Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПОДРОСТОК / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тимченко А. И., Кузнецова В. С.

Выявлены актуальные направления социальной работы с дивиантными подростками и определены эффективность и проблемы данного вида деятельности, профилактирующая роль специалистов по социальной работе с детьми,с отклонениями от норм поведения. Результат дятельности социальных работников с данной категорией возможен при комплексном планировании и реализации всех этапов социальной работы с подростками «группы риска».Identified relevant areas of social work with deviant adolescents and identified the effectiveness and problems of this activity, profilaktirujut the role of professionals in social work with children,with deviations from norms of behavior. The result of the activity of social workers with this category is possible with integrated planning and implementation of all phases of social work with adolescents "risk group".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

2. Официальный сайт управления социальной защиты населения администрации Ракитянского района [Электронный ресурс] Ракитянский район Белгородской области/. - Режим доступа: http://usznr.ucoz.ru

УДК 364.016

Тимченко А.И. студент 1 курса магистратуры социально-теологический факультет имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород Кузнецова В.С. студент 1 курса магистратуры факультет математики и естественного научного образования

НИУ БелГУ Россия, г.Белгород РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Аннотация. Выявлены актуальные направления социальной работы с дивиантными подростками и определены эффективность и проблемы данного вида деятельности, профилактирующая роль специалистов по социальной работе с детьми,с отклонениями от норм поведения. Результат дятельности социальных работников с данной категорией возможен при комплексном планировании и реализации всех этапов социальной работы с подростками «группы риска».

Ключевые слова: социальная работа, социальная защита, подросток, девиантное поведение.

THE ROLE OF SOCIAL WORK IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS Abstract. Identified relevant areas of social work with deviant adolescents and identified the effectiveness and problems of this activity, profilaktirujut the role of professionals in social work with children,with deviations from norms of behavior. The result of the activity of social workers with this category is possible with integrated planning and implementation of all phases of social work with adolescents "risk group".

Key words: social work, social protection, adolescent, deviant behavior. Снижение моральных норм в обществе, переоценка ценностей и отсутствие видимых ориентиров создают благоприятную почву для образования различных форм поведенческих проблем подростков и привлечения внимания общественности к этой проблеме.

Все эти социальные проблемы не могут быть решены без привлечения услуг социальной работы в практике диагностики,

профилактики и коррекции девиантного поведения в современном обществе.

Социальная работа с подростками, как один из наиболее эффективных способов решения проблем молодого поколения, является ключевым условием России для успешного экономического и политического реформирования общества [1, с. 157]. Эта деятельность способствует созданию благоприятных условий для развития и формирования личности молодых людей. В процессе полного участия в жизни общества, а также полного обеспечения всех прав и свобод, которые не противоречат нормам общества.

Профилактика отклоняющегося поведения должна быть направлена на развитие условий, которые должны обеспечить сохранение физического, личного, социального здоровья и защиты от неблагоприятного воздействия на него всей системы социальных факторов.

На данный момент проблема реабилитации девиантного поведения индивидов, и в частности - подростков является общей и наиболее успешно решена. Она включает в себя всеобъемлющее исследование с целью определения взаимосвязи влияния социальной среды личности и окружающей среды на здоровье человека. Этот комплекс мер, направлен на улучшение положения индивидуальной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов.

Тем не менее, в целях осуществления реабилитационной работы с девиантных подростков существуют определенные проблемы. Проблема отклонений среди молодежи является сложным вопросом, и вызывается различными компонентами: социальные, медицинские, психологические. Это, в свою очередь, требует скоординированной работы организации социальных институтов: образования, здравоохранения,

правоохранительных органов, а также государственных служб по защите населения, центров социальной помощи семье и детям и т.д.

Деятельность социального работника с девиантными подростками необходимо выделить некоторые основные тенденции и особенности социальной работы в каждой из этих категорий ниже:

- Работа с подростками с патогенной дезадаптацией ;

- Работа с психосоциально дезадаптированными подростками;

- Работа с маргинальной молодежью.

Первая группа включает в себя молодых людей с ограниченными возможностями в области функциональных расстройств, нервно-психическое здоровье, психосоматической медицины, которые нуждаются в уходе и медицинской помощи: умственно отсталых подростков, инвалидов, лиц с врожденными заболеваниями, с различными функциональными расстройствами. Объектом внимания в данном случае являются молодые люди с тяжелыми и стойкими поведенческими проблемами, которые находят свое выражение в психической жизни девиантного. Социальный работник может получить информацию о состоянии болезни подростка

путем опроса его родителей, друзей и знакомых, но опыт показывает, что эти данные являются лишь только общий характер и не является полным. Таким образом, сбор данных лучше всего сделать с помощью заранее подготовленных вопросников, а также некоторые данные для уточнения отдельного разговора. В некоторых случаях может потребоваться проведение социально-психологической работы с родителями, чтобы ознакомиться с особенностями заболевания, повысить их осведомленность [3, с. 145]. Кроме того, в дополнение охвата родителей, требуют аналогичной работы с учителями, находятся в непосредственном контакте с подростком: создать оптимальную систему взаимоотношений, необходимых информированности учителей о психофизиологических особенностей личности и тем самым требования соразмерности к нему.Итак, при работе с подростками, испытывающими необходимость в медицинском уходе, деятельность социального работника заключается в оказании родителям и подросткам консультаций по валеологическим вопросам.

Изучение трудностей, с которыми может столкнуться группа подростков, могут быть вызваны следующими причинами:

- Проблема низкого уровня интеллектуального развития;

- Нарушение в некоторых процессах познания - восприятия, памяти, внимания;

- Поведенческие нарушения; проблемы социальной адаптации и т.д.

Причиной может быть нарушения в сознании подростков самооценки,

дисгармонии психического развития. Анализ познавательной деятельности девиантного подростка является важным этапом психодиагностики его состояния [2, с. 80]. Анализ предоставляет информацию социального работника, такие как оценка интеллектуального развития, особенностей психической и интеллектуальной деятельности с описанием выявленных признаков, а также оценку его потенциальной способности и умственные способности. Подростки, которые испытывают трудности в обучении нуждаются в подходе отдельного учителя, коррекционных программах, определенном режиме обучения и поддержки семьи. Тем не менее, во многих школах по разным причинам не реализованны корректирующие программы.

К третьей категории относятся социально дезадаптированные подростки, с особо выделяющимся девиантным или преступным поведением. Подростки в этой категории часто сопротивляются воспитательному воздействию и могут быть отнесены к группе"риска". Социальный работник должен различатьв поведении подростков признаков преступления или законопослушных действий. Основными причинами социального отторжения может оказывать влияние на подростков антиобщественных групп, внешкольной среды общения и т.д. После диагностики социальные работники определяют необходимую технологию работы и ее роль в оказании помощи и поддержки подростка. Такими

избираемыми технологиями могут быть: социальная профилактика, социальная защита, социальная коррекция и социальная реабилитация. Выбор технологии определяет форму и методы для достижения процесса согласования личности подростка. Процесс решения конкретной социальной проблемы сводится к следующим этапам: подготовительный этап. Нельзя не согласиться с тем, что основой девиантного поведения принято считать личностную дезадаптацию, а в качестве основной технологии работы с девиантными подростками специалистом по социальной работе стоит выбрать социальную профилактику. Тем не менее, коррекция и реабилитация не менее важные аспекты в решении проблем девиантного поведения. Если профилактические меры осуществляются в основном в школах и в различных учебных ,образовательных и социальных учреждениях,то программы реабилитации для несовершеннолетних правонарушителей осуществляются на базе воспитательных колоний. С.Ю.Федоров считает, что учебно-воспитательная работа является основным элементом программы реабилитации, и включает в себя как профессиональное так и общее образования [1, с. 90]. Поэтому, степень в воспитательной колонии является важным условием для реабилитации. При выборе профессии предоставленной добровольным принципом, принимаются во внимание потребности рынка труда и сектора региона, а также возраст и физиологические особенности ученика. Средства предназначены для обеспечения учебного процесса подготовки вновь осужденных. Основными формами воспитательной работы являются лекции, встречи с интересными людьми. В последние годы все больше и больше стали практиковать встречи с бывшими заключенными, которые стали вести честную жизнь, с родственниками заключенных колонии, а также представителями различных общественных организаций.

Еще одной особенностью социальной работы считается привлечение к участию в организации комплексной образовательной деятельности медицинских работников, учителей, психологов и других специалистов, которые, работая вместе, смогли добиться впечатляющих результатов. Их совместная деятельность является наиболее важным направлением работы, и в этом случае направлена на оказание помощи маргинальной молодежи.

Таким образом, проблема девиантного поведения среди подростков содержит различные аспекты: социальные, образовательные, психологические, правовые и т.д., но лишь решение конкретных проблем, с которыми сталкивается социальный работник, позволит эффективно решать проблемы предупреждения и коррекции девиантного поведения подростков Социальные консультации и роль специалиста по социальной работе в качестве моста между клиентами и различными социальными институтами являются основными формами помощи.

Использованные источники: 1.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2013. - 240 с.

2.Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: Пропилеи, 2013. - 196 с.

З.Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.

УДК 338.2

Тихомиров И.В. студент

4 курс, Российский Экономический Университет им.Плеханова Факультет гостинично-ресторанной, туристической и

спортивной индустрии г.Москва, Россия ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ 2016Г В статье рассмотрены основные экономические показатели , связанные с бюджетом Российской Федерации 2016г. Эти показатели включают в себя ВВП , ВНП, размеры государственного долга и совокупный объем нефтегазовых фондов. Также предложены перспективы по развитию бюджетной системы РФ.

Ключевые слова: деньги, доходы, расходы, бюджет, долг, налоги, банки, фонды, валюта, нефть, риск.

The article describes the main economic indicators related to the budget of the Russian Federation 2016. These indicators include the GDP , the GNP, the size of public debt and the total volume of oil and gas funds. The prospects for the development of the budget system of the Russian Federation are also mentioned in the article.

Keywords: money, income, expenses, budget, debt, taxes, banks, funds, currency, oil, risk.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ 2016Г. По оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за январь-февраль 2016 года составили 2 358,3 млрд. рублей. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета составили 21,9%, что на 2,2 п.п. ВВП выше величины за аналогичный период 2015 года.

Поступление доходов в январе-феврале 2016 года составило 16,9% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 971,3 млрд. рублей или 9,3% ВВП (в январе-феврале 2015 года - 801,2 млрд. рублей, 8,4% ВВП).[3] Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-февраля 2016 года 1 143,2 млрд. рублей или 10,7%ВВП (в январе-феврале 2015 года - 1 143,5 млрд. рублей, 10,7% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2016 года составили 272,2 млрд. рублей, или 2,7% ВВП (в январе-феврале 2015 года - 162,1 млрд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.