22. Плешкевич, Е. А. Библиотека в электронно-цифровом пространстве: to be or not to be // Румянцевские чтения - 2013 : матер. междунар. науч. конф. (16-17 апр. 2013 г.) : в 2 ч. - Москва : Пашков дом, 2013. - Ч. 2. - С. 57-63.
23. Плешкевич, Е. А. Электронные библиотеки: теория и практика в ракурсе десятилетия (20032013 гг.) Обзор. // Библиотечное дело - XXI век : научно-практ. сб. - Москва : Литера, 2013. - Вып. 1. -С. 126-148.
24. Скворцов, В. В. Библиотековедение // Библиотечная энциклопедия : [энцикл.]. - Москва : Пашков дом, 2007. - С. 166-169.
25. Карташов, Н. С. Сравнительное библиотековедение в системе библиотековедческих дисциплин // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества : сб. ст. -Москва : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2000. - Ч. 1. - С. 23-27.
26. Вохрышева, М. Г. Методологические вопросы библиотековедения в творческом наследии Н. С. Карташова // Библиосфера. - 2018. - № 2. - С. 3-8.
27. Тараненко, Л. Г. Эволюция содержания понятия «библиотечное краеведение» // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 3. - С. 25-31.
28. Ванеев, А. Н. Структура библиотековедения // Советское библиотековедение. - 1983. - № 3. -С. 41-51.
Evgenii A. Pleshkevich, Dr. of Pedagogical Sciences State Public Scientific and Technical Library of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia)
eap1966eap@mail. ru
FROM E-LIBRARY SCIENCE TO LIBRARY INFORMATION SCIENCE
Abstract. The paper outlines history of debates in professional press for specialists of librarian-ship on separation of a new direction of scientific thought - e-library science - because of a need of understanding of influence of information and telecommunications technology on a face of social institute of librarianship. The author critically considers the key arguments advanced by supporters of the idea, expresses his disagreement with calls to renewing of methodological tool set of the today's library science in relation with wide penetration of digital technologies into library practice. Also, the author's views on perspectives of appearance of a new scientific discipline focused on task-oriented computer and digital library technologies are given.
Keywords: library science, librarianship, library information science, informatics, e-library science, e-librarianship.
УДК 004.738.1 LiveLib: 028
DOI: 10.32340/2414-9101-2020-1-85-91
Р. П. Потапова, кандидат социологических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
raisapotapova@ mail. ru
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «LIVELIB» В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
Аннотация. На примере работы одной из самых популярных русскоязычных социальных сетей, объединяющей любителей книг и чтения, - отечественного литературного портала «LiveLib» (существует с 2007 г.) - охарактеризованы некоторые особенности современных виртуальных сообществ читателей, где основной медиаконтент производится пользователями соцсети. Представлено описание ряда наиболее распространённых инструментов и средств
популяризации чтения в среде современных интернет-пользователей. Автор указывает на весомый вклад стихийной библиотерапии в формирование развитой информационной культуры личности.
Ключевые слова: социальная сеть; библиотерапия; виртуальный читатель; рецензии на электронные книги; виртуальные читательские сообщества; информационная культура личности; «Одноклассники», российская социальная сеть; «ВКонтакте», российская социальная сеть.
Возрастающая популярность литературной повестки в онлайн-дискуссиях в крупнейших социальных сетях современной России («Одноклассники», «ВКонтакте» и пр.), увеличение числа специализированных русскоязычных книжных, писательских и читательских интернет-порталов, уверенно опровергает закрепившийся в массовом сознании стереотип о полном равнодушии современных россиян к чтению, об их стремлении избавиться от переставших быть модными домашних библиотек. Бурное развитие индустрии досуга и рынка развлекательных услуг заставило чтение потесниться со своих некогда устойчивых лидерских позиций в ряду наиболее распространённых досуговых занятий граждан, однако количество читателей по-прежнему огромно - и современные социальные сети стали востребованной общедоступной коммуникативной площадкой для миллионов интернет-пользователей, объединённых интересом к чтению.
В отечественных неспециализированных (общей тематики) социальных сетях действуют крупные читательские сообщества: например, в российской соцсети «Одноклассники» (владелец - компания «Mail.ru Group», существует с 2006 г.) наибольшей популярностью пользуются следующие виртуальные объединения читателей:
- «Литературный салон "Страницы книг"» [1] (публичная страница, 175 456 участника интернет-сообщества);
- «Книжная полка» [2] (публичная страница, 11 158 участников интернет-сообщества);
- «Ода Книге» [3] (публичная страница, 17 754 участников интернет-сообщества);
- «Школа Великих Книг» [4] (публичная страница, 5 293 участников интернет-сообщества, члены которого условливаются о коллективном чтении одного и того же литературного произведения в течение месяца, после прочтения обсуждают его содержание, делятся собственными литературными впечатлениями);
В российской социальной сети «ВКонтакте» действуют следующие виртуальные клубы любителей книги и чтения:
- «Книги, изменившие мою жизнь» (более 314 тыс. индивидуальных подписчиков);
- « Читающие» (более 2 млн участников интернет-сообщества);
- «Что почитать. Лучшие книги на каждый день» (более 158 тыс. интернет-пользователей), а также другие сообщества, тематически связанные с книгой, чтением.
Активное присутствие в социальных сетях обеспечивают себе все крупные субъекты отечественного книжного интернет-рынка. Онлайн-магазин электронных книг «ЛитРес» (владелец - группа компаний «ЛитРес», существует с 2005 г.) предлагает своим читателям анонсы ожидаемых изданий, ознакомительные фрагменты книг, интервью с известными российскими писателями, иллюстрированные цитаты отечественных и зарубежных писателей («афоризмы в картинках»); внимание русскоязычного сегмента сетевой аудитории интернет-магазин удерживает благодаря доказавшим свою эффективность инструментам онлайн-маркетинга: виртуальным творческим конкурсам, авторскому медиа-контенту, привлекательной типографике, кроме того, интернет-магазин предоставляет своим покупателям возможность приобретать электронные книги за внутреннюю валюту социальной сети «Однокласс-
1 Сложносокращ. от «литературный ресурс».
ники». Московское издательство деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» (существует с 2005 г.) сделало ставку на регулярную публикацию в социальных сетях информационных блоков (т. н. «постов») оригинального содержания для работников бизнеса, менеджеров и деловых консультантов в жанре «полезные советы» (например, «10 советов, как сосредоточиться на работе» [5]); постоянными читателями таких тематических информационных каналов являются почти десять тысяч пользователей рунета. Издательская группа «АСТ» (существует с 1990 г.; на настоящий момент - одно из двух крупнейших издательств России), размещает в социальных сетях сообщения об организуемых творческих встречах и автограф-сессиях с популярными современными писателями, публикует анонсы готовящихся к выходу в свет изданий.
Социальные сети содействуют генерированию качественно новых культурных продуктов. Традиционные средства массовой информации предполагают лишь одностороннее взаимодействие, а в интернет-пространстве оно становится многосторонним. В социальных сетях распространение информации никак не зависит от физического местоположения участников коммуникационного процесса; этот феномен обозначен в научных работах как «коммуникационная революция» [6].
Свободное интернет-общение и обмен информацией в виртуальных социальных сетях, специализирующихся на книжной тематике, позволяет в некоторой степени восполнить нехватку открытых дискуссионных площадок для коллективного обсуждения содержания литературных произведений, событий литературного процесса и окололитературной жизни. Как отмечает Крылова Е. В., «советская традиция литературных кружков в России умерла, а французский формат общения в литературных кафе и кофейнях так и не сложился, поэтому людям требуется единая площадка, на которой они могут узнавать о новых книгах, обсуждать литературные произведения, находить интересующую их общекультурную информацию. Социальные сети как раз стали такой площадкой и уже объединили любителей книг в группы вокруг некоторых издательств» [7, с. 113].
Научный интерес к книжным социальным сетям возникает, в основном, в контексте изучения действенных инструментов продвижения продукции современных издательств (А. А. Андриянова, Е. В. Крылова) [7, 8]. Специфика книжных социальных сетей (в частности, «LiveLib») как цифрового социокультурного пространства, в котором интернет-пользователь осуществляет выбор произведений, формируя комфортное для себя информационное пространство, проанализирована научным сообществом не была; в статье мы попытаемся частично восполнить этот пробел.
Объектом нашего анализа является работа русскоязычной социальной сети интернет-пользователей, объединённых интересом к книге и чтению - «LiveLib», предоставляющая множество специализированных электронных инструментов и сервисов для библиофилов; на настоящий момент соцсеть обладает самой большой коллекцией пользовательских рецензий и отзывов на литературные сочинения в российском интернете. «Сервис был запущен в 2007 году. Сейчас ежедневно LiveLib посещают более 200 000 пользователей. В 2011 году сервис стал лауреатом премии Рунета в категории «Наука и образование», получив специальный приз за самое большое количество рецензий. К настоящему времени LiveLib - это огромная база данных, которая позволяет быстро найти информацию практически о любой книге или авторе. На сервисе 15 000 000 оценок книг, 940 000 рецензий на книги, 58 000 000 книг в коллекциях» [9]. Пользователи сетевого ресурса активно участвуют в его наполнении: публикуют списки прочитанного, пишут и переводят с иностранных языков рецензии и статьи на книги, размещают цитаты из литературных произведений, составляют рекомендательные списки литературы, участвуют в «книжных» играх и конкурсах. «LiveLib» - место общения единомышленников, виртуальный клуб по литературным интересам, члены которого делятся друг с другом читательским опытом, литературными впечатлениями. Социальная сеть «LiveLib» даёт возможность своим пользователям вести электронный личный читательский
дневник. Каждый интернет-пользователь, зарегистрированный на онлайн-платформе, может поделиться с членами виртуального сообщества книголюбов собственными впечатлениями о книге, опубликовав рецензию на литературное произведение или написав историю своего знакомства с книгой, которая поможет другим читателям сориентироваться в документном потоке, найти новую любимую книгу или перечитать уже известную под влиянием впечатлений других сетевых пользователей, изложенных в рецензиях. Участники социальной сети электронным голосованием определяют перечень лучших книг года, формируют рейтинги книг в классах «Новинки», «Популярные», «Бестселлеры».
Социальная сеть предоставляет доступ к обзорной информации о новинках литературы и переизданиях, публикует биографические справки об авторах и интервью с писателями, основные данные о книгах и издательствах. Благодаря усилиям группы интернет-пользователей, создавших при социальной сети клуб переводчиков, рядовые потребители сетевого ресурса ежедневно получают доступ к наиболее интересным критическим статьям, очеркам и рецензиям из ведущих мировых изданий в переводе на русский язык. Каждый месяц в разделе «Новости» социальной сети публикуется около 200 постов о последних событиях литературной жизни [9].
В числе ежегодных массовых культурных акций социальной сети «LiveLib» - проект «Книжный вызов» (с 2015 г.), нацеленный на выявление читателей-рекордсменов среди зарегистрированной аудитории веб-сайта. Система ведёт автоматизированный учёт электронных книг, прочитанных интернет-пользователями в период с 1 января по 31 декабря; победителем проекта объявляется тот пользователь, который на конец календарного года прочёл наибольшее количество книг из цифровой коллекции сетевого ресурса. Система фиксирует библиографические данные о литературе, прочитанной пользователем социальной сети, принимающим участие в проекте, а также порядок прочтения им книг; в своём электронном личном кабинете пользователь может публиковать адреса интернет-ссылок и рецензии на прочитанную литературу. Подобные упорядоченные списки литературы, рассчитанные на освоение за фиксированный промежуток времени, снабжённые оценочными читательскими комментариями с некоторыми оговорками можно считать готовыми программами чтения.
Подлинное авторство рецензий на книги, публикуемых в социальной сети «LiveLib», установить трудно, поскольку большинство из них подписано сетевыми псевдонимами -никами; разнообразие интернет-имён можно увидеть в рубриках и разделах социальной сети: «читатели по активности», «читатели по рейтингу», «самые начитанные», «эксперты Лайвли-ба». Просмотр профиля пользователя социальной сети позволяет узнать о нём только ту информацию, которую он сам о себе посчитал необходимым указать. При прохождении процедуры электронной регистрации система предлагает пользователю сообщить о себе следующие персональные данные: имя, фамилию, пол, дату рождения, местоположение, род занятий, дату регистрации, статус (один на выбор; например, «гуру», «любимый библиотекарь», «эксперт», «постоянный читатель» и др.), рейтинг, индекс активности, сведения о профилях в др. социальных сетях. Часть аудитории социальной сети «LiveLib» предпочитает ограничиться указанием на факт своего участия в проекте «Книжный вызов», некоторые пользователи используют цитаты известных писателей для декларации своих литературных вкусов, другие - сообщают о том, что читают сейчас. Есть примеры подробных характеристик, так, пользователь под сетевым именем «NasturciaPetro» развернуто описывает свои литературные предпочтения, называет фамилии авторов, ставших для данного эксперта открытием года, дает рекомендации к прочтению авторских работ: Сергея Довлатова, Ивана Гончарова, Ирины Измайловой.
На момент публикации статьи второе место в числе 100 самых авторитетных экспертов социальной сети занимал(-а) пользователь, выступающий(-ая) под сетевым именем «Anastasia246», профессиональная деятельность которого(-ой) связана с «информационным обеспечением управленческой деятельности» - его/её авторству принадлежит 923 рецензии,
многие из которых оценены читателями социальной сети по максимуму по 100-балльной шкале [10]. Приведём в пример отрывок из рецензии на книгу «Отчаянная осень» Галины Щербаковой (Москва, издательство: «ЭНАС-КНИГА», 2016 г.): «Трогательная, я бы даже сказала, душераздирающая книга; на разрыв души. Здесь слишком много о разочарованиях и обидах, запоздалом раскаянии, несбывшихся надеждах, вообще ведь редко когда первая любовь бывает счастливой. С годами понимаешь, что не стоит так расстраиваться, но вот юности - разве объяснишь?.. 5/5, какая-то невероятная книга, читается на одном дыхании, с замиранием сердца следишь за перипетиями сюжета и переживаниями героев. Болеешь за всех, ведь это все такие милые и добрые ребята и девчонки, каждый из них достоин счастья, а жизнь обязательно расставит все по своим местам... Школа-школа, я скучаю, как мы быстро повзрослели. А записки с голубками все летят ко мне из детства, Беспокоят мою память, никуда от них не деться. Я своих подружек школьных иногда ещё встречаю, Оказалось, это больно, школа-школа, я скучаю... (гр. Любовные истории - «Школа»)» (опубликована в сети 8 марта 2020 г.) [9]. В рецензии автор погружает читателей в атмосферу школьной жизни, цитируя текст известной песни (знакомой для всех информации); апелляция к культурным продуктам и смыслам, активно циркулирующим в пространстве массовой культуры (в данном случае - к тексту песни в жанре поп-музыки), позволяет рецензенту получить поддержку части интернет-аудитории со схожими культурными вкусами и потребностями.
Социальная сеть фиксирует данные об общем количестве просмотров пользователями рецензий на издания с указанием сведений о конкурсном или игровом мероприятии сетевого ресурса (например, «От А до Я. Тур 2018», «Собери их всех!» и др.), в рамках которого тот или иной пользователь обратился к тексту рецензии. Часть пользовательских рецензий на издания после публикации на страницах социальной сети подвергается авторской корректировке, рядовому читателю ресурса доступна история исправлений текстов (возможно, административная группа социальной сети таким образом демонстрирует своё отношение к рецензии как к полноценному интеллектуальному продукту сетевого пользователя, оставляя за последним полное право на совершенствование авторского слога).
Социальная сеть предоставляет пользователю возможность сортировки рецензий на книги по дате её публикации на ресурсе, по читательскому рейтингу книги, по популярности. Нередко в откликах на рецензии предметом пользовательских оценок становится отнюдь не содержание рецензируемого издания, а уровень соответствия текста рецензии нормам русского литературного языка; кроме этого, обитатели социальной сети энергично критикуют авторов, жертвующих качеством откликов на книги в погоне за статусом рекордсмена по количеству публикуемых рецензий, а также дают советы рецензентам по подготовке более содержательных в смысловом и цельных в композиционном отношении текстов.
За время существования социальной сети «LiveLib» в онлайн-пространстве пользователи ресурса выработали частный вариант сетевого сленга, ключевой лексической единицей в котором считается положительно окрашенный термин «Лайвлибовцы», которым принято обозначать круг наиболее активных читателей, талантливых и творчески одарённых интернет-пользователей литературного ресурса; в свободное от чтения время они активно участвуют в культурных проектах социальной сети, публикуют переводы литературных произведений на русский язык, пишут репортажи и статьи, создают инфографики, играют в виртуальные литературные игры, участвуют в онлайн-тестировании на темы, связанные с миром литературы [4]. Участники тестирования получают возможность бесплатной загрузки электронных книг и не только: при прохождении, например, онлайн-теста «Классики и сладости» каждый тестируемый получает 12 %-ю скидку на всю продукцию кондитерской фабрики «Конфаэль» (Москва, Россия) по промокоду «Горький!», а правильно ответивший на все вопросы теста получает электронную книгу от книжного интернет-магазина «ЛитРес» в подарок и возможность выиграть другие призы; в подарок за участие в тестировании от кофейной марки «TODAY» также предлагается цифровая книга из каталога «ЛитРес». Пользователи социальной сети
«LiveLib» активно ссылаются на коллекцию электронных книг интернет-магазина «ЛитРес»; вообще, соцсеть, охватывающая значительный процент разновозрастной интернет-аудитории, обладающая огромными коммуникативными возможностями и рекламным потенциалом считается весьма привлекательным партнёром для широкого круга участников современного книжного интернет-рынка, субъектов разноотраслевой онлайн-торговли - книжных издательств, книготорговых организаций, логистов книжного бизнеса, разнопрофильных коммерческих предприятий и пр.
Сетевые ресурсы, открывающие доступ к коллекциям электронных изданий, предоставляют интернет-пользователю возможность свободного выбора тех или иных цифровых книг на основании собственных сложившихся читательских предпочтений или под влиянием сторонних оценок, изложенных в книжных рецензиях, авторы которых предпочитают сохранять анонимность, скрывать свой образовательный уровень и социально-профессиональный статус; при наличии полярных мнений о научных, художественных, литературных, иных достоинствах книги рядовой пользователь социальной сети оказывается более всего расположен к совершению самостоятельного читательского и культурного выбора.
По нашему мнению, к числу основных объектов стихийного библиотерапевтического воздействия пора причислить современного среднестатистического интернет-пользователя без значимых патологий психического здоровья. Библиотерапию более нельзя рассматривать в качестве инструмента коррекции психического состояния человека посредством чтения специально подобранной художественной литературы - сегодня речь следует вести о гораздо более масштабных задачах библиотерапии, прямо связанных с процессом формирования и развития приемлемого уровня информационной культуры личности, ключевыми составляющими которой являются: способность индивида к успешному самостоятельному поиску и отбору достоверных источников информации, навыки уверенной ориентации субъекта информационного поиска в информационном потоке, его способность к объективной оценке качества и степени соответствия информации собственным актуальным нуждам и интересам, способность личности ко включению смыслов, извлечённых из информационного сообщения, в систему собственных ценностных ориентаций, умение использовать информацию для личностного развития, рационально применять её в условиях повседневной жизни и т. д. Уровень информационной культуры личности определяет качество жизни индивида, степень успешности её социализации, эффективной профессиональной самореализации в интересах государства и общества.
В условиях роста научного интереса к характеру воздействия информационного поля на психическое состояние и здоровье людей новое звучание получает проекция библиотерапии как активно формирующейся области обществознания - теории информационного влияния; ссылаясь на многочисленные конкретные факты, специалисты, профессионально занимающиеся библиотерапией, развивают социальную теорию влияния информации на человеческую личность. В фокусе внимания исследователей должна быть теория, которая раскрывается с совершенствованием методики библиотерапии, в центре внимания которой - свободный субъективный выбор читателя. Как следствие, для повышения эффективности библиотера-певтического воздействия на различные категории и группа населения необходима организация масштабных мониторинговых исследований актуальной читательской моды как явления стихийной библиотерапии в среде современных интернет-пользователей.
Список литературы
1. «Литературный салон "Страницы книг"» : [публичная страница] // Одноклассники : рос. социальная сеть. - Москва, 2006-. - URL: https://ok.ru/group53968690020472 (дата обращения: 15.02.2020 г.).
2. «Книжная полка» : [публичная страница] // Одноклассники : рос. социальная сеть. - Москва, 2006. - URL: https://ok.ru/group54966185885887 (дата обращения: 15.02.2020 г.).
3. «Ода Книге» : [публичная страница] // Одноклассники : рос. социальная сеть. - Москва, 2006-. -URL: https://ok.ru/group/53687711957059 (дата обращения: 15.02.2020 г.).
4. «Школа Великих Книг» : [публичная страница] // Одноклассники : рос. социальная сеть. - Москва, 2006-. - URL:https://ok.ru/shkolaknig (дата обращения: 15.02.2020 г.).
5. 10 советов как сосредоточиться на работе // Издательство «Манн, Иванов и Фербер» : сайт. -Москва,2004-. - URL: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/?s=10+советов+как+сосредоточиться+ на+работе (дата обращения: 12.02.2020 г.).
6. Сергеева, И. Л. Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере интернет-сервиса «Твиттер»: дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Московский гос. ин-т международ. отношений : офиц. сайт. - Москва, 2017. - URL: //https://mgimo.ru/science/diss/sergeeva-il.php (дата обращения: 12.02.2020 г.).
7. Крылова, Е. В. Использование социальных сетей в PR-деятельности крупнейших издательств России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. -С. 111-113.
8. Андриянова, А. А. Книжные социальные сети как инструмент продвижения издательств // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сб. матер. VI междунар. науч.-практ. интернет-конф. (Екатеринбург, 5 апреля - 5 мая 2017 г.). - Екатеринбург : УрФУ, 2017. - URL: //hdl.handle.net/10995/56355 (дата обращения: 13.02.2020 г.).
9. [Книжный рекомендательный сервис] LiveLib : [сайт]. - [Германия], 2006-. - URL: https://www.livelib.ru/about (дата обращения: 08.03.2020 г.).
10. [Профиль пользователя] Anastasia246 // Книжный рекомендательный сервис «LiveLib» : сайт. -[Германия], 2006-. - URL: https://www.livelib.ru/reader/Anastasia246 (дата обращения: 08.03.2020 г.).
Raisa P. Potapova, Ph. D. in Sociological Sciences, Associate Professor
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
raisapotapova@ mail. ru
A ROLE OF SOCIAL MEDIA SITE "LIVELIB" IN IMPROVEMENT OF BIBLIOTERAPEUTIC TECHNIQUES
Abstract. The paper describes some peculiarities of today's virtual readers' communities where media content is made by Internet users themselves, through the example of Russian literature web portal "LiveLib" (since 2007), which is one of the most popular Russian-language social networking consolidates lovers of books and reading. The author characterizes a set of the most widespread tools and measures for popularization of reading in environment of modern web users. Also, the author points out on substantial contribution of non-controlled bibliotherapy in building of a personality's developed information culture.
Keywords: a social media site; bibliotherapy; a virtual reader; e-books review; virtual readers' communities; information culture of a personality; "Odnoklassniki" (Eng.: "Classmates"), Russian social networking; "VKontakte" (Eng.: "inContact"), Russian social networking.