УДК 340 Вележев С. И.
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Sergey I Velezhev
Doctor of Law, Associate Professor, Professor of criminal and penal law department,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОГЕНЕЗА
Аннотация. Статья посвящена вопросу роли социальной нормы в процессе развития личности, общества, норме как «объективно необходимых правилах совместного человеческого бытия». Социальные нормы рассматриваются как регуляторы в социальной организации, в отношениях между людьми, как правила их социального взаимодействия в историческом процессе, в развитии и функционировании общества на разных этапах. Показывается, что социальная норма - это единые однообразные правила поведения к должному существованию человека в конкретном обществе. Через этапы исторического развития установления нормативных правил поведения в обществе прослеживается соотношение индивидуальных интересов и интересов общества. В статье делается ссылка, что социальные нормы - это не просто правила поведения, это еще и специфические системные связи, обеспечивающие прогрессивное развитие всей социальной организации. Как в любом объекте исследования, в социальной норме указываются признаки данного феномена, а именно социальность (данный признак показывает, каким должно быть поведение индивида по требованию общества), типичность (общие правила поведения для всех членов общества в различных типичных ситуациях), сочетание объективности и субъективности (в процессе исторического развития нормы появляются объективно, но содержание их зависит от воли людей), культурная обусловленность (содержание норм соответствует типу исторической эпохи). В статье указаны и анализируются этапы появления социальных норм, напрямую связанных с формированием социальной организации у человека, и что возникновение этого феномена свидетельствовало о том, гоминид превратился в человека, имеющего не только биологические, но и социальные признаки.
Ключевые слова: социальная норма, мононорма, социогенез, индивидум, общественное сознание, социальность, типичность, культурная обусловленность, социальный отбор, первобытное общество.
ROLE OF SOCIAL NORMS IN THE COURSE OF SOCIOGENESIS
Summary. The article examines the role of the social norm in the process of the person's development, society as well as the norm as objectively rules necessary for the joint human being. Social norms are examined as social organization regulators between people and rules for their social interaction in historical process, development and functioning of society at different stages. The social norm demonstrates a uniform monotonous rules of behavior for the proper existence of a person in a particular society. The establishment of normative rules of behavior in society, the relationship between the individual and the interests of society is traced through the stages of the historical development. The article refers to the fact that social norms are not just rules of behavior, they are also specific system-based links that ensure progressive development of the entire social organization. As any object of research in the social norm, the signs of this phenomenon are pointed out, sociality (it is the sign that demonstrates what kind ofperson's behavior should be at the request of society), typicality (general rules for all members of society in various typical situations), a combination of objectivity and subjectivity (in that in the course of historical development norms appear objectively, but their content depends on the people's will), cultural conditioning (the content of norms corresponds to the type of historical era). The stages of the social norms appearance that are directly related to the formation of social organization in humans and the occurrence of this phenomenon testified hominids turned into a man having not only biological, but social features are listed and analyzed in this article.
Keywords: social norm, mononorm, sociogenesis, an individual, social consciousness, sociality, typicality, cultural conditioning, social selection, primitive society.
В юриспруденции норма чаще всего рассматривается и формулируется как «объективно необходимые правила совместного человеческого бытия». При этом социальная норма всегда направлена на регулирование отношений, возникающих в процессе функционирования общества и достижения нужного поведения его членов.
© 2018 Вележев С. И.
Социальная норма представляет собой не что иное, как меру положительного, полезного поведения в обществе, целью которого является достижение определенного результата, необходимого социальной организации личности. Но нужно заметить, что при таком понимании регулирования общественных отношений практически невозможно провести различия между социальными и техническими нормами, то есть такое понимание не содержит необходимых отличительных признаков изучаемого явления. В данном случае, наверное, важна не общественная полезность, а сфера проявления - то есть та область, которая связана с отношениями между людьми. Социальные нормы представляют собой общие правила и формы социального взаимодействия между людьми, которое возникает в процессе развития и функционирования общества на различных исторических этапах.
Социальная норма - это общие правила к должному существованию человека в конкретной социальной организации, что требует от конкретной личности сверить каждый свой поступок, каждое свое намерение с требованиями окружающих, коллектива, общества. Другими словами, дает возможность сверить свои желания и возможности с ограничивающей каждого индивида необходимостью, которая определяется для личности коллективом, обществом. В качестве общеобязательного правила избирается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. На данном принципе и строятся правила регулирования отношений в обществе.
Через этапы исторического развития установления нормативных правил поведения представляется возможным проследить соотношение индивидуальных и общественных интересов. Эти нормативные правила поведения представляют собой диалектическое единство общественного и индивидуального начал. Они составные части, во-первых, всего общественного сознания, во-вторых, конкретно-личного, в-третьих, они практический итог, результат сравнения конкретным индивидом своих личных установок в жизни с правилами, требованиями, установками, предписаниями, установленными в данной социальной группе, организации, обществе, наконец. Нормативные правила поведения являются результатом взаимодействия субъективных и объективных факторов, индивидуальных желаний, потребностей и общественных возможностей. При этом определяются всеобщие наиболее результативные правила поведения. Правила - это уже результат, фактически закрепляющий сложившиеся в обществе отношения, равно как и фактически сложившиеся обществе отношения. Это представления людей о нужном, необходимом и о тех ценностных ориентирах, которые необходимы для регулирования отношений.
Нужно понять, что социальная норма - это не просто общеобязательные установления для существования конкретной личности в обществе, это внутренние структурные связи, направленные на достижение целостности, надежности, результативного функционирования и дальнейшее развитие всей социальной организации как системы. Представляется, что с помощью единых всеобщих правил становится возможным добиться единого порядка в отношениях, существующих в обществе, объединить множество индивидуальных интересов при достижении коллективных целей и результатов.
При исследовании социальной нормы, как и любого явления, необходимо выявить и указать ее признаки. К таким признакам можно отнести следующие:
- социальность - этот признак показывает, каким должно быть поведение личности с точки зрения общественных интересов, его требования к этому поведению в каждой конкретной ситуации;
- типичность - установления или правила поведения, рассчитанные на неоднократное использование, которые регулируют отношения, возникающие в различных типичных ситуациях.
- сочетание объективности и субъективности - в процессе исторического развития обществ социальные нормы возникают объективно, но содержание их зависит от воли и сознательной деятельности людей;
- культурная обусловленность - содержание нормативных установлений соответствуют типу исторический эпохи, типу культуры и социальной организации в обществе.
Внутреннее содержание социальной нормы представляет собой матрицу или план предполагаемых будущих действий, который основывается на знании общих законов развития и существования природы и общества. Указанные в ней правила поведения, установления ведут к эффективному и целенаправленному способу реализации стоящих перед индивидом задач и целей, в том числе перед социальными группами или общества в целом. Необходимо отметить, что любое нормативное установление всегда связано с действием индивида как участника отношений, суще-
ствующих в обществе. Социальная норма является не только нормативным предписанием, требованием к соответствующему поведению, она часто может предполагать информацию или сведения о возможных санкциях нарушения или невыполнения установленного требования, обязанности и т. д. Нужно отметить в связи с этим то, что большая часть социальных норм имеет полифункциональный характер, детерминированный природой всей нормативной системой общества. Эта система выполняет две основные функции регулирования общественных отношений: во-первых, закрепление, укрепление и развитие системных связей, во-вторых, обеспечение безопасности устанавливаемых и стимулируемых к совершенствованию отношений.
Осуществление первой из указанных выше функций вызывает необходимость обозначения и формулировки этого требования, выявления эффективной и необходимой формы поведения, а также предполагает ссылку на типичные случаи, при которых этими требованиями и установлениями следует руководствоваться. В этом понимании нормативное установление может рассматриваться как установленное правило поведения. Но в реальной жизни социальные нормы будут реализованы только в случае наличия реальной возможности их материально-организационного обеспечения. Должна существовать эффективная и реальная материальная и организационная система средств, обеспечивающих реализацию, воплощение в жизнь содержащегося в предписании требования относительно правила поведения. В данном случае повышается роль второй из вышеупомянутых функций - охранительной, или функции, обеспечивающей безопасность, которая вызывает необходимость наличия особой системы мер для воздействия на объект социального регулирования. В этом случае нормативное предписание как регулятор поведения людей в обществе содержит в себе информацию о санкциях, которые последуют в случае несоблюдения (соблюдения) установленного требования к поведению, то есть установленных правил, информацию о мерах по обеспечению его реализации, то есть оно должно включать социальные меры принудительного воздействия.
Нужно отметить, что наличие меры принудительного воздействия не должно рассматриваться упрощенно. В частности, это воздействие не должно рассматриваться как фактическое утверждение о том, что налагается или будет наложено наказание. Нужно отметить, что не каждое нарушение сопровождается принудительным воздействием. «Кроме того, отождествление санкции с фактическими утверждениями привело бы к тому, что нормы оказались сведенными к фактическим утверждениям. Такая редукция не может быть оправдана. Нормативные и фактические утверждения имеют различные функции» [1, с. 61]. Первостепенная задача нормативного предписания не в описании определенного правила поведения или результатов невыполнения (выполнения) этого требования к поведению, а в определении этого поведения.
Нужно заметить, что следование нормативным предписаниям решается двумя путями:
во-первых, включением в структуру системных связей общества и социального контроля, то есть использование различных принудительных мер воздействия (санкций) к субъектам общественных отношений, взаимодействующим между собой;
во-вторых, когда внешние требования путем переосмысления становятся внутренней потребностью, привычкой индивида. Появление внутренней потребности, привычки происходит в процессе социализации личности.
И в первом, и во втором способе решения этого вопроса установленные правила поведения -предписания - предполагают наличие принудительных мер воздействия (санкций), то есть неких наказаний, и эти последствия, как правило, носят социальный характер. Сфера действия нормативных предписаний измеряется границами признающей их социально организованной группы и способами институализации. Социальные нормы могут иметь всеобщее действие, относящееся в равной мере к каждому члену социально организованной группы, включенному в соответствующую систему связей, и конкретное действие, относящееся к регулируемому виду социальной деятельности или регулирующее действия конкретной личности, замещающей определенную статусную позицию или выполняющей определенную социальную роль.
Возникновение первых норм, устанавливающих правила поведения, связано с появлением у человека социальной организации - род, племя и т. д. Их появление показывает то, что первобытное существо превратилось в человека - существо, уже обладающее социальными признаками. На данном этапе человеческого развития в процессе эволюции первостепенное значение приобретает социальный отбор, а роль биологического естественного отбора как регулятора взаимоотношений снижается. Выбор наиболее эффективных социальных организаций в противоположность естественному стихийному отбору - специфическое человеческое социальное явление. В перво-
бытном мире биологический естественный отбор происходит не между различными социально организованными группами, а внутри стадных объединений. Гоминиды разделяются в стадных объединениях на более сильных и доминирующих и слабых, при этом более сильные защищают свои жизненные интересы, особенно самок, потому что только самые сильные получают возможность производить потомство - в этом суть биологической естественной эволюции.
Первоначально складывающие в первобытном обществе правила поведения были направлены на удержание отдельных индивидов от нежелательных поступков. Но с развитием средств производства, с получением большего количества материальных благ внутристадные связи начинают рваться. Результатом этого процесса стало нарушение биологического равновесия между стадным объединением и конкретной личностью, между общественным и индивидуальным, а это, естественно, отразилось на взаимоотношениях внутри стада. Наши первобытные предшественники в целом как вид в новых сложившихся условиях с учетом необходимой целесообразности и веления времени сумели найти выход из сложившейся ситуации и сформировали «искусственные регуляторы отношений».
Итогом формирования новых регуляторов отношений стало появление первых правил поведения, которые носили уже надбиологический, социальный характер. В данном случае можно сказать, что это был определяющий и исходный момент выхода гоминида из стадного состояния и появления человека. Однако нужно отметить то, что естественное обусловленное признание доминирующего положения сильного еще сохранялось, хотя общая тенденция изменилась.
Складывающиеся в первобытном стаде новые регуляторы поведения в виде запретов и ограничений были направлены на предупреждение физических побуждений отдельных особей, составляющих общность. При этом нужно заметить, что новые правила поведения были основаны не на механизме естественно-биологических ограничений. Принципиальным было то, что новые правила поведения (запреты и ограничения) касались уже всех членов социальной организации, а не только слабых, как в стаде.
Постепенно с развитием социальной организации, по мере совершенствования орудий производства стали рождаться более обширные и монолитнее организованные, чем первобытное стадо, общности людей - род, что представляет собой сложившееся в результате многовекового эволюционного процесса, основанное на кровном родстве объединение людей, имеющих общую собственность и ведущих совместное хозяйство. На определенном этапе развития социальной организации возникает необходимость регулирования повторяющихся изо дня в день актов производства, распределения и обмена продуктов. Появилась потребность в том, чтобы каждый индивид подчинялся общим правилам, и эти правила стали выражаться в обычаях, которые затем становятся нормативными предписаниями.
Конечно, совершенствование орудий труда, укрепление связей по обмену излишками произведенного, то есть торгово-экономические отношения являются материальными предпосылками зарождения и появления социальных норм, одними из важнейших, но не единственными: существовали и другие. Такими предпосылками стали и культурные отношения, и вопросы воспроизводства рода, когда не допускались половые отношения между женщиной и мужчиной одного рода, и др. Все это создавало условия для своего рода социальных контактов с соседней группой и соответственно строительства системы коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или вещами (дарами) и т. д. [2, с. 40]. Это требовало определенных правил, регулирующих данные отношения, включая запреты, ограничения и проч.
Те выработанные правила, регулирующие отношения в социальной группе, которые приводили к положительным результатам, многократно повторяясь, становились общими правилами поведения, то есть обычаями. Обычаи обобщали и закрепляли повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена товаров и продуктов, ритуальные акты, то есть выработанные веками наиболее нужные, необходимые и эффективные для общества возможные правила поведения, которые отражали интересы всей социальной группы, общества. Такими правилами, одобренными моралью, всей социальной группой, а впоследствии и религией, были в первобытном социуме нормы, определявшие порядок присвоения, обобществления и распределения добытого членами социальной группы продукта, которые воспринимались как наиболее правильные и справедливые с точки зрения всех ее членов.
Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени сформировался феномен социальной нормы, в основе возникновения которой лежали социальные, производственные, биологические, хозяйственные, торгово-экономические, религиозно-обрядовые и другие
предпосылки. При этом нужно отметить, что эти правила появились из желания и воли людей проживать вместе в единой социальной группе и существовать и действовать сообща.
Первоначальные нормативные представления, установления, правила стали возникать в период среднего палеолита, а в позднем появились уже более или менее сформировавшиеся правила поведения в стаде, верования и связанные с ними магические ритуалы, сопровождаемые верой в веление сверхъестественных сил, а впоследствии в божественное их происхождение. Вера в происхождение правил свыше по представлениям людей обеспечивала им благополучие и безопасность, защиту от других групп, различных природных явлений, которые несли смерть и разрушение. Рождаемые верованиями и условиями жизнедеятельности людей первобытные обычаи затем наполнялись идеологическим содержанием в виде преданий, верований, сказаний, осознава-ясь как установленные правила поведения, в основном как веление свыше.
Нужно отметить, что в указанный период спектр норм, регулирующих социальные отношения в первобытном обществе, во многом определялся особенностью социальной регуляции самого этого периода развития общества. В первобытном обществе все требования к поведению индивида в социальной группе составляли одну общую массу правил, ограничений, ритуалов, запретов и в значительной мере они носили индискретный характер, включающий в себе и мораль, и этикет, и зачатки нормативных установлений, и религиозные веления. Подобного рода нормативные установления было предложено называть специалистом по этнографии А. И. Першицом слитными первобытными мононормами. По мнению ученых, такие индискретные нормы начали разделяться только в эпоху разложения первобытного общества и появления социальной организации, связанной с разделением на классы.
Данная система регулирования отношений в обществе была направлена на сохранение рода, племени и обеспечение оптимального функционирования. Она отличалась слитностью, твердостью, суровостью, а порой и жесткостью, не предполагала развития творческой инициативы отдельных членов социальной группы и их самодеятельности.
Естественно-природный характер социальных норм первобытного общества, которые возникли как необходимый итог осознанного опыта многих поколений, исключал потребность на тот момент в письменном закреплении выработанных правил, то есть в писаном праве как во внешнем формализованном нормативном регуляторе.
Можно сказать, что нормативное социальное регулирование существовало в обществе, еще не имеющем государства и разделения на классы. Социальное регулирование возникло с появлением первых примитивных форм социальной организации. При этом и в обществе, не имеющем государственности и разделения на классы, и в политически организованном обществе действие нормативных предписаний осуществлялось весьма разнообразно. Они могли реализовываться на заинтересованности в достижении необходимого результата, достижении необходимой цели, в осознании необходимости выполнения установленных правил с точки зрения их целесообразности, на авторитете главенствующего и, наконец, просто на животном чувстве боязни за собственную жизнь. Сама мотивация поступков, направленных на выполнение установленных правил, имеет большое значение для существования регулятивной системы, ее неизменяемости и продолжительности действия.
На разных исторических этапах процесса эволюции общества главенствующими могли быть разные предпосылки и мотивы, что, естественно, предопределяло специфику системы регулирования общественных отношений правовыми методами. Но нужно отметить, что в понимании субъекта общественных отношений всегда нормативные установления были связаны с предоставлением ему, субъекту отношений, определенных возможностей, с введением ограничений и объективно присущей общественной жизнью. Это была своеобразная дань за существование в социальной группе, так как жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно.
На начальном этапе зарождения и развития общественных отношений в качестве внешней силы, обеспечивающей осуществление нормативных установлений, первоначально рассматривалась сила волеустановления свыше, божественное начало. Для всех народов на начальных периодах развития характерно представление о божественном происхождении всего земного, всего живого и неживого. И исходя из этого каждый поступок, каждое действие или высказывание, направленное против этого постулата, становится не только его нарушением, но и греховным -оскорблением чувств верующих и бога. Таким образом, социальные нормы и их система на начальном своем этапе во многом неразрывно связаны с религиозными взглядами о божественной основе происхождения всего земного. Поэтому многие действия в обществе требовали особых ре-
лигиозных церемоний, участия в них религиозных представителей: будь то заключение договора, заключение брака и т. д.
В социальном регулировании отношений первобытного общества, представлявшем собой нерасторжимое единство и биологических, и производственных, и моральных, и религиозных, и обрядово-ритуальных требований, уже обозначалась его внутренняя структура. Система социального регулирования, складывающаяся из нормативных установлений, уже отличалась особенностями по своим регулятивным свойствам, потому что в ней намечалась дифференциация различных запретов, дозволений, позитивных обязываний на мораль, этику, религиозные нормы, право. Эволюция нормативного сознания в эпоху разложения первобытного строя и установления классового общества характеризуется процессом разделения этой сферы культуры. В этот период развития общества начинается процесс постепенного перехода наиболее нужных, необходимых в социальном плане правил поведения в предправовые нормы.
Рассматривая вопросы, связанные с изменениями в социальном регулировании, необходимо указать на два решающих фактора, вызвавших важные изменения в развитии общества. Первый фактор - материальный: развитие орудий производства, освоение новых технологий производства материальных ценностей и тем самым появление избыточного продукта, появление возможности торговли избыточным продуктом, появление рынка и экономической свободы. Второй фактор - гуманитарный: отделение человека от «общего», приобретение им свободы личности, самостоятельной творческой деятельности и индивидуальности. Но в связи с этим появилась необходимость создания и развитие в обществе инструментов, целью и задачей которых было бы обеспечение свободы и индивидуальности личности, а также институтов общественно-политической жизни (утверждение народовластия, демократии).
В эпоху первобытного общества, когда произведенный продукт обобществлен, при имущественном равенстве и кровнородственных связях в роде, племени не могли создаваться те условия, которые были бы основой противоречий личных и общественных интересов, которые постоянно толкали бы лицо нарушать чужие интересы. Поступки, которые были направлены против интересов всей социальной организации, были редкостью, а когда случались, становились делом всего общества. С развитием частной собственности на средства производства и разделением общества на классы, с появлением неравенства из противоречия интересов возникали конфликты, из конфликта - нарушение установленного порядка. Старые родовые инструменты социального регулирования уже не соответствовали требованиям времени и не могли играть существенной роли в предупреждении и устранении нарушений, а новых регуляторов и механизмов еще не было.
Родовые инструменты регулирования имели ограниченный характер, так как их воздействие было направлено на группу людей, связанных общим происхождением, и поэтому пока нарушения правил - обычая здесь было только для этой группы людей. Развитие общества, средств производства, рыночные отношения по мере их развития объединяют людей на новой основе, не ограниченной рамками отдельного рода, и закрепление новых отношений и их охрана приобретает общественное значение. Охрана новых отношений осуществляется уже не с помощью правил поведения, установленных первобытной организацией, а посредством установления общих правил поведения, обязательных для всех членов общественного образования.
С образованием политико-правовой системы, когда появляется право и основные социальные регуляторы принимают правовую форму, очень важное, а подчас и решающее значение приобретает религиозное присутствие, становится необходимым религиозное санкционирование. Ярким примером тому служит Древний Рим, где вся масса правил должного поведения была поставлена под защиту религии, а главная верховная группа жрецов выполняла и юридические функции по толкованию официальных норм как в общем плане, так и в конкретных случаях (казусах).
Постепенно право в общем, а нормы в частности стали приспосабливаться к существующим проблемам и к тому образу жизни, который на данный момент сложился, и поэтому из общей массы стало выделяться светское право, противопоставляемое божественному. Вследствие этого происходит возвращение к религиозно-правовым нормам чисто религиозного характера, то есть происходит дифференциация правовых норм и религиозных норм.
В период разложения первобытного строя и образования государства, появления классового общества, когда начинает развиваться право, каждый индивидуум уже сам может себя защищать от всякого рода нарушений его прав и интересов. Первоначальной и простой действенной формой защиты своих прав и интересов было индивидуальное выяснение отношений с нарушителем, то есть «самосуд». Но слабые не могли себя защитить, и поэтому для самозащиты они искали
помощи у авторитетной общественной власти, которая существовала во всякой социальной организации: совет старейшин, религиозные деятели, хранители опыта племени, которые были своего рода предтечей органов принуждения и регулирования, то есть суда как государственного установления.
По мере зарождения, развития, становления и укрепления органов государственной власти прежняя авторитетная общественная власть при рассмотрении нарушений сменяется судом, более авторитетным и сильным органом политически организованного общества. В этот период происходит противоборство правил старого порядка с новым возникающим специальным регулятором отношений - правом, которое появляется из складывающихся новых обыкновений, фиксируемых судом (в своих решениях) и новой властью (в своей административно-судебной практике). Судебный путь возникновения права был, по мнению Я. М. Магазинера, всеобщим: «У всех народов раньше, чем развилось определение правовых норм путем законодательства, эти нормы отыскались, а иногда творились путем судебных решений» [3, с. 107].
Можно сказать, что вследствие тех изменений, которые произошли в социальном обустройстве общества, под требованием нового нарождающегося общественного уклада, выросшего из частной собственности и борьбы и разногласия интересов властителей и подвластных, появилась потребность точно установить, разграничить и зафиксировать их интересы и определить под особую правовую и государственную охрану право каждого, следовательно, возникает право как нормативный социальный регулятор.
Все рассмотренное выше позволяет прийти к следующим обобщениям и выводам. Во-первых, необходимо отметить, что социальная норма представляет собой нормированное установление, представляющее определенные требования к должному существованию человека в конкретной социальной организации. Кроме того, социальная норма выступает одновременно средством фиксации и основанием реализации должествования. Это позволяет конкретному лицу соотнести свои поступки, каждое действие и намерение с требованиями общества. Иными словами можно сказать, что он должен осознать свои потребности и возможности с ограничивающей их необходимостью, которая определяется для индивида обществом. Во-вторых, феномен социальной нормы показывает, как с ее помощью можно достичь единого порядка в регулировании общественных отношений, объединить массу личных интересов при достижении значимых в общесоциальном плане задач и целей и получении необходимых результатов. И наконец, в-третьих, нужно указать, что нормативное социальное регулирование существовало еще в обществе, не имеющем государственного устройства и не разделенном на классы. Оно возникло с появлением первых простых форм социальной организации. Также следует отметить, что в обществе, не имеющем государственного устройства, и в политически организованном обществе инструменты обеспечения реализации социальных норм весьма разнообразны и основаны на различной мотивации.
Библиографический список
1. Ивин А. А. Логика норм. М., 1973. 121 с.
2. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса): курс лекций. 2-е изд. М., 1996. 184 с.
3. Магазинер Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 1997. № 4.
References
1. Ivin A. A. Logika norm [The logic of norms]. Moscow, 1973, 121 p. [in Russian].
2. Nazaretyan A. P. Agressiya, moral' i krizisy v razvitii mirovoi kul'tury (Sinergetika istoricheskogo protsessa): kurs lektsii [Aggression, morality and crises in the development of world culture (Synergetics of the historical process)]. 2-e izd. Moscow, 1996, 184 p. [in Russian].
3. Magaziner Ya. M. Obshchaya teoriya prava na osnove sovetskogo zakonodatel'stva [General theory of law on the basis of Soviet legislation]. Pravovedenie [Jurisprudence], 1997, no. 4 [in Russian].