было выявление специфики понимания данного термина современной казахстанской молодежью.
На вопрос анкеты: «Что, по Вашему мнению, включает в себя понятие „патриот Казахстана"?» большая часть опрошенных (почти треть от всей совокупности) выбрала вариант ответа «Любовь к Родине» — 32,2%. 22,1% респондентов трактуют патриотизм как «Гордость за великие достижения страны», 19,8% — как «Исполнение обязанностей гражданина, соблюдение законов государства», 8,9% — «В случае необходимости защита страны с оружием в руках» (рис. 10).
Далее в порядке убывания следуют такие ответы, как вера в великое будущее страны (7,7%), активная борьба с угрозами, которые разрушают страну изнутри (2,9), знание и гордость культуры страны (3,3%), ностальгия вдали от Родины (1,2%).
Судя по полученным в ходе социологического опроса данным, 92,3% современных молодых людей Казахстана считают себя патриотами — в сумме ответов по двум вариантам «Да» и «Скорее да, чем нет». Причем вариант «Да» уверенно выбирают 64,7% молодых граждан, остальные 27,6% ответили «Скорее да, чем нет» (рис. 11).
Анализ данного показателя в региональном разрезе показывает, что наибольшее число убежденных патриотов (выбравших вариант «Да, считаю себя патриотом своей страны») проживает в столице (86,1%), Актюбинской (80,2%) и Северо-
Казахстанской областях (80%). Наибольшее число молодых людей, выбравших варианты ответа «Скорее нет, чем да» и «Нет» (по сумме результатов), — молодые жители Костанайской (11,5%), Восточно-Казахстанской (10,4%) и Карагандинской (9,4%) областей.
Рисунок 10 — Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, включает в себя
понятие „патриот Казахстана"?», %
Рисунок 11 — Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом Казахстана?», %
Наибольшее число патриотов насчитывается среди казахов — 70,8% от всех казахов, принявших участие в опросе, выбрали ответ «Да, являюсь патриотом». Среди русских такой показатель равен 49,4%, среди представителей других национальностей — 52,7%. Если рассмотреть суммарные значения по двум положительным вариантам ответа («Да» и «Скорее да, чем нет»), то мы видим, что данный суммарный показатель среди казахов равен 94,3%, среди русских — 87,8%, среди граждан других этносов — 87,2%.
В целом мы видим, что уровень патриотизма среди молодежи современного Казахстана достаточно высок. Максимальные по всей опрошенной совокупности значения по уровню патриотизма зафиксированы у столичной молодежи, что может являться следствием хорошо поставленной идеологической работы, проводимой в учебных заведениях, более активной деятельности молодежных организаций (главным образом сконцентрированных в столице), проведением большого числа культурных мероприятий по воспитанию молодежи (в том числе патриотическому), концентрацией в Астане музеев, памятников древней и новейшей истории страны и пр. Высокий уровень патриотизма характерен для всех социально-демографических групп молодежи, однако более высокий его уровень зафиксирован среди казахов и в регионах со значительным преобладанием казахского населения.
Готовность молодежи к конкретным действиям ради своей страны
Изучение уровня социальной активности современной молодежи Казахстана в рамках данного исследования включало определение степени готовности молодежи к конкретным действиям, касающимся развития страны. Выявлению данных показателей был посвящен вопрос анкеты «Скажите, пожалуйста, что Вы можете сделать для развития нашей страны, для будущей молодежи? Что Вы готовы сделать сейчас, чтобы Казахстан был процветающим государством?».
Полученные результаты показывают, что около трети опрошенной молодежи ради развития Казахстана уже сегодня готовы участвовать в общественных работах, социальных проектах (субботники, помощь нуждающимся, донорство и др.), так ответили 29,2% опрошенных. 27% молодежи ради своей страны готовы хорошо учиться, получить хорошее образование и развивать определенную отрасль в стране, 24,6% опрошенных готовы вести здоровый образ жизни и других призывать к этому.
На четвертом месте — вариант «Быть профессионалом, работать и платить налоги» (19,2%), на пятом (13%) — «Быть патриотом своей страны, рассказывать о своей стране иностранным друзьям, знакомым в социальных сетях». Далее по убыванию следуют такие варианты ответа, как «Сейчас я ничего не могу дать своей стране, мне самому нужна помощь» (5,4%) и «Быть добровольцем и рассказывать молодым людям в общественных местах о государственных программах и проектах» (5%) (рис 12).
В данном социологическом исследовании был рассмотрен еще один аспект, касающийся уровня социальной активности, — готовность со стороны молодежи предпринять какие-то действия в случае нарушения ее прав. Согласно полученным результатам, большая часть молодежи Казахстана при возникновении подобной ситуации намерена обратиться в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру), так ответили 42,1% опрошенных молодых людей.
■ Участвовать в общественных работах, социальных проектах (субботники, помощь нуждающимся, донорство и ДР-)
Вести здоровый образ жизни и других призывать к этому
■ Быть профессионалом, работать и платить налоги
■ Хорошо учиться, получить хорошее образование и развивать определенную отрасль в стране
■ Быть патриотом своей страны, рассказывать о своей стране иностранным друзьям, знакомым в социальных сетях
Быть добровольцем и рассказывать молодым людям в общественных местах о государственных программах и проектах
Сейчас я ничего не могу дать своей стране, мне самому (-ой) нужна помощь
Затрудня юс ь ответить
Рисунок 12 — Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, что Вы можете сделать для развития нашей страны, для будущей молодежи? Что Вы готовы сделать сейчас, чтобы Казахстан был процветающим
государством?», %
Обратиться за помощью в органы власти в такой ситуации намерены 18,5% молодежи. 17,7% молодых людей заявили, что в случае нарушения своих прав ничего делать не намерены, так как уверены в безуспешности каких-либо действий. 8,3% готовы в такой ситуации привлечь внимание общественности (обратиться в СМИ, общественные организации), 3% — участвовать в акциях протеста, 2,4% намерены использовать личные связи и вознаграждение (рис. 13).
03% 02%
18%
■ Обратиться в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру)
□ Обратиться за помощью в органы власти
■ Ничего, так какуверен в безуспешности каких-либо действий
■ Привлечь внимание общественности (обратиться а СМИ, общественные организации) @ Другое
□ Участвовать в акциях протеста
■ Использовать личные связи и вознаграждение
Рисунок 13 — Распределение ответов на вопрос: «В случае нарушения Ваших прав что Вы готовы
предпринять?», %
В целом мы видим, что наиболее приемлемыми формами участия молодежи в развитии своей страны для молодежи Казахстана являются участие в общественных работах и социальных проектах; получение хорошего образования; ведение здорового образа жизни. Наиболее адекватными способами защиты собственных прав молодежь считает обращение в полицию, к органам власти, в СМИ. Значительная часть молодежи (практически каждый шестой молодой человек) не верит в возможность защитить свои права и делать ничего в таких случаях не намерен. Выводы
1. Более половины молодых людей Казахстана считают, что их благосостояние, главным образом, определяется собственной целеустремленностью и активностью, т.е. активность как жизненная ценность занимает в сознании молодежи важное место.
2. Молодежь Казахстана характеризуется средним уровнем заинтересованности политическими и экономическими событиями, происходящими в стране: около ее
трети внимательно следит за развитием событий в этих сферах. Лидером по количеству активно интересующейся молодежи оказалась Атырауская, аутсайдером — Мангистауская область.
3. Степень социальной активности молодежи Казахстана в социальных сетях достаточно высока. В первую тройку наиболее предпочтительных социальных сетей для казахов входят «ВКонтакте», Instagram и Facebook. У русских и представителей других национальностей первая двойка лидеров выглядит таким же образом, как и у казахов, однако различия наблюдаются в третьей позиции — ее место занимает социальная сеть «Одноклассники».
4. Около 70% молодых людей Казахстана не имеют никакой мотивации к членству в организациях разного рода, в том числе молодежных. Наибольшее число активных членов молодежных организаций насчитывается в Карагандинской и Атыра-уской областях. Среди мотивов членства молодежи в молодежных организациях лидируют: желание быть полезным обществу, людям; получение опыта работы, в целом опыта в жизни; стремление получить более высокий социальный статус.
5. Несмотря на то что более 65% молодежи Казахстана имеют какое-то представление о волонтерстве, данная форма социальной активности развита достаточно слабо. Менее 10% молодежи являются в настоящее время или были в прошлом членами волонтерского движения. Наибольшее число участников волонтерского движения наблюдается в г. Алматы и в Карагандинской области.
6. Подавляющее большинство молодых людей Казахстана демонстрирует высокую степень участия в выборах. Наиболее активна в этой сфере молодежь СевероКазахстанской и Атырауской областей, наименьшую степень мотивации молодежи к участию в выборах демонстрируют такие регионы Казахстана, как Манги-стауская, Западно-Казахстанская область и город Алматы.
7. Судя по полученным в ходе социологического опроса данным, более 90% современных молодых людей Казахстана считают себя патриотами. Более высокий уровень патриотизма зафиксирован среди казахов и в регионах со значительным преобладанием казахского населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Шаукенова З.К. (Ред.). Социальная активность молодежи Казахстана в современных социально-политических реалиях. Коллективная монография. Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014. 168 с.
REFERENCES
Shaukenovа Z.K. (Ed.) (2014). Sotsialnaya aktivnost molodezhi Kazahstana v sovremen-nyih sotsialno-politicheskih realiyah [Social activity of the youth of Kazakhstan in modern socio-political realities]. Kollektivnaya monografiya. Almaty, Institute for Philosophy, Political Science and Religion Studies of Committee Science of the Ministry of Education and Science оf the Republic of Kazakhstan.