Научная статья на тему 'Генезис права'

Генезис права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7955
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / ПРАВОГЕНЕЗ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОПОНИМАНИЕ / НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ / GENESIS / LAW GENESIS / SOCIAL REGULATION / UNDERSTANDING OF LAW / NORMS OF PUBLIC MORALS / RELIGIOUS NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Н.П.

В статье анализируется процесс исторического возникновения и становления права. Рассматриваются взгляды российских правоведов и зарубежных ученых на данную проблему. Отмечается, что право возникает только в обществе как специфический порядок отношений. Рассматриваются определенные этапы развития общества: расслоение населения, выделение элиты, которая становится фактическим собственником средств производства, государственное формирование права на основе интересов господствующего класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE LAW

In article the process of historical emergence and formation of the law is analyzed. Views of Russian jurists and foreign scientists on this problem are considered. It is noted that the law arises only in society, as a specific order of relations. Certain stages of development of society are considered: stratification of the population, allocation of elite which becomes the actual owner of means of production, the state formation of the law, on the basis of interests of a ruling class.

Текст научной работы на тему «Генезис права»

УДК 34.01

ГЕНЕЗИС ПРАВА

Герасимова Н.П.,

к.ю.н., доцент, ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск E-mail: gerwlad.wg@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется процесс исторического возникновения и становления права. Рассматриваются взгляды российских правоведов и зарубежных ученых на данную проблему. Отмечается, что право возникает только в обществе как специфический порядок отношений. Рассматриваются определенные этапы развития общества: расслоение населения, выделение элиты, которая становится фактическим собственником средств производства, государственное формирование права на основе интересов господствующего класса.

Ключевые слова: генезис, правогенез, социальное регулирование, правопонимание, нормы общественной морали, религиозные нормы.

THE GENESIS OF THE LAW

Gerasimova N.P.,

candidate of law sciences, associate professor, SUSU (NRU), Chelyabinsk E-mail: gerwlad.wg@mail.ru

Abstract

In article the process of historical emergence and formation of the law is analyzed. Views of Russian jurists and foreign scientists on this problem are considered. It is noted that the law arises only in society, as a specific order of relations. Certain stages of development of society are considered: stratification of the population, allocation of elite which becomes the actual owner of means of production, the state formation of the law, on the basis of interests of a ruling class.

Keywords: genesis, law genesis, social regulation, understanding of law, norms of public morals, religious norms.

Генезис в переводе с греческого означает происхождение, становление - это философская категория, выражающая возникновение, происхождение развивающегося явления. Первоначально категория генезиса применялась к представлениям о происхождении природы, бытия, биогенезиса (возникновение или развитие жизни). Этот аспект отра-

жен в мифологии, а затем в философии и конкретных областях знаний. В XIX веке категория генезиса начинает играть важную методологическую роль в познании. В частности, Г. Гегель кладет в основу феноменологического анализа форму сознания, который ставит своей целью раскрыть становление науки вообще, или знания [9, с. 339].

LAW

Правогенез - это процесс возникновения права, его происхождения и становления как специфического социального явления [7, с. 228], неотделимого от общества. Возникновение права невозможно вне социальных условий. Иначе можно сказать, право рождено только обществом. «Ubi societas, ibi jus» (в пер. с латыни: где общество, там право), - говорили древние, и это изречение отражало реальное положение вещей [11, с. 113]. Различные понятия общества дает современная социология в зависимости от принадлежности конкретного исследователя к той или иной философской школе.

Например, американский социолог Т. Пар-сонс понимал общество как социальную структуру и определял его как «такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы...» [5].

Любое общество вынуждено решать задачи самосохранения, обеспечения и охраны общественно значимых потребностей, направленных на нормальное существование самого общества, упорядочение общественных отношений. Все это происходило при помощи специального механизма социального регулирования.

Догосударственное право объективировалось в устные формы и существовало как устное право. Такое право, по мнению французского антрополога Н. Рула-на, имело не только слабые, но и сильные стороны, в частности, устная форма объективации являлась препятствием на пути отчуждения права от индивидуума [10, с. 69-70].

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование выступает как нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества (или определенной его части) и не имеет конкретного адреса.

Второе относится к конкретному субъекту - является индивидуальным указанием действовать соответствующим образом. Эти виды неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование, в конечном счете, приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное регулирование возможно без общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд. Социальное регулирование касается человеческого сообщества, пришедшего и от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с человеческим обществом.

В родоплеменной организации общества основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества.

Позднее появились тесно связанные с обычаями и отражающие существующие в обществе представления о справедливости, доброте и зле, нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий достаточно полную регламентацию общественных отношений.

Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения (рецепроктность и редистрибуция), которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержание этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» - ms^g^^, recht и т.п. («право» на латыни, английском, немецком - аналогичные наименования при возникновении правопонима-ния имели место во многих восточных языках [2, с. 9]. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдение всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Данная посылка заключается в утверждении того, что вне общества право не существует. Право «появляется» только в обществе как специфический порядок общественных отношений, участники которых имеют определенную социальную свободу действовать тем или иным образом, закрепленную в обязанностях других лиц [4, с. 145].

На определенном этапе развития первобытного общества происходит расслоение. Возникает особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средства производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В этом случае возникает социальное неравенство, которое ставит в неравные условия членов общества при распределении общественного продукта, передаче общего достояния в руки узкого круга лиц. Нарушается принцип справедливости, что приводит к нарушению обычаев в обществе, разрушается закрепленный веками сохранившийся неизменным порядок. Укрепленная обычаями форма общественных отношений приходит в противоречие с их

содержанием. В исторически первоначальных обществах упорядочения в этих целях общественных отношений происходит при помощи общественной власти, представляющей общество во внешних и внутренних конфликтах. Эта власть обладала монополией на физическое принуждение членов общества в случае необходимости, однако для реализации властных полномочий она не имела специальных органов.

Таким образом, формируется господствующий класс, особая социальная группа, в руках которой находится не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть, и которая формирует государственный аппарат, используя эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершившим.

В результате первобытные обычаи оказались неприспособленными для регулирования отношений классового общества, отношений господства и подчинения, и формирующееся государство нуждалось в необязательном регуляторе, который мог бы выступать в качестве классовой силы, средства навязывания классово-господствующей воли всему населению [3, с. 14].

Предыстория права характеризуется примитивными нормативными обобщениями, представляющими собой государственно-нормативное выражение индивидуального решения или признанного и защищаемого государством обычая.

Например, первые письменные памятники права древнейших цивилизаций (Законы Ману, Законы XII таблиц, Законы царя Хаммурапи, Хеттские законы и др.) и Средневековье (Салическая Правда, Русская правда и т.д.), зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В этой связи римский историк Тит Ли-вий в работе «История Рима от основания города» назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» [4, с. 145].

Марк Туллий Цицерон в работе «Об ора-

LAW

торе» писал: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов» [11, с. 113].

Американский юрист Г. Берман считает, что западная традиция права зародилась в Европе Х1-Х11 вв., но основы ее закладывали не государство, а католическая церковь; базовой европейской системой права выступило каноническое право - итог папской революции XI в., утверждения независимости римской церкви в качестве корпоративного юридического образования под эгидой папства [2, с. 9].

Процесс исторического генезиса права в России шёл значительно дольше западных государств, несмотря на его древнее происхождение и широкую сферу действия.

Обратимся к Своду законов. Русское крестьянство в то время в большинстве своем вело общинный образ жизни и, как полагали некоторые исследователи, имело свой особый «народный правопорядок», собственное «народное», «крестьянское» или «общинное право». Российские этнографы и юристы того времени попытались выделить и определить предмет «первобытного права». Русскими учёными был открыт огромный и разнообразный правовой мир представлений о

возникновении и развитии права. В течение длительного времени процессы пра-вообразования носили стихийный характер и были обусловлены объективными закономерностями общественного развития. Возникновение права явилось следствием защищенности отношений в обществе, их упорядоченности. Постепенно усложняются социальные отношения, при этом усложняются нормативные основания, процессы правового регулирования и обобщения правового опыта, что приводит к необходимости разработки новых концепций исследования феномена права. Согласно точке зрения А.В. Полякова, «современная российская теория права должна не возрождать ложный дуализм естественного и позитивного права, а работать над концепцией, которая объясняла бы право как многообразный, но единый феномен, существующий на разных социальных уровнях и в разных ипостасях» [7, с. 228].

Мировая юридическая практика в настоящее время, основываясь на правовом генезисе, насчитывает множество форм - непосредственных источников права, таких как: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина, юридическая практика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев С.С. Общая теория права. 2-е издание. М., 2008.

2. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

3. Гегель Г. Сочинение. Т. 4. М., 1959.

4. Ливий Тит. История Рима от основания города: в 3т. Т. 1. М., 1989.

5. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

7. Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004.

8. Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. №2.

9. Пухта Г.Ф. Энциклопедия права // История философии. СПб., 1998.

10. Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999.

11. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / Под редакцией М П. Гаспарова. М., 1994.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ГЕРАСИМОВА Нина Павловна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск.

E-mail: gerwlad.wg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.