Научная статья на тему 'Социально-философский аспект правовой нормы'

Социально-философский аспект правовой нормы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
470
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / ПОВЕДЕНИЕ / НОРМАТИВНОСТЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / КОМПРОМИСС / СОЗНАНИЕ / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / NORM OF LAW / BEHAVIOR / NORMATIVITY / OBLIGATION / COMPROMISE / CONSCIOUSNESS / LEGALITY / LEGAL ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотухин В. М., Степанцова Е. В.

Статья посвящена социально-философскому анализу правовой нормы в правовом пространстве. Подчеркивается, что содержание норм права зависит от познания свойств и признаков общественных отношений, регулируемых этими нормами. Создание норм права ориентируется на объективные потребности общества и субъективные потребности индивида. Процесс создания норм права зависит от допустимого компромисса между различными государственными, национальными и общественными интересами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философский аспект правовой нормы»

©

Золотухин В.М., Степанцова Е.В.

Доктор философских наук, доцент, кандидат философских наук, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

Аннотация

Статья посвящена социально-философскому анализу правовой нормы в правовом пространстве. Подчеркивается, что содержание норм права зависит от познания свойств и признаков общественных отношений, регулируемых этими нормами. Создание норм права ориентируется на объективные потребности общества и субъективные потребности индивида. Процесс создания норм права зависит от допустимого компромисса между различными государственными, национальными и общественными интересами.

Ключевые слова:норма, поведение, нормативность, обязательность, компромисс, сознание, законность, правопорядок

V.M. Zolotukhin, E.V. Stepantsova

doctor of philosophical sciences, docent, candidate of philosophical sciences Kuzbass state technical university named T. F. Gorbachev

SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT OF LEGAL NORM

Summary

Article is devoted to the social-philosophical analysis of legal norm in the legal space.It is emphasized, that the content of the norms of law depends on knowledge of the properties and attributes of public relations regulated by those norms.Elaboration of rules of law focuses on the objective needs of the society and the subjective needs of the individual.The process of creating norms of the law depends on the acceptable compromise between the different state, national and public interests.

Keywords: norm of law, behavior, normativity, obligation, compromise, consciousness, legality, legal order.

В периоды трансформация общественных отношений происходит изменение содержания социальных норм, в частности правовых, как одного из основных средств регулирования поведения и взаимодействия людей. Актуальность темы исследования определяется не толькотем, что социальное нормирование является важным фактором регулирования деятельности, в частности в области применения правовых норм, но и необходимостью разработок, направленных на выявление механизмов влияния социальных норм на деятельность и поведение субъектов в правовом поле.

Главной целью права, в частности егонорм, является обеспечение правопорядка и социальной стабильности. Определяя право по его сущности как нормативную форму упорядочения, стабилизации и воспроизводства общественных отношений, поддерживаемую (охраняемую) средствами юридического процесса и государственным принуждениемЛейст О.Э. отмечает, что «право всегда обращено в будущее и предписывает нечто как должное; поэтому идеалы (будущего) всегда видятся в связи с правом как помощь или помеха в их достижении»[4, с. 13]. Право, таким образом, рассматриваемое как способ регулирования поведения, призвано воздействовать на волевое поведение участников общественных

© Золотухин В.М., Степанцова Е.В., 2013 г.

отношений при помощи соответствующих стимулов. Именно поэтому право должно быть выражено не как описание настоящего, а как предписание, обращенное в будущее.

Содержание норм права зависит от наиболее полного и глубокого познания свойств и признаков общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Создание норм права ориентируется на объективные потребности общества и субъективные потребности индивида. Непосредственное влияние на эффективность норм права оказывают социальные факторы, а необходимым условием всестороннего познания правовых норм является изучение их создания и действия в конкретных исторических условиях реальной жизни.

В юридической литературе право определяется, чаще всего,только как совокупность правовых норм, соблюдение которых обеспечивается принуждением со стороны государства. По мнению А. К. Черненко нельзя опиратьсятолько на нормативистское толкование права и говорить о нем как о регуляторе устойчивого и рационального развития общества. Определяя право как совокупность правил поведения (норм), мы смешиваем его с формой государства, типом политического режима. В силу этого правом можно будет считать и законодательство государства, политика которого не предусматривает охрану природы, снятие социальной напряженности, отмену иррациональных правовых институтов. Иначе говоря, нормативистская трактовка права может в разной мере обусловливать как устойчивость, так и неустойчивость социального развития[8, с. 141].

Иная картина, по мнению исследователя, открывается, когда определение права отражает потребности общественного развития, интересы нации и всего человечества. В этом случае право - не формально-абстрактная совокупность законов, а их система, способствующая самосохранению общества. По мнению Б. А. Кистяковского, из трех главных определений права по содержанию правовых норм: как норм устанавливающих и разграничивающих свободу (школа естественного права и немецкие философы-идеалисты); норм, защищающих интересы (Иеринг); и, наконец, норм, создающих компромисс между различными требованиями (Адольф Меркель), последнее определение заслуживает особенного внимания с социологической точки зрения[3, с. 366]. Такое право приобретает особый смысл в наше время, на пороге третьего тысячелетия, когда общество интенсивно развивается, создаются различные общественные организации, не возбраняется плюрализм взглядов и убеждений. Содержательное понимание права имеет решающее значение для определения роли и места права в системе факторов устойчивого социального развития, ибо оно соответствует объективным закономерностям развития человечества[8, с. 141].При этом, норма права создает равновесие в обществе и укрепляет его, поскольку формирует предсказуемое поведение индивида и его отношение другому лицу и ко всему обществу.

По мнению Н. Н. Алексеева наиболее легкий и общедоступный выход из условности юридической догматики дается так называемым социологизмом в науке о праве. Социологизм - это тот род эмпирического знания, который не ограничивается простым описанием и систематизацией исторически установленных норм права, но стремится также к постижению их общественных функций[1, с. 24]. Искусственно созданное положительное право - результат общественной необходимости. Но не следует забывать, что право не обязательно сливается с общественными явлениями. Н. Н. Алексеев утверждает, что право может обладать своей собственной, вовсе не социальной природой. Реальная связь между правом и обществом - односторонняя: право возникает или не возникает в обществе, а общество существует независимо от права[1, с. 29]. Изучение права и слагающих его правовых норм как социальных явлений необходимо осуществлять в рамках их влияния на жизнь и воплощения в правовых отношениях.

Бесспорным и признаваемым большинством исследователей является признание гражданских законов в качестве движущей силы общества. В результате многолетних раздумий над социально-философскими проблемами С. С. Алексеев устанавливает, что именно гражданские законы - это те главные факторы, с помощью которых идеалы свободы, требования демократической и правовой культуры фактически реализуются в повседневной жизни граждан, и тем самым с юридической стороны обеспечивается

реальное формирование современного свободного гражданского общества[1, с. 107-108]. Именно нормы гражданского права пережили века, общественные потрясения и пришли в современность практически неизменными. Нормы Римского частного права и принципы, на которых они базируются, остаются актуальными в российской правовой системе, как и во всем цивилизованном мире. Согласимся со словами С. С. Алексеева, что частное право - это как раз такая юридическая сфера, которая непосредственно не зависит от усмотрения власти и позволяет юридической системе возвыситься над властью[1, с. 109]. Нормы гражданского права являются наиболее распространенной юридической материей, они используются людьми ежедневно и ежечасно, они - основа общественно-деловых отношений. Признание гражданско-правовых норм и их неукоснительное исполнение в интересах себя лично, а не для государства-надзирателя является важным воспитательным моментом для каждого члена социума и гарантирует каждому реализацию его прав и свобод.

Создание правовых норм всегда связано с социальными и политическими процессами. Такие стадии создания норм права, как законодательная инициатива, агитация в пользу конкретных норм, обсуждение их желательности или нежелательности есть не что иное, как подключение общественных интересов к нормотворчеству и оказанию влияния на политику государства в этой сфере.

В ходе социально-правового исследования норм права вносится реальный вклад в развитие таких вопросов, как:

- социальные источники норм права и оптимальность правотворчества и правоприменения;

- эффективность действия норм права;

- взаимодействие моральных и юридических норм;

- социальные причины нарушения норм права и эффективность норм, предусматривающих наказание.

Известно, что правовые нормы вытекают из социальных норм, которые складываются в обществе на основе морали, обычаев, традиций, религиозных взглядов, деловых или корпоративных отношений. Социальные факторы - это фон, на котором создаются, развиваются и применяются нормы права. Правовые нормы, выделяясь среди социальных, обретают особый характер и свойства: четкость, конкретность, согласованность, непротиворечивость, общеобязательность, нормативную определенность. Обеспечение норм права государственным принуждением позволило им удерживать лидирующее положение в регулировании общественных отношений на протяжении столетий.

Если индивид успешно социализируется в правовом поле, это означает, что он знает правовые нормы, правильно их понимает и следует определенной модели поведения. Правовая социализация важна, поскольку незнание закона не освобождает лицо от ответственности. Правоприменение напрямую зависит от уяснения норм права субъектами общественных отношений, то есть, теми, кому они адресованы. Поведение индивида, не соответствующее какой-либо действующей социальной норме, в том числе и правовой, признается девиантным поведением.

Охватывая широкий круг отношений нормы права должны носить безличный характер и не обращаться к конкретному индивиду. По словам Ф. Хайека только подчинение безличным законам рынка обеспечивало в прошлом развитие цивилизации, которое в противном случае было бы невозможным[7, с. 130]. Право как элемент сознания индивида может существовать в двух видах: как чисто психическое явление, сопровождаемое чувствами, представлениями, побуждениями, или как совокупность правовых норм, требующих некоего долженствования и обязанности. К тому же нельзя противопоставлять эти два вида. Психологическое и нормативное толкование права солидарны, они просто по-своему толкуют сущность взглядов индивида на правовую систему в целом.

Чтобы правовая норма могла реализовываться, она должна быть усвоена субъектами правовых отношений и закреплена в мотивах и целях индивида. Как говорил Руссо: «Закон существует всего лишь для того человека, который либо сам его создал, либо же согласился

с ним. Для любого другого человека это не закон, а заповедь или приказ»[6, с. 36]. Поэтому необходимо формирование правильного отношения к закону, в том числе и социального меньшинства, которое с ним не согласно. Зачастую мнение меньшинства, а не толпы, бывает более справедливым и разумным. Если есть желание улучшить жизнь человека, для начала надо выяснить, совпадают ли взгляды разных людей на жизнь и её улучшения.

Когда нормы права переходят в правовые отношения и реальную действительность, они непосредственно сливаются с такими элементами социального бытия, как социальная защита членов общества, состояние законности и правопорядка, политическая система и политический режим в обществе, состояние экономики.

Не смотря на то, что правовые нормы вытекают из социальных и должны соответствовать общественным идеалам, нередко возникает прямое противоречие между правовыми предписаниями и взглядами всего общества или отдельных его групп. Конфликт зависит от ряда субъективных и объективных причин. В любом обществе существуют индивиды и объединения, ценностные ориентации и интересы которых противоречат тем, которые закрепляет право (отдельные граждане, организации, преступные сообщества). Нравственные воззрения различных социальных групп (предпринимателей, рабочих, пенсионеров, молодежи) могут значительно отличаться. Кроме того, те субъекты, которые в целом поддерживают правовую систему, свободно могут давать оценку действующим законам и формировать общественное мнение. К ним в частности относятся такие мощные силы воздействия, как политические партии и средства массовой информации. Свобода распространения массовой информации, независимо от государства и цензуры, выделяет СМИ в особый субъект, оказывающий существенное влияние на процессы, связанные с созданием и реализацией правовых норм.

По словам русского либерала П.Б. Струве, нравственное сознание народа, его национальный дух находят свое воплощение в культуре - той непосредственной среде, где формируется волевое и сознательное начало нации - государство. Богатство, глубина и самобытность культуры определяют силовые возможности государства, его способность подчинять другие нации и государства. В этом плане борьбу между нациями и государствами Струве рассматривает как борьбу культур: побеждает та культура, в которой уровень правового и морального сознания, степень дисциплины и порядка оказываются выше[5, с. 67-70].

В отношениях, воспроизводящих ценностные императивы, прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность моральной и правовой нормативности. «Всякое согласие относительно чего-либо, что люди должны признавать как властвующую над ними норму, предполагает это нормативное сознание»[2, с. 52]. Сознание и поведение являются «богатыми» по своим проявлениям общественными процессами. На эмпирическом уровне они фактически отражают состояние общественных связей и взаимодействий во всем их многообразии, противоречивости, случайности и необходимости. Их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех без исключения сферах общества. Более того, обращается на себя внимание, что подлинное бытие не в комплексе норм, а в переживании конкретных ситуаций.

С социально-философской точки зрения, уровень проявления криминогенных факторов, базируется на социальном неравенстве, котороеи порождает акты криминального насилия. Поскольку инфляционные процессы сильнее всего ощущаются населением с невысокими денежными доходами, то это означает, что от них страдает большая часть женщин, и это неизбежно влияет на их поведенческую модель. Бедность, нищета, отсутствие нормальных жизненных перспектив и иные подобные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у значительного по масштабу слоя населения экономической свободы, - все это порождает целый комплекс остро негативных социальных последствий.

Одна из задач науки - это исследования в области эффективности норм права, результаты которых законодатель учтет при проектировании юридических норм. Эффективно действующие нормы права приводят к социально полезным результатам:

снижению уровня правонарушений, укреплению законности и правопорядка, наиболее полному удовлетворение законных интересов членов общества.

Любая действующая норма права закрепляет общие признаки какого-либо правоотношения. Конкретизация юридической нормы к определенным жизненным обстоятельствам происходит через акт применения этой нормы. Правоприменение имеет действительную социальную ценность и играет значительную роль в становлении нормы права, поскольку важнейшим признаком законной нормы является её социальная значимость и необходимость. Социальными факторами, влияющими на применение норм права, являются политический режим государства, активность политических партий и общественных объединений, состояние экономики и благосостояния населения, образованность правоприменителей и всех слоев общества, социально-научные исследования и разработки, социально-демографические условия (численность, плотность и состав населения, занятость, уровень преступности).

Для устойчивого состояния нормативно-правовой системы опасен конфликт между законодательной и исполнительной властью, поскольку он повлечет дисбаланс правовой системы вследствие несоответствия подзаконных нормативных актов законам. Однако такой конфликт может сыграть и положительную роль, если вскроет несоответствие норм права реальной действительности. Именно в конфликтной ситуации норма права приобретает свою значимость и необходимость. В спокойной обстановке нормы права могут существовать годами и не оказывать существенного воздействия на общественные отношения, а в случае социального конфликта они развиваются и совершенствуются. Ярким примером является значительное изменение нормативно-правовой базы и создание юридических новелл в связи с событиями 90-х годов ХХв., когда в российском обществе назрели и начали осуществляться перестроечные процессы.

Значение нормы права в развитии социально-политической мысли связано еще и с тем, что право, политика, социум неразрывны и взаимно влияют друг на друга. Согласимся с рассуждениями Ю. Хабермаса о том, что право и политическая власть должны исполнять функции по отношению друг к другу, прежде чем они смогут взять на себя собственные функции, а именно: стабилизировать поведенческие ожидания и коллективно принятые решения. Таким образом, право впервые придает всякой власти, у которой оно заимствует принудительный характер, правовую форму, и ей власть снова обязана тем, что она становится обязательной. И наоборот. Оба кода, правда, требуют, чтобы у каждого из них была собственная перспектива: у права - нормативная, у власти - инструментальная.

В российской правовой традиции норме права всегда была характерна запретительно-карательная интенция, что способствовало развитию у народа иждивенческих настроений, отчужденности от права и низкому уровню социальной и правовой ответственности.В идее российской государственности акцентируется особость, исключительность, уникальность русского пути при общей пассивности и невключенности народа в государственное дело, безынициативности в вопросах создания гражданского общества. Это ведет к непониманию соблюдения нормы права как экзистенциальной потребности человека, сведение его только к принуждению и насилию, отсутствие реального представления о роли права в сфере политики и социальной жизни породило глубокий правовой нигилизм, характерный как для прошлой правовой жизни, так и для современной России.

Литература

1. Алексеев, Н. Н. Основы философии права. / Н. Н. Алексеев. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 256 с.

2. Виндельбанд,В. Избранное: Дух и история. / В. Виндельбанд. - М.: Юрист, 1995. - 687 с.

3. Кистяковский,Б.А. Философия и социология права. / Б. А. Кистяковский; сост., примеч., указ. В. В. Сапова. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1999. - 800 с.

4. Лейст, О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. / О. Э. Лейст. -М., 2002. -288 с.

5. Струве, П. Б.РаШойса. Политика, культура, религия, социализм. / П. Б. Струве. -М.: Республика, 1997. - 527 с.

6. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.) / Ю. Хабермас. - М.: Наука, 1992. -176 с.

7. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек // Вопросы философии. - 1990. -№ 11. -С. 124-125.

8. Черненко, А. К. Философия права. / А. К. Черненко. - Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1998. - 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.