3. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. пед. произв. М., 1961. 696 с
4. Есипов Б.П. Основы дидактики. М. Просвещение, 1967. 472 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: М. Педагогика, 1977. 256 с.
6. Учебные пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
7. Бычкова Н.В. Организация процесса обучения неуспевающих и слабоуспевающих учащихся на уроках внеурочных занятиях. Методическое пособие. Брянск, 2003.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ВОСПИТАНИЯ
СЕМЬИ
Кожухова Е.М. Email: [email protected]
Кожухова Елена Михайловна - социальный педагог, Ликино-Дулевский политехнический колледж - филиал Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулево
Аннотация: в данной статье освещён вопрос влияния воспитания на формирование у подростка девиантного поведения. Разобраны как психологические, так и биологические теории формирования девиантного поведения. Выявляются факторы воздействия воспитания в семье, где есть подросток с девиантным поведением. Поднимается вопрос о том, на сколько вероятно, что девиантное поведение - это врождённый фактор. Может ли семья быть первоисточником отклоняющегося поведения у подростка. Какова роль социального работника при работе с данной категорией подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, семейное воспитание.
DEVIANT BEHAVIOR AS A CONSEQUENCE OF FAMILY
EDUCATION Kozhuhova E^.
Kozhuhova Elena Mikhailovna - Social Teacher, Likino-Dulevo Polytechnic College - Branch STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE MOSCOW REGION STATE UNIVERSITY OF HUMANITIES AND TECHNOLOGY, LIKINO-DULEVO
Abstract: this article highlights the issue of the influence of education on the formation of deviant behavior in adolescents. Both psychological and biological theories of the formation of deviant behavior are analyzed. The factors of the impact of parenting in a family where there is a teenager with deviant behavior are identified. The question is raised of how likely it is that deviant behavior is an innate factor. Can a family be the primary source of deviant behavior in a teenager? What is the role of a social worker when working with this category of adolescents.
Keywords: deviant behavior, family education.
УДК 316.624
Заглянув в любой школьный класс (с 1-го по 11-ый), где дети ровесники между собой, невольно выделяешь ребят непослушных, дерзких, грубых. Такое поведение называют девиантным (отклоняющимся). Поступки таких ребят не соответствуют принятым в обществе нормам и правилам поведения: проявление агрессии,
отклонение от учёбы, а затем преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, попытки суицида.
Значит ли что девиантность врождённая? Или приобретённый способ поведения?
Некоторые научные теории связывают девиантное поведение с биологическими особенностями личности, её генетической предрасположенностью к различным отклонениям. А может быть есть ещё факторы пагубно воздействующие на формирование личности? Так, например итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что существуют люди преступного типа. У них строение черепа совпадает с особенностями строения черепа первобытных людей. Выходит, что преступниками рождаются, а не становятся.
Но наследоваться могут лишь отдельные предпосылки девиантного поведения: тип темперамента, особенности нервной системы, патология.
Среди психологических теорий девиантного поведения особое место занимают концепции влияния семьи на формирование личности. Опираясь на теорию Зигмунда Фрейда, "повреждённая личность" во взрослом состоянии - это результат психологической травмы в раннем детстве.
Именно в семье формируются основные качества личности. Семейная атмосфера, ценности семьи являются первым фактором в развитие личности. Дети учатся нормам поведения, взаимоотношениям, культуре поведения через своих родителей. Поэтому именно семьи являются той первичной группой, в которой ребёнок формирует свои ценности, идеалы и цели в жизни. При этом в семье должно царить равноправие. Так, если родители окружили ребёнка лаской, заботой, дали ему хорошее образование, то он вероятнее всего вырастет добропорядочным человеком. Если же ребёнок рос в неблагополучной семье, его родители не работали, были склонны к алкоголизму, а основным средством воспитания были ругань и побои, то весьма вероятно, что ребёнок пополнит ряды малолетних преступников.
Именно родители первыми подают пример отношения ребёнка к миру, интересуются нуждами ребёнка и контролируют его поведение. Однако нередко внешне благополучные семьи с материальным достатком, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей являются неблагополучными, если в них наблюдаются серьёзные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях.
Если сравнивать факторы семейного воспитания в разных семьях, то можно с уверенностью сказать, что девиантного поведения у ребёнка можно избежать, если в семье царит доверительное отношение ко всем членам семьи, взаимоуважение и, конечно же, любовь.
К сожалению девиантность в мире довольно широко распространяется и принимает массовый характер.
Ребёнок на девиантное проявление которого родители прежде не обращали внимания, подрастает и процессы разрушение в нём становится практически необратимыми. Поведение такого подростка не одобряется обществом и наносит ущерб самой личности.
Среди основных причин возникновения девиантного поведения среди несовершеннолетних относится: психологические причины, нарушения в дошкольном воспитании, когда проявляется слабая методическая подготовка некоторых воспитателей, их недобросовестное отношение к своим обязанностям, а также недостатки внутри школьной и внешкольной воспитательной работы. Здесь важны индивидуальный подход к проблемному подростку и проявление в них заинтересованности участие в работе кружков и секций. При этом хорошо, если эти кружки и секции бесплатно.
Девиантное (отклоняющееся) поведение, как правило, характерно для детей не посещающих школу, для сирот (в том числе социальных), Для подростков,
употребляющих наркотики и токсические вещества, для Школьников, склонных к противоправным действиям, а также для тех, кто рано начал половую жизнь.
Как же решить проблему? Помимо работы с девиантными детьми и подростками в семье и школе, на помощь приходит социальные работники. Здесь в деле профилактики девиантного поведения основное внимание уделяется развитию условий, которые обеспечивают сохранение физического, личностного, социального здоровья и защиту от неблагоприятных социальных факторов.
Для успешного решения социальных, медицинских, психологических проблем требуется привлечение учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, а также гос. службы защиты населения, центров социальной помощи семье и детям и т.д. Успешность выполнения поставленных ими задач обуславливают слаженность и согласованность действий. Нельзя не сказать о том, что в настоящее время серьезные проблемы стали подростковый алкоголизм и наркомании.
В деятельности социального работника с девиантными подростками необходимо отметить работу с теми, кто испытывает потребность в медицинском уходе, подростки с запущенностью со стороны педагогов и соц. служб.
Отмечу подробнее: в уходе и медицинской помощи, прежде всего, нуждаются подростки с отклонениями в области нервно-психического здоровья, психосоматики, умственно отсталые, индивиды с врождёнными соматическими заболеваниями, различными функциональными нарушениями, с выраженными и устойчивыми поведенческими расстройствами.
При этом социальный работник может получить информацию о заболевании подростка путём заранее составленные анкеты, а отдельные вопросы уточнять в индивидуальной беседе. Порой требуется и социально - психологическая работа с родителями, с целью познакомить их с особенностями заболевания подростка. Но помимо такой беседы, потребуется и беседа с педагогами, которые тесно контактируют с подростком. Требования же к ребёнку должны быть соразмерны с его возможностями.
Особенностью социальной работы является посредническая функция между подростком и его социальным окружением. При этом социальный работник выполняет роль консультанта. Следует отметить, что социальный работник оказывает ещё и социально-психологическая воздействие, работы с конкретными проявлениями личности и поведение подростка. Так что, при работе с подростками с которыми надо проводить медицинскую работу, работа социального работника заключается в консультации по вопросам здоровья с семьёй и самим подростком.
Что касается педагогической запущенности (а это - не успеваемость в образовательном учреждении), проблемы могут быть связаны с низким уровнем интеллектуального развития, нарушениями в восприятии, памяти и внимания, а также с поведенческими отклонениями и проблемами в социальной адаптации.
Подросткам, испытывающим проблемы в обучении, необходимы коррекция образовательной программы, индивидуальный подход, семейная поддержка и особый режим обучения. Правда, далеко не всегда выполняются эти требования, и подросток испытывает дискомфорт в образовательный среде, что невольно и подталкивает его к поиску иной среды общения.
Анализ познавательной деятельности девиантного подростка - важный этап психодиагностики его состояния. Проведённый анализ дает полную картину социальному работнику об интеллектуальных способностях подростка, потенциальных способностях и его интеллектуальной деятельности. Необходимо проведение комплексного психолого-диагностического обследования с участием специалистов для исключения психологических изменений личности. И здесь социальный работник выполняет роль посредника.
Необходимо отметить и так называемую «группу риска» с особо девиантным или преступным поведением. Причинами возникновения таких групп служит ошибки в воспитании, общение с асоциальными группами.
После асоциальный диагностики социальный работник определяет свою роль в решении сложившихся проблем и выбирает технологию работы. Это и социальная профилактика, и социальная защита, а также социальная коррекция и социальная реабилитация. В основном, как правило, применяется социальная профилактика. Она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, причём на ранних этапах появления проблем.
В социальной работе социальная профилактика включает в себя также формы, как организации социальной среды, информирование и активное социальное обучение социально - важным навыкам.
Кроме того, одной из особенностей социальной работы по профилактике девиантного поведения является привлечение специалистов из смежных областей знаний для организации воспитательных мероприятий, уменьшающих риск возникновения девиантной среды подростков.
Итак, в причинах девиантного поведения среди подростков лежат социальные, медицинские, психологические и педагогические аспекты. Социальный же работник выступает связующим звеном между подростком и другими социальными службами.
Список литературы /References
1. Дикусар А.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, [Электронный ресурс], 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/nvliyanie-semi-na-formirovanie-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-1/viewer/ (дата обращения: 29.05.2020).
2. Кедрова И.А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема// Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс], 2015. № 2 (часть 1), Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20813/ (дата обращения: 29.05.2020).
3. Муханова Е.Д.Социальная работа с девиантными подростками// Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. [Электронный ресурс], 2016. № 3 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-deviantnymi-podrostkami/viewer/ (дата обращения: 29.05.2020).
4. Рольникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления, 2015. Северо-Кавказский психологический вестник. [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-prichiny-i-proyavleniya/viewer/ (дата обращения: 29.05.2020).