А. Б. Чистова,
доцент кафедры социальной педагогики
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед педагогами, является стимулирование социальной активности подростков и молодежи. С одной стороны, социальная активность рассматривается в контексте протестных настроений, при этом молодежь всегда выступала как социальная группа, излишняя активность которой должна быть купирована и взята под особый контроль. С другой стороны, молодежь обеспечивает трансмиссию общественных отношений и выступает как носитель социальных инноваций, поэтому повышение социальной активности молодежи в период кризиса становится одним из условий поиска новых форм общественного устройства. Социальная активность рассматривается как повышенное (по сравнению с принятым в данном обществе) участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как общественные движения, акции и т. д. В рамках одной из таких акций («Я — гражданин России»), организованной Федеральным агентством по образованию, силами студентов и преподавателей кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена было проведено исследование, позволившее обосновать использование социальной рекламы в качестве инструмента подготовки подростков к социально значимой деятельности. Основой данного исследования выступили следующие идеи:
1) для того чтобы социальная реклама действительно отражала актуальные проблемы общества, необходимо проводить конкурсы, которые помогут выявить и сформировать рейтинг актуальных тем;
2) необходимо выявлять общие для целевой аудитории психологические особенности, которые помогут создать социальную рекламу, наиболее воспринимаемую широкой общественностью;
3) исследуя социальную среду, условия и предпосылки существующих проблем, их характеристики, можно создать фундаментальную основу, которая позволит социальной
рекламе не просто привлекать внимание к проблеме, а менять поведение людей в контексте определенной ситуации.
Работа проводилась студентами кафедры социальной педагогики в четырех школах Санкт-Петербурга (№№ 299, 325, 443 и 448) в 7—8-х классах. В качестве основных результатов можно отметить: а) повышение интереса подростков, принявших участие в конкурсе на лучшую социальную рекламу, к этой форме стимулирования социальной активности; б) создание условий для возникновения профилактического пространства, основанного на идее социального партнерства; в) усиление технологического компонента превентивной среды школы за счет введения новой социально-педагогической технологии.