Научная статья на тему 'Роль социальных норм в формировании правовой культуры будущих юристов'

Роль социальных норм в формировании правовой культуры будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / БУДУЩИЙ ЮРИСТ / LEGAL CULTURE / SOCIAL LIFE / SOCIALIZATION / SOCIAL NORMS / FUTURE LAWYER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заричанский Олег Анатольевич

В статье рассматриваются социальные нормы в формировании правовой культуры будущих юристов в условиях современного строительства украинского государства. Подтверждено, что социальные нормы являются необходимой составляющей в формировании правовой культуры личности будущего юриста. Будучи объективной реальностью, они ориентируют личность в сложных процессах социальной жизни, нацеливают ее на избрание социально одобряемого поведения и деятельности. В связи с этим актуализировалась задача приобщения субъектов образовательной деятельности к ценностям различных правовых культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL NORMS IN FORMATION OF LEGAL CULTURE OF FUTURE LAWYERS

In article social norms in formation of legal culture of future lawyers in the conditions of modern construction of the Ukrainian state are considered. It is confirmed that social norms are a necessary component in formation of legal culture of the identity of future lawyer. Being objective reality, they focus the personality in difficult processes of social life, aim it at election of socially approved behavior and activity. In this regard the problem of familiarizing of subjects of educational activity to values of various legal cultures was staticized.

Текст научной работы на тему «Роль социальных норм в формировании правовой культуры будущих юристов»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU № 3 2014

УДК 378

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Заричанский Олег Анатольевич

канд. пед. наук

Научно-исследовательский институт церковно-канонических и государственно-правовых проблем УАН,

Ивано-Франковский университет права им. Короля Данила Галицкого

Ивано-Франковск(Украина)

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье рассматриваются социальные нормы в формировании правовой культуры будущих юристов в условиях современного строительства украинского государства. Подтверждено, что социальные нормы являются необходимой составляющей в формировании правовой культуры личности будущего юриста. Будучи объективной реальностью, они ориентируют личность в сложных процессах социальной жизни, нацеливают ее на избрание социально одобряемого поведения и деятельности. В связи с этим актуализировалась задача приобщения субъектов образовательной деятельности к ценностям различных правовых культур.

Ключевые слова: правовая культура; социальная жизнь; социализация; социальные нормы; будущий юрист.

ROLE OF SOCIAL NORMS IN FORMATION OF LEGAL CULTURE

OF FUTURE LAWYERS

Zarichanskiy Oleg Anatolievich

candidate of pedagogical sciences

Research institution of church and legal problems of UAN, Ivano-Frankovsk law university of King Danila Galitskiy Ivano-Frankovsk (Ukraine)

Abstract. In article social norms in formation of legal culture of future lawyers in the conditions of modern construction of the Ukrainian state are considered. It is confirmed that social norms are a necessary component in formation of legal culture of the identity of future lawyer. Being objective reality, they focus the personality in difficult processes of social life, aim it at election of socially approved behavior and activity. In this regard the problem of familiarizing of subjects of educational activity to values of various legal cultures was staticized.

Key words: legal culture; social life; socialization; social norms; future lawyer.

Среди составляющих общественных отношений, которые стимулируют правовой прогресс, формирование и развитие правовой культуры личности, важное место принадлежит социальным отношениям, социальной сфере общественной жизни. Сегодня ни одна из задач государственной, в частности правовой политики не может быть успешно реализована без учета социальных аспектов общественного развития общества. Влияние социальной сферы и прежде всего социальных отношений на развитие правовой культуры будущих юристов осуществляет-

ся прежде всего посредством социальной направленности деятельности государства, обеспечение социальных прав и свобод граждан, создание условий для реализации социального потенциала человека.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 1995 № 366 была утверждена Программа правового образования населения Украины, в которой указано, что «становления в Украине демократического правового государства требует существенного повышения правосознания граждан, их правовой культуры, неуклонного соблюдения ими требований законодательства, квалифицированного его применения. Данная Программа предусматривает создание необходимых условий для приобретения и использования правовых знаний широкими слоями населения, закрепляет основные направления правообразовательной деятельности и первоочередные мероприятия по их реализации» [2, с. 357].

С целью повышения уровня правового образования населения, создания надлежащих условий для приобретения гражданами правовых знаний, а также для обеспечения их конституционного права знать свои права и обязанности 18 октября 2001 за № 992/2001 Президентом Украины издан Указ «О Национальной программе правового образования населения», которая предусматривает, «что требуют решения на государственном уровне вопросы дальнейшего развития правосознания населения, преодоление правового нигилизма, удовлетворение потребностей граждан в получении знаний о праве». Это может быть обеспечено, прежде всего, путем совершенствования правового образования населения.

Целью Программы является «повышение общего уровня правовой культуры и совершенствование системы правового образования населения, приобретения гражданами необходимого уровня правовых знаний, формирования у них уважения к праву».

Основными задачами Программы являются: «повышение уровня правовой культуры населения, в частности государственных служащих, создание надлежащих условий для приобретения гражданами знаний о

своих правах, свободах и обязанностях; широкое информирование населения о правовой политике государства и законодательство, обеспечение свободного доступа граждан к источникам правовой информации, совершенствование системы правового образования населения, сохранение и развитие отечественных традиций в этой сфере» [2, с. 357].

Правовую культуру в педагогической, психологической, философской и юридической литературе определяют по-разному. Одни авторы в понятие правовой культуры включают право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение [1, с. 15]. При определении правовой культуры некоторые исследователи отождествляют понятия правовая культура и правовая культура общества. В частности, В.П. Сальников определяет правовую культуру общества как «разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, созданные людьми в области права» [4], а также В.Д. Попков считает, что «правовая культура общества - это и есть определенное состояние и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики» [6, с. 438].

Современная правовая культура - это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина как высших ценностей [3, с. 274]. Правовая культура зависит от правового образования. По мнению Г.Х. Яворской, «правовое образование - это структурный компонент образования в Украине, процесс вступления правовых знаний, навыков и умений, формирование уважения к праву, закону, к правам и свободам человека, соответствующие

правовые ориентаций и оценок, правовых поведенческих установок и мотивов правомерного поведения и т.д.» [8].

Процесс становления человека как личности, приобретение соответствующих социальных свойств и качеств, позволяющих ей быть полноправным и активным гражданином общества, необходимо обосновать с помощью понятия «социализация». Под социализацией понимается процесс становления человеческого индивида, формирования его социальной сущности, усвоение им определенной системы социальных ро-

V V п

лей и ценностей. В развернутом виде социализация личности значит осознание человеком своей социальной роли, места в социальной структуре общества, формирование самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социальные отношения, наполнение их личностным смыслом [7]. Нас интересуют те обстоятельства, благодаря которым идет формирование и развитие отдельной личности. Влияние социальной среды на становление личности составляет суть проблемы социализации, заключается в восхождении человека от индивидуального к социальному.

В процессе социализации задействовано все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, воспитатели, коллеги и знакомые, средства массовой информации. Важно отметить, что социализация - не какой-то одноразовый или краткосрочный акт. Она осуществляется на протяжении всей жизни человека - от детства через зрелость и до старости включительно. Это происходит потому, что условия жизни человека, а следовательно и она сама, постоянно меняются, требуя вхождения во все новые и новые социальные роли и соответствующих изменений статуса. Но если в ходе социализации ребенка главным для нее является социальная адаптация, то есть приспособления к общественной среде, то для социализации молодого и даже социально зрелого человека основную роль играет интериоризация, или формирование внутренней структуры человеческой психики, превращения элементов внешнего ми-

ра во внутреннее «Я-личности». Результатом интериоризации становится индивидуальность личности. В самой социальной природе курсантского коллектива заложено богатые потенциальные возможности, которые нужно умело использовать для достижения главной цели его функционирования и решения социально значимых задач. Однако такие предпосылки действуют не автоматически, они реализуются в целенаправленном учебно-воспитательном процессе коллективом преподавателей, имеющим свою внутреннюю структуру, соответствующие органы управления и выполняет ряд разнообразных педагогических функций (профессионально-образовательная (учебная), общественная, организационно-управленческая, воспитательная). Реализация педагогических функций в студентском (курсантском) коллективе не может быть ограничена четко определенными рамками. Все эти функции взаимосвязаны, в определенной степени взаимообусловлены, взаимосвязаны, но каждая из них имеет свой специфический смысл.

Содержание морально-правовой социализации будущих юристов заключается в привлечении его к моральным и правовым нормам, ценностям, моральной и правовой культуре, сознательной социально активной деятельности. Определены три основных пути правовой социализации личности будущих юристов: обучение, передача опыта, символическая социализация.

Социализация посредством обучения основывается на усвоении знаний и тех моральных и правовых норм, которые прививают уважение к известным правилам политико-правовой системе и социальных ролей. В этот процесс включаются нравственные, политические и правовые нормы, знания общественных и политических институтов, механизмов их функционирования.

Социализация посредством передачи опыта (приобретение личного опыта) представляет собой продукт собственного социального, политического, правового поведения и деятельности личности. Через различ-

ные роли, которые приходится выполнять, курсант и офицер усваивает различные принципы организации общества и функционирования государственно-правового (политического) устройства. Они проверяют на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первичные настройки могут быть усилены или деформированы.

Символическая социализация - важный канал воздействия на сознание и поведение личности будущего юриста. Суть ее заключается в том, что студент создает собственную систему значения понятий не на основе прямого включения в социальную, политическую и юридическую практику, а на основе представлений, которые возникают из оценок и реакций на микро- и макросреду [7].

Психологическое, профессиональное и правовое развитие отдельной личности будущего юриста представляет собой социальный процесс. С рождением человек вступает в мир ценностей, поддерживает система социально-правовых норм, запретов и санкций, которые обеспечивают возможность человеческих отношений и стабильность общественной системы. Усвоение будущим юристом правовых ценностей, норм и стандартов поведения осуществляется в течение всей его жизни и происходит в процессе его социализации. Начальные элементы правовой культуры познаются им с раннего возраста из разных источников: от близких ему людей, учителей, из литературы, средств массовой информации. В разных ролевых ситуациях формирования правовой культуры студент усваивает знания о требованиях норм морали и права, приобретает навыки и умения надлежащего, социально одобряемого поведения обществом. Со временем благодаря повышению уровня социальных ролей пополняются и его знания в области права.

Социальные нормы являются необходимой составляющей в формировании правовой культуры личности будущего юриста. Будучи объективной реальностью, они ориентируют личность в сложных процессах

социальной жизни, нацеливают ее на избрание социально одобряемого поведения и деятельности. Процесс их усвоения личностью будущего юриста включает в себя несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих в обществе социальных норм); аксиологический (оценка норм как справедливых) деонтологических (признание норм обязывающими) поведенческий (способность личности действовать в соответствии с требованиями норм).

В процессе формирования правовой культуры личности будущего юриста происходит овладение им определенных типов поведения путем познания правовых норм, формирование соответствующего оценочного отношения к ним и усвоение их как собственных правил поведения и деятельности, поэтому весьма важным в методологическом плане является вопрос об уровнях социализации.

Использование признаков уровней формирования правовой культуры дает возможность будущему юристу с разной эффективностью участвовать в жизни общества, в большей или меньшей объеме осуществлять функции и роли согласно своему социальному статусу. В связи с этим представляет интерес понятие «минимум социальной зрелости личности юриста».

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований [5; 7; 8] позволил определить следующие основные стадии социализации личности будущего юриста: раннюю (от рождения до начала обучения в школе), обучение (с момента начала обучения в школе до окончания очных форм общего и правового обучения); социальную зрелость; завершения социализации (с момента прекращения служебной деятельности).

Большое значение в процессе формирования правовой культуры личности имеет правовое воспитание. Среди методов правового воспитания необходимо выделить общие и специальные. К общим методам относятся социально-экономические, государственно-правовые, соци-

ально-психологические и культурно-воспитательные. Специальные методы используются правоохранительными органами. Это контрольновоспитательные мероприятия, которые применяются к определенной категории граждан, склонной к совершению правонарушений в случаях, прямо указанных в законе.

Социальное становление личности юриста неразрывно связано с процессом воспитания, во время которого на личность влияют различные факторы как положительного, так и отрицательного характера. Общая цель правового воспитания состоит в формировании у личности юриста правовой культуры, которая состоит из сознательного отношения личности к своим правам и обязанностям, уважения к закону, готовности придерживаться его требованиям, бороться с нарушениями законности и правопорядка. Субъектами воспитания в первую очередь являются государственные и общественные учреждения и организации, использующие для этого различные методы, средства и формы. Среди форм правового воспитания необходимо выделить: обучение, образование, пропаганду, а также воспитательное воздействие закона, правоисполнительной и правоохранительной практики [5]. Критерием правовой воспитанности будущего юриста есть реальные поступки и его действия в правовой сфере. Сознание и деятельность будущего юриста находятся в сочетании и взаимообусловленности. От уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития в решающей степени зависит и его поведение.

Важным является вопрос формирования индивидуального практического опыта личности будущего юриста. Его общение с людьми, принадлежности к определенной социальной группе, практический опыт, который накапливается, влияющих на формирование морально-правовых взглядов и позиций порой даже более сильно, чем целенаправленное воспитание.

Формирование правовой культуры личности будущего юриста, ее сознания и культуры зависят не только от воспитания, влияний макро- и микросреды, особенностей личного опыта, но и от ее природных, психологических качеств: способностей, темперамента, характера и т.д. Эти свойства придает каждому лицу индивидуальности восприятия взглядов, идей и требований, а также реакции на эти идеи и требования. Несмотря на то, что мотивы поведения юриста, его интересы, цели и установки определяются социальными факторами, отмеченные выше свойства личности играют значительную роль в выборе того или иного варианта поведения [7].

Наличие у личности правовых знаний является условием развития правовых интересов во всех сферах социальной жизни, которые приобретаются в процессе усвоения правовых понятий и впечатлений. Правовое образование формирует способность правовой ориентации и возможность переносить ее в действительность.

Коллектив студентов является «совокупным объектом» (субъектом) и отличается прежде всего особенностью психологии, в которой чрезвычайную актуальность приобретают социально-психологические процессы и явления (А.А. Кузьменко [5], В. В. Райко [7], Г.Х. Яворская [8] и др.), а именно: коллективные мнения и суждения, настроения, традиции и обычаи, потребности и интересы, цели и установки, сотрудничество и сопереживания, симпатии и антипатии, доверие. Все эти составляющие имеют интегративный характер, укрепляют коллектив, способствуют созданию оптимальной психологической атмосферы.

Безусловно, есть факторы, которые психологически дифференцируют коллектив: лидерство, соперничество, конкуренция, стремление отдельных личностей (групп) и т.д.

Все члены общего коллектива студентов (курсантов) связаны друг с другом опосредственно, а также через участие в выполнении единых общественно значимых задач.

Таким образом, можно утверждать о высоком уровне социальных норм в формировании правовой культуры будущих юристов, если они включают в себя интеллектуальную, служебную, политическую, правовую и моральную зрелость. К основам социальных норм в формировании правовой культуры отнесем: обучение, передача опыта, правовую социализацию. Большое значение в процессе правовой социализации личности будущего юриста имеет правовое воспитание, которое способствует формированию правовой культуры. К общим методам формирования правовой культуры будущих юристов относим социальноэкономические, государственно-правовые, социально-психологические и культурно-воспитательные.

Список использованных источников

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности: автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. М., 1988. 15 с.

2. Основи законодавства України: підручник / за ред. В. І. Кириленка. Вінниця: Нова книга, 2002. 617 с.

3. Общая теория государства и права / под ред. А.Г. Тиковенко. Минск: Книжный Дом, 2006. 320 с.

4. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988. 142 с.

5. Кузьменко О.А. Соціальне становлення особистості в умовах відкритої соціально-педагогічної системи: автореф. дис. .канд. пед. наук. К., 1998. 18 с.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Минск: Юристь, 2004. 512 с.

7. Райко В.В, Грязнов І.О. Обґрунтування складових правової соціалізації особистості майбутнього офіцера-прикордонника // Військова освіта : зб. наук. праць / гол. ред. В. В. Ягупов. К., 2006. № 2 (18). С. 68-74.

8. Яворська Г.Х. Теоретичні та методичні засади формування соціально-професійної зрілості курсантів вищих навчальних закладів МВС України: дис. ...д-ра пед. наук. К., 2006. 435 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.